Преподобный Феодор Освященный Святой Феодор родился в IV веке и был сыном богатых и знатных христиан, живших в Верхнем Египте. Он с детства вел благочестивую жизнь. Однажды, когда в доме его родителей готовилось пиршество в честь праздника Богоявления, 12-летний отрок пришел в сильное смущение и подумал: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной». С тех пор он всегда постился с утра до вечера и воздерживался от всякой изысканной пищи. Через два года Феодор был принят в Латопольский монастырь, где подвизались старые иноки, и стал вести отшельническую жизнь. Наслышанный о преподобном Пахомии, он загорелся желанием приобщиться к его мудрости и отправился в Тавенниси. С первых же дней пребывания в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру святого Пахомия, в образе которого находил зримое присутствие Господа. Он строго хранил чистоту помыслов, был сдержан и приветлив в обращении, беспрекословно послушен и соблюдал это до самой смерти. Феодор настолько преуспел в иноческих добродетелях, что, несмотря на молодой возраст, вскоре стал утешением и образцом для многих братий. В первый год его пребывания в обители, когда он однажды встал утром на молитву, его келья вдруг озарилась ярким светом и перед ним предстали два сияющих Ангела. Феодор испугался и бросился на крышу, однако Ангелы последовали за ним, успокоили и пророчески вручили ему связку ключей. В другой раз навестить его пришла мать. Феодор отказался встретиться с ней из опасения нарушить заповедь, предписывающую тем, кто устремился к духовному совершенству, навсегда отречься от родных. Помня, что в Судный день ему придется держать ответ, он сказал: «Нет у меня матери и ничего нет в этом преходящем мире». Когда же святой Пахомий стал упрекать его, чтобы испытать, Феодор не стал оправдываться, но, напротив, признал вину и сказал: «Буду плакать до тех пор, пока Господь не ободрит мое сердце и не признает достойным следовать Его повелениям». Случилось, что один из братии, будучи наказан святым Пахомием, готовился покинуть монастырь. Феодор пришел к нему и сначала сделал вид, что тоже принял подобное решение, а затем ободрил брата, что помогло спасти его душу от погибели. В другой раз, побеседовав со старым иноком и поняв, что тот никак не может отрешиться от родственных пристрастий, Феодор сделал вид, что хочет покинуть обитель, где так мало придается значения евангельскому слову (см.: Лк. 14: 26), и тем самым помог брату преодолеть себя.

http://pravoslavie.ru/61830.html

Скачать epub pdf Имя Феодора Абу Курры , выдающегося и весьма оригинального православного богослова, фактически незнакомо российскому читателю, хотя среди книжников Древней Руси труды и взгляды Абу Курры были известны 1 , а в последнее время указания на необходимость исследования его богословского наследия стали звучать и в среде современных православных патрологов 2 . Феодор родился около 750 году в Эдессе, умер около 820 года. О его жизни до сих пор нет достоверных сведений 3 . Влияние, оказанное на него работами преподобного Иоанна Дамаскина († 749), позволяет предположить, что Феодор в молодости тоже был монахом в монастыре святого Саввы Освященного в Палестине, где он серьезно ознакомился с миром богословия преподобного Иоанна Дамаскина . Сам Феодор Абу Курра считал себя учеником преподобного Иоанна и продолжил, в частности, его борьбу с иконоборчеством. В одном из диалогов, где имя Абу Курры стоит в заголовке, специально упоминается, что Феодор написал его «с голоса Иоанна Дамаскина » – «техническое» выражение, означающее «в соответствии с устным учением» Иоанна Дамаскина. Установить, когда Феодор был рукоположен во епископа древнего города Карры (ныне Харан), в Месопотамии, не представляется возможным. Почетный титул «Абу Кура» (отец утешения), равно как и титулы философа и учителя, указывают на то, каким большим уважением пользовался этот православный богослов. Это подтверждается также и тем, что его труды, написанные по-гречески, вскоре же переводились на грузинский. Атмосфера города Карры, имевшего в VIII и IX веках большое экономическое и культурное значение, а также религиозное многообразие этой митрополии исключительно благотворно повлияли на продуктивность его литературного творчества. Абу-Курра свободно писал и на греческом, и на арабском, и на сирийском. До наших дней сохранились 43 работы, написанные им по-гречески, а также большое количество рукописей на арабском языке, автором двадцати из которых, несомненно, следует считать Абу Курру. Как указывает сам Феодор, им были написаны 30 трудов на сирийском языке, данные рукописи до сих пор считаются пропавшими. Из его коротких греческих трактатов большинство составлено в форме диалогов с еретиками, встреченными автором (несториане, монофизиты, оригенисты), а семнадцать – направлены против ислама . В своих сочинениях Феодор затрагивает широкий спектр богословских вопросов, от триадологии и христологии до сакраментологии и иконопочитания. Некоторые из его работ посвящены полемике с исламом, и нас в данной статье интересовать будут преимущественно они. Феодор Абу Курра является ранним представителем арабо-христианской литературы, обладающим яркой незаурядной индивидуальностью. Не менее значительно его воздействие на становление догматики ислама 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Шестнадцатый день. Преп. Феодор Освященный. (О том, как постыдно выходить из церкви во время проповеди). I. Преподобный Феодор, именуемый Освященный, память коего совершается ныне, был учеником преп. Пахомия и имел глубокие познания в священном писании. Когда ему было от роду всего двадцать лет, преподобный Пахомий приказал ему сказать поучение братии. Феодор без всякого ослушания и прекословия повел беседу и сказал много на пользу иноков. Но некоторые из старших из них не захотели слушать Феодора и сказали: «что это? Уж и всякий новоначальный нас учит!» И, оставивши собрание, один за другим ушли в свои кельи. Когда Феодор кончил слово, Пахомий послал за ушедшими и спросил: почему они ушли с беседы? Старцы отвечали: «потому что ты отрока поставил учить нас, много лет проживших в монастыре». Услышав это, Пахомий глубоко вздохнул и сказал: «ужели вы не поняли, что вас уловил в сеть свою диавол? Ведь вы всю добродетель вашу гордостию погубили. Не Феодора оставив, вы ушли, но бежали от слышания слова Божия и благодати Св Духа лишились. Я не моложе вас, но и я с многим вниманием слушал его». Этими и подобными наставлениями препод. Пахомий окончательно вразумил гордых старцев, и они более не превозносились и со смирением слушали поучения Феодора. II. Поступок некоторых иноков, вышедших из церкви во время проповеди, строго осужденный препод. Пахомием великим , может служить сильным укором для тех современных христиан, которые безбоязненно дозволяют себе выходить из храма пред началом церковного поучения или во время его. Это крайне неразумно, стыдно и грешно. а) Проповедь есть неотъемлемая, существенная принадлежность христианского богослужения, а не есть что-нибудь случайное. Она не есть что-нибудь такое, что может быть и не быть во время богослужения. Не есть какая-нибудь лишняя роскошь, только для одних особенных торжественных и праздничных дней. Совсем нет! Проповедывал слово Божие Сам Спаситель во всякое время и на всяком месте, только были бы слушатели. Он проповедывал не только в одни праздники, а и в будни. Проповедывал как в храме, так и в домах, проповедывал даже и в поле, на берегу озера, при колодце. Апостол Павел заповедал ученику своему Тимофею: «проповедуй слово, настой благовременне» и «безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением» ( 2Тим. 4, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Аннотация «Многие христиане отказываются от почитания иконы Спасителя, из-за того, что антихристиане насмехаются над ними и осуждают их за это» – так описывает Абу-Курра положение с иконопочитанием у православных Халифата. Здесь он в общем и целом повторяет идея Иоанна Дамаскина , но – и в этом его новация – на арабском языке. Введение Феодор Абу Курра (755–830) был православным епископом города Харран в Месопотамии, а до этого – монахом монастыря преп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне. 1 Феодор был первым православным ученым-богословом, излагающим христианское богословие по-арабски, и во многом именно это сделало его известным. Через много лет после его смерти сирийский патриарх Антиохии, Михаил I (1199) написал в его память следующее: «Поскольку он был софистом, был вовлечен в полемику с язычниками (т.е. мусульманами) и знал сарацинское наречие, то тем он удивлял простой народ». Действительно, он настолько хорошо знал «сарацинское наречие», что оставил после себя 20 подлинных сочинений на арабском языке и другие сочинения, которые были приписаны ему из-за его славы выдающегося автора и полемиста. Кроме этого, сохранились 43 работы на греческом языке, так же приписываемые ему, однако его известность связана, по большей части, именно с трудами на арабском языке. Он писал и говорил на языке, который только становился языком исламской цивилизации и одновременно священным языком Корана и новой мировой религии. 2 Это было время начала массового обращения в ислам большей части христианского населения александрийского, антиохийского и иерусалимского патриархатов, располагавшихся на территории Сирии, Палестины, Месопотамии и Египта. Феодор Абу Курра был автором сочинений, написанных по-арабски в ту эпоху, когда большинство христианских авторов, живших под исламским правлением, писали еще на греческом, сирийском или коптском языке. Удивительно то, что он вообще писал по-арабски, ведь его родным языком был сирийский. К примеру, несколько его сочинений были написаны и по-сирийски («Против яковитов»). Он первый воспользовался возможностями арабского языка, чтобы быть посредником и апологетом христианства среди мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

диакон Феодор Цветков Литургия В. Что называется литургией? О. Литургией называется такое Богослужение, во время которого совершается таинство Св. Причащения. Таинство причащения установил Сам Господь Иисус Христос на тайной вечери. Взяв приготовленный хлеб, Иисус Христос благословил его, преломил и подавая ученикам сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов» ( Мф. 26, 26–28 ), а потом благословил чашу с красным виноградным вином и, подавая ученикам, сказал: «пийте от нее вси, сия бо есть Кровь Моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемые во оставление грехов», и повелел ученикам, чтобы они совершали это таинство, сказав «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ). За литургией воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа. По преданию, первоначальный порядок или чин литургии составил св. апостол Иаков. Но до 4 века порядок совершения литургии передавался устно от одного епископа к другому, а от них к священникам. В IV веке святый архиепископ Василий Великий записал чин литургии, каким он дошел от апостолов. Литургия эта была очень продолжительна и многие из верующих невыстаивали до конца. Это заметил св. архиеписком Иоанн Златоуст , живший тоже в 4 веке, снисходя к немощам верующих, сократил ее. Таким образом, появились два чина литургии: св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста , но оба эти чина литургии в существе своим одинаковы. В. Как называется иначе литургия? О. Литургия иначе называется обедней, потому, что за этим Богослужением верующим предлагается духовный обед святого причащения. В. Кто и где может совершать литургию? О. Литургию могут совершать архиереи и священники, в освященном храме на престоле, на антиминсе, освященном архиереем. В. За каждой ли обедней могут причащаться христиане? О. Каждый христианин может причащаться за каждой обденей, если он приготовился к – причащению. Но взрослые причастники у нас бывают великим постом и в другие посты, а в обыкновенное время причащаются архиереи, священники, диаконы и причащают еще младенцев. Литургия св. Иоанна Златоустого

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

16-е число Преподобного Феодора Освященного, ученика Пахомия Великого Феодор, называемый Освященным, потому что он один во всей обители имел сан священства, был любимым учеником великого учителя. С детства обнаружилось в нём призвание к исключительному посвящению себя Богу. Родившийся в богатом и знатном семействе (в округе Латопольском, в Верхней Фиваиде), он никогда не вкушал радостей – ни свойственных положению богатых людей, ни свойственных детскому возрасту, любящему игры и забавы. Ему было одиннадцать или двенадцать лет, когда, увидев однажды в доме приготовления по случаю праздника Богоявления, безотчётно уже сознававший суету земных пиршеств, он скрылся в самом отдалённом углу дома и там, припав на землю, со слезами взывал: «Боже мой! ничего я не хочу на земле... я желаю только Тебя, Твоего милосердия!» И несмотря на то, что мать уговаривала его быть и веселиться вместе со всеми, он остался один и весь день провёл в молитве... И излил же Господь на такого необыкновенного отрока – необыкновенные дарования духовные впоследствии! До 14-ти летнего возраста Феодор жил в доме родительском, посещал школу, где отличался и поведением, и успешным учением; 14-ти лет, он, с согласия родителей, удалился к пустынникам в округе Латопольском; услышав здесь о подвижнике Пахомии и об его новом учреждении, юноша пожелал жить под руководством такого учителя. Увидев его, Пахомий прозрел в нём «сосуд избрания, полный Духа Божия». Принял Феодора, как добрый отец, и с самого начала относился к нему, как к сыну и как к любимому своему ученику. Вскоре беспредельно-ревностным подвижничеством Феодор оправдал ожидания Пахомия. Особенно отличался он чистотой сердца, строгим соблюдением молчания и безукоризненным повиновением. Преуспевая на иноческом пути, он так всецело отрешился от всего мирского, что даже не пожелал встретить мать свою, пришедшую в обитель, чтобы повидаться с сыном. Но эта суровая твёрдость искреннего отрешенца от мира не могла обратиться во зло... напротив, она привела к тому, что и мать его – ради того, чтобы не лишиться надежды увидеться с сыном, решилась поселиться в женском монастыре, основанном преп. Пахомием. – Братья Феодора – Пафнутий и Макарий, по примеру его, также поступили в Тавеннскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты До 1862 года на месте каменного стоял деревянный храм, построенный в 1720 году, уже тогда освященный во имя Пресвятой Троицы. Информация сайта Русские Церкви Храм построен в 1862 г., закрыт в 1920-е гг., вновь открыт в 1989 г. Ремонтно-восстановительные работы велись с 1989 по 2012 гг. Храм является памятником истории и культуры XIX в. http://hram-troitskoe.cerkov.ru/ Церковь Троицы Живоначальной — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Троицкое Липецкого района Липецкой области. Троицкое возникло в 1630-е годы. В Переписной книге 1646 года упоминается как слобода при селе Романово Городище (ныне село Ленино). Тогда в этой слободе уже была Троицкая церковь, поэтому позже село стало называться Троицким. В окрестностях села археологами найдены стоянки древнего человека, относимые к эпохе бронзового века. До 1928 года село территориально входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. До 1862 года на месте каменного стоял деревянный храм, построенный в 1720 году, уже тогда освященный во имя Пресвятой Троицы. В документах Тамбовской епархии 1876 года отмечено: «Троицкая церковь бывшаго города Романова, построена в 1862 году тщанием прихожанъ; престол один, главная, при ней въ томъ же г. Романове Николаевская церковь (ныне утрачена – прим. адм.), Рождество Богородицкая (ныне село Ленино – прим. адм.), Архангельская (ныне село Хрущевка – прим. адм.). В 1876 году в штате Троицкого храма числились: настоятель Гавриил Васильевич Голубев (священник 2 разряда, рукоположен в 1834 году), помощник настоятеля Иван Трофимович Чижов (священник 2 разряда, студент семинарии, рукоположен в 1858), Димитрий Автономович Андреевский (священник 2 разряда, рукоположен в 1840 году), Михаил Иванович Иванов (сверхштатный священник 2 разряда, рукоположен в 1868). Прихожан в слободе в это время насчитывалось 1196 душ мужского пола и 1204 женского пола. Храму принадлежало 66 десятин пахотной и сенокосной земли. Церковным старостой Троицкой церкви числился государственный крестьянин Загорский (с 1875 года). В 1893 году штат Троицкого храма состоял из: настоятеля (священник Михаил Петрович Баталин, 47 лет, рукоположен 2 марта 1868 года, награжден скуфьей), диакона (Феодор Канинский, окончил курсы семинарии, рукоположен в 1892 году) и двух псаломщиков (Евтихий Стефанович Пальмин, 33 года и Николай Васильевич Благодаров, 25 лет, домашнее образование). В земской школе села в конце XIX века обучалось 94, а в школе грамотности – 20 человек. Земли у церкви отмечено 40 десятин, душ мужского пола – 1330, в обществе трезвости – 73 человека.

http://sobory.ru/article/?object=17341

Глава XX. Последование исходное и погребение мирских человек §1 Последование исходное. На греческом языке исходным назывался тот стих, который пели при выходе из театра. Подобно сему христиане именуют исходным пением последнее богослужение, совершаемое в напутие отходящим из сей временной жизни. Такое наименование принято и в подражание исхода Евреев, которые некогда прославили исшествие свое из Египта и избавление свое от рабства многими песнями ( Втор.16 ; Лев.22 ; Чис.9 ). §2 Святейшего патриарха господина Феодора. Сей Феодор есть тот самый Вальсамон, святейший патриарх антиохийский, который написал толкование на многие правила святых соборов. Он же присовокупил свои ответы к некоторым ответам древних ученых на вопросы Марка, патриарха александрийского. К числу сих вопросов и ответов принадлежит и настоящий вопрос и ответ его (в порядке его творений 38) о погребении мертвых тел в освященной церкви. В настоящей книге этот Феодор Вальсамон упоминается многократно. §3. Усопшие не погребаются в церкви Вопрос: от древнего преданного обычая погребаются мощи и проч. Перевод сего вопроса и ответа. Вопрос: «по древнему местному обыкновению тела умерших православных погребаются в церквах, которые находятся в стране нашей. Хочу знать, не предосудительно ли это?» – Ответ: «великое различие церквей, освященных обновлениями, отверстиями, воспрестолием, помазанием святого мира и положением святых мученических мощей, от тех молитвенных храмов, которые не имеют сего основания (объяснение всех сих выражений см. 3 ч., гл. 8). Посему в тех церквах, в которые положено сокровище мученических мощей и которые запечатлены печатию помазания святым миром, не должно погребать какие-либо человеческие трупы, по смыслу второй главы первого титла пятой книги Царских законов, в которой прямо сказано: никто не должен погребать мертвого в церкви; и по другому древнему гражданскому закону, который гласит: неприлично погребать кого-либо в церкви, если совершенно известно, что в ней лежит тело мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

диакон Феодор Цветков О храме В. Что называется храмом? О. Храмом называется посвященное Богу и освященное благодатью Св. Духа (чрез помазание св. миром антиминса) здание, в которое верующие собираются для молитвы и для освящения себя таинствами. Только в храме на освященном архиереем антиминс, может быть совершено величайшее из таинств – св. причащение. Спаситель назвал храм домом Божиим, потому что Бог пребывает в нем, как это и есть на самом деле в православном храме, где чрез помазание св. миром антиминса пребывает благодать Св. Духа и Сам Иисус Христос в таинстве св. причащения – Своими Телом и Кровию. Наружный вид храма В. Как строятся православные храмы по наружному виду? О. В виде креста, в знак того, что церковь Христова, т.е. верующие получили спасение чрез крест Христов; в виде корабля, потому что как на корабле, под управлением опытного кормчего, можно переплыть море, и достигнуть тихой пристани, так и Церковь Христова спасает нас от грехов и соблазнов и приводит к тихой пристани – в царство небесное, и в виде круга. Круг означает вечность, храм в виде круга означает, что церковь Христова пребудет вечно. На верху храмов устраиваются главы: одна глава напоминающая нам, что единая глава церкви есть Господь Иисус Христос. Три главы – в честь Пресвятой Троицы. Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Семь глав – семь таинств и семь вселенских соборов. Тринадцать глав – Иисуса Христа и Его двенадцати апостолов. На главах ставится крест – на память о том, что Иисус Христос спас нас на крест Своими страданиями. Вход в храм всегда устраивается с запада, т.е. с той стороны где солнце заходит, а алтарем храм обращен к востоку, потому что Иисус Христос на востоке жил и пострадал за нас. Как солнце появляясь на востоке освещает всю землю, так и Христос весь мир просветил Своим учением. Каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события, напр.: Рождества Христова – храм Спасителя в Москве, Рождества Богородицы, или в память кого-либо из угодников Божиих, напр., св. Иоанна Предтечи, святителя Николая и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА ТИРОНА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской и Молдавской митрополии), находится в Кишинёве (Республика Молдова). Открыт 17 июля 2002 г. Основан по инициативе жен. общины, сформировавшейся при ц. во имя вмч. Феодора Тирона (Кишинёв) и окормляемой настоятелем прот. Феодором Рошкой. К февр. 2002 г. в состав общины входили схимонахиня, 2 монахини, 5 инокинь и 6 послушниц. 11 июля 2002 г. митр. Кишинёвский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) обратился с рапортом на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия II , в к-ром просил благословить преобразование кишинёвского кафедрального собора во имя вмч. Феодора Тирона в жен. мон-рь и утвердить старшей сестрой мон. Сосипатру (Пашу). 17 июля 2002 г. Свящ. Синод РПЦ благословил преобразование бывш. кафедрального собора в жен. мон-рь. На тот момент в Кишинёве не было ни одного монастыря. Новосозданная обитель получила статус ставропигиального мон-ря Православной Церкви Молдовы. Духовником-администратором был назначен прот. Феодор Рошка. 8 авг. 2002 г. К. м. был зарегистрирован в гос. службе по проблемам культов при Правительстве Республики Молдова. На март 2003 г. в К. м. подвизалось 10 насельниц: схимонахиня, 4 монахини, инокиня, 4 послушницы, а также 6 священнослужителей - духовник-администратор монастыря прот. Феодор Рошка, прот. Георгий Ноур, прот. Григорий Родницкий, иерей Виталий Мустяцэ, диаконы Иоанн Кэлин и Вячеслав Дымбу. Главным храмом обители является собор во имя вмч. Феодора Тирона (1854-1858), возведенный на средства купцов Анастасия и Феодора Чуфлей и освященный 6 июля 1858 г. Проект церкви был разработан городским архит. Л. К. Заушкевичем, он же выбрал место для строительства. В 1870 г. из-за увеличившегося количества прихожан храм был расширен и перестроен. Благотворители братья Чуфли похоронены в крипте храма. В церковной ограде установлен мраморный памятник с изображением А. Чуфли. В память о первых ктиторах церковь и мон-рь называют также Чуфлинскими.

http://pravenc.ru/text/1841181.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010