Воздержание – введение во всякую добродетель, смиренномудрый равен ангелам, исповедующийся чист, как солнце, а имеющий послушание христоподражателен. Прп. Феодор Студит 1 В настоящем докладе предпринята попытка проанализировать богатое содержание термина «послушание» на примерах из Священного Писания и греческой святоотеческой традиции путем поиска характерных мест и их систематизации 2 . В задачи докладчика входит не столько историческое раскрытие принципа послушания в становлении монастырской дисциплины (о чем писалось достаточно), сколько выявление смысла послушания в жизни каждого христианина – с той целью, чтобы акцентировать внимание на сущности этого явления. На языках Священного Писания , еврейском и греческом, для определения глаголов «слышать» и «слушать» используется одно и то же слово: «shama» () и «κοω» соответственно. Таким образом, послушание означает «слышание», готовность «навострить свой слух», внимать кому-то, повиноваться, бдеть и бодрствовать 3 ; т.е. слушаться не столько с целью ознакомления со словом, сколько для его принятия как руководства к действию 4 . Интересно заметить, что в одном из исихастских текстов поздневизантийской эпохи, содержащемся в Синайской рукописи, выделяются два вида послушания: первоначальное – умосозерцательное (ρωμνην) и «продвинутое» – зримое (νοουμνην). Некоторые полагают, что послушание – это доминантное и обязательнейшее понятие в духовной жизни; другие, напротив, избегают употребления этого слова из-за его искаженного и многообразного понимания 5 . Но следует иметь в виду, что послушание по своей сути является одной из граней на пути нашего Богопознания: оно отражает деятельность одного из пяти чувств, которое, как и прочие четыре, призвано разумно и свободно направлять человека к уподоблению своему Первообразу и соединению с Ним. Как следствием непослушания оказалась духовная смерть человека и начался болезненный и мучительный процесс тления вплоть до физической гибели, так в результате послушания стало возможно возвращение в вечную жизнь Эдемского рая 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Вопрос: Является ли убийство царя особо тяжким грехом, имеющим последствия для дальнейшей жизни народа? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Священное Писание однозначно говорит о грехе цареубийства как о сугубо тяжком. В 1-й книге Царств рассказывается о том, как Давид мог убить в пещере преследовавшего его царя Саула, но ответил своим людям, побуждавшим его к этому: «Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень» (1 Цар. 24: 7). В другой раз преследуемый Давид находился в пустыне Зиф (часть Иудейской пустыни). Он вошел ночью в стан преследователей и увидел спящего Саула. Сопровождавший его племянник Авесса просил разрешения пронзить его копьем. Давид ответил: «Не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным ?» (1 Цар. 26: 9). Со святого равноапостольного Константина начинается христианская государственность. Преподобный Феодор Студит писал в 806 году императору Никофору: «Бог даровал христианам эти два дара – священство и царское достоинство; ими врачуется, ими украшается земное, как на небе. Поэтому если одно из них будет недостойно, то и все вместе с тем неизбежно подвергается опасности» (Послание 16-е). При венчании на царство (коронации) православному царю торжественно вручаются символы его власти. Над ним также совершается таинство миропомазания, в котором государь получает дары Святого Духа. Поэтому цареубийство не только тяжкое уголовное злодеяние, но и духовное преступление, которое, как правило, влечет большие бедствия на страну. Тяжесть и продолжительность их зависит от отношения всего народа к этому преступлению, ибо можно быть причастным к этому тяжкому греху не только прямым участием, но и моральным соучастием. Последствия зависят и от того, на каких началах строится дальнейшая жизнь общества: на тех же духовно-нравственных принципах, по которым жил благочестивый христианский царь, или тех, которые вводят в стране убийцы помазанного на царство государя? Об этом говорит святитель Иоанн (Максимович): «Что воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни государю? Она ответила ему клеветой. Он был высокой нравственности – стали говорить о его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Даже люди, близкие государю, повторяли эту клевету, пересказывали друг другу сплетни и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к царю.

http://pravoslavie.ru/7125.html

Воспоминания и духовные стихи Воспоминания о поездке на Восток и во Святую Землю Палестину 1039 I. Вступление. Одесса. Константинополь. Афонские подворья и иноки их. Св. София. Храм св. Ирины и музей. Успенская церковь (Скоропослушницы). Греческие клирики. Отношение восточных людей к лицам духовного звания. Живоносный Источник. Порядок благословения. Влахернский храм. Св. Феодор Студит и бывший его монастырь. Патриархия. Хранение св. мощей. Вселенский престол (кафедра св. Иоанна Златоуста ). Повешенный в 1821 г. янычарами Патриарх Григорий V. Особенности богослужебного чина в греческой церкви. На мою долю выпал жребий быть современником в Москве различного рода событий общественной и церковной жизни, носивших часто радостный, но безпокойный характер. В мае 1913 г. пришлось участвовать в празднествах прославления святителя Ермогена, после которого в начале июня, по возвращении от одной всенощной, у меня вдруг явилась мысль съездить в Палестину, куда давно порывалось сердце. О своем намерении я сообщил преподавателю Московской Духовной семинарии, одному студенту и двум боголюбивым чадам. Все они изъявили готовность отправиться со мною в путешествие. Через два дня, заручившись благословением угодника Божия Алексия, мы были уже на Брянском вокзале. Немногие из моих друзей узнали о нашем паломничестве, но и те посчитали долгом проводить нас. Отъезд сопровождался благопожеланиями и слезами. О Палестина! О град святый Иерусалим! Что-то высокое, восхитительное переживаешь, когда слушаешь рассказы о Св. Земле. На душе делается легко, отрадно, и сам начинаешь стремиться туда. Забываются и трудность пути, и слабость здоровья, и обязанности службы, и семейное положение, и материальная необезпеченность, – словом, все то, что часто действительно служит препятствием к осуществлению указанного благочестивого желания. Двумя побуждениями, однако, руководствуются люди, направляясь во Св. Землю. Одни едут, чтобы покаяться и помолиться у самого Гроба Господня, где дарована нам вечная жизнь и Царствие Небесное, другие – лишь обозреть достопримечательности. Отсюда и настроение получается различное. Первые возвращаются домой с сильным религиозным воодушевлением, с глубоким, неизгладимым впечатлением; вторые, заметив там небрежное отношение греков к святыне, уничиженное состояние ее от турок, начинают говорить: «Лучше не видеть поругания христианской веры, дабы не смущаться и не разочаровываться!..» Но мы все же считаем каждого, съездившего в Палестину, счастливым, потому что таковой удостоился припадать к Голгофе, лобызать Живоносный Гроб Господень, омываться в струях Иорданских и ходить, где ступали Пречистые ноги Сладчайшего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Г. Колпакова II. Художественная культура IX–XII вв Македонский ренессанс. IX–XI вв. IX столетие стало поворотным этапом в истории византийской культуры, сыгравшим фундаментальную роль в ее последующем развитии. Перелом наметился вместе с победой иконопочитания. Под вековым периодом раскола итог подвел собор 843 г. В главном храме империи был отслужен торжественный молебен, вошедший на столетия в чинопоследование Православной церкви под именем Торжества православия. Завершение распри способствовало не только высвобождению энергии в русле положительного культурного строительства, но и в смене приоритетов. Император утрачивает свою прежнюю роль строителя культуры. Светская власть вообще во многом теряет свои позиции на общественной сцене 1 . Культурная инициатива окончательно переходит к Церкви. Именно она определяет направление, цели и средства движения. Даже внешняя политика империи более, чем когда-либо, стала зависеть от задач и планов Церкви. Культуру отныне отличают цельность и однородность. Это соответствует обретенной наконец однородности в этническом и религиозном отношениях, связанной с победой иконопочитателей и консолидацией территорий и народов империи вокруг василевсов новой Македонской династии (886–1056 гг.; ее родоначальник – Василий I Македонянин). Рисунок. См. изображение в оригинале Искусство на всех уровнях начинает отвечать требованиям повышенной серьезности. Рождается стиль, сочетающий отточенность формального художественного языка с универсализмом и доступностью в воплощении догматического смысла. Все двусмысленное и неясное было отброшено, убежденность в истинности изображаемого становится основой образа. Очищение и уточнение художественного языка определено окончательным оформлением богословия образа – иконы. Эпоху характеризует пафос возрождения. Это и возрождение иконы вообще, и возрождение старинных, разрушенных иконоборцами образов. Такие акции, как восстановление знаменитого образа Христа Халке, мозаик Хрисотриклиния в императорском дворце, икон Богородицы в апсидах храмов, приобретают подчеркнутое значение. Возрождение переживает и эллинистическое наследие, поколебленное в сакральном искусстве веком варваризации. Копируются античные манускрипты, создается свод античных авторов с иллюстрациями к ним – «Мириобиблион». Эллинизм воспринят как живой фундамент славы Византии. Происходит окончательное возвращение к старинным греческим традициям в области искусства: зрительный образ обретает безусловный приоритет над словесным, он превалирует в процессе восприятия ( Феодор Студит , описывая способности души человека к восприятию, повсюду выбирает термины, за которыми стоят зрительные понятия). Зрение вновь, как в Греции, воспринято как парадигма духовных способностей человека, и византийцы вкладывают особый смысл в понятия теория (видение), идея (буквально: внешний вид вещи), икона (образ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гимны (кондаки) Скачать epub pdf 1. Святому Павлу Константинопольскому 2 1 . Божественным жребием тебе была доверена Церковь, Подвизавшись за которую даже до смерти, Троицы Прояснив единое божество И помрачив Ариево богохульство, Исповедниче блаженне, Всегда о нас Божество умилостивляй. 2 . Светильник, признанный Незаблуждаемо вселенной, Сосуд избранный, Равнославный и одноименный Павлу, – все премудрого Воспоем, словно апостола, Яко и тот, (337) Имя великое понеся, Проповедал Сына, Единославного Родителю, Пред народами и царями, Коего воспевают все пределы [земли]: «Сего ради о нас Бога умилостивляй». 3 . О всеблаженне, еще с пеленок Ты расцвел, словно древо прекрасное Из рая подвижничества; ты возрос, Утучняясь Духа Всесвятого плодов Многообразием, Веру правую, Словно миро, вдыхая; Дела [твои] прекрасные, Словно луг, заблагоухали, Кои же обоняя таинственно, Поем тебе воспевающе: «Сего ради о нас Бога умилостивляй». 4 . Сверкая, словно светоч Премудрый, божественною жизнию, На высоту предстоятельства по предведению [Божию] восшел, Оттуда всем сияет Благочестивой верой православной, Единиц, В трех Ипостасях сияющую, Троицу единым Божеством сущую, Коей поклоняясь явственно, Воскликнем, воспевая: «Сего ради о нас Бога умилостивляй». 5 . Ты, сиянием догматов [Путь] Церкви освещая 3 , Единосущным и трисолнечным Светом богословия Облистав, Просветил все пределы, Мрачное арианское Злочестие быстро прогнав Божественными веяниями Духа, Так что [теперь свободно, словно] днем, православные ходят, воспевая: «Сего ради о нас Бога умилостивляй». 6 . Православно о Троице Единоприродной богословствовав И вступив в сражение со зверями, Непобедимый (338) Ее ради Двух драконов нечестивых Убил мечом догматов своих: Одного – Сына поклонением твари [вместо Бога] удручившего, Другого – чтимого Святого Духа оскорбившего, Ибо вместе с Арием Поразил и Македония. Сего ради о нас Бога умилостивляй. 2. Святому Евфимию 4 1 . Богу еще от матери Избранный, Самуилу предведением Подобный, Вселенную просветивший чудесами

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Глава 9. Плоды молитвы 9.1. Неисчислимость благодеяний, получаемых молящимися Не ограничиваясь призывами к молитве и указаниями, какова должна быть она, подвижники «Добротолюбия» подробно останавливаются на тех великих дарах и благодеяниях, которые дает молитва верующему. Сами, практически прошедши трудный подвиг молитвенный, они стремятся и других научить этому же, приобщить к благам молитвы всех желающих. С этой целью они, не останавливаясь на одних теоретических рассуждениях о необходимости молитвы, приводят в доказательство этого массу практических соображений, почерпнутых ими из своего личного опыта. Даже при беглом чтении их творений нетрудно поддаться обаянию молитвенного подвига, не говоря уже о более детальном изучении их трудов. Неисчислимые благодеяния, получаемые через молитву, ободряют человека и укрепляют в его решимости проходить молитвенный подвиг. Все трудности при прохождении его становятся менее заметными, когда человек устремляет свой взор на великие результаты молитвы. Видя те ее плоды, каких достигали святые авторы «Добротолюбия», понятным становится, для чего нужна молитва и труды при ее прохождении. «Какие труды, – говорит святой Феодор Студит , – подъяли треблаженные отцы наши, в постах, бдениях, слезах, молитвах и всяком злострадании проводя дни свои? А теперь никакой уже у них нет печали о прошедшем: восприяли они радование неизреченное и упокоение всеблаженное» 499 . Нет ни одного подвижника «Добротолюбия», у которого не нашлось бы в его творениях самых искренних и самых восторженных слов о великих плодах молитвы. Нет возможности перечислить их подробно, потому что благодеяния, получаемые через молитву, – неисчислимы. Ввиду этого возможен лишь общий обзор всего того, что подается через молитву верующему. 9.2. Уверенность святых отцов в том, что Бог слышит взыскующих Его Прежде всего следует остановиться на словах святых Варсануфия и Иоанна 500 , где они ссылаются на слова Спасителя: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» ( Ин.16:23 ). «Зная, что все заключается в Боге, молись Ему, – поучают святые отцы, – и подаст тебе прошение сердца твоего... Тот, Который может сделать несравненно более того, что просим или о чем помышляем» 501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Глава VIII. Таинства. Жизнь в таинствах Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти. Греческое слово mysterion (таинство, тайна) – от глагола myo, означающего «покрывать, скрывать». В это слово Святые Отцы вкладывали широкий смысл: «таинством» называли воплощение Христа, Его спасительное дело, Его рождение, смерть, Воскресение и другие события Его жизни, саму христианскую веру, учение, догматы, богослужение, молитву, церковные праздники, священные символы и т. д. Из числа священнодействий таинствами по преимуществу называли Крещение и Евхаристию. В «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита говорится о трех таинствах – Крещении, Миропомазании и Евхаристии, однако «таинствами» названы также пострижение в монашество и чин погребения. 162 Преподобный Феодор Студит (IX в.) говорит о шести таинствах: Просвещении (Крещении), Собрании (Евхаристии), Миропомазании, Священстве, монашеском пострижении и чине погребения. 163 Святитель Григорий Палама (XIV в.) подчеркивает центральный характер двух таинств – Крещения и Евхаристии, 164 а Николай Кавасила (XV в.) в своей книге «Жизнь во Христе» дает толкование трех таинств – Крещения, Миропомазания и Евхаристии. 165 В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах, содержащееся в учебниках по догматическому богословию, 166 заимствовано из латинской схоластики; оттуда же – различие между «таинствами» и «обрядами». Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. 167 В XV веке святой Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения. 168 Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава V. Важность и необходимость епископского чина I. Св. Игнатий Богоносец : а) «На епископа должно смотреть, как на Самого Господа» (Пос. муж. Апост. стр. 272). б) «Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите... Ибо, которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом» (там же стр. 297). в) «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос , там и кафолическая церковь . Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит дьяволу » (там же стр. 305). II. Пр. Феодор Студит : а) «Следуя божественным заповедям и каноническим постановлениям о том, что не должно без согласия своего епископа делать и говорить что-либо, касающееся церковного благочиния, а тем более относящееся к догматическим вопросам» (т. 1, стр. 56). б) «Епископ есть блюститель, ответствующий за все действия подчиненных, – неумолкающий вестник, проповедующий заповеди Божии, – неусыпный глаз, надзирающий над путями каждого из руководимых им, – образ Христа, на который взирая, следующее за ним устрояют по евангельски жизнь свою, – всегда сияющий светильник, видимый подвизающимися во мраке неведения и греха, – слово учения, напояющее жаждущих спасительным питием, высший распорядитель, имеющий отдать отчет за жизнь каждого во время воздаяния» (т. I, стр. 143). в) «Сказал Сам Бог Слово: еже аще свяжете на земли, будет связано на небесах, и еже аще разрешите на земли, будет разрешено на небесах ( Мф.16:19 ). Кто же те, которым это вверено? Апостолы и их преемники. Кто эти преемники? Нынешний первопрестольный патрарх Римский, второй Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Эта пятиглавая власть церкви. Им принадлежит суд о божественных догматах» (т. II, стр. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Глава V. Столкновение императора Константина VI с Саккудионскими иноками Столкновение императора Константина VI с Саккудионскими иноками; первая ссылка Феодора до возвращения его и вселения в обитель Студийскую Вдовствовавшая императрица Ирина правила государством за малолетством сына своего. Одиннадцати лет остался от отца уже коронованный на царство Константин. Возрастал он среди борьбы партий и придворных интриг. Набожная мать не дала себе труда правильно воспитывать его. Насильственное удаление Ирины из дворца при муже временно разлучило ее с сыном. После смерти Льва заботы о внутренних и внешних делах церкви и государства наполняли часы досуга ее без остатка. Отсутствие присмотра и правильного воспитания скоро отозвалось на Константине. Мальчик, был капризен, вспыльчив, горд, настойчив и невоздержан. Однако этого не доводили до сведения матери. Она пока оставалась в печальном заблуждении относительно доблестей сына. Между тем время быстро шло. Мать уже подумывала о женитьбе сына. Затеяно было еще давно сватовство за дочь Карла Великого, Гертруду. Получено было и согласие отца малолетней невесты. Из Константинополя послан был ко двору Карла грек Елисей для обучения ее греческому языку. Но вдруг Ирина передумывает 54 . Она решается поискать невесты сыну в пределах своей империи. Повсюду ходили посланцы императрицы. Выбор их остановился на девице Марии из Пафлагонии, внучке Филарета милостивого. Эта избранница торжественно привезена была в столицу. Сам патриарх Тарасий обручил Константина с Марией. В назначенный день после литургии, за которою брачующиеся приобщились Святых Таин, патриарх и сочетал их браком. Это происходило в 788 году. Семейная жизнь мало изменила Константина. К жене он не привязался душевно. Малютка дочь не пробудила в нем родительской нежности. По-прежнему Константин оставался невоздержным, гордым и сластолюбивым. Немало его обижала и тяготила опека родительницы даже в таком деле, как брак. На него, казалось ему, продолжают смотреть, как на малое дитя, которому нужны руководство и опора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Д.К. Робертсон (протестант) Книга пятая. От смерти Карла Великого до разделения церквей (814–1054 гг.) Глава 32. Людовик Благочестивый (814–840 гг.) – Конец спора об иконопочитании (813–842 гг.) – Ложные декреталии Смерть Карла Великого – Людовик Благочестивый – Переговоры со Львом 3-м и Стефаном 4-м – Церковная и монастырская реформа – Сообщество Лотаря в управлении империи – Заговор и смерть Бернарда – Брак Людовика и Юдифью – Покаяние Людовика – Лотарь из Рима – Рим и империя – Интриги против Людовика – Григорий 4-й во Франции – «Поле лжи» – Пленение и низложение Людовика – Восстановление Людовика – Эббо Реймский – Смерть Людовика – Вопрос об иконопочитании на Востоке и Лев Армянин – Феодор Студит – Собеседование об иконопочитании – Низложение Никифора – Меры против иконопочитания – Михаил Заика (косноязычный) – Умерщвление Льва 5-го – Греческое посольство к Людовику – Император Феофил – Смерть Феофила – Императрица Феодора – Окончательное восстановление иконопочитания – Вопрос об иконопочитании на Западе – Иконы во франкской церкви – Мнение Агобарда об иконах – Клавдий Туринский – Теодемир – Дунгал – Ложные декреталии и их происхождение В системе Карла Великого был тот великий недостаток, что она требовала для своего продолжения таких же лиц, каким был он сам. Его действительные преемники между тем оказались до прискорбия неспособными выдерживать на себе могущественное бремя империи. Чувствуя приближение кончины (813 г.), Карл Великий, созвав народное собрание, призвал своего единственно оставшегося в живых законного сына Людовика из Аквитании в Э-ля-Шапелль (Аахен), и в присутствии громадного собрания народных представителей объявил его своим сотоварищем и преемником. Он преподал принцу наставление касательно обязанностей государя, и получил от него обещание повиноваться его наставлениям. Затем он пожелал, чтобы Людовик подошел к высокому жертвеннику, на котором лежала императорская корона, взял эту корону и своими руками возложил ее себе на голову, – каковым актом император хотел показать, что он и его потомство получают свою власть ни от коронации со стороны папы, ни от тех восторженных восклицаний, которыми эта церемония в храме ап. Петра была приветствуема римлянами, а непосредственно от Бога 2937 . После этого провозглашения, Людовик возвратился к управлению Аквитанией, но скоро опять вызван был в Аахен вследствие смерти своего отца, последовавшей в январе 814 года 2938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010