А как на беду, наша церковно-апологетическая литература для народа и теперь «жаждет и алчет» восполнения; а прежние же годы она была положительно в зачаточном состоянии. И то, что было, писалось языком полу-отвлеченным и не народным. Эта литература не могла составить мощного противодействия «книжечкам» пашковцев. Вследствие того, до последнего времени простой наш народ не умеет отчетливо ответить вопрошающим, спасен ли он и в чем состоит оправдание, принесенное людям Сыном Божиим... Вот этим-то обстоятельством и объясняются главным образом успехи пашковской пропаганды в народе. И, как раздумаешься над явлениями жизни, становится очевидным, что до тех пор, пока мы не поднимем духовно-культурный уровень народа нашего, пока не пообчистим внешнее обличье своего религиозного быта и т. д… борьба с сектанством для православной миссии останется делом чрезмерно трудным... С-Петербургский епархиальный миссионер Д.И. Боголюбов Бессмертники О малочисленной пока секте «бессмертников» дает интересные сведения московский епархиальный миссионер И.Г. Айвазов. Секта «бессмертников», или «воскресников», по его словам, выродилась из пашковщины. Некто М. И. Иванов , родом из Тверской губернии, был в Москве книгоношею «Общества распространения Св. Писания в России» и числился пашковцем. Он же состоял у графини Шуваловой корреспондентом в области сектантства. В конце 80-х годов прошлого столетия Иванов образовал новую секту «бессмертников» или «воскресников». В 1893 году он был сослан в Эриван, куда получал денежное пособие от граф. Шуваловой и от известного Астафьева. После Иванова во главе «бессмертников» стал И.И. Морозов. Он служил дворником у графа Пашкова в Петербурге и, когда быль уволен, переехал в Москву. Примкнув к Иванову, он стал, по ссылке Иванова, его заместителем. Последователи Морозова явились: Алексей Егорыч (?), Иван Вас. Боловкин, Семен Никитич (?), Тимофей Петров и Федор Анисеев. Сам Морозов скоро, однако покинул Москву и, после долгого отсутствия, воротился в нее уже больным желтухой, которая и свела его в могилу. Тогда во главе «бессмертников» стает Алексей Егорыч. Он неустанно проповедует «жизнь» и «бессмертное спасение от России», которое полонит мир и избавит человечество от тления. Явных последователей у него не более 10. Их любимым местом собрания является трактир «Фантазия». Более успешно подвизается другой глава «бессмертников», это – Евд. Мих. Черноног, содержатель каретчиков и представитель фабрики товарищества «Реноме». Располагая средствами и имея много служащих, Черноног успешно пропагандирует свое учение, особенно среди своих подчиненных. В 1904 году у него было не менее 200 последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Получив благословение на борьбу от Патриарха Тихона, Федор Артурович, находившийся в это втемя в Киеве, начал формировать свой штаб. Однако планам Келлера не суждено было сбыться. Его отъезд в Псков был сорван из-за петлюровского восстания. Гетман П.П.Скоропадский уговорил генерала взять на себя командование всеми вооруженными силами Украины , чтобы спасти Киев от петлюровских банд. Однако неприятие Келлером «украинства», его правые политические взгляды и требование генералом всей полноты власти, вскоре привели к тому, что в конце ноября 1918 года граф был отстранен от командования. («Его правые убеждения, ненавистничество ко всему украинскому меня пугали» , признавался Скоропадский). Сам же Ф.А.Келлер, объясняя причины своей отставки, в прощальном приказе заявлял: «Могу приложить свои силы и положить свою голову только для создания Великой, нераздельной, единой России, а не за отделение от России федеративного государства» . После отставки Ф.А.Келлер вынужденно оставался в Киеве, так как город со всех сторон был обложен петлюровцами. 14 декабря 1918 года генерал, собрав вокруг себя отряд в 30 офицеров и юнкеров, предпринял неудачную попытку пробиться на Дон. Распустив отряд, он, вместе с двумя преданными ему офицерами остался в Михайловском монастыре, где стал ждать своей участи. Отказавшись от предложения немцев укрыться в германской комендатуре, Келлер был арестован петлюровцами. Около 4 часов утра 21 декабря генерал и оба его адъютанта ( А.А.Пантелеев и Н.Н.Иванов) были убиты петлюровцами при переводе в Лукьяновскую тюрьму у памятника Богдану Хмельницкому на Софийской площади... Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. Re: «Всегда нападать, никогда не обороняться» Отличнейшая рубрика на сайте! Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Что запрещается делать всем во второй день Страстной Седмицы Жестокое видео о жуткой жизни 6 детей в семье под Тамбовом

http://ruskline.ru/history/2015/12/21/vs...

119 Зап. рус. археол. общ. II, 394–396. В приведенных заявлениях московского духовенства нельзя не обратить внимания на то обстоятельство, что главными новаторами, виновниками введения единогласия и поучений признаются Стефан и Неронов, а не Никон, о котором даже вовсе и не упоминается, что было бы невозможно, если бы он действительно в то время был, как некоторые думают, главным виновником введения у нас единогласия и церковных поучений. 120 «Дело по доносу чернеца Саула на бояр Ивана Васильевича Засецкаго, на Луку Тимофеева, сына Голосова, да Благовещенскаго собора на дьячка Константина Иванова, что они к нему в келью приходили и про еретичество говорили. 158 года, апреля в 3 день, извещал околничему Ивану Ондреевичу Милославскому чернец Саул: есть де за ним государево дело, чтоб про тот его извет сказал государю, и околничей Иван Ондреевич сказывал про то государю. И марта в 5 день сказал чернец Саул пред государем: нынешней де зимы, а о кою пору, того не упомнить, приходили к нему в келыо Иван Васильев, сын Засецкой, да Лучка Тимофеев, сын Голосов, да Благоввщенскаго собора дьячек Костка Иванов, и меж себя шептали: учится де у киевлян Федор Ртищев греческой грамоте, а в той де грамоте и еретичество есть, а боярин де Борис Иванович держит отца духовнаго для прилики людской, а еретичество де знает и держится. А Степан Алябьев распрашивал, а в распросе сказал: как де был на Москве старец Арсений греченин, который сослан на Соловки, поп Степан хотел было у него поучиться по латыни, и как тот старец сослан на Соловки, и он де и учиться перестал и азбуку изодрал, потому что учали ему говорить родимцы его и Лучка Голосов, да Ивашко Засвцкой: перестань де учиться по латыни, дурно де; а какое дурно, того не сказали; а разговоров де он с ними – Лучкою и Ивашком – никаких не говаривал, а Лучка де говаривал: латинской де язык незнаком и многия в нем ереси. – Дьячек Костка Иванов в распросе сказал: нынешнего году на маслянице, а в который день, того не упомнит, провожали де протопопа (Стефана Вонифатьева) Лучка Голосов, да Ивашко Засецкой, да он Костка от Благовещения к нему на двор и, проводя его, пришли к воротной келье к старцу Саулу и сели на лавке и говорили де ему Костке Лучка и Ивашко: извести де протопопу, что де он.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Учеников же, которые жалованьем не определены: Иван Федоров сын Карандашев, Никифор Макаров сын Столяров, Иван Алексеев сын Аврамов, Поликарп Петров сын Марин, Данила Иванов сын Шкловской, Иван Васильев сын Панин, Максим Петров сын Сатаров, Егор Прокофьев, Федор Иванов сын Сьянов, Иван Ларионов сын Таваров, Галактион Васильев сын Чижов, Иван Яковлев сын Грабилской, Алексей Прокофьев сын Сорокин, Михайла Лукьянов сын Молыгин. – Итого 14 человек. Всего школьных учеников 77, а с учителями 84 человека. А для учения помянутым школьным учителям с учениками отведены были полаты на Новгороцком подворье, которое под ведением в Санкт-Петербурхской канцелярии. Диак Алексей Павлов . Смотрил Тимофей Палехин. Помета: 1711-го генваря в 24 день. Записать в книгу, и отдать по повытью, и учинить тем учителем и учеником с их оклады список, и поставить к смотру, а в Питербурскую канцелярию послать великого государя указ, велеть отписать: учителем и ученикам великого государя жалованье давано из каких доходов и откуда на тое дачу деньги иманы. Лета 1711-го генваря в 31 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., светлейшему римского и росийского государств князю Ижерские земли и генералному губернатору над правинциями Ингриею и Эстляндиею его царского величества государственных тайных дел министру и генералу фельдмаршалу ковалеру и подполковнику Преображенского регименту и капитану компании бомбардирской от первейшии гвардии его величества и полковнику над двемя конными и над двемя пехотными полками Александру Даниловичу Меншикову. В нынешнем 711 году генваря в 24 день в указе великого государя из Санкт-Питербурской концелярии в М. п. к тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину Пушкину с товарищи написано: велено ведать немецкие школы и тех школ учителей и учеников в М. п., и им при том указе имянной список; а по тому списку великого государя жалованья по их окладом по 1332 р. 13 алт. 2 д. на год, а из каких доходов то жалованье давано и откуды на тое дачу деньги иманы, того в том указе и в списку не написано. И великий государь (п.) указал: из Санкт-Питербурской концелярии в М. п. к тайному советнику графу И. А. Μ. П. с товарищи отписать: вышепомянутым учителем и учеником великого государя жалованья из каких доходов давано и оттуда на тое дачу деньги иманы, и то жалованье им давано погодно или помесячно. И по указу великого государя (п.) светлейшему римского и росийского государств (полное) учинить о том по ево в. г. указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

159 – 160. Из Кашина Колясина монастыря келарь старец Порфирей. 160 – 113. Максим Радилов руку приложил. 161 – 167. Ис Колуги выборной человек Смирной Судовщиков, да Иван Макушкин, и во всех Колуских посадцких выборных людей место руку приложил. 162 – 173. Казанского государьства Оуспения Пречистые Илантовского монастыря игумен Иосиф. 163 – 172. Серпейска города выборные дворяне Федор Полтев, да Григорей Дмитреяв сын Крекшин, в выборных дворян и детей боярских, и в посадцких и уездных людей места, руку приложил. 164 – 161. С Тулы выборнай дваренин Иван Матвеев сын Вельяминов, в выборных дварян детей боярских, в Семенава места Ушькова, в в Кавылина места Ивашкина, в Неупакоева места Писемского, в Андреева Маслава, в Юрьева Иевлева, Ефима Есипава места 164 – 161. С Тулы выборнай дваренин Иван Матвеев сын Вельяминов, в выборных дварян детей боярских, в Семенава места Ушькова, в в Кавылина места Ивашкина, в Неупакоева места Писемского, в Андреева Маслава, в Юрьева Иевлева, Ефима Есипава места руку приложил. 165 – 162. Туленин Фендрик Федоров сын Дьяков, в Тулен выборных дворян и детей боярских, и посацких и уездных людей места руку приложил. 166 – 163. Бряск выборни дворяня Софрон Мелентьев Тютчев, Воин Иванов сын Балтии руку приложил. 167 – 164. Стариченин Семен Ондреев сын Безобразов в Брянченина в брата своево в Ыванова места Семенова сына Безобразова руку приложил. 168 – 165. Дмитрей Юрьев сын Похьвиснев. 169 – 166. Брянскай Покровскай протопоп Алексей в Брянчен, которые во Брянске, дворян и детий боярских, и в посадцких, и в пушкореи, i в затинщиков, i в стрелцов i в во уездных людей места руку приложил. 170 – 176. Казлитин выбарнай Иван Иванов сын Щербачов и в таварыщей i всих выборных людей места руку приложил. 171 – 177. Изо Мценска выборной Иван Черемисинов в свое i в товарыща своего в Григорьева место Толубеева руку приложил. 172 – 191. Николы Заразского протопоп Дмитрей i в выборных посадцких попов и уездьных, и посадцких и уездьных выборных место руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Морышкин Павел Иванов, подьячий Большого прихода, 1571 г. Мосалитинов Андрей Уланович [см. Улан], 1596 г., Рославль Москат , холоп, середина XV в., Переяславль Москва , крестьянин, 1545 г., Новгород Москвины , посадские люди, 1625 г., Вязьма и Зарайск Московка Гридя [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Новгород Москотинье, Москотиньев : Петр Елизарович Москотинье Бяконтов [см. Бяконт], первая половина XV в.; от него – Москотиньевы; Иван Микулинич Большой Москотинье, середина XV в. [см. Порхан] Москоть – красильные, москотильные товары Мосол, Мослов : Федор Давидович Мосол Загряжский [см. Загряжские], 1495 г.; Мосол Ваптеев [см. Ваптей], мелкий вотчинник, 1510 г., Переяславль; Федор Мослов, княжеский ключник, 1527 г., Звенигород [см. Гололобовы, Тарбей] Мосоловы Матвей, Григорий и Семен Ивановичи, 1556 г., Кашира и Мещера Мосорка Еремеев, крестьянин, 1564 г., Заонежье Мостинин Полуект Леонтьевич, 1603 г., Новгород Мостина – корзина, плетушка Мосяга, Мосягин : Мосяга, прозвище, распространенное в XV–XVII вв.; Владимир (Володя) Мосягин, монастырский служка, 1495 г., Новгород Мосяжка Макшей Игнатьевич Воронцов [см. Воронец], 1552 г., Дмитров Мосясин ( Мосягин ) Никифор, земский староста, 1617 г., Калуга Мотай , крестьянин, конец XV в., Новгород Мотало , крестьянин, 1564 г., Олонец Мотлыга, Мотолыга : Григорий Мотлыга, крестьянин, 1545 г., Новгород Мотлыга – кость, мосол с мясом Мотной Григорий, 1541 г., Устюг Мотовило, Мотовилов : Тимофей Федорович Мотовило Шевлягин [см. Шевляга], вторая половина XIV в.; от него – Мотовиловы Мотовило – моталка для пряжи; переносное – долговязый, непостоянный, лукавый человек (Даль) Мотовка Иван Максимов, крестьянин, середина XVI в., Новгород Моторов Петр, крестьянин, 1564 г., Олонец Мотор – дубина Мотос Иван Васильевич, бортник, 1608 г., Нижний Новгород [см. Багун] Мотрахин Ненаш [см. Ненаш], пушкарь, 1625 г., Зарайск Мотрох, Мотрохов : Тимофей Евдокимов Мотрох, посадский человек, 1586 г., Новгород; Матвей Мотрохов, крестьянин, там же Мотрох – ворожба, нашептывание, неудачная торговля (Даль)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Да, дорогой о ГОСПОДЕ Сергей! Федор Михайлович в романе «Бесы» вложил это рассуждение в уста Ивана Павловича Шатова — классической ритуальной революционной жертвы «бесов» во главе с сатанишкой Петром Верховенским. Его прототип — студент И.И.Иванов, убитый нечаевцами 21 ноября 1869 года в парке сельскохозяйственной Петровской академии (ныне «тимерязевка»). Вы называете Шатова «карикатурным». Но так ли это? Федор Михайлович в своём творчестве не чуждался Юродства ХРИСТА Ради, а потому иногда свои собственные размышления, реплики или обдуманные максимы, по основному смыслу согласные с записями в «Дневнике Писателя» или в письмах, «дарил» персонажам отнюдь не благолепным и однозначно не положительным. И дальнейшее рассуждение И.П.Шатова, которое Вы так легко именуете «бредом», вполне согласно с собственными суждениями Федора Михайловича: «Никогда разум не в силах был определить зло и добро или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно; напротив, всегда позорно и жалко смешивал; наука же давала разрешения кулачные. В особенности этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до нынешнего столетия. Полунаука — это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым всё преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему…» Мало кто видел во второй половине XIX столетия таким гибельным путь ныне господствующей науки-полунауки «цифрового общества». А Феодор Михайлович видел!!! И брезгливо отказываться от верности этих ПРОРОЧЕСКИХ СЛОВ только потому, что они звучат в устах «карикатурного» И.П.Шатова, вряд ли по-христиански благоразумно, и тем более упрекать за подобное цитирование современного христианского ученого — Алексея Михайловича Величко. В чем «провинился» он перед памятью Ф.М.Достоевского, указав на эти СМЫСЛЫ, Ф.М.Достоевскому совсем не чуждые? В чем он провинился перед Вами и православными читателями «Русской Народной Линии», чтобы выставлять ему такое цитирование в явный упрёк?!

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/11/...

Нередко люди полагают, будто высшая государственная власть и глубокая христианская вера несовместимы, что правитель просто не может поступать по Евангелию — ему неизбежно приходится быть циником, нарушать заповеди «ради государственных интересов». Примеров тому действительно немало. Но есть и противоположные примеры, о которых, к сожалению, мало кто знает. Историк Дмитрий Володихин рассказывает о царе Федоре Иоанновиче, сыне Ивана Грозного. Синдром раздвоения У некоторых исторических личностей, вошедших и в наши учебники, и в русскую классическую традицию, и в массовое сознание, как будто два лица. Поколение за поколением интеллектуалы пытаются доказать, что одно из этих лиц истинно, а другое — не более чем маска, и даже не маска, а случайная ужимка. В России знают двух Иванов Грозных — мудрого государственного деятеля и кровавого маньяка; двух Петров Первых — реформатора и тирана; двух Николаев Первых — жандарма Европы и просвещенного охранителя; двух Георгиев Жуковых — самодура, бездумно расходующего солдатские жизни, и талантливого полководца… Да разве только эти фигуры двоятся? О нет, прозвучали только самые громкие примеры. Попытки отыскать золотую середину, пройти между Сциллой одного мифа и Харибдой другого приводят лишь к тому, что вместо цельной личности вырастает бесконечное: «с одной стороны, нельзя не заметить, зато с другой — нельзя не признать». В таких случаях мудрая на первый взгляд умеренность приводит к пустоте, к расплывчатости. И споры разгораются с новой силой. Наверное, самое разумное в таких случаях — выложить все основные аргументы, а потом честно и открыто высказаться в пользу одной из двух принципиально различных точек зрения: «Я считаю, что аргументы в пользу вот этой позиции перевешивают». Государь Федор Иванович (1584–1598), или, по церковной традиции, Феодор Иоаннович, — именно такая «двоящаяся» персона в русской истории. Любопытно, что главная суть обоих образов этого государя лаконично сформулирована для образованной публики одним человеком — Алексеем Константиновичем Толстым.

http://pravoslavie.ru/37774.html

Терциарка — монахиня ветви ордена францисканцев, члены которой живут в миру. 84 Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — немецкий философ-идеалист, математик, физик, юрист, историк. 85 Рене Декарт (1596—1650) — французский философ-рационалист, физик, математик. 86 Рут Либ (урожд. Штехелин) — жена Ф. Либа с 1923 г. 87 Гастон Думерг (1863—1937) — премьер-министр Франции с 9 февраля по 8 ноября 1934 г., возглавлял правительство «национального единения»; 3 ноября выступил по радио с обращением к стране, в котором говорил об опасности наступления диктатуры. 88 Федор Августович Степун (1884—1965) — философ, писатель, социолог, историк, профессор Дрезденского университета в 1926—1937 гг. Речь идет о его статье «Памяти Андрея Белого». См.: Современные записки. - 1934. - 56. - С. 257-283. 89 Вячеслав Иванович Иванов (1866—1949) — поэт, теоретик символизма, с 1924 г. жил в Италии, в 1926 г. перешел в католичество, с 1936 г. — профессор русского языка в Папском восточном институте. 90 Поль Клодель (1868—1955) — французский писатель, религиозный мыслитель-неотомист. 91 Речь идет о Генриетте Мироновне Паскар, жене С. И. Либермана, режиссере, основательнице первого Государственного театра для детей (Москва, Мамонтовский пер.), в 1923 или 1924 г. поставила на сцене театра спектакль «Остров сокровищ», в котором поднимали на сцене английский флаг, после этого ей было предложено покинуть Россию. В Париже танцевала в кабаре, создала театр Скарамуш при Театре комедии на Енисейских полях и ставила детские спектакли. 92 Федор Тимофеевич Пьянов (1889—1969) — общественный деятель, секретарь РСГД во Франции, участник объединения «Православное дело». 93 О. Лев Жилэ (Луи Жилле, 1893—1980) — архимандрит, бенедиктинец, ставший в 1927 г. православным священником. 94 Борис Петрович Вышеславцев (1877—1955) — философ, юрист, один из основателей и руководителей РФА, соредактор журнала «Путь». 95 Жанна Буржуа Мистенгет (1875—1956) — звезда французского мюзик-холла. 96 Княгиня Ирина Павловна (княжна Палей, дочь вел. кн. Павла Александровича и О. В. Гогенфельзен, в первом браке за вел. кн. Федором Александровичем, во втором — за гр. Ю. де Монбризоном; 1903—1990) — переводчица, друг Н. А. Бердяева, меценатка, содержала под Парижем школу для русских девочек, куда во второй половине 1930-х гг. принимала детей-беженцев из Испании и Германии. 97

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

– Молод еще учить-то нас, – послышались в толпе другие голоса. – Без тебя жили, без тебя и будем жить... – Лодыри! – озлобленно и разбрызгивая во все стороны слюны, заговорил опять рваный мужичонко... Чем бы мир почтить, употшевать, а они сказки рассказывают. Что ж нам, в няньки што ль к вашим дуракам-то идти. Для этого бабы есть... Толпа снова захохотала. Сначала смех занялся где-то в углу. Потом он разгорался все больше и больше. Наконец, охватил всю собравшуюся ватагу мужиков, и она захохотала громко, бессмысленно, безудержно. Мужики рады были, очевидно, найти хоть какой-нибудь выход из того неловкого положения, в какое ставила их правдивая речь Федора. Она била в самое больное место их бестолковой жизни. Это смутно чувствовалось и сознавалось всеми. Но соглашаться с этим открыто им не хотелось... Когда охвативший толпу смех начал мало-помалу стихать, – то вдруг, для всех неожиданно, выступил из толпы старик Парамон. – Ну што вы горла-то дерете! – заговорил он, обращаясь к толпе... – Разве неверно, что мы кабак любим больше храма Божьего?.. Нам бы зенки-то лишь налить, а до всего иного прочего и дела нет... Вон Онаньино... велика ли деревня-то? Меньше Знобишина нашего, – а гляди: и там училище завелось... Вчера о. Михаил ездил туда и молебен служить. Освящение было со всем торжеством. Мужики за ум взялись! Што, говорят, ребятам-то по улицам без толку слоняться. Пусть за книжкой сидят. Пора и нам, братцы, об этом подумать. Федор Иванов дело говорит... Он добра нашей деревне желает. Ведь, на самом деле, вместо училища и храма Божьего, наши дети в кабаке образование получают... Толпа опять загалдела. Мнения ее разделились. Явились сторонники старика Парамона, – но больше было противников, которые старались всячески опровергнуть его, осмеять питерских «выдумщиков», как уже окрестил их чей-то злой язык. Но Федор и Павел были рады теперь хоть тому, что их правдивое слово пробудило общую спячку, остановило внимание и мысль мужиков на их собственной жизни, на всех ее прорехах и недостатках. Они видели, что поднявшимся спором кладется начало их делу и теперь молились лишь о том, чтобы брошенная ими добрая искра не погасла, а разгорелась в хороший пожар. Глава III. Добрый союзник

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/po...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010