И наконец, последний пример «интерполяции» православных. Это цитата свт. Кирилла: «Что имел Бог от начала, то всегда имеет и будет иметь до бесконечности, как сказал блаженный Кирилл в толковании на книгу Бытия: бойся Его, говорит он, по любви, а не по имени жестокого, Ему приданном» . До недавнего времени пример этой «интерполяции» считался самым надежным, так как источник цитаты был идентифицирован Феодору Мопсуестийскому в сирийской рукописи BL add. 17,217 из монофизитского монастыря Deiral-Suriani в Египте. Однако Вячеслав Фоминых в своей работе «Жизнь и творения преподобного Исаака Сирина» определённо показал неоднозначность такой идентификации. В этой безымянной рукописи присутствуют фрагменты толкования на Бытие (без авторства), сразу за которым следуют фрагменты различных поучений свт. Кирилла Александрийского . Странно, что два столь известных, враждебных друг другу автора помещены были в одну рукопись. Тем не менее в науке предпринята такая отчаянна попытка атрибуции безымянных текстов . Однако, даже в светской науке присутствуют сомнения в верности атрибуции всех этих фрагментов Феодору Мопсуестийскому . Также по замечанию П. Гурьева в этой сирийской рукописи в фрагментах приписываемых Феодору содержатся мнения, которых он придерживаться не мог . Этот факт приводит Гурьева к выводу, что эта рукопись повреждена. Следовательно, по нашему мнению, фрагменты толкований на Битие, как и сама рукопись, имеют компилятивный характер, что ставит под большой вопрос и верность атрибуции определённых фрагментов. Поэтому, наш взгляд, поспешно говорить об однозначной атрибуции этой цитаты Феодору Мопсуестийскому; этот вопрос требует дальнейшей исследовательской работы. На этом мы заканчиваем обзор интерполированных, как полагают, цитат Феодора Мопсуестийского. В предыдущей статье нами было показано, что прп. Исаак и Феодор находятся между собой в серьезном разногласии по всем ключевым богословским вопросам. Настоящий обзор подтверждает наше предположение, что интерполяции, связанные с именем и цитатами Феодора, сделали несториане с целью адаптации корпуса творений прп. Исаака Сирина в своей среде.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Может быть, игумен Василий и ходатайствовал за студитов перед папой, но более существенного ничего не мог предпринять в пользу их дела, вероятно, потому, что о последнем в Риме не имели ясного представления, так как от патр. Никифора не получали никаких извещений ни о вступлении его на патриаршую кафедру, ни о соборе 809 года. Император был против сношений с римским папой 204 , хотя вообще сторонники пресвитера Иосифа частным образом обращались к папе за поддержкой, причём препод. Феодора и всех студитов представили схизматиками, отщепенцами, незаконно отделяющимися от патриарха и императора, несправедливо требующими против последних суда папы, и даже не вполне православными в отношении догматов 205 . Само собой понятно, что от решительного суждения о мэхианском вопросе папа при таких обстоятельствах считал нужным воздерживаться, что доставляло большое огорчение препод. Феодору. Не меньшее огорчение доставляли препод. Феодору и те многочисленные иноки Византии и игумены монастырей, которых он называет «ночными почитателями Бога» и которые не видели смысла в противодействии собору 809 года 206 . Впрочем, чем уже становился круг союзников студийского игумена, тем твёрже защищал он своё дело и тем более это доставляло беспокойства императору, который в последние годы своего царствования, занявшись вопросом о преобразовании фискальной системы империи, обложил тяжёлыми государственными налогами между прочим все церковные и монастырские имущества и потому стал ненавистен всей Церкви византийской 207 . Император желал и искал случая примириться со студийским игуменом. В 811 году, отправляясь на войну против болгар, он прислал к Феодору Студиту послов с предложением мира, но преп. Феодор мира не принял, так как не мог согласиться с мнением собора 809 года по спорному вопросу 208 . В битве с болгарами 26 авг. 811 г. Никифор был убит и престол перешёл к его сыну Ставракию, который, однако, через два месяца почувствовал себя неспособным к управлению государством вследствие ран, полученных на войне, и, приняв монашество, удалился в монастырь. На императорском престоле утвердился куропалат Михаил Рангаве, зять Никифора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Противниками Аполлинария и представителями другого течения в христологии стали Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуестийский, учившие о сосуществовании во Христе двух отдельных самостоятельных природ, которые соотносятся следующим образом: Бог Логос вселился в человека Иисуса, Которого Он избрал и помазал, с Которым «соприкоснулся» и «сжился». Соединение человечества с Божеством, согласно Феодору и Диодору, было не абсолютным, а относительным: Логос жил в Иисусе как в храме. Земная жизнь Иисуса, по Феодору, есть жизнь человека в соприкосновении с Логосом. «Бог от вечности предвидел высоконравственную жизнь Иисуса и в виду этого избрал Его органом и храмом Своего Божества». Поначалу, в момент рождения, это соприкосновение было неполным, но по мере духовного возрастания и нравственного совершенствования Иисуса оно становилось полнее. Окончательное обожествление человеческой природы Христа произошло уже после Его искупительного подвига. В V веке ученик Феодора Несторий, патриарх Константинопольский, вслед за своим учителем, сделал резкое различие между двумя природами во Христе, отделив Господа от «образа раба», храм от «живущего в нем», Вседержителя Бога от «споклоняемого человека». Несторий предпочитал называть Пресвятую Деву Марию Христородицей, а не Богородицей на основании того, что «Мария не родила Божество». Волнения в народе по поводу термина «Богородица» (народ не хотел отказываться от этого освященного традицией именования Святой Девы), а также острая критика несторианства святым Кириллом Александрийским привели к созыву в 431 году в Ефесе III Вселенского Собора, сформулировавшего (хотя и не окончательно) учение Церкви о Богочеловеке. Ефесский собор осудил учение Нестория и признал правильным учение святого Кирилла Александрийского о «соединении» двух природ во Христе. Согласно этому учению, в воплощении Бог усвоил Себе человеческую природу, оставшись при этом Тем, Кем был: то есть будучи совершенным и всецелым Богом, Он стал полноценным человеком. В противовес Феодору и Несторию святой Кирилл постоянно подчеркивал, что Христос – одна нераздельная личность, одна ипостась. Таким образом, отказ от термина «Богородица» означает отрицание тайны боговоплощения, потому что Бог Слово и человек Иисус – одно и то же Лицо: «Мы научены от Божественного Писания и Святых Отцов исповедовать Одного Сына, Христа и Господа, то есть Слово от Бога Отца, Рожденное от Него прежде веков, образом неизреченным и подобающим только Богу, и Его же в последние времена нас ради Рожденного от Святой Девы по плоти, и так как она родила Бога Вочеловечевшегося и Воплотившегося, то именуем ее Богородицей. Один есть Сын, Один Господь Иисус Христос и до воплощения, и после. Не было двух различных сынов: одного Слова от Бога Отца, а другого – от Святой Девы. Но веруем, что Тот же Самый предвечный и по плоти от Девы рожден». Христос веры: соединение двух природ

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

Не радостно было Феодору видеть такой исход дела, на которое он без сомнения полагал не малые надежды, но по крайней мере церковь Русская теперь ограждена была мирным договором Витовта, и надо было пользоваться хоть этим до поры, до времени. Чтобы не раздражать врагов, блаженный Феодор даже пошел, около этого времени (1410), в поход с королем Ягеллом против немецких рыцарей-крестоносцев, которые делали постоянные набеги на Литовскую землю, чтобы насильно крестить жмудов в римскую веру. В известной, замечательной битве под Грумвальдом преподобный Феодору, вместе с другими начальниками отрядов, поручено было охранять самую особу Ягелла, и без сомнения блаженный князь не мало содействовал здесь успехам победы. Между тем на Волынь, и в особенности к Феодору, все чаще и чаще начали доноситься нерадостные вести из Чехии. Вот латиняне засудили Гуса и сожгли его на костре; такая же участь постигла вскоре и его другого последователя Иеронима Пражского. Судьба этого последнего, тем более поразила православных обывателей Литвы и Волыни, что не за долго пред этим (апрель 1412 года), он сам был на Литве в Витебске с Витовтом и здесь торжественно засвидетельствовал свою любовь к православной вере, предпочетши поклониться мощам и иконам русским, а не латинским, с которыми латиняне вместе с православными выходили встречать Витовта. В Чехии почти весь народ поднялся на защиту учения своих излюбленных учителей, и в память славного Гуса его последователи начали называться гусситами. Но больше всех были озлоблены против латинян гусситы, которые поселились близь Праги на горе Таборе и взяли к себе начальником знаменитого Пражского гражданина Яна Жижку. Они скоро сделались грозою врагов своих под названием таборитов, и так были уверены, что Жижка ведет их к победе, что даже по смерти его сняли с него кожу и натянули ее на барабан, чтобы раскатами этого барабана, как бы голосом самого Жижки призывать сражающихся к бою и торжеству. К довершению несчастия умер тогдашний король Чешский Вячеслав (1419), и ему наследовал немецкий император Сигизмунд, который по наущению папы, решился употребить все возможные средства, чтобы сразить не покорных и утопить в крови учение Гуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Однажды случилось, что святого посетил некий клирик Асийской церкви 7276 , проходивший мимо. Сей последний, услыхав его учение о православной вере, немедленно отвергнул иконоборческую ересь и поклонился святым иконам. Вернувшись домой, – он не пожелал иметь общения со своим епископом – еретиком. Он увещевал и другого клирика, своего друга, обратил его к православию и отвратил от общения с еретиками. Епископ, узнав, что Феодор является виновником означенной перемены его клириков, сообщил о сем в письме царю, жалуясь на Феодора. Царь же снова повелел Асийскому полководцу подвергнуть Феодора жесточайшим побоям. Воевода отправил одного из своих подчиненных, с приказанием дать Феодору пятьдесят ударов. Когда же сей последний, пришедши к Феодору, сообщил блаженному о причине своего прихода, то Феодор снял пояс и одежду, добровольно подставляя свои плечи для ударов и говоря: – Для меня вожделенно было бы с сими ранами совлечься и самого тела, дабы скорее отойти обнаженною душою к Господу. Он же, устыдившись святого, поклонился ему, прося прощения, и ушел. Потом пришел иной посол от царя, по имени Анастасий, весьма жестокий и немилостивый. Избив святого своими руками и нанесши ему до ста ударов, он заключил его в темницу. Также он поступил и с его учеником, по имени Николай , который всегда следовал за своим наставником и был участником его страданий; избивши Николая, Анастасий запер и его вместе с Феодором, причем отдал приказание стражам, дабы они строго содержали их в суровых лишениях, – и удалился. Нельзя и передать словами того, какую скорбь претерпел преподобный в сем темном затворе. Его плоть, истощенная от поста и иноческих подвигов, стала гнить и издавать смрад. К тому же и самая темница была наполнена нечистотою и пылью. В течение зимы преподобный замерзал в ней от стужи, так как не имел даже необходимого одеяния, но лишь одно худое рубище. Летом же он истаявал от зноя, так как ветер ниоткуда не проникал в темницу и не освежал ее. При этом, в темнице было безмерное множество нечистых насекомых и гадов. Да и стража, получивши приказание с угрозою, стала относиться к нему жестоко и немилосердно. Она обижала и укоряла его, называя безумцем и врагом царя. В оконце бросали Феодору и его ученику лишь по небольшому ломтю хлеба и подавали немного воды, и то не всегда, но чрез день или чрез два, иногда же по прошествии многих дней, – и так морили их голодом и жаждою. И сказал преподобный Феодор ученику своему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но Христос посрамит намерение его . Ибо о нем написано: «Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает» (A bb . 2, 5) . Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих». 6. Спрошенный кем–то, кто такие [гонители] из [нашего] рода, [Феодор] ответил: «Презренные ариане». Сказав это, он опять сел под финиковую пальму. И так случилось, что я, покинув незадолго до этого место, где раньше сидел, оказался далеко от [аввы]. Между тем, как монашествующие разговаривали между собой на своем языке , некто по имени Елу–рион — муж, облеченный во Христа, — сказал мне на греческом: «Встань и спроси человека Божия, когда эти [события] произойдут». Увидев же, что я боюсь и трепещу, он добавил: «Не бойся. Он весело смотрит на тебя, поощряя [взором]. Поэтому, встань и спроси». Я же, благоговея перед сединой мужа, еще более засмущался. Увидев же, что служитель Божий Феодор повернулся к блаженному старцу Елуриону и ко мне, я, подталкиваемый Елу–рионом, встал. Улыбаясйг, Феодор повелел Феодору Александрийцу переводить и через него сказал мне: «Говори, что хочешь, зная, что ты подобен молодому вину, недавно выдавленному из винограда». И хотя я еще был объят великим страхом, все же спросил: «Когда это будет?» Феодор ответил: «Ты разве не читал еще Божественных Писаний? Написано, же: «Глас есть дожд–невнаго хождения» (3 Цар. 18, 41). И я тебе говорю: глас есть хождения предсказанных событий. Ты увидишь их и испытаешь в них как тягостное, так и приятное. Ибо многим душам Бог явит милость Свою . И сначала прекратится гонение, воздвигнутое на церкви язычниками, а затем и гонение, начатое [людьми из нашего] рода». 7. И когда все устремили взоры на меня, святой Феодор, встав, повелел всем заняться молитвой. А меня, взяв за руку, передал учителям и руководителям — Феодору Александрийцу и некоему Ав–сонию, вторствующему при нем . Авсонию он сказал: «Торопи его изучать Божественные Писания. Ибо он не останется в монастыре, но будет служителем Церкви Божией» . Они приняли меня и ввели в дом, в котором обитали под их руководством двадцать монахов–греков . Когда они сели, то каждый [из монахов] был спрошен, что помнит он относительно вопросов, предложенных святому Феодору, и его ответов. И выслушав все, что каждый из двадцати, а после них — Авсоний и Феодор Александриец, припоминали и рассказывали, я слагал это в сердце своем (см.: Лк. 2, 19), а потому и сумел запомнить то, что написал. Феодор Александриец же, спрашиваемый мною, тотчас же изъяснял мне смысл того, что Феодор Великий говорил каждому из вопрошавших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова Публикуемое здесь послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору от июня 1378 г. является вторым его κ ним посланием. Первое, краткое, он написал на двадцать дней раньше, 3 июня, находясь на пути в Москву и извещая об этом своих корреспондентов. Их встреча не состоялась. Великий князь Дмитрий Иванович перехватил митрополита и выдворил его из Москвы. Послание от 23 июня написано сразу после этнх событий. Из него мы и знаем, чем обернулась для Киприана его попытка утвердиться в Москве вопреки воле князя. Β 1375 г. Киприан был поставлен в митрополиты Киевские и всея Руси Константинопольским и вселенским патриархом Филофеем, стремившимся κ тому, чтобы сохранилось церковное единство Великой и Малой Руси, бывшее в то время под угрозой (Великой Русью владели татары, а Малая находилась во власти Литвы и Польши). Еще жив был митрополит Алексей, и Киприан должен был до его смерти пребывать в подвластном Литве Киеве, а затем переехать в Москву и тем самым объединить западную и восточную части митрополии всея Руси. Но великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович видел в Киприане сторонника своих врагов, литовских князей. После смерти митрополита Алексея (февраль 1378 г.) князь сделал наместником митрополичьего престола своего духовного отца и печатника попа Митяя, получившего в монашестве имя Михаила. Игумены Сергий и Феодор были сторонниками Киприана. И Киприан, направляясь летом 1378 г. из Киева в Москву, рассчитывал с их помощью овладеть занятым Митяем-Михаилом престолом. Неудача не сломила воли Киприана, ο чем свидетельствует публикуемое здесь послание. Киприан прибег κ перу как κ средству борьбы за свои права. Это послание – уже не частное письмо, но публицистическое произведеиие, рассчитанное на прочтение – наряду с его непосредственными получателями – широким кругом заинтересованных читателей. Главная его цель – разоблачение незаконности действий Митяя и защита собственных прав. Для обоснования своей правоты Киприан привлекает и цитирует целый ряд церковно-канонических правил. Β его послании много также живых эмоциональных описаний того, что он сам только что претерпел; элементы автобиографии, описания перенесенных страданий встречаются также в Киприановской редакции Жития митрополита Петра, в этом Киприан выступает прямым предшественником протопопа Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12/25 ноября 1904. Пятница. О. Павел Морита пишет, что в Фукуцияма уже 315 наших военнопленных, в том числе 27 унтер-офицеров; православных 249, католиков 40, евреев 26. Певчих для богослужения составилось 16 человек, есть и регент. 13/26 ноября 1904. Суббота. Фельдфебель Гавриил Мишин из Маругаме пишет, что там военнопленные с восторгом приняли мысль занять Рождественские праздники публичными чтениями, и устроят их; будут чтения религиозные, русскоисторические и из описания путешествий, а в антрактах пение. Просят «Путешествий» – что я и предлагал им. Конечно, пошлю. 14/27 ноября 1904. Воскресенье. Написал в Россию к о. Феодору Быстрову в ответ на его сообщение, что обер-прокурор К. П. Победоносцев , по докладу директора Хозяйственного управления П. И. Остроумова, велел препроводить сюда много книг для наших военнопленных. Послал о. Феодору 2 экземпляра перевода «Истории Христианской Церкви» Е. Смирнова для передачи ревизору при Святейшем Синоде П. И. Нечаеву , просившему этот перевод для автора. Написал еще о. Иоанну Демкину, прося похлопотать у его прихожан о пожертвовании книг для военнопленных. Вечером мы с Павлом Накаи вместо перевода Октоиха держали в первый раз корректуру Евангелия с указанием церковных чтений, начатого печатанием. Корректурой заведуют Акила Кадзима и И. Судзуки; мы держим окончательную. 15/28 ноября 1904. Понедельник. В Нагоя перевели 220 военнопленных нижних чинов из Мацуяма. Значит, теперь уже в пяти городах они: Мацуяма, Маругаме, Химедзи, Фукуцияма и Нагоя, и надо озаботиться доставлением священника для Нагоя, каковым будет о. Симеон Мии, просящийся на это дело, снабжением военнопленных там иконами, книгами и прочим. С помощью Божьего, все исправим. 16/29 ноября 1904. Вторник. Похоронили сегодня Феодору, жену дворника Василия Такеда, 25 лет находившуюся при Миссии, первоначально служанкой бывшей здесь Марии Александровны Черкасовой. Царство Небесное! 17/30 ноября 1904. Среда. Сегодня открытие осенних заседаний здешнего Парламента. Как старались к этому дню взять Порт-Артур, и с каким дух захватывающим нетерпением вся Япония ждет этого вожделенного события! И все еще ожидания тщетны. Бог весть, долго ли еще продержится эта геройская крепость; но помощь ей и от Балтийского флота, и от Куропаткина еще далека, а сил много ли осталось у нее?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

разрешения напечатать сии рукописи во избежание на будущее время повреждения их переписчиками. Московский комитет препятствий к напечатанию не имеет. Святейший Синод 25 мая 1870 года за 609, «не встречая препятствий к напечатанию одобренных духовной цензурой рукописей», разрешил их напечатать. Дело о разрешении к напечатанию акафиста свтт. Феодору и Иоанну Суздальским началось в конце 70-х годов. В 1879 году на имя преосвященного Феогноста, епископа Владимирского и Суздальского, благочинный города Суздаля прот. Богородице-Рождественского собора Александр Кротков подал следующее прошение: «Благочестивые почитатели угодников Божиих Феодора и Иоанна, епископов Суздальских, чудотворцев, нетленно в Суздальском соборе почивающих, обращаясь к ним с молением, многократно заявляли мне желание слышать при молебных пениях и акафистное святителям чтение. В настоящее время один из усердных почитателей оных святителей, внемля общему голосу благочестивого желания слышать при молебном пении у мощей святителей и акафистное им чтение, составил таковое и просит их принять его к употреблению». Резолюцией преосвященного Феогноста на этом прошении разрешено было прот. Кроткову представить акафист свтт. Феодору и Иоанну в цензурный комитет. От 19 октября 1879 года акафист был представлен в цензурный комитет и затем возвращен автору для исправления. Как на недостаток рукописи было указано цензурой на «немногосодержательность» акафиста «вследствие скудости исторических сведений об ублажаемых в акафисте епископах». 25 июня 1881 года прот. А. Кротков снова обратился с прошением о разрешении к печати исправленного акафиста в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. 14 июля 1881 года за 528 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет доносил Святейшему Синоду: «Суздальского Богородице-Рождественского собора протоиерей Александр Кротков с разрешения Преосвященного Феогноста, епископа Владимирского и Суздальского, представил в комитет рукопись «Акафист святителям Феодору и Иоанну, Суздальским чудотворцам», составленный одним из усердных почитателей святителей с просьбой о рассмотрении к напечатанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

На месте же сгоревшей пустынной келлии о. Леонид с о. Клеопой озаботились построить новую келлию. Впрочем, им недолго пришлось пожить в ней. Вероятно, и к ним, как к о. Феодору, ходили за советами мирские посетители и братия, что, как выше замечено, не нравилось новому о. настоятелю. Потому со стороны его последовал об этом преосвященному Досифею донос. А Владыка, желая успокоить о. настоятеля, приказал о. Леониду уже и поневоле выйти из Белобережской пустыни, сказав, что «два волка в одной берлоге не живут». Таким образом, побуждаемые необходимостью, а вместе и желая жить несколько поближе к своему духовному наставнику и другу о. Феодору, о. Леонид с больным о. Клеопой, в сопровождении монаха Амфилохия (ученика о. Леонида), в 1811 г. переселились на жительство в Валаамский скит, куда в следующем 1812 г. удалось перейти из Палеостровской пустыни и самому старцу Феодору. Обстоятельства, как видим, слагались обычным порядком, но все невидимо управлялось и устроялось премудрым Промыслом Божиим к пользе избранных рабов Его. Семья пустыннолюбцев неожиданно собралась воедино. О. Леонид и о. Клеопа, сблизившись на Валааме с о. Гавриилом, наконец имели утешение соединиться и с гонимым за правду старцем о. Феодором. – Впрочем, гонение это было вследствие недоразумения Палеостровского о. настоятеля. В жизнеописании старца о. Феодора читаем: «Довольно сказать, к славе Имени Божия и к чести виновника временных скорбей Феодора (в Палеостровской пустыни), что он (виновник) пять часов от глубины сердца сокрушенного, повергшись к стопам больного Феодора, за 25 дней до смерти его, проливал пред ним слезы раскаяния и умиления и простился с ним при смерти, как искренний друг и благодетель». 1 В прежних изданиях жизнеописания старца иеромонаха Леонида сказано, что он в должности купеческого приказчика делал часто большие и дальние разъезды. Но это ошибка, по замечанию Киево-Печерского иеросхимонаха Антония, ближайшего ученика старца о. Леонида. 2 Впрочем, Калужская епархия в то время еще не была самостоятельная. Она входила в состав Московской епархии и получила самостоятельность только в 1799 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010