Поэтому и заимствованное из него последование заупокойного всенощного бдения, как и помещаемые в иерейском молитвослове в двух местах службы за упокой, не имея оправдания в основных действующих богослужебных книгах Православной Русской Церкви должны быть рассматриваемы только как предназначенные для частного, келейного, домашнего совершения их, а не в замену положенного по уставу ежедневного богослужения и даже не в дополнение к нему, так как и это повело бы к нарушению устава. Поэтому при желании совершить непременно заупокойное всенощное бдение по означенному чину, оно может быть совершено в доме, в усыпальнице, на могиле или в храме, но только не во время, положенное для уставного богослужения 481 . ПОСЛЕДОВАНИЕ ПРЕД ИЗНЕСЕНИЕМ ТЕЛА УСОПШЕГО ИЗ ДОМА Когда все будет готово, тело усопшего приносится в храм. Пред изнесением его из дома совершается краткое заупокойное последование, почти соответствующее чину так называемой обычной литии, с небольшими, но характерными особенностями. Тогда как на литии непосредственно за возгласом ектении следует: Слава Тебе, Христе Боже, пред выносом тела из дома отпуст предваряется возглашением Премудрость и пением Честнейшую. В старину твердо соблюдался благочестивый обычай пред выходом из дома совершать так называемый семипоклонный начал, в состав которого входит Достойно есть.., Честнейшую... и отпуст. Умерший собрался тоже выходить из дома, поэтому здесь и Честнейшую, отсутствующая на обычной литии. И самый отпуст здесь исключительный, нигде и никогда более не повторяющийся, – не обычный заупокойный Воскресый из мертвых Христос истинный Бог.., а особый: Живыми и мертвыми обладаяй Христос истинный Бог наш. И наконец, как исключение из общего правила, на отпусте в данном случае, как еще и в конце всего последования погребения возглашается и имя усопшего 482 . ПЕРЕНЕСЕНИЕ ТЕЛА ВО ХРАМ После отпуста краткого последования творит паки священник начало: Благословен Бог наш, и начинаем пети: Святый Боже, со страхом и всяким умилением, и вземше мощи усопшего отходим во храм, предыдущим священником с лампады(с возженными свечами), диакону с кадильницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В управлении епархией епархиальному архиерею помогают Епархиальное собрание и Епархиальный совет. Епархиальное собрание, возглавляемое епархиальным архиереем, состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в состав епархии. Епархиальный совет образуется по благословению епархиального архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года. Викарным архиереем в Русской Православной Церкви называется архиерей, не управляющий епархией. Приходы и приходское духовенство Приходом, согласно Уставу Русской Православной Церкви, называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход находится под наблюдением епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. При приходе могут быть созданы братства и сестричества с целью привлечения прихожан к более активному участию в жизни прихода, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Во главе каждого прихода стоит настоятель, назначаемый епархиальным архиереем. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Помимо настоятеля, в приходе могут служить другие священники и диаконы. Чтобы быть рукоположенным в диакона или священника, необходимо быть членом Русской Православной Церкви, обладать соответствующими нравственными качествами, иметь достаточную богословскую подготовку; иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению, не состоять под церковным или гражданским судом; принять церковную присягу. Среди приходского духовенства Русской Православной Церкви абсолютное большинство составляют женатые священники; лишь незначительный процент приходских клириков относится к числу монашествующих. Согласно каноническим установлениям Православной Церкви, священнослужитель может вступить в брак лишь один раз. В том случае, если семейный священник овдовел, он может быть пострижен в монашество. Овдовевший или разведенный священнослужитель не имеет права вступить в новый брак и при этом сохранить священный сан: в случае вступления во второй брак он должен быть извержен из сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В новом Уставе т. о. подчеркнута ответственность А. С. за подготовку Поместного Собора, более четко определены функции А. С. (согласно Уставу 1988, в преддверии Поместного Собора в обязанности А. С. входило «внесение предложений по повестке дня, программе, регламенту заседаний, а также процедуре избрания Патриарха» - III 5а). Устав вменяет в обязанность А. С., в частности, следующее: хранение чистоты и неповрежденности правосл. вероучения и норм христ. нравственности; принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений; хранение догматического и канонического единства РПЦ; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизацию святых и утверждение богослужебных чинопоследований; толкование канонов и иных церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; вопросы, связанные с взаимоотношениями Русской Церкви с гос. органами и с поместными правосл. Церквами; создание, реорганизацию и ликвидацию самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, а также синодальных учреждений; утверждение порядка владения, пользования и распоряжения церковным имуществом, решение вопросов, связанных с созывом Поместного Собора, в т. ч. и по процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора; суждение о деятельности Свящ. Синода и синодальных учреждений; установление процедуры всех церковных судов; утверждение новых общецерковных наград (III 3). Изменена судебная компетенция А. С.: он стал судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха (III 5), ранее это было компетенцией Поместного Собора (Устав, 1988. II 6), в последней инстанции (так же, как и в Уставе 1988,- III 7а) по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом. Руководство А. С. по новому Уставу осуществляется на тех же основаниях, к-рые были предусмотрены прежним Уставом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием. Когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, перевес дает голос Председателя, в случае тайного голосования при равенстве голосов проводится повторное голосование (III 12).

http://pravenc.ru/text/Архиерейский ...

– издает распоряжения (приказы) о приеме на работу (увольнении) работников Приписного монастыря; заключает с работниками Приписного монастыря трудовые и гражданско-правовые договоры, а также договоры о материальной ответственности; – выдает доверенности от имени Приписного монастыря; – составляет и представляет Наместнику (Игумении) ставропигиального монастыря для передачи в Московскую Патриархию ежегодные отчеты Приписного монастыря перед Московской Патриархией о деятельности Приписного монастыря, финансовые отчеты, иные отчеты Приписного монастыря; – принимает с письменного разрешения (благословения) Патриарха, полученного по представлению Наместника (Игумении) ставропигиального монастыря, решение о создании Приписным монастырем коммерческих (некоммерческих) организаций, а также об участии Приписного монастыря в деятельности коммерческих организаций, в том числе о внесении Приписным монастырем вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ; – принимает с письменного разрешения (благословения) Патриарха, полученного по представлению Наместника (Игумении) ставропигиального монастыря, решение о создании (упразднении) структурных подразделений Приписного монастыря, не имеющих прав юридического лица, и об учреждении средств массовой информации; – осуществляет официальную церковную переписку; подписывает в пределах своей компетенции документы от имени Приписного монастыря; – осуществляет иные полномочия, предусмотренные Каноническим уставом Русской Православной Церкви и настоящим Уставом. 7.4. Решения Игумена (Игумении) Приписного монастыря, утверждаемые, согласно настоящему Уставу, Патриархом по представлению Наместника (Игумении) ставропигиального монастыря, вступают в силу и подлежат обязательному исполнению с момента утверждения их Патриархом. Решения Игумена (Игумении) Приписного монастыря, подлежащие, согласно настоящему Уставу, предварительному согласованию (разрешению, благословению) со стороны Патриарха, полученному по представлению Наместника (Игумении) ставропигиального монастыря, вступают в силу и подлежат обязательному исполнению в случае получения соответствующего согласия (разрешения, благословения) Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Изменена судебная компетенция Русской Православной Церкви Архиерейского Собора: он стал судом высшей инстанции, правомочным судить в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха (III 5), ранее это было компетенцией Поместного Собора (Устав, 1988. II 6), в последней инстанции (так же, как и в Уставе 1988, III 7а) по разногласиям между архиереями и по обвинению их в канонических правонарушениях, а также по всем делам, переданным ему общецерковным судом. Руководство Архиерейским Собором, по новому уставу, осуществляется на тех же основаниях, которые были предусмотрены прежним уставом. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. Президиум несёт ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода. Секретарь несёт ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода. Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, согласно уставу, предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов, открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговорённых регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев — членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признаётся Собором уважительной» (III, 13). Кворум Собора составляют 2/3 иерархов — его членов. Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия (III, 15). Причём, в отличие от предусматривавшегося прежним уставом последующего утверждения всех этих постановлений Поместным Собором (Устав, 1988. II, 7), новый устав предусматривает такое утверждение лишь по догматическим и каноническим вопросам (II, 5г).

http://bogoslov.ru/article/6174896

В обязанности Священного Синода Устав включил: попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия; служение внутреннему единству Русской Церкви; поддержание единства с другими Православными Церквами; организацию внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением; регулирование богослужебных вопросов; издание дисциплинарных постановлений, касающихся клириков, монашествующих и церковных работников; оценку важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; координацию действий полноты Русской Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; выражение пастырской озабоченности общественными проблемами; обращение с посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви; поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с действующим Уставом и государственным законодательством. На Синод возложено также одобрение уставов Самоуправляемых Церквей и Экзархатов; принятие гражданских уставов Русской Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений; утверждение журналов Синода Экзархата; решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе; установление порядка владения, пользования и распоряжения церковными зданиями и иным церковным имуществом. В судебную компетенцию Синода входит образование общецерковного суда, утверждение его постановлений. Священный Синод, согласно Уставу, избирает, назначает, а в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; вызывает архиереев для присутствия в Синоде; рассматривает отчеты правящих архиереев о состоянии епархии и выносит по ним соответствующие постановления; инспектирует деятельность архиереев всякий раз, когда сочтет это нужным; определяет содержание архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Полагаю крайне полезным для укрепления церковного единства осуществлять распространение богослужебных, катехизических текстов, а также важнейших документов Русской Православной Церкви, включая  Патриаршие послания, на основных языках окормляемых ею народов. Необходимо в полной мере использовать возможности, предоставляемые соборным устроением церковной жизни — Архиерейские Соборы и заседания Священного Синода — для обсуждения вопросов, волнующих совесть верующих. Важную вспомогательную роль в обеспечении работы этих церковных органов могут играть конференции и круглые столы по внутрицерковным проблемам и ведение дискуссий в православных средствах массовой информации. Следует уделить внимание формированию интеллектуальной культуры и должного нравственного климата церковных дискуссий по различным проблемам. Нам надлежит укреплять взаимосвязи между приходами, епархиями и высшей церковной властью. Согласно Уставу Русской Православной Церкви, каждый приход — это вовсе не изолированная единица. Приходы объединены в благочиния, которые и составляют епархию. В свою очередь епархия — это тоже не отделенная от высшей церковной власти структура. У каждой из этих составных частей есть свое особое служение, но все они делают одно общее дело. Поэтому налаживание взаимодействия между каждым отдельно взятым элементом этой стройной системы должно стать для нас предметом непрестанной заботы. В целях практического укрепления церковного единства и координации  наших трудов считаю целесообразным уже в ближайшее время озаботиться вопросами выстраивания рабочих взаимосвязей между приходами в области образовательной, социальной и молодежной работы. Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 27 июля 2009 года принял Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, данный орган «призван к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия» и ставит своей задачей «предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовку проектов решений по этим вопросам». Таким образом, представители духовенства, церковной науки и православной общественности получают возможность вместе с иерархами участвовать в процессе принятия самых важных решений.

http://patriarchia.ru/db/text/1061651.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Была своя правда и неправда и в позиции сторонников «Третьего Рима», и в позиции заволжских старцев. Время отсеяло неправды и оставило истину. С падением Византии Россия действительно становилась единственной православной мировой державой – Третьим Римом. И действительно, при этом русское благочестие, несмотря на все отрицательные явления церковной жизни, было достойно всяческого восхищения. Но Русь приняла Православие от греков, так сказать, «в готовом виде». Богословские формулы, литургика Православия были выстраданы Византийской Церковью в процессе тысячелетнего богословско-литургического творчества, острейшей борьбы с множеством ересей. Вот этого богословско-литургического творчества Русь не знала. Это не означает, что церковная жизнь в России была чем-то окостеневшим, лишенным жизненного развития. Нет, наполняемая изнутри благочестием и живой верой, она развивалась; на протяжении веков складывались особые русские церковные обычаи, не противоречившие Уставу, возникали новые праздники, самобытные черты символики и обрядности. Но это был, хотя и не совсем, но в значительной мере стихийный или, лучше сказать, непреднамеренный, естественный процесс. И когда выяснилось, что вместе с этими добрыми и бесспорно благочестивыми чертами русской церковной жизни в нее вкрались нелепости, ошибки, явно противоречившие Уставу и духу Церкви, или обычаи спорные, не получающие единодушного признания, то обнаружилось, что установить верное и отбросить неверное в России очень трудно. «Своим» не верили. Даже соборного определения большинством голосов («за» или «против») для русских людей было недостаточно. Требовался авторитетный беспристрастный богословский разбор, опирающийся на богатство святоотеческого учения и опыта Вселенской Церкви. Арбитром в таких спорах могла быть только греческая ученость. Таким образом, говоря упрощенно, если Русь превосходила Восток благочестием, то он, в свою очередь, превосходил ее «богословской ученостью. Сложилась прекрасная основа плодотворного общения и взаимообогащения! Русь, впрочем, и по достижении полной церковной самостоятельности не мыслила себя никогда в отрыве от Вселенской Православной Церкви. Это означало бы раскольническую позицию, а раскола Русь чуждалась как самого страшного греха. Но в XVII в. к тому же положение «Третьего Рима» всё чаще стало восприниматься не как основание для превозношения, а как ответственность за судьбу «Рима Второго» – всех древних православных народов, о чем уже было сказано. В этой стадии своего развития идея «Третьего Рима» органически слилась с идеей о необходимости полного церковного единения с православным Востоком, признания учительного авторитета Греческой Церкви, прежде всего – авторитета четырех Вселенских Патриархов в вопросах вероучительных, канонических, литургических. Такая позиция обнаруживала и подчеркивала верность России Вселенскому Православию и чрезвычайно увеличивала духовный авторитет России на православном Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Синод утвердил поимённые списки местных соборов святых 16.05.2023 Сегодня Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел вопрос об утверждении поимённых списков местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях. Вопрос включён в повестку дня ближайшего Архиерейского собора РПЦ. Но поскольку проведение СОбора уже не однажды откладывалось, и на данный момент дата его проведения неизвестна, Синдо решил утвердить списки своим решением, на что он имеет право, т. к. " Согласно Уставу Русской Православной Церкви в обязанности Священного Синода входит: «регулирование богослужебных вопросов» (пункт е статьи 25 главы V) и «канонизация местночтимых святых» (пункт ф статьи 25 главы V) " . Синод постановил: " 1. Утвердить поимённые списки местных соборов святых согласно приложению к настоящему журналу (Журнал 31. - Прим. " Древа " .) 2. О дальнейшем дополнении поимённых списков местных соборов святых, а также об утверждении новых списков иметь суждение по мере подготовки таковых Синодальной комиссией по канонизации святых во взаимодействии с Управлением делами Московской Патриархии и соответствующими епархиями, с представлением результатов работы Священному Синоду. 3. Имена святых, перечисленных в упомянутых списках, включать в месяцеслов Русской Православной Церкви в тех случаях, когда в установленном порядке было или будет принято решение об их общецерковном прославлении. В иных случаях отдельные памяти этих святых совершать местно в определённый для сего день. 4. Установление совместного совершения памяти нескольких святых, почитаемых в отдельных городах, епархиальных монастырях или приходах, с включением в такие списки имен тех святых, которые были ранее прославлены в порядке, установленном в Русской Православной Церкви, возможно по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и решению Священного Синода в ответ на ходатайства епархиальных архиереев " . С утверждёнными списками можно ознакомиться на официальном сайте Московской Патриархии: Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.05.2023 04:06:20

http://drevo-info.ru/news/29046.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010