Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

А.В. Антишкин Преподобный Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на каноны богоявления Источник Статья посвящена литературному наследию монаха, отшельника второй половины XII в. преподобному Неофиту Кипрскому . В историю византийской литературы преподобный Неофит вошел как хронист и самый плодотворный писатель средневизантийского периода кипрской истории. Но наиболее выдающейся стороной его творчества являются 12 проповедей на двунадесятые праздники. В качестве комментатора богослужебных канонов преподобный Неофит совершенно не исследован. В настоящей работе мы предпринимаем попытку рассмотреть проповедь преподобного Неофита на каноны Богоявления, которая раскрывает содержание канона в целом и объясняет смысл отдельных неясных выражений и фраз ирмосов и тропарей. Большое количество византийских авторов составляли комментарий на праздник Богоявления. Каноны этого праздника наряду с Рождеством Христовым и Пятидесятницей написаны самым употребительным античным размером – ямбом. История византийской литературы знает четырех авторов, составивших комментарий на праздник Богоявления: святитель Иоанн Мавропод 1 (XI в.) и три автора XII в. − поэт Феодор Продром 2 , митрополит Григорий Коринфский 3 и преподобный Неофит Кипрский 4 . Комментарии этих авторов в доступной форме помогают читателю лучше осмыслить содержание этого праздника. Проповедь преподобного Неофита Кипрского на праздник Богоявления была переведена на французский язык исследователем М.Н. Конгурдо. Преподобный Неофит вносит ясность в проповедь на праздник Богоявления и помогает лучше осмыслить и пережить поэтические строки этого праздника. К сожалению, это произведение не переведено на русский язык. Для нас, как наследников византийской культуры, весьма важным представляется иметь в русском варианте переводы комментариев на каноны великих Господских праздников для их лучшего осмысления, с возможностью последующего их использования и распространения в числе книг, рекомендованных для каждого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСИОС МЕЛЕТИОС [Греч. Ιερ Μον Οσου Μελετου], жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен на сев.-вост. склоне горного хребта Китерона (древний Киферон), недалеко от сел. Панакто, в 6 км от городка Инои. В визант. период О. М. являлся одним из наиболее важных монашеских центров на территории совр. Греции. История Сведения о возникновении мон-ря содержатся в Житиях его основателя - прп. Мелетия Нового (ок. 1030/35 - 1105-1110), написанных в сер. XII в. Николаем, еп. Мефонским, и Феодором Продромом (BHG, N 1247-1248). Согласно этим источникам, прп. Мелетий, стремясь к уединению и избегая земной славы, покинул основанный им близ Фив мон-рь вмч. Георгия Победоносца и переселился на труднодоступную гору Киферон, называемую тогда Миупольской (Миопольской). Там его принял Феодосий - игумен монастыря Симвул (Символ) в честь Таксиархов, к-рый находился на склоне горного массива (ныне Пастра) к востоку от древних Элевфер, на границе Аттики и Беотии. Феодосий разрешил преподобному поселиться около часовни Христа Спасителя, располагавшейся на сев. склоне Киферона. Вскоре часовня была перестроена и освящена как церковь, вокруг нее были сооружены кельи для приходивших к Мелетию христиан, стремившихся к монашеской жизни. Через нек-рое время в общине преподобного было ок. 100 чел. Т. к. число желавших подвизаться под рук. Мелетия постоянно росло, то он построил церкви Пресв. Богородицы и прор. Илии, затем занялся устройством малых лавр (паралаврий), число к-рых достигло 22 (или 24) и в к-рых подвизались не менее 8-12 монахов. По благословению К-польского патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) Мелетий был рукоположен во иерея и после смерти игум. Феодосия возглавил мон-рь Симвул. Он возвел новые здания в обители, возможно, полностью перестроил старый кафоликон. Ок. 1084 г. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) назначил из податных сборов Аттики ежегодные выплаты мон-рю в размере 422 золотых монет ( Николай, еп. Мефонский, Феодор Продром. Жития Мелетия Нового//ППС. 1886. Т. 6. Вып. 2(17). С. 17-19, 47-49). Вскоре после кончины прп. Мелетия мон-рь Симвул стал называться его именем; как передает Николай Мефонский, спустя 36 лет там проживали ок. 300 монахов, к-рые ни в чем не имели нужды (Там же. С. 21).

http://pravenc.ru/text/2581615.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II (Христос Продром; † после 14.08.1089), митр. Киевский, канонист, полемист. И. принадлежал к визант. роду, представителем к-рого также был стихотворец, агиограф и полемист 1-й пол. XII в. Феодор Продром . Имеется автобиографическое свидетельство последнего в одном из его произведений: «Мне выпала честь иметь деда, соименного Предтече (Προδρομνυμος), и дядю по имени Христос, предстоятеля Русской Церкви, искусного в слове (γς Ρωσικς πρεδρος, βρς ν λγοις)» (PG. 133. Col. 1412; H ö randner W. Theodoros Prodromos: Hist. Gedichte. W., 1974. S. 23-24, 479-480 [стихотворение 59, vv. 183-190]). Сомнения, высказывавшиеся относительно того, что Феодор имел в виду И. (С. Франклин), не представляются основательными. Встреча гроба с телом кн. Ярополка Язяславича Волынского Киевским кн. Всеволодом Ярославичем, духовенством и жителями Киева. 1086 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 119) Встреча гроба с телом кн. Ярополка Язяславича Волынского Киевским кн. Всеволодом Ярославичем, духовенством и жителями Киева. 1086 г. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 119) И. могут принадлежать 2 печати, каждая из к-рых сохранилась в единственном экземпляре. Моливдовул, найденный близ Десятинной ц. в Киеве, содержит надпись: «Θ[εοτκ]Ε Β[ο]Θ[ει] ΤΩ ΣΩ ΔΟΥΛ[] ΙΩ[νν] ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΗ ΡΩΣΙΑΣ» (Богородице, помоги рабу Своему Иоанну, митрополиту Руси); на др. стороне угадывается поясной образ Божией Матери «Никопея» ( Булгакова В. Печать митр. Ioahha iз мamepiaлib Десятинноï церкви i проблема ampuбyцiï pahhix митрополичих мoлubдobyлib//Церква Бoropoдuцi Десятинна в До 1000-лimmя освячення. К., 1996. С. 87-89; с этой интерпретацией согласился В. Л. Янин , вначале усматривавший на печати изображение св. Иоанна). На др. моливдовуле, недавно обнаруженном в Вел. Новгороде, читается надпись: «ΙΩΑ[ννης] ΠΡΩΤΟΣΥΓΚΕΛ[ος] ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤ[ης] ΡΩΣΙΑΣ» (Иоанн протосинкелл, митрополит Руси), и достаточно хорошо различим Халкопратийский образ Божией Матери (см. в ст. Агиосоритисса ). Если эти печати одного человека, то им, вне сомнения, был И., а не его преемник Иоанн III , занимавший Киевскую кафедру всего год. Если печати принадлежали разным иерархам, то, вероятнее всего, И. надо атрибутировать 2-й моливдовул: митр. Иоанн III был «мужь некнижен, и умомь прост, и просторек» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 200) и вряд ли мог носить придворный церковный титул протосинкелла , который обеспечивал его владельцу определенное преимущество перед др. архиереями в дворцовых церемониях. Разница в титулатуре И. по сравнению с титулом его предшественника митр. Георгия , бывшего синкеллом , скорее всего не связана с повышением статуса Киевского митрополита, но отражает общую девальвацию такого рода титулатуры в начале правления имп. Алексея I Комнина .

http://pravenc.ru/text/469572.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Ирина. Фрагмент мозаики Св. Софии в К-поле. 1118 г. (ок. 1089-1134), св. имп. (пам. греч. 13 авг.), дочь венг. кор. св. Владислава I и Адельгейды Рейнфельдской. В 1095 г. была обручена и ок. 1105 г. (1104/05) вступила в брак с сыном визант. имп. Алексея I Комнина Иоанном (имп. Иоанн II Комнин в 1118-1143), сменив венг. имя Пирошка (Пиришка) на имя Ирина. Родила 4 сыновей (в т. ч. будущего имп. Мануила I ) и 4 дочерей. По словам хрониста Иоанна Киннама, И. превосходила всех женщин благоразумием и добродетелями; получаемые от императора и из казны средства она не тратила ни на украшения, ни на наслаждения, но раздавала обездоленным ( Cinnam. Hist. Р. 9-10). Житие И. включено в одну из редакций греческих стишных Синаксарей. Автор восхваляет ее добродетели, глубокое, искреннее благочестие, смирение, воздержание в пище, благотворительность и безграничное милосердие. По инициативе И. был основан монастырь Пантократора в К-поле со странноприимным домом и с богадельней, достроенный после смерти императрицы ее мужем. Незадолго до кончины И. приняла монашество с именем Ксения. Похоронена в ц. арх. Михаила в монастыре Пантократора. Эпитафии в честь И. сложили поэт Феодор Продром (PG. 133. Col. 1396) и придворный врач и физик Николай Калликл. В юж. галерее собора Св. Софии в К-поле сохранился мозаичный портрет И., на к-ром она вместе с мужем и сыном Алексеем предстоит Пресв. Богородице с Младенцем (1118 г.). Ист.: BHG, N 2206; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 662, 679-681; SynCP. Col. 887-890; Moravscik G. Szent Lászlo leánya és a bizánci Pantokrator-monastor=[Die Tochter Ladislaus des Heiligen und das Pantokrator-Kloster in Konstantinopel]. Bdpst, 1923; Halkin F. Distiques et notices propres au synaxaire de Chifflet//AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 29-30; idem. «Épitaphe» de l " impératrice St. Irène//AnBoll. 1975. Vol. 93. P. 126; ivojinovi M. Le Prologue slave de la Vie de l " impératrice Irène//Mélanges G. Ostrogorsky II. Beograd, 1964. Р. 478-491. (ЗРВИ; 8/2); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 205-209. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 245; Janin R. Irene d " Ungheria//BiblSS. T. 7. Col. 890-891; Βαρζς Κ. Η γενεαλογα τν Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. Τ. 1. Σ. 204-205, 219-221, 227-228; Aubert R. Irène de Hongrie (7)//DHGE. T. 25. Col. 1466; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 125; BMFD. P. 701, 718, 725, 742, 755-756, 759, 775. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673925.html

384 Император Мануил, увлекавшийся астрологией, написал апологию “астрономической науки,” под которой надо разуметь астрологию, против нападений на нее со стороны духовенства, и, кроме того, был автором различных богословских произведений и официальных императорских речей. 385 Благодаря теологическим изысканиям Мануила, его панегирист Евстафий Фессалоникийский назвал его правление “императорским священством” (priesthood) или “царством жрецов” (Исход. 19:26). 386 Мануил не только интересовался литературой и теологией. Он стремился заинтересовать других. Мануил послал знаменитое сочинение Птолемея “Альмагест” в качестве подарка королю Сицилии, который, также как и некоторое количество других рукописей, был доставлен из библиотеки Мануила в Константинополь. Первый латинский перевод “Альмагеста” был сделан с этой рукописи в 1160 году. 387 Любовью к наукам и литературным дарованием отличалась невестка Мануила Ирина, которой посвятил много стихотворений ее, можно сказать, специальный поэт и, вероятно, учитель Феодор Продром, и в честь которой составил свою стихотворную хронику Константин Манасси, называющий в прологе хроники Ирину “настоящим другом литературы” ( φιλολογωττη). 388 Приписываемый иногда Андронику I “Диалог против иудеев” принадлежит более позднему времени. Из только что сделанного краткого очерка видно, насколько была проникнута литературными интересами императорская семья Комнинов. Но, конечно, она лишь отражала на себе общий культурный подъем, особенно выразившийся в развитии литературы, который является одним из отличительных признаков эпохи Комнинов. Во время Комнинов и Ангелов историки и поэты, богословские писатели и писатели в различных областях античности и, наконец, сухие хронисты оставили нам свои произведения, дающие возможность лучше проникнуть в литературные интересы той эпохи. Современник Комнинов, начиная с Иоанна, историк Иоанн Киннам, следуя древним образцам, Геродоту и Ксенофонту, а также находясь под влиянием Прокопия, оставил нам описание событий правления Иоанна и Мануила (с 1118 по 1176 г.), являясь таким образом продолжателем Анны Комниной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента. Толедский Собор 656 года в первом правиле предписывает петь соответствующую службу 18 декабря (при этом дата Благовещения – 25 марта – не меняется), объясняя это уже упоминаемой невозможностью устраивать праздник во время Великого Поста. Вероятно, Собор установил новый день, руководствуясь традицией, которая сложилась, например, в аквилейском и амвросианском обрядах. Именно в их рамках Благовещение праздновалось в декабре (обычно в одно из воскресений). Значительный богословско-литургический и лингвогерменевтический интерес представляет название рассматриваемого праздника. В древности оно отличалось известной неустойчивостью. Свидетельства о современном греческом наименовании – εαγγελισμς – можно найти только в VII веке. В сочинениях древних авторов встречаются многочисленные варианты названия рассматриваемого праздника: греческие μρα σπασμο (день приветствия), γγελισμς (возвещение) или μρα или ορτ το εαγγελισμο (день/праздник Благовещения); латинские annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение Христа), initium redemptionis (начало искупления), conceptio Christi (зачатие Христа), festum incarnationis (праздник Воплощения). В современной католической практике данный праздник имеет полное именование Annuntiatio beatae Mariae Virginis (Благовещение Блаженной Девы Марии). В Православной Церкви Благовещение развернуто называется Εαγγελισμς τς Υπεραγας Δεσπονης μν Θεοτκου κα Αειπαρθνου Μαρας (Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) и считается одним из важнейших праздников, который раскрывает Таинство воплощения Сына Божия и величие Богоматери. Динамика перечисленных именований, а также историко-богословские свидетельства позволяют проследить серьезные изменения в интерпретации Благовещения, которое в разное время воспринималось то как Господский, то как Богородичный праздник. Выше кратко говорилось о том, что Феодор Продром называет 12 главных праздников, среди которых отсутствуют все Богородичные – за показательным исключением Благовещения. Гроттаферратский Типикон XIII столетия упоминает Благовещение в числе 14 Господских праздников. С XIV века – с момента включения в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и прочих Богородичных празднований, Благовещение, надежно зафиксировавшись в церковном календаре, становится одним из них. Праздник в православном богослужении

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М. Н. получил от Бога дар не только исцеления, но и прозорливости. По свидетельству мон. Илариона, М. Н. видел события, происходившие во время похода Алексея I на половцев. Император остановился с войском в Анхиале, а варвары опустошали окрестности города. Имп. Алексей хотел выйти из крепости и вступить в битву, исход к-рой был бы неблагоприятным. Предвидя это, М. Н. погрузился в молитву, чтобы император остался внутри города. Половцы тем временем восстали друг против друга, а потом рассеялись в разные стороны. Иларион, запомнив день и час этого видения, впосл. узнал у царских оруженосцев, что все так и случилось. Когда севаст Иоанн Дука отправился в поход на о-в Крит против мятежника Карика, его флот остановился на Эвбее. Военачальник хотел получить благословение М. Н. и отправился на Миопольскую гору. Но преподобный велел ему оставаться на Эвбее и ждать новостей с Крита. Через нек-рое время пришло известие о смерти Карика. В последние годы жизни преподобного к нему часто обращались представители визант. знати, в т. ч. анфипаты (наместники) пров. Эллада. Феодор Продром сообщает, что М. Н. предрек скорую смерть анфипату Иоанну Ксиру, спас подавившегося костью анфипата Епифания Каматира и предсказал Варде Иканату, что тот в 3-й раз станет анфипатом Эллады. Однажды за благословением к святому отправился Михаил из рода Кастамонитов. По дороге слуга Кастамонита решил убить господина, но М. Н. явился ему в виде грозного мужа, и тот побоялся осуществить задуманное. Когда они пришли в мон-рь, преподобный обличил слугу в готовившемся покушении. Когда правитель Фив, Вриенний, собрался идти к преподобному, чтобы испросить его молитвы, он позвал с собой и своего родственника Ватаза, обещая тому великую пользу от поучений старца. Но высокообразованный Ватаз усомнился в том, что М. Н. может научить его чему-нибудь. Они пришли в обитель, святой сначала принял Вриенния, побеседовал с ним и помолился, а затем кротко сказал Ватазу, что тот не имеет нужды в его наставлении. Тем самым М. Н. дал ему понять разницу между знанием человеческим и Божественной благодатью. Многих своих посетителей, в чем-нибудь тайно согрешивших, святой наставил на путь истинный, открывая сокровенные грехи.

http://pravenc.ru/text/2562872.html

Среди многочисленных чудес М. Н. есть и «обычные», к-рые описываются в др. Житиях св. игуменов. Напр., как-то зимой в обители осталось мало елея, а из-за выпавшего снега пути стали непроходимыми, М. Н. благословил сосуд с елеем, и тот не оскудевал, пока не растаял снег. Однажды тыква, единственное блюдо, к-рое могло быть предложено братии, оказалась горькой и несъедобной. Повар сообщил об этом преподобному, тот благословил тыкву, и она тотчас стала сладкой. В др. раз М. Н. велел разбить сосуд с вином, в к-ром оказалась ядовитая змея. М. Н. скончался в возрасте ок. 70 лет и был погребен в монастырском соборе Небесных Сил бесплотных. На его гробнице совершались исцеления. Расслабленный мон. Иаков, принесенный в храм и положенный на полу в том месте, под к-рым было погребено честное тело преподобного, тотчас восстал здоровым. Прокаженный фиванец по имени Варда увидел во сне, что находится в соборе, где погребен М. Н., причем святой участвует в совершающемся там богослужении; болящий припал к его ногам и увидел, как от жертвенника изошел свет, озаривший святого, тот коснулся рукой прокаженного, и Варда проснулся здоровым, только на губах его остался небольшой след болезни, чтобы он не забывал о чуде. Также святой, явившись во сне, исцелил правую руку мон. Саввы и избавил Климента из Монемвасии от болезни печени и грыжи. В 1806 г. в Венеции диак. Агапий издал сб. «Новый Рай», включающий пересказанное им Житие М. Н., составленное на основании 2 визант. Житий. Честная глава М. Н. хранится в монастыре Осиос Мелетиос, др. частицы мощей находятся в ц. вмч. Георгия в Элефсине и в богословской школе на о-ве Халки ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 216). Ист.: BHG, N 1247, 1248; Николай, еп. Мефонский. Житие Мелетия Нового//ППС. 1886. Вып. 17. Т. 6. Вып. 2. С. 1-39; Феодор Продром. Житие Мелетия Нового//Там же. С. 40-69; Χρυσστομος (Παπαδπουλος), ρχιεπ. Συμβολα ες τν στοραν το μοναχικο βου ν Ελλδι: Ο Οσιος Μελτιος Νος (περ. 1035-1105). Αθναι, 1968. Σ. 39-72 [Житие Николая Мефонского]; Σ. 73-100 [Житие Феодора Продрома].

http://pravenc.ru/text/2562872.html

Среди литургических песнопений Касии выделяются рождественский гимн, прославляющий торжество христианства над другими культами, и «Канон на усопших», посвященный тем, кто должен предстать перед Богом в день Страшного суда. В 9 одах, составляющих акростих – имя поэтессы, она воспевает силу и мудрость «владыки жизни и смерти», призывает его проявить к грешникам доброту и простить им прегрешения, «совершенные вольно и невольно». Творчество Касии было высоко оценено последующими поколениями византийцев. Феодор Продром отметил ее талант композитора, чьи мелодии использовали позднейшие гимнографы. Георгий Кодин восхищался этой «благочестивейшей монахиней», которая «сочинила много канонов и стихирей и другого достойного удивления и положила на музыку во времена императора Феофила». Никифор Каллист Ксанфопул включил имя Касии в перечень известных поэтов-гимнографов. Квинт Смирнский (рубеж VVI вв.) уроженец Смирны на западном побережье Малой Азии, автор историко-мифологической поэмы «Послегомеровские события». Большинство исследователей считает, что поэт был знаком с киклическим эпосом, откуда он заимствовал материал, а также с древнегреческими трагедиями, местными преданиями о троянских героях, эллинистической и римской поэзией. Поэма Квинта, написанная гекзаметром, открывается битвой греков с амазонками и с эфиопским войском Мемнона, поспешившего на помощь Трое после гибели Гектора. Затем следует гибель Ахилла и Париса, самоубийство Аянта (Аякса), падение Трои и отплытие греков на родину. Христианский мотив божественного возмездия за всякое содеянное человеком зло не позволяет распасться поэме на отдельные эпизоды. Как и все подражатели Гомера, Квинт использует большое количество риторических фигур, эпитетов, заимствованных из «Илиады» и «Одиссеи» или составленных самим поэтом, и других средств выразительности. Сюжеты из этой поэмы использовались в прикладном искусстве. Кекавмен (XI в.) – полководец, автор «Стратегикона» («Советы и рассказы Кекавмена»), адресованного его детям как руководство в жизни. В этом дидактическом произведении, содержится много интересных сведений о нравах и обычаях византийцев, о византийских политических деятелях, писателях, ученых и о тех, кто возделывает землю и насаждает виноградники. Книга не имеет четкой композиционной линии, но ей присущ объединяющий призыв «уповать на Бога»: «Не покидай Бога, и Бог не покинет тебя». Однако вера в Бога сочетается у Кекавмена с верой в человеческий разум, в способность человека многого добиться своим трудом, без которого «нет блага». Он оценивает людей по их личным качествам, с уважением относится к другим народам, «ибо они разумны, как и ты».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010