Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ (ЯНОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодосий (Яновский) (ок. 1650-х - 1726 ) монах , б. архиепископ Новгородский и Великолуцкий В миру Яновский Феодор Михайлович, родился около 1650-х годов в Смоленской губернии. Происходил из польской шляхты. Образование получил в Киево-Могилянской академии . Периодом его обучения считаются 1663 - 1676 годы. Неизвестно, продолжал ли он образование за границей по примеру своих сверстников. Впоследствии он не обнаруживал особой учености, но считался человеком образованным. Был рясофорным послушником Симонова монастыря . За " клевету " на Симоновского архимандрита Варфоломея (это была простая жалоба на суровость Варфоломея) Феодосий попал в число нарушителей монашеской дисциплины, был послан в оковах в Троицкий монастырь . При Иове Новгородском Троицкий архимандрит Иов принял в нем участие, освободил от оков и приблизил к себе. В 1697 году, став митрополитом Новгородским , Иов взял Феодосия с собой. Митрополит Иов умел ценить людей образованных, отличавшихся деловыми качествами, и потому Феодосий при нём сразу пошёл в гору. С 1701 года он был игуменом одного из Новгородских монастырей, а в 1704 году стал архимандритом Хутынского монастыря - ближайшим помощником Новгородского архиерея. Феодосий сделался известным царю Петру I , часто проезжавшему мимо Новгорода; между ними установились близкие отношения. Вероятно царь также оценил в Феодосии административные таланты, любовь к просвещению, что дало последнему доступ к государю. 27 октября 1704 года Феодосий, минуя митрополита Иова, уже писал прямо к царю, жалуясь на келаря Венедикта. Духовный судья в Ингерманландии В 1708 году митрополит Иов послал архимандрита Феодосия в Москву за типографией Симеона Полоцкого . В Москве Феодосий увиделся с царем и был назначен " духовным судьей " в Санкт-Петербург для заведывания церковными делами вновь завоеванных городов: Ямбурга (ныне Кингисепп ), Нарвы , Копорья , Шлиссельбурга . Митрополит Иов был только уведомлен о новом назначении своего архимандрита и должен был благословить его на новое служение, дав ему инструкцию относительно практической деятельности.

http://drevo-info.ru/articles/18852.html

Житие Кирилла Белозерского Кирилл Белозерский (ум. 1427 г) — один из самых выдающихся святых Древней Руси. Кириллу Белозерскому принадлежит один из самых авторитетнейших уставов Руси. Основанный Кириллом Белозерским монастырь — колыбель заволжского монашества. Кирилл Белозерский был образцом для киновийного монашества, нестяжательства (которое впрочем в его монастыре было нарушено сразу после его смерти). Кирилл Белозерский происходил из боярской семьи (так обычно пишут в его жизнеописаниях, в сущности, можно говорить только о том, что боярином был его опекун). Кирилл Белозерский решил принять постриг довольно поздно — в 43 года (под влиянием преп. Стефана Махрищского). Кирилл Белозерский несколько раз беседовал с Сергием Радонежским. Отличался особой суровостью и трудолюбием. «Житие Кирилла Белозерского» Пахомия Серба — одно из лучших произведений древнерусской литературы. Кроме своих литературных достоинств «Житие Кирилла Белозерского» ценно тем, что основано на свидетельствах очевидцев. Е. Г. Водолазкин и Г. М. Прохоров пишут о «Житии Кирилла Белозерского» Пахомия Сербы: «Житие Кирилла Белозерского — один из немногих рассказов ο святых, написанных Пахомием впервые, по словам «самовидцев», а не путем редактирования или дополнения чужих произведений. Единственным письменным источником послужила ему в данном случае Духовная грамота Кирилла, включенная им в Житие с некоторыми пропусками и поправками.Главными информаторами автора в Кирилло-Белозерском монастыре были ученики Кирилла: тогдашний игумен монастыря Кассиан (1448—1465 и 1466—1470 гг.) и Мартиниан Белозерский. Мартиниана Пахомий отмечает как наиболее полно и связно рассказавшего ему ο своем учителе. Так что достоинства Жития Кирилла, его содержательность и занимательность, в большой мере — заслуга Мартиниана, «с юного возраста жившего с Кириллом и хорошо знавшего ο святом».Состоя из более чем сорока рассказов, Житие Кирилла представляет собой самое большое из произведений Пахомия и — несмотря на неизбежную для этого жанра стилизацию и типизацию лиц и событий — самое насыщенное конкретными историческими сведениями, обстоятельствами и именами. Здесь гораздо подробнее, чем в других житиях, говорится ο молодости святого, ο периодах его жизни, об окружавших его людях — его родственнике-воспитателе Тимофее Васильевиче, жене того Ирине, игумене Стефане Махрищском, преподобном Сергии Радонежском, племяннике того Феодоре Симоновском, Михаиле Смоленском, Ферапонте Белозерском и других.Похоже, что ученики Кирилла, в том числе Мартиниан, совсем немного знали ο светском периоде жизни своего учителя. Возможно, Кирилл не любил в старости рассказывать ο своей молодости. Но, может быть, агиограф Пахомий остерегался, как бы конкретные подробности житейско-исторического плана не повредили чистоте жанра жития, призванного повествовать ο вечном, надприродном в жизни человека, а не ο превратностях его бытия. Как бы то ни было, в Житии оказалось очень мало сведений ο первой половине долгой жизни Кирилла.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Часть 2 21.09.2006 719 Время на чтение 15 минут Святитель Киприан Но вернемся опять к тому моменту, на котором мы прервали наше повествование. Великий князь хотел видеть на московской кафедре своего ставленника - архимандрита Михаила. Он даже думал, было, утвердить Михаила-Митяя, в обход Константинопольской патриархии, прямо в Москве, причем в звании митрополита уже не Киевского, а Великой Руси. Но канонически осуществить это не удалось, и Митяй поехал рукополагаться в Константинополь, где к этому времени не было уже патриарха Филофея, а был его антипод по убеждениям патриарх Макарий. Туда же поехал и Киприан, причем показательно, что поехал другим путем, нежели Митяй, видимо, зная, что его Мамай не пропустит. В пути Киприан написал и отправил несколько писем игуменам Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. В этих посланиях он упрекал москвичей, что они не сумели поддержать своего законного митрополита в конфликте с князем и, описывая свои злоключения, выражал возмущение поведением князя, но при этом писал, что почитает его как великого князя всея Руси и молится о нем и его семействе. По пути в Константинополь Киприан заехал в Болгарию, в свой родной город Тырново. О том, как его там встречали, очень красочно вспоминается в " Похвальном слове Киприану " , которое было произнесено уже после смерти святителя его племянником Григорием Цамблаком. Григорий, видимо, еще мальчиком присутствовал при этом событии, и впечатление от этого торжества осталось у него на всю жизнь. В " Похвальном слове " говорится о том, как тогда, в 1379 году, буквально весь город вышел встречать своего знаменитого земляка: " Мужчины и женщины, богатые и бедные, старики и дети, здоровые и больные - все стремились коснуться его священных одежд, его ноги или руки, а кто не успевал, оставались в отдалении и издалека принимали от него благословение, и исцеление, и духовное восхищение " . А дальше происходят события, поистине достойные приключенческого романа. Претенденты на престол митрополита всея Руси решительно направились в Константинополь. Когда ставленник великого князя Димитрия, Михаил-Митяй, пересек Черное море и уже приближался к виднеющемуся вдали Царьграду, он прямо на корабле заболел и внезапно умер. Сопровождающая его свита с изрядной митрополичьей казной пребывала в полной растерянности. Однако, посовещавшись, они решили не возвращаться в Москву без митрополита, а быстро избрать из сопровождавших Митяя клириков другого кандидата. После бурных дебатов был избран переяславский архимандрит Пимен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Кирилл Белозерский, преподобный, основатель Кирилло-Белозерского монастыря ныне в городе Кириллове, род. около 1337 г., скончался 9 июня 1427 г. В мире прозывался Косма и по происхождению принадлежал к высшему московскому классу. Рано оставшись сиротою, он провел свою молодость в должности казначея своего родственника (окольничего великого князя Димитрия Донского) Тимофея Васильевича Вельяминова. Частые посещения московских монастырей укрепили Косму в решимости принять монашество. После одного из посещений боярского дома преп. Стефаном Махрищеким, он (до 8 сентября 1380 г.) был облечен в рясофор и вступил затем в братство Московского Симонова монастыря, славившегося в то время строгостью своего общежительного устава. Здесь, после испытания, постриженный в иноки преп. Кирилл провел 9 лет в хлебне, поварне и прочих службах, находясь под руководством старца Михаила, впоследствии Смоленского епископа, и пользуясь советами преп. Сергия Радонежского. Возведенный в сан иеромонаха, он по удалении Симоновского архимандрита Феодора на Ростовскую архиепископию, был избран на его место, но в этом сане оставался недолго (около 1388–1390 гг.). Недовольный нарушением старых строгих порядков монастырской жизни Кирилл уступил свое место другому (Сергию Азакову), а несколько позже преследования со стороны нового игумена принудили его и удалиться из Симонова в старый монастырь Рождества Пречистой (иначе в «Старое Симоново», недалеко от нового Симонового монастыря), где у него и явилась мысль «далече от мира уединиться». Узнав от своего сподвижника по монастырю преп. Ферапонта (впоследствии основателя Белозерского Ферапонтова монастыря), возвратившегося с Белаозера, что там есть места, удобные «для безмолвия», он в сопровождении преп. Ферапонта отправился в Белозерскую страну и здесь в 1397 г. на берегу Сиверского озера, верстах в 7 от Шексны, положил начало общежительному монастырю во имя Успения Богородицы, – впоследствии сделавшемуся известным под именем Кирилло-Белозерского; игуменом этого монастыря он и состоял около 30 лет до самой своей кончины. Первоначально он поселился в нынешней «Ивановской» половине монастыря. Здесь на склоне холма он водрузил деревянный крест, устроил вместе с преп. Ферапонтом самый простой шалаш, а затем выкопал в земле келлию. Преп. Ферапонт вскоре удалился и впоследствии основал особый монастырь, Кирилл же на том месте соорудил небольшую избушку, сохранившуюся до наших дней; она служила ему, вероятно, келлией, хотя обыкновенно ее называют часовнею. Впоследствии он перенес свое место жительства несколько на запад и поставил здесь при содействии пришлых рабочих деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, келлии, трапезу и другие служебные постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ († после 1392), прп. (пам. 19 янв., 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, инок Троице-Сергиева мон-ря ( Троице-Сергиева лавра ), ученик и собеседник прп. Сергия Радонежского. Основными источниками его биографии являются Житие прп. Сергия и службы ему, сохранившиеся в неск. редакциях. М. был младшим современником прп. Сергия. Происхождение М., обстоятельства и время его прихода в обитель неизвестны. В число первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря агиограф Пахомий Логофет его не включает. Поэтому можно предположить, что М. оказался в обители после 1354 г., когда прп. Сергий стал ее настоятелем. В 70-х гг. XIV в. М. уже считался достаточно авторитетным монахом Троице-Сергиева мон-ря; так, в личной беседе он называл прп. Исаакия Молчальника «чадо» ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 361). В 1-й Пахомиевой редакции Жития прп. Сергия (по Б. М. Клоссу) сохранились сведения о чудесах и видениях, имевших место в обители. Согласно одному из них, во время богослужения в Троицкой ц. прп. Исаакий Молчальник «приник» в храме за «малыми дверьци». Он стал свидетелем того, как преподобным Сергию, его старшему брату Стефану Радонежскому и сыну последнего свт. Феодору Симоновскому сослужил некий священник («незнаема и цветяше образа его красота»). Этим наблюдением прп. Исаакий поделился с М., и тот сообщил, что имел то же видение. М. высказал предположение, что это священник, к-рый приехал в Троице-Сергиев мон-рь вместе с князем боровским и серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым. Поскольку обитель перешла под покровительство этого князя в 1372 г., можно предположить, что видение Исаакию и М. было в 1372 - кон. 1377/февр. 1378 г., причем их разговор мог состояться до того момента, когда Исаакий взял на себя обет молчальничества. Монахи ничего не смогли увидеть, т. к. «лице их светящеся, яко солнце, яко не могущим зрети на нь», тогда они обратились к княжескому боярину с вопросом, «имат ли попа князь с ним приехаша». Получив от него отрицательный ответ, М. с Исаакием обратились к игумену, спросив прп. Сергия: «Скажи нам, отче святыи, Господа ради, кыи есть священник незнаемыи нами, служивыи с тобою?» Однако игумен «утаи» от них явление сослужившего ему ангела, сообщив монахам, что ему сослужили только прп. Стефан и свт. Феодор. М. и Исаакий не были удовлетворены таким ответом и стали убеждать прп. Сергия в том, что они видели, как игумену сослужил в церкви еще один человек. Игумен решил «явити» М. и Исаакию Молчальнику «таину сиу» ( Клосс. Т. 1. С. 361-362). Исследовавший этот фрагмент Жития Клосс установил, что речь может идти о его текстуальной связи с рассказом о явлении ангела в Житии прп. Евфимия Великого (Там же. С. 36). В 3-й (по Клоссу) редакции Жития М. также упоминается как свидетель сослужения ангела прп. Сергию (Там же. С. 405-406).

http://pravenc.ru/text/2561306.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Сергия Радонежского Житие Сергия Радонежского – памятник агиографии, посвященный известному церковному и общественно-политическому деятелю Руси второй половины XIV в. Сергию Радонежскому (в миру – Варфоломею Кирилловичу; род. около 1321/1322 г. – умер 25 сентября 1391/1392 г.), создателю и игумену подмосковного Троицкого (впоследствии Троице-Сергиева) монастыря. Основным источником биографических сведений о Сергии Радонежском являются древнейшие редакции его Ж. Происхождение прозвания Сергия – Радонежский – связано с г. Радонеж, куда бежал с семьей его отец, разорившийся при Иване Калите боярин Ростовского княжества. Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно-политической жизни Руси второй половины XIV в., был сподвижником московского великого князя Дмитрия Донского в его подготовке к Куликовской битве 1380 г., усмирял сепаратистские стремления удельных суздальских и рязанских князей (Бориса Константиновича и Олега Ивановича) и был связан с кругом митрополита Алексея (однако стать его преемником отказался) и константинопольского патриарха Филофея, а затем Киприана. Ему были близки такие выдающиеся писатели и культурно-политические деятели Руси, как Епифаний Премудрый , Андрей Рублев, Феодор Ростовский (Симоновский). Целый ряд его учеников и сподвижников стали основателями многочисленных «общежительных» монастырей: Андроникова, Симоновского, Саввино-Сторожевского, Голутвинского, Высокого, Киржачского и др. Древнейшая редакция Ж. была создана современником и учеником Сергия Епифанием Премудрым через 26 лет после его смерти, т. е. в 1417–1418 г. С присущей Епифанию тщательностью он писал ее на основании подобранных им в течение 20 лет документальных данных, сделанных им записей («свитков» «запаса ради»), своих воспоминаний и рассказов очевидцев. Владея святоотеческой литературой, библейскими книгами, византийскими и русскими агиографическими сочинениями, историческими и иными материалами (среди источников Ж. исследователи называют жития Антония Великого , Феодора Эдесского , Николая Мирликийского и др.) и органически усвоив традиции южнославянской и русской агиографии, Епифаний мастерски применил в Ж. риторически изощренный стиль «плетения словес», с присущими ему цепочками разнообразных эпитетов, сравнений, обилием риторических фигур, сочетая при этом стилистическую изысканность с ясностью и динамичностью сюжетного развития и подчас с необычайно простым языком, близким к бытовому разговорному. Отмечая композиционную стройность и органическое единство Епифаниевской редакции (на основании списков Ж. ГБЛ, ф. 304, 771 и 746), Ю. Алиссандратос устанавливает симметричность 9 парных эпизодов Ж. относительно его композиционного центра. Епифаниевская редакция Ж. кончалась смертью Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Провозгласивши царем шестнадцатилетнего Михаила Феодоровича Романова, собор назначил ехать к нему в челобитчиках: Феодориту, архиепископу рязанскому, троим архимандритам – чудовскому, новоспасскому и симоновскому, троицкому келарю Авраамию Палицыну, троим протопопам, боярам – Федору Ивановичу Шереметеву, родственнику молодого царя, и князю Владимиру Ивановичу Бахтеярову-Ростовскому, окольничему Федору Головину с стольниками, стряпчими, приказными людьми, жильцами и выборными людьми из городов. Собор не знал подлинно, где находился в это время Михаил, и потому в наказе, данном послам, говорилось: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Посланные, бив челом новоизбранному царю и его матери и уведомив их об избрании, должны были говорить Михаилу: «Всяких чинов всякие люди бьют челом, чтоб тебе, великому государю, умилиться над остатком рода христианского, многорасхищенное православное христианство Российского царства от растления сыроядцев, от польских и литовских людей, собрать воединство, принять под свою государеву паству, под крепкую высокую свою десницу, всенародного слезного рыдания не презрить, по изволению божию и по избранию всех чинов людей на Владимирском и на Московском государстве и на всех великих государствах Российского царствия государем царем и великим князем всея Руси быть и пожаловать бы тебе, великому государю, ехать на свой царский престол в Москву и подать нам благородием своим избаву от всех находящих на нас бед и скорбей; а как ты, государь, на своем царском престоле буешь на Москве, то, послыша про твой царский приход, литовские люди и все твои государевы недруги будут в страхе, а Московского государства всякие люди обрадуются. А как твой, государев, подвиг в царствующий град будет, то из Москвы митрополит и архиепископы с всем освященным собором, бояре и всякие люди встретят тебя с чудотворными иконами и животворящими крестами, по вашему царскому достоинству, и служить тебе, государю, и прямить, и головы свои за тебя класть все люди от мала до велика рады». В заключении наказа говорилось: «Если государь не пожалует, станет отказывать или начнет размышлять, то бить челом и умолять его всякими обычаями, чтоб милость показал, был государем царем и ехал в Москву вскоре: такое великое божие дело сделалось не от людей и не его государским хотеньем, по избранью Бог учинил его государем. А если государь станет рассуждать об отце своем митрополите Филарете, что он теперь в Литве и ему на Московском государстве быть нельзя для того, чтоб отцу его за то какого зла не сделали, то бить челом и говорить, чтоб он, государь, про то не размышлял: бояре и вся земля посылают к литовскому королю, за отца его дают на обмен литовских многих лучших людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Феодор , первый архиепископ Ростовский и первый архимандрит Симонова монастыря, в мире Иоанн, сын Стефана, старшего брата Сергия Радонежского. Когда Стефан оставил пустынь Радонежскую и поступил в Богоявленский монастырь в Москве, тогда он поручил сына, Иоанна, брату своему преп. Сергию. – Иоанн был пострижен Сергием и назван Феодором. – Когда совершилось духовное его образование, он был удостоен сана пресвитера. Пожелав составить и свою общежительную обитель, Феодор исповедал мысль свою преп. Сергию. На берегу Москвы-реки, там, где теперь Старое Симоново, избрал преп. Сергий место для обители. На устройство оной и на сооружение храма во имя Рождества Богоматери оба подвижника испросили благословение у великого святителя Алексия. В 1383 г. в.к. Димитрий Донской избрал Феодора своим духовником и в том же году отправил его в Царьград, по делам церковным, к патриарху Нилу. – Феодор возвратился на родину, возведенный патриархом на степень архимандрита. Он с ревностью принялся за устройство обители, ибо ей предоставлялись вселенским святителем права ставропигии патриаршей. Устройство её начал он неподалеку от старого места, избранного преп. Сергием, и соорудил церковь Успения Богоматери, около которой образовалась ставропигия и где на будущие времена утвердилась обитель Симонова. Вкладчиком и ктитором обители был некто Григорий Ховрин, из рода князей Греческих. Старое урочище Симоново имеет название ныне Симоновской слободы. В тамошней приходской церкви похоронены Ослябя и Пересвет, иноки – воины, павшие за отечество на Куликовом поле. В 1389 г. Феодор послан был вторично в Царьград с дарами от великого князя, где спорили о митрополии Киприан с Пименом. В этот раз патриарх Нил возвел архимандрита Феодора во архиепископа Ростовского (1390 г.). Феодор, первый начал называться архиепископом; до него в Ростове были епископы. Он управлял епархией только пять лет, ибо смерть прекратила дни его, 1395 г. ноября 28. – Мощи его почивают в Ростовском соборе. Местная память ему творится в день его преставления, 28 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

99. 1676 г., до 28 июня. Отписка патриарху Иоакиму Кирилова монастыря архимандрита Никиты с братией, о приёме в Кирилов монастырь бывшего патриарха Никона Великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху московскому и всея Русии, царского и твоего, государь, архиерейского богомолия, Успения Пречистой Богородицы Кирилова монастыря архимандрит Никита, келарь чернец Гедеон с братией, Бога молят и челом бьют. В нынешнем, государь, в 184 году, Июня в 3 день, прислана в Кирилов монастырь твоя, государь, грамота, за приписью дьяка Тимофея Симоновского, к нам, богомольцам, а в грамоте написано: по указу де великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, и по твоему, государь, архиерейскому благословению, посланы с Москвы в Белозерской уезд, в Ферапонтов монастырь Чудова монастыря архимандрит Павел, да думный дворянин Иван Афанасьевич Желябужской, да дьяк Семён Румянцов. А велено де им из Ферапонтова монастыря Никона монаха перевести к нам, в Кирилов монастырь, и жить ему по иноческому чину, как подобает иноку, неисходно; и как к нам твоя, государь, архиерейская грамота придёт, а по указу великого государя и по твоему, государь, благословению, Чудова монастыря архимандрит Павел и думный дворянин Иван Афанасьевич Желябужской и дьяк Семён Румянцов с Никоном монахом из Ферапонтова в Кирилов монастырь будут, и нам бы ему, Никону монаху, кельи, в которых прежде сего жил прежний строитель, старец Матвей, велеть очистить; и быть ему в Кирилове монастыре неисходно; и жить с ним в келье искусным и добрым двум старцам; да ему же дать трёх человек служек, да повара и приспешника добрых же; и подобающую ему честь воздавать; и келейную всякую потребу ему исполнять, пищу и питие пред него поставлять; а иных иноков и мирских людей в келью к нему припускать и писем никаких писать и чернил и бумаги давать отнюдь не велеть; а книги б держать ему, Никону, по чём церковное и келейное управлять, только правильные печатные. А когда будет ему, за немощью своею, в церковь идти невозможно, и нам бы посылать к нему искусного священника и псаломщика; а в церкви когда будет, стоять велеть ему с молчанием, чтоб мятежа церковного от него не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010