Танкред Готвилльский 453 Тапар, см. Мелик-Шах Таронит, см. Григорий Таронит Таронит, см. Иоанн Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат Таронит, см. Михаил Таронит Тарониты 450, 479 Тарханиот Катакалон 63, 268. 447 Тарханиоты 447 Татикий 13, 28, 145, 192–195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299–301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583 Татран 224 Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530 Тевкр 285, 286, 566 Телемах 113, 499 Тиверий, император 598 Тигран 265 Тимофей, флейтист 56, 253, 440 Тирах 484, 485 Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541 Томашек В. 524, 556, 557 Томирида 326, 588 Торник, см. Георгий Торник Торник, см. Лев Торник Торник, см. Петр Торник Торники 450 Торос 578 Тортарий 596 Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529 Траян, сын Ивана-Владыкова 534 Трейтингер О. 477 Тугоркан 541 Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608 Тутах 58, 59, 443 Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579 Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575 Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411 Умберт 495 Умберт, сын Рауля 377 Умберт Готвилльский 466 Умбертопул, см. Константин Умбертопул Унфред 486, 488 Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584 Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551 Успенский Ф. 481–483, 551, 552, 623 Фатимиды 577, 608 Феано 19, 324, 588 Фекла, великомученица 132 Фемистокл 194 Феодор, антиохийский патриарх 613 Феодор, брат Аарона 341–343 Феодор, великомученик 550 Феодор Гавра 11, 24, 242–244, 306, 545, 576, 601 Феодор Далассин 538 Феодор Докиан, Докиан 61, 444 Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601 Феодор Рупений 369 Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589 Феодора, императрица 7 Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553 Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629 Феодосий II, император 475 Феодот 64 Феодота 510 Феодул Синадин 464 Феофан 42, 618 Феофана продолжатель 450 Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626 Феофилакт Симокатта 18, 539, 598

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этого трактата мы узнаем не только о внешнем облике Феодора–подростка и его речевом недостатке (заикании), но и о том, что «происхождения был отнюдь не низкого», образование получил «у лучших учителей» того времени, «усердно изучив… грамматику, риторику, философию, науку о линиях и числах», т. е. геометрию и арифметику. Из свидетельства Феодора о том, что он не оставил без внимания философию Аристотеля, сочинения Платона, которые он называет «верхом красноречия», а также труды, написанные последователями Аристотеля и Платона, явствует, что классическое образование было составной частью курса обучения в высшей школе Константинополя. Из имен известных, нам учителей Феодора следует назвать Михаила Италика и Феодора Смирнского. По окончании школы Феодор Продром занялся педагогической деятельностью; сначала у него не было знатных учеников, но через некоторое время он стал учителем принцессы Анны Комниной и, таким образом, ему открылся доступ во дворец. Но, по всей вероятности, Феодор Продром не долго оставался учителем Анны, так как в 1105 г., как явствует из одного его стихотворения, озаглавленного «Прощальные стихи к византийцам», он собирался покинуть Константинополь вместе со своим другом Стефаном Скилици, назначенным митрополитом в Трапезунд. Причина такого решения Феодора не ясна, но можно полагать (опять же на основании одного сочинения самого Феодора), что ею было неосторожное высказывание Феодора по некоторым богословским вопросам. Это ясно из стихотворения, написанного незадолго до 1105 г., которое называлось: «Против Вариса, оскорбившего меня именем еретика» (ямбические триметры). И хотя, как явствует из этого стихотворения, Продрому удалось отклонить от себя обвинение некоего Вариса, по всей вероятности, человека очень близкого к императору, и удалось также доказать свое полное благочестие, все же положение его при дворе изменилось к худшему, вероятно даже, он был лишен возможности преподавать в школах Константинополя. Это привело к затруднениям в его материальном положении и побудило принять решение покинуть Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращаясь к так называемым «ученым» жанрам, Феодор Продром написал философские комментарии ко второй Аналитике Аристотеля, религиозно-богословские комментарии к сочинениям Косьмы и Иоанна Дамаскина , многочисленные эпиграммы, посвященные святым, иконам и различным церковным реликвиям. Его перу принадлежат стихотворные и прозаические диалоги, дидактические поэмы, роман в стихах «Родамна и Досикл», пародия «Война кошек и мышей» («Катамиомахия»), поэма-исповедь, направленная против безнравственного, необразованного Вариса, который обвинил поэта в безбожии за увлечение античной культурой. В романе «Родамна и Досикл»» написанном ямбическим триметром (4614 стихов) есть много точек соприкосновения с позднегреческими романами Гелиодора («Эфиопика») и Ахилла Татия («Левкиппа и Клитофонт»): интерес к частной человеческой судьбе, эротическое повествование о самоотверженной любви героев, невероятные приключения и испытания, выпавшие на их долю. Воссоздавая черты византийской реальности, Продром перенасыщает свое произведение заимствованиями из Библии, сентенциями и реминисценциями из античных памятников (11 трагедий Еврипида, 25 сочинений Лукиана и других авторов). «Война кошек и мышей» по своему названию напоминает «Батрахомиомахию» («Война мышей и лягушек»), но ее композиция, пролог в форме диалога, пять актов-эпизодов, коммос с участием хора, еврипидовский прием «бога из машины», появление вестников являются мастерской пародией на классическую трагедию. В этом произведении исследователи ( С.С. Аверинцев ) улавливают также сходство с христианской драмой «Христос-Страстотерпец»: центральным эпизодом является плач матери (царицы мышей) над телом сына (царевича Креилла). В пародии «Схеда о мыши» обыгрываются псалмы и отдельные мотивы Священного писания, вложенные в уста кошки и попавшего в ее когти «мышиного игумена». Феодору Продрому приписывается астрологическая поэма, посвященная севастократиссе Ирине, о знаках зодиака, о положении звезд и планет. Его имя называют среди возможных авторов «Продромики» и диалога «Тимарион». Современники высоко оценивали творчество Феодора Продрома. Никита Евгениан восхищался риторическим мастерством своего учителя. Евстафий Солунский называл его «славным среди мудрых». Многочисленные последователи и подражатели поэта составили обширную «продромическую» литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церк. ист. кн. VII. гл. 21. Р. Gyllii, De topogr. Const. lib. IV. c. 4. у Бандури, ed. 1. lib. I. p. 413. Anonymus, ib. lib. III. p. 56; сн. t. II. p. 726, 727. Кодина, Περ κτισμ. ed. 1. p. 111. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 100–102. Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 355, 357–362. Чет. Мин. 24 февраля). Отсюда становится понятным – почему наши паломники усвояют этому монастырю название «Богом (т.е. Божиею милостию) богатаго». Стефан Новгородец говорит: «идохом в монастырь Ивана Предтеча, зовут Ивана Бога (вм. Богом) богатым: и та церковь вельми удивлена мусиею; и ту целовахом руку Ивана ктитора, иже устрои церковь , иконы окова златом и с драгим камением и жемчюгом». Дьяк Александр: «В Продроме монастыре, именуется Богом богатым, есть мощи святаго Иоанна Постника , глава святаго Вонифатия и от мощей святаго Пантелеимона; у сего монастыря нет ни сел, ни городов (сн. выше, прим. 166), но Божиею милостию всех монастырей богатее». Иеродиакон Зосима: «ту же монастырь стоит Продром: и ту стояли страсти Христовы, и риза Спасова, и копье, чем его прободоша, и трость, на чем копье было насажено, и губа, чем его напояли оцета и желчи; и кровь Христова, кою икону Жидовины пробили в городе Варуте; и хлебец, кой на вечери хлебец яде со ученики своими Господь во святом Сионе; камень, кой клали Жидовины под главу Христову; и власы пречистыя Богородицы». Диакон Игнатий: «месяца июля в 1 день, на память святых чюдотворцев Козьмы и Дамияна, поидохом в монастырь святаго Ивана, еже глаголется Греческим языком Продром, Руским же глаголется Предотеча, и ту поклонихомся и целовахом, и упокоиша нас добре тамо живущая Русь» (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. стр. 54, 72, 62 и 100). 195 Св. Феодор назван Сикеотом по месту его рождения и подвигов в Сикее. Здесь основал он монастырь и был в нем архимандритом; потом хиротонисан в епископа Анастасиопольского; но спустя 10 лет оставил епископство, по любви к подвижнической жизни, и скончался в своем монастыре, в 3-й год царствования Ираклиева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Но отъезд Стефана Скилици в Трапезунд состоялся лишь через два года после его назначения в этот город митрополитом, в 1105 г., а из надгробного слова Стефану, написанного Феодором, ясно, что его друг отправился в Трапезунд один. Из переписки его с Феодором мы узнаем, что в первое время Стефан посылает деньги Продрому, материальные лишения которого продолжались до его знакомства с Алексеем Аристином, прежде занимавшим высокую должность в провинции Ахайе, а с 1107 г. ставшим влиятельным лицом при византийском дворе: орфанотрофом (надзирателем сиротского дома св. Павла в Константинополе), протекдиком и номофилаком. Благодаря протекции Алексея, Феодор вскоре приобретает расположение двора и церкви, вновь возвращается к работе педагога в одной из официальных школ Константинополя и даже обучает Исаакия Багрянородного, младшего сына императора Алексея Комнина. Феодор благоденствует до конца правления Алексея – до 1118 г.; после этого, оказавшись в числе заговорщиков против наследника престола Иоанна Комнина, Феодор, как и его друг Аристин, впадает в немилость к новому императору Иоанну; к счастью, опала для обоих длится недолго: император вскоре смягчает свой гнев к участникам заговора, – Продром и Аристин занимают прежнее общественное положение. Феодор становится учителем Ирины, жены младшего севастократора Андроника, одного из сыновей императора. Ирина была восточного происхождения, и Феодор составляет специально для нее греческую грамматику, которая дошла до наших дней. В 30–е годы XII в. Феодор вновь попадает в немилость к императору и патриарху; причина этого опять неясна, но немилость патриарха дает, основание полагать, что и в данном случае поводом послужили опять извращенно истолкованные кем–либо из врагов Феодора его религиозные взгляды. Феодор вновь впал в нужду, был вынужден продать свои земельные владения. Письма этого периода полны тоски и жалоб на судьбу, обрушившую на него не только материальные, но и моральные беды: он болен. В это время Феодор пишет – отчасти по своей инициативе, отчасти по просьбе народа – приветственные стихи императору Иоанну, возвратившемуся в 1134 и 1135 г. из удачных походов против турок, а в 1136 г. – стихи, обращенные к императору, выступающему в сирийский поход, а также к сопровождавшему императора логофету Стефану Мелиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 553 г. его произведения были осуждены как несторианские. Феодор Музалон (ум. 1294 г.) – полемист, богослов, великий логофет. Феодор Никейский – епископ Никеи, столицы Никейской империи. Известен своим письмом о путешествии в Эндемузу (в Никейской империи) и далее в митрополию Аланию, куда отправился между 4 января 1223 – 6 февраля 1226 г. через Крым. Его маршрут пролегал из Херсона к приазовской Тамани, а далее – к верховьям кавказского Большого Зеленчука. Затем Ф. Н. вернулся в Никею, участвовал в синодальных собраниях при Патриархе Германе II (1223–1240 гг.), оставил после себя несколько богословских работ. Более всего известен как автор ценного нарративного источника по истории Алании и северного Причерноморья под названием «Аланское послание» (издано Ю. А. Кулаковским ). Феодор Педиасим (XIV в.) – византийский ритор, писатель. Феодор Продром (ок. 1070–1075 – 1153 гг.) – очень плодовитый византийский писатель и поэт-сатирик эпохи Комнинов. Из риторического трактата Ф. П. «Против тех, кто из-за бедности злословит провидение» следует, что его автор «...происхождения был отнюдь не низкого», образование получил «у лучших учителей» того времени, «усердно изучив... грамматику, риторику, философию, науку о линиях и числах», то есть геометрию и арифметику, а также знал труды Аристотеля, Платона. По окончании школы, несмотря на имевшийся с детства дефект речи (заикание), сам занимался преподаванием, причем среди его учеников и учениц были, видимо, дети василевсов Алексея I Комнина (1081–1118 гг.) и Иоанна Комнина (1118–1143 гг.). Он попадал то в милость, то в немилость двора и Церкви и, как профессиональный литератор, брался за любые виды литературной деятельности, но зачастую еле сводил концы с концами. Сетовал в своих произведениях на жизненную нужду, злосчастные обстоятельства, болезни и оставил много любопытных бытовых зарисовок. В 1144 или 1145 г. жил в птохионе при церкви Св. Павла, где и умер в конце 1153 г., незадолго до смерти приняв монашеский постриг и имя Николай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 В описаний 3-го путешествия Пименова в Константинополь упоминается о том, как азовские купцы захватили было Пимена и его свиту за прежние долги. Ник. Лет. IV, стр. 162. 26 Ник. Лет. стр. 159. «Князь же В. негодоваше о сем, яко без его совета пойде, бе бо и распря некая промеж их.» – Любопытное описание сего путешествия, сделанное по приказанию Пимена, одним иноком из свиты Епископа Смоленского, Игнатием, сохранилось в летописях. Никонов. IV. стр. 158 и след. Русск. Временник. М. 1820. Ч. 1. стр. 293 и след. Из описания видно, что до реки Дона сопровождали Митрополита многие Епископы, в том числи и Феодор, уже возведенный в Еп. Ростовского. Тот же Игнатий описал и свое путешествие в Иерусалим. Там же стр. 177. 27 Феодор, в апреле, провожавший Пимена, вместе с прочими Епископами, в сентябре был уже в Константинополе, как видно из долговой его записи, данной вместе с Киприаном Николаю Нотаре (Акт. Истор. Ч. 1. N. 282). Из этого акта видно также и то, что Киприан в время уже считал себя Митрополитом всей русской земли, он обещал присланных от Нотары с товарами проводить даже до реки Богу (Буга), – «доколе изыдут конечны от всякыя руськыя земли»; – в обеспечение своего долга, дал грамоту В. Князя Димитрия Иоанновича, «а грамота должником веры деля»; – в случае неуплаты, предоставлял взыскать свой долг со всякого Русского; где бы то ни было, в Кафе, или в земле греческой. Все это, равно как и то, что Киприан и Феодор дали на себя одну общую долговую запись, показывает, что Киприан смотрел на свои отношения к В. Князю уже не по прежнему. 8 сент. 1389, как показывает индикт 13, а Пимен скончался 11 ч. того же месяца. Отсюда следует заключить, что судьба Пимена была уже решена и в том случав, если б он не умер. 28 Игнатий пишет: «Поидохом в монастырь св. Иоанна, еже глаголется греч. языком Продром, русским же глаголется Предотеча, и ту поклонихомся и целовахом, и упокоиша нас добре тамо живущая Русь». Ник. Лет. IV, стр. 167. 30 Игнатий в Летоп. Никон. IV. стр. 171. Странно, что Феодор здесь называется только архимандритом симоновским, тогда как выше стр. 160 он называется Епископом Ростовским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Феодор Дафнопат (сер. Х в.), византийский историк – 476 Феодор Мопсуестийский (Мопсуестский, ок. 350–428), сирийский богослов и экзегет, представитель антиохийской богословской школы – 217 Феодор Продром (XII в.), византийский поэт – 485 Феодор Студит (759–826), византийский богослов, автор догматико-полемических и морально-аскетических сочинений, оппонент иконоборчества, игумен Студийского монастыря – 378, 381, 382, 386, 391, 393 Феодора , дочь имп. Константина VII, сестра имп. Романа II, жена имп. Иоанна Цимисхия – 401 Феодора , жена имп. Юстиниана Великого – 194, 195, 216, 218, 221, 238, 252,256,264 Феодора, мать имп. Михаила II – 366 Феодора , жена имп. Феофила, мать имп. Михаила III – 342, 366, 383, 393, 394,396 Феодора , младшая сестра имп. Зои, соправительница сестры в 1042 г., самодержавная императрица в 1054–1056 гг. – 399, 402 Феодорит Киррский (ок. 393 – ок. 466), блаженный, епископ города Кирра или Кира, близ Антиохии, сирийский богослов, экзегет и историк Церкви, автор апологетического сочинения «Врачевание эллинских недугов», «Церковной истории», агиографического сочинения «История боголюбцев» и др. – 181, 217, 254 Феодосии I Великий (ок. 345–395), римский император в 379–395 гг. – 63, 93, 120, 121, 133–138, 143, 144, 151, 233, 263, 332, 358 Феодосии II, византийский император в 408–450 гг. – 64, 120, 121, 154–161, 187, 207, 215, 259, 317, 360 Феодосии III , византийский император в 715–717 гг. – 267, 310 Феодосии Мелитинский (X в.), византийский хронист – 479 Феодот Касситер , патриарх Константинопольский в 815–821 гг. – 380 Феоктист , фаворит Феодоры, матери имп. Михаила III – 366 Феофан Византийский , историк VI в. – 253 Феофан Исповедник (ок. 758–817), византийский хронист – 284, 316, 346, 388,389 Феофано, жена имп. Романа II и позднее имп. Никифора Фоки – 401, 440 Феофано (Феофана, ок. 950–991), византийская принцесса, германская императрица, жена имп. Оттона II – 410, 432 Феофил († 412), патриарх Александрийский в 385–412 гг., добивался верховенства александрийской кафедры, враг Иоанна Златоуста – 152

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

705 . Устав для генуэзских владений на Черном море, изданный в Генуе в 1449 г/Пер. и коммент. В. Н. Юргевича//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1863. – Т 5. – С. 623–837. 706 . Феодорит , епископ Киррский. Церковная история/Пер. с греч., прим. М. А. Тимофеева. – СПб., 1852. – 560 с. (М.: Российская политическая энциклопедия, 1993. – 239 с.). 707 . Феодорит Киррский , блж. История Боголюбцев/Пер., вступ. ст. А. И. Сидорова . – М.: Паломник, 1996. – 474 с. 708 . Феодорит Киррский , блж. Церковная история/Пер. с греч. – М.: «Российская политическая энциклопедия; Православное товарищество «Колокол», 1993. – 239 с. 709 . Феодорита , епископа Киррского, ответы на вопросы/Изд. А. Пападопуло-Керамевс //Записки историко-филологического ф-та СПБ ун-та. – 1895. – Ч. 36. 710 . Феодор Продром. Житие Мелетия Нового/Изд. В. Г Васильевский//ППС. – 1886. – С. 40–69. 711 . Феодор Студит . Второе опровержение иконоборцев. Третье опровержение иконоборцев (Отрывки)//История эстетика. – М., 1962. – Т. 1. 712 . Феодор Студит . Из поучений//ЖМП. – 1990. – 11. – С. 52–53. 713 . Феодосий. О местоположении Святой Земли начала VI века/По рецензии Гиль- демейстера издал, перевел и объяснил И. Помяловский//ППС. – СПб., 1891. – Т. 10. – Вып. 1. – С. 1–74. 714 . Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофоилакта. Приск Панийский. Сказания Приска Панийского/Подгот к изд. А. И. Цепковым. – Рязань: Александрия, 2005. – 608 с. 715 . Феофилакт Симокатта. История: Пер. с греч. С. П. Кондратьева, прим. К. А. Осиповой , отв. ред. и вступ. ст. Н. В. Пигулевской. – М: Изд-во АН СССР, 1957. – 224 с. (М.: Арктос; Вика-пресс, 1996. – 272 с.). 716 . Физиолог александрийской редакции/Пер. Я. И. Смирнова. – М., 1990. 717 . Филосторогий. Сокращенная церковная история Филосторогия, сделанная Патриархом Фотием//Христианское чтение. – 1854. – Ч. 4. 718 . Флавий Вегеций Ренат. Краткое изложение военного дела/Пер. С. П. Кондратьева//ВДИ. – 1940. – 1 [рубеж IV-V вв.] 719 . Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита/Вступ. ст., пер., коммент. О. А. Акимовой. – М.: Индрик, 1997. – 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010