Господь наш Иисус Христос, воплотившись на земле «от Духа Святаго и Марии Девы» и восприняв в Свою Божественную Ипостась не только человеческую природу Иисуса из Назарета, но и человеческое естество во всей его полноте, искупил Своею смертью грехи всего человеческого рода, воскресил, вознес и посадил с Собою одесную Бога и Отца, обновил, обожил всю человеческую природу. Обновленная безгрешная и обоженная человеческая природа, пребывающая во Христе и получающая от Него новую жизнь, и есть Единая Церковь. Единство Церкви, по замечанию протоиерея Сергия Булгакова, «есть аксиома учения о Церкви, которая самоочевидна всякому И это понятно. Если Церковь есть Тело Христово, «исполнение исполняющего всяческая во всех» (Еф. 1, 23), «составляемо и счиневаемо приличие всяцем осязанием подаяния» (Еф. 4,16), то по своему существу она неделима. «Еда разделися Христос?» — спрашивает святой апостол Павел (1 Кор. 1,13). Христос не делим, не делима и Церковь — Его Тело. Церковь, по слову апостольскому, есть также «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15), т.е. опора, защита истины. Как таковая, она может и должна быть только единой. Истина может быть только одна. Все прочее, хотя бы и в малой мере не согласное с ней, будет или ошибкой, или ложью. Если, согласно аксиоме, кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая линия, то всякая иная линия будет ломаной или кривой. Так и Церковь Христова, хранящая и ограждающая единую истину, есть в подлинном смысле единая, указующая кратчайший — прямой — путь в Царствие Божие. Сам Основатель Церкви Господь наш Иисус Христос, предлагая учение о Церкви, говорил о ее единстве. «Созижду Церковь Мою» (а не церкви), —предсказывал Он Своим Ученикам (Мф. 16, 18). Он Сам говорил об одном овчем дворе и об одном стаде (Ин. 10, 16); дал единый Хлеб жизни (Ин. 6,33); молился о том, чтобы все были едины (Ин. 17,21). Точно так же и Апостолы неоднократно указывали на единство Церкви (Рим. 12,5; Гал. 3,28; Еф. 1,10 и др.) и на основание этого единства. Так, святой апостол Павел, сравнивая Церковь со строением Божиим, отмечает, что единым основанием этого здания является только Христос: «Основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1 Кор.

http://sedmitza.ru/lib/text/441198/

При этом подчёркивается, что Дух Божий " только в последние времена новым образом излился на нас " (Пр. Ер. IV.33.15) . " Сошествием Святого Духа, по мысли св. отца, с одной стороны, завершился первичный порядок откровения Лиц Св. Троицы, исходящий от Отца через Сына к Святому Духу, а с другой, открылся иной, новый и вечный порядок богооткровения, ведущий через Духа Святого к Сыну и Отцу: " Дух приготовляет к Сыну Божию, а Сын приводит к Отцу " (Пр. Ер. IV.20.5) " . Св. Ириней учит о Церкви как о едином организме, участвующем во внутренней жизни Св. Троицы. В Церкви каждый верующий получает свое личное отношение к Отцу, Сыну, и Святому Духу. Подателем Духа Церкви выступает Христос: " Слово Божие с бывшими до Моисея патриархами беседовало... после же сего, сделавшись человеком, ниспослало на землю дар Святого Духа " (Пр. Ер. III.11.8) . Ниспосылание произошло в момент Пятидесятницы, когда Дух Святой " новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога " (Проп. 6) . В этом излиянии апостолы " облечены были свыше силою нисходящего Святого Духа, исполнились всеми (дарами Его) и получили совершенное знание " (Пр. Ер. III.1.1) и " были соделаны Духом Святым по вознесении Господа совершенными " (Пр. Ер. III.12.5) . " Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал... Он же и через апостолов проповедывал " (Пр. Ер. III.21.4) . " Святого Духа, Которого они получили, они сообщили и преподали верующим и таким образом основали Церковь во всяком порядке " (Проп. 41) . Из описания создания Церкви как сообщества верующих в едином Духе, св. Ириней делает вывод, что " столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни... четвёртое же подобно летящему орлу указывает на дар Духа, носящегося над Церковью " (Пр. Ер. III.11.8) . " В Церкви Бог положил апостолов, пророков и учителей и все прочие действования Духа, Коего непричастны все те, которые не согласуются с Церковью... Ибо где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина " (Пр. Ер. III.24.1) .

http://pravoslavie.ru/1568.html

Таким исполнением он уничтожен: к чему могут служить преобразования, когда получено прообразованное? к чему залоги обетования, когда даровано обетованное? Желающий остаться при прообразованиях этим самым отказывается от прообразованного. Святой апостол Павел говорил христианам, думавшим сочетать христианство с иудейством: Аще законом правда, убо Христос туне умре (Гал.2:21). Аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует. Упразднистеся от Христа (отчуждились от Христа), иже законом (Моисеевым) оправдаетеся: от благодати отпадосте (Гал.5:2.4). К иудеям, принявшим христианство, потом обратившимся к иудейству, произнес Апостол следующие грозные слова: Невозможно просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих (то есть ругающихся Ему). Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога: а износящая терния и волчец непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение (Евр.6:4-8). Церковная История свидетельствовала справедливость этого изречения: человечество совращалось в ересь целыми народами, а обращение от ереси к Православию видим в весьма немногих частных лицах, и то редко, весьма редко. Страшный яд - ересь! неудобостижимый яд - ересь! Другим источником ересей сделалась языческая философия и вообще человеческая ученость. Писатель II века, Тертуллиан, объяснил с подробностию и точностию, что все заблуждения, нарушившие мир Церкви, имели источником своим непременно какую-либо философскую школу Это очень естественно: книжник, или земной ученый, должен, по завещанию Спасителя, научиться Царствию Божию, чтоб придти в состояние износить из сокровищницы своей ветхое и новое, то есть предлагать учение Божие в формах учености человеческой (Мф.13:52). Научиться Царствию Божию значит: стяжать Царствие Божие внутри себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/208/...

Учение о личном спасении есть надуманная эгоистическая ловушка для ленивого типа религиозности, чуждой великоросскому пониманию соборности и святости. Преподобный Серафим Саровский учил: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Апостол Павел, чуждый эгоистической сотериологии, был « апостолом национализма» . Он действительно любил свой народ, и любил его до самозабвения, самоотрицания и даже самоотчуждения во Христе. С чувством национального самосознания он однажды воскликнул о себе: «Я… из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев» (Флп. 3: 4–5). Однажды в порыве патриотических чувств он воскликнул: «Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 2–3). Иными словами, он готов был сам находиться в аду, только бы знать, что родные его по плоти обрели спасение во Христе и со Христом. К такой же неэгоистической религиозности он призывает и нас словами: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16). А Сам Христос пришел в этот мир спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 21), призывая апостолов идти «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 6), и некогда на прошение хананеянки сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15: 26). Апостол Павел неоднократно подчеркивал необходимость учитывать национальный фактор. Он говорил: «Для Иудеев я был как иудей, чтобы приобрести Иудеев» (1 Кор. 9: 20). Только та проповедь будет иметь смысл, которая национально обособленна и обозначена. Только то слово принесет благословение нашему народу, которое будет русским и по смыслу, и по духовному содержанию его. Одинаково чуждые коммунистическому интернационализму и масонскому космополитизму, русские православные люди участвуют в Православном Кафолическом (Вселенском) Домостроительстве именно как члены Русской Православной Церкви, и здесь национальное становится религиозным, точно так же как и религиозное у нас глубоко национально. Ф.М. Достоевский писал: «Русский – значит и православный».

http://pravoslavie.ru/94102.html

1 . Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 . И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся бывша. 3 . Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4 . Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5 . И воскресшего в третий день по Писанием. 6 . И возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца. 7 . И паки грядущего со славою судити живым и мёртвым, Его же Царствию не будет конца. 8 . И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. 9 . Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . 10 . Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11 . Чаю воскресения мертвых, 12 . И жизни будущего века. Аминь. В Первом члене содержится учение о том, что Бог есть един, славимый во Святой Троице. «Троичный Бог сотворил из ничего все видимое и невидимое», чтобы и другие существа славили Его и участвовали в Его Благости. Лица Святой Троицы единосущны и отличаются друг от друга лишь ипостасными свойствами: Бог Отец рождает Сына и «производит» Святого Духа; Сын вечно рождается от Отца; Дух Святой от вечности исходит от Отца. Всем Лицам в равной мере принадлежат «существенные свойства»: вечность, безначальность, бесконечность, всемогущество, беспредельность, всеведение... «Свойства Божии бесчисленны», но и указанных достаточно, чтобы иметь понятие о том, что есть Бог (13–21). Своей мыслью Бог произвёл из ничего все Силы Небесные и мир вещественный. Прежде всего Он создал Ангелов – духов, чтобы они прославляли Его, служили Ему и видимому миру. Потому они «даются для сохранения городов, царств, областей, монастырей, церквей и людей». Ангелы делятся на три чина и девять ликов: 1) Престолы, Херувимы и Серафимы;

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

3 . «Нравственная жизнь, как метод практического миссионерства, являющего высоту и чистоту христианского учения». Христианская нравственность имеет два аспекта. Первый – «это добродетель, как этическая категория совершения добра», второй – это праведность, как духовная категория Божественного оправдания и свободы от зла» с. 129]. Ясно сказал о личном примере миссионера ап. Павел: «… мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми» ( 2Кор.8:21 ). Сам же Господь указал христианам, а в первую очередь апостолам (читай – миссионерам): «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). 4 . Мученичество – также специфический метод Благовестия, понимаемый как «свидетельство крови перед лицом страданий и смерти» с. 129–130]. Один из выдающихся раннехристианских писателей – Тертуллиан (Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан , †220) отмечал: «semen est sanguis christianorum» (лат.) – «кровь христиан есть семя» [цит. по 35], что более известно в парафразе «Кровь мучеников – семя Церкви». Мученичество – есть выдающееся мужество подражания Самому Христу, Его Крестной смерти, пример готовности умереть свидетелем за веру и ее истинность. 5 . Человеческая мудрость – метод вспомогательного воздействия на умы неверующих и укрепления верующих в их вере с. 130]. Метод позволяющий миссионеру, с Божиим участием, реализовать на практике ответ на восклицание отца бесноватого отрока: «… верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мк. 9:24 ). Господь Иисус Христос призывал апостолов не пренебрегать мудростью в благовестии: «… Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, …» ( Мф.10:16 ). 6 . Метод оглашения – метод подготовки обретающего христианскую веру для вступления в Церковь . К Св. Крещению люди допускаются лишь после того, как Церковь убедится, что кандидат усвоил Христово учение и хочет ему следовать, после испытания и достаточного доказательства, что желающие креститься хотят вести жизнь добропорядочную с. 131]. К описанным выше методам необходимо прибавить два не менее фундаментальных метода, приведенных в

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

А в пророчествах Исаии (Ис. гл. 24–27) наблюдается постепенный переход от понимания идеи воскресения как освобождения только еврейского народа к всеобщему воскресению мертвых, когда «поглощена будет смерть навеки и отрет Господь слезы со всех лиц» ( Ис.25:8 ). Бог явится как грозный Судья всех грешников ( Ис.26:1821 ), праведников же Он приведет ко спасению ( Ис.26:7 ) 11 . 2 .3. В последующей еврейской литературе, кажется, не было единого представления о воскресении. Проблема описывается следующим образом: «Воскреснут ли праведники для вечной жизни или же они когда-нибудь вернутся к праху своему ввиду существовавшего убеждения, что когда-нибудь он (прах – В. Б.) должен будет разрушиться для того, чтобы быть вновь созданным Богом... Спорным является поэтому даже вопрос, воскреснут ли все мертвецы или же только люди благочестивые. Вера в воскресение считалась твердо установленной уже лет за 50 до Р. Х. Но тот факт, что христианство приняло эту веру, еще больше укрепил евреев в ней. Раввин Абагу († ок. 310 по Р. Х.), которому часто приходилось полемизировать с христианами, говорил, по-видимому, с удовлетворением: «Двух вещей народы мира не отрицают. Они признают, что Бог создал мир, и что Он воскресит мертвых»... Маймонид 12 в своем комментарии на Мишну включает веру в воскресение в мертвых в число 13-ти догматов веры и делает е обязательной для каждого еврея. Позднейшие религиозные философы, а также консервативный Иосиф Альбо 13 не желали признавать догматом веру в воскресение, хотя самую веру они разделяли в наивном представлении Талмуда.. В каббалистической литературе это народное верование занимает весьма важное место... С верой в воскресение тесно связано представление о воздаянии в день всеобщего восстания из мертвых» 14 . 3. Воскресение мертвых в Новом Завете 3 .1. Идея воскресения из мертвых часто встречается в Новом Завете, причем в разных вариантах. Например, в одних текстах говорится о воскресении мертвых в конце времен, без упоминания последующего Суда ( 1Фес.4:16 ; 1Кор.15:52 ; ср. Лк.14:14 ), в других содержится учение о воскрешении праведных и нечестивых перед Страшным Судом ( Откр.20:13 ). Иногда имеется ввиду изменение живых во время пришествия Господня ( 1Кор.15:21–22 ; ср. 1Кор.6:14 ), т. е. вечная жизнь и наследие нетленного Царствия Божия, чего св. апостол Павел ожидает и для себя (ср. 1Кор.15:50–51 ). Сюда же относится и предчувствие новой жизни у живших перед первым пришествием Христовым (ср. упоминание давно умерших, но всегда живых у Бога патриархов ( Мф.12:26 ). И наконец, даруемое в Крещении спасение тоже понимается как воскресение мертвых ( Кол.2:12–13 ; Еф.2:5 ; ср. Ин.5:24 ) 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

А по разумению духовному: миролюбивый и возлюбленный Бога Отца и Екклезиаст наш есть Христос, Который, разрушив стоявшую посреди преграду и упразднив вражду плотью своею, соделал из обоих одно, говоря: «мир мой даю вам, мир мой оставляю вам» ( Ин.14:27 ), о Котором Отец глаголал ученикам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте», Который есть глава всей церкви. Он говорит не к синагоге иудейской, но ко множеству язычников; Он царь Иерусалима, созданного из живых камней, не того, о котором Сам сказал: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки» ( Мф.23:37 ) и: «се оставляется сам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), а того, которым Он воспрещает клясться, потому что это город великого Царя. Он есть Сын Давидов, к которому слепые в Евангелии взывали: «помилуй ны, сыне Давидов» ( Мф.9:27 ), и все множество единогласно восклицало: «осанна сыну Давидову» ( Мф.21:9 ). Наконец, не бывает к Нему слово Божие как к Иеремии и прочим пророкам, но поскольку Он Сам и богат, и царь, и могуществен (ибо есть Слово, и Премудрость, и прочие силы), то Он Сам говорит к мужам церкви, – внушает словеса апостолам, о коих воспевается в псалме: «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс.18:5 ). Неправо некоторые думают, что из этой книги мы возбуждаемся к наслаждениям и роскоши: напротив, здесь предлагается учение, что все, что видим в мире, есть суета, и что мы не должны стремиться к тому, что, тотчас по достижении нами, приходит. Еккл.1:2 . Суета сует, сказал Екклезиаст: суета сует, и все суета. Если все, что сотворил Бог , «добра зело», то каким образом все суета, и не только суета, но и суета сует? Как именем Песни Песней показывается, что это между всеми песнями превосходнейшая песнь, так и словом: «суета сует» обозначается великость суеты. Нечто подобное написано и в псалме: «обаче всяческая суета всяк человек живый» ( Пс.38:6 ). Если живой человек суета, то мертвый суета сует. В Исходе читаем, что лице Моисея настолько было прославлено, что сыны Израилевы не могли смотреть на него; но славу эту по сравнению с славою евангельскою, апостол Павел называет неславною: «ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу» ( 2Кор.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Автор затем на стр.28 продолжает: «Но если западный знаток 5 русско-схизматической церкви отстаивает ее правоверие или даже только ее неизменное пребывание на полученной от Византии основе веры, то это, по меньшей мере, удивительно». Г.Кни, следовательно, того мнения, что догматика русской церкви не согласуется более с учением греко-восточной церкви, и на стр.29 резко нападает на бывшего проповедника петербургской реформатской церкви Дальтона, который, во всяком случае, отнюдь не горячий поклонник русской церкви, за то, что он, в своем небольшом сочинении, под заглавием: «Русская церковь » 6 , говорит: «Русская церковь верно сохранила полученное ею сокровище учения, ничего не прибавив и ничего не убавив от него; в этом отношении она несколько подобна тому, приводимому в притче Господа нашего Иисуса Христа, рабу, который не отдавал в рост ввереннаго ему таланта, но неприкосновенно продержал его в платке». На 81-й стр. г.Кни утверждает, что «С 1631–1711 гг. к православному вероучению примешался целый ряд протестантских элементов». Как мало основательно это положение, видно уже из того обстоятельства, что еще и теперь, как и во времена основания русской церкви, учение ее вполне согласуется с исповеданием греческой церкви, что, конечно, было бы невозможно, если бы русская церковь увлеклась, под протестантским влиянием, различными новшествами. Напротив, вероисповедные книги русской церкви суть те же самые, как и вероисповедные книги всей православной кафолической церкви Востока, именно «Православное исповедание кафолической и апостольской восточной церкви», составленнное Иерусалимским собором в 1672 году и содержащееся в окружном послании восточных патриархов к епископам Великобритании, «Исповедание» Досифея, а также «Пространный христианский катихизис православно-католической восточной церкви», который получил одобрение не только Св.Синода русского, но и всех патриархов восточной церкви. Дальнейшим доказательством в пользу внутренней связи, в которой русская церковь еще и теперь состоит со своей матерью-церковью, церковью византийской, и в пользу того живого интереса, который также Его Святейшество теперешний Вселенский патриарх питает к первой, могут служить два обращенные к нам высоких послания его от 14 июля 1893 г. и 21 февраля 1894 г., в которых этот высший сановник всей восточной церкви выражает нашей апологетической деятельности в защиту русской церкви свое полное благоволение и преподает нам свое апостольское благословение. Русская церковь есть и остается совершенно единой со всей православно-католической церковью Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Введение 1. Приветствие (1:1 – 3) 2. Благодарность колоссянам и радость за их общину (1.4 – 11) II. Учение ап. Павла о Христе 1. Первенство Христа Спасителя в творении и искуплении (1:12 – 20) 2. Примирение с Богом (1:21 – 23) 3. Тайна, сокрытая от веков: благовествование Христа язычниками (1:24 – 29) 4. Обитание божественной полноты в человеке Христе (2.9 – 10) III. Укрепление в вере и осуждение ложных представлений о Христе 1. Остойкости веры колоссян (2:1 – 7) 2. Увлечение ложным мудрованием «по стихиям мира» (2:8) 3. Обрезание как символ и предначертание Крещения (2:11 – 15) 4. Ненужности ветхозаветных постановлений (2:16 – 18) 5. Ложная протогностическая ангелология и стериология (2:18 – 23) IV. Практические указания: разные стороны христианской жизни 1. Христианская жизнь: смерть во Христе и скрытая в Нем слава, которая явится при Его втором пришествии (3:1 – 4) 2. Христианская этика как новая жизнь во Христе. Совлечение ветхого человека и облечение в нового (3:5 – 10) 3. Единство верующих (3:11 – 15) 4. Домашний кодекс: семейные и общественные отношения (3:16 – 25) V. Заключение 1. Увещевание к молитве (4:1 – 6) 2. Посланники и сотрудники апостола. Приветствия и распоряжение. Подпись ап. Павла и благословение (4:7 – 18) План Флм. I. Приветствие (ст. 1 – 3) II. Похвала Филимону (ст. 4 – 7) III. Оправдание Онисима (ст. 8 – 22) IV. Заключение Семинар 16. Кол. и Флм. Домашнее задание 1. Найти в тексте Кол. особенности, относящиеся к христологии, экклесиологии, гносеологии, сотериологии. Ознакомиться с предположениями относительно авторства Послания (см. еп. Кассиан (Безобразов) - «Христос и первое христианское поколение»; архиеп. Аверкий (Таушев) . «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» – соответствующие главы). 2. Ознакомиться с историческим контекстом написания Кол. и Флм., найти в тексте Посланий места, говорящие об узах ап. Павла. 3. Выделить в Посланиях отрывки текста, позволяющие проследить связь Кол. с Флм., а также их связь с прочими Посланиями из уз.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010