О епископе Иоасафе там же, в Ипатьевской лет. сказано, что он пытался самовольно занять митрополичий стол, а в итоге лишился кафедры Владимирской и был переведен на кафедру Холмскую: «...Асафъ Воугровьскъуи иже скочи на столъ митрофоличь и за то сврженъ бъусть стола своего и переведена бъусть пискоупыа во Холмъ». («...Иоасаф Угровский, который занял престол митрополичий и за это был свержен со своей кафедры и переведен был епископом в Холм».) Летопись это событие относит к [далее текст отсутствует]. 755 Упоминается в Ипатьевской лет. в 1288 г. (см. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 912). Галицко-Волынская лет. являющаяся третьей составной частью Ипатьевской, имеет сдвиг в датировке в четыре года – события 1205 г. точно датируются 1201 г. и т. д. (см. Лихачева Ο. П. Летопись Ипатьевская//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 239). Поэтому упоминание под 1305 г. следует исправить на 1301 г. 756 Упоминается в Актах о поставлении епископов Руси среди кандидатов на поставление (см. Бибиков Μ. В. BYZANTINOROSSIKA. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 510) и в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 205). У Покровского (Ук. соч. С. 331) об еп. Афанасии читаем: «...прибег с Волыни...» на Москву и отправлен отсюда в Переславль-Залесский (как правящий, или лишь на жительство – не сказано). См. Переславль-Залесская. 757 По Н.Д. Иерархия... С. 400 – «... † 1370. Некоторые летописи кончину его относят к 1388 ... по другим же кафедра в 1370 г. была вакантна и на нее в 1378 г. был Св. Киприаном митрополитом Киевским хиротонисан епископ. ». Это сообщение восходит к самому митрополиту Киевскому: «...В Волынской земли колько лет стояла Володимерская епископия без владыки, запустошала: и аз владыку поставил и места исправил...» (из послания Св. Киприана игуменам – св. Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому. 1378 г.) (Там же.). 759 Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет (ПСРЛ. Т. 8. С. 77). По Н.Д. «Девятисотлетие... С. 26, на кафедре с 1391 г. Вероятно, во время до хиротонии «нареченный».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

A сие буде вам ведомо 1134 : полтретья лета мнев святительстве, а как въехал есмь на Киев, две лете и 14 дней до сего дня, иже есть июня месяца 23 день, не вышло из моих уст слово на князя на великого на Димитрия, ни до ставления 1135 , ни по поставлении ни на его княгиню, ни на его бояр 1136 , ни доканчивал есмь с ким – иному добра хотеть боле его: ни делом, ни словом, ни помыслом несть моей вины пред ним; паче молил есмь Бога о нем, и о княгине его и о детях его, и любил есмь от всего сердца, и добра хотел есмь ему и всей отчине его. И аще кого услышал есмь где пригадывающа на его лихо, не ненавидел [ли] есмь его. А коли где пригажаломися соборова(ти), ему большее место велел есмь многие лета петь, а да потом иным. Аще кого в полону отведена где изнашел есмь из его отчины, колка сила моя была, выимая от погани, отпускал есмь. Кашинцев нашел есмь в Литви, два года в погребе сидящих и, княгини деля великой, вынял есмь их, како мога, клячи подних подал есмь и отпустил их есмь зятю ея, князю кашинскому. Которую вину нашел есть на мне князь великий? Чим аз ему виноват, или отчине его? Аз к нему ехал есмь благословить его, и княгиню его, и детей его, и бояр его, и всю отчину его, и жить ми с ним в своей митрополии, како и моя братия с отцом его и с дедом, с князями великими; а еще и дарами честными хотел есмь дарить. Кладет на меня вины, что был есмь в Литве первое: и которое лихо учинил есмь, быв тамо? Не зазри же ми никтоже, что иму говорить. Аще был есмь в Литве, много христиан горького пленения освободил есмь; мнозе от неведящих 1137 Бога познали нами истинного Бога и к православной вере святым крещением пришли. Церкви святой ставил есмь, христианство утвердил есмь, места церковные, запустошена давними летами, оправил есмь приложить к митрополии всей Руси. Новый-Городок литовский давно отпал, и аз его оправил, и десятину доспел к митрополии же, и села. В волынской 1138 же земли такоже колько лет стояла вол[од]имерская епископия без владыки, запустошала? и аз владыку поставил и места исправил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

великий князь Дмитрий встал на сторону Киприана, то почему он ждал почти полтора года, чтобы послать ему приглашение в Киев о сотрудничестве? 824 Это заставило его тщательно проанализировать всю хронологию известий о Киприане за 1378–1381 гг. Исходной точкой его рассуждений стало упоминавшееся нами письмо Киприана Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому, написанное в Киеве 18 октября 1378 г., в котором митрополит сообщал, что намерен ехать в Константинополь и уже выслал гонцов («А яз без измены еду ко Царюгороду, а пред собою вести послал же есмь») 825 . На взгляд Ф. М. Шабульдо, «очевидно, послание было прощальной вестью (благословением) Киприана к однодумцам и написано им накануне или даже в день отъезда. Киевский митрополит «устремихся» в Константинополь сухопутьем через Болгарию по одному из кратчайших маршрутов, поэтому все путешествие, даже с непредвиденными задержками и остановкой в Тырнове, где он встречался с патриархом Евфимием, вряд ли заняло более полутора-двух месяцев. Следовательно, к середине декабря 1378 г. Киприан уже находился в Константинополе» 826 . (О том, что Киприан в 1378 г. посетил свой родной город Тырново, становится известным из рассказа его племянника Григория Цамблака 827 ). Но в столице Византии киевскому митрополиту пришлось задержаться из-за непредвиденных обстоятельств. Летом 1379 г. в Константинополе произошел дворцовый переворот. Император Андроник IV был свергнут своим отцом Иоанном V Палеологом и братом Мануилом II, которых он тремя годами ранее заточил в тюрьму. Между ними развернулась ожесточенная борьба, в которой приняли участие как генуэзцы (на стороне Андроника IV), так и венецианцы и турки, поддерживавшие Иоанна V. В итоге город был захвачен сторонниками последнего. Понятно, что в этих условиях константинопольскому патриарху Макарию было не до разбора церковных споров на Руси. К тому же из-за изменившейся политической обстановки он вынужден был сам покинуть патриарший престол. Об этих событиях становится известным со слов самого Киприана, точнее, из составленного им «Жития» одного из своих предшественников – митрополита Петра, в приложении к которому он поместил «малу некую душеполезную повесть» о самом себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископом бо от соборов поставляться повелено бысть. И 1123 23 правило антиохийского собора тако глаголет: «не подобает епископу, аще и на конец жития своего, иного оставлять наследника в себе место. Се же и Израильтянам отречено бысть; на Моисия бо яко вину воскладаху 1124 , зане Аарона и сыны его на священничество возведе. И аще бы Бог не знамением священство их укрепил, изгнаны быша были святительства». Смотри же и святых Апостолов правила 29, что глаголет: «аще который епископ мзды ради сана святительского приобрящет, или пресвитер, или диакон, да отлучится и сам и поставивый его, и да отсечен будет от святого причастия отнюдь, яко Симон волхв мною Петром». О том же 1125 глаголет и 30-е правило тех же святых Апостолов; глаголет бо сице: «аще который епископ мирских князей помощью святительство приобрящет, да извержен и отлучен будет, и способницы ему все». Назнаменать лепо есть: когда двоицею 1126 казнен бывает в купе священник или паче, по святом Геннадии, патриархи Нового Рима, трижды вкупе? Слышите толкования тому же: «в 25 правиле речено бысть: не подобает двократы мщати о едином. Здеже и во обою правилу сею сугубо наводить казни, злобы ради преумножения 1127 и прегрешений тяжести. Ничтоже есть убо злейшее сего, еже божественное дарование куплением себе приобретает, мздою или силою княжескою, такоже и продаяй то; яко раба бо вменяет Святого Духа дар, якоже во соборном послании Тарасьеве, святейшего патриарха Константина града, к папе старейшего Рима Андрианови тако писано есть: отраднее будет Македонию и прочим духоборцам, неже сим; они бо тварь и раба Божьего и Отца Святого Духа блядословяху, а сии раба себе творят его. Еже бо аще кто продает, и купяй его, владыка хочет быть купимому, ценой серебренной притяживает то. Тако бо суть не прощена прегрешения такова. Того ради купующей и продающей мздой или силой княжской святительство и обои извержены и от церкви отнюдь отлучены и изгнаны бывают. Святого же патриарха Геннадия послание и проклятием таковые осужает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Естественно, что такому подвижнику и строгому аскету, каким был митрополит Алексий, бездуховный выскочка Митяй был неприятен, как неприятен был и тот факт, что его воспитанник - Димитрий - упорно требовал от старого Первоиерарха благословить Митяя на преемство митрополии. После отказа преп. Сергия Алексий уже не мог более противостоять князю и благословил Митяя, хотя и в достаточно уклончивой форме. Едва лишь преставился свят. Алексий, как Митяй, вероятно, при поддержке великого князя и Константинопольского патриарха Макария водворился на митрополичьем дворе в качестве нареченного митрополита всея Руси. Михаил-Митяй, еще не будучи хиротонисанным, уже начал управлять Русской Церковью, что было в общем-то еще терпимо с канонической точки зрения. Но дальше - больше: артистическая натура требовала внешних эффектов, и, будучи по сану пресвитером, Митяй надел на себя первосвятительское облачение - мантию, белый клобук, митрополичий параманд с золотым крестом. Он, взяв в руки митрополичий посох, становился на кафедре, восседал в алтаре на горнем месте. Обласканный князем фаворит с духовенством повел себя необычайно жестоко. Вновь мы видим удивительное совпадение с поведением Феодорца Белого Клобучка, любимца великого князя Андрея Боголюбского. Митяй проявил непомерное властолюбие, карая направо и налево священников, архимандритов и даже епископов. Пафос репрессий Митяя был направлен, главным образом, против монашества и его наиболее ярких представителей - преп. Сергия Радонежского, Дионисия Суздальского и других. Этим противостоянием нареченного митрополита и терроризируемого им духовенства решил воспользоваться митрополит Киприан. Повидимому еще не вполне оценив возросшую силу великокняжеской власти, он решил с помощью великорусского монашества утвердиться в Москве. В расчетах Киприана была своя логика. Хотя он и показал себя с крайне неприглядной стороны в деле св. Алексия, но Киприан все же был известен как представитель монашеских кругов, близких традициям паламитов и афонского исихазма. Высказываемые им идеи монастырского нестяжательства были близки по духу многим русским инокам. Между Сергием и Киприаном существовала оживленная переписка. Писал митрополит и к другим вождям русского монашества, в частности Феодору, игумену Симоновскому. И все же, прибывший в Москву окольными путями, минуя кордоны Димитрия, Киприан не смог добиться своего. По приказу великого князя его ограбили и выпроводили вон из Москвы как незаконного " восхитителя " митрополичьей кафедры. В Царьграде, где накануне гибели Византии уже практически все покупалось и продавалось, он также не смог противостоять усилиям Москвы: ссориться с Димитрием греки не решились, а потому Киприана не поддержали.

http://sedmitza.ru/lib/text/436257/

И аще миряне блюдутся князя, занеже у них жены и дети, стяжания и богатства, и того не хотят погубить (яко и сам Спас, глаголет: «удобь есть вельблуду сквозь иглинеи уши проити, неже богату в царство небесное внити» 1111 ): вы же, иже мира отреклись есте и иже в мире и живете единому Богу, како толику злобу видев, умолчали есте? Аще хощете добра души князя великого и всей отчине его, почто умолчали есте? Растерзали бы есте одежи своя, глаголали бы есте пред царями не стыдяся: аще быша вас послушали, добро бы; аще быша вас убили, и вы святы. Не весте ли, яко грех людской на князей, и княжеский грех на людей нападает? Не весте ли писание, глаголющее, яко аще плотских родитель клятва на чада чадом падает 1112 , колми паче духовных отцов клятва и та сама основания подвиже[т] и пагубе предает? Како же ли молчанием преминуете, видяще место святое поругаемо, по писанию глаголющему: мерзость, запустения, стояще на месте святом 1113 ? Сице ли почли суть князь и бояре митрополию 1114 и гробы святых митрополитов? Тако ли несть кого прочитающего божественные правила? Не весте ли, что пишет? Святых Апостолов правило 76 глаголет сице 1115 : «яко не подобает святителю брату или сыну, или иному сроднику или другу даровать 1116 , на святительское достояние поставлять егоже хочет; наследники бо своего епископства творить неправедно есть, и Божье даровать пристрастием человеческим. Не подобает бо Божью церковь под наследников подкладать. Аще же кто таково сотворит, разрушено таковое поставление да будет: сам же сотворивый да отлучен будет». Послушайте же и толкования сего правила, что глаголет: «святительское достояние Святого Духа благодать [и] дар мнети подобает. Како убо дерзнет кто благодать духовную, яко наследие предавать 1117 кому иному 1118 дарованием? Сего ради не прощено есть епископом в себе место ихже хотят во своих церквах поставлять и посажать. Которые бо яже стяжаша имения во своего епископства времени, не имут власти оставлять имже хотят (но токмо яже от наследия сродников прибывша им 1119 , якоже 32 правило иже в Карфагене 1120 собора рече): то как самою 1121 епископию к иным предадят, яко наследникам своим пастырской власти, и строения нищих имения оставляюще 1122 , и пристрастия ради человеческого или дружбы или любви ради сродничной, яже Богови освящена суть подавают, имже хотят? Аще убо от некоего таковое что сотворится, сотворенному [у]бо разрушену быть правила повелевают, сотворивый же отлучен да будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Недавно открыты и изданы еще четыре послания митрополита Киприана, которые по главному содержанию можно назвать историческими. Они писаны к знаменитым игуменам Сергию Радонежскому и Феодору симоновскому и касаются разных обстоятельств жизни этого святителя и современного состояния Западнорусской Церкви: в первом Киприан извещает о своем путешествии из Киева в Москву на митрополию; во втором описывает притеснения и обиды, сделанные ему на пути в Москву по повелению великого князя Димитрия Иоанновича, показывает незаконность притязаний архимандрита Митяя на Московскую митрополию, объясняет свою невинность пред великим князем и свои действия в Литве; в третьем и четвертом — уведомляет о своем путешествии в Константинополь . Первое и два последние послания очень кратки и маловажны, но второе очень любопытно по новости сведений, в нем сообщаемых. «Не утаилось от вас,— пишет Киприан означенным игуменам,— и от всего христианского рода, что сделали надо мною, чего не делалось ни над одним святителем, как стала Русская земля. Я изволением Божиим, и избранием великого и святого Собора, и благословением Вселенского патриарха поставлен митрополитом на всю землю Русскую, как знают все. И ныне поехал было со всем чистосердечием и благожеланием к великому князю. Но он разослал послов, чтобы не пропустить меня, сделал заставы, сбил ратников, поставил над ними воевод и наказал им, какое зло сделать надо мною и даже предать нас без милосердия смерти. Я, предохраняя князя от бесчестия и заботясь больше о душе его, прошел иным путем, надеясь на свое чистосердечие и свою любовь к нему, и его княгине, и его детям, но он приставил ко мне мучителя, проклятого Никифора, и какого зла не совершил надо мною? Хулы, поругания, насмешки, грабительство, голод! Меня ночью заточил нагого и голодного, и от той студеной ночи доныне страдаю... Если миряне опасаются князя, потому что у них жены и дети, стяжания и богатства, которых они не хотят лишаться... то вы, отрекшиеся мира и живущие одному Богу, как вы, видя такую злобу, умолчали? Если вы желаете добра душе великого князя и всей его отчине, зачем вы молчали?» Представив затем несколько правил святых апостолов и святых отцов о поставлении иерархов, Киприан продолжает: «Если все это так, то как у вас на митрополичьем месте стоит чернец (Митяй), в святительской мантии и клобуке с святительским посохом в руках? Где слышалось такое бесчиние и злое дело? Если брат мой (святой Алексей) преставился, я святитель на его месте, моя митрополия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435930/

По образцу «Летописца вскоре» Патриарха Никифора в русских летописях имеются подсчеты сроков жизни и деятельности конкретных людей. Среди статей, включавших разного рода перечни, встречающихся в летописях, есть и те, которые содержат именно такие данные: «Кто колико княжилъ», «А се князи Великого Новагорода», «А се архиепископи». Есть такого типа сведения и в годовых статьях летописей – число лет княжения или святительства (и жизни) может фиксироваться в некрологических похвалах князьям и владыкам, либо в кратких сообщениях об их смерти. Встречаются такие выкладки – иногда вплоть до количества месяцев и дней жизни – и в агиографических памятниках. Однако случаи, когда хронологические справки о себе представляет сам автор, в древнерусских письменных текстах крайне редки. Подобные тексты могут отражать рефлексию уже иного характера – свидетельствовать о размышлениях пишущего о своем собственном жизненном пути. Такое явление представлено в сочинении Кирика Новгородца, где выглядит вполне закономерным под пером ученого и мыслителя. С другим фактом мы встречаемся уже в XIV в. – в текстах, принадлежащих митрополиту Киприану. Временные вехи – даты и расчеты – обнаруживаются в большинстве его произведений. В автобиографическом заключении к Житию митрополита Петра, датируемого в настоящее время началом 1390-х митрополит Киприан сначала сообщает, что был вынужден уехать в Царьград, когда «третиему лету наставшу» после его приезда на Русь. Святитель здесь совершенно точен: хотя он был поставлен патриархом Филофеем в декабре 1375 г., он ведет отсчет от момента приезда на Русь, и, как показал В. А. это хронологическое указание вполне соотносится с данными его Послания прп. Сергию Радонежскому и Феодору Симоновскому от 23 июня 1378 г., где свт. Киприан дает более развернутую выкладку: «Полтертья лета мне в святительстве; а как выехал есмь в Киев – две лете и 14 дний до сего дни, иже есть иуня месяца 23 «Третье лето» в данном случае начинается в августе 1378 г. и заканчивается в августе 1379 г. В том же Житии митрополита Петра свт. Киприан рассказывает, что пробыл в Константинополе «тринадесять месяць» и подписал вместе с другими «свитец» об «извержении» Патриарха Макария.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

После того как 12 февраля 1378 года преставился святитель Алексий, митрополит Киприан попытался вступить на объединенный престол, согласно благословению и воле Вселенского Патриарха. Но великий князь Димитрий Иоаннович, озабоченный более проблемами внутри Великой Руси и, до Куликовской битвы, далекий от идеи объединения всех русских княжеств, не желал в ту пору принять ставленника Константинополя, а выдвинул кандидатом на престол митрополита Московского своего духовника. У самой Москвы митрополита Киприана схватили по повелению князя; он провел ночь в заточении, а потом был выдворен. О многих скорбях, которые он претерпел от великого князя, святитель Киприан рассказывал в посланиях к преподобному Сергию Радонежскому и его племяннику, игумену Симоновского монастыря преподобному Феодору, с которыми у него сложились глубокие духовные связи; оба поддерживали его кандидатуру на митрополичью кафедру. С глубоким смирением переносил святитель Киприан выпавшие на его долю гонения и испытания, продолжая рассматривать московского великого князя как князя Всероссийского и молясь о нем, его семье и всем его народе - своей русской пастве. Несколько лет длились нестроения с наследованием Всероссийского престола: дальность пути до Константинополя, где утверждался и поставлялся глава Русской Церкви, неожиданные события, политические интересы различных группировок - по Божьему попущению отодвигали окончательное, канонически ясное и твердое решение вопроса. Но все эти годы святитель Киприан в смиренном величии нес духовный крест своего первосвятительства и оставался молитвенником и предстателем за Всероссийскую паству. Высокообразованный, книжный, монашеского устроения души человек, не политикан, он не затевал интриг, но ни на минуту не допускал мысли об отступлении от принятого послушания; на Руси он был не наемником, но истинным пастырем. Он осознавал свой крест наследника первопрестольников Российских, и это выразилось в глубоком молитвенном почитании им святителя Петра. После Куликовской битвы и гибели Мамая, весной 1381 года, князь Димитрий Донской вызвал святителя Киприана из Киева в Москву. Вскоре последовали новые скорби и искушения: нашествие Тохтамыша, гонения со стороны князя, деятельность митрополита Пимена (митрополия оказалась поделенной по границе ордынских владений). Лишь в марте 1390 года митрополит Киприан снова был встречен новым Московским князем Василием Димитриевичем и после 14 лет искушений занял Всероссийский митрополичий престол.

http://pravicon.com/info-2659

Сицево аз ныне пострадал есмь. Сде святой собор проклинает, аще и вину каковую притворять святителю: мне же которую вину изнайдоша, запревши меня в единой 1148 клети за сторожами, и ниже до церкви имел есмь выхода? Потом же, смеркшуся другому дневи, пришедше изведоша меня, не ведящу мне, камо ведут меня – на убиение ли, или на потопление? А еще бещестнейше: меня ведущий сторожеве и проклятый Никифор воевода, одеждами моих слуг оболчени, и на их копях и седлахехающе.Слиши небо и земля и все христиане, что створиша над мною христиане, что же ли сотвориша патриаршим послом, хуляще на патриарха, и на царя, и на собор великий: патриарха литвином назвали, царя такоже, и всечестной собор вселенский. И аз, колика сила, хотел есмь, чтобы злоба утишилась. Тъ Бог ведает, что любил есмь от чистого сердца князя великого Дмитрия, и добра ми было хотеть ему и до своего живота. А понеже таковое бещестие возложили на меня и на мое святительство: от благодати, данной ми от пресвятой и живоначальной Троицы, по правилам святых Отцов и божественных Апостолов, елицы причастны суть моему иманию и запиранию, и бещестию и хулению, елицы на том совет 1149 свещали, да будут отлучены 1150 и неблагословенны от меня Киприана, митрополита всея Руси, и прокляты по правилам святых Отцов, и кто покусится сию грамоту сжечь, или затаить, и тот таков. Вы же, честные старцы и игумены, отпишите ми наборзе, чт мудрствуете, понеже сдесе есмь не благословил. 1151 А ко Царю-городу 1152 еду боронитися Богом и святым патриархом и великим собором; и тии на куны надеются и на фрязы 1153 , аз же на Бога и на свою правду. Писана 1154 же си грамота мною месяца июня в 23 день, в лето 6886, индикта первого. Мнеже их бещестие бльшу честь приложило по всей земли и в Царигороде. 1099 В Чудовском списке слова «всея Руси, честному» написаны тарабарскою грамотой: «шлея мули гелкъпору». 1101 Начиная со слов «ин единомудрен» и досюда, в Чуд. опять тарабарское письмо в перемежку с обыкновенным; за тем – длинный пропуск до слов: «Святых Апостол правило 70 глаголет сице: «яко не подобает» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010