Если же дело было так, если «концепт определения об учреждении новых кафедр» от 27 ноября 1681 г. представляет собою уже сокращенный вид царского проекта, то любопытно ответить на вопрос, какой же вид имел проект Феодора Алексеевича в первоначальной редакции, когда он еще не был сокращен патриархом и не был представлен освященному собору? На сущность его указывает, во 1-х, один современник царствования Феодора Алексеевича, автор «Созерцания краткого лет 7190–7191–7192», который упоминает 57 , что «в начале восхотел было он Великий Государь (т. е. Феодор) в царстве своем на славу Божию и во опщую народную пользу и святые церкви во утверждение учинити в великих градех, идеже прежде быша цари и идеже княжение бяху, двенадцать митрополитов, по иным же градом семьдесят епископов.... А еще подробнее и обстоятельнее с этим делом знакомят нас сохранившиеся среди рукописных бумаг собора 1682 года подлинные «росписи» новых кафедральных городов, в которых по первоначальному проекту Феодора Алексеевича предположено было «вновь быть епископом». Между ними, как сказано выше, имеются две редакции первоначальной росписи новых кафедральных городов. Одна, сохранившаяся в полном своем виде и напечатанная в приложении 3-м к настоящему исследованию, намечала к открытию вновь, согласно с известием автора «Созерцания краткого», именно 70 епископских кафедр, «подвластных» патриарху и 12 митрополитам, другая же неполная 58 , – сущность которой однакож вполне восстановляется по сравнению с этой «прежней», как она называется в документе, «росписью» – «нынешней» (Смотр. прилож. 5-е и «Полное Собрание Законов», т. 2. 898, а также «Собрание Государственных Грамот и Договоров», т. 4 128), – намечала к открытию вновь 72 архиерейских кафедры. По тексту той и другой редакции этих первоначальных росписей, в полном согласии с тем, как это заявлено в письме от 6 февраля и как сообщает автор «Созерцания краткого лет 7190»... (Феодором Алексеевичем) в начале было предположено всю территорию русской церкви разделить на патриарший и 12-митрополичьих округов, при чем митрополиты должны были именоваться по наиболее главным в государстве городам, где прежде были особые царства и княжества, а именно: Новгородским, Казанским, Астраханским, Сибирским, Ростовским, Псковским, Смоленским, Тверским, Вятским, Нижегородским, Рязанским и Белгородским. В область или округ каждого из них назначались «подвластные» митрополитам епископы. Города, в которые по этим росписям предназначено было вновь поставить архиереев, перечислены в них следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Освященная примерами наших царей и первосвятителей добродетель нищелюбия была всегда одною из господствующих в нашем отечестве. Так, мы видим, что примеру наших царей и святителей следуют и частные лица. Блаженная Иулиания Лазаревская, вдова помещица Муромского округа (ск. 2 янв. 1605 г.), в субботы и воскресенья ставила трапезу попам, вдовам, сиротам и слугам. Она более всего пеклась о нищих, по слову Спасителя: когда творите пир, не зови родню, ни соседей богатых, чтоб они тебя позвали. Но зови нищих, и воздастся тебе в воскресение праведных. В житии этой подвижницы, написанном уже в XVII веке сыном ее Каллистратом Осорьиным, между прочим, рассказывается: однажды настал голод; святая распустила рабов своих и велела готовит хлебы из древесной коры и лебеды. Этим хлебом она питала нищих два года; а их бесчисленное множество. И когда соседи возражали: «что вы ходите к Иулиании? – она сама умирает с голоду!» нищие отвечали: «много сел мы обходим, а так в сладости не наедаемся, как у этой вдовы». И соседи, для испытания посылали к ней за хлебом, ели его и дивились, говоря: «горазды рабы ее есть хлебы», а того не разумели, что молитвою ее хлеб был сладок 280 . А царский постельничий Феодор Михайлович Ртищев († 1673 г.), по словам его жития 281 , устроил в Москве нечто в роде богадельни. «В царствующем граде Москве, видя скитающиеся и по путем лежащие, всякие недужные никакого прибежища имущие, купи некий домец и устрои в нем две келии и тамо собрав овогда 13 человек, а овогда 15, питаше и упокоеваше тыя» 282 ... Еще как на примерного благотворителя, мы можем указать на известного нашего дипломата второй половины XVN ст. – Афанасия Лаврентиевича Ордына-Нащокина. Царь Алексей Михайлович, облекая его саном «думного боярина», между прочим, писал: «пожаловали мы тебя за твои к нам великие службы и радение, что ты, помня Бога и святые Его заповеди, алчных кормишь, жаждущих поишь, нагих одеваешь, странных в кровы вводишь, еще и ноги им умываешь»... Вообще в каждом зажиточном доме постоянно жили нищие; они получали пищу и готовое поношенное платье, а в больших городах, на рынках, каждое утро некоторые покупали хлеб, разрезывали на куски и раздавали бедным 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сие дело, или сия находка многим была известна и порок сей утвердился, что Феодор есть делатель златниц. А как выше прописано, что мы ожидаем их из плена и если Бог их возвратит на свои места, что будем делать с Феодором? он будет по одному делу исповедник, а по другому преступник; а и законы гражданские жестоко таковых наказуют, и правила святых отец брак разрушают: аще жена исповесть на мужа зломыслящего на царя и причее. О прошедшем уже поминать не лет есть, но сие новое весьма будет препятствовать его священству и может быти мятеж более прежнего, ибо пороки прошедшие забвению предаются исправлением жизни, а напоминанием и поновлением прошедших грехов и пороков злее являются и нетерпимы бывают. Я доношу до сведения В(ашего) В(ысоко) П(реосвященства); должен объявить и Архипастырю, аще возвратится на престол; а исполнение лежит на главах рукоположения и высочайшей власти. Е. А. 6. Прошение поданное Алимпием министру внутренних дел в Вене. Марта 1858 г. 159 Высокое И. К. Министерство! Под высокославным правительством достопамятного Его Величества Императора Иосифа 2-го на основании императорской приилегии, данной в Вене 9-го октября 1783 года, переменили тогда на Черном море обитающие наши староверческие общества с их священством их обиталище с находящимися от их потомков в Буковине ныне обитающими в Белой-Кринице (Фонтина альба) под именем липованские общества, существующие в количестве более 70 лет, всегда достойны показались всевысочайшего покровительства, касательно исполнения их религиозных оснований. О справедливости же нашего всепресветлейшего Монарха, Его Императорского Королевского Апостолического Величества Франца Иосифа 1-го и всевысочайшего Его правления твердо уверены, живем мы в полной надежде, что и в настоящее время наше право непоколебимо будет, ибо мы не подали ни малейшей причины к прекращению того. А как теперь дело есть о том: хотят целое наше существование в вопрос постановить, начиная колебать основание нашего религийного вероисповедания. Но мы староверцы держимся с непоколебимою постоянностию на наших чрез столетия освященных нравах и обычаях твердых, и каждая новость, если мы чувствуем разительные совести нашей препятствия, есть для нас непреложная невозможность, и как каждое вероисповедание, имеет и наше однообрачну церковну, однако у нас также и народну, сторону; ибо наша религия есть с народом в одно срасчена, и поистине есть церковный народ: следовательно, что с нашею религиею есть несогласно, то останется и с нашим светским житием несогласно. Наше религиозное уверение было всегда от высокого правительства уважаемо, и мы никогда ни малейшего повода не подали, чтобы нас к ответственности требовали. Рукоделие и молитва есть наш завет: верность, покорность и приверженность к всепресветлейшему дому Габсбургскому есть наши подданнические добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Блаженны терпящие и смиряющие себя, а не кружащиеся, как облака, и всуе иждивающие час за часом и день за днем, кои ни нам, ни Господу не угодны. 33. 1) При ведении из слова Божия, как жить, надо воспоминать жития святых, кои делом то исполнили, – начиная страхом Божиим и кончая глубоким смирением. – 2) Не следует величаться естественными дарами – голосом, пением и под., но всем украшаться смиренномудрием, из коего всякое добро, и ради коего все дары благодати. – 3) Смиренномудрствуя преуспевайте во всех добродетелях; паче же в борьбе с похотью, отражая первые прилоги, и ограждая себя даже от них. 37] 8. Слова к вам моего смирения не суть ни законодательская, ни властительские, ни пусторечивые, как думаю, но увещательные и утешительные, приводящая на память учение и жизнь божественных отцов наших. Уже открыла нам божественная благодать, что преподобно и праведно и благочестно; и вы точно знаете, куда и как должно направлять свое шествие, чтоб улучить Царствие Небесное. Воспоминайте же и помните изо дня в день, в чем спасение Божие, и каковы были божественные деяния преподобных отцов, и по их образцу живо расписуя души свои красками благоговеинства, представьте в себе подражание жизни их. Они началом и концом подвижничества своего имели страх Господень, глубокосердечный. От сего воссияло в них высокое пред Богом смиренномудрие, силою коего они не только ни во что вменяли все сатанинские сети, но связав самого сплетателя их, положили его в подножие ног своих, попираемое и посмеваемое, по слову Евангелия( Лк. 10, 19 ). Из многих святых приведу вам в пример того, о ком было вчерашнее утреннее чтение. Читалось о преподобном Сильване, и уши ваши внимали слову сему. Знаете, каким прекрасным показал он себя, после вступительного изречения обетов, и как поразил дьявола оружием смирения и потопил в море слез и, возшедши на высоту нашего добрейшего жительства, один показал в себе совершенный образ великого отца нашего Пахомия. Почему, не смотря на то, что жил не долго, явлен предпочтенным Феодору освященному, Петронию треблаженному, и Орсисию всепетому, и всему оному священному братству, так как перенесен был от зде на небеса при Ангельских песнословиях.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

НУЖНЫ ЖЕСТКИЕ ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЕ и КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ в части спаивания детей и подростков, такого безобразия как у нас нет ни в одной стране. Похоже, что выполняется некий заказ на уничтожение нашего генофонда на корню. А такие " концепции " нужны были 15-20 лет назад, когда вовсю бушевала реклама спирта роял и клинского пива для подростков. Сейчас же СРОЧНО нужны ЗАКОНЫ, нарушать которые лроизводителям и продавцам было бы крайне опасно. Концепция же, увы, сильно запоздала. Димитрий 25 февраля 2010, 00:32 Главное, чтобы все эти программы выполнялись, тихо и без шума. А то СМИ быстренько все раскритикуют и доведут до абсурда. Тссс :) Ольга 22 февраля 2010, 17:22 и в квасе есть алкоголь, 3% что-ли. алкоголизм это не проблема, а следствие. алкоголь относится к товарам, вызывающим зависимость, и этим активно пользуются для зарабатывания, все равно что наживаться на чужом горе, это социально неответственный бизнес. посмотрите как преподносят этот товар?не из высших побуждений призывают к их употреблению. как следствие - блуд, случайные связи, проблемы со здоровьем, духовная пустота, алкоголизм.. поэтому не запрещать надо, а создавать культуру пития. Социальную рекламу проработать, и уж извините " под стандарт " заключить рекламу бизнеса, вплоть до штрафов.. Феодор 20 февраля 2010, 19:44 Вы так шумите, Алевтина, Елена ! нельзя запрещать алкоголь полностью. Употребление вина взрослым человеком - укрепляет сердце, если это количество -1/4 стакана, например кагор. еще лучше - освященный. Об этом знают многие православные, и врачи еще с древности говорят об этом. употребление 3 раза в неделю вино, разбавленное водой по полстакана - Это не пьянство. Надо употреблять вино в меру. про водку и пиво я даже не говорю -это пить невозможно. А все дело в том, что человек, который не может себя реализовать, будет искать выход. А выход этот - алкоголь.курение.блуд.компьютерные игры.азартные игры. Что, это все запрещать будем ? А созданы Дома творчества, предриятия, где человек может себя реализовать ?

http://pravoslavie.ru/33780.html

Четверг, 21 февраля 1974 Touch base – вот в моей суетной жизни назначение этой тетради. Не столько желание все записать, а своего рода посещение самого себя, " визит " , хотя бы и самый короткий. Ты тут? Тут. Ну, слава Богу. И становится легче не раствориться без остатка в суете. Но на глубине, я знаю, мучит не суета, не занятость сами по себе, а внутреннее сомнение почти во всем, что я делаю, в " роли " , которую я вынужден именно играть и которая иногда так мне надоедает, что я сочувствую моим " врагам " , начинаю понимать обычно так меня огорчающую ненависть их ко мне. Есть только одно, во что мои " враги " никогда не поверят: что эту роль я и сам ненавижу, не хочу ее, что она мне навязана, что я ее не добивался. (Продолжение через две страницы.) ДНЕВНИК 1936-1937 ( продолжение ) Среда, 5 августа 1936 Читаю беседу Серафима Саровского с Мотовиловым. Когда же наконец я обрящу покой, Господи? Понедельник, 10 августа 1936 Никогда, кажется, кризис сомнения не был так силен, как сегодня утром. Я прямо измучился. Господи, доколе отвращаеши лице Твое от мене, доколе не прострешь руку твою спасти меня. Господи, помоги мне. Богородице, помилуй. …Совершенная любовь страха не имеет, потому что в страхе есть мучение. " …и падшие возстают. Остаются в падении только те, которые не хотят встать… " (абба Феодор Освященный). " Сказал старец: приобретем главнейшее из благ – любовь. Ничто пост. Ничто бдение, ничто труд при отсутствии любви, ибо писано: Бог любы есть… " Пятница, 14 августа 1936 Успокоение. Освобождение. Вторник, 18 августа1936 Ничего. Солнце. Беспокойство. 14 сентября 1936 Очень долго ничего не писал. Все думал – нечего писать, да и лень. Должен сообщить: религиозные " искушения " еще не прекратились. О них я писать ничего не буду, трудно, да и я о них столько думал, столько мучался, что писать будет очень больно. Верю, Бог поможет. Вчера мне исполнилось пятнадцать лет. Мы вернулись из деревни, и теперь скоро уже тот же серо-розовый [лицей] Carnot, rue Legendre, compositions . Но нету отвращения. Напротив, даже хочется… Страшно оторваться от обыденщины и посмотреть на весь мир сразу . Ужас…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Таким образом, начиная с первых времен христианства на Руси, идет непрерывный ряд живых и непосредственных сношений России с Святою землею до половины XV b. Ни монгольское иго, ни междоусобные брани не останавливают русских богомольцев. Ни моря, ни горы, ни лишения, ни притеснения, ни даже смертная опасность не служат им препятствием и на пути к осуществлению заветного желания. Преодолевая невероятные препятствия в странах, чуждых по языку, занятых злыми и фанатичными врагами христианства, наши русские богомольцы с котомкою за плечами и посохом в руках шли, пробираясь чрез Балканский полуостров, к заветным местам, освященным стопами Спасителя и Богоматери, терпеливо перенося всякие обиды и насилия, нередко даже упирая от истощения. Иные из них избирали еще более трудный путь чрез Кавказ, Армению и Сирию. Хождение в Святую землю тогда занимало целые годы и было действительным подвигом. Благополучно возвращавшиеся путники считались тогда у нас блаженными. Их рассказы о Святой земле слушались с умилением и благоговением. И эти простые рассказы простых, но сильных верою людей устанавливали и поддерживали крепкую духовную связь между русским народом и православным населением Святой земли. Русский народ сожалел и проливал искренние слезы о своих далеких братьях по вере, терпевших в течение многих веков гонения и всякие стеснения от неверных мусульман, наругавшихся над величайшими святынями христианского мира; а сирийские и палестинские христиане, в свою очередь, проникались сознанием, что есть далекий могущественный русский народ, единоверный и правоспособный покровитель и защитник православных христиан, от постепенно надвигавшегося иноверного врага. Благодаря простым русским паломникам, из года в год путешествовавшим в Святую землю и поддерживавшим живую связь русского народа с нею, православные жители Сирии и Палестины не на Запад, а на Север устремляли свой просительный взор и все свои надежды в тайне возлагали именно на русский народ. В том и заключается величайшая заслуга наших древних благочестивых паломников в Святую землю, что они постоянно и неизменно поддерживали живую духовную связь между русским народом и Святою землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Для того чтобы привести вам хоть один пример, я напомню вам о вчерашнем утреннем чтении. Читали о преподобном Силуане 180 , и чтение свежо еще в вашей памяти. Вы помните, какого высокого совершенства достиг он после принесения клятвенных обетов и как оружием смирения и целым морем слез потопил диавола, востекши на высоту совершеннейшего жития и один только явившись подобием великого отца Пахомия, несмотря на краткую жизнь в святом образе и скорую смерть после усовершения. Но особенно дивно, что он раньше был актером и все-таки явился выше Феодора Освященного, треблаженного Петрония, всехвального Орсисия 181 и всего этого священного братства и с ангельскими песнословиями отошел отсюда на небо. Настолько велико, чада, дарование смиренномудрия, и нет ни одного святого, который бы без этой добродетели угодил Богу! Вот и вы, братия мои, прилепитесь к нему и, махнув рукой на искусство пения, составление песнопений, на заучиванье наизусть, на искусство чтения и на прочие такие таланты, будем держаться указанной добродетели. Я не говорю, что нужно совсем бросить все эти вещи, но хочу только сказать, что их нужно считать на втором плане и спутниками госпожи добродетелей. Ввиду этого, если мы позволяем себе гордиться пред неумеющими петь, или возноситься над неучеными, или задирать голову пред не обладающими искусством красивого чтения, или с презрением смотреть на не умеющих складно говорить и подбирать правильные выражения, то мы всуе так труждаемся, стреляем не в цель, а только раним самих себя и становимся добычею диавола. Поэтому не следует так делать, чада, но будем со смирением и разговаривать, и работать, и читать, и петь, и ступать, и есть, и со смирением, наконец, давать ответы, и тогда мы на самом деле убедимся, как сладок, приятен и всесветел его плод, который делает нас подражателями Божиими, ибо научитеся от Мене, сказано, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). Ибо в смиренномудрии действительно есть покой, благодаря ему в душах поднимаются волны благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если мы вслушиваемся в слова этого псалма, если будем отбивать врага вышеуказанным оружием. Его, как сознался сам злодей, губит послушание, изгоняет молитва , морит голодом пост, сокрушает братолюбие и вообще всякое исполнение других божественных добродетелей. Так вот, я, узник греха, прошу вас достойно ходити звания, в неже мы призваны ( Еф. 4:1 ), дабы не взял над нами верха тиран. Держитесь за труд своего послушания, переносите его во всех делах рук ваших – в пашне ли, или в копанье земли, или в шитье одежды, а также в переписке, плотничестве, хлебопечении и во всяком другом каком бы то ни было из существующих у нас ремесел и послушаний. За это зачисляется вам великая награда на небесах. Жизнь наша проносится, как бегун, пролетает, как птица. Ни радость долго не продолжается, равно как и горе не остается навеки. Займемся же, братия, (58) выгодной торговлей! В один миг наследуем вечность! Воистину вся наша жизнь – только один миг в сравнении с будущей вечностью, и блажен, кто правильно смотрит на это, треблажен, кто возненавидел мир, и всеблажен, кто ради Господа покинул родителей своих, родных, друзей, братьев и все мирское. Как же вам после всего этого да не прославиться? Господь Сам говорит: прославляющия Мя прославлю, и уничижаяй Мя безчестен будет ( 1Цар. 2:30 ). Прославите убо Бога ( 1Кор. 6:20 ) во удах своих, ибо вы воистину освященные уды Христовы; принесите в жертву самих себя 421 и путем послушания собирайте себе запас навеки. Выгодная торговля Никто посему из вас да не прерывает своего успешного бега, никто да не будет безработным, никто да не разленяется, не спит, не храпит ( Иона. 1:5 ). Бегите все дружно, все соединенные единою любовью, все имея одну общую волю, одно общее сердце, проворные, постоянно движимые благочестием, молясь и обо мне, недостойном, да получу и я спасение с вами по молитвам отца моего и отца вашего 422 , чрез Иисуса Христа, Господа нашего, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 19

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

1) Осенение верующих от священника горящею свечею с кадилом. Пред осенением открываются царские двери и диакон возглашает: «Повелите«, то есть повелите молящимся пасть ниц, благоволите пасть ниц, и все предстоящие в храме должны повергнуться ниц, а священник, приняв в руку кадило и свечу, делает ими пред св. Престолом изображение Креста и возглашает: »Премудрость! Прости!», потом, обращаясь к народу, в царских вратах, произносит: «Свет Христов просвещает всех». Верующие падают ниц в знак сознания своего недостоинства и глубокого благоговения к Спасителю, как Божественному Свету, просвещающему всякого человека. 2) Пение четырех умилительных стихов из 140 псалма: Да исправится молитва моя, ако кадило пред Тобою: воздание руку моею жертва вечерняя. Пусть молитва моя направится к Тебе, как фимиам из кадила, поднятие рук моих, как жертва выечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи. Господи, к Тебе я взываю; услышь меня, внемли голосу молитвы моей, когда взываю к Тебе, услышь меня, Господи! Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устах моих. Положи, Господи, охрану и огради жверь уст моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, пенщевати вины о гресех. Господи! Не дай сердцу моему склонится к лукавым словам – придумывать оправдание грехам моим. Во время пения этих стихов, все находящиеся в храме должны молиться стоя на коленях, только один священник не преклоняет колен, совершая каждение пред Св. Престолом, а затем при повторении первого стиха и священник преклоняет колена. 3) Вместо Херувимской песни поется: Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем. Аллилуиа Теперь с нами невидимо служат силы небесные (ангелы), потому что входит Царь славы (Иисус Христос). Вот таинственная жертва (Тело и Кровь Христовы) уже совершенною (освященною) торжественно переносится. С верою и любовью приступим (к причащению Святых Таин), чтобы нам быть участниками вечной жизни. Хвалите Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010