Примечательно, что одно из изгнаний было совершено после своеобразного Собора-суда с участием Андрея Юрьевича Боголюбского [Лаврентьевская летопись, 2001, 352; Никоновская летопись, 2000, 221–222]. Не менее интересен уже упоминавшийся выше митрополичий суд над епископом Феодорцом [Лаврентьевская летопись, 2001, 355–356; Ипатьевская летопись, 2001, 551–554; Воронин, 2007, 112–118]. Судя по всему, это разбирательство было соверше но примерно в то же время, когда был судим и игумен Поликарп (ок. 1169). В этом суде, о вердикте которого сообщает летописание, много неясного и даже «темного», на что обоснованно обратил внимание Н. Н. Воронин. Трудно установить дату суда, имена его участников и даже обстоятельства ареста архиерея. При том, что летопись представила произошедшее как результат деятельности князя Андрея и «чудо», последующее разорение Киева союзными войсками русских князей, связываемое с «митрополичьей неправдой» [Ипатьевская летопись, 2001, 544–545], позволяет усо мниться в честности и объективности летописца. Вызывают вопросы выдвинутые против еп. Феодора обвинения, а также учиненная над ним расправа, поражающая своей жестокостью. Не менее примечателен суд, совершенный митрополитом по просьбе новгородцев в 1219/20 гг. [Новгородская Четвертая летопись, 2000, 199]. Причиной произошедшего стала ситуация, отражавшая всю неоднозначность канонической ситуации на Руси: на новгородской кафедре Митрофан и Антоний. Столь странная и одновременно недопустимая с канонической точки зрения ситуация 30 возникла, во-первых, по вине самих новгородцев, во-вторых, по вине самих обладателей митро поличьей кафедры. Кризис был преодолен, но его обстоятельства обнаружили крайне неприглядную как с канонической, так и с моральной позиций ситуацию в области церковного управления накануне нашествия. Ордынское господство, обернувшееся для киевской митрополичьей кафед ры не только потрясениями, но и неожиданными приобретениями, в значительной мере укрепило положение русских первоиерархов, придав их действиям большую самостоятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-prav...

Здесь нам потребуется углубиться в другой документ, где присутствует мотив отрубленной руки, а именно в Лаврентьевскую летопись, где идёт речь о владыке Феодорце, ставленнике князя, которого тот хотел поставить во главе новой Владимирской митрополии, отделившись от митрополии Киевской. Грандиозные планы князя не увенчались успехом. Его гордыня и поведение владыки Феодорца вызвали всеобщее осуждение со стороны общественности того времени. Не встретила одобрения ни сама идея, ни методы, которыми князь и его ставленник добивались своей цели. Например, из своей епархии был изгнан Ростовский епископ Нестор, противившийся князю. Только вмешательство Патриарха Константинопольского остановило процесс разделения русской митрополии на две части. Но это не остановило Андрея с Феодорцом. В 1168 году на Собор в Киеве Боголюбский через Феодорца писал князю киевскому Мстиславу, что митрополита Константина следовало бы снять и поставить нового с помощью Совета епископов, да и вообще нужно подумать, не отказаться ли от столь хлопотной и затратной власти Патриархов. Однако Мстислав испугался и, несмотря на все хлопоты Феодорца, на это не решился. Тогда Феодорец отправился с дарами к Патриарху и начал уверять его, что на Руси нет митрополита, и просить, чтобы он его поставил митрополитом. Патриарх не согласился. Тогда тот стал умолять хотя бы об епископской кафедре в Ростове. Патриарх сжалился и уступил. Тогда Феодорец, не заезжая за благословлением к митрополиту и всячески игнорируя его, отправился на епископскую кафедру. Узнав обо всём этом, митрополит написал игуменам и пресвитерам Ростовской епархии, чтобы те не служили с Феодорцем, пока тот не примет у него благословения. Власть митрополита оказалась ещё больше, и даже миряне перестали просить благословения у нового епископа, что лишь сильнее разозлило Феодорца. И когда наконец все сроки уже вышли, и Феодорец всё же явился в Киев, он был схвачен людьми митрополита, и там «…его осекоша, и языка урезаша, яко злодею еретику и руку правую отсекоша…»

http://pravmir.ru/andrej-bogolyubskij-pe...

Иоанном (Адрианом), родным дядей императора, но столь же неудачно. В ходе полемики Л. возвысил голос даже против императора, за что «удариша слугы цесаревы Леона за шью и хотеша и в реце утопити» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 352). Однако патриарх Лука подтвердил вердикт Киевского митрополита и оправдал Л. В ответном патриаршем послании кн. Андрею Юрьевичу в просьбе о митрополии было отказано и предписывалось принять назад изгнанного епископа. В полном виде послание дошло в составе Никоновской летописи 1-й пол. XVI в., в которой, однако, интерполировано имя еп. Нестора, что долго вводило в заблуждение исследователей; в первоначальном тексте, как показал Соколов, упоминание о епископе было анонимным и имелся в виду Л. С этим посланием Л. вернулся в 1164 г. на Русь, но столкнулся с упрямым нежеланием князя признать решение священноначалия. Чтобы поддержать гонимого и в то же время, возможно, отчасти компенсировать отказ Андрею в митрополии, митрополит (очевидно, по согласованию с патриархом) в 1164/65 г. присвоил Л. звание архиепископа, которое на Руси было чисто титулярным, не сопровождаясь выведением из юрисдикции митрополита, как в Византийской Церкви. Этот титул читается в надписи на найденной в 1985/86 г. в Новгороде свинцовой печати: «θ[EOTOK]E B[OH]θ[EI] ΛEOΝTI A[P]X[I]ENICKON PCT[OBOY] ΔOYΛ [COY]» - «Богородице, помози Леонтию, архиепископу Ростова, рабу [Твоему]» (публикаторы ошибочно прочли начало надписи: «K[YPI]E» - «Господи» вместо правильного «θ[EOTOK]E» - «Богородице»). Но Андрей Юрьевич не принимал Л., оставляя управление епархией в руках Феодорца. Дело приобрело общерус. размах. С обличениями Феодорца выступил еп. Туровский св. Кирилл II , но против практики постов, к-рая навязывалась митрополией и Л., выступил настоятель Киево-Печерского мон-ря Поликарп , за что был запрещен в служении митр. Константином II . Митрополита и Л. поддержал Черниговский еп. Антоний, досаждавший своими запретами черниговскому кн. Святославу (Николаю) Ольговичу , за что разделил судьбу Л., будучи изгнан из Чернигова. В нач. 1169 г., овладев Киевом, Андрей Боголюбский потерял интерес к планам Владимирской митрополии и выдал Феодорца на суд митрополиту. Но это не означало торжества Л. Примирение владимиро-суздальского князя с митрополией оказалось облечено в форму компромисса: в ответ на уступку кн. Андрея в вопросе о Владимирской митрополии митр. Константин отказался от поддержки Л., восстановив на кафедре Нестора. Со смертью патриарха Луки в 1169/70 г., при патриархе Михаиле III Анхиале (1170-1178) и Киевском митр. Михаиле II (III) , решился и вопрос о постах в пользу традиционного для Руси обычая. Последнее упоминание о Л. как о покойном Ростовском архиерее относится к 1184 г., откуда можно заключить, что по смерти Нестора Л. снова возглавил епархию.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

Из жития святителя Кирилла известно, что в конце 1160-х годов он обличал епископа Ростовского Феодора (так называемого Феодорца Белого Клобучка) «Феодорца... сего блаженный Кирилл от Божественных писаний ересь обличи и прокля его» с. 296]. Некоторые исследователи считают, что «Притча о человечестей души и о телеси» и «Слово на Сбор Святых Отец» являются одними из таких обличений епископа Феодора с. 343; 16, с. 106]. Составитель жития святителя Кирилла пишет, что он «Андрею Боголюбивому князю многа послания написа от евангельских и пророческих указаний, яже суть чтоми на праздники Господския слова и ина многа душеполезна в них словеса» с. 296]. Как пишет К. Калайдович с. XXXII], «эти слова взяты из некоторых его поучений, и поэтому нет оснований полагать о переписке святителя Кирилла с князем». Святитель мог только посвящать князю Андрею некоторые из своих творений. Существует и другая точка зрения, согласно которой эти послания действительно были с. 365]. О последних годах жизни святителя Кирилла свидетельств не сохранилось. В Ипатьевской летописи в связи с поставлением игумена Василия наместником Киево-Печерской лавры Туровским епископом упоминается святитель Лаврентий. Многие исследователи предполагают, что святитель Кирилл оставил епископскую кафедру и удалился на покой в монастырь с. XXIV]. Временем его преставления считают конец 80-х с. 9] или начало 90-х годов с. 92] XII века. А. А. Мельников на основании сведений, содержащихся в житии святителя и летописях, составил свою версию жития святителя Кирилла. Ее приводит Л. В. Левшун, не указывая источников и метода, с помощью которых она была составлена. Согласно исследованию А. А. Мельникова святитель Кирилл родился в 1110–1113 годах в Турове. Его отец, возможно, являлся туровским наместником князя Святополка II и был родственником великого князя или его приближенным. В раннем детстве, потеряв родителей, отрок удалился в Свято-Никольский Туровский монастырь (приблизительно в возрасте десяти лет) и через три года принял иноческий постриг. Примерно в 1143 году будущий святитель был рукоположен во иерея, а через год становится во главе монастыря. Во время своего настоятельства он предпринимает попытку заменить келлиотский устав монастыря на более строгий киновиальный студийский, чем вызвал недовольство братии. В 1147 году, когда Предстоятелем Русской Церкви становится Климент Смолятич, Свято-Никольский игумен, как представитель оппозиции, удаляется в ссылку. Тогда же он принимает схиму и уходит в затвор (становится столпником).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Щедрая благодарность Андрея Боголюбского Вооруженные этим знанием, вернемся теперь к захвату Киева войсками Андрея Боголюбского ранней весной 1169 года и его последствиям. Андрей отказался от своего протеже Феодорца и выдал его на суд митрополиту, а Патриархия, в свою очередь, была вынуждена отказаться и от поддержки Леонта (вместо него на ростово-суздальскую кафедру вернули смещенного ранее, в конце 1156 года, владыку Нестора), и от жесткой позиции в вопросе о постах. Но здесь важнее другое: печерский игумен Поликарп не только был освобожден от прещения, но и получил сан архимандрита, в котором он встречал в 1171 году нового Митрополита Михаила II. Более того, архимандрития стала, по-видимому, не единственным отличием Киево-Печерского монастыря, полученным в связи с произошедшими в 1169 году переменами. Согласно константинопольской традиции, документально зафиксированной впервые в 1481 году грамотой Патриарха Максима, монастырь приобрел также статус патриаршей ставропигии, то есть юридической независимости от местного архиерея — киевского мит­рополита, причем сделано это было, подчеркнем, по ходатайству князя Андрея Боголюбского 16 . В свете сказанного выше причина такого резкого иерархического возвышения киевского Печерского монастыря при Андрее Боголюбском понятна: князь был признателен обители и ее предстоятелю за поддержку в затянувшемся на десятилетие конфликте, мучительном для репутации и самолюбия державного «самовластца Суздальской земли». Получается, в ходе препирательств епископ Леонт и князь Андрей прибегли к двум не согласным друг с другом (в данном случае) церковным авторитетам: первый — к митрополиту и патриарху, второй — к Печерскому монастырю. Ввиду того что позиция печерян в споре о постах отражала общую позицию студийско-афонского монашества, вполне естественно было бы думать, что в поисках поддержки Андрей не преминул обратиться и на Афон. Упорство князя, державшегося до конца в противостоянии со священноначалием всех уровней, от местного до имперского, подсказывает: внутри Церкви он опирался, конечно же, не на одну только собственную креатуру — Феодорца. Вот почему можно прийти к выводу, что резкая перемена в материальном состоянии Русского монастыря на Святой горе, обозначившаяся в августе 1169 года столь же внезапно, как и перемена в статусе монастыря Печерского в Киеве, была непосредственно связана с действиями князя Андрея.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_af...

Блаженный Кирилл подвизался в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова. Этот монастырь упоминается в житии блаженного Мартина. Память его празднуется 28 июня. Тут разумеется князь Ярослав Георгиевич или Ярославович, княживший в Турове с 1146 года. Год вступления блаженного Кирилла на кафедру неизвестен. Под именем Феодорца здесь разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сперва суздальский игумен, а потом епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 г. казненный. В Новгородской летописи он назван «белым клобучком» за самовольное ношение белого клобука вместо чёрного. Святитель Кирилл присутствовал на соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении. Думают, что послание эти касались и дела Феодорца, но ни одно из этих посланий неизвестно. Из сочинений блаженного Кирилла до нас дошли: 9 слов, произнесенных в храме пред народом, 3 статьи, изложенные в форме посланий или наставлений к инокам, и более 20 молитв и канон молебный. Подлинность этих сочинений несомненна. Блаженный Кирилл скончался около 1183 года, оставив кафедру раньше этого года из любви к уединенной жизни. Разумеются татары. Проложная память о блаженном Кирилле составлена несомненно во времена владычества татар над Русью. Эта память из рукописного Пролога XIV века вошла впервые в печатный Пролог издания 1642 и 1643 годов. Память святого Апостола Иакова Зеведеева Фарисеи — религиозная секта, возникшая в Палестине за два или за три века до Р. Хр. Своею целью секта поставила точное, доходившее часто до мелочности и скрупулезности, соблюдение всех обрядовых предписаний закона Моисеева. Народный учитель, раввин. Здесь разумеется Ирод Агриппа I, сын Аристовула и внук Ирода Великого, управлявший Иудеею с 40 г. по 44 г. Евсевий Памфил — знаменитейший церковный историк, живший с 268 г. по 340 г. Его «Церковная История» доведена до 324 г. Кончина святого Апостола Иакова последовала ок. 42 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Возможно, что Андрей Боголюбский ошибся в нравственных качествах этого лица, и Феодор действительно был виновен во многом дурном, что приписывают ему летописцы, почему может быть Андрей Боголюбский, не колеблясь, и отправил его на суд в Киев. Но для Андрея Боголюбского важно было не лицо, в котором так легко было ошибиться; для него важна была мысль, которую он думал провести через это лицо – мысль об устройстве отдельной самостоятельной митрополии на севере России, с кафедрой во Владимире на Клязьме. Для осуществления этой мысли он выбрал Феодора, отправил его в Константинополь для посвящения, вошел в сношение с патриархом Константинопольским. Последний, как известно, отказал просьбе Андрея Боголюбского об учреждении особой митрополии, хотя и посвятил Феодора во епископа и возвратил его обратно 271 . Летописцы рассказывают затем о преступных деяниях и злодеяниях Феодора, о непослушании великому князю, который повелевал ему ехать в Киев, чтобы получить там благословение Киевского митрополита, о высылке его туда и о его осуждении и наказании 272 . Но в общем все это дело пока остается все-таки очень темным. В чем состояла «ересь» Феодорца: в его ли корыстолюбии и жестокостях, не совместимых с священным саном, о чем рассказывают летописцы, в самозванстве и в притязаниях на независимое положение, в нежелании подчиниться власти Киевского митрополита или же в чем-нибудь друтом – трудно сказать. Трудно, поэтому, сказать, в чем св. Кирилл обличал Феодорца и как сносился с ним – устно или письменно, хотя отголоски обличительных речей и можно, пожалуй, находить в некоторых местах его поучений. Из слов Пролога видно лишь одно, что в деле этого «еретика» он принимал несомненно очень близкое участие («ересь его обличи и проклят его»), но по чьему вызову – по вызову ли князя Андрея Боголюбского, который не мог не знать о нем, или по желанию и поручению киевских церковных властей – мы не знаем, потому что не сохранилось об этом никаких известий и никаких сочинений его в этом роде.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

( < < back 1) ( < < back 2) ( < < back 3) Феодосий, игумен печерский, подвизался в XI b. Память его празднуется св. Церковью 3 мая. ( < < back 1) ( < < back 2) по-гречески значит «венец». ( < < back 1) ( < < back 2) Память святых Апостолов Иасона и Сосипатра и святой мученицы Керкиры девы в Малой Азии, равно как и Икониум. в Греции, в северной части Пелопонесса. на Ионическом море, близ Греции. Страдание святых мучеников Максима, Дады и Квинтилиана царствовал с 284 г. по 305 г., а Максимиан (Галерий) с 306 г. по 311 г. Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Туровского Туров, ныне местечко Минской губернии, Мозыревского уезда, находился на реке Припяти, на половине расстояние между нынешними городами Мозырью и Пинском. По свидетельству летописи он был основан варягом Туром, который в правление Ольги или Святослава пришел из-за моря вместе с другим варягом Рогвольдом, основавшим княжество Полоцкое. Кирилл подвизался в Борисоглебском монастыре, находившемся близ Турова. Этот монастырь упоминается в житии блаженного Мартина. Память его празднуется 28 июня. разумеется князь Ярослав Георгиевич или Ярославович, княживший в Турове с 1146 года. вступления блаженного Кирилла на кафедру неизвестен. именем Феодорца здесь разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сперва суздальский игумен, а потом епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 г. казненный. В Новгородской летописи он назван «белым клобучком» за самовольное ношение белого клобука вместо чёрного. Кирилл присутствовал на соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении. что послание эти касались и дела Феодорца, но ни одно из этих посланий неизвестно. сочинений блаженного Кирилла до нас дошли: 9 слов, произнесенных в храме пред народом, 3 статьи, изложенные в форме посланий или наставлений к инокам, и более 20 молитв и канон молебный. Подлинность этих сочинений несомненна. ( < < back) Кирилл скончался около 1183 года, оставив кафедру раньше этого года из любви к уединенной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Относительное примирение длилось всего 4 месяца. Продолжение конфликта связано с церковно-дисциплинарным спором, к-рый на Руси получил по имени Л. громкое название «леонтианская ересь». Незадолго до Пасхи 1162 г. Андрей «нача просити» у Л. «от въскресения Христова (Пасхи.- А. Н.) до всих святых (1-го воскресенья по Троице.- А. Н.) ести мяса и в среду и в пяток. Епископ же повеле ему одину неделю порозную (Пасхальную, Светлую седмицу.- А. Н.) ести мяса в среду и в пяток, а прочею добре хранити» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520). Из этого сообщения, равно как и из последующих событий, можно заключить, что восстановление канонического порядка в Русской Церкви, нарушенного незаконным с т. зр. К-поля святительством митр. Климента Смолятича, сопровождалось также и мерами по ликвидации частных расхождений рус. церковного обихода с византийским. На Руси привыкли к тому, что по великим, Господским и Богородичным, праздникам, если они приходились на среду или пятницу, обычный для этих дней пост «разрешался», т. е. отменялся. О восстановлении такой практики и ходатайствовал князь, трактуя всю Пятидесятницу как сплошной праздник. Епископ настаивал на практике, принятой в к-польской Великой ц. Обычай самой Византийской Церкви не был единым, различаясь в столице и, напр., в афонских мон-рях. В публичных («предо всеми людми») прениях, к-рые князь устроил по вопросу о постах, Л. был побежден неким Феодором (Феодорцем) , княжеским любимцем и, очевидно, духовником. Л. продолжал стоять на своем, и последовало очередное, 3-е изгнание. Изгнанник искал правды в Киеве, у митрополита, но в живых его не застал: митр. Феодор скончался примерно в мае 1162 г. Прибывший в 1163 г. митр. Иоанн IV принял сторону Л. Однако тем временем вопрос был вынесен уже на суд патриарха: летом или осенью 1163 г. Андрей Юрьевич направил посольство в К-поль с просьбой открыть во Владимире митрополию во главе с Феодорцем. Л. присоединился к посольству и в ставке имп. Мануила I Великого Комнина в Белграде на Дунае участвовал еще в одном диспуте о постах - с Охридским архиеп.

http://pravenc.ru/text/2463541.html

Трудно понять, как мог дойти до таких Геркулесовых столбов Феодор, если не допустить тут на некоторый момент молчаливого попустительства вел. князя Андрея своему ставленнику в интересах большой церковно политической игры князя. От митрополита из Киева пришло увещание к угнетаемому духовенству епархии — не признавать Феодора за епископа. Южно-русское светило богословия, вскоре канонизованный св. епископ Туровский Кирилл во многих посланиях к кн. Андрею обличал неканоничность положения и действий Феодорца. Наконец кн. Андрей уже перестал покровительствовать своему избраннику, действительно закусившему удила. Не без содействия южно-русских князей Феодор был привезен в Киев на суд митрополита-грека Константина I. Несчастный Феодор тут попал на расправу целой коалиции своих врагов. Киевские верхи рады были сорвать свою вражду к кн. Андрею, бравшему и ограбившему Киев, на его агенте — Феодоре. А митр. Константин еще дополнительно ко всему накален был против Феодора за его как всегда бранчивую полемику против строгой греческой доктрины о постах в среду и пяток в дни великих праздников (спор пылавший пожаром в эти годы) в пользу русской снисходительной тенденции. Преданного всеми, зарвавшегося Феодора постиг ужасный конец. Церковный суд митрополита-грека, умноженный на политическую месть суда княжого, дал такой результат, эпически формулированный летописцем: митрополит «повеле ему (Феодору) язык урезати, яко злодею и еретику, и руку правую утяти и очи ему выняти, зане хулу измолви на св. Богородицу (?). Потребляют бо ся грешницы от земля и беззаконницы, яко и не быти им. И сбысться слово евангельское (!) на нем, глаголющее: еюже мерою мерите, возмерится вам и имже судом судите, судится вам. Суд бо без милости не сотворшему милости». Как разно может пониматься евангелие! O tempora, о mores!    Трудно не видеть в яркой фигуре Феодорца аналогии с последующими фигурами: всероссийского нареченного митрополита Михаила Митяя (1380 г.), любимца кн. Дмитрия Донского, и патриарха Никона, любимца царя Алексея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010