399. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 295 лл., полууставом XVI в. (на 1 л. вкладная 7072 (1567) г.), в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–13 приписка скорописью: «Лета 7072 положил сию Минею мисешную месяць сентябрь на престол чудному Благовещению и великому Архистратигу Михаилу Панфил Остафьев сын Семенова да его дети Андрей да Федор неподвижимо во веки. Продали архангилские прихоженя месец октябре чернцу Галахтиону вологженину а подписал архангилской диякон Петр». Службы русским святым: 1) 19 сентября – князю Феодору и чадам его Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (289–295), 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (189–202 об.), 3) 25 сентября – Сергию Радонежскому (235 об.– 248 об.). 400. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 170 лл., без начала и конца, полууставом второй половины XVI в., без переплета. 1 лист порван с ущербом для текста. Рукопись начинается концом службы 17 сентября, а оканчивается началом канона Пресвятей Богородице, творения кир-Феофана. Службы русским святым: 1) 19 сентября – князю Феодору Ярославскому и Смоленскому (125–132 об.); 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (133–146 об.); 3) 25 сентября – Сергию Радонежскому (146 об.–169 об.). 401. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 445 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Некоторые листы подклеены. На полях внизу листов 2–8 была приписка, отчасти вырезанная, отчасти вычищенная, остались слова: «града Вологды церкви Живоначальной Троицы домовая». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому (297–349 об.), 2) 19 сентября князю Феодору н чадам его Давиду и Константину Смоленским II Ярославским (411–428 об.); 3) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (429–445 об.). Сверх служб: догматики восьми гласов (402 об.– 406 об.), богородичны и крестобогородичны (406 об.– 409 об.). 402. Минея, месяцы: сентябрь и октябрь , в лист, без начала и конца, 447 л.л., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы 406 и 417. Рукопись начинается службою 1-го сентября, оканчивается службою 25 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большинство текстов И. дошло в неполных списках, структура ряда сочинений допускает различные их интерпретации; в частности, можно считать нек-рые тексты, следующие в рукописях за Челобитной царю Феодору Алексеевичу, главами этой Челобитной или же самостоятельными сочинениями. Темой основных сочинений И.- «Книги о титле на кресте Христовом» и Челобитной царю Феодору Алексеевичу - является защита надписания на Голгофском кресте (титла) «Царь Славы Icyc Христос Сын Божий» против все более распространявшегося в то время в России надписания «IHЦI» (Icyc Назарянин Царь Iyдeйckuй), основанного на евангельском чтении Ин 19. 19-20 (ср. также: Лк 23. 28, Мк 15. 26, Мф 27. 37). «Книга о титле на кресте Христовом» - условное название, заимствованное из «Отразительного писания» Евфросина , в старообрядческих рукописях сочинение называется обычно «Писание священнодиякона соловецкаго Игнатия, преждебывшаго отца и страдалца, на отступники-никонияны обличительно о написании титлы IHЦU на кресте Господни». Полный текст сочинения найден мной в рукописи РГБ. Барс. 1011. В «Книге о титле...» аргументация носит богословский характер: автор пишет о том, что «Пилатово написание» («IHЦI») делает Бога земным царем, в то время как Христос является Царем Славы. И. подробно излагает мысли о значимости Воплощения Христа для спасения человечества и о важности почитания Пресв. Богородицы. По утверждению И., «правильное титло» является залогом хранения от ересей, указывает верный путь к прославлению Богоматери, Которая ходатайствует за людей перед Своим Сыном, спасая от пагубного воздействия антихриста. В сочинении звучат трагические ноты, вызванные гибелью защитников Соловецкого монастыря в 1676 г. и падением обители. Челобитная царю Феодору Алексеевичу имеет не только тематическое, но и текстовое сходство с «Книгой о титле...», нек-рые части сочинений совпадают дословно. При этом структура текстов различна, в каждом есть значительные самостоятельные части. Челобитная начинается обращением к новому царю, к-рый, как надеялся И., отменит богослужебную реформу. Затем следует раздел о надписании на кресте, во многом совпадающий с «Книгой о титле...». Сопоставительный анализ раскрытия темы «правильного титла» в сочинениях И. осложняется тем, что не известен ни один полный список Челобитной Феодору Алексеевичу, при этом существующие списки содержат разные редакции текста. В целом можно утверждать, что в Челобитной Феодору Алексеевичу данная тема изложена подробнее, чем в «Книге о титле...». Открытым остается вопрос об окончании Челобитной Феодору Алексеевичу; возможно, она завершалась «Сказанием об Адаме нынешнем», тематически перекликающимся с вводной частью произведения.

http://pravenc.ru/text/293451.html

395. Минея, месяц сентябрь , в лист, 348 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. 86–96 листы подклеены. На полях внизу листов 1–13 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Минея месячная от церкви Рожества Пресвятыя Богородицы что во святом Раменье отобрана на Вологду» и 2) полууставом: «Лета 7068 (1560)-го положили сию книгу Рожеству Пречистыя да Собору Архистратигу Михаилу да страстотерпцу Христову Георгию в дом Иван да Тимофей да Михаило да Семион Максимовы дети Соколниковы апреля в 2 день». Службы русским святым: 1) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (223–233) и 2) 25 сентября – Сергию Радонежскому (264 об.–293). За службою 30 сентября священномученику Григорию, епископу великия Армении (340 об.–347 об.) помещены «богородичникы на осмь гласов, певаем по славах иже в Мении святым» (347 об.–348). 396. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, без конца, 507 лл., полууставом второй половины XVI в., в поломанном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 12, 149 и 266. На полях внизу листов 4–5 приписка позднейшею скорописью: «Из Успенского Песочного монастыря». Службы русским святым: 1) сентября 19-го – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (430–451 об.); 2) сентября 20-го – Михаилу князю Черниговскому и Феодору боярину его (451 об.–470); 3) сентября 25-го – Сергию Радонежскому (470–497); 4) сентября 28-го – Савватию Соловецкому (497– 507 об.), неполная. 397. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 403 л., полууставом XVI в. Службы русским святым: 1) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину Феодору (224–241), 2) 25 сентября – Сергию Радонежскому (278 об.–311), 3) 27 сентября – Савватию Соловецкому (329– 336), 4) 27 сентября – ему же (366–378), 5) 7 сентября – Иоанну архиепископу Новгородскому (380 об.–392), 6) 30 сентября – Григорию Пельшемскому (392 об.–403). Сверх того: «богородичныи осьми гласов, поемыя на славах и ныне и по гласу славна святого» (378–380). 398. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 314 лл., полууставом XVI в., почерк тот же, что в предыдущих 373 и 383, в кожаном переплете. Службы русским святым: 1) 19 сентября – князю Феодору и чадам его – Давиду и Константину Смоленским и Ярославским (172 об.–189); 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (196 об.–209); 3) 25 сентября – Сергию Радонежскому (241 об.–253 об.); 4) 27 сентября – Савватию Соловецкому (272–283); 5) 30 сентября – Григорию Пельшемскому (306–314).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На часах тропари храму и святому Феодору Тирону; кондаки переменяются. На литургии Блаженны храму, песнь 3-я – на 4, и святому Феодору Тирону, песнь 6-я – на 4. По входе тропарь храму и святому Феодору Тирону, кондак храму, «Слава» – святому Феодору Тирону, «И ныне» – «Яко начатки естества». Прокимен и причастен дню и храму. Апостол, Аллилуиа и Евангелие прежде субботе и святому Феодору Тирону под зачало и затем храму. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА Воскресное служение с бдением святому храма или великому святому В субботу вечера на малой вечерне на «Господи, воззвах» стихиры Триоди – 4, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры храму великой вечерни стиховные с припевами ее, «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди (малой вечерни). По Трисвятом тропарь храму, «Слава, и ныне» – «Пречистому образу». Ектения и отпуст. На великой вечерне по кафизме стихиры на «Господи, воззвах» воскресны – 3, Триоди – 3 и храму со славным – 4. «Слава» – Триоди, «И ныне» – Богородичен, догматик гласа. Вход. Прокимен дню, паримии храму. На литии стихиры храму и Триоди хвалитная стихира 1-я, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На стиховне стихиры воскресны, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди. На благословение хлебов тропарь «Пречистому образу» (один раз), храму (один раз) и «Богородице Дево» (один раз). На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен (дважды), «Слава» – храму, «И ныне» – «Пречистому образу». По кафизмах седальны воскресны с Богородичнами их. Полиелей, величание храму и «Ангельский собор». По ектении седальны храму все, «Слава» – храму, «И ныне» – Богородичен. Степенна гласа. Прокимен и Евангелие храму; «Воскресение Христово». «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы» и стихира храму. Если же святой бденный не имеет храма, то прокимен и Евангелие воскресное и всё воскресное до конца. Каноны воскресен с ирмосом – на 4, ирмосы по одному разу, Триоди – на 4, и храму – на 6. Катавасия Триоди. По 3-й песни кондак и икос Триоди, седален храму, «Слава, и ныне» – Триоди; по 6-й песни кондак и икос храму; на 9-й песни «Честнейшую»; по 9-й песни «Свят Господь» и светилен воскресен, «Слава» – храму, «И ныне» – Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

336 Из писем св. Григория видно, что он не сразу по возвращении из Константинополя в Арианз принял на себя управление Назианзской церковью. В письме к епископу Тианскому Феодору он говорит: «Поскольку вы изъявляли свое неудовольствие, порицая мое удаление, и сам я не мог перенести упреков, какие делал мне всякий, время было тяжелое, угрожало нам нашествием врагов к общему вреду всей Церкви; то наконец побежден я и сознаю над собою победу, болезненную для тела, но не худую, может быть, для души. Отдаю Церкви это смиренное тело, пока будет оно в силах, признавая для себя лучшим скорее потерпеть что-нибудь во плоти, нежели страдать духом и приводить в страдание многих, которые возымели обо мне худое мнение, потому что сами страждут» (Свт. Григорий Богослов . Письмо 139. К епископу Феодору//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 502–503). 337 В первый раз он управлял ею при жизни отца, в качестве его помощника, а после его смерти (374 г.) и до отбытия своего в Константинополь (378 г.) самостоятельно. 341 Свт. Григорий Богослов . Письмо 183. К Феодору, епископу//Там же. С. 526. Сравнивая довольно неопределенные намеки в этом письме на интригу, которую вел против св. Григория Елладий, с другими местами в сочинениях святого отца, можно догадываться, что Елладий не верил в расстройство здоровья св. Григория и тайно разузнавал, действительно ли он так болен, как говорит и как можно заключать по его частым отлучкам на теплые воды. Притом есть причины думать, что св. Григорий едва ли не из Арианза управлял Назианзской церковью. Это было тем легче, что Арианз был очень близко от Назианза, а для больного и расстроенного святителя было тем удобнее, что здесь у него были родительский дом, садик, вблизи рощи и источники… По крайней мере, ни в одном письме, ни в одном сочинении, написанном св. Григорием за последние семь лет его жизни, он не говорит, чтобы жил в Назианзе, тогда как он часто говорит о своем доме в Арианзе. Притом сохранилось одно письмо к епископу Тианскому Феодору, в котором св. Григорий приглашает этого епископа на праздник мучеников и «для рассуждения о делах церковных» в Арианз. Во всяком случае, несомненно, что св. Григорий чаще жил в Арианзе, чем в Назианзе (см.: Свт. Григорий Богослов . Письма 122 и 123. К Феодору, епископу Тианскому//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 495). Все это вместе взятое подавало повод многочисленным недоброжелателям св. Григория, в том числе и Елладию, толковать, что он под предлогом болезни заботится только об удобствах жизни и вовсе нерадит о церкви, управление которой на себя принял.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

В энциклопедии была опубликована статья об одном из наиболее почитаемых великомучеников Феодоре Тироне, пострадавшем при императорах Максимиане Галерии и Макимиане Дайе в городе Амасии. Подробно обсуждаются источники, само мученичество, чудеса святого Феодора Тирона, его почитание, славянская традиция, относящаяся к этому святому, его иконография. Другая статья содержит сведения о преподобном Феодоре Трихине, оставившем мир, чтобы стать монахом. Том содержит статьи о благоверных князьях Феодоре Ростиславиче Черном, Давиде и Константине, старце Феодоре Сибирском (известном как Федор Кузьмич). В данном материале подробно разбирается легенда об уходе императора Александра Павловича. Специалистам по церковной музыке будет интересно ознакомиться с биографией Феодора Папапарасху Фокейского, греческого мелурга, издателя «Сокровищницы Анфологии»; статьей о Феодоре Христианине, протопопе Благовещенского собора Московского Кремля, учителе государевых певчих дьяков. Том содержит статьи о деятельницах Церкви с именем Феодора. Отметим нижегородскую княгиню преподобную Феодору, супругу князя Андрея Константиновича; преподобную Феодору, ученицу прп. Василия Нового; преподобную Феодору Солунскую, известную как Мироточица; преподобную Феодору Александрийскую; мученицу Феодору, княгиню Владимирскую, убитую монголами в 1238 г. Читатель сможет узнать о супруге императора Юстиниана святой Феодоре, чей образ был навечно запечатлен историком Прокопием Кесарийским. Интерес для историков представляет статья об императрице Феодоре, одной из немногих женщин, правивших Византией. Читатели также могут узнать о благоверной Феодосии, матери Александра Невского; Феодосии, принявшей мученичество в Константинополе во времена иконоборчества. Из немногочисленных небиографических статей тома можно отметить материалы о храме святого Феодора близ Медного тетрапилона в Константинополе; монастыре святого Феодора Стратилата в Бахчисарайском районе в Крыму; обширнейшую статью о Феодоровской иконе Божией матери, в которой рассказывается о ее иконографии, истории и почитаемых списках; статью о Феодотьевской иконе «Одигитрия» Рязанская. В томе рассказывается также о Феодоровской Кашпирской иконе Божией Матери; монастыре Феодоровской иконы в Шуйском районе Ивановской области; Феодосийской и Керченской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Ублажаем тя,/преподобномучениче Стефане,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче ангелов. святителю Феодору, архиепископу Ростовскому Тропарь святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, глас 4 От юности твоея добре воспитався трудами,/воздержанием, постом и молитвами,/чисту и непорочну сотворил еси душу твою./Сего ради на престол святительства сел еси/и, яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/зарями чудес твоих, отче наш святителю Феодоре,//и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, глас 5 От юности, премудре, прилежно подвизався,/и извещением Святаго Духа/превеликую обитель воздвиже Пресвятей Богородице/в похвалу Рождества Ея,/струями же слез твоих безплотныя враги погрузил еси/и жития твоего целомудрием со ангельскими лики совокупився,/преподобне отче Феодоре,//с нимиже Христа Бога моли/спастися душам нашим. Кондак святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, глас 2 В молитвах Господеви предстоя,/якоже крепкий адамант во утвари,/по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами,/ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився,/но, яко имея дерзновение/к рождшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему,//Егоже моли непрестанно о всех нас. Величание святителю Феодору, архиепископу Ростовскому Величаем тя,/святителю отче Феодоре,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас//Христа Бога нашего. священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому Тропарь священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому, глас 5 Воинство Царя Небеснаго/паче земнаго возлюбив,/служитель пламенный Святыя Троицы явился еси./Наставления Кронштадтскаго пастыря/в сердце своем слагая,/данная ти от Бога многообразная дарования/к пользе народа Божия преумножил еси./Учитель благочестия/и поборник единства Церковнаго быв,/пострадати даже до крове сподобился еси./Священномучениче Серафиме,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому, глас 6

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

Плотскую тяготу утончил еси делы,/душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/и явился еси Троице жилище,/Юже зря, блаженне, ясно,//моли непрестанно о всех нас. мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Тропарь мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Страстотерпцы Господни,/Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/и радуется отечество наше,/в немже вы первии, идолы посрамивше,/Христа со дерзновением исповедасте/и за Него пострадасте./Того, яко Блага, молите,/до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити//и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити. Кондак мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому, глас 2 Светильницы светлии явльшеся,/Божественнии мученицы,/тварь всю светлостию чудес озаряете,/недуги разрешающе,/и глубокую тьму всегда отгоняюще,//Христу Богу молящеся непрестанно о всех нас. Величание мученикам Феодору Варягу и сыну его Иоанну Печерскому Величаем вас,/страстотерпцы святии,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа//претерпели есте. преподобному Арсению Новгородскому Тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 1 Божественною любовию возгоревся,/вся мирская пристрастия отринул еси,/крест же Христов на рамо взем,/во след Его изволил еси ходити,/отечество твое оставив,/Великаго Новаграда достигл еси/и, работая Богови невозвратным помыслом,/дарования чудотворений сподобился еси./Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь преподобному Арсению Новгородскому, глас 4 Отечество свое и род оставил еси,/Христу прилепися,/и Великаго Новаграда достигл еси,/и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси/многим постом и воздержанием,/и пророчествия дар прияти сподобися,/и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити,/и, тело в нем предложив,/обитель себе в премирнем Царствии у Христа, всех Бога, сотворил еси./Егоже моли, святе Арсение преподобне,/Церкви и стране нашей в мире пребывати от всех навет вражиих,/ущедрити нас, почитающих твое торжество,//и спасти души наша. Кондак преподобному Арсению Новгородскому, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-07-...

«И нын же Богъ мира и молитвами святого Христова мученика Феодора и да уединитъ мысль твою съвершити град сий», – и егда же народу сие изрекшим, и тогда великий князь Борисъ Александровичь повели святителю молитву сътворити на основание града. И егда же наченъшу святителю молитву, и кьнязь великий Борисъ Александровичь въздыхая из глубины сердца своего и нача в соб молитву творити, глаголя: «Господи, Владыко превчный, Христе царю, но сотворивый небо и землю, и бес тебе бо ничтоже не съвершаеться, ни дло, ни слово! Но и нын молитвою святого твоего мученика Феодора призри на мене, раба своего, и на новое се мсто. И дай же ми, Господи, совершити градъ сий. Но понеже ты и веси си вся, совеси, и якоже мнвъ и въжделхъ оградити святого мученика твоего Феодора. И утверди мя, Господи, праведн и несъвратън молитвою его. Но помози ми, Господи, съвершити градъ сий». И сиа изрекъ но повел рубити. И святитель же преже самъ нача рубити. И посемь же великий князь Борисъ Александровичь призва мужи хитры и изообрете ихъ, якоже и Моисй новаго Веселеила, 164 и пристави ихъ къ съвершенню таковаго дла в лтъ 6955, месяца априля 23. А самъ же великий князь Борисъ Александровичь поиде на свой дворъ в новооснованной той градъ и сътвори пиръ веселъ, и не токмо на то позванънымъ, но и прилучившимься. И такъ по томъ длатели начаша длати. Богъ же невдомо помогаше имъ о дле томъ молитвою святого мученика Феодора, но яко дивитися всмъ зрящимъ борзейшему тому длу. И от сего разумваху мнози, яко приятъно есть дло то Богу и святому его мученику Феодору; и егда же кто кого видя иныя грады съзидая, и то городню 165 двма или тремя недльма съзидаютъ, а сего же града городню двма или трема деньма созидааху. Князь же великий Борисъ Александровичь, видя еже от Бога поможение и поспешение великого Христова мученика Феодора ко трудолюбному его длу, и часто нача приижати в той новооснованный градъ и ко святому Христову мученику Феодору. И нкогда бо ему веселящуся у святого Христова мученика Феодора, и бывъ въ своемъ веселии глаголяще, како именовати градъ. И нкто же бо от премудрыхъ, и разумныхъ, и великыхъ старець, и сдиною процвете, и наипаче же и добродтельми, и той рече: «Феодоровъ градъ наречеться». И князь же великий Борисъ Александровичь упремудри старца. И граду же по старческому словеси любественое имя сотваряетъ, но понеже любовъ имя к великому мученику Феодору, и по той великой любв, еже к великому мученику Христову Феодору великого князя Бориса Александровича и нарече градъ Любълинъ, рекше любовъ имя к великому Христову мученику Феодору. И потому градъ нарече любовенъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо когда нужно научить неведующих или заблуждающих, тогда благоразумие весьма полезно. Когда же в науке наступит время совершенства, тогда, оставляя снисхождение, мы приступаем к совершенству догматов. Однако ж, ничто не препятствует и другими примерами убедить защитников Феодора и его сочинений, что нисколько не служит на пользу для поступающих нечестиво, если некоторым, или по незнанию, или по предубеждению, или также по некоторому благоразумию, довелось написать нечто за них. Так святой Василий написал нечто об Аполлинарии, но чрез это не освободил его от осуждения. Вот что Василий написал к Патрофилу, епископу мегарскому: „И Афанасий писал различные послания к Аполлинарию, как мудрствующему одинаково в вере; и однако после, по смерти Аполлинария, написал также целые книги против него, узнав богохульства его в сочинениях; и для Аполлинария нисколько не было полезно то, что прежде было написано к нему, как мудрствовавшему одинаково в вере. А также Лев, святой памяти папа древнего Рима, принял Евтихия, и в своем ответе одобрял его, однако после осудил и анафематствовал его, как еретика. И многих других мы находим анафематствованными также после смерти. Равно как, если кто обратится к временам святой памяти Феофила или прежде, найдет, что Ориген анафематствован после смерти: это же ныне над ним сделала и ваша святость и Вигилий, благочестивейший папа древнего Рима. Защитники Феодора предприняли представить также постановления Иоанна, святой памяти епископа константинопольского, как бы писанные к Феодору и содержащие похвалу этому Феодору. А что они ложны, свидетельство об этом представляют те, которые тщательно написали церковные истории, ясно повествуя, что к Феодору Мопсуестскому, когда он покинул уединенную жизнь, написано было Иоанном послание многострочное и весьма полезное. А также сам Феодорит в своей церковной истории 123 упомянул о той жизни, которую Иоанн и Феодор проводили вместе в монастыре: это прямо и доказывает то послание, призывающее его от мирской жизни к целомудренной жизни в монастыре. Пусть кто-нибудь и согласится, что оно писано к самому Феодору, чего нет; но верно то, что Иоанн, который во все свое первосвященническое служение право толковал слово истины, зная, что Феодор сочинил такие богохульства, написал к нему такого рода послание. А что некоторые говорят, будто Феодор умер в общении и мире с церквами, – это ложь, и больше клевета против Церкви. Ибо в общении и мире с церквами умер тот, кто даже до смерти и сохранил и проповедал правые догматы Церкви. Но что Феодор не сохранил и не проповедал правых догматов Церкви, это также известно из его богохульств. Впрочем Григорий нисский также дает свидетельство защитникам Аполлинариева нечестия, обвиняющим священников Церкви из за Феодора Мопсуестского, и представляющим его богохульства, в которых он явно показал себя почитающим двух сынов этот Григорий в послании к Феофилу говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010