Митрополит Сингапурский Сергий: Встречи с православными Юго-Восточной Азии — момент поистине первохристианский 20 мая 2021 г. 13:32 Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии был образован в декабре 2018 года и объединяет четыре епархии, расположенные в 13 странах региона. Об особенностях служения среди народов, для которых Православие — экзотика, о том, как праздновали Пасху с эпидемическими ограничениями, и почему Папуа — Новая Гвинея признала себя христианской страной, порталу «Интерфакс-Религия» рассказал Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий . — Как прошло празднование Пасхи в Юго-Восточной Азии? Эпидемиологическая обстановка в регионе оставляет желать лучшего. Были ли открыты храмы? — Пасхальные богослужения в странах Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии совершались так же, как и во всех православных храмах Русской Православной Церкви, по уставу и с соблюдением предписанных мер, учитывающих эпидемиологическую ситуацию в каждом конкретном регионе. В ряде стран частично введен локдаун. Так, в Камбодже запрещено перемещаться между районами, а в Таиланде была отменена общая традиционная трапеза после праздничного богослужения. Многие приходы вели предварительную запись на богослужения, чтобы количество прихожан в храмах не превышало рекомендуемое. Из отличий празднования Пасхи в странах Юго-Восточной Азии и в России — это повсеместный жаркий климат и высокая влажность. Но главное — что храмы были открыты, и мы имели возможность славить Воскресшего Творца и совершать уставные великопостные богослужения, а также радостные службы первых пасхальных дней. — В экзархат входят территории нескольких государств. Каково общее число православных христиан в экзархате? — В Юго-Восточной Азии проживает почти миллиард человек, но нужно понимать, что абсолютное большинство из них являются последователями традиционных для каждой страны религий. Мы с уважением относимся к многовековым культурным, историческим и религиозным традициям народов стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата. Наше служение здесь было организовано в первую очередь для православных верующих из стран канонической территории Русской Православной Церкви, которые по роду своей деятельности оказались вдали от дома и были лишены возможности посещать храм и приступать к таинствам Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5811431.ht...

Священный Синод утвердил поименные списки местных соборов святых 18.05.2023 14:14:34 МОСКВА 16 мая 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях ( журнал 31 ). Священный Синод в заседании от 24 марта 2022 года (журнал 16) определил: «Включить в повестку дня Архиерейского Собора вопрос об утверждении поименных списков местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях». В своих заседаниях от 17 апреля (журнал 29) и 25 августа (журнал 66) 2022 года Священный Синод принимал решения о переносе сроков заседания Архиерейского Собора в связи с тем, что международная обстановка затрудняла прибытие в Москву многих членов Архиерейского Собора, а в заседании от 29 декабря 2022 года (журнал 121) по той же причине определил «вернуться к рассмотрению о сроках проведения Архиерейского Собора во благовремении». С учетом этих обстоятельств в Московскую Патриархию неоднократно обращались архиереи разных епархий с просьбой рассмотреть возможность утверждения поименных списков местных соборов святых до созыва Архиерейского Собора. В местные соборы святых включаются уже прославленные общецерковным чином святые, особо почитаемые в данной местности, и местночтимые святые. Согласно Уставу Русской Православной Церкви в обязанности Священного Синода входит: «регулирование богослужебных вопросов» (пункт е статьи 25 главы V) и «канонизация местночтимых святых» (пункт ф статьи 25 главы V). Участники заседания постановили утвердить поименные списки местных соборов святых согласно приложению к журналу 31 данного заседания. Дальнейшее дополнение поименных списков местных соборов святых, а также утверждение новых списков будет обсуждаться по мере подготовки таковых Синодальной комиссией по канонизации святых во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии и соответствующими епархиями, с представлением результатов работы Священному Синоду.

http://radonezh.ru/2023/05/18/svyashchen...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим. 3, 7 ), быть не моложе сорока лет. В «Уставе», принятом в 1988 году, содержалось также положение о том, что кандидат в Патриархи должен являться гражданином СССР, которое утратило значение после распада Советского Союза. В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, в соответствии с «Уставом» 1988 года, осуществляет Священный Синод во главе с Патриархом. Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами. Он состоит из Председателя – Патриарха или Местоблюстителя, – а также пяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. Постоянными членами Синода являлись митрополиты Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины, Ленинградский и Новгородский, Крутицкий и Коломенский и, по должности, управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела внешних церковных сношений. При этом временные члены вызываются для присутствия в Синоде на одну сессию по старшинству хиротонии, но не ранее двухлетнего срока пребывания на кафедре, которую они занимают на время вызова в Синод. Синодальный год разделён на две сессии: летнюю (с марта по август) и зимнюю (с сентября по февраль). Если Патриарх не может председательствовать на заседании Синода, он замещается старейшим по хиротонии постоянным членом Синода. Секретарём Синода является управляющий делами Московской Патриархии. В обязанности Священного Синода «Устав» 1988 года включил попечение о хранении и истолковании православной веры и норм христианской нравственности и благочестия, поддержание единства с братскими Православными Церквями, организацию внутренней и внешней деятельности Церкви, толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением, рассмотрение богослужебных вопросов, издание дисциплинарных постановлений, поддержание должных отношений между Церковью и государством, поддержание межцерковных связей, выражение озабоченности общественными проблемами, обращение с посланиями к Полноте Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

« Об антиминсах православной Русской церкви». Соч. К. Никольского , священника церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной. – СПб. 1872 Неоспоримо важны всякого рода исследования и даже простые подборы данных о церковных древностях не только в чисто научном отношении, но отчасти и в житейском. Тем важнее те и другие, чем строже сами к себе относятся собиратели данных и исследователи при изучении дела в его подробностях труды бесспорно важные делались и делаются не по готовым книгам и книжкам, а по прямым источникам, и не по одним общедоступным источникам, но и по тем памятникам, которые сберегаются или и просто скрываются в хранилищах, куда и проникнуть бывает иногда невозможно и откуда они иногда исчезали и исчезают бесследно. Относительная важность предмета труда, по крайней мере, в смысле научном, не может сама по себе возвысить значение труда, так же как и относительная неважность предмета не может ослабить долга уважения к потрудившемуся над ним, если только сам он не подал повода к этому недостаточным знанием дела и нестарательностью разработки всего, что относится к предмету. С таким убеждением приступил я к рассмотрению книги об антиминсах отца Константина Никольского по поручению Уваровской комиссии, и чем более ознакомлялся с приёмами, употреблёнными исследователем при разработке предвзятой им задачи, тем более удостоверялся в достоинстве его труда. Это и не первый труд отца Константина Никольского : это только один из его шагов впереди, предупреждённый другими, заслуживающими уважение по направлению. В 1858 году им издано «Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному уставу» – в своём роде лучшее из доселе изданных по отчётливости и подробности изложения. С благодарностью вспоминаю об этой книге, как об одном из пособий, к которым обращался я при рассмотрении наших древних рукописей богослужебного содержания. Позволяю себе сказать, что она получила бы и важное научное значение, если бы, при новой её переработке, дано было в ней место решению исторического вопроса о постепенном изменении состава богослужебных книг, переделки перевода и частью новому переводу тех частей их, которые взяты были из книг греческих, и о добавлениях, сделанных в них южными славянами и русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Вы сказали о том, что Академия это научный центр. Какие направления научной деятельности сейчас наиболее активно развиваются? В Украине реформы духовного образования идут с некоторым отставанием по сравнению с Россией. Киевская духовная семинария только третий год работает по реформированной программе. В Академии этот процесс начнется только через два года. Поэтому мы сейчас говорим о том, чем Академия будет заниматься. Пока, на сегодняшний день, Академия функционирует по старым стандартам. У нас есть желание развивать отдельные направления богословской науки, которые очень важны сегодня. Это, конечно, патристика, сравнительное и догматическое богословие, гомилетика и многие другие церковно-практические дисциплины, такие как миссиология. Необходимо активно развивать канонику, церковное право. Поэтому на перечень направлений, разработанный Учебным комитетом Русской Православной Церкви, мы смотрим как на образец. При реорганизации Академии он будет взят за основу, которую мы будем соотносить с потребностями Украинской Православной Церкви. Известно, что до революции Киевская духовная академия славилась переводами западных отцов, которые здесь делали. Эта работа возобновлена? В дореволюционном объеме эта работа не возобновлена, потому что пока силенок очень мало. Это надо признать. Мы только в прошлом году праздновали двадцатилетие возрождения духовной семинарии. Весь предыдущий опыт, которым славилась Киевская духовная академия, к сожалению, канул в Лету. Даже те библиотечные фонды, которыми была богата Киевская академия, сейчас разбросаны по разным архивам и библиотекам не только Киева, но и Украины. Конечно, мы немало сумели собрать за 20 лет возрождения. Сегодня в семинарии значительное внимание придается изучению иностранных языков, как современных, так и древних. Надеемся, что эти усилия помогут восстановить переводческую традицию Киевской академии. Что сейчас можно назвать главной характеристикой «Трудов Киевской духовной академии»? Три года назад мы реорганизовали эти сборники, и сейчас они стали полноценным научным изданием, которое выходит регулярно, раз в полугодие. В нем публикуются труды наших профессоров и преподавателей. И не только наших: согласно уставу, в «Трудах» мы можем помещать научные исследования профессоров других богословских центров и учебных заведений. В нескольких номерах уже печатались статьи профессоров Московской духовной академии и Афинского университета. Это были работы Алексея Ильича Осипова , архимандрита Макария (Веретенникова), Стилиана Пападопулоса. В этом отношении мы открыты.

http://patriarchia.ru/db/text/1115424.ht...

Архиерей рассказал о планах расширить программу на следующий год, добавив в нее обучение Уставу Православной Церкви и истории литургики. Владыка Назарий вручил каждому слушателю курсов свидетельство, поздравив их с окончанием обучения. Был зачитан текст свидетельства, в котором указано, что слушатель получил навыки храмового чтения на церковнославянском языке в традициях Русской Православной Церкви с основами богослужебного устава и рекомендуется к несению послушания в православных храмах по благословению настоятеля. Вместе со свидетельством слушателям были вручены книги с акафистом святому благоверному князю Александру Невскому и DVD с обучающей программой по церковнославянскому языку. Епископ Назарий, перефразировав пожелание певцам «пойте Богу разумно», обратился к выпускникам: «Читайте Богу разумно». «Мы будем считать, что выполнили свою миссию, если вы выполните то предназначение, на которое я давал благословение, — станете помощниками настоятелю и псаломщикам на приходе. Самое главное, чтобы не было ошибки даже не в самом чтении, а в выбранном вами пути», — сказал в заключение владыка. Это был третий выпуск курсов, свидетельства об окончании получили двенадцать человек. Куратор курсов иеродиакон Алипий (Абузяров) пожелал выпускникам продолжать читать на церковнославянском языке, чтобы не потерять квалификацию. В беседе с корреспондентом «Воды живой» он рассказал о том, что в начале обучения обычно группа насчитывает 20-25 человек, но до конца доходят примерно пять-шесть, многим язык не дается. В течение учебного процесса досконально изучается весь годовой круг богослужебного чтения, особое внимание уделяется разбору типичных ошибок. Преподаватель курсов церковнославянского языка Сергей Наумов отметил, что примерно половину слушателей приходится учить читать по буквам. Когда первый уровень закрыт, то есть когда человек может озвучить текст, лежащий перед ним, его берут на курсы церковных чтецов, и лингвистические умения дополняются глубоким осмыслением содержания богослужебных текстов. Шлифованием начальных знаний занимаются насельники Александро-Невской лавры, несущие послушание на курсах.

http://drevo-info.ru/news/20387.html

Читатели могли заметить, что проводником лютеранства в с.петербургский край была постоянно Швеция, так же, как латинство вторгалось сюда через Вену и Польшу. Шведский же церковный устав 1686 года и разные королевские институты или указы служили оригиналом, по которому, с неизбежной постепенностью, складывалась жизнь лютеранских общин в с.петербургской губернии. Так, по шведскому церковному уставу (глава XV, пункт 9), браки дозволены были лютеранам во всех степенях родства, за исключением двоюродных: брата и сестры. Но указами 1680 и 1698 годов, королям усвоено право разрешать браки и между двоюродными для тех, которые будут просить об этом королевское величество. В других местах, разрешение на это давалось от лютеранских консисторий, а в Риге – даже от губернаторского правления, со взносом некоторой платы на церковные потребы. Лютеране, жившие в с.петербургской губернии, применяясь к установлениям русской Православной церкви, по-видимому, избегали брачных сочетаний в двукровном родстве, тем более, что высшая юрисдикция над лютеранскими общинами, в прошлое десятилетие, принадлежала св. Синоду, который не мог нарушать для них своих древнецерковных правил. Но с 1733 года, стали поступать в Юстиц-коллегию лифляндских и эстляндских дел прошения лютеран о позволении вступать в брак с двоюродными. Не зная, как решать дела сего рода, члены коллегии внесли через Сенат императрице доклад, с выписками из шведского церковного устава и королевских указов. Анна Иоанновна положила на нем такую резолюцию: «давать позволение (т. е. на вступление с двоюродными в брак) от Юстиц-коллегии, с надлежащим за то платежом, как, напред сего, по королевским позволениям было (Полн. собр. зак. империи т. IX, стр. 26–27)». Факт этот и для нас замечателен в том отношении, что подобное сочетание браков между лютеранами служить доныне камнем претыкания и соблазна для некоторых православных, не сведущих в постановлениях своей Церкви. В это же время, лютеранство и в с.петербургской области теряло последние остатки древнецерковных учреждений, заменяя нравственные меры для исправления грешников штрафами гражданского свойства. Так церковнопубличный штраф, существовавшей еще в лютеранстве, хотя в искаженном виде, с 1736 года, вслед за Швецией и Лифляндией (ibidem, стр. 886 – 887, 7014), стали заменять, смотря по вине, в различной пропорции, денежными взысканиями на церковный потребы; а кто не в состоянии был платиться деньгами, того розгами наказывали в присутствии пастора церковного управителя и при одном судье. Само собой разумеется, что эти меры, из которых денежная до настоящего времени действует во всей силе в самом Петербурге, не могли воспитывать духовных отношений у лютеран к их пасторам, превращая в карателей греха таких лиц, которые, по долгу совести, долженствовали исправлять ближних евангельскими мерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010