Скачать epub pdf Фотия патриарха Констянтина града послание учително о седмих соборех, и о православной вере, и какову подобает быти князю. Содержание Собор, первыи, на злочестивого Ариа Собор вторыи на духоборца Македония Собор, 3-й. на богоненавистного Нестория Собор, 4-й. на злочастного Евтихия Собор пятыи, на Оригена и иже тая мудрствующих злославных Собор, шестыи, на единоволных, Пира Сергия, и прочих единомудрствующих еретиков Собор, седмыи. на иконоборцев Начало наказания О совете О зависти О еже како поставляти начальников Яко достоит князю о всех промышляти Еже не подобает клятися Яко зло есть еже поношати благодати О ярости О целомудрии князей О пияньстве князей Яко не подобает словесы досаждати подвластным     Пресветлейшему и обозрителному и возлюбленному духовному нашему сыну Михаилу от Бога князю Болгарскому радоватися Иные убо благодати пресветлейшии и возлюбленныи наш сыне, малы и привременны, имже приносятся пользы дают елицы же обесчествуют сия, лучшю душю соделовают, от прелести убо очищающе и страстей. зарею же и светлостия добродетелей истины осиявающе. и сия убо благодати суть яко воистину велика приобретения и безсмертна. безсмертней и боговидней вещи подающе души, и некрадомое той и небесное снискающи богатьство, от них же честнейшая и прочих первенствующая благодать, еже к Богу есть не заблудное и спасителное руковождение его же первое и едино дарует чистые и непорочные веры нам християном учение и тайное наказание. сие же бо многообразные прелести человека избавляющее, и чистым души зрением чистейшей доброте службы чисте взирати сподобляет. имже ко премирному существу, и всех вине Содетелю возводится. и того единовидное и пребожественное Божество, яко же есть человеку мощно взираем. таковые убо благодати и дара смыслену твою душю обретшу достойну, желати тя добродетелей благочестия известихомся любезным даром, и велелепным учреждением. в нем же непорочные и пречистые нашея веры священное и богомудре вчинивше учение, святых и вселенских седмих соборов, аки забрала некая и ограждения сущих божественного сего и православного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Скачать epub pdf ХХ век Священномученик Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские О следующей супружеской паре, как и о многих новомучениках и исповедниках российских, пострадавших за веру в тяжелые годы репрессий 1920–50 х гг., известно очень мало. Владимир Филиппович Джуринский родился в 1885 г. в г. Верный (ныне Алма-Ата), служил при Туркестанском архиерейском доме. В 1914 г. был назначен псаломщиком храма в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Вознесенском Копальского уезда Семиреченской области. В 1915 г. взят на военную службу. По возвращении с фронта рукоположен во иерея, служил в церкви в с. Вознесенском. 1 авг. 1916 г. назначен настоятелем храма в с. Сергеевка Верненского уезда. Его жена, Евфросиния Адамовна Джуринская, родилась в 1888 г. Она работала в том же селе учительницей в церковно-приходской школе. В 1920 г. отец Владимир с матушкой были расстреляны в г. Верный (Алма-Ата) и погребены в общей безвестной могиле. Прославлены супруги Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские Священномученик Тихон родился 30 мая 1875 г. в селе Больше-Попово Лебедянского уезда Тамбовской губернии (ныне территория Воронежской епархии) в семье священника Иоанна Архангельского. Родители мальчика умерли рано, и младших детей – Тихона и его сестру – воспитывали их двоюродная сестра Зинаида и ее муж Петр. Они отдали Тихона учиться в Воронежскую Духовную семинарию, по окончании которой он женился на благочестивой девице Хионии. Матушка Хиония родилась 8 апреля 1883 г. в селе Новый Копыл в семье священника Иоанна Дмитриева. У отца Тихона и матушки Хионии родилось восемнадцать детей. Из них выжили лишь девять: шесть дочерей и трое сыновей, остальные умерли во младенчестве. Вскоре после венчания Тихон был рукоположен в сан священника ко храму в селе Троекурово, недалеко от г. Лебедянь. Село Троекурово располагалось в живописном месте на берегу реки Красивая Меча неподалеку от женского монастыря, ныне разрушенного. Священнику выделили землю, и большая семья жила тем, что получала от занятий сельским хозяйством. Участок земли был не лучшим, засорен камнями, и пришлось приложить много труда, чтобы его очистить. На земле работали все старшие дети, что приучило их ко всякого рода труду и помогло впоследствие перенести обрушившиеся на них испытания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Слова, речи и беседы по миссионерскому делу Речь, сказанная на торжественном собрании по случаю столетнего юбилея со дня рождения основателя Алтайской Духовной миссии архимандрита Макария (Глухарева) 1 Цель настоящего торжественного собрания высокой и досточтимой публике, собравшейся здесь, известна. Сейчас имеют быть прочитаны черты из жизни приснопамятного основателя Алтайской миссии отца архимандрита Макария, которому со дня рождения сегодня исполнилось сто лет. Позволяю себе предпослать этому чтению несколько объяснительных слов о том поле деятельности, на которое Промыслом Божиим поставлен был приснопамятный отец архимандрит Макарий, о плодах его деятельности и о настоящем положении того дела, над которым трудился этот достоблаженный муж. Семя Царствия Божия, посаженное отцом Макарием, прозябло, выросло и стало древом, широко раскинувшим свои ветви не только по горам и дебрям Алтая, но и за пределы его – в соседнюю степь Киргизскую. То, что было при основателе миссии единично или считалось немногими единицами, теперь возросло в десятки, сотни и тысячи. Деятелей на ниве Алтая при отце Макарии перебывало в разное время в качестве сотрудников его, разных названий, пятнадцать, в том числе два лица женского пола; а ныне число их возросло до семидесяти пяти, в том числе: епископ, игумен, двадцать священников, пять диаконов и сорок восемь в звании псаломщиков, учителей и учительниц, и сверх того два монастыря, содействующие миссии в служении ее святому делу. Из одного первоначального стана Улалинского 2 , простиравшего действия свои на всех инородцев Бийского и Кузнецкого Алтая, образовалось теперь двенадцать в Алтайской и четыре в Киргизской миссиях. Вместо одной походной церкви, устроенной в одном из помещений архимандрита Макария, теперь едва вмещающем в себя одних местных школьников, существует уже 49 церквей и молитвенных домов. Вместо двух-трех селений теперь миссия Алтайско-Киргизская имеет в своем ведении 192 селения, улуса и деревни, в них 3721 дом, в том числе русских 1661 и инородческих 2060, сверх того разных форм и наименований юрт новокрещеных 1247. Число крещеных, заключавшееся при отце Макарии в 675 душах, теперь возросло в 19216 душ обоего пола, в том числе оседлых инородцев 4591, и кочевых (по названию) 14655. Вместо одной, первой, основанной отцом Макарием школы теперь открыто 49 школ и училищ; вместо единственного ученика, отрока Василия, о преждевременной кончине которого отец Макарий так много скорбел, теперь число учащихся возросло (инородцев 624, русских 544) до 1168.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

сост. П.В. Пономарёв Иеросхимонах Михаил Будущий великий валаамский старец (в миру Михаил Иванович Питкевич) родился в Латгалии в 1877 году. Он рано лишился родителей. Детство его было трудным и исполненным многих скорбей. На Валаам он пришел в 1902 году, после чудесной встречи с загадочным старцем; в монашестве был наречен Тимоном, в честь святого апостола; самоотверженно прошел долгий путь монастырских послушаний, после чего нес почти затворнический подвиг в Гефсиманском скиту Валаама. Божественную литургию батюшка совершал ежедневно в течение нескольких десятков лет. В 1920-х годах, когда Православная Церковь Финляндии уклонилась в еретические нововведения, отец Тимон остался верным чистоте Православия и впоследствии возглавил валаамских исповедников. В 1939 году обитель была эвакуирована в Финляндию. Здесь, в Новом Валааме, подвижник принял великую схиму с именем Михаил. Он был редким молитвенником-исихастом, опытно созерцавшим сияние Божественных энергий. Став старцем, окормлял многочисленную паству, за что был постоянно гоним «новостильниками». Имея непрестанную молитву и редкий дар учительного старчества, в 1957 году, по приглашению Московского Патриархата, вместе с шестью валаамскими подвижниками переселился во Псково-Печерский монастырь. Так осуществилась передача драгоценного духовного опыта Старого Валаама в Россию. Преставился иеросхимонах Михаил 15 апреля 1962 года и был похоронен в пещерах Псково-Печерского монастыря. Известно много чудесных случаев помощи старца, в том числе и посмертной. Царствие Небесное Христово силой берется, усилием, постепенно, не вдруг – непрестанным вниманием, самоотвержением, терпением, хранением чувств, покаянием, самоукорением. (8; стр. 294) Пост – это воздержание, а не изнурение себя. Главное в посте – это сердце сокрушенное с искренним покаянием и смирением: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50; 19 ). (5; стр. 131) Ты спрашиваешь об уставе, а знаешь ли, что устав родился от молитвы? И сам устав весь должен быть молитвой. А если не так – будете только букварями; хоть все правила (молитвенные) вычитывай, сколько их ни есть, и сколько ни хвались ими – они будут не на пользу душе, а даже на осуждение, если нет в них сердца сокрушенного и смиренного. А вот вам устав: заповеди блаженства знаете? Возьмите первую заповедь, начинайте ее исполнять, трудитесь над ней – вот вам и устав! Все добродетели и уставы – ничто без этой заповеди. Это у Лествичника читали ведь? А если и все службы выстаивать будете, а внутри не будете очищаться, то будете мнимо праведны, как фарисеи. И устав, и чтение сами должны быть молитвою. От молитвы родился устав и чин, и должен он быть внутренним, а не внешним. Готовиться надо к нему постепенно, со ступени на ступень восходить, а не сразу браться за высокое – труд и труд нужен повседневный. (9; стр. 225)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Библиография Печатные труды митрополита Иосифа (Петровых) Материалы для изучения великорусских говоров. Известия Отделения Русского Языка и Словесности Императорской Академии Наук. Т. 1. Кн. 4, 1896. Вып. III. Речь студента 2-го курса И. С. Петровых при погребении проф. А. П. Смирнова 4 декабря 1896 г.//Богословский вестник. 1897. Январь. Самуил и Саул в их взаимных отношениях//Богословский вестник. 1900. Декабрь. Можно ли и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных?//Душеполезное чтение. 1901. Октябрь. Матерь Божия – благодатная Матерь народа Русского. Сергиев Посад, 1902. Магистерский диспут иеромонаха Иосифа, доцента Московской духовной академии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки). Сергиев Посад, 1903. Как «воспитывается» неблаговоспитанность//Божия Нива. 1904. 4. От крупиц Евангельских. Беседы инока. Сергиев Посад, 1904. А. I. «В объятиях Отчих. Дневник инока». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905–1914. Т. I–XI. Незабвенная милость Божией Матери городу Устюжне в Смутную годину Отечества (редкий исторический документ, носящий заглавие «Слово похвальное Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии чудотворного ея образа Одигитрия, яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немец»). Сергиев Посад. Девушка-учительница. Сергиев Посад, 1905. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла//Вера и разум. 1905. 2. Река Иордан (из паломнических воспоминаний)//Душеполезное чтение. 1905. Т. 1. Январь. Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину)//Душеполезное чтение. 1905. Т. 1. Апрель. Маленькие монахи. Сергиев Посад, 1906. Книги «Иудифь», «Есфирь» и «Книги Маккавейские»//Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/Под ред. Лопухина . СПб. Т. III. 1906; Т. VII. 1913; Т. Х. 1912; Т. XI. 1913. Православие – светоч России//Новгородские епархиальные ведомости. 1908. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Послания Иоанна ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНИЕ I. ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ Уже в Ев. от Иоанна проводится различие между людьми, прочно связавшими свою судьбу с Христом, и людьми, которые, встретив Иисуса, оставили Его, ибо слова Господа показались им чрезмерно суровыми ( Ин. 6:66 ). Подобное явление наблюдалось и в Церкви: одновременно с ее ростом и проникновением в Слово Божье здесь отмечалось стремление к мирским благам. Задача Первого послания (⇒ Письмо) заключается в том, чтобы предостеречь Церковь от этой опасности и указать верующим на необходимость пребывания во Христе. II. АВТОР Заголовок послания и введение к нему, сравнение его содержания и стиля с Ев. от Иоанна, а также свидетельство ученика Иоанна Поликарпа Смирнского определенно указывают на авторство ап. Иоанна. По-видимому, Иоанн написал это послание (вероятно, как и Второе и Третье), будучи вполне зрелым человеком, так что Первое послание можно датировать концом I в. по Р.Х. III. АДРЕСАТ Отсутствие в Первом послании обычных для эпистолярного жанра обращения и заключения не позволяет сказать ч.-л. определенное о его адресате. Возможно, послание было обращено к христианам тех церквей в Малой Азии, которым адресованы семь посланий книги Откровение ( Откр. 2 – Откр. 3 ). В отличие от Второго и Третьего посланий, которые имеют форму письма (т.е. указан адресат и есть заключение), Первое послание можно, скорее, отнести к учительной и назидат. литературе. В то же время в нем также видна личная, искренняя любовь к читателям, которая ощущается не только в обращениях «возлюбленные» ( 1Ин. 2:7 ) или «дети» ( 1Ин. 2:12 ), но и в языке, тональности всего послания. IV. ПРИЧИНА НАПИСАНИЯ Причиной написания послания, видимо, стало широкое распространение взглядов, извращавших христ. понимание личности Христа, а тем самым и значение грядущего спасения. кроме того, известно, что в Малую Азию, где Иоанн совершал апостольское служение, из Египта пришел иудеохристианин Керинф, утверждавший, что Иисус был обыкнов. человеком, на Которого при крещении сошел Спаситель, отделившийся от Него в момент Его крестной смерти (это учение получило название «докетизм»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

ЦВ 23 (348) декабрь 2006 /  15 декабря 2006 г. Всероссийская игумения В кругу семьи Людмила Жегалова родилась 26 июня 1921 года в Риге в благочестивой и верующей семье. Ее отец, протоиерей Герман Жегалов, происходил из купеческого рода. Мама будущей игумении Татьяна Васильевна Дмитриева много времени уделяла воспитанию дочери, а последние 20 лет своей жизни посвятила Господу, служа в иноческом чине в старинной рижской обители. В Ильин день девочку крестил в Александро-Невском храме протоиерей Николай Перехвальский, и нарекли ее в честь благоверной княгини Людмилы Чешской. С раннего детства родители приобщали дочь к храму Божьему. В то время Герман Жегалов служил в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова старшим иподиаконом у архиепископа Иоанна (Поммера). Из воспоминаний матушки игумении известно, что святитель особо отличал ее. В памяти остались его слова: «Это моя первая и усердная прихожанка». Когда Людмиле исполнилось 6 лет, встал вопрос, где учиться? Архипастырь благословил отдать девочку в частную гимназию Биатере, весьма известную в те годы. Но там девочка проучилась недолго, так как гимназия находилась далеко от дома, где жила семья Жегаловых. Через некоторое время ее пришлось перевести в городскую начальную Покровскую школу на ул. Матиса. В 1930-е годы о. Германа переводят диаконом в монастырь, куда переезжает и его семья. Людмила поступила учиться в четвертый класс монастырской школы. В старших же классах ей пришлось учиться в латышской гимназии в Салдусе, где в те годы служил ее батюшка. С началом Второй мировой войны храм закрыли, и семья Жегаловых перебралась в Ригу. Отец Герман работал бухгалтером на одном из рижских заводов, а в воскресные и праздничные дни служил в рижских храмах. Осенью 1941 года оккупационное немецкое командование по ходатайству Патриаршего Экзарха в Прибалтике митрополита Сергия (Воскресенского) разрешает ввести в школах преподавание Закона Божиего. Эта дисциплина была введена в учебный план основной школы, и занятия проводилась по учебникам, выпущенным в довоенной Латвии. Владыка благословляет Людмилу Жегалову преподавать среди православных латышей. Молодая учительница с большим вниманием и любовью отнеслась к порученному делу. Ее педагогическими успехами даже интересовалось духовенство из епархиального управления.

http://e-vestnik.ru/church/vserossijskay...

Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Июль Память 1 июля Страдание святых мучеников Космы и Дамиана После плотского прославления на земле Владыки Христа Бога нашего повсюду стали известными, как весьма удивительное дело, подвиги святых Христовых мучеников; ибо в них проявилась сила Спасителева; для всех было изумительным высказанное святыми мужественное сопротивление мучителям своим и непобедимое терпение. К числу таковых мучеников принадлежали и сии, родившиеся в древнем Риме от одного отца и матери и воспитанные в правилах христианского благочестия, — братья по плоти — святые страстотерпцы Косма и Дамиан, о которых предстоит наше слово. Научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни, и им содействовала во всем благодать Самого Бога. На каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились совершенно здоровыми. Сии искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны «безмездными врачами». Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых, — веры во Христа. И действительно не только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием. У них было большое, собранное предками и перешедшее к ним от родителей имущество, которое они продавали, раздавали нищим и нуждающимся; они питали алчущих, одевали нагих; одним словом, они оказывали милосердие всем бедным и неимущим. Когда они исцеляли больных, то обычно они говорили им так:

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Разделы портала «Азбука веры» Современный состав славянского служебника, как и прочих богослужебных книг, сложился не сразу. Начало его формирования восходит к XII–XIII векам, а завершается оно к концу XVII века. Заключительным актом этого долголетнего процесса явилось внесение в него « Известия Учительного, како долженствует иерею и дьякону служение в церкви святой совершати и приугоговлятися к священнодейству, наипаче же к божественной литургии, и каковы бывают бедственные и недоуменные в скорости случаи, како в том исправлятися ». Примечательно, что богослужебным книгам Греческой Церкви не известно «Учительное известие», хотя и некоторые из его предписаний встречаются в «Ιεροτελευστικον Τεχος ρμηνενομενος πο Ιερωνμου Βογιτης». В первый раз «Известие» встречается в служебнике 1699 года, потом – 1705 и 1717 гг. В июне 1723 года протектор Московской типографии архимандрит Гавриил Бужинский 1  запрашивал Святейший Синод « соблаговолит [ли тот] о напечатании при новоиздаваемых служебниках » приложенного к служебнику 1717 года «Учительного известия», в котором « многая тождесловная и сумнительная, некая же и весьма неудобная положена »? 2  На данный запрос Святейший Синод постановил: « того о недоумеваемых случаях Известия при оных служебниках до времени не печатать, понеже обретаются в нем в некиих, при тайне евхарисии бывающих случаях, многая тождесловия и сумнительства, некая же и положена весьма неудобная, чего для, онаго Известия, до опасного разсмотрения, ныне к служебникам и не приобщать » 3 . Поэтому в служебнике 1723 года «Учительного известия» нет. Когда в 1730 году снова появилась нужда в издании служебника, директор Московской типографии Феодор Поликарпов 4  спрашивал Святейший Синод печатать ли «Известие» или нет. Синодального решения на этот запрос, видимо, не было, поскольку такового в деле нет и поэтому «Известие» без каких-либо текстуальных изменений появилось в служебниках 1734, 1739, 1747 и последующих годов. Все они, за немногими исключениями, воспроизводят его содержание в современной редакции. Большинство особенностей сводятся к замене одних грамматических форм другими, а в целом «Учительное известие» вносится в служебник в готовом, сложившемся виде. Но если после 1699 г. оно не подвергалось каким-либо существенным изменениям, то этого нельзя сказать о его состоянии в более раннее время. Данные этого периода отмечают факт постепенного развития состава «Известия» и дают возможность проследить историю его образования до современных форм.

http://azbyka.ru/istorija-i-soderzhanie-...

Она упала, сказав: «Дети, бегите!» Что известно об учительнице Наталии Шагулиной, спасшей от смерти своих учеников 17 января, 2018 Что известно об учительнице Наталии Шагулиной, спасшей от смерти своих учеников 15 января на четвероклассников пермской школы во время урока напали подростки с ножами. Пострадали 12 учеников, к счастью, их жизни ничто не угрожает. Учительница Наталия Шагулина встала на защиту детей и в результате серьезно пострадала. “Правмир” собрал все, что известно о педагоге. Она приняла весь удар на себя Мать одного из учеников рассказала РИА Новости, что Наталия оттолкнула нескольких детей от нападавших. “ Она приняла весь удар на себя. Она не ушла из класса, а сделала все, чтобы обеспечить максимальную безопасность детей, поэтому и получилось, что у нее больше всех ножевых ранений. Мы считаем, что это мужественный геройский поступок”, — рассказала руководитель департамента образования Перми Людмила Гаджиева. Одна из учениц так пересказала произошедшее со слов своей знакомой в 4Б: «Просто зашли два человека, приставили детей к окну, потом один из них держал двери, а другой в этот момент начал их резать. Учительница побежала к человеку, который держал двери, и вроде как набросилась на него, чтобы отодвинуть его от двери, и в этот момент он ударил ее ножом в горло. По рассказам девочки, она упала, сказав: «Дети, бегите!». В тот момент некоторые успели выбежать». Министр: Это учитель, перед которым надо преклоняться Всего в результате происшествия пострадали 12 четвероклассников, но, к счастью, жизни всех их сейчас ничего не угрожает. То, что именно учительница во многом помогла не допустить гибели учеников, признает и министр образования и науки Ольга Васильева. Она посетила Наталию Шагулину в больнице и назвала ее «очень мужественным человеком». «Когда мы пришли к ней, она спросила, все ли в порядке, жалко, что не смогла спасти всех. Я много говорю вообще об учителе, здесь, конечно, учитель с большой буквы, перед которым надо преклоняться. Она, конечно, сделала все» , — рассказала министр журналистам.

http://pravmir.ru/ona-upala-skazav-deti-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010