Вместе с тем надо признать, что наряду с патриотическим и династическим пафосом автора она выказывает широкое и умело использованное знание Св. Писания и отцов церкви. Возвращаясь к частностям, отметим, что параллельно Суздальской летописи Киевская также сообщает о различных чудесах, совершенных Божией Матерью прежде всего во Владимире-на-Клязьме: например, об изгнании ростовского епископа Феодорца, которого Бог лишил разума 1105 , причем в рассказе Киевской летописи содержатся некоторые дополнительные детали (так, изгоняет Феодорца митрополит Константин), но библейская аргументация остается неизменной. Далее, в той же последовательности, что и в Суздальской летописи, повествуется о чуде иконы Богородицы Десятинной, т.е. о победе князя Глеба Юрьевича над половцами 1106 . И напротив, сообщение об убиении князя Андрея Боголюбского июня 1175 (надо: 1174) г.] дано в оригинальной самостоятельной версии 1107 . Вслед за упоминанием об основании Боголюбова близ Владимира 1108 следует похвала, описывающая церковное строительство Андрея, что дает основание для сравнения его с царем Соломоном. Описание внутреннего золоченого убранства здания следует за образом нового Иерусалима в Откровении Иоанна ( Откр.21 ). Оценивая личность князя, летописец отмечает, что он не любил пьянства и ко всякому относился, словно любящий отец. Его внутреннее благочестие проявлялось в том, что по ночам он ходил в церковь , сам возжигал свечи и молился перед иконами, каясь в своих грехах. Этот “вторый мудрый Соломон” родом был скорее с небес, нежели с земли, но при всем том не забывал ежедневно раздавать пропитание нищим и больным во всем городе: забота о нуждающихся была для него как встреча с Христом ( Мф.25:31–46 ). Предчувствуя гибель, он вспоминает о крестных муках Спасителя ( Мф.27:25 ; Ин.15:13 ). Похвала завершается просьбою о небесном заступничестве “страстотерпца” за народ и землю Русскую, а также об общем мире (“дати мирови мир”). В рассказе о самом убийстве надо отметить сравнение зачинщика Якима с Иудой, предавшим Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

472 Аскетическая практика первых столпников включала три последовательные ступени совершенствования: жизнь под землей (в пещере, гробнице), затвор на земле (приковывание цепью), стояние на столбе; какая из этих ступеней имеется в виду в случае с Кириллом, неясно; см.: Blersch H.G. Die Säule im Weltgeviert. (Sophia.17). Trier, 1978. См. также прим. 431. Возможно, аналогичным же образом была структурирована и практика затворников. 473 Под 1146 г. сообщается о сведёнии с кафедры Иоакима, предшественника Кирилла (ПСРЛ. Т.1. Стб.314), а к 1169 г. относится осуждение Феодорца, ставленника Андрея Боголюбского, с которым активно боролся Кирилл (там же. Стб.355–357; Т.2. Стб.551–552 [под 1172 г.]). [См. также: Левшун Л.В. Позиция Кирилла Туровского в деле Феодорца Ростовского и ее отражение в “Слове на сбор святых отец”//ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. Юб – 122. – Прим. изд. (А.Н.)]. 474 ПСРЛ. Т.2. Стб.627 (под 1182 г.). О биографии Кирилла см.: Димитрий (Самбикин) . Месяцеслов святых, всею русскою церковию или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве. Вып.1–3 (сентябрь-май). Тамбов, 1878– 1880. Вып. З. С. 175 и сл.; [Малышевский]. Творения (прим. 312). C.I – СП; Пономарев А. К истории древнерусской церковной письменности и литературы//Странник. 1880. С. 241–261; [Барсуков Н.] Источники русской агиографии. (ПДП. 81). СПб., 1882. С.308 и сл. (перепеч.: Leipzig, 1970); Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.З. С. 125–181; Голубинский Е. (прим. 19). T.I/1. С.793–811; Титов Ф. Кирилл Туровский //ПБЭ. 1909. Т.10. С. 398– 401; Истрин В. Μ. Очерк (прим. 383). С. 177–183; Tatarynovi Р. S.Cirillo, vescovo di Turov, e la sua dottrina spirituale. Roma, 1950. P. 1–41 (Diss.); Надсон А. Св. Кирил Лондон, 1968; Podskalsky G. L’évèque Cyrille de Tourov (Ile moitié du XII siècle): Le théologien le plus important de la Rus’ de Kiev//Irén. 1988. T.61. P. 507–522. 475 Хотя приведенный у Макария [(прим. 21). Т.З. С. 172–175] список, вероятно, все же преувеличен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До настоящего времени сохранились три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из них может быть отнесено ко времени пребывания святого Кирилла и Борисоглебовском монастыре, а именно «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и Нового». Затем блаженный Кирилл, желая больших подвигов, удалился в столп, то есть в однообразную, может быть, сторожевую башню, затворился там и пробыл в этом столпе долгое время, еще более утруждая себя постом и молитвами. Здесь изложил он много писаний духовных. Слава о святом Кирилле распространилась по всей стране той, и, по умолению князя Георгия Ярославича и жителей города Турова, он был поставлен во епископы Туровского княжества, которое с 1157 года стало независимым от Киева, наследственным княжеством в роде князя Георгия. До святого Кирилла известны всего четыре епископа города Турова: Симеон, Игнатий, Иоаким, Георгий. Преемник епископа Георгия, святой Кирилл является, таким образом, пятым епископом в Турове. Во епископстве святой Кирилл совершил еще большие подвиги во славу Церкви Божией, особенно в годину постигшего ее смятения. В 1169 году некий Феодор, который за свои преступления впоследствии укоризненно прозван Феодорцем, возмечтал занять епископскую Владимиро-Суздальскую кафедру, приложив все старания к тому, чтобы она стала особой митрополией, независимой от Киевской митрополии, которой были подчинены все епископские кафедры на Руси. В Константинополе Феодор достиг только того, что патриарх Лука Хризоверг посвятил его во епископы, в учреждении же новой митрополии Феодору было занято. Заняв кафедру, Феодор самовольно не признал власти Киевского митрополита. Сей нечестивый Феодор не захотел послушаться великого князя владимирского Андрея Георгиевича Боголюбского, приказывавшего ему идти ставиться к митрополиту в Киев. Князь был к Феодору расположен, хотел ему добра, а он не только не пожелал доставления от русского митрополита, но и церкви все во Владимире запер, и не было в них ни звона, ни служения. За это Феодор был изгнан. Много людей пострадало от него, одни лишились имущества, другие обращены были в рабство, и не только простые люди, но и иноки, игумены. Вымогая у людей имущество, Феодор подвергал их даже пыткам. Неустанно следя за благоденствием всей Русской Церкви, святой Кирилл обличил ересь Феодора на основании Божественных писаний и проклял его. Великий князь Андрей изгнал Феодора и послал его в Киев, к митрополиту Константину, который лишил непокорного епископского сана, после чего Феодор был казнен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Известны Белгородские епископы: Феодор (упом. 1147–1148), Максим (упом. 1187–1190), Адриан (1190–1197), безымянный (упом. 1231). В 1231 г. Белгородская епархия представляется еще самостоятельною и отдельною от Юрьевской (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 38, 136, 138, 152 Известны Волынские епископы: Феодор (1137–1147), Иоасаф (упом. 1223–1229), Василий и Никифор — преемники Иоасафа (П. собр. р. лет. 1. 133; 2. 30, 163; 3. 45 Известны Переяславские епископы: Евфимий (1141–1149), Василий (поставл. 1157), Антоний (уп. 1168), Павел (поставл. 1198), Симеон (упом. 1239) (П. собр. р. лет. 1. 136, 174, 200; 2. 17, 30, 43, 176 Татищ. 3. 104, 160, 328 Упоминаются Юрьевские епископы: Дамиан в 1147 г. и безымянные в 1183, 1197 гг.; Алексий ок. 1220 г. и еще безымянный в 1231 г. (П. собр. р. лет. 1. 194; 2. 30, 128, 152 Памятн. росс. слов. XII в. 255 Под 1154 г. летопись говорит о каком-то епископе Дамиане Каневском (1. 147; 2. 76 принимая во внимание, что около того самого времени был Юрьевский епископ Дамиан, можем думать, что это одно и то же лицо и что Юрьевские епископы назывались иногда и Каневскими. По крайней мере, предполагать существование особой епархии — Каневской нет достаточного основания. Известны Полоцкие епископы: Косьма (1143–1156), Дионисий († 1183), Николай (поставл. 1185), Владимир (упом. 1218) , Алексей (упом. 1231) (П. собр. р. лет. 1. 165, 187; 2. 19, 126, 127 В летописи упоминаются только два Туровских епископа: Иоаким — в 1144–1146 гг. и Лаврентий — в 1182 г. (1. 136; 2. 19, 25, 126 Но из древнего сказания, сохранившегося в Прологе (под 28 чис. апреля известно, что был в Турове знаменитый епископ Кирилл, который обличил ересь Феодорца Ростовского (след., ок. 1169 г.), писал послания к Андрею Боголюбскому († 1174) и, значит, занимал Туровскую кафедру прежде Лаврентия, упом. в 1182 г. (Восток. Опис. рук. Рум. муз. 457 В другом древнем сказании — «О Мартыне мнисе, иже в Турове», повествуется, что этот Мартин был прежде поваром преемственно четырех Туровских епископов — Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия и что потом, когда Мартин, будучи уволен последним епископом на покой за старостию, сделался иноком и проживал в епископском монастыре святых мучеников Бориса и Глеба в тяжкой болезни, к нему явились святые мученики Борис и Глеб, которых он принял за слуг Ярослава Георгиевича («и мнев старец: Георгиевича Ярослава слузе еста»), и исцелили его (Пролог Рум.

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

П. Соколов в нач. XX в. показал, что в оригинале послания имелся в виду Леон и датировать послание следует не 1160 г., под которым оно помещено в Ник., а, по мнению исследователя, 1168 г. ( Соколов. 1913. С. 98-99). Этот вывод был принят большинством ученых, хотя В. Л. Янин отнес все события, связанные с Леоном, к 1161-1164 гг., а послание патриарха - ко времени ок. 1163 г. (см.: Янин В. Л. Моливдовул ростовского еп. Леонтия//ВИД. 1994. Т. 25. С. 7-14; Актовые печати. Т. 3. С. 29-36). Между тем рассказ о митрополичьем суде над соперником Леона Феодором помещен в Лаврентьевской летописи под 6677/1168-1169 гг. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 355-357). Судивший Феодора митр. Константин, упоминаемый в данном рассказе, может быть только Константином II, поскольку Константин I умер в 1159 г. Из послания Луки Хрисоверга следует, что Леон был полностью оправдан в Киеве на церковном Соборе с участием митрополита ( Феодора (1160-1163) или Иоанна IV (1164-1166)) и великого князя «всея Руси» (имеется в виду Киевский блгв. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич (1159-1167)), а впосл. и на заседании К-польского Синода во главе с патриархом Лукой (ПДРКП. 3. Стб. 66-67). На Ростовскую кафедру, как считают большинство исследователей, Леон был возвращен после осуждения Феодорца в 1169 г. (наиболее вероятно, что к тому времени, судя по сохранившейся владычной печати, он получил сан титулярного архиепископа). Сложности с описанием жизненного пути и Н. и леона связаны с тем, что в подробном повествовании владимирской летописи о событиях после убийства блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) и событиях первых лет княжения Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо (1176-1212) никакой Ростовский епископ ни разу не упоминается. В древнейшей редакции «Сказания о чудотворной Владимирской иконе Божией Матери» Н. указан как один из свидетелей 3-го чуда (наряду с кн. Андреем Юрьевичем) - исцеления больного в Успенском соборе Владимира, при этом Н. называется попом, к-рый устроил по случаю чуда крестный ход, трижды обойдя с ним вокруг собора, «позва к собе князя и бояре, и исцелившаго, одаривша и, пустиша» (Древнейшая редакция.

http://pravenc.ru/text/2565130.html

СПб., 1911. С. 102). Св. блгв. кн. Андрей Юрьевич Боголюбский проявил большой интерес к обретенным нетленным мощам и явился инициатором попытки установления церковного почитания свт. Леонтия. Мощи были переложены в каменную раку и помещены для поклонения в новом соборе, тогда же было написано краткое Житие. Однако из-за конфликта Ростовского еп. Феодора (Феодорца) с Киевским митрополитом К. так и не была осуществлена. Согласно наиболее распространенной версии, свт. Леонтия причислили к лику святых только при Ростовском еп. Иоанне, в 1194 г. Поскольку дата смерти свт. Леонтия к XII в. уже была забыта, празднование в честь него (23 мая) было приурочено ко дню обретения мощей. Впервые память свт. Леонтия упоминается в месяцеслове Ростовского Евангелия 1-й четв. XIII в. (МГУ. 2 Ag. 80. Л. 227). Исследователями подчеркивается политическая подоплека К. свт. Леонтия (замысел создания Андреем Боголюбским независимой от Киева автокефальной епископии во Владимире в 60-x гг. XII в.- Воронин Н. Н. «Житие Леонтия Ростовского» и визант.-рус. отношения второй пол. XII в.//ВВ. 1963. Т. 23. С. 23, 41, 45) и местный характер его почитания ( Васильев. 1893. C. 70-71; Голубинский. 1903. С. 60). Однако месяцесловы отражают быстрое и широкое распространение почитания свт. Леонтия в др. рус. землях: Киевской, Полоцко-Смоленской, Галицко-Волынской и Новгородской ( Лосева. 2001. С. 106-107). Праздник обретения мощей свт. Леонтия упоминается месяцесловами XIII - нач. XIV в. даже чаще, чем память прп. Феодосия Печерского, что свидетельствует о его ранней общероссийской К. Церковное почитание блгв. кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора, убитых в Орде в 1246 г., было установлено вскоре после их гибели. Согласно Прологу, это произошло не в Черниговском княжестве, а в Ростове, где правили дочь и внуки убитого князя: Мария Михайловна и ее сыновья Борис и Глеб. Они построили церковь во имя новых мучеников и установили в их честь празднование 20 сент., что можно считать признаком офиц. К. кн.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Великий святитель русской церкви, св. Кирилл, родился в Турове, на р. Припети, от богатых родителей. Отказавшись от богатого наследства, он принял монашество в туровском борисоглебском монастыре, там же, где подвизался блаженный Мартин, которого посетили мученики. 976 Не довольствуясь строгой жизнью обыкновенного инока, блаж. Кирилл, по примеру великих столпников востока, заключил и себя в столпе. Святость жизни его и его высокое просвещение обратили на него общее внимение: к нему обращались за советами для духовной жизни и он, еще будучи на столпе «многа божественна писания изложи». 977 Потому естественно, что по смерти туровского архипастыря общее желание избрало его в епископа туровского. В звании архипастыря он присутствовал в 1162 г. на соборе, осудившем преступного по своей страшной гордости владимирского епископа Феодора 978 , и принимал особенное участие в обличении его: «Феодорца, говорит древнее известие, за укоризну тако нарицаема, от божественных писаний ересь обличи». Пастве своей с ревностью предлагал он поучения в храме, и эти поучения столько прославили его, что в. к. Андрей Боголюбский желал читать их, и читал с уважением. 979 Блаж. пастырь по любви к уединенной жизни в 1182 г. оставил кафедру архипастыря и проводил последнее время свое в молитве. Но, не преставая любить спасение других, он по движениям св. любви писал наставления. Так писал он послание к избранному из белых священников печерскому настоятелю Василию, на посвящении которого в авг. 1182 г. видим по летописи туровского епископа Лаврентия. 980 Святитель – подвижник скончался 28 апр. 1183 г. Он оставил для нас драгоценные памятники своего духовного просвещения. По древнему житию он «злато словесный учитель, светлым учением богоразумия своего просветивший концы русские». Ныне известны до 12 слов его 981 ; 24 молитвы его и покаянный канон дышат самым живым благочестием и могут возбуждать и питать благочестие. 982 Повторим здесь молитву его на день воскресный. «Слава Тебе, Христе Боже мой, что Ты удостоил меня видеть день преславного воскресения Твоего, в который Ты освободил души праведных, бывшие связанными во аде.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Молящихся святых мучеников привели в деревню Озовию, там отрубили им главы, и предали дух свой в руки Божии святые мученики Максим, Дада и Квинтилиан апреля в 28-ой день, в царствование Диоклитиана и Максимиана, при наместниках Тарквинии и Гавинии. Господу нашему Иисусу Христу, владеющему нами, слава, держава и Царство во все века. Аминь. Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского Блаженный Кирилл был сын богатых родителей, родился и получил воспитание в городе Турове [ 1 ]. Не любя богатства и славы тленного мира сего, он с особенным усердием занимался изучением божественных книг и в совершенстве изучил Священное Писание. Когда наступило время, он пришел в монастырь [ 2 ]. Приняв иноческое пострижение, он стал служить Богу больше всех иноков, постом и бодрствованием изнуряя тело свое, и чрез это сделал себя чистым обиталищем Святого Духа. В это время он многим принес пользу тем, что учил и примером своим поощрял монахов пребывать в повиновении и послушании игумену, почитать его, как Бога, и во всем слушаться его и говорил, что тот монах, который не имеет послушания своему игумену согласно данному обету, не может спастись. Стремясь затем к более совершенным подвигам, блаженный Кирилл заключил себя в столп, где некоторое время и пребывал, подвизаясь в посте и молитве. Тут он составил много благочестивых сочинений, чем приобрел известность во всей окрестной стране. По усердной просьбе князя [ 3 ] и граждан города митрополит возвел его в епископский сан и поставил епископом города Турова [ 4 ], носившего в то время такое название и находившегося вблизи Киева. В сане епископа блаженный Кирилл доблестно подвизался в управлении церковью Божиею. Он, на основании Священного Писания, обличил ересь Феодорца [ 5 ], названного так в поругание, и предал его проклятию [ 6 ]. Много посланий, основанных на словах Евангелия и пророческих книг, он написал и князю Андрею Боголюбскому [ 7 ], а также посылал ему поучения, составленные им на Господские праздники, и многие другие душеполезные свои сочинения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Церковная политика Примерно на то же время пришелся конфликт князя Андрея с Ростовским еп. Леон(т)ом , который в 1159-1164 гг. (точные датировки спорны) дважды изгонялся князем. Причиной конфликта, согласно летописям, стала попытка Леона (видимо, грека) упразднить принятую на Руси (отличавшуюся от византийской) практику отмены поста в среды и пятницы, если в этот день случался Господский или великий праздник. Вряд ли стоит усматривать здесь антивизантийские тенденции в политике князя Андрея (Н. Н. Воронин) - ведь спор о постах отнюдь не ограничивался Ростовской епархией, захватив также ряд др. церковных центров Руси, в т. ч. Киев. Возможно, однако, что особую остроту борьбе князя против «леонтианской ереси» придавала сложившаяся к тому времени церковно-политическая ситуация. Несомненно, Леон сопротивлялся намерению князя Андрея учредить во Владимире независимую от Киева митрополию во главе с любимцем князя Феодором (Феодорцем), уже нареченным на Владимиро-Суздальскую кафедру, которую Андрей Боголюбский собирался отделить от Ростовской. В этом позиция Ростовского епископа совпадала с позицией Киевских митрополитов, а также других русских иерархов, в частности еп. Кирилла Туровского , который, по свидетельству его проложного жития, «Андрею Боголюбскому князю многа послания написа». Категорический отказ Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга разрушил планы князя Андрея: хваля князя за усердие к Церкви, патриарх разрешил, однако, только перенести резиденцию епископа из Ростова во Владимир, ближе к княжескому двору. Вопрос был урегулирован в 1169 г., когда Андрей Юрьевич счел нужным отказаться от покровительства Феодорцу и отправил его на митрополичий суд в Киев, где Феодорец был жестоко казнен. Видимо, в качестве некоторой компенсации владимирскому князю вернувшийся на кафедру Леон был возведен митрополитом в сан титулярного архиепископа, судя по надписи на его недавно найденной булле (В. Л. Янин). Другим следствием попытки Андрея Юрьевича вывести свои владения из-под юрисдикции Киевских митрополитов явилась перемена в титуле последних, впервые фиксируемая на печати Константина II (+ 1169): «митрополит всея Руси» (греч.- τς πσης Ρωσας) вместо прежнего «митрополит Руси».

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

Потому естественно, что по смерти Туровского архипастыря общее желание избрало его в епископа Туровского. В звании архипастыря он присутствовал в 1162 г. на соборе, осудившем преступного по своей страшной гордости Владимирского епископа Феодора 366 , и принимал особенное участие в обличении его: «Феодорца, говорит древнее известие, за укоризну тако нарицаема, от Божественных Писаний ересь обличи». Пастве своей с ревностью предлагал он поучения в храме, и эти поучения столько прославили его, что в. кн. Андрей Боголюбский желал читать их и читал с уважением 367 . Блаж. пастырь по любви к уединённой жизни в 1182 г. оставил кафедру архипастыря и проводил последнее время своё в молитве. Но, не преставая любить спасение других, он по движениям св. любви писал наставления. Так писал он послание к избранному из белых священников Печерскому настоятелю Василию, на посвящении которого в авг. 1182 г. видим по летописи Туровского епископа Лаврентия 368 . Святитель-подвижник скончался 28 апр. 1183 г. Он оставил для нас драгоценные памятники своего духовного просвещения. По древнему житию, он «златословесный учитель, светлым учением Богоразумия своего просветивший концы Русские». Ныне известны до 12 слов его 369 ; 24 молитвы его и покаянный канон дышат самым живым благочестием и могут возбуждать и питать благочестие 370 . Повторим здесь молитву его на день воскресный. «Слава Тебе, Христе Боже мой, что Ты удостоил меня видеть день преславного воскресения Твоего, в который Ты освободил души праведных, бывшие связанными во аде. Сей свободы и я желаю, Владыка мой! Разреши меня, связанного грехами многими. Да воссияет свет благодати Твоей в омрачённой душе моей. Знаю я неисчислимые щедроты Твои и Твоё человеколюбие неизреченное... Я несчастный, увлечённый любовью плотской в самоволие, вверг себя в смрадную тину греха и удалился от Твоей благодати. Быв Твоим сыном по рождению в духовной купели, оказался рабом греха. Потому стенаю из глубины сердечной и лью слёзы от боли душевной; помышляя о часе суда, весь изнемогаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010