280. Блаженно спострадать Христу, воодушевимся же и уготовимся на страдания. 70] Четыредесятница уже на конце; и приближается, как корона ее добрая, воспоминание животворящих страстей Христовых, из коих мы можем почерпнуть себе превеликое утешение. Ибо если Господь и Бог наш ят был за грехи наши, велико ли, если яты будем за Него и мы, непотребные рабы? Если Он связан был, и связанный отведен и заключен в темницу, что дивного, если и мы тоже постраждем за Господа и Владыку? Но даже если б нас подвергли бичеванию, перенесем бичевание; если б надлежало потерпеть заушения, потерпим; если б надлежало быть оплеванными, снесем оплевания; наконец, если б и умереть надлежало, предадим себя на такую присноблаженную смерть. И благо тому, кто сподобится в чем-либо из сказанного сделаться общником страстей Христовых! Вот блаженство! Вот бессмертие! Не слышим разве, что говорит Апостол: – «прочее труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу?» ( Гал. 6, 17 ), – как бы так: никто не презирай меня, ибо я на теле моем ношу украшения всецаря Христа. Таков был святой Игнатий, назвавший себя Богоносцем, потому что носил на себе страдания Христовы. Таков был святой Евстратий, который во время самых страданий вопиял: ныне познал я, что во мне живет Христос. О блаженные воззвания! О треблаженные души! – Ибо чьи мы совершаем памяти? Чьи празднуем дни рождения и кончины? В честь кого воздвигаем священные храмы? Чьим мощам поклоняемся? – Не мучеников ли? Не исповедников ли? Не преподобных ли? – И если здесь они сподобились от Господа такой славы, то какое блестящее прославление получат они в веке будущем? Недомыслимо сие и неизреченно. – Вот добрая купля! Вот блаженная мена! – малыми трудами и подвигами стяжать вечные и нескончаемые блага. Будем же подражать им и мы; смесим нашу кровь с святейшей кровью Господа. Ибо это и теперь возможно, так как ни естество не изменилось не изменился и Рекший: «Аз есмь Господь Бог ваш, и не изменяюся» ( Малах. 3, 6 ). Он всех равно любит, за всех умер, всем предлежит, яко сладость неисчерпаемая, всем желает спасться, – и это для Него богатство: ибо Он, как говорит Апостол, есть «богатяй во всех призывающих Его» ( Рим. 10, 12 ). Итак, призовем Его в настоящих обстоятельствах, и Он даст силу и крепость душам нашим; обымем Его, и Он уничижит врагов наших видимых и невидимых; потерпим Его, и Он увенчает нас в день воскресения мертвых, в день явления Его во славе, в который да сподобимся и мы неосужденно предстать престолу Его, и, дав добрый ответ, получить царство небесное!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

2 . Итак, теперь Богородица, смежив чувственныя очи, приносит нам великия и блестящия, никогда не заходящия, духовныя светила, – бодрствования и ходатайство за мир пред лицем Божиим. Теперь, когда молчат Ея Богодвижныя уста, издававшия членораздельный голос, Она открывает Свои присноглаголющия, умоляющия за весь род (наш), уста. Ныне опустив Свои телесныя руки, которыми носила Бога, Она, став безсмертною, воздвигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет однако на написанной иконе Своей, которую предлагает земнородным для благотворнаго лобызания и приличествующаго поклонения, хотя еретики и не хотят сего. Итак, воспарив горе, чистая голубица не перестает охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами – духом; быв возведена на небо, Она отгоняет демонов, являясь ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась через праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись блаженной Дщери ея, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего получила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо безчестия. Да радуется Ева, поскольку она принесла благословенный плод – Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственнаго источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково празднуемое нами ныне. Таково воспеваемое, что дал нам корень Иессеев, принесший цвет – Христа, священный жезл Ааронов процветший, духовный рай, где древо жизни, духовный луг девственных ароматов, цветущая и боговозделанная ветвь зрелой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский престол Царя всех, дом полный славы Господней, святая завеса Христова, светлейшая страна восточная, уснувшая в мире и правде, говорю – «уснувшая», а не «умершая» потому, что перенесена, но не перестала покровительствовать роду человеческому. Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не умеем, ибо оно (таинство) славно, высоко и превосходит всякий ум: оно не имеет ничего подобнаго себе или сходнаго с собою, чтобы мы могли легко изъяснить его из наших дел. Но из того, что выше нас, позаимствовав приличествующее Тебе, принесем одной Тебе, что выше человека, ибо Ты изменила природу неизреченным рождеством Твоим: слышал ли кто когда-либо, чтобы Дева зачала безсеменно? О, чудо! Матерь рождающая есть в то же время нетленная Дева, потому, конечно, что рождаемое был Бог. Одно это, отличное от других, Ты по справедливости имеешь в животворном успении: нетление того и другого – души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

(5) [Col. 904] О чем будем говорить с тобою, любезнейший отец наш, мы, отторгнутые ради Бога от твоей святой утробы? Что скажем приятного или радостного? Ничего жалобного или печального, досадуя на кажущееся изгнание, мы не скажем. Таковым мы научились от тебя признавать не это [изгнание], так как мы пришельцы всей земли (см. Быт.15:13 ; Пс.118:19 ), но одно только отпадение и далекое отлучение от Бога через преступление какой-либо заповеди Его. Поэтому радуемся и веселимся по поводу того, что и мы, хотя недостойные неба и земли 2 , удостоились вместе с тобою, святым отцом нашим, потерпеть это за Его заповедь и лишиться общения с тобою по плоти 3 . Впрочем, ты, отец, всегда с нами, перед нашими глазами и собеседуешь с нами. И как же иначе могли бы мы [благополучно] жить, когда каждый из нас пребывает отдельно сам по себе, если бы покровом святых молитв твоих не были сохраняемы невредимыми от лукавого? Однако мы все остались целыми, невредимыми и твердыми, хотя дорогой немного пострадали, так что некоторые и заболели, однако Сказавший взгляните на птиц небесных и полевые лилии ( Мф.6:26, 28 ) и неложный в обетованиях Своих сохранил нас, как мы не надеялись, приведши нас сюда и [Col. 905] склонив к состраданию нашим бедствиям сердца здешних мужей 4 , (6) и особенно архиепископа. Одна остается у нас забота и непрестанная дума, соединенная с усердным и недостойным молением, чтобы ты укреплялся, вожделеннейший отец наш, и пребывал твердым и непреклонным в предпринятом исповедании за истину Божию, ничего не страшась и не колеблясь духом от наветов людей, старающихся низвратить дарованные тебе благодатью Божией подвиги за благочестие. Ибо молва об этом распространилась повсюду и устрашила души почти всех, и воздвиг рог спасения ( Лк.1:69 ) [Господь] между христианами и снял поношение с монашествующих (ср. Лк.1:25 ); и знаю, каждый здравомыслящий скажет, что в нас живет и царствует Христос, и Ему мы повинуемся более, чем людям, которых Он создал не для того, чтобы Ему быть презираему, но прославляему ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Строй монастырского быта в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Чин пострижения и духовное окормление новоначальных монахов Вступление в монастырь и следовавшее за ним пострижение в монахи всегда было чрезвычайно важным шагом для человека, стремившегося наполнить свою жизнь особым христианско-аскетическим смыслом и содержанием. Важность этого шага связана была с религиозной ответственностью монастырской жизни. Внутренняя духовная ответственность для будущего монаха усиливалась еще и потому, что в Восточной Церкви и в среде православного иночества пострижению в монахи издавна придавалось значение таинства. Дионисий Ареопагит (конец V или начало VI в.), творения которого высоко ценятся православным монашеством, считает пострижение пятым из шести таинств; прп. Феодор Студит († 826) тоже придавал постригу значение таинства: для новопостриженного инока это нечто вроде второго крещения. Эти воззрения отразились в чине пострижения Восточной Церкви: объясняя будущему монаху религиозное и таинственное значение пострига, настоятель именует этот обряд «вторым крещением». Но доктринально Восточная Церковь придает пострижению лишь значение богослужебного чина . В Древней Руси все классы общества испытывали склонность к христианской аскезе, к монастырской жизни. Доказательств этому много в житиях древнерусских подвижников благочестия; среди монахов и в древние, и в более поздние времена были люди книжные и простые; монастыри не делали различия между сословиями . Эти жития говорят также о том, что при приеме в монастырь не могло быть и речи об определенных возрастных ограничениях, видно только, что инок вступал в монастырь либо в юности, либо в пожилые лета . В Московской Руси распространен был обычай проводить последние годы жизни в монастыре; в монастырскую казну вносился вклад, о чем уже говорилось, и с игуменом заключался договор, по которому вкладчик получал право за этот вклад провести остаток жизни, «покамест Бог продлит живота», монахом в монастыре. Это были так называемые вклады на пострижение . В XVI–XVII вв. был также распространен обычай, когда сообщество горожан или крестьян («мир») посылало челобитную царю и просило его о разрешении на основание монастыря, который члены этого сообщества-мира «прочили... собе и своим детем и внучатом на пострижение и на поминок» . В таких монастырях пострижение совершалось только в пожилые годы; кроме того, здесь постригались инвалиды войны и другие калеки. Существовал обычай при поступлении в монастырь вносить определенный вклад деньгами или натурой. Некоторые монастыри, чаще всего общежительные, требовали достаточно высокие суммы; известны случаи, когда на это жаловались царю .

http://sedmitza.ru/lib/text/436576/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции Приводится по изданию: ЖМП. 2001. 5. С. 69-80.   Возобновление древнего константинопольского Студийского монастыря в конце VIII столетия стало поворотным пунктом в истории византийского монашества. До второй половины XI века, когда центром новой монастырской реформы стал константинопольский Евергетидский монастырь, именно студийские обычаи во многом определяли монашескую жизнь и богослужение в византийских обителях. Уже в начале IX века в Студийском монастыре началось формирование комплекса нормативных дисциплинарных и богослужебных текстов, фиксировавших результаты трудов преподобного Феодора Студита по устроению киновиального строя в монастырях студийской К нормативным дисциплинарным текстам студийского происхождения относятся Монашеские заповеди , Главы о трапезах и Главы о распределении пищи . Монашеские заповеди , составителем которых был преподобный Феодор Студит, регламентировали монастырскую жизнь в общежительном монастыре. Этот текст начинался статьей о необходимости повиновения игумену и содержал предписания и наставления, определявшие различные стороны монастырской жизни, в том числе предписание о порядке временного выхода из монастыря, наставление о бережном отношении к монастырскому имуществу, запрещение монахам собираться вместе, предписание регулярно исповедоваться игумену, наставления последнему о наложении епитимий, список монастырских должностей, предписание о бережном отношении к монастырским финансам, замечания о приготовлении теста для просфор и хлеба, изложение норм приема в монастырь. Завершались Монашеские заповеди статьей об избрании игумена и статьей о монастырской Главы о трапезах содержали подробное описание распорядка обеденной, дополнительной и вечерней трапез в общежительном монастыре, а Главы о распределении пищи определяли состав монашеских трапез в постные и праздничные

http://sedmitza.ru/lib/text/443682/

„Истина одна, и потому она по самой природе своей непоколебима, и не подлежит перемене под влиянием личных мнений или ходячих идей времени; напротив, ложь – многообразна и самопротиворечива» говорит св. Феодор Студит . Действительно, иконоборство, представляющееся на первый взгляд движением простым до грубости в своих основах, выводах, цепях и средствах, при ближайшем анализе оказывается весьма сложным явлением. На крайней левой стороне иконоборчества мы видим императора Константина V и его приспешников, отвергающих более или менее явно не только иконопочитание, но и иконописание, и почитание св. мощей, самих святых и Божией Матери, а втайне идущих едва ли не до чистого атеизма; на крайней правой – иконоборцев времен императора Михаила III, отвергающих почитание иконы одного только Спасителя, и на том единственном основании, что мы не можем ручаться за портретное сходство иконописного типа Спасителя с тем зраком раба, который принял на себя Сын Божий. Если иконоборчество, взятое как факт императорской церковной политики, уподобить белому световому лучу; то те многообразные пути мысли, которыми различные иконоборцы приходили к одобрению этой политики можно сравнить с отдельными цветными лучами спектра, на которые белый луч разлагается в призме; различные теории иконоборцев почти так же не похожи одна на другую, как различные цвета спектра; но это несходство сглаживается и здесь и там тонкими переходами; и как собрав в фокусе чечевицы все цветные лучи, мы снова получим один – белый; так в сумме всех иконоборческих теорий мы получим одно практическое требование – отмены существующей формы внешнего богопочитания. Этим практическим выводом иконоборцы дорожили гораздо больше, чем посылками; поэтому в полемике с православным, иконоборец, выбитый из одной позиции, не стеснялся переходить на другую, на третью, хотя бы эти новые позиции логически почти исключали друг друга; и по этой же причине внутреннее разномыслие в иконоборческой среде не повело к дроблению этой ереси на толки, как это было с арианами (или лучше антиникейцами) в IV, монофиситами (лучше: антихалкидонитами) в V и VI веках. В противоположность иконоборцам, православные полемисты против них представляют полное единодушие убеждений, различие же в трактовке ими своего предмета зависит от того, какое из иконоборческих направлений имел в виду данный писатель. Итак, классифицировать православных полемистов надо по теориям, их противников; чтобы указать роль Νουθεσα в православной полемике, мы должны определить, к какому течению принадлежит противник Георгия, Косьма, и каково значение этого течения в ряду прочих. Присматриваясь к иконоборческим теориям, мы различаем в них следующие три главные группы: 1) иконоборчество светско-вольнодумное или политическое 2) иконоборчество библействующее 3) иконоборчество богословствующее и философствующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

" Без послушания никто из страстных не узрит Бога " ЖМП 7 июль 2014 /  4 августа 2014 г. 13:00 Актуальные вопросы современного монашества ДОКЛАД НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ТОЛГСКАЯ ОБИТЕЛЬ: 700 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ» В Ярославской духовной семинарии в рамках празднования юбилея Свято-Введенского Толгского женского монастыря состоялась научно-практическая конференция «Толгская обитель: 700 лет со дня основания». Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, выступила с докладом, который мы предагаем вашему вниманию. Монашеская жизнь есть, по словам святых отцов, жизнь равноангельная, совершающаяся не по законам мира сего, а по иным, небесным, законам и потому сопряженная с постоянным преодолением соблазнов внешних и внутренних. В этом мироотреченном жительстве всё упование возлагают монашествующие на небесную помощь, прежде всего Пречистой Богоматери, первой совершенной Монахини, Девы, явившей Собою неповторимый пример всецелого посвящения Богу и сердцем, и мыслью, и волей, и всеми телесными силами. Благословите начать доклад об актуальных вопросах современного монашества словами преподобного Феодора Студита, великого наставника монашествующих: «Отцы и братия, матери и сестры! Будем благословлять тот день и час, когда благоволил Бог, чтобы мы убежали из мира и приняли монашеское пострижение. Благодарение Богу, призвавшему нас к блаженному и дивному образу жизни монашеской! Бог нам, монахам, даровал и особую великую благодать, состоящую в том, что, избрав нас из среды всех, поставил пред лицем Своим на служение державе Его. Смотри же теперь всякий тщательно: сообразно ли со званием, к коему призван, ходит он, и точно ли ни о чем другом не заботится, как только о том, чтобы угождать Богу» (Феодор Студит, прп. Добротолюбие. Т. IV). Так, словами преподобного отца выразим первоочередную необходимость современного монашества — осознание главных монашеских принципов.

http://e-vestnik.ru/church/aktualnye_vop...

Богопочитание Чти Господа, и благоуспешны будут пути твои (прп. Ефрем Сирин , 30, 135). Источник. Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу (авва Евагрий, 85, 602). Бога тогда преславно почтишь, когда посредством добродетелей отпечатлеешь в душе твоей Его подобие (авва Евагрий, 85, 606). В том-то и состоит истинное с нашей стороны богопочитание, когда мы уповаем на Его Всемогущество, хотя бы видимое для плотских очей и казалось противным (Его обетованиям) (свт. Иоанн Златоуст , 48, 425). Источник. ...Бога должно чтить не дымом и смрадом, но доброю жизнью, не телесною, а духовною. Не так поступают бесы языческие – они даже требуют себе жертв (свт. Иоанн Златоуст , 49, 260). Когда Его почитатели проводят лучшую жизнь, когда прославляют Его словами и делами, – тогда Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что при этом возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его, через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении, Его величие открывается и неверующим в Него (свт. Иоанн Златоуст , 49, 740). Научимся же быть любомудрыми и почитать Христа, как Сам Он того хочет. Почитаемому приятнее всего та честь, которой он сам желает, а не та, которую мы признаем лучшею... Так и ты почитай Его тою честию, какую Сам Он заповедал, т. е. истощай богатство свое на бедных. Богу нужны не золотые сосуды, а золотые души (свт. Иоанн Златоуст , 51, 522). Источник. Где почитают Бога, там нет ничего худого, а, напротив, где не почитают Его, там нет ничего доброго (свт. Иоанн Златоуст , 53, 179). Если и люди за почтение платят почтением, то не гораздо ли более Бог, Который, впрочем, нередко делает это, и не будучи Сам почитаем? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 186). ...Если почтим Единого, т. е. Бога, то все станут почитать нас, а если обесчестим Его грехами своими, то встретим противное тому (прп. Феодор Студит , 88, 146). ...Все люди ищут Бога. Следовательно, быть с Богом – есть норма жизни нашей души. Это так осязательно, что и спорить против этого нельзя... Твари Божии возвещают о Боге. Если есть разумность в устроении вещей, то есть и существо разумное их устроившее. Это неотразимое заключение, силу которого все умы испытывают, не исключая и тех, которые надуваются не верить... Остается вам уяснить, как вступить в общение с Богом и быть с Ним. Тут Христос Господь, Который сказал: «Я в Отце, вы во Мне, и Я в вас». – Се цепь, связующая нас с Богом. – Вот и вся система веры (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 77, 161). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Богословие победы в святоотеческой традиции Скачать epub pdf Содержание Победа как восстановление у святителя Иоанна Златоуста Общие святоотеческие представления о духовной победе Апокатастасис в античности и раннем христианстве Победа Христова Путь вслед за Христом Спасителем Противоположный характер духовной и земной победы Духовная победа как ключевая черта монашеского идеала Диалектика победы и поражения в античности В христианстве     Νκη Θεο π πντας μς(победа Божия (да будет) во всех вас). Преподобный Феодор Студит 1 День 9 мая отмечен особой памятью о Победе в Великой Отечественной войне – Великой Победе в чреде других побед нашего Отечества. Как известно, победы основываются не столько на силе оружия, сколько на силе духа. Подобно тому, как внешняя история России неотделима от ее истории внутренней, так и победы в сражениях неотделимы от побед, которые совершались на другом – духовном – фронте борьбы за человеческие души. А победа аскета в духовной брани приводит к постановке вопроса о богословии победы, или о ее духовном смысле, с точки зрения святых людей, которые так или иначе одержали в своей жизни ряд побед и смогли поделиться своими достижениями с другими. Тема данной статьи – богословие победы в святоотеческой традиции и шире – в христианской литературе. В основном я буду ссылаться на святых отцов византийской традиции, ориентируясь прежде всего на учение святителя Иоанна Златоуста и на отдельные мысли святителя Феофана Затворника . Победа в Новом и Ветхом Завете Победа – по-гречески νκη 2 , по-латыни victoria – имеет ряд ключевых значений: · победа, · господство, · успех 3 . Следует также отметить, что на языке святых отцов Бог описывается победителем не только злых и грешных людей, но и добрых. Тем самым духовная победа – это, с одной стороны, разгром врагов, а с другой – награждение или благодатное одарение друзей. Слово νκη встречается среди новозаветных текстов только в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова ( 1Ин. 5:4 ): · и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В.В. Бычков Том 2 → Содержание От Филона до Флоренского Раннее Христианство Глава 1. Позднеантичные истоки и параллели Филон Александрийский Плотин Глава 2. На переломе культурных традиций Апологеты Эстетика отрицания Становление христианской философии искусства Богом освященное творчество Уязвленные красотой творения По образу и подобию Художества в оценке апологетов Ориген Неформализуемый гносиис Эстетика космического бытия Латинская парадигма Глава 1. Два града Глава 2. Феномен прекрасного Глава 3. Искусство Глава 4. Семиотический модус бытия Глава 5. Психология эстетического Византия Глава 1. Духовные предпосылки новой культуры Глава 2. Многоликость тварной красоты Глава 3. Всеобъемлющий символизм Глава 4. Парадигмы символического мышления Глава 5. Искусство в духовном свете Общие принципы и положения Христианство и искусства Искусство слова Глава 6. Богословие иконы Эстетика иконоборцев Иоанн Дамаскин VII Вселенский собор Феодор Студит Патриарх Никифор Глава 7. Язык византийского искусства Глава 8. Аскетизм как «художество художеств» Глава 9. Литургическая эстетика Храмовое действо Литургический символизм     Монография известного философа, культуролога, искусствоведа В. В. Бычкова представляет собой уникальное исследование становления, развития и бытия христианской культуры на протяжении почти двухтысячелетнего периода ее существования под углом зрения художественно-эстетического сознания на материале восточно-христианского (православного) ареала: патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени. В книге анализируется совокупность таких феноменов, как христианский символизм (понимание образа, символа, аллегории, знака), антиномизм, концепции духовного эроса, творения и творчества, прекрасного и искусства; актуализация пространственно временного континуума в искусстве; много внимания уделено таким феноменам, как икона (ее богословие, философия, художественный язык), эстетика аскетизма, литургический синтез искусств и др. Первый том посвящен раннему христианству и Византии. Второй охватывает христианскую культуру от крещения южных и восточных славян по XX в. Прослеживается трансформация основных парадигм христианской культуры у русских религиозных писателей и мыслителей XIX–XX вив таких культурных движениях «серебряного века», как символизм, авангард, неоправославие. Наряду с традиционными для христианства проблемами уделено внимание и таким дискуссионным, как софийность, соборность, теургия, новейшим представления о символе и др. От Филона до Флоренского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010