Здесь, решительно, почти ни в чем нельзя соглашаться с исследователем. Видно, что Амелино хороший критик, но плохой историк. Он вздумал во второй части введения сделать исторические выводы из добытых или изученных им источников, но дает только поверхностные суждения и фальшивые изображения. Кто такой Пахомий по воззрению Амелино? старец, своими аскетическими подвигами подорвавший рано свое здоровье. Его речи, которые он произносил, обличают расслабление его мозга. Он носил в себе болезнь, которую будто бы можно назвать «словесной болезнью». Он был лишен всякого образования, но любил разглагольствовать, любил туманные изъяснения мест св. Писания: для него «чем непонятнее, тем лучше было». Наклонность к «видениям», Амелино считает продуктом мозговой болезни Пахомия. Быть может, еще худшую характеристику делает Амелино по отношению к Пахомиеву ученику, знаменитому Феодору Освященному. Исследователь не видит ничего хорошего в Феодоре: Феодор, по его словам, человек самолюбивый, склонный к жестокости лицемер; по отношению к Пахомию, будто бы, он показывал себя неблагодарным. Играя словами, Амелино приписывает ему какое-то «горделивое лицемерие и лицемерную гордость». Хороших умственных качеств исследователь совсем не усматривает у Феодора. «Собратья Феодора и ученики считали его красноречивым за то самое, что нас заставляет смеяться». Амелино допускает, что Феодор, если бы он собственноручно написал жизнь Пахомия, внес бы сюда множество лжи. Вообще, он характеризует Феодора как «человека страстного и исполненного низких недостатков». Можно подумать, что на такие характеристики Пахомия и Феодора натолкнуло Амелино открытие им разных древнекоптских памятников; ничуть не бывало. В существе дела, главное, что мы знали и раньше об этих лицах, почти в тех же чертах представляется и во вновь найденных памятниках. Исследователь глумится над этими лицами безо всяких достаточных оснований. Замечательно – тенденциозное отношение Амелино к указанным подвижникам разъяснится для нас только тогда, когда узнаем, как он же относится к таким тоже древним египетским анахоретам, как Шнуди и ученик и описатель деяний сего последнего – Виза.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Другие (Ишодад из Мерва, IX в.) упоминали предание о еще более раннем переводе некоторых библейских книг, сделанном со свитков, присланных царем Соломоном своему союзнику в Финикии, тирскому царю Хираму 581 . Однако эти легенды не имели решающего авторитета, и Феодор Мопсуэстийский в IV в. писал о сирийском переводе Священного Писания: «...до сих пор никто не знает, когда он появился» ( Coф. I. 5 ). На этом основании Феодор отдавал безусловное предпочтение Септуагинте как освященной авторитетом ветхозаветного священства, «всего народа Израильского» и апостолов. Он писал, рассматривая одно из частных отклонений сирийского текста от греческого, что Семьдесят старцев «во всяком случае более достойны доверия, чем один неизвестный, который, как говорят, переложил еврейские [Писания] на сирийский язык» (Там же). В связи с такой оценкой, данной одним из крупнейших экзегетов своего времени, авторитет которого именно в сирийской церкви был наиболее высоким на протяжении столетий, можно предположить, что в последующее время Пешитта подвергалась исправлениям для приведения в большее соответствие с текстом Септуагинты 582 . Это, в свою очередь, снижало бы ее ценность для сравнительного исследования как греческого, так и еврейского текста Библии. В действительности, однако, доли соответствия каждому из двух главнейших изводов дохристианской части Писания распределены в Пешитте неравномерно. Ближе к греческой версии книги пророков (особенно Исайя и Малые пророки), тогда как Пятикнижие, наиболее важное для иудейской религиозной практики, приближено к иудейскому стандартному тексту 583 . В таком важнейшем литургическом и богословском памятнике, как Псалтирь, наблюдается сложное взаимодействие различных текстуальных традиций 584 . Отдельный интерес представляют надписания псалмов, которые «были внесены во второй половине V в. одновременно в рамках восточной и западной сирийских традиций. Они отличаются друг от друга, как и от еврейского и греческого текстов» 585 . Эти подзаголовки не включены в современное критическое издание Пешитты, на наш взгляд, совершенно напрасно, так как они сообщают важные данные по истории экзегезы, восходя, вероятно, к более древнему времени, чем эпоха их появления на письме 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Не бойтесь! Долу низвержен дьявол; Христос воскрес, и смерть Уже не царствует. 15. 1) Убежали от мipa; но не убежали от волнений страстных, врагами воздымаемых: внимать надо и противостоять. – 2) Примеры верою явивших чудеса послушания: Досифей, Ананий, Захарий и др. – 3) Идите путем заповедей, несите послушание безропотно, и спасетесь. 17] 20. Хотя убежали мы от всего житейского, и как в пристань вступили, прияв священную схиму нашу: но все же мы пребываем в мipe сем, как на море, не зная, когда подымется против нас бурный ветер дьявольский, покушаясь погрузить во глубину ладьи души нашей, – где и как встретим пиратов мысленных, – на какие подводные камни страстей набежим незаметно, и как во все время жизни своей, без крушения совершим наше от земли на небо плавание. Посему внимать надлежит, чада мои, и беречься, бодрствовать и наблюдать, и прозревать приражения бесовского вселукавства, чтоб не неготовыми противостать внушению страсти, отвратить ее нападение и безбедно продолжать свое плавание, держа руль веры нашей. 21. Добрыми примерами отцов просвещаются обучающиеся подвижническому житью, – и непоколебимой верою крепки бывают в трудах своих. – Верою св. Досифей совершил течение послушания, без исследования, верно исполняя всякое повеление руководителя своего и безропотно перенося при этом иногда ударения в ланиту, а иногда осмеяния. Верою блаженный Авва Кир пятнадцать лет мужественно и юношески переносил побои, насмешки и гонения, как бы не чувствуя гнета неприятностей, и не только не жаловался, но сильно защищал и оправдывал нападавших пред святым отцом, когда он распрашивал его. Верою Феодор освященный, за помысел о предстоятельстве, три года нес отлучение от Великого Пахомия, без противления и ропота. Верою собрал зрелый плод послушания тот, что три года терпеливо с усердием поливал жезл отчий. Верою Акакий, присноживой, иногда синяки имел под очами, иногда следы ударов на ланитах, иногда тот или другой член пораженный, смиренно все терпя и без ропота; и за то сподобился бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

«Непрестанная молитва» прогоняет диавола 482 , «окрыляет ум и соделывает его собеседником с Богом 483 » сохраняет благодать 484 , укрепляет веру в христианине 485 и вселяет в него «милость, мир, любовь, незавидование, независтность, степенность, добрую послушность, слово благо, сотрудничество, взаимное сочувствие, смиренномудрие 486 ». «Утром, – говорит преп. Феодор Студит , – разумно петь оную Давидскую песнь: ЗАУТРА УСЛЫШИ ГЛАС МОЙ, ЗАУТРА ПРЕДСТАНУ ТИ И УЗРЕШИ МЯ ( Пс.5:4 ); в третий час: ДУХА ТВОЕГО СВЯТАГО НЕ ОТЪИМИШИ ОТ МЕНЕ ( Пс.50:13 ); в час шестой: ИЗБАВИ МЯ ОТ НАПАДЕНИЯ БЕСА ПОЛУДЕННАГО И ОТ СТРЕЛЫ, ЛЕТЯЩИЯ ВО ДНИ ( Пс.90:5 ); в девятый: ПРИКЛОНИ ГОСПОДИ УХО ТВОЕ И УСЛЫШИ МЯ ( Пс.85:1 ); вечером: БЛАГОСЛОВИ ДУШЕ МОЯ ГОСПОДА… и следующие за сим ( Пс.103:1 ) 487 ». Особенно действенной бывает молитва в храме, потому что храм является местом особого присутствия Бога 488 . «Пришедши в храм, – говорит св. Отец, – единым воззванием согласно вострубите славословие Господу Богу, и затем вслушивайтесь в псалмопение и бодренно следите за чтением, чтобы тем и другим просвещаясь, в радовании благоплодно пребыть на Богослужении и посрамить диавола. Но при этом не забывайте внутренне в трезвении совершать молитву, дабы, быв зримы чистыми, освященными паче, и не помраченными выйти из храма 489 ». По окончании Богослужения преп. Феодор Студит заповедует «тихо и мирно» исходить «из дома молитвы 490 ». «Затем, – продолжает говорить св. Отец, – один берись за учение, стараясь не погубить при сем собранное от псалмопения сокровище чрез празднословие, а напротив, к тому благу присоединить и то, что теперь изучится. Другой, если хочет и нужду имеет, может отдохнуть, прилегши на постели; только и тут, осенив себя крестным знамением и благочинно возлегши, пусть прочитывает он како-либо псалом с размышлением, чтоб не подвергнуться искушению от искусителя врага. Ибо любят демоны после Богослужения возмущать души наши недобрыми движениями, чтобы отмстить за поражение, причиненное им внимательным и благоговейным пребыванием в храме, и сделать, чтоб мы зле расточили то, что добре собрали из церковных песнопений и чтений, для чего омрачают помыслы, непокорным делают тело, по причине утомления его на псалмопении, и производят непотребные сочувствия и сосложения. Но, конечно, лучше делает тот, кто воздерживается от сна и занимается или мысленным углублением в псалмы, или другим каким делом, а не бросается тотчас в постель, или не клонит его к тому сон непреодолимо: ибо в таком случае он остается свободным от искушения 491 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Спелых колосьев. Жрецы, торжественно двигаясь, пели. —261— Мистериальный характер имеет вкушение хлеба и вина в «Коринфской невесте»: Вот, смотри, Церерой золотою, Вакхом вот посланные дары. Здесь мы имеем намек на таинство плоти и крови. Не напрашивается ли аналогия с христианским таинством евхаристии? И там, и здесь таинственное значение придается вину и хлебу... Этот намек Гете подхватят и разовьют Мережковский и Вяч. Иванов. Есть ли «Коринфская невеста» произведение антихристианское? Дары, посланные Вакхом, не суть ли дары Христа, вино и хлеб? 490 . Не есть ли наше таинство евхаристии продолжение элевсинских мистерий? Но Гете не думал о христианстве и по крайней мере свободен от кощунства. Таинственный обряд «Коринфской невесты» – обряд древних языческих богов, совершаемый вопреки религии Распятого. Если Гете был противником Распятого, то все же не смешивал Его с Вакхом. В приведенной элегии он ясно раскрывает смысл элевсинских таинств: Вот, после долгих и тяжких искусов, ему открывали Смысл освященных кругов, дивных обрядов и лиц – Тайну, но тайну какую? Не ту ли, что тесных объятий Сильного смертного ты, мать Церера, сама Раз пожелала, когда свое бессмертное тело Все Язиону царю ласково ты предала. Как осчастливлен был Крит! И брачное ложе богини Так и вскипело зерном, тучной покрылось травой. Вся ж остальная зачахла земля: забыла богиня В час упоительных нег свой благодетельный долг. Эллины верили, что, участвуя в тайнах Элевсина, они получат залог бессмертия. Но характер этих таинств был натуралистичен. Под покрывалом преходящих явлений есть один неизменный субстрат природы, индивидуумы исчезают, но природа бессмертна. Сила природы —262— и ее могущество проявляются в законе передачи жизни, в законе зачатия. Отсюда боготворение пола и его атрибута фаллоса, изображение которого носилось греками в священных процессиях. Приобщиться божественной жизни значит приобщиться той силе мирового вожделения, которая торжествует над гибелью преходящих форм, творя все новые формы. В основе евхаристии лежит противоположное начало. Законы природной жизни не только не божественны, но греховны. Христос пришел освободить нас от власти греха и облечь в нетление, не упразднить личность во имя мировой воли, сил природы, но умертвить жало греховной природы и тем даровать бессмертие личности. У эллинов – отречение от индивидуума во имя природы – Deus sive natura, у христиан – отречение от природы для спасения личности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. вместе с другими – и потребности познания истины. Но об этой потребности Кант здесь умалчивает. 2) При оценке силы этого довода нужно сделать вопрос: в чем должна состоять сила его? В рассмотрении ли всеобщей, прирожденной потребности верховного блага, или вместе с тем и в опыте? Если подкреплять опытом силу прирожденной потребности блага, или счастья высочайшего, которым должна быть награждена добродетель, то опыт окажет слабую услугу. Будем ли мы смотреть на сторону нравственного совершенства, которому должно принадлежать, как достойная награда, совершенное счастье, – мы не найдем сего совершенства в действиях человеческих. Потому что опыт не представляет ни одного человека, который непрерывно вел бы вполне совершенную нравственную жизнь, и в истории человечества мы не найдем опытов совершенной нравственной жизни. Следовательно, опыт не представляет оснований требования полной награды для добродетели, или, что то же, соединения полного счастья с совершенною добродетелью. Укажут ли на жизнь мужей, освященных силою Божиею, – но и из них никто не хвалился и не похвалится совершенною чистотою жизни; величайшие из них сами сознаются в своей греховности. Если же они пред концом настоящей жизни достигают такой чистоты, что все нравственные пятна вполне изглаждаются в душе их силою Божиею, но и такое нравственное их состояние не уничтожает виновности прежней жизни. Как бы чиста ни была нравственная жизнь в каком-либо периоде жизни, например перед самым переходом в жизнь загробную, она отвечает сама за себя, потому что она есть должная дань Творцу и не покрывает собою прежних неверностей нравственному закону: покрыть их может одно только прощение, зависящее от милосердия Божия. Вот почему мужи чистейшей нравственности, укрепившиеся в ней Божественною силою, никогда не решатся говорить: «я чист и совершен, я достоин награды». Шиллер в своей трогательной оде «Resignation», в которой изображает свою борьбу, отречение от своих благ, говорит: «ich fordre meinen Lohn» – «я требую себе награды».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

   Путешествующим неизбежно терпеть и бедствовать: то же и с нами. Ибо, как видите, дела наши требуют труда, подвига и утомления: работаете, изнемогаете, потеете, терпите алчбу и жажду, — кто на пашне, кто в винограднике, кто при точилах елейных, кто на кухне, кто на постройках, кто по келарне и просто каждый над тем, к чему приставлен. Все сии шествуют путем Божиим, приближаются ко граду великому и чрез смерть введены будут в радость вкушения благ, отложенных любящим Бога.    Добрыми примерами отцев просвещаются обучающиеся подвижническому житию, и непоколебимою верою крепки бывают в трудах своих. Верою святой Досифей совершил течение послушания, без исследования, верно исполняя всякое повеление руководителя своего и безропотно перенося при этом иногда ударения в ланиту, а иногда осмеяния. Верою блаженный авва Кир пятнадцать лет мужественно и юношески переносил побои, насмешки и гонения, как бы не чувствуя гнета неприятностей, и не только не жаловался, но сильно защищал и оправдывал нападавших пред святым отцем, когда он расспрашивал его. Верою Феодор Освященный, за помысл о предстоятельстве, три года нес отлучение от Великого Пахомия, без противления и ропота. Верою собрал зрелый плод послушания тот, что три года терпеливо и с усердием поливал жезл отчий. Верою Акакий, присноживой, иногда синяки имел под очами, иногда следы ударов на ланитах, иногда тот или другой член пораженный, смиренно все терпя и без ропота; и за то сподобился бессмертия. Верою Захария приснопамятный, хотя и Духом Божественным был преисполнен, благодушно терпел раны, но от отца не отлучался. Верою дивный некто реку переплыл, несомый крокодилом. И всякий из чтимых отцев и мужей совершенных оружием веры прошел сквозь огнь и воду искушений лукавого и вошел в область вечного упокоения.    4. Отцы и братие! Если хотите спастись, никакого нет к тому препятствия или преграды. Имеете пред очами неложные примеры спасшихся и спасающихся. На меня не смотрите, но слушайте слово мое: ибо хотя я и грешен, но истину вам говорю и прямой путь показую. Трудитесь же, чада мои, отложив непокорливость и отбросив неверие. Шествуйте со страхом путей заповедей Господних. «Ищите и обрящете, толцыте и отверзется» (Мф.7:7). Это верно знаю, и совершенно убежден в сем. Несите послушания свои безропотно. Трудитесь над повеленным вам без лености. Не будьте неудовлительны, скоры на противоречия и отмщение и продерзы на разорение и пагубу души. Не ищите славы, и найдете ее не только в будущем веке, но и здесь, тотчас, блестяще. Не воюйте между собою и не раздражайте друг друга колкими и оскорбительными словами, по поводу назначения послушаний одному более честных, а другому низших, — и первейшими будете призваны и первей шее получите место в вечных Божественных обителях. А если противно сему будем поступать, противное и найдем, и приидет на всякую душу, творящую зло, ярость и гнев, и посрамление и ныне, и в будущем (Рим.2:8—9). Не буди сего с вами!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Плотью называет надежду некоторых – оправдаться перед Богом только делами закона ( Гал. 3:3 ; сл. Рим. 4:1 ). Плотью или мудростью по плоти называет привязанность коринфских христиан к языческой философии ( 1Кор. 1:26 ). Плотью называет аскетические подвиги, самовольные посты и изнурение тела некоторых еретиков, живших во времена апостольские ( Кол. 2:18–23 ). Из этих примеров видно, что под именем плоти Апостол разумеет не одну только чувственную сторону существа человеческого, но всего человека с его чувственностью, с его умом, со всеми его и чувственными и духовными стремлениями, настроениями, созерцаниями и действиями, несогласными с законом духа Божия. Плоть – то же, что человек душевный, то есть греховный, противополагаемый у Апостола человеку духовному, освященному благодатью Духа ( 1Кор. 1:14 ). Наименование человека плотью не принадлежит исключительно одному Апостолу, но есть общее библейское наименование человека (см., напр., Быт. 4:3 ; Быт. 4:12 ; Пс. 135:25 ; Ис. 15:5 ; Иез. 20:48 ; Иер. 25:31). Если Апостол противопоставляет плоти дух, источное начало всего доброго и святого в человеке, то разумеет не дух человеческий, или не ум человека, но дух жизни во Христе Иисусе, дух Божий, живущий в человеке облагодатствованном ( Рим. 8:2 ; Рим. 8:9 ). О человеческом духе Апостол вовсе не таких высоких понятий. Совесть есть голос ума. Но Апостол находит в жизни людей порочных и лукавых такие состояния, в которых совесть является сожжёною ( 1Тим. 4:2 ), осквернённою ( Тит. 1:15 ), требующею очищения от мертвых дел ( Евр. 9:14 ). Ум, также как и тело, носит в себе свои скверны ( 2Кор. 7:1 ) и, подобно чувственности, или душе и телу, может подвергаться нечистотам и порокам ( 2Фес. 5:23 ; сл. 1Кор. 7:34 ), и требует очищения и обновления (Εф. 4:23; Εф. 12:2). Наконец, проведем и ясное свидетельство Апостола о начале зла. Апостол вполне признает оскверняющую и растлевающую дух силу чувственности, но с тем вместе ясно и определенно свидетельствует, что такое гибельное преобладание чувственности есть не начало, но уже следствие греха, а начало греха или самый грех есть удаление человека от Бога, дошедшее до идолопоклонства и безумного служения твари вместо Творца ( Рим. 1:18–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

15. 1) Убежали от мира; но не убежали от волнений страстных, врагами воздымаемых: внимать надо и противостоять. – Примеры верою явивших чудеса послушания: Досифей, Ананий, Захарий и др. – 3) Идите путем заповедей, несите послушание безропотно, и спасетесь. 17] 1) Хотя убежали мы от всего житейского и как в пристань вступили, прияв священную схиму нашу: но все же мы пребываем в мире сем, как на море, не зная, когда подымется против нас бурный ветр диавольский, покушаясь погрузить во глубину ладьи души нашей, где и как встретим пиратов мысленных, на какие подводные камни страстей набежим незаметно, и как во все время жизни своей без крушения совершим наше от земли на небо плавание. Посему внимать надлежит, чада мои, и беречься, бодрствовать и наблюдать, и прозревать приражения бесовского вселукавства, чтоб не неготовыми противостать внушению страсти, отвратить ее нападение и безбедно продолжать свое плавание, держа руль веры нашей. 2) Добрыми примерами отцов просвещаются обучающиеся подвижническому житию, и непоколебимою верою крепки бывают в трудах своих. – Верою св. Досифей совершил течение послушания, без исследования, верно исполняя всякое повеление руководителя своего и безропотно перенося при этом иногда ударения в ланиту, а иногда осмеяния. Верою блаженный авва Кир пятнадцать лет мужественно и юношески переносил побои, насмешки и гонения, как бы не чувствуя гнета неприятностей, и не только не жаловался, но сильно защищал и оправдывал нападавших пред святым отцом, когда он расспрашивал его. Верою Феодор освященный за помысл о предстоятельстве три года нес отлучение от Великого Пахомия, без противления и ропота. Верою собрал зрелый плод послушания тот, что три года терпеливо с усердием поливал жезл отчий. Верою Акакий присноживой иногда синяки имел под очами, иногда следы ударов на ланитах, иногда тот или другой член пораженный, смиренно все терпя и без ропота; и за то сподобился бессмертия. Верою Захария приснопамятный, хотя и Духом Божественным был преисполнен, благодушно терпел раны, но от отца не отлучался. Верою дивный некто реку переплыл, несомый крокодилом. И всякий из чтимых отцов и мужей совершенных оружием веры прошел сквозь огнь и воду искушений лукавого и вошел в область вечного упокоения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

(«Демон» Лермонтова в его «древние родичи»). Здесь автор, в целях «театизирования пола», не только уже сетует на подвижников и монахов за то, что они исказили христианство, но и самое христианство ставит гораздо ниже языческих религий, особенно религий культа Милитты и Астарты, т.е. культа грубого сладострастия и разврата, потому что эти религии были «реальные, романтические в противоположность только моральной, какую мы знаем теперь», т. е. в противоположность христианской (см. ст. «Русск. Вестн.» Сент. 1902 г.). Проще говоря, языческие религии были выше потому, что они освящали и обожествляли как бы всю жизнь человека во всех ее проявлениях, и особенно тех, которые являются самым жизненным нервом плотской стороны жизни человека, а христианство стремится поднять человека выше этих только физических запросов жизни и одухотворить эту жизнь. Г. Розанов жалеет, что эти уже слишком реальные религии язычества продолжались только до начала новой христианской эры; сетует на то, что «категория правды» теперь началась «с покойника», а не с плотской любви. Он не прочь, кажется, снова восстановить этот прежний «культ плоти», уже освященный действительной жизнью, но только отвергаемый христианством, он настойчиво рекомендует реформировать христианство, как не удавшееся. Где же, однако, причина такого якобы странного уродства жизни и странного взгляда на себя, свою жизнь, в историческом христианстве, да откуда же явился и аскетический, характер христианства? Об этом, к сожалению, искатели «нового пути» почти не говорят, считая как будто достаточным голословное утверждение, что аскетизм в его историческом явлении есть своего рода хронический недуг, вроде перемежающейся лихорадки, или странное непонятное явление чисто психопатического характера. Но ведь это так же мало объясняет причины данного явления, как одно констатирование факта перемежающейся лихорадки – ее причину, и должно бы вызвать серьезный вопрос о причинах данного явления. Но, опуская исследования причин такого явления в христианстве, как его аскетический характер, и признавая «а приори» это искажением христианства и сетуя на это, они рисуют нам перспективу своего нового христианства и жизни по Христу в противоположность наличному характеру так называемого исторического христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010