Глава IV. Пострижение в иночество преп. Феодора Пострижение в иночество преп. Феодора; жизнь и подвиги его в обители «Саккудион». Седьмой Вселенский Собор Биограф преп. Феодора Студита , монах Михаил, относит время пострижения его к первым годам царствования Ирины (с 780 г. после смерти Льва IV Хазара). В решении его посвятить себя иноческой жизни всецело сказалось влияние Платона. «Пребывая в Константинополе, дивный Платон расположил многих к презрению настоящих тленных благ, особенно же в собственной сестре и благочестивом племяннике Феодоре, которые еще прежде внутренне пламенели великою любовью к небесной жизни, возбудил большое стремление к лучшей монашеской жизни» 33 . Феодору в то время было около 22 лет. Душа юного монаха полна была внутреннего огня. Это воодушевление скоро отозвалось и на всех близких ему родных. «Этот Феодор, исполнившись ревности от увещаний преподобного, при содействии советов матери, внушал чрез нее спасительные и правые мысли отцу, и таким образом расположил и его с тремя братьями проникнуться подобною любовью к добродетели и, хотя последним, присоединиться к своим; ибо двоих родных братьев 34 с одною сестрою их он еще прежде уловил добрыми увещаниями матери» 35 . И так одна семья могла уже составить небольшой монастырь. Игуменство, конечно, должен быль взять на себя Платон. Он воодушевил новых иноков, он и в силах был продолжать руководительство ими в новой жизни. А старое братство на Олимпе? По видимому игумен Платон поручил иноков обители «в Символах» надежному руководительству какого либо из учеников своих и сам более не воспоминал о них. Он отдается всецело воспитанию новых подвижников, которых принял под свое руководство. Некогда сам Платон пред поступлением в монастырь продал все свое имущество и роздал деньги бедным. Так начал он подвижническую жизнь с исполнения заповеди о нестяжательности. Первые шаги новопостриженных иноков на поприще подвижническом были в этом же роде. «Когда таким образом они все согласились отречься от мира и посвятить себя Богу в апостольском виде, то поспешно продали все, относящееся к мирской жизни и потребное при исправлении царских должностей, также и дом свой, и, вырученные от того деньги раздав бедным, даровали служившим в доме рабам свободную жизнь, уделив им еще части из имущества» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Глава IX. Император Михаил Косноязычный Император Михаил Косноязычный (820–829 г.); его отношения к почитателям икон; деятельность препод. Феодора за это время; последние дни жизни его и блаженная кончина (826 года 11-го ноября) Кто же занял императорский престол после Льва Армянина? Убийца его, Михаил Травл (Бальб,– Косноязычный). Прямо из темницы в цепях воссел он на трон. Нет слов, слишком резок был переход. Но в Византии в то время подобные явления были не редкостью и едва ли вызывали особенное удивление в современниках. Да и лично для Михаила подобный переход из тюрьмы на трон был продолжением счастливых неожиданностей. Бедный фригийский поселянин, кажется, цыган, а по вере сектант павликианин, пришел он в Константинополь искать счастья в рядах войска. Хотя Михаил имел недостаток речи, косноязычие, – и был малообразован 219 , однако это не помешало ему возвыситься до видного положения в войске, стать другом императора Льва Армянина и, наконец, занять царский престол. Как убийца императора Льва, Михаил этим злодеянием уже показал, что он не будет слепо следовать по стопам убитого и поруганного им царя. Жгучим вопросом в то время был, конечно, вопрос о почитании икон. То или другое отношение к этому вопросу должно было немедленно обнаружить направление и дух нового царствования. Как и следовало ожидать, гонения на иконопочитателей прекратились. Император издал указ, в силу которого все томившиеся в темницах за иконопочитание, получали свободу, изгнанные – право возвратиться на место жительства. Смирнскому узнику, преп. Феодору Студиту возвестили о милости нового императора. Последнему он пишет приветственное письмо, в котором убеждает его восстановить почитание икон и чрез это вступить в единение с вселенскою церковью 220 . Феодору неизвестны были намерения и планы царя. Он ожидает перемен к лучшему, но еще не может с полною уверенностью говорить об этом. Дарованная императором милость еще не означала возвращения его к порядкам церковной жизни времен вселенского седьмого собора. Но пока нужно было пользоваться этою милостью. Преп. Феодор решился возвратиться в свой Студийский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

его, монах Михаил, с великою похвалою отзывается о литературной деятельности Студийского игумена. «Он, т. е. Феодор, пишет биограф, составил много книг сам от себя 243 , получив свыше талант мудрости за преизбыток чистоты; и первую ту, которая доселе у нас читается трижды в неделю и называется книгою «Малых огласительных поучений», числом до ста тридцати четырех, сказанных им без приготовления по обычному собеседованию с братиями 244 ; вторую, третью и четвертую книгу «Великих огласительных поучений», которые не без приготовления, но обдуманно он сочинил и издал 245 … Им составлена и книга «Похвальных слов» в которой он некоторые из праздников Христа и Богоматери и все праздники великого Крестителя и Предтечи и некоторых других знаменитейших святых прославил не хуже важнейших писателей похвальных слов 246 . Сочинил он еще другую ямбическими стихами, весьма полезную книгу, в которой описал сотворение и падение прародителя; также оплакал по достоинству грех и тление; потом особо изобразил зависть Каина к Авелю и убийство его; затем Еноха и Ноя и родившихся от него троих боголюбивейших праотцев, отдельно и по порядку каждого, равно как и приснопамятных жен их прославил по справедливости 247 . Кроме того, он исчислил все ереси и подверг их проклятию, трехмерными и чистыми, как я сказал, стихами; а некоторые из них опроверг совершенным образом 248 . Еще пять книг «Писем» его сохраняются у нас до настоящего времени 249 ... Кроме того, есть еще другое догматическое его сочинение, написанное прозою, в котором он тремя состязательными речами, как бы другой Давид иноплеменника Голиафа, решительно низложил чуждую истине ересь иконоборцев и избавил церковь от этого тягчайшего позора 250 ; а обоих императоров, бывших главами упомянутой богохульной ереси, т. е. Константина Копронима и зверя по душе, или, лучше, зверя и по имени, Льва, высоко подняв обличительными словами, как бы какими копьями, ниспроверг и предал позору, и нечестивые дела их раздельно и ясно изобразил для потомков» 251 . Кроме поименованных произведений преп. Феодора, ему принадлежат трипеснцы на св. Четыредесятницу 252 и несколько других мелких статей, касающихся монастырского благоустройства 253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХИАНСКАЯ СХИЗМА [От греч. μοιχεα - прелюбодеяние], церковный раскол в Византии в 795-797 и 806-811 гг., обусловленный каноническими и церковно-политическими разногласиями. Первая фаза (795-797) В 795 г. имп. Константин VI развелся с женой Марией из Амнии, внучкой св. Филарета Милостивого, и насильно заточил ее в мон-рь (Феофан Исповедник ( Theoph. Chron. P. 469) употребил глаголы «заставил» и «убедил» уйти в мон-рь), затем женился на ее кувикуларии (фрейлине) Феодоте. Согласно тенденциозному сообщению Феофана Исповедника, к разводу императора склоняла его мать св. имп. Ирина , желая дискредитировать сына, хотя именно она в 788 г. выбрала ему невесту. Константин утверждал, что Мария пыталась его отравить. Патриарх К-польский свт. Тарасий противился разводу, беспрецедентному в христианской империи, однако в конце концов уступил и позволил Иосифу (PMBZ, N 3447), иконому Св. Софии и игумену Кафарского мон-ря (τν Καθαρν) в Вифинии, обвенчать Константина с Феодотой. Поздние источники сообщают, что император угрожал Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de sanctis patriarchis. Col. 1852D) и даже идолопоклонство ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 26), однако все эти утверждения преследуют цель оправдать поведение патриарха в «михианском» деле. Игум. Саккудийского мон-ря прп. Платон и его племянник прп. Феодор Студит, бывшие в родстве с Феодотой, протестовали против «прелюбодейного брака» и разорвали общение со свт. Тарасием. Их поддержала и императрица Ирина, которая оказывала поддержку всем противникам своего сына ( Theoph. Chron. P. 471). После неудачных попыток склонить преподобных Платона и Феодора к примирению, в 797 г. император велел подвергнуть их бичеванию и сослать в Фессалонику. В авг. того же года Константина VI свергли и ослепили, ссыльные и заключенные по делу о его разводе были освобождены. Преподобные Платон и Феодор примирились с патриархом Тарасием, к-рый запретил иконома Иосифа в служении (в научной лит-ре иногда говорится о лишении сана, но источниками этот факт не подтверждается). Вторая фаза (806-811)

http://pravenc.ru/text/2563840.html

Разделы портала «Азбука веры» Боговселение — высшая форма отношения Бога с человеком, совершенный вид Богообщения. «Боговселение есть совершенный вид Богообщения, когда Дух Святой совершенно вверяется человеку и поселяется в нем» ( Гурий, иером. ). О Боговселении свидетельствует Священное Писание: Цитаты о боговселении О вселении Бога в человека, о стяжании Его пишут и св. отцы: — «Бог вселяется в теле человека, и Господь имеет у Себя прекрасную обитель — человека! Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его» ( Макарий Египетский , преп. ). — «Видите ли ничтожность настоящей жизни? Видите ли, как непостоянна и скоротечна жизнь человеческая? — Одна есть благая часть, одно благоживотие и благодать ненасытимая — стяжать Бога чрез соблюдение заповеди Его» ( Феодор Студит , св. ), при этом преп. Феодор говорит о «вселении Отца и Сына и Святого Духа»; — «Когда Бог вселится в… человека, то научает его всему — и относительно настоящего, и относительно будущего, не словом, а делом и опытом, практически. Он снимает покрывало с очей души его и показываете ему, чего хочет Сам, и что полезно для него; о прочем же внушает ему не исследовать, не совопросничать и не любопытствовать» ( Симеон Новый Богослов , преп. ). Наиболее часто упоминаемой и подробно описываемой формой боговселения в святоотечсских трудах является стяжание Духа Святого: — «Поистине одна только есть печать Христова — осияние Духа Святого, хотя много есть видов воздействий Его и много знамений силы Его» ( Симеон Новый Богослов, преп. ); — «Ум воздержанного Храм есть Святого Духа; а ум чревоугодника жилище вранов» ( Фалассий, авва ); — «Всесвятого Духа невозможно приять иначе, разве кто, устранившись от всего, что есть в веке сем, посвятит себя исканию любви Христовой, чтобы ум, освободившись от всех забот о вещественном, устремлен был к сей только одной цели, и таким образом сподобился быть в един Дух со Христом…» ( Макарий Египетский );

http://azbyka.ru/bogovselenie

Узурпатором явился государственный казначей Никифор. Он выслал Ирину из столицы и заключил ее в монастырь на острове Лесбосе. Замечательно, друзья Ирины не оказали ей защиты. Патриарх Тарасий венчал на царство Никифора. Даже преп. Феодор признал, что государственные дела при Ирине были в худом состоянии, и замена ее с точки зрения государственных интересов была желательна. «Благому Богу нашему, писал он императору Никифору, промышляющему о церкви Своей, благоугодно было поставить Ваше благочестие царем над настоящим родом христиан, дабы не только мирское управление, находившееся в худом состоянии, было устроено хорошо, но и церковное, если есть в нем какой недостаток, было исправлено» 122 . Значит, и по мыслям преп. Феодора, перемена династий на императорском троне была делом благоугодным Богу, благопромышлявшему о людях своих, верных христианах. Правда историк Феофан замечает по поводу удаления следующее: «Одни (из иночествующей братии, кажется) удивлялись, как Бог допустил, чтобы исповедница веры подпала такому горю, другие как будто не верили своим глазам, и думали, что они видят во сне; третьи, наконец, плакали, воспоминая ее благодеяния к ним, и все вместе проклинали как нового императора, так и короновавшего его» 123 т. е. патриарха Тарасия. Ничего нет удивительного, что нашлись и такие лица, которые посылали проклятия новому императору. Не принимая в соображение интересов государственных, они благоговели пред памятью Ирины, как восстановительницы иконопочитания. Кто скажет, каким будет новый император? Не предстоит ли церкви новое испытание? Это соображения и опасения высшего порядка. Но без сомнения высказывалась боязнь, и за ближайшие интересы. Давно ли иноки были классом общества, не имевшим права на существование? Давно ли их жестоко преследовали? При Ирине положение монахов изменилось к лучшему. Боязнь обратных перемен заставляла некоторых из них не верить своим глазам. Так велик был их страх. Но факт оказался вне всяких сомнений. Новый император принял бразды правлений. Это было 31 октября 802 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Феодор Студит (826 г.) свидетельствует, что употребление святых икон в христианской церкви также древне, как и самое Христианство. По мере распространения Христианства и размножения христиан возрастало и употребление св. икон. 1167 Более древнее свидетельство об употреблении икон мы находим у отцов церкви, как-то: Василия Великого , который, называя употребление большей части икон Апостольским преданием, утверждает, что в его время изображали Пр. Деву и мученика Меркурия, пред которым он любил молиться, потом – Григория Назианзина , Афанасия Александрийского , Иоанна Златоустог о, Григория Нисского , 1168 Августина, 1169 Амвросия Медиоланского и других отцов и учителей церкви. Все они свидетельствуют о том, что в 4-м веке св. иконы употреблялись христианами как в частных домах, так и в церковных собраниях, а самое начало употребления икон положено в первые времена Христианства. Собор Ельвирский прямо предписывает 1170 (305 г.), что в его время было уже обыкновение изображать на стенах предметы поклонения. Преподобный Нил, замученный при Императоре Декии в 252 г. на вопрос некоего Олимпиодора, как украсить храм, отвечал, что стены храма нужно украшать изображениями из истории Ветхого и Нового Завета. Предание же, относящееся к 4-му веку и приводимое отцами 7-го Вселенского собора, свидетельствует, что сам Спаситель чудесным образом изобразил на плате свое лицо и послал свое изображение к Авгарю, владельцу Едесскому, который в тяжкой болезни просил великого Чудотворца посетить его и исцелить. Об изображении Иисуса Христа и Апостолов говорит св. Ириней, Епископ Лионский. Изображения встречаются и у еретиков манихеев. Феодор чтец и Иоанн Дамаскин говорят, что Евангелист Лука написал икону Божией Матери. По словам Мефодия Епископа Патарского, 1171 христиане делали в честь и славу Божию золотые иконы, изображающие начало и власти Ангелов Божиих, вероятно, по примеру Ветхозаветных Херувимов. Евсевий свидетельствует, что между христианами были в употреблении древние живописные изображения св. Ап. Петра и Павла и самого Спасителя. Кроме вышеозначенных лиц, как главных деятелей христианской веры, первенствующие христиане любили изображать и святых Божиих человеков, как-то: Иоанна Крестителя Господня, первомученика Стефана, святого Лаврентия, св. Севастиана с орудиями их страданий, или с пальмовыми ветвями, как символом победы над смертью, 1172 св. Иоанна Богослова, стоящего при кресте с выражением глубокой скорби на лице, согласно со Священным Писанием, 1173 двух воинов, – одного с губкой на копье, а другого – с копьем. 1174 К этим свидетельствам о древности изображения св. лиц нужно еще присоединить и свидетелей безмолвных, то есть, различные изображения, находимые в катакомбах, куда обыкновенно собирались верующие во время гонений на общественное Богослужение. О Христианской иконографии и её разделении как-то: а) символической, б) полусимволической и в) исторической

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

1 . Братия и отцы. Ныне я постараюсь всем вам, желающим жить правильно и боголюбиво, показать явно, насколько возможно, как должно соблюдать весь годовой круг; как для благочестия верных, так и для опровержения еретиков. Прекрасна соль ( Мк. 9:50 ), прекрасен свет. Если же кто-то без них, то, будучи слепым, не знает куда идет, как сказал Господь наш ( Ин. 12:35 ). Принимаясь же за строительство дома Православия, должно положить незыблемое основание – божественными апостолами и богоносными отцами преданные правила, а прежде всего должно нам знать, что на сей счет изрекает Священное слово. Говорил в древности Господь к иерофант 2 Моисею: «Три времени года соблюдите Мне пост святой, от малого до великого из вас, праздник опресноков в первый день, семь дней смиряйте души ваши и вкушайте хлебы бедствия ( 3Цар. 2:11 ). Затем будет исчислено вам семь седмиц ( Втор. 16:9 ), полных дней пятьдесят, и назовите ее званным святым днем поста благоприемлемого. И на пятидесятый день в середине года праздник святой кущей будет, и смиряйте души ваши пред лицом Бога вашего. И всякая душа, которая так не смирится, да будет истреблена из вашей среды 3 . Отсюда, как видно, и у нас три поста соблюдаются, которые прообразовали те праздники. Что же означают для нас, братия, слова: «Три времени года соблюдите Мне, пост святой, от малого до великого из вас»? Образ, полагаю, ясный это есть одного и единого Божества, в трех частных свойствах созерцаемого и богопочитаемого нами, поклонниками Истины. Поэтому три поста у нас были узаконены во образ Живоначальной Троицы от божественных учеников Единородного Сына Божия: [Col. 1696] «два чистых дня будут у вас среди семи дней: четвертый и шестой 4 . Но что же это означает, что два дня из семи надо соблюдать чистыми? Это означает, как я думаю, что из повторяющегося круга седмичисленного течения [недели] два нужно хранить чистыми – божество и человечество одного и сверхъединого Сына Божия и святой Матер 5 . Или иначе еще можно считать, что недельным кругом троичный характеризуется образ посредством трех дней, как годом у верных явственно почитается чистый образ Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1. «Представите уды ваша», по слову Апостола, «рабы правде во святыню» ( Рим. 6, 19 ). Воспримите божественное мудрование еще преизобильнее, познайте истинно Ангельское достоинство честного вашего образа жизни. Впрочем вы уже и познали то и предали себя Богу совершенно со смирением, и благодушно несете каждодневно чувствительные труды в духовных и телесных деланиях ваших: ибо оба они равно благоприятны и одни другими восполняются. Один занимается чтением, другой молится, тот дома сидя рукодельствует, этот работает где-нибудь на открытом воздухе, иной виноградник раскапывает, другой гряды проводит, тот по делам хлопочет, этот плотничает; и никто – без дела, никто не сидит сложивши руки, но все привносят труд по силе своей. По моему ни привратника, смотрящего за входящими, ни огородного сторожа, спугивающего птиц не должно презирать: ибо и из них каждый содействует целому телу, занимая незначительное место ноги или пальца. – Все мы – одна душа, одна воля. Так и проявлять себя будем всегда; и никто не отсекай себя от сотрудничества и спострадания вместе с братством. Руки ваши освящаются, жертва Богу и приношение приносится трудом вашим. И разве неправ я, говоря сие? He питаете ли вы престарелых? Не довольствуете ли странных хлебом, овощами, чашей «студены воды» или и вина, и всем другим, что имеется в монастыре? Не угощаете ли приходящих друзей? Не содержите ли себя самих? Не питаете ли и нас? – Что все сие, если не приношение Богу? Ибо написано: «милости хощу,а не жертвы» ( Мф. 9, 13 ). Это вы милостивыми являетесь, когда дается что от монастыря. Ибо когда делается это, не я один податель, но все мы подаем, деньги ли, одежду ли, или другое что. Вы – чада мои и соучастники во всем моем, и душевном и телесном. И сердце мое горит к вам, и не «тесно вмещаетесь вы в утробах моих» ( 2Кор. 6, 12 ). Каждого из вас объемлю я духовной любовью, каждому состражду, каждого стараюсь согреть и упокоить. Почему знайте, что если кто против кого-либо, то и против меня; ибо он – я. Почему мир да будет между вами и любовь духовная, и друг друга почитание, и друг другу помогание. Последние почитайте набольших и первейших, как меня самого, и слушайтесь их во всем со страхом и любовью; кто же не послушается, тот не чадо мое.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

26 декабря 1967 года состоялось заседание Совета Московской духовной академии и семинарии, посвященное обсуждению докторской работы профессора-протоиерея Александра Андреевича Ветелева. О. Александр родился в 1892 году в с. Черном, Нижегородской губернии, в семье диакона. Многочадные родители растили своих детей в тяжелых условиях бедного сельского прихода и с детства приучали их к труду и стремлению к образованию. В 1913 году Александр Андреевич окончил духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1917 году. В 1923 году он окончил Высший Юридический институт в Севастополе, а в 1929 году – Педагогический институт в Москве. В 1945 году Александр Андреевич становится преподавателем Православного Богословского института (реорганизованного впоследствии в Московскую духовную академию). В том же году он принимает священный сан и одновременно с педагогической работой служит в одном из московских приходов. В 1949 году о. Александр защитил магистерскую диссертацию «Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» и был избран профессором Московской духовной академии. О. Александру принадлежит несколько научных работ: 1. Учебный курс проповедничества в России. 2. Краткий курс по истории древнегреческой философии и этики. 3. Курс лекций по пастырскому богословию. 4. Краткий курс по патрологии (восточные отцы Церкви V–VIII вв.). 5. Некоторые черты из внутренней жизни животных (в связи с вопросом о сознании и самосознании человека). 6. Преподобный Феодор Студит как церковный песнотворец. Кроме того, в «Журнале Московской Патриархии» с 1951 года было напечатано 26 статей о. Александра на разные богословские темы и 28 проповедей. В журнале «Голос Православия» – 3 проповеди . О. Александр Ветелев представил в Совет академии на соискание докторской степени пятитомный труд: Том 1 в двух частях: Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности. Том 2: Сборник недельных (воскресных) поучений. Том 3: Сборник великопостных и пасхальных поучений. Том 4: Сборник праздничных поучений. Том 5: Статьи. 1. О пастырской душепопечительности. 2. Богословское содержание иконы Троицы Андрея Рублева. 3. Гефсимания. 4. Христос и грешница.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010