М. Н. был еще молод, и бес не оставлял попыток искусить его. Однажды в мон-рь якобы для духовной беседы пришла одна фиванская аристократка, за прекрасной внешностью к-рой скрывалась порочная душа. Но все ее попытки соблазнить подвижника оказались напрасными. Пристыженная М. Н., она удалилась из обители, а преподобный после этого целый год не принимал посетителей. Устроив жизнь обители, М. Н. совершил паломничество в Рим к мощам апостолов Петра и Павла и на Св. землю, где пробыл 3 года. В пути он претерпел множество опасностей и попал в плен к агарянам, но Господь не оставил своего служителя в беде. Феодор Продром повествует также о паломничестве М. Н. в Испанию к гробнице ап. Иакова. Крайне суровый образ жизни преподобного привел к образованию язв на ногах, но физические страдания не заставили его ослабить аскезу. Тогда враг рода человеческого, потерпев поражение, в досаде обрушился на учеников М. Н., но большинство из них одержали победу, и лишь троих удалось ему уловить в свои сети. Один из них, Никодим, должен был принять сан иерея, но в нетерпении, он самовольно отправился к Фиванскому митрополиту и получил от него сан священства. После этого он решил не возвращаться в мон-рь и остался служить в городе, однако вскоре его постигла Божия кара. Когда наступила засуха, жители обратились за помощью к М. Н. Было устроено всенародное молебствие, на к-ром присутствовал и Никодим, исполняя в качестве иерея литию. Когда крестный ход подошел к мон-рю вмч. Георгия, М. Н. велел Никодиму снять священническое облачение и влезть в ров в наказание за свое дерзкое своеволие. Но жители сочли действия преподобного жестокими и грубыми. Они извлекли Никодима из ямы, убедили его опять облачиться по-иерейски и взяли его с собой на обратном шествии крестного хода. Тем временем началась сильная гроза, и перед входом в город Никодим был испепелен молнией. Др. учеников, Феодосия и Стефана, поразила зависть к преподобному. Феодосий ушел из обители и всячески хулил святого. Злоба довела его до безумия, и он стал лаять, как собака. Посланный к императору Стефан распространял клевету на М. Н., представляя его неграмотным и неспособным руководить монахами. Когда об этом стало известно братии, они, негодуя на Стефана, пришли с жалобой к преподобному, тот ничуть не огорчился и призвал иноков сожалеть о погибшем брате. |
Из двунадесятых праздников в эту эпоху получили начало Преображение, Рождество Богородицы (самые ранние подлинные беседы на эти праздники принадлежат св. Андрею Критскому ) и Введение (отмечено в праздничном Евангелии 715 года). Как уже указывалось, начиная с IX века, можно говорить о полных, исчерпывающих сводах богослужебного Устава почти для всей Восточной Церкви. И отныне в него вносились только незначительные изменения. Постепенно установилось синхронное деление праздников по степени торжественности. Еще в предшествующий период празднования в честь Спасителя и Богоматери заняли самое почетное положение среди других, и даже наметилось приблизительно и нынешнее количество этих праздников – 12. Однако данному числу не приписывалось символичности, более того не было и задачи его достичь. Криптоферратский Типикон (XI-XII вв.) насчитывает 14 Владычних праздников: Благовещение, Рождество Христово, Обрезание, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Неделя ваий, Преображение, Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение, Неделя новая, Вознесение и Пятидесятница. Но уже Феодор Продром (XII век) удаляет из этого перечня Тайную Вечерю и новую Неделю. И таким образом получается 12 праздников. Никифор Каллист в XIV веке заменяет Обрезание Успением и приходит к числу 12. Византийский поэт первой половины XIV столетия Мануил Фил пишет о праздниках Δωδεκορτον. Никифор Каллист Ксанфопул перечисляет 12 праздников, включая Успение. Следовательно, Богородичные праздники, к которым не причислялось и Благовещение, совпадающее с Зачатием Христовым, не вносились в разряд двунадесятых. В Типиконе Великой Константинопольской Церкви Введение только названо под 21 ноября, но относительно службы ему не сделано никаких замечаний, даже не указано Апостола и Евангелия, что здесь делается для многих святых. Но все другие Типиконы, начиная с древнейших Студийских, дают для Богородичных праздников службу такой же торжественности, как для Господних праздников, при тех исключениях, которые в данном отношении делаются и нынешним Уставом (отсутствие антифонов на Литургии, что древние Кодификации допускали и для некоторых Господских празднований, а также более короткое попразднство). |
S. Pernardinello. Padua, 1972. P. 341-343). Влияние платонизма следует считать определяющим в философских взглядах М. И. В сочинениях он неоднократно цитировал не только Платона, но и позднеантичных неоплатоников Порфирия, Прокла и Симпликия, без осуждения их учения. М. И. касался множества тем из самых разных сфер знания - от лит-ры до астрономии и медицины; неоднократно высказывал рациональное отношение к различным суевериям, церковным и гос. традициям; считал, что гос. должности должны занимать как можно более просвещенные люди; иронизировал по поводу распространенной среди визант. аристократии моды возводить семейные генеалогии к греч. царям гомеровской эпохи. Сохранилось значительное число писем М. И., а также небольшие трактаты по вопросам филологии и риторики. Адресатами его писем были некоторые знаменитые деятели визант. культуры, такие как придворный поэт и ученик М. И. Феодор Продром, представители правящей фамилии и крупные чиновники, деятели К-польской Церкви (имп. Ирина Дукена, кесарь Никифор Вриенний Младший, Адриан Комнин, архиеп. Охридский, архиеп. Николай Мефонский, Григорий Каматир, Никифор Василаки, Иоанн Аксух, логофет Стефан Мелит). Сохранились 2 энкомия М. И., посвященные имп. Иоанну II (кон. 1138) и Мануилу Комнинам (авг.-нояб. 1143) ( Michel Italikos. 1972. P. 245-270, 276-294). Они являются важными источниками сведений о придворной культуре XII в., а также содержат ряд сведений по военно-политической истории. Соч.: Michel Italikos. Lettres et discours/Ed. P. Gautier. P., 1972. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 465-466; Browning R. Unpublished Correspondence between Michael Italicus, archbishop of Philippopolis, and Theodore Prodromos//Bbl. 1962. T. 1. P. 279-297 (Idem// Browning R. Studies of Byzantine History, Literature and Education. L., 1977); Wirth P. Wer ist der Verfasser der Rede auf den Patriarchen Michael II. Kurkuas Oxeites?//BZ. 1962. Bd. 55. S. 269-273; Criscuolo U. Un discorso e una monodia inediti di Michele Italico//Atti d. Accad. d. Scienze. Torino, 1971-1972. T. 106. P. 593-634; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 123-124; RegPatr, N 1012, 1015; ODB. Vol. 2. P. 1368-1369; Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143-1180. Camb., 1993. P. 333-335, 348, 352, 435-438; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb., 1995. P. 173-178. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков |
Ангела в честь такого ж е явления здесь арх. Михаила 20 сент. (с. V в.), «ангелов-хранителей) в 1 воскр. сентября (с XVII в.), «кафедры (т.е. в честь епископства ап. Петра в Антиохии) 22 февр., «кафедры его в Риме» 18 янв. (с V в.), «обращение Павла» 25 янв. (с XIII в.), освящение известнейших храмов, напр. Петра и павла в Риме 18 н.. Деление праздников Только в настоящий период установилось и нынешнее деление праздников по степени торжественности. Еще в предшествующий период праздники в честь Спасителя и Богоматери заняли самое почетное положение среди других, и даже наметилось приблизительно и нынешнее количество этих праздников – 12. Но можно сказать, что до XI в. количество важнейших праздников не измеряется с такою точностью и символичностью, как теперь, т.е. не подводится под число 12. Криптоферратский Типикон (XI-XII в.) насчитывает 14 «владычних праздников (δεσποτικω ν ορτω ν)»: Благовещение, Р.Х., Обрезание, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, неделя, Ваий, Преображение, Тайная вечеря, (с. 451) Распятие, Воскресение, неделя Новая, вознесение и Пятидесятница. Феодор Продром XII в. из этого перечня опускает Тайную вечерю и Новую неделю и получается т.о. 12 праздников; Никифор Каллист XIV в. заменяет Обрезание Успение и т.о. получается то же число 12. След. богородичные праздники, к которым не причисляли Благовещения ( Зачатие Христово), не вносились в разряд 12-х. В Типиконе Великой К-польской церкви Введение только названо под 21 ноября, но относительно службы ему не сделано никаких замечаний, даже не указано апостола и евангелия, что здесь делается для многих святых. Но все другие Типиконы, начиная с древнейших Студийских, дают для всех Богородичных праздников службы такой же торжественности, как для Господних праздников, при тех исключениях, которые в этом отношении делаются и нынешним уставом (отсутствие антифонов на литургии, что древние уставы допускали и для некоторых Господних праздников, – и более короткое попразднство). С такою же почти торжественностью, как дванадесятые праздники, древние Студийскиее уставы указывали праздновать только два предтечевы праздника 24 ин. |
А.В. Антишкин Преподобный Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на каноны богоявления Источник Статья посвящена литературному наследию монаха, отшельника второй половины XII в. преподобному Неофиту Кипрскому . В историю византийской литературы преподобный Неофит вошел как хронист и самый плодотворный писатель средневизантийского периода кипрской истории. Но наиболее выдающейся стороной его творчества являются 12 проповедей на двунадесятые праздники. В качестве комментатора богослужебных канонов преподобный Неофит совершенно не исследован. В настоящей работе мы предпринимаем попытку рассмотреть проповедь преподобного Неофита на каноны Богоявления, которая раскрывает содержание канона в целом и объясняет смысл отдельных неясных выражений и фраз ирмосов и тропарей. Большое количество византийских авторов составляли комментарий на праздник Богоявления. Каноны этого праздника наряду с Рождеством Христовым и Пятидесятницей написаны самым употребительным античным размером – ямбом. История византийской литературы знает четырех авторов, составивших комментарий на праздник Богоявления: святитель Иоанн Мавропод 1 (XI в.) и три автора XII в. − поэт Феодор Продром 2 , митрополит Григорий Коринфский 3 и преподобный Неофит Кипрский 4 . Комментарии этих авторов в доступной форме помогают читателю лучше осмыслить содержание этого праздника. Проповедь преподобного Неофита Кипрского на праздник Богоявления была переведена на французский язык исследователем М.Н. Конгурдо. Преподобный Неофит вносит ясность в проповедь на праздник Богоявления и помогает лучше осмыслить и пережить поэтические строки этого праздника. К сожалению, это произведение не переведено на русский язык. Для нас, как наследников византийской культуры, весьма важным представляется иметь в русском варианте переводы комментариев на каноны великих Господских праздников для их лучшего осмысления, с возможностью последующего их использования и распространения в числе книг, рекомендованных для каждого христианина. |
Тетраевангелие – Четвероевангелие, первые четыре Священные книги Нового Завета. Не смешивать с Евангелием – литургической книгой, расположенной в порядке чтения по дням и неделям, начиная с Пасхи. Тетраконх – центрально-купольное сооружение, имеющее в плане четыре перекрытых сводами рукава, завершающиеся апсидами (также четырехапсидное здание, квадрифолий). Тетрагаш – арка с четырьмя пролетами, которая была покрыта бронзовыми пластинами. Находилась в Артополии на перекрестке между форосом Константина и форосом Феодосия, которые разделяют примерно 500 м. Тетрапод – невысокий небольшой стол, на котором за всенощной благословляются поставляемые в литийном сосуде хлеб, пшеница, вино и елей. Тефрика – древний город-крепость павликиан, взятый и разрушенный при Василии I (867–886 гг.). Находился на территории Армении. В правление Льва VI, между 908–911 гг., возведен в разряд клисуры под названием Леон- токома, а между 934 и 944 гг. стал резиденцией стратига. Техни – мастерство, дело. Ср.: епистима. Технит – хозяин эргастирия, любой лично работающий ремесленник или рабочий, поденщик, даже если последний был без особой квалификации и выучки. Ср.: эрголаб (1). Тзангра – арбалет или метательное устройство схожей конструкции (впервые упоминается в XI в. в наставлениях Кекавмена и происходит, видимо, от французского chancre – арбалет). До этого ромеи пользовались соленариями, а также ручными баллистами – хиробаллистами, токсобалистрами. Тзангарат – воин, вооруженный тзангрой, арбалетчик. В Никейской империи (XIII в.) ими командовал стратопедарх Т Тзикурион – секира, оружие византийского пехотинца. Тимар – условное земельное феодальное пожалованье у турок-османов, часть налогов с которого могла собираться в казну государства или идти бейлер-беям и санджабекам. В свободных Т эти налоги собирались самими держателями Т – тимариотами. Тимарион – сатирическое произведение XII в., предположительный автор которого знаменитый врач и поэт Николай Калликл либо Феодор Продром. Написано в подражание Лукиану и содержит точное, красочное описание ежегодного панигира – ярмарки, на семь дней собиравшейся в конце октября в Фессалонике ко дню празднования Св. муч. Димитрия. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Ирина. Фрагмент мозаики Св. Софии в К-поле. 1118 г. (ок. 1089-1134), св. имп. (пам. греч. 13 авг.), дочь венг. кор. св. Владислава I и Адельгейды Рейнфельдской. В 1095 г. была обручена и ок. 1105 г. (1104/05) вступила в брак с сыном визант. имп. Алексея I Комнина Иоанном (имп. Иоанн II Комнин в 1118-1143), сменив венг. имя Пирошка (Пиришка) на имя Ирина. Родила 4 сыновей (в т. ч. будущего имп. Мануила I ) и 4 дочерей. По словам хрониста Иоанна Киннама, И. превосходила всех женщин благоразумием и добродетелями; получаемые от императора и из казны средства она не тратила ни на украшения, ни на наслаждения, но раздавала обездоленным ( Cinnam. Hist. Р. 9-10). Житие И. включено в одну из редакций греческих стишных Синаксарей. Автор восхваляет ее добродетели, глубокое, искреннее благочестие, смирение, воздержание в пище, благотворительность и безграничное милосердие. По инициативе И. был основан монастырь Пантократора в К-поле со странноприимным домом и с богадельней, достроенный после смерти императрицы ее мужем. Незадолго до кончины И. приняла монашество с именем Ксения. Похоронена в ц. арх. Михаила в монастыре Пантократора. Эпитафии в честь И. сложили поэт Феодор Продром (PG. 133. Col. 1396) и придворный врач и физик Николай Калликл. В юж. галерее собора Св. Софии в К-поле сохранился мозаичный портрет И., на к-ром она вместе с мужем и сыном Алексеем предстоит Пресв. Богородице с Младенцем (1118 г.). Ист.: BHG, N 2206; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 662, 679-681; SynCP. Col. 887-890; Moravscik G. Szent Lászlo leánya és a bizánci Pantokrator-monastor=[Die Tochter Ladislaus des Heiligen und das Pantokrator-Kloster in Konstantinopel]. Bdpst, 1923; Halkin F. Distiques et notices propres au synaxaire de Chifflet//AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 29-30; idem. «Épitaphe» de l " impératrice St. Irène//AnBoll. 1975. Vol. 93. P. 126; ivojinovi M. Le Prologue slave de la Vie de l " impératrice Irène//Mélanges G. Ostrogorsky II. Beograd, 1964. Р. 478-491. (ЗРВИ; 8/2); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 205-209. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 245; Janin R. Irene d " Ungheria//BiblSS. T. 7. Col. 890-891; Βαρζς Κ. Η γενεαλογα τν Κομνηνν. Θεσσαλονκη, 1984. Τ. 1. Σ. 204-205, 219-221, 227-228; Aubert R. Irène de Hongrie (7)//DHGE. T. 25. Col. 1466; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 125; BMFD. P. 701, 718, 725, 742, 755-756, 759, 775. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: |
Любарский Я., Об источниках «Алексиады» Анны Комниной, — ВВ, 25, 1964. Любарский Я., Критский поэт Стефан Сахликис, — ВВ, 16, 1959. Любарский Я., Мировоззрение Анна Комниной, — «УЗ Великолукского пединститута», вып. 24, 1964. Миков В., Произход и значение на имената на нашите градове, села, реки, планини и места, София, 1943. Неусыхин А., Исторический миф третьей империи, — «УЗ МГУ», вып. 81, Μ., 1945. Нидерле Я., Славянские древности, пер. с чеш. М., 1956. Осипова К., Система класм в Византии, Византийские очерки, М., 1961. Пападимитриу С., Две народные песни у Анны Комниной, — «Летопись ист.-фил. об-ва при Новорос. ун-те», II, Виз. отд. I, Одесса, 1892. Пападимитриу С., Феодор Продром, историко-литературное исследование, Одесса, 1905. Петров А., Князь Константин Бодин, — «Сборник статей, составленный и изданный учениками В. И. Ламанского по случаю 25-летия его ученой и профессорской деятельности», СПб., 1883. Пигулевская Н., Липшиц Е., Сюзюмов Н., Каждан А., Город и деревня в Византии IV-XII вв., Rapports du XIIe congrès international des études byzantines, Belgrade-Ochride, 1961. Протасов Н., Греческое монашество в Южной Италии и его церковное искусство, — «Богословский вестник», 1915. Н., Вести Ане Комнине о србима, — «Гласник скопског научног друштва», 3, 1928. Расовский Д., Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии, — SK, 6, 1933. Рудаков А., Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917. Скабаланович Н., Византийское государство и церковь в XI в., СПб., 1884. Соколов Н., Восточная политика венецианской плутократии в XII в., — «УЗ Горьковского ун-та, сер. ист.-фил.», вып. 18, 1950. Соколов Н., Образование венецианской колониальной империи, Саратов, 1963. Стенли Лэн-Пуль, Мусульманские династии, пер. В. Бартольда, СПб., 1899. Сыркин А., Об историчности, персонажей «Дигениса Акрита», ВВ, 18, 1961. Успенский Φ., Богословское и философское движение в Византии XI- XII вв., — ЖМНП, 277, 1891. |
Николай святитель 281, 284 Никулица Дельфин 507 Нил 25, 36, 264, 265, 551, 552, 621 Нин 376, 607 Ниоба 433, 630 Нихольсон Р. 572 Новат 199, 279, 527 Ной 54 Оболенский Д. 621 Одиссей 113, 444 Одо Арпин 578 Одо Добрый 571 Октавиан Август 480 Оман Ч. 573 Опос, см. Константин Опос Ордерик Виталий 455, 461, 472, 491, 495, 502, 587, 600, 601, 606 Орест 91, 470, 503, 600, 605, 606 Ориген 551 Орландос А. 514 Орфей 56 Остер Е. 9, 48, 457, 616 Острогорский Г. 6, 9, 556, 558 Павел, апостол 457 Павел, основатель павликианства 395, 515 Павел Римлянин 372 Паламед 60, 94, 444 Палеолог, см. Георгий Палеолог Палеолог, см. Никифор Палеолог Палеологи 468 Панукомит, см. Никита Панукомит Пападимитриу С. 450, 466, 534, 594, 601, 618, 619 Пападопуло-Керамевс А. 545 Папахрисанту Д. 592, 593 Параскевиот 421 Пасхалий II, папа 581, 587, 595 Патрокл 119, 133, 266, 476 Пеаний, см. Демосфен Пегас 153 Пенелопа 113, 473 Пер, жупан 372 Перикл 119 Перихит 314 Петр, апостол 279, 457 Петр I, царь болгарский Петр Алифа 28, 152, 165, 305, 349, 372, 498, 575 Петр Варфаломей 576 Петр Диакон 461, 495 Петр Контарини 183, 518 Петр из Бизиньяно 454 Петр Пустынник, Кукупетр 275—279, 283, 306, 559—562, 570, 576 Петр Торник 72, 450 Петров А. 538 Пецей 304, 322 Пигасий 287 Пилад 91, 470 Пиндар 392, 530 Пиренис А. 535 Пирошка, Ирина 589, 605 Пирр, см. Георгий Пирр Пирр, Эпирский царь 140, 491 Пирр, Заррад Фируз 574 Питика 407 Пифагор 588 Пич И. 555 Платон 18, 34, 37, 53, 173, 174, 186, 265, 330, 395, 437, 612 Плотин 612 Плутарх 18, 437, 530, 568 Полемон 265, 392, 552 Полибий 18, 438, 454 Поликлет 43, 121, 362, 477 Полозова Н. 532 Понс 609 Порфирий 18, 174, 395, 512, 612 Посейдон 513 Принципат (Ричард Принчита?) 349, 599 Прицак О. 535 Продром, см. Феодор Продром Прокл 174, 512 Псевдо-Кодин 618 |
Григория Назианзина, вышедшее в авторитетной серии «Corpus Christianorum» под редакцией известного специалиста по назианзенике Ж. Моссэ, который поместил трагедию среди подлинных трудов Назианзина [cxv] . На вторую половину 90-х гг. XX в. приходится появление новых работ Ф. Трисолио и А. Тюилье. Так в 1996 г. во Флоренции выходит в свет монография Ф. Трисолио «Св. Григорий Назианзин и Christus patiens. Проблема аутентичности греческой драмы» в которой итальянский исследователь достаточно убедительно показывает, что литературная структура «Страждущего Христа» несовместима ни с одним из поздневизантийских авторов, к которым относили пьесу различные издания после XVI в. [cxvi] . Эта работа дала новый импульс для обоснования традиционной атрибуции. Реакцией на монографию Трисолио явилась статья А. Тюилье, написанная в следующем, 1997 г. Французский специалист, основываясь на выводах Ф. Трисолио, показал, что ни Григорий Антиохийский, ни Феодор Продром, ни Иоанн Цец, ни Константин Манасси не могу быть авторами этой трагедии [cxvii] . В этом же году А. Тюилье написал еще одну статью на разбираемую тему. Исследователь, скрупулезно изучив все сохранившиеся византийские рукописи трагедий Еврипида «Гекубы», «Ореста», «Троянок», «Медеи», «Ипполита», «Реса» и «Вакханок» и сравнив их с рукописной традицией «Страждущего Христа», обнаружил любопытный факт: тексты из перечисленных еврипидовских трагедий, особенно из «Вакханок», сохранившиеся в виде реминисценций в греческих рукописях XI-XII вв. «Страждущего Христа», совпадают с греческим текстом античных рукописей указанных трагедий Еврипида, чего нельзя сказать о их византийских эпигонах. Следовательно, автор «Страждущего Христа» не мог создать эту трагедию в XI-XII вв., так как не имел бы для этого необходимого текстового материала из рукописной традиции трагедий Еврипида, где имели место большие лакуны [cxviii] . Итак, к концу XX в. вопрос об авторстве достиг предельной степени своей поляризации: либо произведение принадлежит свт. Григорию Назианзину и относится к IV в., либо его автор не известен, а сама трагедия написана, скорее всего, в период XI-XII вв. Все прочие варианты были признаны несостоятельными по причине слабой аргументации [cxix] . |
| |