Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ († ок. сер. IX в.), прп., исп. (пам. греч. 30 апр., 27 мая), гимнограф. Подробных сведений о личности и жизни К. не сохранилось. Краткое синаксарное указание характеризует его как «исповедника и творца канонов» (μολογητς κα ποιητς καννων) (SynCP. Col. 713; ср.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 276). Весьма вероятно, что К. был насельником Студийского монастыря , но вопрос о его возможном отождествлении с игум. Климентом, которого упоминает в одном из писем прп. Феодор Студит , остается открытым (см.: P é tridès. 1903. P. 573-574; Карабинов. 1910. С. 138-139; Salaville. 1914. Col. 1871-1872). Поскольку немало канонов К. сохранилось в рукописях из Гроттаферраты , высказывались предположения, что К. мог быть насельником этого монастыря или что были известны 2 гимнографа с одним и тем же именем, но общие характеристики сохранившихся песнопений К. указывают на единство их авторства. В пользу студийского происхождения К. также свидетельствуют составленные К. каноны в честь свт. Евстафия Вифинийского (29 марта) и прп. Никиты Мидикийского (3 апр.): жизнь эти святых была связана с Вифинией, откуда в 799 г. в Студийский мон-рь пришли монахи во главе с прп. Феодором Студитом, в числе к-рых, вероятно, был и К. Учитывая, что и свт. Евстафий, и прп. Никита пострадали в период 2-го иконоборчества и что сам К. также назван в источниках исповедником, можно предположить, что он умер не ранее прп. Никиты († 824), которому он написал канон, и немногим позднее последнего императора-иконоборца Феофила († 842) (ср.: Карабинов. 1910. С. 138; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126). Основной характеристикой канонов К. является двойной акростих: именной (Κλμεντος - Климентово) - в богородичных тропарях канона и фразовый - в остальных. Практически все известные каноны К. содержат (или предполагают) 2-ю песнь; начальные тропари канонов могут быть написаны ямбическим триметром. Каноны К. в честь святых отличаются историзмом: гимнограф сообщает много биографических деталей.

http://pravenc.ru/text/1841333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАМАНТА СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ [Греч. μον το γου Μαμ], близ К-поля, был расположен на зап. (европейском) берегу прол. Босфор, в совр. стамбульском районе Бешикташ. Руины мон-ря и имп. резиденции рядом с ним были известны еще в 1-й пол. XX в.; к наст. времени полностью утрачены. Мон-рь был посвящен мч. Маманту Кесарийскому (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.). В 469 г. на берегу Боспора (ныне Босфор) был построен торговый порт; с того же времени существовал имп. дворец с ипподромом. Об основании М. м. в Византии были известны 2 предания. Согласно 1-му, его основателем был евнух Фарасман, придворный имп. Юстиниана I (527-565) ( Zonara. Epit. hist. Vol. 3. P. 300; Σθας. ΜΒ. Τ. 7. P. 101). По 2-й версии, мон-рь построен Гордией, сестрой имп. Маврикия (582-602) (Scriptores originum Constantinopolitanarum/Ed. T. Preger. Lipsiae, 1907. Vol. 2. P. 274). Вероятно, обе версии исторически обоснованы, т. к. мон-рь, возникший в сер. VI в., мог быть перестроен Гордией или возведен в ранг дворцового владения. Существовало также мнение, что М. м. основан самим имп. Маврикием ( Nicet. Pector. Vita Sym. 34//OrChr. 1928. Vol. 12. P. 46). С VII в. в кафоликоне мон-ря находились могилы семьи имп. Маврикия и августы Константины, большинство членов к-рой погибли в результате переворота Фоки в 602 г. Дворец Маманта приобрел особое значение в VIII в.; здесь в разное время жили имп. Лев III Исавр (717-741), Константин V (741-775), Константин VI и имп. св. Ирина (80-е гг. VIII в.- нач. IX в.), в 809 г.- св. Феодор Студит , его дядя Платон и брат Иосиф ( Theod. Stud. Laudatio s. Platonis hegumeni. 39//PG. 99. Col. 841; Idem. Ep. 1. 48//Ibid. Col. 1073). В 813 г. дворец и М. м. были разграблены болгарами из войска хана Крума, которые подходили к К-полю и угрожали городу осадой. Однако вскоре комплекс был восстановлен, его значение сохранялось в IX в. 24 сент. 867 г. во дворце Маманта был убит имп. Михаил III , также подолгу живший здесь и увлекавшийся скачками на ипподроме.

http://pravenc.ru/text/2561782.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗВОН термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов , расположенный на колоколонесущем сооружении ( колокольне , звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются закрепленные на балках колокола; 3) организованная темброво-ритмическая композиция из звуков колоколов или била , к-рой оповещают о начале богослужения и отмечают важнейшие его моменты; древнерус. колокольные З. являются уникальным национальным видом искусства. В данной статье рассматривается преимущественно 3-е, наиболее распространенное значение термина. История З. не только является сигналом, но и осмысляется как молитва в звуках, глас Проповедника, глас Церкви и даже Божий глас, подобно трубному звуку при Богоявлении на горе Синай (Исх 19. 13, 16, 19; ср.: Зах 9. 14). В ВЗ с помощью 2 серебряных труб священники созывали народ к скинии на богослужение, в случае войны и в др. важные моменты; звук труб сопровождал праздники, новомесячия и принесение жертв как напоминание об Израиле перед Богом (Числ 10. 2-10). Нек-рые церковные писатели (преподобные Пахомий Великий, Иоанн Лествичник, Феодор Студит) описывают созыв на богослужение как звук трубы, по-видимому, метафорически ( Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 7. Примеч. 6). Выбор для З. тех или иных колоколов или бил, порядок их использования, структура и продолжительность З. в основном определяются типом обрядового действия и местными традициями, иногда указаниями настоятеля для звонаря . На Востоке одно из первых указаний о З. находится в Уставе прп. Пахомия Великого (2-я четв. IV в.), где говорится, что для совершения молитвы - как церковной, так и по домам - подавался знак с помощью ударов «така» (металлические колечки, подвешенные к стационарному деревянному брусу,- разновидность била), это делали недельные братья, предварительно приняв благословение у аввы (п. 24. 141; см.: Древние иноческие уставы. С. 113; Есипова М. В. Било//ПЭ. Т. 5. С. 211). Общепринятой вост. практикой извещения о начале богослужения стало ударение в деревянное или металлическое било, но уже в III-V вв. Александрийской и Карфагенской Церквами был воспринят обычай нек-рых культов рим. периода звонить перед храмом в небольшой колокол.

http://pravenc.ru/text/199669.html

Н. Одинцов Церковно-историческое исследование Одобрено учебным комитетом при Св. Синоде для фундаментальных библиотек духовных семинарий. В журнале «Учебного Комитета при Святейшем Синоде» о сочинении этом сказано: «Не говоря о пользе его для воспитанников семинарии, оно каждому священнику уяснит много вопросов касательно того, как сложился наш церковный устав, разрешит естественно возникающие недоумения откуда и как произошла разность между древними списками старопечатными и новопечатными богослужебными книгами, покажет основания и даст надлежащую оценку многим обычаям, свято хранящимся в приходской практике под видом неписанного предания, и даст священникам научную опору для разрешения всякого рода запросов и возражений со стороны начетчиков и раскольников». (Церк. Вестн. 1881 г. 3). Века IX и X в истории богослужения церкви греческой вполне справедливо могут быть названы временем высшего развития богослужения. В течение их один за другими последовательно, а иногда и одновременно жили такие писатели церковных песней, как Феодор Студит , брат его Иосиф, архиепископ Солунский, Феофан начертанный, Иосиф песнописец и многие другие. 1 Правда, и в последующие века являлись песнописцы, но это были не столь плодовитые и высокие таланты. Все эти писатели, составив каноны, стихиры и другие церковные песни в честь разных святых, обогатили ими состав богослужебных книг и восполнили труды талантливых предшественников своих, каковыми были: Андрей Критский , Иоанн Дамаскин , Кузьма Маюмский и другие. 2 Вместе с обогащением отдельных частей богослужения стихирами, канонами и другими песнями устанавливался постепенно и общий порядок богослужения: при всем разнообразии в частностях богослужебных чинов, в указанные нами века с совершенною определенностью выступили два устава, получившие свое название от монастырей, в которых они произошли – Студийского в Константинополе и св. Саввы в Иерусалиме. 3 К этому же времени в постройке византийских церквей вполне выработался особый стиль, получивший свое название по месту своего происхождения, и храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На пути к Богу: богословско-методологический опыт построения системы христианского вероучения и этики Источник Автореферат диссертации на соискание степени доктора богословия Содержание Связь работы с крупными научными программами и темами Цель и задачи исследования Объект и предмет исследования Методология и методы проведенного исследования Научная новизна и значимость полученных результатов Практическая значимость полученных результатов Основные положения диссертации, выносимые на защиту Личный вклад соискателя Апробация результатов диссертации Опубликованность результатов диссертации Структура и объем диссертации Основное содержание работы Заключение Основные научные результаты диссертации Резюме Монографии: Статьи:     Просвещение и обучение основам веры во все времена были предметом первейшей заботы Церкви. Самые первые свидетельства христианского благовестия мы находим уже в Евангелиях и посланиях апостолов. Достигалась эта цель в разное время по-разному – через проповедь , беседы, поучения к народу, но всегда это было живое слово. Не случайно в истории христианской педагогики обращают на себя внимание вдохновенные писания мужей апостольских, например, свв. Климента Римского (+ок. 101), Игнатия Богоносца (ок. +107), Поликарпа Смирнского (ок.+155), которые сумели запечатлеть в простой и ясной форме содержание христианской веры и свои религиозные переживания. Эту линию продолжают затем Климент Александрийский (+ок. 215) и великий Ориген (+254). Но особой высоты и совершенства проповедь на христианском Востоке достигает в 4-м – 5-м веках, и её расцвет связан с такими именами как свтт. Афанасий Великий (+373), Василий Великий (+379), Григорий Богослов (+ 389), Григорий Нисский (+395) и Иоанн Златоуст (+407). Особо следует отметить свт. Кирилла Иерусалимского (+386). Его знаменитые огласительные слова являются, по сути дела, первым образцом собственно обучающей беседы. Беседа как форма поучения оставалась популярной многие столетия. Ей пользовались, к примеру, свт. Софроний, патриарх Иерусалимский, (+638), прп. авва Дорофей (7-й век), прп. Феодор Студит (+826), прп. Симеон Новый Богослов (+1020), В виде бесед предлагал свои поучения и талантливейший византийский проповедник 14-го века свт. Григорий Палама (1359).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Но если в IV веке восточное монашество эволюционировало, ориентируясь на самые ранние очаги иноческой жизни, то для Константинополя эталоном стал монастырь св. Иоанна Студита. Именно в этой отличавшейся строгой дисциплиной общине в ту пору, когда в ней настоятельствовал знаменитый игумен Феодор Студит , обрело свой законченный вид византийское киновийное общежитительство. Детальный устав этой обители, составленный св. Феодором Студитом как «наилучшее и наидостойнейшее правило, которое воистину свободно как от крайностей, так и от несообразностей» 618 , серьезно влиял на православное монашество на протяжении очень долгого времени. В скором времени этот устав стал наиболее предпочительным и для старых, и для новых обителей, одной из причин чего, несомненно, стали его умеренный аскетизм и то значение, которое традиционно придавалось общей молитве и физическому труду. Первое киновийное общежительство на горе Афон, Великая Лавра, принадлежало именно к студитскому типу. «Ипотипосис» ее основателя, прп. Афанасия, во всех основных моментах основывается на тексте прп. Феодора Студита . Однако распространение студийского устава не ограничивалось одной лишь Византией. В конце XI столетия прп. Феодосий, «отец русского монашества», принял измененную версию Студийского устава (устав патриарха Алексия, 1025–1043) для своего Киево–Печерского монастыря. В следующем столетии св. Савва подобным же образом связал сербское монашество с киновийной традицией, введя один из вариантов Студийского устава сначала в Хиландаре, а затем и в Студенице. Со временем последняя община (игуменом которой некоторое время был сам святой) стала образцом для всех царских монастырей Сербии. Хотя вся структура, дисциплина и духовность монашества внутри православного содружества в целом определялась византийской моделью, ведущую роль играла именно студитская традиция. Для восточного монашества она сыграла роль стабилизирующего фактора – такую же как и киновийная община св. Василия в Аннеси четырьмя столетиями ранее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Феодоропулос Православные не должны совершать совместных молений c католиками   Епифаний Феодоропулос Православные не должны совершать совместных молений с еретиками   (перевод с греческого)   В церковной жнзни Православие (ортодоксия) должно соче­таться с Праводеланием (ортопраксней). Им противоположны зло-славие (какодоксня, т. е. ересь) и злоделанне (какопраксня, т. е. нравственные и канонические нарушения). Само по себе допущен­ное кем-то злоделанне совсем не обязательно говорит о том, что со­вершивший его человек является не православным, а злославным (также и чьё-либо злославие далеко не сразу может выразиться в злоделанни).   Если молитвы с еретиками совершаются с убежде­нием, что последние всё же находятся вне Церкви, и с наивным же­ланием каким-либо образом обратить их посредством этих деяний, то это ещё какопраксня, но не какодоксня.   (Именно с такими мыс­лями участвовали в подобных мероприятиях и прот. Георгий Флоровский, которого никто не упрекнёт в исповедании ложной экклеспологии и многие-многие другие православные экуменисты. О. Георгий неоднократно высказывал эти свои убеждения вслух, чем всегда вызывал возмущение находившихся рядом протестантов и католиков).   Если же этим антиканоническим действиям сопут­ствует убеждение, что еретики являются такими же полноценными членами Церкви Христовой, как и православные, и что интерконфссснональные моления суть видимое выявление нашего с ними незримого единства, - тут уже налицо не только какопраксня, но и какодоксня, т. е. ересь. Здесь и проходит грань между православ­ными «экуменистами» и «православными» экуменистами, между неправоделанием и неправославием   В одном из своих творений прп. Феодор Студит (VIII - на­чало IX вв.), ревностный борец с ересями иконоборчества, рассматривает такую ситуацию. Предстоятель некой Поместной Церкви или большого церковного округа (патриарх, архиепископ или митрополит) с частью своего епископата открыто уклонился в явную ересь, провозглашённую и утверждённую соборно.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=460

О, кто не вздохнет из глубины? Кто не пожалеет обольщенного? Ужаснись о сем, небо ( Иер.2:12 ); взывай об этом бедствии, земля! Что случилось с тобою, брат мой? Как ты не постыдился хотя бы взирающих? Как не устыдился самого воздуха? Как не отвратился от зловония проклятого греха? Имеешь ли ты ум? Живешь ли? Взираешь ли на солнце? Смотришь ли на луну? Видишь ли звезды? Невозможно, невозможно выразить, какой это грех, какая тьма, какое безумие. И, о, если бы можно было на этом остановиться! Тогда несчастье имело бы меру. Но, брат, будет еще суд неумолимый, [Col. 1336] огонь вечный, тьма кромешная и непроницаемая, скрежет зубов ( Мф.8:12 ), все прочие мучения, которые послужат наказанием, и притом непрерывным вовеки. Не говорю о лишении благ, которое ты сам навлек на себя. Какие они? Бытие с Богом, радость неизреченная, жизнь нетленная, веселие вечное, наслаждение райское, просвещение от Святой Троицы, все прочие называемые и умопредставляемые блаженства. Христос приемлет покаяние Итак, сын, восстань, возвратись, обновись, сбрось наложенные на тебя врагом узы греха, отторгнись от Евы, приди к незлопамятному и человеколюбивейшему Иисусу. Он прямо взывает: придите, все труждающиеся и обремененные грехами ( Мф.11:28 ); Он идет навстречу, принимает в объятия, вводит в дом, не укоряет за прежнее, опять устрояет праздник, спасает блудного. Так прошу тебя, сын, послушай, воспламенись, нанеси рану ранившему тебя. Приди же, приди скоро к нам, грешным. Я полагаю душу свою за тебя, я ручаюсь за твое спасение, я уврачую тебя нежными лекарствами, я, несчастный, вместе с Богом приму тебя в объятия лучше прежнего. Только прибегни, только не оставайся там долее, но оставь Еву забавляться самой собою. Если же она послушает (606) божественного голоса, то помести ее в монастырь, а себя предай Богу и нам. Так свидетельствую пред Богом и избранными Ангелами ( 1Тим.5:21 ), чтобы ты, слыша это, изменился и поспешил к нам прежде, чем настанет конец, прежде, чем заключит для тебя дверь неумолимый приговор. 432. К игумену Феофилу (II, 89) 1202

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Образ пророка Иеремии в Священном Писании Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 41, 2004 20 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 40, 41, 2004 Содержание статьи Церковь вспоминает пророка Иеремию 14 мая. Пророк Иеремия жил почти на сто лет позже пророка Исайи, рос в семье священника, был вхож в храм. Цари в те времена погрязли в язычестве и пороке. Они постановили возводить обязательное поклонения языческим идолам, облагали народ тяжелейшей данью и строили себе роскошные дворцы, брали себе и жен и наложниц. Все бедствия люди приписывали гневу языческих богов, не обращая свою душу к истинному Богу. Иудеи перестали праздновать Пасху, спасение народа от египетского плена. Именно в это смутное время родился пророк Иеремия, напомнивший людям об истиной вере. Народ не внял словам пророка. И тогда на Иудею двинулись вавилоняне, призванные через бедствия показать людям, что они губят свои души. Через пророка Господь предсказал, что Иудея будет под гнетом вавилонян семьдесят лет. Именно столько понадобится, чтобы люди опомнились и изменили свою жизнь. Пророк Иеремия убеждал народ не готовить оружие, а молиться Богу, ведь вавилоняне посланы за грехи народа. Победить их можно было только совершив духовный подвиг раскаяния, но никто опять не внял голосу пророка… I. Пророк Иеремия Воистину теперь нужен Иеремия с его великим плачем не об израильтянах, но о нынешних христианах! А так как Иеремии теперь нет, мы смиренные возопием вместо него, возрыдаем и будем, как братия, просить за своих братьев. преподобный Феодор Студит 1 О судьбе Иерусалима было сказано, что на него пойдут все племена царств северных и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его… (Иер 1:15). Благословенный град рухнул по вине вероломных жителей, которые отреклись от своего Бога. В правление царя Седекии (597–586) в 586 году до Р. Х. нашее Иудеи затянулась петля, наброшенная языческим Вавилоном. В это трагичное время жил некий человек, который, подобно гиганту, пытался удержать мир от надвигающейся катастрофы.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

Окружное послание преподобного Навкратия о кончине преподобного Феодора Студита Перевод и комментарии Диакон Владимир Василик Вниманию читателей предлагается не переводившийся ранее текст окружного послания прп. Навкратия о кончине прп. Феодора Студита . К сожалению, нам известно о нем немногое . прп. Навкратий поступил в Студийский монастырь вероятно еще годы игуменства Платона Студита. Во времена прп. Феодора Студита был экономом Студийского монастыря и входил в ближний круг его учеников. Сохранилось много писем св. Феодора св. Навкратию, где игумен хвалит ученика за усердие, духовные подвиги и терпение скорбей . После событий 815 г., когда прп. Феодор Студит вместе со св. патриархом Никифором выступил против иконоборческой политики Льва Армянина , прп. Навкратий вместе с другими монахами был вынужден покинуть монастырь. Навкратия, как и многих известных монахов и игуменов, при Льве Армянине вызывали на диспут с Иоанном Грамматиком, но св. Навкратий сумел противостоять «великому софисту» и не поддался на его хитрости, за что претерпел гонения. После освобождения прп. Феодора Студита из ссылки в 821 г. неотлучно находился при нем и был свидетелем его кончины. После кончины св. Феодора Навкратий был избран игуменом Студийским. После Торжества Православия в 843 г. студиты вернулись в свой монастырь, и св. Навкратий много потрудился, чтобы восстановить прежний порядок монастырской жизни. Во время игуменства св. Навкратия, в 845–846 гг. произошел серьезный конфликт между студитами и св. патриархом Мефодием. Во-первых, патриарх Мефодий не признал полномочия прп. Навкратия как Студийского игумена, на том основании, что у него не было соответствующей письма от патриарха Никифора. Во, вторых, стремясь утвердить авторитет высшей церковной власти, он потребовал не только уничтожить все писания прп. Феодора Студита против прелюбодейного брака императора Константина VI и вынужденного попустительства ему со стороны св. патриарха Тарасия и Никифора, но и предать их анафеме. Студиты во главе с прп. Навкратием отказались это сделать и тогда патриарх Мефодий отлучил их от Церкви как схизматиков и предал анафеме. Столь жесткий конфликт мог привести к непредсказуемым последствиям, если бы св. Мефодий не умер от водянки 14 июля 847 г. Новый патриарх, св. Игнатий немедленно снял со студитов все прещения, и церковный мир был восстановлен. Однако, прп. Навкратий недолго радовался этому событию, поскольку он вскоре скончался в 848 г. День его смерти — 18 апреля стал днем его памяти

http://pravoslavie.ru/57666.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010