Из современных имп. Феофилу патриархов один рисуется у Амартола такими мрачными чертами, что русская история представляет подобных архиереев разве только в лице Феодорца, белого клобучника (XII в.) и м. Зосимы (XV в.) «По смерти патр. Антония вместо него рукополагается синкелл Иоанн – лучше сказать новый Ианний и Иамврий – знаменитый магией, и леканомантией 300 и всяким нечестием; этот патриарх, оказавшись пригодным орудием царского нечестия и падения, делал для царя все, что служило на пагубу. Царь болел василиском нечестия, зачал, и извергши родил его, – я разумею указ о том, чтобы стирать или изглаждать св. иконы. – Этот Ианний построил себе за городом дом, доныне называемый Трулом, посредством каких-то жертвенных закланий беседовал с демонами и объяснял царю будущее; этот дом и доселе стоит необитаемый, так как его стали посещать демоны» 301 . Суеверное убеждение, что в некоторых домах, большей частью благодаря их строителям, поселяются демоны, и доселе существует на Руси. В 842 г. (20 января) умер имп. Феофил и смертью его закончилась эпоха иконоборства, длившаяся с некоторыми перерывами 116 лет непосредственно по смерти Феофила вдова его имп. Феодора «верная и благочестивая, еще при жизни мужа тайно чтившая св. иконы, изгоняет из церкви и из города патр. Иоанна с его единомышленниками и возводит на патриархию, иже во святых, Мефодия монаха; и собрав всех изгнанных Феофилом епископов и монахов утвердила правосл. веру и умирила церковь в 1-е воскресение св. поста» 302 . Этим торжеством православия Амартол и заканчивает свою летопись. В представлении наших предков – быть может отчасти благодаря Амартолу – эпоха иконоборства осталась временем самым темным, – временем не только нечестия, но и насилия, соединенного с жестокостью и распущенностью. Курбский, живописуя жестокость Грозного, сравнивает его с Фокой тираном и икономахами 303 . Иван Грозный, желая попрекнуть за привольное житье Шереметева, заточенного им в Кириллов монастырь, пишет инокам следующее: «вся та слабость от начала учинилась от Василья от Шереметева, подобно иконоборцам в Цареграде царема Лву Исавру и сыну его Константину гноетезному» 304 . Патриарха Никона современники также сравнивали с иконоборцами, конечно, не за сущность его реформы, а за крутой способ ее проведения 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

576 Ещё известны два случая проявления митрополитами своей власти над епископами, именно – митрополитом Климентом над епископом Новгородским Нифонтом и митрополитом Константином 2 над Ростовско-Суздальским епископом Феодором или Феодорцем. Но они суть случаи не столько суда, сколько личной расправы митрополитов с епископами; о них скажем ниже. 577 Лаодикийского собора правило 40, 4 вселенского собора правило 19, 6 вселенского собора правило 8 fin. (Карфагенского собора правило 53 по пространному чтению у Ралли и П., III, 433). Относительно времени, соответствующего нашему периоду до-монгольскому, см. патриарха Алексея у Ралли и П., V, 27). 578 В Памятниках древне-русского канонического права, изданных A. С. Павловым и составляющих VI том Русской Исторической библиотеки, col. 18, §31: „иже не послушають епископи своего митрополита совокуплятися призываемии от него сбор сотворити, иже (так как) зле творящаа, посварити их отеческим наказанием”. Разуметь эти слова митрополита Иоанна о правильных ежегодных соборах мы не находим основательным, ибо самый образ выражения показывает, что тут разумеются соборы не ежегодные, а созываемые по мере нужды. 579 Отдельные известные случаи и всего ограничиваются числом четырёх: – При патриархе Иоанне Ксифилине (1064–1075) присутствовал на патриаршем соборе не называемый по имени русский митрополит, см. выше сноска – В 1073 году митрополит Георгий, по свидетельству нашей летописи, находился в Греции. – На одном из соборов, бывших при патриархе Николае Грамматике (1084–1111) присутствовал не называемый по имени Русский митрополит, – см. выше сноска – На соборе 1171 года присутствовал русский митрополит Михаил, – см. выше (до сноски 582 Вся речь летописи о поставлении Илариона состоит в следующем: «в лето 6559 постави Ярослав Лариона митрополитом Руси в святей Софьи, собрав епископы». 583 Что Ефрем был Грек, положительным образом этого нам не известно, но, как говорили мы выше, это есть вероятнейшее предполагать. Видеть в Ефреме самого Илариона под монашеским именем, представляется нам совершенно не основательным: летописец называет Илариона тем именем, которое он носил в митрополитах, следовательно – это имя и есть монашеское, а как назывался он в миру, летописец этого не сообщает (вероятно, потому, что не знает). От самого Илариона сохранилось исповедание веры, данное им письменно перед принятием сана митрополичьего, и под этим исповеданием он подписался: «мних и прозвитер Иларион», см. Прибавления к творчествам святых отцев ч. II, 1844 года, стр. 255.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II митр. Киевский и всея Руси (1166/67-1169/70). Поставлен К-польским патриархом Лукой Хрисовергом после кончины в 1166 г. Киевского митр. Иоанна IV . По-видимому, К. прибыл в Киев после 19 мая 1167 г., когда Киевским князем стал Мстислав Изяславич: летописи не упоминают об участии К. 21 марта 1167 г. в погребении Киевского вел. кн. Ростислава Мстиславича († 14 марта 1167) в киевском мон-ре св. Феодора. (Прямое указание в Московском своде 1479 г. на приезд К. в Киев в начале княжения Мстислава представляет собой, вероятно, результат реконструкции событий позднейшим летописцем: ПСРЛ. Т. 25. С. 77; см. также: НПЛ. С. 32, 219.) К. атрибутируется одна из печатей рус. митрополитов с именем Константин. На одной ее стороне имеется изображение образа Пресв. Богородицы «Знамение», на другой - греч. надпись: «Константин, Божией милостью митрополит всея Руси» ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 49, 175, 253). К., судя по имеющимся данным, был вторым после Иоанна IV митрополитом, у кого в титуле были слова «всея Руси». Вероятно, это обусловлено как преодолением церковно-политического разделения 1147-1159 гг., связанного с поставлением на митрополию Климента Смолятича без санкции К-поля, так и выдвинутой не позднее нач. 60-х гг. XII в. претензией св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского на учреждение неподвластной Киеву и подчиненной К-полю Владимирской митрополии. При К. продолжился начавшийся на рубеже 50-х и 60-х гг. XII в. спор о посте в среду и пятницу в тех случаях, если на эти дни приходятся Господские праздники. Ок. 1167-1169 гг. при дворе К. находился Ростовский еп. Леонтий II (в летописях - Леон, Леонт), видимо грек; он был изгнан с кафедры кн. Андреем Боголюбским и оправдан в К-поле патриаршим судом от обвинений, выдвинутых против него в нач. 60-х гг. XII в. владимиро-суздальским князем и нареченным Владимирским еп. Феодором (Феодорцем) , кандидатом кн.

http://pravenc.ru/text/2057014.html

Скачать epub pdf Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского Память 28 апреля Блаженный Кирилл был сын богатых родителей, родился и получил воспитание в городе Турове 2821 . Не любя богатства и славы тленного мира сего, он с особенным усердием занимался изучением божественных книг и в совершенстве изучил Священное Писание. Когда наступило время, он пришел в монастырь 2822 . Приняв иноческое пострижение, он стал служить Богу больше всех иноков, постом и бодрствованием изнуряя тело свое, и чрез это сделал себя чистым обиталищем Святого Духа. В это время он многим принес пользу тем, что учил и примером своим поощрял монахов пребывать в повиновении и послушании игумену, почитать его, как Бога, и во всем слушаться его и говорил, что тот монах, который не имеет послушания своему игумену согласно данному обету, не может спастись. Стремясь затем к более совершенным подвигам, блаженный Кирилл заключил себя в столп, где некоторое время и пребывал, подвизаясь в посте и молитве. Тут он составил много благочестивых сочинений, чем приобрел известность во всей окрестной стране. По усердной просьбе князя 2823 и граждан города митрополит возвел его в епископский сан и поставил епископом города Турова 2824 , носившего в то время такое название и находившегося вблизи Киева. В сане епископа блаженный Кирилл доблестно подвизался в управлении церковью Божиею. Он, на основании Священного Писания, обличил ересь Феодорца 2825 , названного так в поругание, и предал его проклятию 2826 . Много посланий, основанных на словах Евангелия и пророческих книг, он написал и князю Андрею Боголюбскому 2827 , а также посылал ему поучения, составленные им на Господские праздники, и многие другие душеполезные свои сочинения. Написав всё это и составив множество других сочинений, блаженный Кирилл распространил их среди своей паствы. Его трудами и до сих пор пользуются православные русские люди, просвещая и утешая себя 2828 . Проведши в таких благочестивых подвигах свою жизнь и достойно управив врученное ему стадо, блаженный Кирилл отошел в вечный покой бесконечной жизни 2829 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В ходе долгих переговоров с участием различных был одобрен план, предложенный гетманом И. Самойловичем: избрание Киевского митрополита духовенством Киевской митрополии при участии казачества; поставление Киевского митрополита в Москве; обращение в Константинополь за признанием. В ноябре 1685 г. епископ Луцкий Гедеон, избранный в Киеве на митрополичью кафедру, принес в Москве архиерейскую присягу и получил титул Киевского, Галицкого и всея Малыя России. Поставление Гедеона в митрополиты Киевские было совершено Москвой без испрашивания разрешения у Константинополя, что полностью соответствовало позиции России об исторической неделимости Русской Церкви и об изначальном тождестве Киевской и Московской кафедр. Тем не менее, следуя намеченному плану, Московский патриарх Иоаким и цари Иоанн V и Петр I обратились в Константинополь за признанием совершившегося поставления. Признание было получено, а дальнейшее подчинение Киевской кафедры Московскому Патриархату — одобрено патриаршей и соборной грамотой Константинопольского патриарха Дионисия IV от 1686 г., на чем и закончилось просуществовавшее чуть более двух веков разделение единой Русской Общие выводы об историческом единстве Русской Церкви Православные епархии различных русских земель изначально принадлежали к единой митрополии Руси (с XII в. — «всея Руси»). Попытки создания независимых митрополий — неважно, de iure или de facto — для той или иной части русских земель в подавляющем большинстве своем были и, как правило, подвергались строгому осуждению со стороны, прежде всего, Константинопольской Церкви (случаи с Климом Смолятичем, Феодорцом, Феодоритом, Григорием Цамблаком). Константинопольские же паламитские соборы XIV века официально признали Северо-Восток Руси единственным легитимным центром бывшей Киевской митрополии. Проект независимой от Москвы Киевской митрополии родился в недрах Римо-католической Церкви. Рукоположенный Римом униатский митрополит Григорий Болгарин был принят в лоно Константинопольской Церкви по икономии, причем Константинополь не только не ожидал, что принятие Григория приведет к разделению Русской Церкви на части, но и настаивал на сохранении ее единства, имеющего глубокие исторические корни.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить КОНСТАНТИН II КИЕВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Константин II ( XII в.), митрополит Киевский и всея Руси . Константин II стал после смерти Иоанна IV митрополитом всея Руси: «tis pasis " Rosias », как гласят легенды на двух свинцовых печатях и одном хрисовуле . Константин прибыл в Киев в 1167 г. и оставался в должности, вероятно, до 1170 г. (см. Михаил III Киевский ). Вследствие строгого толкования необходимости постов в среды и пятницы по господским праздникам Константин II и черниговский епископ Антоний вступили в конфликт с влиятельным Киево-Печерским монастырем ; наивысшего накала он достиг на Рождество 1168 г., которое приходилось на среду, когда Константин подверг епитимье печерского игумена Поликарпа . Эта мера вызвала такое раздражение против него, что разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского в марте 1169 г. рассматривалось как божественное возмездие за «неправду митрополичью». Строгим судьей проявил себя Константин и в деле против ростово-суздальского назначенного (но нерукоположенного) в епископы Феодорца , к которому было применено византийское гражданское законодательство. Феодорец, добивавшийся учреждения новой митрополии во Владимире-на-Клязьме , не пожелал поставления от Константина. В то же время Андрей Боголюбский лишил его своей поддержки. Вследствие этого летом 1169 г. по приговору Константина ему урезали язык, отрубили правую руку и ослепили. Можно предполагать, что жесткий курс Константина II угрожал церковно-политическим интересам Византии, и потому он был отозван патриархом. Мнение, будто Константин был русского происхождения (Д. Оболенский), не находит подтверждения в источниках. Использованные материалы   В литературе, по недоразумению, неоднократно утверждалось, что Константин приказал якобы арестовать Поликарпа. Однако древнерусское «запрещение» соответствует греческому epitimia — «покаяние, наказание» — и может означать в худшем случае отрешение от должности. Редакция текста от: 03.05.2009 13:50:19 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " КОНСТАНТИН II КИЕВСКИЙ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/12817.html

Поэтому монастырь, в его понимании, — это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игумена Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: " И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси " . И недаром сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII века. Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в " Слове и похвале святым отцам Никейского собора " он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому " Притча о человеческой душе и о теле "  — это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в конце 60-х — начале 70-х годов XII века по мотивам " дела Феодорца " ( " слепец "  — это ростовский епископ Феодор, " хромец "  — Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым). Но, если вспомнить, поучения преподобного Феодосия были направлены, прежде всего, к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше — он формулирует " печерский идеал " как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу. Кирилл Туровский причислен к лику святых, день памяти — 28 апреля (11 мая). В. М. Кириллин . Кирилл Туровский Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой " паче всех на Руси " как " второй златословесный вития " (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению. И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историко-филологической науке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 1569 году погибли двоюродный брат Царя, князь Владимир Андреевич со своим семейством и вдова родного брата Юрия, княгиня Иулиания. Государство было разделено на опричнину – собственно царская область, населенная особо преданными, как ему казалось, слугами – опричниками, и земщину – всё остальное государство, управлявшееся обычным порядком, через бояр. Опричники грабили земщину, клеветали Царю, и производились расправы, иногда с необычайной жестокостью. Бывало, что казнь производил сам Иоанн. Все ужасались, но молчали, а в песнях, в которых вспоминается это время, народ даже отчасти становится на сторону Царя и как бы считает, что на самом деле Грозный Царь лишь выводил измену и лихих людей. Ревностный Первосвятитель Русской Церкви святой митрополит Филипп не вытерпел того, что творилось, и громко обличил Царя. Но Иоанн не внял голосу Святителя и на него самого воздвиг гонение; святой Филипп безропотно отправился в ссылку и предпочёл получить мученический венец, чем вызвать возмущение против царской власти. В 1574 году Иоанн поставил над земщиной крещёного пленного татарского Царя Симеона Бекбулатовича с титулом Великий Князь Симеон всея Руси, назвав себя Московским князем Иваном, и, как обыкновенный подданный, писал челобитные: «Государю Великому Князю Симеону Бекбулатовичу Иванец Васильев со своими детишками с Иванцем да с Феодорцем челом бьёт, Государь, смилуйся, пожалуй». Через два года, однако, Иоанн Васильевич лишил Великого Князя Симеона власти и сослал его в Тверь. Под конец жизни разделение Руси на опричнину и земщину было уничтожено Иоанном, все время не забывавшим, что отчиною его является не только все Московское Государство, но и части Руси во главе с Киевом, подпавшие под иностранное владычество. И находясь на высоте своего царского величия, и отделяясь от власти, Иоанн оставался в глазах всего народа тем же прирождённым и Богом данным Государем, а все остальные власти существовали лишь пока это угодно было Царю. Иоанн хорошо сознавал, в чем заключаются сила и преимущество его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Иоанна Златоуста и других отцов церкви и пользовались одинаковым с ними значением в церковном употреблении в древнерусской церкви... На основании сделанных нами замечаний по поводу житийного сказания Пролога о св. Кирилле Туровском , – единственного источника для его жизнеописания, – можно до некоторой степени характеризовать его личность и положение в современном ему обществе. Живя на юге России в то время, когда эпически-героический строй древнерусской жизни, воспроизведенный нашими былинами и «Словом о Полку Игореве» еще не был порушен, когда здоровая молодая жизнь била ключом, несмотря на все опустошения и разорения, сопровождавшие княжеские усобицы и набеги диких кочевников на южные пределы России, – он являет из себя цельный образ того «нового человека», которого начинало вырабатывать на Руси христианство и принесенное им просвещение. Он – человек христиански-просвещенный, ученый и образованный богослов, погруженный в изучение св. Писания и отцов церкви, и вместе – аскет-отшельник, не ищущий и не желающий ничего в этом земном мире и яже от мира; но он, тем не менее, не порывает связей и с этим миром, напротив, живет в нем, находится в постоянном общении и взаимообщении с людьми, с обществом. Так, и в монастыре, и в затворе – он поучает и назидает, словом и делом, учением и примером, приобретает громкую известность святостью жизни и своим учительством и не только не отказывается принять многотрудное святительское служение, но и действует как мудрый пастырь и архипастырь, участвуя в важнейших церковных и церковно-политических событиях своего времени (отношения его к Андрею Боголюбскому и к делу Феодорца). – Таким представляется нам святитель Кирилл Туровский , на основании даже и тех скудных сведений, какие сохранились от древности. Его поучения, издаваемые нами, к рассмотрению которых, в связи с другими творениями св. Кирилла, мы теперь обращаемся, вполне подтверждают такую характеристику. Известный ученый археограф Калайдович издал в 1821 г. 15 небольших церковно-учительских произведений святителя Кирилла Туровского и с этого времени имя его заносится на страницы истории древнерусской литературы, как имя замечательного писателя и красноречивого проповедника XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

В заключении Слова находят не прямое осуждение ереси Феодорца, именно в словах: «горе согрешающему по принятии священного сана! горе не боящимся Бога в монашестве, иерействе и самом епископстве». В церковных песнопениях на неделю о расслабленном находим такие места, служившие в некотором роде призывом к составлению похвальных речей, в стиле разбираемого Слова Кирилла Т.: «непогребен мертвец сы разслаблен сы взпи: одр мой гроб ми бысть» (стих. 2-я на Госп. возз.)... «Взыде Исус в Иерусалим к овчи купели, человек слежаше в немощи... Спас рече к нему: тебе ради человек бых, тебе ради плотию обложен есть, и глаголеши: человека не имам; возьми одр свой и ходи; все тебе возможна» («Слава на литии)... На купели иногда ангел на овчии схождаше ... крещением же Божиим ныне очищает безчисленная множества Христос»... (Кан. песн. 1 ст. 1., – Триодь XIII в. Новг. Соф. библ. 85). В нашем Сборнике на 4-ю неделю (о расслабленном), кроме Слова Кирилла Тур., помещены: названное уже поучение неизвестного, Феодора Студита («О еже внимати себе и бегати от погибельных мест и образ греховных»), Слово Златоуста на среду 4-й недели («егда взыде Иисус в церковь в преполовение праздника»), Толковый канон на Преполовение (л. 233–266). 331 „Когда же принесут сюда останки от трапезы ... тотчас прибегут приставники овчей купели, и не так усердно псы лизали струпы Лазаревы, как они (приставники) пожирают назначенное мне подаяние“, 337 В др. сп.: «аще не бысть добро, а зла несть в моемь встании» – если выздоровление мое не есть добро, то во всяком случае оно не есть и зло. 338 В неделю шестую – о слепом: «Того же Кирилла мниха о слепце, и о зависти жидовсти – от сказаний Евангельских» (Лавр. сп., л. 96 об.). – В начале проповедник прямо указывает предмет своего Слова: он проповедует о «милости и чековеколюбии Господа И. Христа, обильно дарованных роду человеческому» и тут же, по обычаю, скромно замечает, что «не от своего сердца износит словеси», а берет из дневного Евангелия от «бывшего самовидца чудес Христовых, Иоанна Богослова».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010