А. Пальмиери 266 считает возможным говорить только о четырех: в 1051 (избрание Илариона), в 1147 (избрание митрополита Клима Смолятича), в 1168 (история с игуменом Поликарпом) и в 1170 гг. (осуждение и наказание несостоявшегося ростовского епископа Феодорца). Э. Эрман прибавляет еще два собора, посвященных спору о постах (1160/1164 г.) 267 . На выводах решающим образом сказывается то или иное отношение к известиям поздних источников, поскольку древние памятники, современные описанным в них событиям, определенно сообщают лишь об одном соборе по вопросу о постах и о соборе, избравшем Клима Смолятича 268 . Действительное количество церковных соборов, разумеется, было большим 269 . Клим Смолятич достоин особого упоминания еще и по той причине, что его “избрание” повело к самому значительному из всех расколов как внутри древнерусской церкви, так и между Византией и Русью. Переяславский князь Изяслав Мстиславич, занявший в 1146 г. киевский стол, сумел убедить схимника и затворника Клима, поначалу сопротивлявшегося, стать кандидатом на митрополию, которая пустовала с 1145 г. Чтобы обойтись без санкции константинопольского патриарха, которая до тех пор в подобных случаях считалась необходимой, черниговский епископ Онуфрий предложил избрать митрополита одним соборным решением русских епископов. Однако двое из собравшихся епископов, Нифонт Новгородский и Мануил Смоленский, ввиду нарушения традиции сочли себя не в праве участвовать в выборах. Выход из этого положения, щекотливого и для самого Клима, нашел все тот же Онуфрий, посчитавший, что освятить поставление Клима можно с помощью мощей св. Климента, которые, очевидно, с 988/989 г. пребывали в Киеве, коль скоро в Византии в тех же целях использовались мощи св. Иоанна Крестителя (полный смысл этой процедуры остается неясным): “...а глава у нас есть святого Климента, якоже ставят греци рукою святого Ивана” 270 . После некоторого колебания это предложение нашло поддержку большинства (в шесть голосов), и 21 июля 1147 г. Клим был избран митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первые времена своего существования она не имела точных пределов. Ей принадлежали Ростовская, Белоозерская и Суздальская области, составлявшие территорию обширного и могущественного Владимиро-Суздальского княжества. Первые ростовские епископы, по имени двух главных областей, назывались ростовскими и суздальскими, когда же г. Владимир при Андрее Боголюбском сделался стольным городом, величались иногда ростовскими и владимирскими 204 . Скоро пределы Ростовской епархии значительно сократились. В 1162 г. (по Никон. лет. 1160 г.) усилившийся удельный суздальский князь Андрей Боголюбский задумал окончательно сделать Владимир клязьминский единственной столицей великого русского княжения и пытался добыть себе особого митрополита в лице известного Феодорца с отделением к его епархии Суздальской области. Попытка не удалась. Константинопольский патриарх Лука Хризоверг в просьбе отказал и по поводу выделения из Ростовской епархии особой митрополии в своей грамоте прибавил, что по апостольским и святоотеческим правилам каждая митрополия и епископия должны оставаться целыми и нерушимыми 205 . Приводя ответ патриарха Андрею Боголюбскому, проф. Е. Е. Голубинский замечает: «нет сомнения, что это мнимо-апостольное и мнимо-отеческое законоположение горячо защищалось нашими епископами... Даже в первичных уделах не сразу учреждались епархии. Галичская открыта чрез 60 лет после возникновения удела, а Рязанская – чрез целое столетие... Малое количество и обширность русских епархий навсегда стали отличительной характеристической чертой администрации Русской церкви, внесши в наше епархиальное управление значительно иной дух, чем был в Греции» 206 . К этому правилу Луки Хрисоверга не делить епархий впоследствии молчаливо присоединялись и другие основания, о которых епископы заговорили в конце XVII века. Впрочем, патриаршее правило оказалось бессильным окончательно прекратить дело о выделении Владимиро-Суздальской епархии из Ростовской. С 1212 г. Суздальское княжество враждебно разделилось на два княжества – Ростовское и Владимиро-Суздальское 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Естественно, что такому подвижнику и строгому аскету, каким был митрополит Алексий, бездуховный выскочка Митяй был неприятен, как неприятен был и тот факт, что его воспитанник Димитрий упорно требовал от старого Первоиерарха благословить Митяя на преемство митрополии. После отказа преп. Сергия от митрополичей кафедры Алексий уже не мог более противостоять князю и благословил Митяя, хотя и в уклончивой форме. Едва лишь преставился свят. Алексий, как Митяй, вероятно, при поддержке великого князя и Константинопольского патриарха Макария, водворился на митрополичьем дворе в качестве нареченного митрополита всея Руси. Михаил-Митяй, еще не будучи хиротонисанным, уже начал управлять Русской Церковью, что было, в общем-то, еще терпимо с канонической точки зрения. Но дальше-больше: артистическая натура требовала внешних эффектов, и, будучи по сану пресвитером, Митяй надел на себя первосвятительское облачение – мантию, белый клобук, митрополичий параманд с золотым крестом. Всяв в руки митрополичий посох, он становился на кафедре, восседал в алтаре на горнем месте. Обласканный князем фаворит с духовенством повел себя необычайно жестоко. Вновь мы видим удивительное совпадение с поведением Феодорца Белого Клобучка, любимца великого князя Андрея Боголюбского. Митяй проявил непомерное властолюбие, карая направо и налево священников, архимандритов и даже епископов. Пафос репрессий Митяя был направлен главным образом против монашества и его наиболее ярких представителей – преп. Сергия Радонежского, Дионисия Суздальского и других. Этим противостоянием нареченного митрополита и терроризирумого им духовенства решил воспользоваться митрополит Киприан. По-видимому, еще не вполне оценив возросшую силу великокняжеской власти, он решил с помощью великорусского монашества утвердиться в Москве. В расчетах Киприана была своя логика. Хотя он и показал себя с крайне неприглядной стороны в деле св. Алексия, все же был известен как представитель монашеских кругов, близких традициям паламитов и афонского исихазма. Высказываемые им идеи монастырского нестяжательства были близки по духу многим русским инокам. Между Сергием и Киприаном существовала оживленная переписка. Писал митрополит и к другим вождям русского монашества, в частности Феодору, игумену Симоновскому. И все же прибывший в Москву окольными путями, минуя кордоны Димитрия, Киприан не смог добиться своего. По приказу великого князя его ограбили и выпроводили вон из Москвы как незаконного «восхитителя» митрополичьей кафедры. В Царьграде, где накануне гибели Византии уже практически все покупалось и продавалось, он также не смог противостоять усилиям Москвы; ссориться с Димитрием греки не решились, а потому Киприана не поддержали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молящихся святых мучеников привели в деревню Озовию, там отрубили им главы, и предали дух свой в руки Божии святые мученики Максим, Дада и Квинтилиан апреля в 28-ой день, в царствование Диоклитиана и Максимиана, при наместниках Тарквинии и Гавинии. Господу нашему Иисусу Христу, владеющему нами, слава, держава и Царство во все века. Аминь. Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского Блаженный Кирилл был сын богатых родителей, родился и получил воспитание в городе Турове Не любя богатства и славы тленного мира сего, он с особенным усердием занимался изучением божественных книг и в совершенстве изучил Священное Писание. Когда наступило время, он пришел в монастырь Приняв иноческое пострижение, он стал служить Богу больше всех иноков, постом и бодрствованием изнуряя тело свое, и чрез это сделал себя чистым обиталищем Святого Духа. В это время он многим принес пользу тем, что учил и примером своим поощрял монахов пребывать в повиновении и послушании игумену, почитать его, как Бога, и во всем слушаться его и говорил, что тот монах, который не имеет послушания своему игумену согласно данному обету, не может спастись. Стремясь затем к более совершенным подвигам, блаженный Кирилл заключил себя в столп, где некоторое время и пребывал, подвизаясь в посте и молитве. Тут он составил много благочестивых сочинений, чем приобрел известность во всей окрестной стране. По усердной просьбе князя и граждан города митрополит возвел его в епископский сан и поставил епископом города Турова носившего в то время такое название и находившегося вблизи Киева. В сане епископа блаженный Кирилл доблестно подвизался в управлении церковью Божиею. Он, на основании Священного Писания, обличил ересь Феодорца названного так в поругание, и предал его проклятию Много посланий, основанных на словах Евангелия и пророческих книг, он написал и князю Андрею Боголюбскому а также посылал ему поучения, составленные им на Господские праздники, и многие другие душеполезные свои сочинения. Написав всё это и составив множество других сочинений, блаженный Кирилл распространил их среди своей паствы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Общий взгляд, проникающий летопись, отражается и в частностях, определяя выбор того или другого происшествие для описание. Так, говоря о жестокой казни мучителя Феодорца, летописец приводит такую причину внесение событие в летопись: «се же списахом, да не наскакают неции на святительский сан, но его же позовет Бог: всяк бо дар свыше сходя от Тебя Отца светом. Его же благословят человеци, будет благословен: его же проклену и человеци, будет проклят – Здесь частный случай вошел в летопись не только для того, чтобы сохранить память о злом епископе, погибшем в 1169-м году, но и с целию представить важность святительского сана и необходимость высшего призвание к нему, без которого ничтожны все усилие и заботы. – Так рассуждает о духе и тоне, в каком составлены русские древние летописи, один из почтеннейших наших ученых 3 ; и каждый, кто имел время и охоту ознакомиться с любопытнейшими произведениями благочестивых русских летописцев, согласится с справедливым о них суждением ученого мужа. Не погрешим, если причиною указанного совершенства наших летописей, совершенства, при котором он становятся выше обыкновенных летописных заметок и получают право на внесение их, по местам дельными статьями, в кодекс отечественной истории, – признаем то обстоятельство, что писатели наших летописей были люди большею частию не официальные, не придворные. Нет, древние наши летописцы все были простые монахи, только монахи сколько благочестивые, столько и наблюдательные. Не официально вызывались они писать летопись народной жизни, но влеклись к тому внутренним, святым призванием J духа. И сие то призвание сообщило их летописным рассказам ту свежесть, живость и можно сказать, то священное благоухание, по которым наши летописи действуют на читателей своих с привлекательностию, подобною той, какую оказывают на сердца наши священные книги откровение божественного. II Вот недалеко от Пимена многоболезненного преподобный Нестор, которого вы особенно чтите в мире, как именитого летописца, мы, же здесь еще ублажаем и как великого подвижника нашей Лавры, сотрудника Антониева и Феодосиева.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Андрею же Боголюбскому князю многи послания написа от евангельских и пророческих писаний, яже суть чтоми на праздники Господския, ина многа душеполезна словеса, яже к Богу молитвы и похвалы многим святым, ина множайшая написав, Церкви предасть; канун великий о покаянии створи к Господу по главам азбуки» . На основании этого единственного свидетельства о письменных трудах святого Кирилла к числу потерянных его сочинений можно отнести: 1) обличение на известную ересь Феодорца, епископа Ростовского, от Божественных Писаний; 2) многие послания к великому князю Андрею Боголюбскому от евангельских и пророческих писаний; 3) некоторые душеполезные Слова на праздники Господские, ибо святой Кирилл написал такие Слова «многа», а до нас дошли из них только девять; 4) Похвалы, или похвальные Слова, «многим» святым, к числу которых (Похвал) из сохранившихся Слов можно отнести только два (в неделю о мироносицах и на Собор 318 святых отцов); 5) канон великий покаянный к Господу по главам азбуки, ибо сохранившийся молебный канон святого Кирилла, хотя выражает и чувствования покаянные, но вовсе не расположен по буквам азбуки и обращен не к одному Господу Иисусу, а часто и ко всем Лицам Святой Троицы; 6) вероятно, и многие другие сочинения, которыми занимался святой Кирилл, еще подвизаясь в столпе и потом в числе «множайших» предал Церкви . Думать, будто под именем посланий к Андрею Боголюбскому разумеются собственно известные Слова и поучения святителя Туровского, потому только, что послания эти, по выражению жизнеописателя, написаны от евангельских и пророческих писаний, совершенно неосновательно, ибо и послания к игумену печерскому Василию, как говорит сам святой Кирилл, написаны тоже от святых книг и почти в каждом из своих сочинений, иногда даже не раз, он повторяет, что пишет не от себя, а от евангельских и пророческих писаний. Жизнеописатель именно выражается, что святой Кирилл «Андрею Боголюбскому князю» многие послания написал, а известные Слова на праздники написаны святым Кириллом для произнесения в церкви пред народом и обращений к Андрею Боголюбскому никаких не содержат.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

Однако, когда слава о нем распространилась, он оставил затворничество и по воле Туровского князя и горожан стал епископом Турова. В этом качестве подвижник занимался обустройством епархии, в частности, храмоздательством и много проповедовал. По-видимому, просветительные труды были его главным занятием на протяжении всей его жизни. Во всяком случае, «Житие» содержит характеристику литературной деятельности Кирилла: «Андрею, Боголюбскому князю, многа послания написа от евангельских и пророческих писаний, яже суть чтоми на праздники Господския; ина многа душеполезна словеса, яже к Богу молитвы, и похвалы многим, и ина множайша написав, Церкви предасть, канун великий о покаянии створи к Господу по главам азбуки». Кроме того, в «Житии» упоминается полемика Кирилла с Ростовским епископом Феодором, о котором речь пойдет ниже: «Феодорца, за укоризну тако нарицаемого, ересь обличи и проклят его». Свои последние годы подвижник провел на покое в Борисо-Глебском монастыре. Там он умер и там же был погребен. Вот все, что сообщает о святом Туровском епископе проложное «Житие». Соотнося его данные с различными косвенными историческими фактами, исследователи относят время рождения Кирилла к 10-м годам XII века, а время его смерти к концу столетия. Архиерейское же служение Кирилла приходится на 50–70 годы XII века. В дополнение к сказанному уместно привести характеристику внешности подвижника, известную по «Иконописному подлиннку»: «Подобием седой, волосы с ушей, борода с Николину, но не волнистая, – прямая. Риза святительская, в амофоре…». В Древней Руси Кириллу Туровскому приписывали весьма значительное число произведений. Однако с тех пор как в 1821 г. его научное наследие было впервые представлено науке, выяснилось, что многие из них являются псевдоэпиграфами. В настоящее время к несомненным сочинениям Кирилла относят чуть более тридцати текстов. Прежде всего, важное значение имеет созданный Кириллом цикл молитв на всю седмицу. Этот цикл известен по большому количеству списков древнерусского и южнославянского происхождения начиная с XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

о пред. и прес. прест. и 208 ст. улож. о нак., каковые узаконения составляют действующее право. – Так исчезли из русского законодательства постановления о денежных взысканиях за нарушения церковных заповедей, а вместе с тем положен вообще конец применению Церковию денежных наказаний в отношении к мирянам. 2) Телесные наказания § 20. Если несомненно, с одной стороны, что Церковь , в первое время своего существования на Руси, ввела в употребление на практике греческие телесные членовредительные наказания, то, с другой стороны, представляется весьма сомнительным применение означенных наказаний Церковию к мирянам за преступления против церковных заповедей (по крайней мере, до XVII столетия). В пользу утвердительного ответа на вопрос о применении телесных наказаний к мирянам, по-видимому, могут быть приведены следующие, относящиеся сюда, свидетельства из источников. 1) Холоп новгородского епископа Луки Жидяты Дудека был подвергнут за лжесвидетельство против господина урезанию носа и отсечению рук 325 . 2) О ростовском епископе Феодоре, или «Феодорце звероядивом», как его называет летопись, рассказывается, что «много пострадаша человецы от него в держаньи его, и сел изнебывши и оружья и конь, друзии же и роботы добыша, заточенья же и грабленья; не токмо простьцем, но и мнихом, игуменом и ереем безмилостив сый мучитель, другим человеком головы порезывая и бороды, иным же очи выжигая и язык урезая, а иных распиная по стене и муча немилостивне, хотя исхитити от всех именье, именья бо бе не сыт акы ад» 326 . 3) Митрополит Иоанн II в церковном правиле своем писал между прочим: «иже волхвования и чароданиа творяща, аще мужу и жене, словесе наказаниеме показати и обратити от злыхе; якоже оте зла непреложни пребудут, яро казните на взбранение злу, но не до смерти убивати, ни обрезати сих телесе 327 , не бо приимает церковное наказания учение». 4) Через долгое время после митрополита Иоанна, в 1427 году, митрополит Фотий писал псковичам: «и пишете ми, сынове, со своим послом, с посадником Федорем, что есте по моей грамоте тех стригольников обыскали и показнили, и о том вашем крепком благочестии благодарю… И которые тии стригольницы от своего заблуждения не могут чисте веровати православия истиннаго....

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Андрею же Боголюбскому князю многи послания написа от евангельских и пророческих писаний, яже суть чтоми на праздники Господския, ина многа душеполезна словеса, яже к Богу молитвы и похвалы многим святым, ина множайшая написав. Церкви предасть; канун великий о покаянии створи к Господу по Главам азбуки” 1887 . На основании этого единственного свидетельства о письменных трудах святого Кирилла к числу потерянных его сочинений можно отнести: 1 . обличение на известную ересь Феодорца, епископа Ростовского, от Божественных Писаний; 2 . многие послания к великому князю Андрею Боголюбскому от евангельских и пророческих писаний; 3 . некоторые душеполезные Слова на праздники Господские, ибо святой Кирилл написал такие Слова “многа”, а до нас дошли из них только девять; 4 . Похвалы, или похвальные Слова, “многим” святым, к числу которых (Похвал) из сохранившихся Слов можно отнести только два (в неделю о мироносицах и на Собор 318 святых отцов); 5 . канон великий покаянный к Господу по Главам азбуки, ибо сохранившийся молебный канон святого Кирилла, хотя выражает и чувствования покаянные, но вовсе не расположен по буквам азбуки и обращен не к одному Господу Иисусу, а часто и ко всем Лицам Святой Троицы; 6 . вероятно, и многие другие сочинения, которыми занимался святой Кирилл, еще подвизаясь в столпе и потом в числе “множайших” предал Церкви 1888 . Думать, будто под именем посланий к Андрею Боголюбскому разумеются собственно известные Слова и поучения святителя Туровского, потому только, что послания эти, по выражению жизнеописателя, написаны от евангельских и пророческих писаний, совершенно неосновательно, ибо и послания к игумену печерскому Василию, как говорит сам святой Кирилл, написаны тоже от святых книг и почти в каждом из своих сочинений, иногда даже не раз, он повторяет, что пишет не от себя, а от евангельских и пророческих писаний. Жизнеописатель именно выражается, что святой Кирилл “Андрею Боголюбскому князю” многие послания написал, а известные Слова на праздники написаны святым Кириллом для произнесения в церкви пред народом и обращений к Андрею Боголюбскому никаких не содержат.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (До 1160 - 28.03.1173), блгв. кн. Владимирский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Русской просиявших). Второй сын Ростово-Суздальского блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского (от 1-го брака), младший брат блгв. кн. Изяслава Андреевича , старший брат блгв. кн. Глеба Андреевича и буд. груз. царя кн. Юрия (Георгия) Андреевича. Основные источники сведений о М. А. сохранились в древнерус. летописях, памятниках агиографии и синодиках. После кончины своего старшего брата Изяслава Андреевича, погребенного с участием М. А. 28 окт. 1165 г. во владимирском Успенском соборе (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 524; Бережков. 1963. С. 67, 158, 165, 176), М. А. стал наследником Андрея Боголюбского. В нач. 1169 г. по приказу отца М. А. возглавил масштабный поход в Ср. Поднепровье, в к-ром участвовали войска коалиции 11 рус. князей против Киевского и Владимиро-Волынского блгв. кн. Мстислава Изяславича . 8 марта 1169 г., после 3-дневного штурма, войскам М. А. удалось занять Киев. «Весь град», включая «Подолье и Гору» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 545), в течение 2 дней подвергался разграблению со стороны войск союзников. Пострадали не только почти все киевские мон-ри (кроме Печерского), но и главные городские святыни - Софийский собор и Десятинная церковь : «...и взяша именья множьство, и церкви обнажиша иконами и книгами, и ризами, и колоколы изнесоша все Смолняне и Суждалцы и Черниговцы» (Там же). 12 марта 1169 г., посадив на киевском столе своего дядю, переяславского кн. Глеба Юрьевича, вместе с ростово-суздальскими войсками М. А. выехал из Киева в Сев.-Вост. Русь. 8 мая 1169 г. М. А. мог стать свидетелем низвержения из самовольно присвоенного сана нареченного Владимирского митрополита (избранного по воле Андрея Боголюбского, но не признанного в Киеве и К-поле) Феодора (Феодорца), который вскоре был выслан Владимирским вел. князем в Киев на суд митр. Константина II .

http://pravenc.ru/text/2564280.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010