«Я неслучайно сказал о возможной подготовке Архиерейского Собора уже через год или два, — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Одно из предложений, выдвинутых Межсоборным присутствием и передающихся на общецерковное обсуждение, касается уточнения места Поместных и Архиерейских Соборов в системе управления Русской Православной Церкви. Так, сформулировано предложение сократить срок между очередными Архиерейскими Соборами с четырех до двух лет. Это может стать существенным шагом в развитии соборности и церковного управления. Поскольку в рамках Межсоборного присутствия и в других церковных органах теперь ведется активная работа по подготовке соборных документов, регулярные Архиерейские Соборы необходимы для подведения итогов и принятия соответствующих решений. Действуя таким образом, мы будем развивать общецерковное участие в обсуждении насущных вопросов современности, сочетая его с иерархическим принципом, согласно которому полнота власти в Церкви принадлежит собору епископов». Отметив, что это сочетание реализуется не только в деятельности Архиерейских Соборов и Межсоборного присутствия, но также в работе структур, которые по действующему Уставу обеспечивают церковное управление в промежутке между Соборами (Священного Синода и Синодальных учреждений), Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Священный Синод сейчас собирается не менее пяти раз в год, и нам едва хватает этих пяти заседаний для рассмотрения всех дел, подлежащих синодальному обсуждению. Кроме того, под моим председательством регулярно собираются руководители Синодальных учреждений: мы вместе обсуждаем наиболее важные вопросы, касающиеся деятельности центрального аппарата Русской Православной Церкви. В первую очередь, речь идет о реализации решений Священного Синода, Архиерейских Соборов и Совещаний». Святейший Владыка особое внимание уделил деятельности Синодальных учреждений, в которых трудится все большее число специалистов — как опытных, хорошо знающих жизнь Церкви, так и молодых, обучающихся. В связи с тем, что Синодальные учреждения должны стать центром, ведущим анализ хода церковной жизни и вырабатывающим практические меры для осуществления решений высшей церковной власти, Его Святейшество предложил формализовать деятельность совещания руководителей Синодальных учреждений.

http://patriarchia.ru/db/text/1399480.ht...

Сегодня же Межсоборное присутствие действует уже три с половиной года, и обратная связь между церковной властью и рядовыми клириками и мирянами работает как никогда. Все документы, принимаемые Межсоборным присутствием, достаточно долго и кропотливо обсуждаются в соответствующих комиссиях и выкладываются для обсуждения в интернет на сайт Богослов.ру, и у всего церковного народа есть не только возможность повлиять на изменения в этих документах, но и отправить их на переработку к следующему заседанию пленума Межсоборного присутствия. Здесь очень многое зависит от личной активности и сознательности членов Церкви, – одни из них всегда читают эти документы в интернете, публично выражают свою позицию, ведут острые дискуссии и обращаются в комиссии Межсоборного присутствия со своими предложениями, а другие вообще не знают о самом существовании этого органа и потом очень удивляются утвержденным документам. На пленуме Межсоборного присутствия царит небывало демократичная атмосфера, в самом лучшем смысле этого слова, каждый участник может свободно выйти к микрофону и задать любой, интересующий его вопрос и положить начало довольно серьезному диспуту, и очень большую роль в этом процессе играет сам Патриарх Кирилл, который всем нам дает настоящий мастер-класс по модерированию массовыми мероприятиями. Не могу не поделиться личным наблюдением от самого Патриарха Кирилла, – он невероятного активен как ведущий и чрезвычайно внимателен к каждому слову в любом обсуждаемом документе. В каждую минуту обсуждения Патриархом Кириллом любого документа возникает ощущение, что именно сейчас обсуждается самое главное, что именно сейчас принимаются эпохальные решения, и эта энергия Патриарха очень заряжает и вдохновляет многих присутствующих. Не буду говорить за всех, но лично для меня этот второй пленум Межсоборного присутствия доставляет куда большее интеллектуальное наслаждение, чем многие философские конференции, которым очень не хватает такой энергии и такой осмысленности. За два дня мы приняли шесть документов, каждый из которых имеет крайне важное значение для жизни нашей Церкви: «Поправки к Уставу в связи с распределением полномочий между Поместным и Архиерейским Соборами», «Процедура избрания Патриарха Московского и всея Руси», «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви», «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности», «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых» и «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции».

http://pravmir.ru/plenum-mezhsobornogo-p...

Удивительно, но у старообрядцев нет ни тени сомнения, что сами они никак не трансформировали свое сознание, живя уже в XXI веке. И пусть бы, но проблемы в общении с ними такая самоуверенность создает. Да и сами старообрядцы интуитивно осознают проблему постепенной утери собственной идентичности, видя выход в подчеркнутом изоляционизме. Это было хорошо видно по недавно прошедшим межстарообрядческим форумам, где рефреном звучали не идеалы Древней Руси, а дистанцирование от Русской Православной Церкви. Психологически их понять можно, но надежды на сотрудничество в этом благом для русского народа деле становятся весьма призрачными. Да и можно ли строить будущее не на позитивных установках, а на актуализации негативного? В богоборческое время верующие люди мыслили и жили иначе, а теперь мейнстримом в старообрядчестве становится описанная хорошо сведущими людьми психология раскола. — Из Ваших слов видно, что процесс церковного единения на институциональном уровне практически не движется. А на личном? — А вот тут картина иная. Многие православные священники, особенно в больших городах и местах былого расселения старообрядцев, сталкивались и сталкиваются с присоединением к Церкви отдельных лиц и целых семейств. Конечно, проще их интеграция в общецерковную жизнь происходит там, где имеются старообрядные (единоверческие) приходы. Было немало случаев присоединения и целых церковных общин, причем не только в России (Подмосковье, Урал), но и в Белоруссии, Латвии, США. И здесь надо сказать, что ныне действующий приходской устав Русской Православной Церкви определенно настораживает, как мне хорошо известно, помышляющих о единении старообрядцев. Ведь, согласно типовому уставу, судьба прихода всецело зависит от расположения к старообрядцам и единоверцам правящего архиерея, который одним своим волевым решением может изменить весь состав приходского собрания, а следовательно, и статус прихода. Выражу надежду, что принятие Положения о старообрядных приходах Русской Православной Церкви в значительной степени снимет названную озабоченность, поскольку старообрядный статус прихода теперь может быть обозначен в его приходском уставе.

http://patriarchia.ru/db/text/5932466.ht...

Игумен Филипп (Рябых): Европейский суд по правам человека принял решение, игнорирующее канонические нормы Румынской Православной Церкви и противоречащее национальному законодательству Румынии о культах 7 марта 2012 г. 12:17 Представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) прокомментировал решение Европейского суда по правам человека от 31 января 2012 года по делу «Профсоюз " Добрый пастырь " против Румынии». 31 января 2012 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пятью голосами против двух вынес решение по делу Sindicatul  Pastorul  cel  bun против Румынии (дело признав, что отказ румынских властей регистрировать профсоюзную организацию священнослужителей Румынской Православной Церкви противоречит свободе собраний и создания ассоциаций, гарантированной статьей 11 Европейской Конвенции по правам человека. Кроме того, румынское государство должно выплатить «профсоюзу» священников 10 тысяч евро. История вопроса 4 апреля 2008 года группа из 35 православных священнослужителей и мирян («группа 35-ти»), работающих в митрополии Олтении (юго-западный регион Румынии), предприняла попытку создать профсоюз «Добрый пастырь». Согласно проекту устава его цель состоит «в представлении и защите профессиональных, экономических, социальных и культурных прав и интересов клириков и мирян, членов профсоюза, в их отношениях с церковной иерархией и Министерством культуры и культов Румынии». 22 мая 2008 суд первой инстанции города Крайова разрешил юридическую регистрацию профсоюза. Суд принял во внимание тот факт, что священнослужители и светский персонал Церкви исполняют свои обязанности в рамках трудового договора, что позволяет им воспользоваться правом на создание профсоюза, в соответствии с трудовым законодательством для всех наемных работников. Архиепископия Крайова обжаловала принятое решение в суде, ссылаясь на то, что создание данного профсоюза не было благословлено епископом, а потому противоречит уставу Румынской Православной Церкви, зарегистрированному в органах власти. Окончательное решение суда департамента Долж ( Dolj) было вынесено 11 июля 2008 в пользу истца — архиепископии, а юридическая регистрация профсоюза была аннулирована. После этого инициативная группа по созданию профсоюза подала жалобу в Европейский суд по правам человека 30 декабря 2008 года, которая была зарегистрирована за

http://patriarchia.ru/db/text/2058669.ht...

Последствиями такого сосредоточения внимания на музыкальной стороне регентского образования, при игнорировании литургической и назидательно-дидактической стороны церковного пения, как мы видим то в образе мыслей некоторых регентов, аттестованных Придворной капеллой, была секуляризация церковного пения, часто полный отрыв хорового церковного пения от самого богослужения. Хоровое пение стало пониматься как область, подлежащая исключительно компетенции музыканта-регента. А регенты(как это видно из цитированного нами письма Ф.И. Рудикова) стали относиться часто с нескрываемым презрением к богослужебным требованиям, которые предъявлялись высшей иерархией и священнослужителями по отношению к богослужебному пению. Выразительный пример тому можно видеть в цитированном нами в 4-й главе письма архиепископа Херсонского Никанора к К.П. Победоносцеву и в ответе К.П. Победоносцева архиепископу Никанору. А ведь область богослужебная, в которой пение имеет громадное , но служебное, подчиненное богослужебному уставу и традиции значение, является компетенцией священнослужителей, а не мирянина музыканта, в компетенцию которого входит только, как исполнить требуемое уставом хоровое пение. А что надлежит исполнить и в какой форме – это относится к компетенции духовного руководителя совершителей богослужения и высших архипастырей Русской Церкви. Совершенно законно и естественно, что высшее руководство Русской Православной Церковью, выполняя свой архипастырский долг, зорко следило за тем, чтобы музыкальная стихия в богослужении – церковное пение – не уклонялось бы в светское по форме и по вызываемым им эмоциям хоровое пение. Фуга, искусно написанная и технически прекрасно хором исполняемая, не становится вследствие прекрасного исполнения богослужебным пением! За время конца второго периода и за третий период второй эпохи хоровое церковное пение в Русской Православной Церкви пустило такие глубокие корни, что стало просто необходимым (особенно в городских церквах), и понятие «хор» почти что слилось с представлением о церковном хоре. Чисто светские хоры встречались редко; раз «хор» – то значит церковный хор, а «регент» – дирижер церковного хора.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священный Синод утвердил порядок назначения на должность и освобождения от должности ректоров семинарий, игуменов и игумений обителей в особенных случаях 16 мая 2023 г. 19:56 16 мая 2023 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви обсудили порядок назначения на должность и освобождения от должности ректоров семинарий, игуменов и игумений обителей в особенных случаях ( журнал 39 ).  В Московскую Патриархию неоднократно обращались архиереи с просьбой об указаниях относительно порядка освобождения от должности ректоров семинарий, наместников, игуменов и игумений обителей в случае их нахождения под церковным судом или в связи с длительной болезнью, препятствующей исполнению обязанностей, а также о порядке назначения на упомянутые должности в перечисленных случаях или в случае кончины должностного лица.  Согласно Уставу Русской Православной Церкви, епархиальные архиереи вправе издавать указы о назначении или освобождении лиц, замещающих упомянутые должности, на основании решения Священного Синода ( пункт л статьи 18 главы XVI ).  В целях обеспечения уставной деятельности епархиальных монастырей и духовных семинарий епархиального подчинения члены Священного Синода постановили, что в исключительных случаях, в том числе в связи с тяжелой и препятствующей исполнению обязанностей болезнью наместника (игумена, игумении) монастыря, ректора духовной семинарии или нахождением его (ее) под церковным судом, епархиальный архиерей вправе на основании письменного согласия (резолюции) Патриарха Московского и всея Руси и с последующим изданием Священным Синодом соответствующего определения указом освободить от должности наместника (игумена, игумению) епархиального монастыря, ректора духовной семинарии епархиального подчинения.  В случае смерти наместника (игумена, игумении), ректора духовной семинарии а также при освобождении его (ее) от должности на основании определения Священного Синода или в порядке, предусмотренном выше, епархиальный архиерей вправе на основании письменного согласия (резолюции) Патриарха Московского и всея Руси и с последующим изданием Священным Синодом соответствующего определения указом назначить сроком на один год (с правом продления полномочий) на должность исполняющего обязанности наместника (игумена, игумении) епархиального монастыря, ректора духовной семинарии епархиального подчинения (с внесением сведений о нем (о ней) в соответствующие государственные реестры юридических лиц).  Соответствующие изменения должны быть утверждены в типовых уставах епархиальных монастырей.  Участники заседания постановили внести на рассмотрение Архиерейского Собора предложения о соответствующих изменениях в Устав Русской Православной Церкви. Патриархия.ru  Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6027350.ht...

Приблизительно с 1685 г., в отношении устава исповеди, во всей Русской церкви устанавливается полное однообразие. Как до этого времени отсутствие последнего объяснялось отсутствием же на Руси XVII в. единства органа высшего церковного правительства, так теперь указываемый факт обязан был именно обратному явлению в жизни Русской церкви, получившему начало с указываемого момента. Однако, – принятый с конца XVII в. обязательно во всей Русской церкви, – трактуемый устав не остался после того совершенно неизменным. – Таким он остался только, как последование сакраментальной исповеди; но как руководство к самой исповеди, он еще в первой четверти XVIII в. подвергся значительным изменениям, допущенным в нем при отдельных нарочитых его изданиях. Так как эти издания от лица св. Синода продолжают печататься и теперь, то вследствие этого у нас и в настоящее время нет однообразного устава совершения исповеди, – устава, понимаемого в широком значении, – и существуют собственно три его вида, это: общий устав в Требнике, такой же устав в отдельном издании и устав исповеди детской в нарочитом же издании. – Так как последние два устава, будучи предприятием высшего правительства Русской церкви, были изданы уже после устава, имеющегося в Требнике, то очевидно, официальное практическое значение признается за ними; что же касается до устава в Требнике, то он остается как наглядное основание исторического достоинства первых уставов, взятых в значении уставов Литургических в тесном смысле. – Это отсутствие однообразия в современной Русской церкви в отношении устава исповеди, однако, решительно не имеет существенного значения. – Оно не касается литургического элемента в собственном смысле, не относится к уставу исповеди, как сакраментального акта православного богослужения. Оно относится лишь к тем элементам этого устава, которые по самому существу их не только могут, но и должны изменяться каждый раз, применительно к побочным условиям совершения исповеди. Сравнивая теперь историческую судьбу устава исповеди в практике Русской церкви, в рассматриваемый нами период, с тем же самым и за тоже самое время в практике церкви Греческой, мы наблюдаем: с внешней стороны – некоторую аналогию и с внутренней – глубокую существенную разницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве при Покровском храме в Рубцове 3 июля 2009 года был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции, призванный стать основной базой для деятельности  Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством . Созданный центр призван способствовать развитию и координации научных исследований в области церковной медиевистики, чтобы прикосновение православных людей к древнему богослужению имело не случайный, а научно выверенный характер, основанный на подлинной святоотеческой духовности. Перед Патриаршим центром ставятся и другие важные задачи: содействие подлинной всесторонней интеграции старообрядных приходов Русской Православной Церкви в общецерковную жизнь; осуществление издательской и информационной деятельности для нужд старообрядных приходов; содействие совершенствованию навыков священнослужителей Русской Православной Церкви в проведении богослужений по древнерусским церковным уставам; практическое обучение древнему церковному уставу и знаменному пению церковных причтов для служения в старообрядных приходах Русской Православной Церкви; обеспечение старообрядных приходов богослужебными книгами, церковной утварью и облачениями; содействие развитию навыков реставрации старопечатных книг и икон. Конечно, Патриарший центр в настоящее время переживает всего лишь период становления. Тем не менее, имеются и первые результаты. Так, на базе центра прошло богослужебную стажировку несколько священнослужителей, в том числе и присутствующие сегодня в нашей аудитории. Популярностью пользуются действующие при центре кружки по изучению знаменного пения. Из выпускников и старшекурсников музыкальных вузов создан профессиональный хор певцов, владеющих знаменной нотацией. Этот хор имеет уже опыт публичных выступлений, сегодня мы его слышали за богослужением. При Патриаршем центре постоянно действует историко-литургический семинар, осуществляющий свою деятельность в тесном контакте с Общецерковной аспирантурой и докторантурой.

http://patriarchia.ru/db/text/5090770.ht...

Точка зрения канонического (церковного) права о церковном имуществе в целом совпадает с вышеприведенным положением светского законодательства. «Церковное имущество само по себе, – замечает епископ Никодим (Далматинский), – предназначено исключительно для целей Церкви и поэтому не может быть употреблено ни на какую другую цель. Этим церковное имущество отличается от частного имущества, которое по воле его владельца может быть использовано на какие угодно цели. Следовательно, церковным имуществом нельзя располагать как частным имуществом, а только согласно определенной Самим Богом цели. В этом смысле церковное имущество есть собственность Христа, или бедных, как оно и называется в различных церковных актах, ибо этим словом обозначается не собственность сама по себе, а то, для чего она предназначена» 181 . Сказанное нуждается в пояснении. Дело в том, что в Древней Руси церковное имущество нередко считалось принадлежащим Самому Богу. Так, составители жалованных грамот и завещаний в пользу Церкви предназначали свои имущественные пожертвования Чудному Спасителю, Пречистой Деве Марии, отдельным святым. Посягающий на такие облеченные в юридическую форму распоряжения подлежал не человеческому, а Божьему суду. Можно ли на основании приведенного исторического свидетельства считать собственником церковного имущества Самого Бога? Ответ на этот вопрос содержится в замечании известного русского канониста Н. С. Суворова : «Христианский Бог есть Дух, чуждый человеческих слабостей и потребностей, к Богу неприменимы юридические понятия и положения гражданского права: невозможно представить Бога, обремененным юридическими обязанностями или подлежащим взысканию за долги. Поэтому идея Божественной собственности на церковное имущество не согласуется с христианским мировоззрением» 182 . Рассматривая вопрос о целевом характере имущества религиозных организаций Русской Православной Церкви, следует отметить, что традиционно церковное имущество использовалось не только для культовых целей, но и для удовлетворения нужд бедных, прежде всего, неимущих людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Синодальные учреждения, в соответствии с «Уставом», создаются или упраздняются по решению Архиерейского Собора или Синода и подотчётны им. Положения (Уставы) Московской Патриархии и синодальных учреждений и поправки к ним утверждаются Патриархом с одобрения Синода. Синодальные учреждения возглавляют лица, назначаемые Синодом. Новый «Устав», в отличие от предыдущего, не предусматривает обязательности архиерейского сана для председателя синодального учреждения. В Московскую Патриархию на правах синодального учреждения входит Управление делами. Одним из синодальных учреждений Церкви является Отдел внешних церковных связей. Наименование отдела изменено, в сравнении с прежним: ранее он назывался Отделом внешних церковных сношений. Помимо иных компетенций отдела, XIV глава «Устава» возлагает на него обязанность быть органом высшей церковной власти в осуществлении ею юрисдикции над учреждениями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье. Церковными учреждениями в дальнем зарубежье являются, согласно «Уставу», епархии, благочиния, приходы, ставропигиальные и епархиальные монастыри, а также миссии, представительства и подворья, находящиеся за пределами стран СНГ и Балтии. «Заграничные учреждения Русской Православной Церкви в своём управлении и деятельности руководствуются настоящим Уставом и своими собственными уставами, которые должны быть утверждены Священным Синодом при уважении существующих в каждой стране законов» (XIV, 3). Заграничные учреждения создаются и упраздняются решением Синода. «Находящиеся за рубежом представительства и подворья являются ставропигиями. Заграничные учреждения осуществляют своё служение в соответствии с целями и задачами внешней деятельности Русской Православной Церкви под начальственным наблюдением председателя Отдела внешних церковных связей. Руководители и ответственные сотрудники заграничных учреждений назначаются Священным Синодом по представлению председателя Отдела внешних церковных связей» (XIV, 5 – 7). Другими синодальными учреждениями, в соответствии с «Уставом», являются Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и церковного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, Отдел по делам молодёжи. «Устав» предусматривает возможность создания иных синодальных учреждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010