Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 81. Пост супружеский О регламентации супружеских отношений. Формирование традиций Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы начнем наш разговор с вашего вопроса: «Учительное известие» предписывает перед Причащением воздержаться от супружеского совокупления в течение чуть-ли не целой недели, а что говорят на этот счет каноны? В дополнение к этому вопросу я проинформирую вас еще, что согласно «Учительному известию» всякий имеющий жену не только перед причащением или литургисанием должен воздерживаться от общения с ней несколько дней, но и после. Правда, не сказано сколько, что дает свободу для фантазий. И ко мне как-то приходил молодой священник с озадаченным видом и вопросом, в связи с тем, что ему его духовник благословил воздерживаться от супружеского общения 3 дня до и 3 дня после служения Литургии, ссылаясь как раз на «Учительное известие». Ну, кроме того, что у этого духовника видимо туго с математикой (ибо священник служит, как правило, не один раз в неделю), для меня еще одним объяснением данной рекомендации является то обстоятельство, что он монах, а потому не понимал, о чем говорил. Ведь не случайно, наша церковная власть, начиная с XVII века решительно (различными указами) запрещает монахам исповедовать мирских людей и наоборот, но ведь нашему народу всякие там указы не указ. Здесь вы можете не выдержать и воскликнуть, а «Учительное известие» разве не указ? В том то и дело, что не указ, потому что этот текст соборно никогда не обсуждался. Его составлением по благословению патриарха Иоакима с целью дать практическое руководство священнослужителям занимался чудовский инок Евфимий (московский книжный справщик). Однако патриарх так и не смог познакомиться с ним, умерев в 1690 году. И его преемник, патриарх Адриан также не прочитал составленную Евфимием инструкцию. Но, несмотря на то, что «написание сие никем не свидетельствовано», оно, будучи напечатанным при Служебнике, было воспринято как однозначно авторитетное, а его нормы стали общеобязательными для многих поколений русских священников, не знавших истории его появления…

http://azbyka.ru/video/81-post-supruzhes...

Драка на ножах — что известно о нападении на школьников в Перми Внезапный конфликт или спланированное нападение 16 января, 2018 Внезапный конфликт или спланированное нападение Утром в понедельник в школе в Перми между двумя подростками произошла драка на ножах, пострадали 15 человек, 12 госпитализированы с травмами. Пострадавшая учительница пришла в сознание в больнице, действия сотрудников школы подверглись критике, а по одной из версий драка была вовсе не спонтанной. Учительница пришла в сознание Учительница пермской школы получившая накануне ранения в результате драки подростков, пришла в сознание. Об этом агентству « Интерфакс» сообщил главврач городской клинической больницы (ГКБ Андрей Ронзин. «Женщина пришла в себя, она в сознании, но ещё на искусственной вентиляции (легких — ИФ). Все понимает», — сказал главврач. Также двое подростков переведены из реанимации в отделение, их состояние оценивается как средней тяжести. Как сообщает РИА Новости, один из учеников, пострадавших в драке , находится в реанимации в тяжелом состоянии с положительной динамикой, угрозы жизни нет. Всего в результате ЧП госпитализированы 3 человека: учитель и двое подростков. Еще 9 детей были госпитализированы в краевую детскую клиническую больницу, они находятся в состоянии средней тяжести. Версии произошедшего Одной из версий произошедшего является спланированное нападение, сообщает Интерфакс со ссылкой на информированный источник. Тем не менее разрабатываются две версии: драка между двумя 16-летними подростками, которых стали разнимать, и спланированное нападение подростков на учеников 4-го класса, сказал собеседник агентства. Очевидцы и потерпевшие утверждают, что двое подростков — учащийся старшего класса и бывший ученик этой школы — ворвались во время урока и стали наносить беспорядочные удары ножами присутствующим, в том числе учителю. При этом один из молодых людей перемещался по классу, а второй, также вооруженный ножом, загородил собой выход из комнаты и отгонял детей, пытавшихся спастись бегством.

http://pravmir.ru/draka-na-nozhah-chto-i...

Современный состав славянского Служебника, как и прочих богослужебных книг сложился не сразу. Начало его образования восходит к XII-XIII в., а завершение падает на конец XVII столетия. Заключительным актом этого долголетнего процесса является внесение в Служебник «Известия Учительного, како долженствует иерею и дьякону служение в церкви святой совершати и приугоговлятися к священнодейству, наипаче же к божественной литургии, и каковы бывают бедственные и недоуменные в скорости случаи, како в том исправлятися». В первый раз Известие встречается в Служебнике 1699 г., затем 1705 г. и 1717 г. В июне 1723 г. «протектор» Московской типографии, архимандрит Гавриил Бужинский запрашивал Св. Синод, что он «соблаговолить о напечатании при новоиздаваемых служебниках» приложенного к служебникам 1717 г. Учительного Известия, в коем «многая тождесловная и сумнительная, некая же и весьма неудобная положена»? Выслушав данное донесение и запрос, Св. Синод «приговорил»: «того о недоумеваемых случаях Известия при оных служебниках до времени не печатать, понеже обретаются в нем в некиих, при тайне евхаристии бывающих, случаях многая тождесловия и сумнительства, некая же и положена весьма неудобная, чего для, оного Известия, до опасного рассмотрения, ныне к служебникам и не приобщать». 1 В виду этого определения Учительное Известие и исключено из состава Служебника 1723 г. Через семь лет после этого, в 1730 г., снова открылась нужда в издании Служебника, и директор Московской типографии Феодор Поликарпов спрашивал Св. Синод об Учительном Известии «печатать его или не печатать». Синодального решения на этот запрос при деле не имеется, 2 и Учительное Известие вновь появляется в Служебниках 1734 г., 1739 г., 1747 г. и т. д. Все они воспроизводят его содержание в редакции, за немногими исключениями, тождественной с современной. Единственной крупной особенностью является неизвестное этой последней замечание, что за совершение литургии без священных одежд священник не только извергается из сана, но и подвергается гражданскому наказанию. 3 Остальные особенности сводятся к замене одних грамматических форм другими. Словом, Учительное Известие вносится в Служебник в готовом, сложившемся виде. Но если после 1699 г. оно не подвергалось каким-либо существенным изменениям, то этого нельзя сказать о его состоянии в более раннее время. Данные этого периода отмечают факт постепенного развития состава Известия и дают возможность проследить историю образования этого последнего до современных форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Из материалов Священного Собора Православной Российской Церкви в Москве 1917–1918 гг. Начавшаяся разруха и отсутствие продовольствия делали поиски необходимых для совершения Евхаристии пшеничного хлеба и виноградного вина очень сложной проблемой. В этой связи на 40-м заседании ставится вопрос о возможности замены пшеничного хлеба и виноградного вина более доступными продуктами 1 . Историко-литургическую справку поручают сделать И. А. Карабинову . Текст этой справки мы приводим полностью 2 . В отношении к евхаристическим хлебу и вину современная богослужебная практика Русской Церкви считает для себя обязательным предписания печатающегося в нашем Служебнике так называемого «Учительного известия», где ясно и решительно с положительной и отрицательной сторон утверждается, что хлеб для Евхаристии должен быть непременно только чисто пшеничный, а вино  исключительно виноградное: «Вещь тайны Тела Господа нашего Иисуса Христа есть хлеб от чистыя муки... иный же хлеб, кроме самыя пшеницы, квасный, из всякаго жита семян, вещно тело Христово быти не может. Дерзнувый же иерей над таковым хлебом из иных семен служити... зело тяжко согрешит и извержению подпадет, яко таинство на таковых видах не совершит... Вещество крове Христовы есть вино от плода лознаго, сиесть из гроздов винныя лозы источенное... подобает сему вину... чистое быти, несмешанное с каковым либо иным питием, кроме еже из гроздия... Вином же не суть и быти не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сиесть яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иныя сим подобныя. Аще же кто дерзнет кроме самого виноградного вина на иных видах и соках, никакоже Таинство совершит, но согрешит иерей тяжко смертно, и извержению от священства подпадет». Каноническое значение «Учительного известия» нельзя назвать совершенно твердым и бесспорным: оно держится, кажется, больше на традиции, чем на каких-либо основаниях, сообщающих этому произведению действительно характер церковного закона. Впервые оно появилось в московском издании Служебника 1699 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Библия, изложенная для семейного чтения. Книги «учительные» Молитва царя Соломона Кроме вышеупомянутой книги псалмов святого царя Давида Библия содержит в себе и другие книги, известные под именем «учительных». В них изливается прославление Бога и вдохновенной премудрости Его высокой душой человека Ветхого Завета. Высказываются также поучения о душевном воспитании, сообразно идеалам нравственного совершенства, к которым вечно устремлялось человечество в лице отдельных высочайших своих представителей. Идеалы эти были лишь частично доступны постижению людей Ветхого Завета до тех времен, когда в полном блеске засиял в мире Сам идеал полной красоты и совершенства — воплотившийся Господь наш Иисус Христос. Например, прославляя Господа, царь Соломон, сам получивший по молитве своей мудрость от Господа, прежде всего упоминает о премудрости Божией. Он превозносит ее и, поучая, ставит единственным путем спасающегося человечества познание и подражание ей. «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою». «Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? — указывает царь Соломон. — Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Когда Он (Господь) уготовлял небеса, я была там. Когда полагал основания земли, тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

http://pravoslavie.ru/2941.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовные истоки пермской трагедии Галина Чудинова о причинах поножовщины в школе 127 в Перми 15.01.2018 1618 Время на чтение 3 минуты Известие об очередном ЧП в Перми, о поножовщине, устроенной старшеклассником и бывшим учеником школы 127 Мотовилихинского района города на Каме, мгновенно облетело все социальные сети, прозвучало в телевизионных передачах. В понедельник, 15 января, школьники вышли на учёбу после новогодних каникул, это был их первый учебный день. Казалось бы, ничто не предвещало беды: в школе с гуманитарным уклоном такого раньше никогда не случалось. И вдруг около десяти часов утра по Перми на третьем этаже здания раздались жуткие крики, а из дверей школы стали выбегать дети без верхней одежды и с ножевыми ранами разной степени тяжести. Информация в официальных сводках в течение дня то и дело менялась. Вначале, по сообщению директора школы, она обрела детективно-криминальный характер: в здание, якобы, ворвались двое неизвестных лиц в масках и напали на детей. Ближе к полудню по московскому времени появилось официальное сообщение Следственного комитета РФ по Пермскому краю, что между двумя школьниками произошла драка с применением холодного оружия, которую пытались предотвратить учительница и находящиеся рядом дети. В итоге пострадали пятнадцать человек, двенадцать из которых были госпитализированы. По сообщению краевого Минздрава, на место незамедлительно выехало восемь бригад скорой помощи. Вскоре в злополучную школу прибыли работники Министерства образования, да и сам губернатор края Максим Решетников. Учительница и двое школьников находятся в тяжёлом состоянии, они направлены в городскую клиническую больницу 4. Девять пострадавших детей осмотрены врачами. К счастью, у них были обнаружены лишь поверхностные травмы, и им была оказана вся необходимая помощь. Подозреваемые задержаны. По данному факту следственными органами возбуждено уголовное дело - покушение на убийство двух и более лиц. Занятия в школе пока что отменены. На месте происшествия работает следственная группа. Устанавливаются все обстоятельства произошедшего, в том числе - мотивы совершенного преступления, сбор и закрепление доказательственной базы. Губернатор распорядился в срочном порядке усилить охрану всех школ края.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/15/du...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Повести и рассказы О чем эта книга? В сборник прозы известного современного писателя Алексея Варламова вошли произведения разных лет. При всем разнообразии тем, сюжетов, отнесенности к более далекому или недавнему прошлому, их героев объединяет ощущение неслучайности жизни и осознание Божьего промысла в судьбах людей. Автор пишет о силе и хрупкости человеческой души, о страстях и борениях сердца, о молодости, нежности и любви. Об авторе Алексей Варламов — русский писатель, современный классик, литературовед, доктор филологических наук. Он родился 23 июня 1963 года в Москве. Его отец работал цензором в газете «Правда», а мать — учительницей русского языка и литературы. Учился будущий писатель в английской спецшколе, затем поступил в МГУ на филологический факультет, где теперь преподает, а кроме этого — ведет творческий семинар в Литературном институте им. А. М. Горького. Алексей Варламов является членом Российского союза писателей. Его произведения удостоены ряда литературных премий. В 2006 году ему была вручена премия Александра Солженицына «за тонкое отслеживание в художественной прозе силы и хрупкости человеческой дущи, ее судьбы в современном мире; за осмысление путей русской литературы ХХ века в жанре писательских биографий». Книга предоставлена издательством «Никея», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://nikeabooks.ru/ Алексей Николаевич Варламов Повести и рассказы Предисловие Современный классик русского рассказа Алексей Варламов – русский писатель, современный классик, литературовед и доктор филологических наук. Он родился 23 июня 1963 года в Москве. Его отец работал цензором в газете «Правда», а мать – учительницей русского языка и литературы. Учился будущий писатель в английской спецшколе, затем поступил в МГУ на филологический факультет, где теперь преподает, а кроме этого – ведет творческий семинар в Литературном институте им. А. М. Горького.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Пригласили в сельскую школу. Долго не решались, а потом вдруг и пригласили: эпидемия гриппа началась, и учителей не хватало. Пришел я в старое двухэтажное здание, строенное, похоже, еще до того, как люди повели свое родословие от обезьяны, и узнал много нового и неожиданного. Во-первых, обнаружилось, что старшеклассники читают еле-еле, словно толстовский Филиппок, — по складам. Учительницы   Пригласили в сельскую школу. Долго не решались, а потом вдруг и пригласили: эпидемия гриппа началась, и учителей не хватало. Пришел я в старое двухэтажное здание, строенное, похоже, еще до того, как люди повели свое родословие от обезьяны, и узнал много нового и неожиданного. Во-первых, обнаружилось, что старшеклассники читают еле-еле, словно толстовский Филиппок, — по складам. — Чему вы удивляетесь? — спросили учительницы. — Дети давно уже книжек не раскрывают — теперь с утра до вечера телевизор да магнитофон… Во-вторых, меня попросили «не напрягаться насчет души, поскольку всем цивилизованным людям известно, что человек — сумма клеток и ничего более». Заодно учительница биологии объяснила теорию эволюции: «Один побежал — стал зайцем, другой пополз — стал змеей, третий замахал передними конечностями — и полетел, четвертый поднялся на задние лапы — стал человеком… Но вообще — все животные вышли из воды: это надо запомнить…» По поводу происхождения видов я даже не возражал: ну, такое вероисповедание у людей, что тут поделаешь! А с водой какая-то неурядица получилась: — Как же, — спрашиваю, — крокодилы там разные, черепахи? Древние животные, а рождаются на земле и только потом лезут в воду… — Вы, — говорит, — что: биолог? — Нет. — Тогда не задавайте псевдонаучных вопросов. Я больше и не задавал. Учительница истории сообщила, что Советский Союз участвовал во Второй мировой войне на стороне великой Америки, которая разгромила фашистов — оказывается, так теперь принято трактовать памятные события. Завуч, в соответствии с последними рекомендациями министерства, предложила рассказать, кто я по астрологическому календарю, кто — по восточному, кем был в «прежней жизни» и что ожидает меня в жизни будущей… Этих тоже не о чем было спрашивать.

http://pravmir.ru/otkazyvatsya-ne-vprave...

Во время проскомидии, путем особых священнодействий, из принесенных хлеба и вина приготовляется часть просфоры для евхаристии и при этом совершается поминовение всех членов Церкви, как живых, так и усопших. ЖМП 5 май 2014 /  23 мая 2014 г. Просфоры: от хлебов предложения к индустрии хлебопечения Просфорой (греч. пροσφορα — приношение) в древности называли всякий дар Богу в христианском храме. За двадцать столетий как богослужебное значение этого слова, так и обозначаемое им понятие существенно изменились. Под просфорой теперь понимают квасной хлеб для совершения Евхаристии. Заповедь о жертвенном хлебе находится в Ветхом Завете в предписании «о жертве мирной»: Он должен принести пресные хлебы, смешанные с елеем, и пресные лепешки, помазанные елеем, и пшеничную муку, напитанную елеем, хлебы, смешанные с елеем; кроме лепешек пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7, 12–13). В скинии Моисея были состоящие из двух частей хлебы предложения, символизирующие естество Божие и человеческое. Современные просфоры унаследовали эту символику: их также выпекают двухчастными — сначала по отдельности делают верхнюю и нижнюю части, а затем бережно соединяют. Требования к просфорам давно известны и ревизии не подвергались. Как указывает «Учительное  известие», хлеб для таинства должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, не пересоленный, свежий и чистый. Иерей же, дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгорчившимся, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению попадет, яко таинство на таковых видах не совершится» (Л.Н. Парийский, «Учительное известие при Служебнике»). Самый лучший хлеб Традиционно в хлебопечении известны пять главных позиций, по которым судится готовое изделие: вкус и аромат; достаточный объем; правильная геометрическая форма; ровного цвета корка без разрывов и трещин; эластичный мякиш с мелкой, тонкостенной и равномерной пористостью. Механические же воздействия, которым подвергается просфора во время богослужения (приготовление Агнца, изъятие небольших частиц на проскомидии, дробление просфоры перед причащением), дополняют этот перечень еще двумя важнейшими условиями. Просфора не должна при разрезании крошиться или быть слишком плотной.

http://e-vestnik.ru/examination/prosfory...

Закрыть Жизнь, отданная Северу Ксения Петровна Гемп – женщина-легенда (1894 – 1998) 15.11.2020 3219 Время на чтение 10 минут Я верю в Россию… /К.П. Гемп/ Ксения Петровна Гемп известна как российский ученый - этнограф, историк, биолог, географ, медик, палеограф, археолог, гидрограф. Но самую широкую известность в научном мире принесли ей работы по альгологии – науке по изучению водорослей. Она автор многочисленных публикаций по исследованию, разведению и промышленному использованию морских водорослей. К.П. Гемп известна также как выдающаяся исследовательница Русского Севера, с которым была связана вся ее жизнь. Она не только любила Север, но и изучала его, и сохраняла по мере своих сил. Являлась Почетным доктором Поморского государственного университета и Северного государственного Медицинского университета, Почетным членом Географического общества СССР , Ломоносовского фонда, Всесоюзного Пушкинс кого общества. Почетный гражданин города Архангельска. В ее долгой жизни отразились все грандиозные исторические события ХХ столетия. Ксения Петровна родилась 5(18 декабря) 1894 года в семье архангельских дворян, в Петербурге, где учились в то время ее родители: отец, Петр Герардович Минейко, - в Технологическом институте, мать – в консерватории. По окончании института отец с семьей вернулся в Архангельск и с 1897 года служил главным инженером Беломорских портов, заместителем начальника строительных работ Архангельского порта. Мать, Надежда Михайловна Двойникова, окончила Петербургскую консерваторию по классу рояля; во время Первой мировой войны служила сестрой милосердия в госпиталях Архангельска. В семье родились пятеро детей. В 1911 году Ксения Минейко с серебряной медалью окончила Архангельскую Мариинскую гимназию. Далее еще год училась в музыкальной школе и в дополнительном педагогическом классе для получения права быть домашней учительницей русского языка и математики. В 1912 году она поступила на историко-филологический и естественно-биологический факультеты Высших женских (Бестужевских) курсов, блестяще их окончила. Осталась для научной работы на кафедре русской истории на 1916/1917 учебный год. Летом 1917 года возвратилась в Архангельск, где начала преподавательскую деятельность.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/15/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010