«Но на Бога жива, дающаго нам вся обилно в наслаждение». На Того надлежит смело уповать, говорит Апостол, Кто всегда жив и всем подает наслаждение благами. Не только же заповедует веровать в Бога, но и поступать, как сообразно с верою. 1Тим.6:18 .  Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны. «Благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общителным». Одно касается раздаяния денег, другое скромности нравов, ибо общительными обыкновенно называем имеющих некичливый нрав. 1Тим.6:19 .  Собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. «Сокровищующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь». Обладание богатством Апостол назвал недостоверным, а наслаждение будущими благами нарек «основанием», потому что блага сии непреходящи и непреложны. 1Тим.6:20 .  О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. 1Тим.6:21 .  Которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь. «О Тимофее, предание сохрани». Преданием, думаю, называет он благодать Духа, которую приял чрез рукоположение. «Уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша». Они от Симона называли себя гностиками (ведущими), говорили о себе: «О чем умолчало Божественное Писание, то нам открыл Бог». Исполнено же сие всякого злочестия и непотребства. Сие-то ведение Апостол справедливо назвал «лжеименным». Они имеют мрак неведения, а не свет Боговедения. «Благодать с тобою. Аминь». Апостол присовокупил обычное благословение. Учение сие надлежит с точностию сохранять всем сподобившимся священства и как некое правило всегда иметь перед собою и с ним соображать, и что говорится, и что делается ими. Так возможно сподобиться части блаженного Тимофея и даже самого пребожественного Павла, по благодати и человеколюбию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вся эта аргументация есть лишь игра двояким значением слова энкратизм. Действительно, в церковной истории известно существование секты, или, вернее, направления, общего нескольким сектам, у которых отрицание брака вытекало из восточных дуалистических представлений о духе и материи. Объяснять возникновение западного взгляда на второбрачие этим энкратизмом нельзя, так как такой энкратизм как-раз существовал главным образом не на Западе, («и даже в области римской», Епифаний), а на Востоке, при чем центром этого направления была Малая Азия 110 и Месопотамия. Но кроме энкратизма еретического существовал энкратизм ортодоксальный. Такой истинный энкратизм ( κατ λεϑεαν γκρτεια) не есть какое-либо временное уклонение в нравственном учении, а есть постоянная и характерная черта православного учения, отличающая его как от антиномистических учений древности, так и от учения протестантского. Учение об γκρτεια, как одном из необходимых качеств христианской жизни, явилось не в позднейшее время под каким-либо посторонним влиянием, а одновременно с самым началом христианства, как его существенная составная часть 111 . В своей речи перед Феликсом апостол Павел отмечает учение о воздержании, как одно из главных положений христианского учения на ряду с учением о воскресении, оправдании и будущем суде ( Деян. 24:25 ). Он же учат о воздержании как об одном из наиболее характерных плодов «духа», как об одной из наиболее существенных особенностей христианской жизни по началам «духа», в противоположность деятельности, вдохновляемой и руководимой «плотью» ( Галат. 5:22, 16–21 ; 1Кор. 9 , и 25, 27). Апостол Петр представляет воздержание как одно из основных проявлений веры в христианской жизнедеятельности ( 2Петр. 1:5–6 ). Применяя принцип воздержания к браку, апостол Павел, как мы видели, видит во второбрачии его нарушение и потому не дозволяет второбрачие священнослужителям, которые должны выбираться из лиц воздержных. Таким образом, епископ Никодим вполне прав, когда объясняет запрещение второбрачия энкратизмом, 112 но совершенно не прав, когда называет этот энкратизм еретическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» ( 2Тим. 4:6–7 ). Разделение на части и последовательный экзегетический анализ послания к Ефесеям При обозрении послания, в нем усматриваются следующие части. После надписания и приветствия ( Еф. 1:1–2 ) идет догматическая часть. I. Догматическая часть В которой раскрывается величие домостроительства спасения нашего во Христе Иисусе и по его основаниям и по его действиям в мире ( Еф. 1:3–3:21 ). Раскрытие этого главного предмета идет с такой постепенностью: а) Сначала Св. Апостол делает общее обозрение домостроительства спасения и великих благ его, молитвенно желая, чтобы уразумели их Ефесяне ( Еф. 1:3–19 ). б) Затем, углубляя свои рассуждения, выясняет основание величия домостроительства нашего спасения в возвеличении самого Начальника Своершителя нашего спасения ( Еф. 1:20–23 ). в) Потом раскрывает действия сего величия, явленные в возвеличении из крайнего унижения и всех верующих в Него ( Еф. 2:1–10 ). г) Далее идет особенное указание действий домостроительства в приложении к Ефесеям и всем язычникам, которые прежде были далеко, а теперь сделались близкими ( Еф. 2:11–22 ). д) Сверх сего Св. Апостол делает частнейшее указание на сокровенность тайны призвания язычников, которая лишь ныне является, и он, Павел, есть ее служитель ( Еф. 3:1–13 ). е) В заключение Св. Ап. Павел молится об Ефесеях, дабы они, верою и любовью причащаясь благ спасения, еще более возвысились в разумении величия тайны спасения ( Еф. 3:14–21 ). II. Нравоучительная часть послания Изложив учение о великой сокровенной тайне искупления и предызбрания людей ко спасению, Апостол излагает христианские обязанности, вытекающие из сего учения, в следующей постепенности. А) Сначала излагает он общие обязанности христиан, как им «поступать достойно звания, в которое они призваны», и в этом отделении речь свою направляет: а) Сначала ко всем верующим ( Еф. 4:1–16 ). б) Потом к христианам из язычников ( Еф. 4:17–32 ). в) Затем объединяет те и другие назидания свои общими рассуждениями о побуждениях к христианской любви и чистоте взаимных отношений с ближними ( Еф. 5:1–20 ). Б) Раскрывши общие обязанности христианские, Св. Ап. Павел предлагает потом и частные обязанности, которыми определяются взаимные отношения:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1.        “Я упокоился в Духе Господнем: и Дух вознёс меня ввысь 2.        И сделал меня стоящим на моих ногах в высоте Господа, перед Его совершенством и Его славой, тогда как я восхвалял Его сложением Его песней. 3.        Дух возродил меня пред лицом Господа, и, хотя есмь сын человеческий, я был наречен сиянием, сыном Божиим; 4.        В то время как я восхвалял между другими восхваляющими, и был великим между великими 5.        Ибо в меру Всевышнего [Дух] создал меня: и освящением Своим Он обновил меня; Он помазал меня от Своего совершенства 6.        И я стал одним из Его приближённых, и отверзлись уста мои; подобно облаку росы 7.        И сердце моё излилось как обильный поток добродетели 8.        И я приблизился с миром; и был крепок Духом наставничества. Аллилуия!” Дух, таким образом, приготавливает, очищает и освящает верующего для личной встречи с Богом. В “Одах” мы встречаем апофатическое представление Духа как истины: “таков Дух Господень, Который не лжёт” (Од 3:12), учительскую функцию Духа: “Который научает сынов человеческих познанию путей Его” (Од 3:13); охранительную функцию Духа: “Как крылья голубей над их птенцами; и уста их птенцов к их устам, так крылья Духа над моим сердцем” (Од 28:1-2). Последний стих — очевидная аллюзия на Богоявление, попытка осмыслить явление Духа в образе голубя. Дух очищает естество человека (Од 6:3); без Духа невозможна жизнь верующего: “и я облёкся покровом Духа и Ты удалил от меня мою кожанную одежду” (Од 25:8). Кожанные одежды — аллюзия на Быт 3:21, жизнью в Духе возвращается утраченное райское состояние до грехопадения. Также мы видим здесь традиционное противопоставление как взаимоисключающих образов бытия: по Духу и по плоти (Рим 8:1-9). Верующему заповедуется возносить хвалу Духу: “И похвалу Его имени Он дал нам: наши души восхваляют Его Дух” (Од 6:6), “И произноси восхваление Его Духа, и сотри слезу с твоего лица, и люби Его святость” (Од 13:2). Эти строки содержат недвусмысленное указание на почитание Духа, впрочем, в неразрывном единстве с Его источником — Богом-Отцом.

http://pravoslavie.ru/7470.html

Он не отказался от Своего народа (11, 1–2), который по-прежнему предназначен ко спасению, поскольку Промысл Божий не может быть уничтожен непослушанием и ожесточением «некоторых» (11, 25–26). Святитель отстаивает свободу и ответственность человека как одно из главных свойств его природы, отвергая античное учение о судьбе. Слова апостола: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»( Рим.7, 15 ) – не лишают человека свободы, но указывают на то, что насилие плотских страстей преодолевает живущее в нём желание добра (7, 15). Решается вопрос о соотношении свободы воли человека и Божественного предопределения. Если Бог ещё прежде их дел «возненавидел» Иакова и «ожесточил» сердце фараона, могли ли они противиться такому определению? Но Бог не созидает никого изначально злым и оставляет за каждым выбор между добром и злом. Исав лишён первородства из-за легкомыслия, а фараон был жесток и прежде встречи с Моисеем, так что они были наказаны по справедливости, хотя Бог ещё до того, как проявилась их злоба, воспользовался ею, чтобы обратить её во благо (9, 14–24). Бог заранее знает, кто и как ответит на Его призвание ко спасению, но это предведение никак не влияет на свободу выбора самого человека (8, 30). Лишь в связи с сотериологией кратко излагаются и другие догматические темы. В одном месте святитель даёт ёмкое изложение своей зрелой триадологии, ясно указывая на тождество сущности и действия Лиц Божества при Их различии по ипостаси (6, 3–4). Нет и сколько-нибудь детального рассмотрения собственно христологии. Утверждается, что Христос – Сын Божий по природе (1, 3–4). Хотя подчеркивается безгрешность Христа по человечеству (5, 16; 6, 5), поскольку Его плоть с самого зачатия была чужда греховной нечистоты, но утверждается и её тождественность с нашей плотью (6, 6). То, что Христос становится родоначальником и возглавителем обновленного человечества (3, 21–26; 10, 11–13), также предполагает полноту Его человеческой природы, хотя в рассмотрение этого вопроса, равно как и вопроса об образе единения во Христе Божества и человечества, святитель здесь не углубляется 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Сей убо Пророк (1) будущее ясно предсказал ( Мф.24:4–5 ). (2) закон истолковал и от человеческих преданий очистил ( Мф.5:20 ). (3) грехи Фарисейские и всех человек прямо обличил ( Мф.11:21, 12:34 ). (4) пророчества истолковал, как например ( Мф.22:43 ). Псалом изложил и пр. (5) Евангельское учение узаконил и предал: «покайтеся, приближися бо царствие небесное» ( Мф.4:17 ). (6) различными и великими чудесами учения истину и свою особу подтвердил: «дела, яже аз творю, свидетельствуют о мне, яко Отец посла мя» ( Ин.5:36 ). И по сему-то нарицается Пастырь, свет языков, Ангел завета, Посланник мира, Благовестник, Законодатель. Во-вторых: чтоб определять и сохранять служение Евангелия, показывать и посылать Пророков, Апостолов и учителей и других служителей церковных; подавать им дар учительства, и наделять дарами к сему званию потребными: ( Еф.4:11 ; Лк.21:15 ; 1Пет.1:2 ), к тому ж устроять тайны, которые бы чрез служителей Его достойно отправлялись, ( 1Тим.5:22 ). В-третьих: чрез служение своих служителей быть действительно в сердцах слушателей, внутрь учить, просвещать мысли, делать сердца способными ко уверованию и повиновению Евангелию ( Мф.3:2 ). ( Лк.24:45 ): «Тогда отверзе им ум разумети писания». ( Деян.16:14 ): «Бог отверзе сердце ...Лидии» и пр. ( Деян.14:3 ). Кратко: части должности пророческой Христовой суть три. (1) Открыть волю Отца. (2) Определять служение. (3) Внутренно учить и действовать чрез своих служителей. И сии три от зачатия церкви Христос исполнил, и даже до скончания мира исполнять будет по своей власти, силе и действительности. Отсюда видно, какое разнствие есть между Христом Пророком, и другими Пророками. Прочие все Пророки люди простые, а сей Пророк Господь: те чрез него пророчествовали; сей чрез себя: Христу проповедующему веруем ради Его самого; а другим, понеже Христос говорит в них. Вопросишь. В чем состоит звание Христово священническое? Отвечаю. Священник есть лицо от Бога учрежденное для приношения жертв, для умилостивления Бога за грехи ( Евр.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Почему сии, будучи привязанными к чувственным удовольствиям, и не могши вместить духовное и небесное звавшего их Спасителя учение, говорили: «жестоко есть сие, кто может Его послушати?» ( Ин.6:60 ) Другие же не только отрицались, но и за невозможное ради поятия жены почитали прийти. Показал же Спаситель сим, «не могу приити», силу и неудобопреодолимость уз плотских пожеланий и беззаконий. Но все сии три отрицавшиеся означают всех сребролюбивых, сластолюбивых, и плотолюбивых людей, которые, будучи званными Евангельским гласом на покаяние, и ко причащению Божественных таин, и к наслаждению небесного царствия, отрицаются иные ради заботы о стяжаниях своих, иные ради порабощения плотским своим беззакониям. Но послушаем и следующих приточных слов: Лк.14:21 .  «И пришед раб той, поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия, и стогны града, и нищия, и бедныя, и слепыя, и хромыя введи семо.» Чрез раба разумеется, как сказали, зрак раба приимший Иисус Христос. Каким же убо образом Он приходит и объявляет Господину Своему, то есть, Богу Отцу Своему, ведущему вся, ведущему самые намерения не хотящих в Него веровать? Притча многажды, как выше сказали, заключает некоторые слова, нужные только для связи приточной, а не для изъявления, оною знаменуемого. Почему, чтобы находилась связь в притче, и да изъявит гнев Божий на отрицающихся, представил раба, приходящего и объявляющего господину своему о делах отрицавшихся. Виждь же, куда посылается Богочеловек. На распутия посылается и стогны, где нет ни правителей, ни князей, ни вельмож, ни богатых, но где находится простой народ. Какие же были им по Отцовскому заповеданию призванные и Ему поверившие? Нищие Иудеи, маломощные, то есть, не привязанные к мирским вещам и бессильные; слепые, то есть, неученые и безкнижные; хромые, то есть, недовольные к исполнению плотских развлекательностей. Сие же самое другими словами показал Богоглаголивый Апостол, говоря: «худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит» ( 1Кор.1:28 ). Лк.14:22 .  «И рече раб: Господи, бысть якоже повеле, и еще место есть.» Когда о сем сказал Богочеловек Богу Отцу Своему? Когда наступало время страдания Его, тогда, «возвед очи Свои на небо», и кроме другого сказал и сие: «дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю» ( Ин.17:1, 4 ). Являют же слова крайнее смирение человеческого Его существа пред вышеестественным существом Божества; также и то, что никто ни из Иудеев, ни из язычников, не уверовал в Иисуса Христа, разве по благоволению Бога Отца Его, по реченному: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» ( Ин.6:44 ). Сим же: «и еще место есть», показал богатство небесного царствия, показал же и то, что не только ради верующих из Иудеев, но и ради верующих из язычников от сложения мира уготовал Божественное Свое царствие, и что место есть, хотя избранные от Иудей и наследовали царствие, еще уготовленное и для имеющих веровать из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В одном из предыдущих номеров журнала мы писали о том, что стяжанию высоких духовных добродетелей препятствует отсутствие навыка в добродетелях, так сказать, практических 8 . На этот раз обратимся к тем случаям, когда торопливое стремление к “совершенству” мешает правильно понимать учение Церкви и ведет к искажению личности и жизни, которое тем опаснее, что вовсе не осознается как грех и даже причисляется к достоинствам. Рабство и сыновство Приведенные выше слова Евангелия (Мф 25:21) открывают тему, очень существенную для формирования христианского сознания: как соотносятся понятия рабов Божиих и входящих в радость, о которых сказано Апостолом уже не раб, но сын (Гал 4:7)? В Новом Завете прослеживаются некоторые уровни духовного состояния человека, которые мы вполне можем определить как ступени: падший человек — раб греха (напр., Рим 6:17,20), обратившийся к Богу — раб Божий, раб Христов, праведник — сын Божий 9 . Тексты Священного Писания предоставляют возможность убедиться в том, что состояние раба Божия отнюдь не позорно (Отроком Господним, то есть по значению слова слугой, называется и Мессия, ср. Лк 1:54); просто вхождение в сыновство обозначает иную ступень в связи человека с его Творцом и Господом. Это было совершенно прозрачным понятием для Ближнего Востока времен написания Библии, потому что там верные рабы подлежали усыновлению, что, однако, подразумевало, что они продолжают оказывать бывшему господину, а ныне отцу все подобающее послушание. Глубину покаяния блудного сына подчеркивает то, что он слагает с себя статус сына и готов добровольно стать слугой (Лк 15:18–19). Тем не менее подчас очень хочется “проскочить” ступень рабства и причислить себя к числу сынов. При этом никак не принимается во внимание, что сын Божий — это тот, кто достоин принять Богосыновство, уподобляясь в этом Христу, Который ради того, чтобы восстановить изначальную связь между человеком и Творцом, принял на Себя подвиг Воплощения, страдания и крестную смерть. Правда, иногда можно встретить того, кто утверждает, что достиг всей возможной праведности, но это уже не имеет никакого отношения к христианству. И еще одна важная вещь следует из высокого достоинства сынов: высочайшая ответственность и готовность следовать за Христом в Его страданиях: в мире будете иметь скорбь (Ин 16:33) 10 .

http://pravmir.ru/stupeni-zhurinskaya/

Впрочем, вам полезно узнать, что это послание касается предметов необходимых. Смотри же, сколько доброго в нем заключается». Указание уроков, по поводу сего послания, короче передает блаженный Феофилакт, руководствуясь все же святым Златоустом. «Во-первых,— пишет он, — оно научает нас иметь заботу и о тех, которые, по видимости, незначительны, как и Господь говорит: «да не презрите единаго от малых сих» (Мф.18, 10); во-вторых,— что если раб, такой неразумный и недобрый, обратился, то не должно никому отчаиваться и наипаче тем, которые выросли на свободе; в-третьих,— что не должно под предлогом благочестия отторгать рабов от господ, против воли сих последних; в-четвертых,— что не должно с презрением относиться к рабам добродетельным и не стыдиться их, когда святой Павел называет чадом своим Онисима». Прибавим к сему: святой Павел не раз в посланиях своих говорил, что о Христе Иисусе «несть раб, ни свобод». Из образа его действования относительно Онисима видим, что его слово не было голое слово, но было выражением существа дела. Благодать Божия так сродняла всех верующих, что они во глубине сердца имели себя родными братьями и сестрами, какого бы рода и состояния кто ни был. И Спаситель указал на иные некие законы родства духовного, говоря: кто мать и кто братия Мне? — Отсюда следует, что в христианстве перемена внешнего положения ничего не значит и не требуется. Оно все обращено на устроение духа, а не внешнего положения, внося всюду свой христианский дух и всем собою открывая вход в царство Божие. «Посему, — докончим словами святого Златоуста, — блаженный Павел и дает рабам такой прекрасный совет: «раб ли призван был еси, да не нерадиши» (1Кор. 7, 21), то есть оставайся в рабстве. А необходимее всего то, чтобы не было хулимо слово Божие, как говорит святой Павел в другом послании: «елицы суть под игом раби, своих господий веяния чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение» (1Тим. 6, 1). Даже и язычники скажут, что и раб может угодить Богу; иначе многие были бы поставлены в необходимость хулить и говорить, что христианство ниспровергает весь порядок жизни, отнимая рабов у господ и делая насилие.— После таких достоинств, хотя мы еще не все сказали, ужели кто-нибудь станет думать, что это послание напрасно включено (в Канон книг священных)? Не будет ли это крайним безумием? Итак, прошу вас, выслушаем со вниманием послание, написанное Апостолом; уже получив от него столько пользы, мы получим ее еще больше при самом чтении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Даже после сошествия Святого Духа на Корнилия и бывших с ним (Деян. 10, 47) он, тем не менее, нуждался в крещении, что еще раз указывает на величайшее значение этого Таинства, которое не может быть восполнено даже миропомазанием (сошествием Святого Духа). Священное Писание учит, что Крещение - это погребение со Христом и восстание для новой святой жизни, достигаемой только благодатью Творца (Кол. 2, 11 - 13). Это Таинство омывает, освящает и оправдывает человека (1 Кор. 6, 11), очищая его от первородного греха, " вкропляя " в душу благодатное семя новой жизни (Евр. 10, 21 - 22). Как видим, учение пятидесятников о " рождении свыше " не имеет под собой никаких евангельских оснований. Некрещеные и немиропомазанные не вправе называть себя христианами, ибо без этих таинств невозможно наследовать жизни будущего века (Мр. 16, 15) 3.2 Крещение Духом Святым Смысл всего вероучения пятидесятников состоит в акте крещения Святым Духом, внешним знамением которого является обретение способности говорить с Богом на иных языках. Так, в вероучении церкви Христиан Веры Евангельской говорится, что " крещение Духом Святым есть исполнение силою свыше со знамением иных языков " . Главная цель личности - по их учению - восстановить разрушенную первородным грехом связь с Богом посредством стяжания Духа Святого. " Неспособность наша идти за Христом была и будет, - отмечают они, - а при крещении Духом Святым верующий человек получает силу будущего века " . Краеугольным камнем воззрения пятидесятников являются слова Спасителя, сказанные ученикам перед Вознесением: " Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать - осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей, и если смертное что выпьют, не повредит им, возложат руки на больных, и они будут здоровы " (Мр. 16, 16 - 18). По их мнению, это одно из самых важных мест в Библии, где дано " великое повеление для Церкви " . По этому поводу И.В.Воронаев писал: " От этого правила отступили все христианские организации, как Римо-Католическая и Православная Церкви, так и старообрядцы, лютеране и сектанты. Возьмите, например, сектантские общины адвентистов, субботствующих, баптистов. Имеют ли они действительное крещение с теми признаками, которыми оно сопровождалось в дни Апостолов. Ни в одной из этих сектантских общин мы не найдем действительного крещения Духом Святым. Никто из них не получил крещения Духом Святым "

http://zavet.ru/b/orlov/nptd/03.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010