Отв. 1) Внимать они должны чтению священных Писаний, могущих их умудрить во спасение верою, яже о Христе Иисусе ( 2Тим. 3:15 ; 1Тим. 4:13, 16 ). Апостолы и Пророки безпосредственно просвещаемы были Духом Святым ( 2Пет. 1:21 ). Пастырям, в должность их вступающим, надобно их писанию держаться, поучаться в нем день и ночь и из него почерпать учение... и молиться Христу Богу, дабы отверз им ум разумети писания. 2) Тот есть пастырь добрый, который учит, и чему учит, делом на себе показывает (пастырям пастыреначальник Христос глаголет: Мф. 5:16  и 1Тим. 4:12 ). Пастырю надобно иметь совесть пред Богом чистую и незазрительную, и пред людьми добрых дел пример... Пастыри учащие, но не творящие, прилично уподобляются столпам, на дороге поставленным, которые путь указуют во град, но сами с места не двигаются; уподобляются колоколам, которые людей в церковь созывают, но сами не входят... 3) Пастыри не должны ласкательствовать, что наипаче бывает пред вельможами, князьями, славными и богатыми; но истину и правду везде свидетельствовать... и аще нужда будет, за истину все претерпеть, что бы ни вымыслил им мир, ненавидящий истины ( Мф. 10:28, 32, 33 )... 4) Пастыри долг имеют разумно в своем учении поступать, смотреть и рассуждать, где Евангельское утешительное, где законное устрашительное учение предлагать. Худо и бесполезно, паче же вредно там предлагать утешительное слово, где требуется страх, и там греметь, где утешение нужно... Ради бесстрашных страх Божий нужен, да, от сна греховного пробудившись, покаются; ради сокрушенных и печальных пластырь утешения Евангельского потребен, да в вере утвердятся и живое в сердцах своих восприимут утешение... Пример сего видим в писаниях пророческих, Апостольских и их последователей святых отец... 5) Пастырям, поскольку без помощи Божией ничего успеть не могут, должно усердно Богу молиться, как о себе, чтобы помог им в многотрудном их деле, так и о людях, им порученных, дабы просветил душевные их очи к познанию истины и управил сердца их к творению воли Своея, и сохранил их от козней диавольских. Творили сие Апостолы святые, как читаем в посланиях их; творили пастыри, приемники их и учители церковные. Тоже и нынешним священноначальникам творить должно. 6) Хотя и все христиане всякому гонению подвержены, но наипаче пастыри подлежат сему. Поскольку они царство диавольское проповедию слова Божия разрушают, прелестей его тьму открывают, души человеческие от рук его восхищают: то диавол на них наипаче ярится и восстает, и всякое гонение восставляет чрез злых людей, яко свое истое оружие. Посему добрым пастырям надобно к терпению приуготовляться, и всегда, как кораблю на море – бури, бедствия ожидать и нашедшее терпеливым сердцем нести... Да будет им во образ сам пастыреначальник Иисус Христос и святые Апостолы!..

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

13. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея 14. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святаго 15. Ответ Господа искавшим от него знамения 16. Женщина прославляет Матерь Христову и Христос отвечает ей. Духовное родство с Господом 17. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах: Притча о сеятеле Притча о плевелах Притча о невидимо растущем семени Притча о зерне горчичном Притча о закваске Притча о сокровище, скрытом в поле Притча о драгоценной жемчужине Притча о неводе, закинутом в море 18. Ответы Господа колеблющимся следовать за ним 19. Укрощение бури на море 20. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской 21. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира 22. Исцеление двух слепцов и бесноватого немого 23. Вторичное посещение Назарета 24. Хождение Господа Иисуса Христа по Галилее с учениками и некоторыми женщинами. Скорбь его о недостатке делателей на жатве 25. Христос посылает двенадцать Апостолов на проповедь 26. Усекновение главы Иоанна Крестителя 27. Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами 28. Хождение Господа по водам и исцеление многих больных 29. Беседа о Хлебе Небесном — о Таинстве Причащения Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 1. Обличение фарисейских преданий 2. Исцеление дочери Хананеянки 3. Исцеление глухого косноязычного и многих больных 4. Чудесное насыщение четырех тысяч народа 5. Обличение фарисеев, просивших знамения и предостережение от закваски фарисейской и саддукейской 6. Исцеление слепого в Вифсаиде 7. Апостол Петр исповедует от лица всех Апостолов Иисуса Христа Сыном Божиим 8. Господь предрекает о своей Смерти и воскресении и учит о несении креста 9. Преображение Господне 10. Исцеление бесноватого отрока: о важности веры, молитвы и поста 11. Чудесная уплата церковной подати 12. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном — Господь ставит дитя в пример ученикам 13. Именем Христовым творились чудеса и теми, кто с ним не ходил 14. Учение о борьбе с соблазнами 15. Притча о заблудшей овце, о вразумлении заблуждающихся и о значении суда церкви

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

5. Хулящих имя Исус, якобы оно означает не Спасителя и Исцелителя, а равноухого. 6. Утверждающих, якобы Господь Исус обливан от Предтечи во струях Иорданских, а не погружен. 7. Всех приемлющих скверное крещение обливательное, кропительное и единопогружательное. 8. Утверждающих, что во св. крещении слово «аминь» не потребно ко утверждению. 9. Мажущих миром на подошве ног, и чрез то делающихся крестопопирателями. 10. Мудрствующих о зачатии человека, яко не вкупе душа и тело созидаются Богом, но душа прежде, а тело после, что мужеский пол воображается чрез сорок, а женский чрез семьдесят дней и тогда Богом одушевляется. 11. Латиноеретичествующих, что Исус Христос распят на дубовом двучастном, а не на трисоставном кресте. 12. Испревращающих распятие Господне и изображающих оное не обычно и странно; 13. Неблагословляющих двумя персты, якоже и Христос, или невоображающих ими крестного знамения. 14. Испровергающих Апостольское учение о двуперстном крестном знамении и хулящих двуперстное благословение и таковое же крестное знамение. 15. Крестящихся тремя перстами и странно некако благословляющих пятию персты. 16. Утверждающих, что молиться стоя на коленах, не преклоняя глав на землю, – предано от Господа Исуса Христа. 17. Не творящих земных поклонов в посты, по преданному чину церковному. 18. Нарушающих правила, узаконенные на св. посты. 19. Одинаково мудрствующих с месалианами и василианами, что грехи отпущаются и очищаются без епитимий. 20. Ходящих не по солнцу, а противу солнца в крещении, венчании и освящении церквей. 21. Не глаголющих и не поющих св. аллилуию по дважды, с приглашением: слава Тебе Боже. 22. Принимающих Богоненавидимую прелесть душегубительные помраченные ереси, еже постригали браду и усы. 23. Развращающих правила богоносных отец о иконном изображении, иже на срамные дела подвизают видение. 24. Всяко скверно идущих и со псы из единых сосудов идущих и пиющих и держащихся других еретических обычаев. 25. Всех извращающих учение отцов и соборов и ложно на них указующих». 106

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В новозаветных текстах понятию «посланничество» принадлежит особая роль, глагол «П.» здесь служит описанию важнейшего и решающего Божьего деяния во благо людей. Если ранее Бог посылал к людям Своих рабов-пророков, то теперь Он посылает к ним Своего Сына ( Мф. 21:33–46 ; Мк. 12:1–12 ; Лк. 20:9–19 ); ученики, которых собирает вокруг Себя этот Посланник, названы ⇒ «апостолами», т.е. ⇒ «посланниками»: 1) ПОДГОТОВКА. Бог направляет посланников, которые, проповедуя о том, что будет послан Иисус, подготавливают людей к явлению Иисуса (ангел Гавриил в разговоре с Марией, Лк. 1:26 ) и свидетельствуют о Нем (Иоанн Креститель, Ин. 1:6 ); 2) ИИСУС КАК ПОСЛАННИК. Иисус послан Богом: говоря об этом, НЗ представляет явление Христа величайшим звеном единой Свящ. истории. Бог посылает Своего Сына в предопредел. период Свящ. истории ( Гал. 4:4 ), и этим исполняются пророчества о Посланнике, Которого предвидели пророки ( Лк. 4:18–21 ). О Втором пришествии Иисуса Христа также сказано, что Его пошлет Бог ( Деян. 3:20 ). Словом «посылать» характеризуется вся несравненная миссия Иисуса, что особенно ярко описано и засвидетельствовано евангелистом Иоанном. Иисус не явился Сам от Себя, Он был послан Богом ( Ин. 8:42 ). Иисус знает Отца, потому что это Он послал Иисуса ( Ин. 7:29 ), и деяния Иисуса свидетельствуют о том, что Его послал Отец ( Ин. 5:36 ). Осознавая Себя посланным, Иисус проявляет полное послушание: Он ничего не может творить от Себя, а все совершает по воле Пославшего Его ( Ин. 5:30 ); он проповедует не Свое собственное учение и не Свои слова, а учение и слова Того, Кто Его послал ( Ин. 7:16 ; Ин. 14:24 ). Но поскольку Иисус послан Богом, то Его слово обладает Божественной силой ( Ин. 3:34 ), а Его суд истинен ( Ин. 8:16 ). Желающий познать истинную сущность Иисуса должен верить в то, что Его послал Бог ( Ин. 12:44 ). Слушающий слово Иисуса и верующий в Пославшего Его имеет жизнь вечную ( Ин. 5:24 ). В этом и состоит сама вечная жизнь: познавать Бога и посланного Им Иисуса Христа ( Ин. 17:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Так вот, в Послании Иакова исследователи находят вполне очевидную полемику с проповедью апостола языков. Например, Павел пишет о жертвоприношении Авраама: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного» (Евр. 11:17). Иаков парирует: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (Иак. 2:21). Павел продолжает эту тему: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр. 11:31). Иаков отвечает: «Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? (Иак. 2:25). Павел говорит: «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Иаков пишет: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2:24). Итак, дискуссия была. Но означала ли она наличие непримиримого противоречия между апостолами? Нет. Каждый из них прав по-своему. По сути, оба говорят об одном и том же – о живой, настоящей вере, которая обязательно выявляется в делах. Вот как пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Восхваляя дело патриарха Авраама, святой Иаков восхваляет дело его веры... Силу совершить это дело дала вера, а дело выразило силу веры: так объясняется сущность поступка Авраамова, истолкованного двумя Апостолами, Иаковом и Павлом» (2) . Вообще, спор о соотношении веры и дел всегда был чужд православию. В Восточной Церкви учение Иакова и проповедь Павла органично сочетались и образовывали церковное учение о вере деятельной. Замечательно писал об этом А. С. Хомяков: «Неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна... Обнаружение веры и есть дело» (3) . Да и само Писание, при внимательном рассмотрении, дает ответ на этот вопрос. «Покажите в вере вашей добродетель», – говорит апостол Петр (2 Пет. 1:5). Павел пишет: «Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6).

http://pravoslavie.ru/116125.html

12–19:10) 12 глава 13 глава 14 глава 15–16 главы 17–18 главы 19 глава 1–10 ст. Четвертая часть эсхатологического созерцания (гл. 19:11–22:5) 19 глава 11–21ст. 20 глава 21–22:5 главы Заключение Апокалипсиса (глава 22:6–21) Экскурс к главам 13 и 17 Апокалипсиса Отдел IV. О писателе Апокалипсиса I. Самосвидетельство Апокалипсиса о писателе II. Св. Апостол Иоанн – Апокалиптик и Евангелист А. Биографические сведения Б. Отношение Апокалипсиса к Евангелию и посланиям Апостола Иоанна со стороны их содержания а) Отношение к иудейству б) Иоанновский „дуализм“ в) Христология г) Искупление д) Учение о Святом Духе е) Вера и дела ж) Эсхатология В. Язык Апокалипсиса и его отношение к языку 4-го Евангелия и посланий св. Апостола Иоанна III. О времени, месте и цели написания Апокалипсиса Приложение     Предисловие Писания св. Апостола Иоанна Богослова представляют совершенно особое явление в ряду других книг новозаветной священной письменности. Его Евангелие не похоже на другие Евангелия, его Апокалипсис является несравненною книгой. Они своим разнообразным содержанием верно отражают характер их писателя. Тихий созерцатель, – Иоанн в глубинах своего богато одаренного духа таил великие силы. По виду покойный, скромный, – он однако отличался неудержимой пылкостью. Никто из учеников Господа не был так способен к орлиному взлету в высь, как Иоанн. Горячо любящий своего Божественного Учителя, – это воплощение жизни и света, – он всепоядающим гневом пламенел к тому, что упорно коснеет во мраке, ко всему омертвевшему, не подающему надежды на оживление. И эту последнюю сторону Иоанновского духа, собственно, и отражает Апокалипсис. Апокалипсис, – это писание удивительной силы и красоты, – является зеркалом души Иоанна, полной действительной любви, – любви мощной, ненавидящей зло со всем жаром. Он – отражение сильной этической натуры и совсем не имеет элементов религиозно-морального расслабления, симптомом которого в сфере морального отношения к людям часто бывает сантиментальность, вместо действительной любви. Писатель Апокалипсиса представляется нам не практиком жизни, не такою натурой, которая носит в себе черты религиозного реформатора, – нет! Это – человек необычно глубокий. Его стихия – тихое созерцание, внутреннее скопление сил. Но зато, когда затронуты чувствительные струны такого человека, – у него обнаруживаются необыкновенное богатство духа и великая, неудержимая сила чувства. И вот из книги новозаветного пророчества мы видим, как у Апокалипсиса чувство переливается через край. Оно с великой силой волнует его душу, стремится как можно рельефнее выразиться в языке, что иногда внешним образом проявляется в нагромождении многих дополнений. Но вдруг приходится наблюдать, как впечатление у него сменяется впечатлением, мысль быстро следует за мыслью, и писатель не успевает даже надлежащим образом все выразить: он то прерывает речь, то пропускает субъект. Иногда приходится наблюдать и противоположное явление: речь льется тихо, покойно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

а) Послание ап. Иакова писано по тем обстоят., что некоторые, не выразумевши хорошо учения Апостола Павла об оправдании верою, а не делами закона, стали распространять такие мнения, что для христианина неважно – делает ли он добрые дела, или нет. б) 1 Соборн. Посл. ап. Петра направлено на злоупотреб. учения о вере оправдыв. 2-е послание того же ап. написано против того, что между христиан явилось много учителей, которые вели самую разврат. жизнь и под предлогом свободы христианской распространяли всякого рода заблуждения. в) 1-е Послан. ап. Иоанна написано для обличения тех лжеуч., которые унижали Гос. Иис. и предавались распутной жизни. 2-ф и 3-е Посл. Иоан, писаны к отдельн. лицам. г) Послан. Иуды, брата св. Иакова, писано против тех же еретиков, против которых направлено 2 посл. Петрово. Лжеучители, ведя развратную жизнь, презирали власти и возмущали других. д) 14-ть посланий ап. Павла, писанных к разным церквам и лицам, также по различи. случаям, содержат в себе обличение происходивших между христиан. из иудеев с христиан. из язычников беспорядков, вкравшихся в Коринфскую Церковь . Галаты увещевались в том, что они так скоро уклонились во иное благовествование от истинного учения (1:6). Ефесяне предостерегаются от пороков возможных (4:17), равно как и от всякого ветра учения (4:14). Дабы утвердить христиан Колосских в принятой ими вере, и предостеречь их от заблуждения, ап. написал и им послание. 1 и 2 Послан. к Фессалон. увещевают их твердо стоять в вере и не возмущаться страхом последнего суда, которым грозили им лжеучители. Далее идут пастырские послания: 1–2 к Тимофею и к Титу, затем к Филимону о слуге Онисиме и, наконец, к Евреям, в котором апост. показывает, что учение Евангельское превосходнее ветхозаветного и учит веру в И. Хр. оправдывать добрыми делами. е) Откровение (или Апокалипсис) Иоанна Богослова книга пророческая, написана в утешение христиан, гонимых за истину. 8) Повелен. Своих Господь не перемен., – как челов., у Бога нет и тени перемены: Иак. 1:17 ; Числ. 23:19 ; посему вероучение и наставления необходимо брать из Ветх. и Нов. Заветов: Мф. 5:17 ; Рим. 3:31 ; из В. Зав. утратились лишь прообразы, напр. обрезание; кровавые жертвы: Деян. 15:24 ; Евр. 10:4 ; Другие ветхоз. постановления даже расширены: Мф. 5:21–39 ; 2Петр. 1:21 . IV. О чтении и толковании свящ. Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В неофиц. части публиковались духовно-назидательные статьи, проповеди и поучения, церковно-исторические и краеведческие материалы местного характера, статьи и заметки церковно-практического содержания. Среди немногочисленных богословских статей можно отметить «Нравственное учение в сочинениях мужей апостольских» Ф. Прокоповича (1878. 3, 5-8, 13), «Суд над Иисусом Христом у первосвященников иудейских» А. Пятницкого (1888. 3-5, 8, 9), «О законодательной власти Христовой Церкви» К. Богдановского (1894. 8-11). Почти все церковно-исторические статьи и мн. публикации по церковно-практической тематике посвящены полемике с католиками или протестантами, истории Брестской унии : «Литературная полемика православных с протестантами в Юго-Западной Руси в XVI и XVII вв.» Н. Бедрицкого (1888. 1, 2, 5, 7, 10-15, 18-21, 23; 1889. 1-3), «Общий взгляд на западно-русскую Церковь до и во время воссоединения униатов с Православною Церковью в 1839 г.» свящ. Андрея Юрашкевича (1889. 13-15), ««Наука» св. Кирилла Лукариса о противной унии» В. В. Перепечина (1893. 24; 1894. 1-10), «Преимущества богослужебного пения Церкви Православной пред инструментальною музыкою богослужения католического» А. Пятницкого (1889. 19, 20), «Римская литургия, ее отличие от православной и сравнительные преимущества последней» Перепечина (1890. 21-24; 1891. 1-3), «Латинско-польский праздник св. Казимира и его историческое значение для Западной Руси» Ф. Ф. Серно-Соловьёвича (1897. 5, 6). Почти в каждом номере публиковались проповеди, слова, речи или поучения, произнесенные правящими архиереями, священниками-редакторами журнала, выдающимися проповедниками Минской епархии - протоиереями Никанором Смоличем (впосл. архим. Варфоломей), Григорием Галиным, Александром Конским, Максимом Еремичем, священниками Ианнуарием Наркевичем, Григорием Рункевичем, Кириллом Смоличем, Павлом Афонским, Андреем Юрашкевичем, Иоанном Борковским, Романом Москалевичем, Андреем Хацкевичем и др. Небольшие статьи и заметки церковно-практического содержания, часто заимствованные из др. церковных изданий, нередко печатались анонимно. В них рассматривались спорные вопросы из пастырской практики - совершение браков между родственниками (1870. 17), крещение «дивов и чуд родящихся» (1871. 18), благословение свадебных скоромных обедов в постные дни (1871. 19), перемена имени уже крещенному (1872. 47; 1874. 15), погребение священника, умершего под запрещением (1876. 4), крещение ребенка неправосл. родителей (1879. 1) и др. канонические и литургические (в частности, календарные) вопросы.

http://pravenc.ru/text/2563286.html

В св. Писании усвояются церкви Земной различные наименования для обозначения различных ее сторон и свойств. Так, И. Христос раскрывал учение об устрояемой Им церкви преимущественно под формой учения о царстве Божием. Иногда Спаситель изображал церковь , как общество верующих, объединенных в одно целое, под образом созидаемого здания ( Мф.15:18 ), а также стада овец, объединенных под руководство одного Пастыря ( Ин.10:16 ; сн. Лк.12:32 ), двора овчаго ( Ин.10 гл.). Апостолы усвояют церкви и другие наименования. Церковь именуется ими домом Божиим ( 1Пет 4, 17 ; 1Тим 3, 15 ; Евр.3:6; 10, 21 ), в том смысле, что верующие, входящие в состав церкви, составляют как бы семейство Господне ( Рим.16:4 ; Кол.4:15 ), суть приснии Богу ( Еф.2:19 ; сн. Гал.6:10 ), невестою Христовою ( Еф.5:23 ; 2Кор.11:2 ; Откр.21:2; 22, 17 ) женою и матерью верующих ( Гал.4:26 ; Откр.19:7 ), телом Христовым ( Кол.1:24 ; Еф.1:22–23 ; 1Кор.12:12, 27 ). Церковь есть невеста Христова в том смысле, что Он возлюбил церковь ( Еф.5:25 ), предал Себя, чтобы сделать из нее Себе непорочную Невесту, не имеющую скверны (25, 27). И. Христос и Сам именовал Себя Женихом (в притче о десяти девах – Мф.15:1–12 , а также 9, 15; сн. Ин.3:29 ). Церковь есть жена и матерь верующих, ибо она, находясь в таинственном соединении со Христом, вторым Адамом, дает бытие восстановленному Им человеческому роду, рождает чад Богу через Христа во Св. Духе, подобно тому, как древний Адам, через праматерь Еву, дал бытие падшему человечеству. Церковь есть тело Христово, которое Он питает и греет, ибо мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф.5:28–30 ; сн. Ин.2:18–21 ), т. е. Церковь явилась от плоти Христа и от костей Его (разумеются крестные страдания, прободение ребер Спасителя), как наша праматерь Ева из ребра Адама, и находится в теснейшем соединении с Ним, по подобию соединения мужа и жены, является единой с Ним плотью – для рождения чад Богу, а члены церкви – в единении между собой, как члены тела. § 125. Основание и цель церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

(Топы — общие положения, объективное наличие которых предполагается вне логических доказательств.) В издании 1521 г. Меланхтон — вдохновенный ученик Лютера, упрощая догматику, оставляя в стороне учение о вочеловечении и другие основные догматы церкви, больше всего говорил о благодати и грехе. Лютер чрезвычайно высоко ценил эту книгу Меланхтона, считая, что она занимает первое место после апостольских книг. Сам же Меланхтон многократно изменял свой текст: издания 1535 и 1543 гг. показывают, как он освобождался от влияния Лютера. Признавая что для спасения необходима не только вера, но и добрые дела, Меланхтон отошел от учения Лютера об отрицании свободы воли, изменил свое отношение к философии, которую оп прежде считал «языческой мерзостью> , к разуму, к теологии, сильно приблизился к традиционному католицизму. В последнем издании (1543 г.) он писал, что отрицание свободы воли равносильно фатализму стоиков, который церковь ни в коем случае не может допустить (ср.: Corpus Reformatorum… Philippi Melanchtonis opera quae supersunt omnia/Ed. C. G. Bretschneider. t. 21, 650). Несмотря на все превратности, которые пережила их дружба, Меланхтон оставался другом Лютера до самой его смерти, Эразм предполагал, что Меланхтон помогал Лютеру писать ответ на Диатрибу. Меланхтон же уверял, что это не так, однако позднее, в 1528 г., когда выяснилось, что предположение было справедливо, Эразм писал, что это его уже нисколько не трогает. См.: 2 Кор., II, 6. См.: 1 Кор., 14, 21. Овидий. Метаморфозы, VIII, 730 сл. Протей - древнегреческое морское божество, подвластное Посейдону. Протей обладал способностью приобретать любое обличье. Лютер называет Протеем, хитрейшим обманщиком и Аристотеля (см. его письмо от 8 февр. 1516 г. приору Августинианского монастыря в Эрфурте Иоганну Лангу), выражая таким образом свое неприятие философии вообще. И. Хейзинга писал, что для Лютера Эразм - Протей, между тем как Эразм был человеком нюансов и одно понятие, изменяясь, переходило у него в другое. См.: Huizinga J.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010