А поэтому «все заключающиеся в Евангелиях изречения должно относить к единому лицу, к единой воплощенной ипостаси Слова» 84 . Только в таком случае возможно утверждать, что соединение природ совершилось объективно, что Бог во Христе открывается непосредственно, Любые попытки поставить эту истину под сомнение, например, признать в Богочеловеке второй ипостасный центр, отличный от Бога Слова, равнозначны отрицанию возможности обожения во Христе нашего естества. Именно поэтому христология св. Кирилла теснейшим образом связана с учением о Евхаристии. «Исповедуя Его Воскресение из мертвых и вознесение на небеса, мы совершаем в церквах бескровную жертву… и освящаемся, причащаясь святой плоти и крови Христа… принимаем не как обыкновенную плоть (да не будет!), не как плоть человека освященного и сопряженного с Словом единением достоинства, или сделавшегося обиталищем божества, но как кровь поистине животворящую и собственную для самого Слова. Ибо Оно, как Бог и Жизнь по естеству, и став едино с своею плотию явно сделало ее животворящею» 85 . Однако для выражения образа соединения природ во Христе у св. Кирилла не хватало терминов. Для разъяснения своей позиции он вынужден был пользоваться конкретными примерами и образами, так же как и его оппоненты. Так, Феодор Мопсуэстийский уподоблял соединение божества и человечества во Христе соединению мужа и жены в плоть едину. Несторий пользовался образом человека-Храма, в котором обитал Бог 86 . Этим натянутым примерам св. Кирилл противопоставляет так называемый антропологический аргумент, согласно которому соединение божества и человечества во Христе следует мыслить по образу соединения души и тела в человеке. Этот образ занимает центральное место в христологии св. Кирилла, и, не принимая его во внимание, невозможно понять ни его терминологию, ни логику его мысли. «Слово устроило такое обитание, какое, можно сказать, имеет душа человека с собственным своим телом» 87 . Главным недостатком терминологии св. Кирилла является то, что основные его христологические термины φσις, πστασις и πρσωπον имеют по несколько значений.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Сего ради за нас Господа моли». 7 . Луг твой разнообразными Учениями  (342) благоухает, Всю вселенную Исполняет ароматом ведения, Которого мы все душевно обоняем благоухание, Страстей облака зловонного избегаем, Словно цветы прекрасные, Словеса твои собирая, Из которых венки гимнопесненные Принося тебе, поем: «Сего ради за нас Господа моли». 8 . Более всех преподобных Плачущим в жизни ты явился, Предвозвещая страх Наказания, треблаженнейший; Другой явился из пророков – Иеремия многослезный, Изза пленения страстями плачущий И совершающий Восхождение покаяния, Коего ради мы, уповающие на Христа, Восклицаем, воспевая: «Сего ради за нас Господа молите». 9 . Воспевая в гимнах твое житие, О малом молю тебя: От благодатей твоих, Всеблаженне, и мне даруй Благодать, милость и силу В житейском плавании быть испытанным, Монашеское утверди житие, Супружеское спаси жительство Иерархов и царей и всех совместно воспевающих: «Сего ради за нас Господа молите». 4. Святому Феодору Сикеоту 8 1 . Познался от пеленок освященным И явился благодати Исполненным, Чудесами мир осиявши И демонов множество прогнавши; Священнодействователь Феодор; Сего ради за нас Господа моли. 2 . Звезду чистоты, Из ночи  (343) греха На подвижничества тверди  [небесной] восходящую, Придите да увидим, братия, Феодора преподобнейшего, Чудес лучами Превыше солнца просиявшего И тех, что на земле, Исцелением просвещающего, К которому возглашаем неустанно: «Сего ради за нас Господа молите». 3 . Не достанет всяк язык Земной описать словами Ангелоподобное Жительство твое, Треблаженне; Зришься словно солнце добродетелей, И невозможно выдержать зрения лица твоего. Ты дай же мне и свет, И словеса для пения Воспевать твои Подвижничества знамения, О которых услышавши, народы Прославляют, воспевая: «Сего ради за нас Господа молите». 4 . Явившись от утробы Священно возлюбившим воздержания блаженство, Богонаученный Дух принял еси, Возгревающий душу твою ко всему святому, Материнской любви став выше, От всей души расположившись к Создателю своему,

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1056 О том, что и LXX, может быть, читали . см. выше, – пр. 1, стр. 277. Здесь, кстати, не лишним будет оговориться, что в этом столь важном для нас параллельном месте ( 1Цар.2:31 ) LXX однако вместо читали (ξολεθρεσω τ σπρμα σου κα τ σπρμα οκου πατρς σου). 1059 Кирилл, 267. Св. отцы, толковавшие по греч. переводу, под «плечом» в прямом смысле обыкновенно разумели изв. части жертв. «Установлено было, толкует тот же св. Кирилл, от всякой жертвы отделять Богу плечо (лопатку), грудину, препону (сальник) печени, две почки и желудок, т. е. чрево, чем буква закона прикровенно указывает на то, что все внутренности у нас, посвящающих себя в воню благоухания Богу, должны быть святыми и освященными, ибо они приносили внутренности, освобожденные от присущей им нечистоты... Они же (священники иудейские) пренебрегали обязанностью рассмотрения пороков и не исполняли заповеди о так называемых отделениях, совершая приятное уже не Богу, но своим пожеланиям, всеми силами стараясь собирать себе такие мяса жертв, кои казались для них более полезными. Это и приводит к обличению и говорит: се аз отлучаю вам рамо. Так как вы соблюдаете закон об отделениях ваших и отнюдь не допускаете нерадения относительно назначенной вам части (жертвенного животного), а рассматривать пороки вам кажется делом напрасным, то за это вы узнаете, что двери затворены над вами ( Мал.1:10 ), т. е. вы отстранены и исключены от свящевнослужения» (ibid, 267–269). Подобным же образом толкует бл. Феодорит: «поскольку по закону священникам определялась грудь и правое рамо, то угрожает Бог, что отринет и их самих, и отделяемое им рамо» (Феодорит, стр. 161). Странное и спутанное толкование дает Феодор Мопс.: «приказано было законом, чтобы, как нечто избранное, отделялось Богу плечо: но вперед, говорит, Я и этого от вас же приму, ибо, ни в чем не нуждаясь, я повелел это делать ради вашей пользы. А так как вы в этом обнаруживаете нерадение о Мне, думаете, что оказываете мне честь тем, что отделяете Мне плечо, то Я отниму его у вас, чтобы дать вам доказательство Моего негодования» (Theod. М., 608).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Так как, прежде чем не были собраны эти сведения, не мог быть составлен и проект Феодора Алексеевича, то, несомненно, время составлении этих росписей вполне определяет и тот момент, раньше которого проект не мог быть составлен. Между тем в росписях, содержащих означенные сведения, имеются, как известно, прямые указания, что время их составления относится на сентябрь и октябрь 1681 г., позднейшая из них означена 27 октября 1681 г. Таким образом, и первоначальный проект царя Феодора Алексеевича об умножении на Руси количества архиереев ни в каком случае не мог быть составлен ранее конца октября и начала ноября 1681 года Особенно если при этом еще принять во внимание, что кроме указанных справок, тогда же, как есть основание думать, наводились и другого рода справки, а именно: – о расстоянии предназначавшихся для содержания новых архиереев монастырей от городов, в которых предположено было их местожительство. На факт собирания этих справок указывает отрывок таких сведений, сохранившийся среди черновых бумаг собора под заглавием: «Описание по справкам, что расстояние от тех градов, где епископом быть, до других городов, в которых владеть им придаточными монастыри» 54 . Это дело для своего осуществления также требовало известного промежутка времени. В виду всего вышесказанного должно думать, что, при «возвещении патриарху и всему собору о нужных делех», которые «требовали исправления», 2 сентября 1681 года, царь Феодор Алексеевич лишь в общих чертах указал на нужду увеличить число архиерейских кафедр на Руси и внести некоторое видоизменение в сложившийся строй епархиального управления, выработанного же окончательного проекта по этому вопросу он тогда, видимо, еще не представил. Вернее всего, дело нужно представить так, что 2 сентября, в первый присутственный день тогдашнего нового 7190 года, царь в 1-м заседании Боярской Думы в присутствии освященного собора наметил, так сказать, лишь общую программу тех церковных вопросов, какие ему, как «православные веры хранителю», хотелось в наступавшем новом году разрешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они не равносильны крещению и заменить его не могут. Да и почему два способа, а не один? Тут опять споры, опять разделения; не только возражения со стороны перекрещенской беспоповщины, но и сама нетовщина снова и еще раз окончательно распадается на две части, из коих каждая сильно нападает на другую, но себя защитить не может. Вот каков этот путь бегства от антихриста! Отрицанцы справедливо указывают подначальникам, что положение «начала» не есть чиноприем от ереси; в свою очередь подначальники справедливо указывают отрицанцам, что чин отрицания от ересей может быть совершен только освященным лицом, какового в нетовщине нет… III. Идеал гражданской жизни беспоповщины. – пассивный протест против существующего государственного и общественного строя. – бегуны, как характерные выразители этих взглядов беспоповщины. – бегунство убивает беспоповщину и само умирает. – чтобы не умереть душой, беспоповец должен умереть физически Чем обуславливается идеал церковной жизни беспоповщины, тем и гражданский ее идеал. Беспоповец мысленно переносится опять ко временам святой старожитности в XVII и XVI века. Ему видится благочестивый царь, с бородой, молящийся, как Феодор Иванович и в церквах, и келейно, одетый в парчу и жемчуг, медленно водимый под руки боярами, тоже бородатыми; видятся по приказам бояре, по городам воеводы, которые строго соблюдают посты, запрещают игры и ристалища, участвуют в крестных ходах, часто ездят по монастырям на богомолье; видятся судьи, творящие расправу по законам кормчей книги и не употребляющие табака, этого проклятого зелья. Но убеждение беспоповца таково, что все это миновало и никогда не возвратится. Ведь впереди, как и теперь уже, антихрист, а он падет не от руки людей и за падением его последует кончина мира. Тщетно, значит, беспоповцу ожидать своего торжества на земле, воскрешения своего гражданского идеала, и он, действительно, его не ожидает. В этой программе беспоповца – ни одного пункта политики, ни одной общественной реформы. Эта область совершенно противна духу его верований.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Гл.1. О законе вообще, где о наименовании закона, сути, или определении и разделении (§1–89/Р.418–461/). Гл.2. О Евангелии, где также о Ветхом и Новом Завете и о их сходстве и различии (§90–127/Р.461–478/). Гл.3. О применении предшествующего учения (§128–132/Р.479–481/). КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ. О таинствах Ветхого и Нового Завета. Среди вспомогательных средств восстановления, которые Бог установил как орудийные причины [caussas instrumentales], имеются некие обряды, которыми сообщается, или запечатлевается благодать; эти обряды повсеместно называются таинствами. Что в них действительно заслуживает рассмотрения, мы заключим в следующих Главах: Гл.1.О таинствах вообще (§1–49/Р.483–506/). Гл.2. О таинствах Ветхого Завета (§50–57/Р.507–514/). Гл.3. О таинствах Нового Завета (§58–67/Р.515–520/). Гл.4. О Крещении (§68–142/Р.520–569/). Гл.5. О миропомазании или конфирмации (§143–173/Р.570–594/). Гл.6. О евхаристии или тайной вечери (§174–325/Р.594–684/). Гл.7. О покаянии, или, лучше, об ξομολογσει τν ματημτων (исповедании грехов), соединенном со священническим отпущением (§326–376/Р.684–702/). Гл.8. О священстве, или, лучше, о χειοτονα, то есть, о возложении рук, через которое прилагают к разряду служителей Церкви (§377–414/Р.702–723/). Гл. 9. О браке (§415–466/Р.723–751/). Гл. 10. О последнем помазании, или, лучше, εχελαω, то есть обряде помазания больных освященным елеем (§467–474/Р.751–753/). Гл. 11.О применении предшествующего учения (§475–476/Р.753–757/). Богу Отцу нерожденному. Богу Сыну Единородному, Богу Духу Святому, от единого Отца исходящему, за сохранность и крепость телесную, за душевные дарования, за счастливое завершение моих трудов – хвала и вечная слава! Finis Voluminis III. 3 Имеется русский перевод: История о начале и продолжении раздора между Греками и Римлянами о исхождении Святаго Духа. Сочинена в 1714 году/ Феофана Прокоповича , архиепископа Великого Новагорода и Великих Лук, четыре сочинения, выбранные из Богословской его системы. Переведены с Латинского на Российский язык М.Соколовым. М., 1773. С. 2–124.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

1) Убежали от мира; но не убежали от волнений страстных, врагами воздымаемых: внимать надо и противостоять. — 2) Примеры верою явивших чудеса послушания: Досифей, Ананий, Захарий и др. — 3) Идите путем заповедей, несите послушание безропотно, и спасетесь. 17]. 1) Хотя убежали мы от всего житейскаго, и как в пристань вступили, прияв священную схиму нашу: но все же мы пребываем в мире сем, как на море, не зная, когда подымется против нас бурный ветр диавольский, покушаясь погрузить во глубину ладьи души нашей, — где и как встретим пиратов мысленных, — на какие подводные камни страстей набежим незаметно, и как во все время жизни своей, без крушения совершим наше от земли на небо плавание. Посему внимать надлежит, чада мои, и беречься, бодрствовать и наблюдать, и прозревать приражения бесовскаго вселукавства, чтоб не неготовыми противостать внушению страсти, отвратить ея нападение и безбедно продолжать свое плавание, держа руль веры нашей. 2) Добрыми примерами отцев просвещаются обучающиеся подвижническому житию, — и непоколебимою верою крепки бывают в трудах своих. — Верою св. Досифей совершил течение послушания, без изследования, верно исполняя всякое повеление руководителя своего и безропотно перенося при этом иногда ударения в ланиту, а иногда осмеяния. Верою блаженный Авва Кир пятнадцать лет мужественно и юношески переносил побои, насмешки и гонения, как бы не чувствуя гнета неприятностей, и не только не жаловался, но сильно защищал и оправдывал пападавших пред святым отцем, когда он распрашивал его. Верою Феодор освященный, за помысл о предстоятельстве, три года нес отлучение от Великаго Пахомия, без противления и ропота. Верою собрал зрелый плод послушания тот, что три года терпеливо с усердием поливал жезл отчий. Верою Акакий, присноживой, иногда синяки имел под очами, иногда следы ударов на ланитах, иногда тот или другой член пораженный, смиренно все терпя и без ропота; и за то сподобился безсмертия. Верою Захария приснопамятный, хотя и Духом Божественным был преисполнен, благодушно терпел раны, но от отца не отлучался. Верою дивный некто реку переплыл несомый крокодилом. И всякой из чтимых отцев и мужей совершенных оружием веры прошел сквозь огнь и воду искушений лукаваго и вышел в область вечнаго упокоения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Только соединение того и другого делает монаха не по имени только таковым, а истинным подвижником Христовым. Вот почему преп. отец о таком человеке, который живет в киновии, т.е. в быте чисто монашеском, но не сознает цели этой жизни и не относится к ней, как средству для достижения высшей цели, говорит, что он и не монах и не подвижник. Для той же самой цели – выяснения, раскрытия и определения понятия о подвижничестве может служить та мысль, ясно выраженная в слове Божием, что нравственное развитие человека и всякая добродетель достигаются только путем усиленного труда, подвига и сокрушении духа. Царство Божие «силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11, 12 ) и «многими скорбьми подобает... внити в Царство Божие» ( Деян. 14, 22 ). Под «усиленными же искателями» царства небесного нужно разуметь, по словам преп. Кассиана, тех, которые делают «насилие не другим, а своей воле», которые «похвальным похищением лишая себя удовольствия от настоящих вещей, чрез такое восхищение с усилием входят в царство Божие». Ясно таким образом, что христианское подвижничество вообще как известного рода борьба и усилие, должно пониматься в смысле средства или пути к получению царства небесного или, как определяет его преп. отец: подвижничество есть искусство или наука, имеющая своею конечной целью («тэлос») получение царства небесного, а ближайшею задачей («скопон») достижение чистоты сердца, без которой невозможно получить царствие небесное. Без сомнения нельзя отрицать возможности высокого христианского совершенства и вне того быта, каким живут подвижники-монахи (христианское подвижничество возможно и должно быть везде и может иметь разные формы), но без сомнения монашеская форма подвижничества, освященная примером и опытом, лишь более удобная и даже легкая для осуществления христианского совершенства, особенно, если идти этим путем правильно. Конечно, определяться этот путь и избираться должен по личным духовным запросам каждого. Если, таким образом, подвижничество нужно определять, как искусство чрез приобретение чистоты сердца достигать царства небесного, то ясно, что задача подвижничества касается главным образом области духа человеческого, и его нельзя ограничивать только известными внешними формами и строем жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Это и те женщины, которым в периоды экономических трудностей общество предлагает исполнять несколько ролей: быть женой, матерью, работником, хозяйкой. Стремясь удовлетворить все эти социальные требования и сохранить хрупкое равновесие, женщины переживают стресс, страдают, ломаются. В странах Африки южнее Сахары есть женщины, со страхом и тревогой ожидающие божественного дара прихода новой жизни. Потому что в этом бедном уголке нашей планеты каждая шестнадцатая женщина умирает из-за осложнений во время беременности или родов. И тогда у ее ребенка, оставшегося сиротой, в десять раз больше шансов умереть в течение двух лет после смерти матери. Мои дорогие братья! Мир без матерей, мир без любви и мира, без уважения к женщине как к источнику жизни – это мир без человечества. Не позволим кризису нашего времени не уважать права женщин. Потому что права не знают пола, не знают границ. Так проявим уважение к личности, к работе, к проблемам, потребностям и желаниям матери, жены, сестры, дочери. Именно это уважение, подобное уважению праведного Иосифа к Деве Марии, оказывают на деле современные миссионеры в Африке, создавая сети по оказанию гуманитарной помощи, думая, прежде всего, о женщине, которая ежедневно трудится, борется и терпит. Правда, средств не хватает оттого, что все мы сейчас в тисках экономического дефицита. Тем не менее, мы не можем, оправдываясь этим, отказаться от убеждения в том, что надежда на лучшее будущее не может существовать без уважения к женщине, обладающей божественным даром жизни. Надежда на лучшее будущее не может существовать без защиты права на безопасное материнство. Материнство, однажды ночью освященное Богородицей в скромных яслях! Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии посетитель 11 января 2012, 20:30 Поражает слепота тех, кто благодарит автора этого послания за якобы " тёплые " слова. Заметьте, что здесь женщина и материнство ставятся вообще ВНЕ семьи. Где тут семья, где ОБА родителя ? Муж и семья здесь упоминаются в отрицательном контексте:

http://pravoslavie.ru/50805.html

Св. Пахомий великий, современник Антония, подвизался в Верхней Фиваиде. Он родился в Египте, в семействе языческом; но еще в детстве имел отвращение к идолопоклонству. Когда возгорелась война между Константином великим и Максентием (312 г.), он взят был в военную службу, и в это время в городе Оксиринхе близко познакомился с христианами: ему так понравилась их добрая, нравственная жизнь, что он сам пожелал быть христианином, и только что окончилась война, – он принял св. крещение. Услышав о строгом старце Паламоне, он просил у него пострижения в монашество. Паламон удовлетворил его желание, и десять лет Пахомий провел в полном послушании этому старцу. Затем по откровению свыше и по благословению Паламона, он удалился в пустыню Тавенну. Здесь долго подвизался один и много вытерпел искушений. Когда же собрались к нему ревнители благочестия, – он сделался их игуменом и подавал братии прекрасный пример трудолюбия и молитвы. Его строгая, святая жизнь просияла многими чудесами. За два дня он предвидел свою кончину, простился с братией, благословил ее и мирно почил (348 г.). Тысяча четыреста иноков со слезами предали земле св. останки его. Память его – 15 мая. Из замечательнейших учеников его был св.Феодор освященный. Св. Иларион великий Св. Иларион великий, начальник палестинского и сирийского общежития, родился в семействе языческом, близ Газы палестинской, в местечке Тавафе. Но получив образование в Александрии, он там же принял и св. крещение. Услышав о подвигах преподобного Антония, он поспешил к нему в пустыню и провел с ним два месяца. В то время ему было не более 15 лет от роду. По благословлению Антония, он поселился не далеко от родины, в пустынном месте. Суровая была здесь жизнь молодого подвижника: он жил в шалаше, сделанном из тростника, и покрытом осокой, носил шерстяную тунику и покрывало, вкушал несколеко фиг, и то по захождении солнца, обрабатывал землю, плел корзины из тростника, читал молитвы и св. писание. Так провел он 5 лет. Потом устроил небольшую хижину из кирпича, хвороста и разбитых черепиц; она была так тесна, что в ней стоя нужно было наклонять голову, а лежа – подгибать ноги. Но эта малая хижина послужила началом многих монастырей палестинских и сирийских: они устроены были учениками преподобного Илариона. Иларион часто обходил монастыри со многими спутниками, и на пути обращал многих язычников. Молва о чудных подвигах его была для него тяжела, – и, потому он решился оставить монастыри и вести скитальческую жизнь, и скитался в разных местах, скитался до самой кончины. Последний приют для себя нашел он на острове Кипре, на одной высокой горе. Тут, в минуты смерти, он говорил себе: «Что, душа моя, страшишься? Почти 70 лет служила ты Господу: чтоже бояться тебе смерти?...» Он скончался (372 г.) на 80 г. жизни и погребен на острове Кипр, но отсюда перенесен в один из палестинских монастырей. Память его – 21 октября. Св. Макарий египетский

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010