Епископ продолжил труды предшественников по обращению язычников (идолопоклонников) в христианство, старообрядцев в единоверие и Православие. В секретном циркуляре 1852 г. И. требовал от подведомственного духовенства искоренять местные языческие обычаи («вечерки, хороводы, семики»), к-рые, по его мнению, служили «поводом к растлению девиц, к разлиянию блуда». Однако подобные секретные распоряжения архиерея вызвали гнев уфимского ген.-губернатора В. А. Перовского (см. подробнее: Из жизни преосв. Иосифа, бывш. архиеп. Воронежского//Воронежские ЕВ. 1896. 9. С. 399-403). За 2 года служения в епархии И. устроил единоверческую женскую Казанскую общину в Троицке, несколько единоверческих приходов и часовен. При И. на землях казенных дач Кусинского завода велось строительство единоверческого Воскресения Господня мужского монастыря (в совр. пос. Иструть Саткинского р-на Челябинской обл.). К освящению монастырского храма в честь Воскресения Христова (март 1851) Московский митр. Филарет прислал напрестольное Евангелие 1637 г. По благословению И. насельники обители вели миссионерскую деятельность на Белорецком, Златоустовском и Саткинском заводах Оренбургской губ. При И. в уфимском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре была построена небольшая каменная ц. во имя почитаемого И. свт. Митрофана Воронежского, а в уфимском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женском монастыре - летний Благовещенский собор и теплая каменная ц. во имя св. Александра Невского. В 1850 г. И. освятил Александро-Невский собор в г. Уральске, Казанский собор в г. Стерлитамаке. При И. также возведены Воскресенский храм в с. Булгакове Уфимского у., Скорбященская ц. в с. Бута Мензелинского у., Тихвинская ц. в с. Левашове, Петропавловская ц. в с. Петровском Стерлитамакского у. и др. 27 авг. 1853 г. И. возглавил Воронежскую и Задонскую кафедру, с 3 апр. 1860 г. в сане архиепископа. 19 окт. 1853 г. И. прибыл в Воронеж. За неск. лет привел в порядок епархиальные дела, запущенные из-за продолжительной болезни Воронежского архиеп.

http://pravenc.ru/text/578511.html

После его ареста и закрытия церкви, в ней размещался склад минеральных удобрений. По настоятельным просьбам верующих Крестовоздвиженская церковь была вновь открыта в 1942 году. За организацию сбора пожертвований в помощь фронту настоятель храма А. Горин и церковная староста М.Чумакова были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»… М. Чумакова устроила на работу сторожем в Крестовоздвиженский храм в 1944 году Николая Чигвинцева, ныне прославленного в лике святых преп. Моисея Уфимского. Это было первое место его церковного служения, отсюда он ушел принимать постриг в Сергиевский собор. Ель у алтаря Крестовоздвиженской церкви посажена его руками. В этом храме служили в разное время — схиепископ Петр (Ладыгин), архимандрит Пантелеимон (Степаненко), игумен Софроний (Шаробыров), игумен Илья (Бобровников), священники Аркадий Маринин, Феодор Троицкий, Игорь Марков и другие. В советское время, когда почти все храмы были закрыты, в Крестовоздвиженскую церковь приезжали верующие из многих сел и деревень Уфимской епархии. В 1994 году на территории храма был открыт Крестовоздвиженский Благовещенский монастырь, а после его перевода в г. Стерлитамак в 1998 году, на его месте прот. Роман Хабибуллин создал братство для людей без постоянного места жительства и социальный приют. Современное состояние [ править править код ] При храме действуют библиотека, воскресная школа, методический кабинет для преподавателей воскресных школ и иконостасная мастерская. Описание [ править править код ] Архитектура храма принадлежит деревянному русскому стилю, который характерен для церквей рубежа XIX—XX вв. Такой тип зданий встречается во многих сельских церквях Уфимского уезда и губернии. Здание сделано из бревен «в лапу» и обшито тёсом. Ныне оно имеет белую окраску с жёлтой отделкой. Крыша и купола окрашены в голубой цвет. Храм является семикупольным. Кресты сделаны из зеркального стекла, вставленного в чугунные рамки. Иконостас церкви — резной, четырёхъярусный. Все иконы написаны в одном церковном стиле, по образцу древневизантийских. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

В 1821 году игумения Борисовской пустыни Курской епархии обратилась к Курскому Преосвященному с прошением о том, чтобы Глинский настоятель составил устав и для их обители. Она называла о. Филарета старцем «от Бога одаренным духовным разумом и могущим подать им к устроению душ правила монастырского и церковного распоряжения» 734 . По указанию Преосвященного Евгения о. Филарет поехал в Борисовскую пустынь и ввел в ней «чиноположение и устав пустынных обителей», который, как сказано в описании Борисовской пустыни, «послужил основным камнем благосостояния обители» 735 . Отец Филарет до самой кончины был духовным руководителем многих сестер Борисовской пустыни. По всей вероятности, под духовным водительством старца Филарета находились монахини и Хорошевской пустыни. Они, так же как и борисовские инокини, пожертвовали при о. Филарете в Глинскую пустынь много риз, шитых по бархату золотом 736 , и воздухов с покровцами 737 . За советом и наставлениями к о. Филарету часто обращались инокини Севского девичьего монастыря во главе с настоятельницей игуменией Паисией 738 . Своими пожертвованиями они также обогатили ризницу Глинской пустыни 739 . Отец Филарет руководил духовной жизнью и весьма отдаленных от Глинской пустыни монастырей. Так, в 1826 году по его благословению была устроена женская община в селе Бетьках Мензелинского уезда Уфимской губернии. Затем эта община была переведена в Уфу и преобразована в штатный общежительный монастырь с наименованием Благовещенский. Настоятельница этого монастыря игумения Филарета, преданная ученица старца, писала, что «монастырь возник и устроен о. Филарета назиданием и духовным руководством» 740 . Отец Филарет не только составил для Уфимского монастыря устав, но и разработал подробный план монастыря 741 . До последних дней своей жизни он управлял всей духовной и материальной деятельностью этой обители 742 . Важно отметить, что самое живое участие при учреждении Мензелинской женской общины, а также в деле преобразования ее в штатный монастырь и перевода в Уфу принимал Высокопреосвященный Филарет (Амфитеатров) , впоследствии митрополит Киевский, который знал и почитал мудрого Глинского настоятеля. К Высокопреосвященному Филарету в С.-Петербург приезжали близкие духовные чада Глинского настоятеля сестры – Стефанида (впоследствии игумения Уфимского Благовещенского монастыря Филарета) и Евдокия (впоследствии казначея того же монастыря Иоанникия). Высокопреосвященный Филарет руководил ими в столице и лично рекомендовал их членам Св. Синода. Впоследствии в Уфимском Благовещенском монастыре хранился большой портрет Киевского митрополита Филарета, подаренный им игумении Филарете 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Уса-Степановка. Успенский Георгиевский монастырь. монастырь Святые кустики Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1901. Ссылки:   Адрес: Россия, Башкортостан, Благовещенский р-н, п/о с. Уса-Степановка, монастырь «Святые Кустики». Координаты: 55.40845, 56.361183 Изменить описание Добавить фотографии Наконец-то ограда монастыря обрела замкнутый периметр. Возводили стену строители, прибывшие из Греции. Для её облицовки использован местный дикий камень из разведанных и разработанных специально для этой цели небольших карьеров, расположенных в шаговой доступности. Алексей Александров 3 июля 2016 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь " Святые Кустики " расположен в живописной гористой местности, в сотне километров к северу от Уфы. С высоты холма взору открывается совершенно сказочный вид. Такое впечатление создает возведенный несколько лет назад храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, похожий на терем. По благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона был организован скит. Первые годы служить приходилось в вагончике. Построили несколько деревянных домиков для братии. Возводится каменная ограда с башенками. Над святым источником восстановлена часовня во имя преподобного Серафима Саровского, которая построена на фундаменте старой часовни, чудом обнаруженном при раскопках.  В 1901 г. была образована община женского монастыря. Строительство велось с 1901 по 1920-е гг. Главной святыней монастыря были сами Святые Кустики - место сплетения трёх берёз и двух ив, где во время оно являлся «святой старец в блестящих золотых ризах со крестом в руках», откуда был слышен необыкновенный звон невидимых неземных колоколов, где над Кустиками являлась икона Божией Матери и ходили вокруг три старца, где пребывал на воздухе никем не поддерживаемый животворящий крест, от коего исходили золотые лучи. Учредитель и первый благотворитель монастыря - Г.А. Поспелов. Основательница и первая настоятельница (1901-11 гг.) Серафима (Князева). Первой здесь была построена в 1901 г. домовая церковь во имя св. блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, одного из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 г. Освящен храм был в декабре того же года по благословению правящего архиерея епископа Уфимского и Мензелинского Антония (Храповицкого). В 1911 г. была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, ставшая ненадолго главной в монастыре. Общине помогали многочисленные благодетели. Император Николай II пожаловал обители 38 десятин пахотной земли в 30 верстах от монастыря. Значительную сумму пожертвовал обители святой праведный Иоанн Кронштадтский.

http://sobory.ru/article/?object=10179

24 марта 1953 г., на 74-м году жизни, епископом Уфимским и Стерлитамакским Арсением (Крыловым) он был рукоположен во диакона к недавно открытому храму Архангела Михаила в г. Бирске (Башкирия); спустя год епископом Уфимским и Стерлитамакским Иларионом (Прохоровым) рукоположен во иерея и назначен настоятелем Богородице-Казанской церкви в с. Уса-Степановка (ныне деревня Благовещенского р-на Башкирии). В конце 60-х гг. священник Василий начал слепнуть и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I вышел за штат, вернулся в Оброчное, где скончался 31 октября 1969 г. С огромной благодарностью вспоминал впоследствии Патриарх: «Мой дед, который на излете лет своих стал священником, был до этого мирянином, защищал Православную Церковь в трудные 20-30-е годы, имел большую семью — семь своих детей и приемная дочь. Вот этот человек оказался в заключении — время было тяжкое, и заключение это с небольшими перерывами продлилось почти тридцать лет. Множество тюрем, лагерей, ссылок, жизнь бомжа… С внешней точки зрения — абсолютно неудавшаяся жизнь. Умер мой дед в возрасте 91 года, он тогда уже стал священником, служил в Уфимской епархии, в Башкирии, потом стал слепнуть и ушел на покой. Перед самой его смертью я встречался с дедом, это была очень интересная беседа, многое из того, что он сказал, я в своей памяти храню всю жизнь. Я его спросил: " Дедушка, а ты был счастлив? " Странный вопрос к человеку, который тридцать лет в тюрьме просидел за веру, потому что боролся за единство Церкви против обновленческого раскола, а в страшные тридцатые годы защищал храмы от закрытия. Он прошел огонь и воду за эти годы заключения. Представьте себе: он не понял моего вопроса. Не понял потому, что он был действительно счастливым человеком, несмотря на все страдания, лишения и скорби. Он меня научил тому, что есть человеческое счастье». Сын Василия Степановича Михаил учился в лукояновской железнодорожной школе, был иподиаконом у Лукояновского епископа Поликарпа (Тихонравова), вероятно до 1924 (1925) г., когда епископа Поликарпа назначили на Ардатовское викариатство Симбирской епархии.

http://patriarch.patriarchia.ru/rod-gund...

На оборотной стороне по концам креста и в средокрестии в медальонах помещены следующие резные в один штрих надписи: Часть Древа Г[о]сподня; С[вятые] М[ощи] Препод[о]бной Параскевы Великомученицы Варвары; С[вятые] М[ощи] Ц[а]р[е]в[и]ча Димитрия; Гермона Казанскаго Чуд[о]творца; С[вятые] М[ощи] Алексея Митрополита Алекса[н]дра Невскаго; С[вятые] М[ощи]: Веры Надежды Любве . Сохранность. Небольшие вмятины на боковых сторонах креста. Потерта позолота. Утрачены крепления, лишь в верхнем конце креста крепления частично сохранились. Происхождение. Поступил 16.06.1922 от уфимской Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей. Аналогии. Стилистически декор креста характерен для русского барокко конца XVII – haчaлaXVIII века. Аналогичные элементы декора представлены на следующих датированных памятниках: Крест выносной 1699 года из Благовещенского собора Московского Кремля. Воспр. см. в кн.: Качалова И. Я., Маясова Н. Я., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Илл. 236.; Крест напрестольный 1692 года из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Воспр. см. в кн.: Николаева Т., Трофимова Н. 1982. Кат. 103, (см. кат. 2). Архив. Опись 1, папка 14 «Документы по охране памятников искусства и по работе музея 1920–1927 гг.», документ 29, порядковый номер 21. Выставки. 1999–2000 годы – выставка, посвященная 200-летию Уфимской епархии и 2000-летию Рождества Христова в БГХМ им. М. В. Нестерова. 9. Крест выносной Инв. П-220, КП-2890. XVIII век. Серебро, литье, резьба, золочение. 21,0х7,5, толщина 1,0. Описание. Крест восьмиконечный, полый внутри, имеет ручку, которая прикручивается. Украшен накладным позолоченным Распятием с черепом Адама и Голубем. На кресте помещены следующие резные изображения: в верхнем конце – Всевидящее Око, по сторонам Распятия – копье и трость, на нижней перекладине – архитектурный фон. Оборот креста гладкий. С лицевой стороны на кресте помещены следующие резные надписи в один и два штриха: Бо[г]ъ; С[вятой] Д[ух]; Ц[а]рь Сла[вы]; С[ы]нъ Б[о]жий; И[ису]с Х[ристо]с; Кресту Твоему Покланяемся Вл[а]д[ы]ко и С[вя]тое Воскресение Твое Славим; К[опье] Т[рость]; М[есто]. Л[обное].; Р[ай]. Б[ысть].; Г[ора]. Г[олгофа].

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Тамбовской губернии: муж. монастыри – 1) парианова пуст., 2) белоколодский преображенский, 3) вознесенский в Добром 4) елатомский богородицко-рождественский, 5) ильинский козловский, 6) воронежская казанская пуст., 7) Липецкая пуст., 8) мамонтова николаевская пуст., 9) курмышевская пут.. 49) курмышевский рождественский, 10) троицкий дубровский, 11) рамзенский кирсановский и 12) старокадомская пуст. Девичьи монастыри 1) лебедянский, 2) тихвинский в Добом. 3) усманский успенский. Тульской губернии: муж. монастыри – 1) венев николаевский, 2) ефремовская преображенская пуст., 3) ильинский плесский, 4) крапивенская троицкая пуст., 5)коширский соколовский, 6) жабынская введенская п . Девичьи монастыри 1) епифанский успенский и 2) ильинский новосильский. Харьковской губернии: муж. Монастыри – 1) аркадиева богородицкая пуст., 2) озерянская пуст., 3) сумский успенский, 4) чугуевский владимирский, 5) вольновский троицкий, 3) михайловскаях предтечева пуст., 7) змиевский николаевский, 8) краснокутский, 9) сениямский покровский, 10), гороховатская пуст., 11) – чугуевский успенский, 12) куряжекий преображенский . 13) святогорский успенский и 14) троицкий ахтырский . Девичий монастырь сумский предтечев. Черниговской губернии: муж. монастыри – 1) андроников троицкий, 2) – ветхорождественский или красноостровский рождественский, 3) зазимский иколаевский скиток, 4) клюсовский спасский, 5) козелецкий троицкий, 6) троицкий монастырек, 7) костянский почеповский, 8) коташинский николаевский , 9) любецкий антониев, 10) максаковский преображенский , 11) обмышский, 12) печеницкий стародубский, 13) – николаевский, глуховский приписной, 14) рувимовский спасский, 15) рабцевский успенский, 16) суражицкий благовещенский, 17) – старожитный скиток, 18) харлампиев гамалевский и 19) черниговский борисоглебский . Девичьи монастыри – 1) богословский козелецкий, 2) моровский скит, 3) мутанский златоустовский, 4) пятницкий черниговский и 5) шуморовский покровский. Уфимской губернии: муж. монастырь – уфимский успенский . Девичий монастырь уфимский воздвиженский .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Игумения Филарета Уфимская (Память 28 августа). Первоначальница Уфимского Благовещенского монастыря, игумения Филарета была родом из села Бетьков Мензелинского уезда, ныне Уфимской, а тогда Оренбургской губернии. В мире она была Стефанида Стефановна Бычкова, купеческая дочь. Она родилась в 1807 году. Ее родители Стефан Илларионович и Агафия Федоровна Бычковы были люди состоятельные и благочестивые, и их все уважали. Отец Стефаниды был человек добрый, но милостыню любил подавать с рассудительностью, а мать ее была необыкновенной доброты и всем помогала, кому и чем только могла. Родителей Стефаниды все уважали, и семейная жизнь у них текла строго, по православному, старинному русскому укладу. В семействе было у них всех детей шестеро: три сына и три дочки. Вся семья особенно любила Божий храм, в котором Стефан Илларионович был ктитором, а его сын Афанасий старостой. Этот Афанасий окончил жизнь еще молодым и был в тайном постриге. Вся семья усердно посещала храм, а дома любила слушать слово Божие. Мать Стефаниды, сама безграмотная, любила особенно чтение Свящ. Писания, заставляла читать детей и любила внимательно слушать это чтение. Она с самых первых дней жизни деток носила в храм к причастию, а, когда те подрастали, учила страху Божию, молитве, благоговейному и внимательному поведению в храме во время богослужения; а когда дети из церкви приходили домой, то всегда спрашивала о том, что в тот день читалось в храме в Евангелии и Апостоле. В то же время она приучала детей и к труду. Средняя дочь – Стефанида особенно выдавалась своим благочестием и добрыми задатками, которые и были развиты правильным воспитанием и обучением. Школ в то время по местечкам не было, а потому Стефанида, когда ей исполнилось десять лет, была отдана для обучения грамоте и закону Божию одной благочестивой и образованной женщине. Эта наставница приложила все старания к воспитанию девочки. Она учила ее грамоте: чтению, письму, арифметике и священной, и церковной истории; каждое утро заставляла прочитывать молитвы и житие дневного святого, а потом из жития ее спрашивала. Учила разному рукоделию, хозяйству. Девушка была смышлена, но и бойка, за что ей нередко и доставалось чувствительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке по Башкортостанской митрополии июня 2016 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий сопровождает Святейшего Патриарха Кирилла в поездке по Башкортостанской митрополии, которая началась 4 июня. Среди сопровождающих лиц также руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, руководитель службы протокола протоиерей Андрей Милкин, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Александр Волков. В аэропорту Уфы гостей приветствовали митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, епископ Салаватский и Кумертауский Николай, духовенство Башкортостанской митрополии. Среди встречающих были полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, глава Республики Башкортостан Руслан Хамитов и другие официальные лица. Из аэропорта гости направились в Бирск, где посетили Свято-Троицкий женский монастырь. В Михаило-Архангельском храме обители, где в 1953-1954 служил диаконом дед Святейшего Патриарха Василий Гундяев, Предстоятель возглавил молебен. За богослужением молились члены официальной делегации, епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий, настоятельница обители монастыря игумения Филарета (Гаврюшенко) с сестрами, воспитанницы монастырской воскресной школы. В храме присутствовали полпред президента ПФО Михаил Бабич, глава Башкортостана Руслан Хамитов и другие представители властных структур. Со ступеней собора Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с первосвятительским словом. В дар приходу он передал образ Спасителя. Также были вручены церковные награды потрудившимся при восстановлении Михаило-Архангельского храма. Затем делегация направилась в Успенский Георгиевский монастырь, расположенный в Благовещенском районе республики. Предстоятель возглавил вечернее богослужение в обители. Его Святейшеству сослужили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Самарский и Сызранский Сергий, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Казанский и Татарстанский Феофан, Оренбургский и Саракташский Вениамин, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, епископы Солнечногорский Сергий, Салаватский и Кумертауский Николай, в также настоятель монастыря архимандрит Варлаам (Максаков) с братией и духовенством митрополии.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Бедеева Поляна. Церковь Рождества Христова. Христорождественский храм Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 2002 и 2003. Ссылки:   Адрес: 452221, Республика Башкортостан, Благовещенский район, село Бедеева Поляна, улица Набережная, дом 2-а. Координаты: 55.319454, 56.382177 Проезд:От Уфы по трассе Р-315 в сторону Благовещенска, не доезжая Благовещенска у указателя " Свято-Георгиевский монастырь " повернуть направо и следовать до села Бедеева Поляна. Храм хорошо виден с дороги. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм в селе был построен в 1894 г. Новый отстроен на месте варварски разрушенного около 1984-1985 гг. одноименного деревянного храма. В мае 2001 г. принято решение и начато строительство нового храма Уфимским филиалом Международного Промышленного банка. 17 июня 2001 г. архиепископом Никоном былзаложен и освящен первый камень в основание будущего храма. Однако из-за здания сельсовета, которое построено на месте алтаря старого храма, алтарь новой церкви оказался примерно на месте колокольни старой. Первое богослужение в новой церкви прошло 24 ноября 2001 г. Храм однопрестольный, кирпичный. Все средства на строительство и оборудование храма пожертвованы. Главным благотворителем стал Евгений Валентинович Ванок – нынешний директор Уфимского филиала Межпромбанка. Банк финансировал, а на месте вместе с настоятелем храма о. Александром Бурцевым, главой поселковой администрации Александром Петровичем Акатьевым действовал Владимир Санеев, в колхозе он просто шофер, а тут был во всем помощник – за куполами ездил, за колоколами. Постоянно помогал и Владимир Мельников, поселковый дантист, и послушник Павел. Летом 2002 г. начато строительство крещальни с полным погружением, где одновременно будет оборудован класс под воскресную школу. Строительство в 2003 г. завершено. Возобновлены древние традиции крестных ходов на праздник Вознесения Господняпо маршруту: Христорождественский храм – Георгиевский монастырь «Святые Кустики» (протяженность – 12 км). Статья иерея Александра Бурцева, «УЕВ» 119, 2002 г. сайт «Православные лики России» Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27766

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010