В докладе, в частности, были затронуты темы деятельности Межсоборного присутствия, изменений в центральном церковном управлении, жизни автономных и самоуправляемых Церквей и заграничных учреждений, внутренней жизни епархий, приходов, монастырей Русской Православной Церкви, работы Общецерковного суда, наградной реформы, духовного образования и богословской науки, миссионерского служения, религиозного образования и катехизации, молодежной и социальной работы, канонизации святых и их богослужебного почитания, информационной и издательской деятельности Церкви, церковно-государственных и церковно-общественных отношений, духовного попечения о казачестве, внешних церковных связей и межрелигиозного диалога. Также Предстоятель привел статистические данные по Русской Православной Церкви. Далее митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий представил участникам Собора документы «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», «Общественная деятельность православных христиан» и «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». После обсуждения Архиерейский Собор принял представленные документы. 3 февраля в первой половине дня участники Архиерейского Собора рассмотрели и приняли Заявление о жизни и проблемах коренных малочисленных народов. Далее в Большом Кремлевском дворце состоялась встреча Президента России с иерархами, участвующими в Архиерейском Соборе. В ходе встречи Д.А. Медведев  вручил Святейшему Патриарху Кириллу орден Александра Невского. Во второй половине дня митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий огласил поправки к Уставу Русской Православной Церкви в связи с административной и юридической реформой, предпринятой Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом в 2009–2010 годах. Также митрополит Варсонофий ознакомил присутствовавших с «Временным положением о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей». Собор обсудил данный проект и поправки к Уставу, после чего высказанные предложения были направлены в редакционную комиссию Собора. Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк представил участникам заседания проект документа «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», подготовленный Межсоборным присутствием. После обсуждения Собор принял документ. 4 февраля, в завершающий день работы Собора, с докладом о положении дел в Украинской Православной Церкви выступил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. По итогам состоявшейся накануне дискуссии были приняты поправки к Уставу Русской Православной Церкви и документ «Временное положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей».

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalsya_a...

Согласно ст. 3 Устава, юрисдикция Русской Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на территории России, за исключением Грузии, а также на добровольно входящих в нее православных, живущих за границей. В ст. 4 содержится перечень источников действующего русского церковного права: Священное Писание и Священное Предание, святые каноны, постановления Поместных Соборов Русской Православной Церкви, настоящий Устав. Отмечено и то обстоятельство, что свою деятельность Русская Церковь осуществляет при уважении и соблюдении государственных законов. Высшими органами церковной власти, в соответствии с Уставом, являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом. В преамбуле Устава названы также органы епархиального и приходского управления. Правами церковного суда, согласно Уставу, обладают Поместный и Архиерейский Соборы, Священный Синод и Епархиальный Совет. В заключительной статье преамбулы (ст. 9) закреплено положение о том, что Патриархия, ее учреждения, епархии, приходы, монастыри и духовные школы обладают гражданской правоспособностью. Устройство Высшего управления Русской Церкви регламентируется в гл. гл. 2-6 Устава. Поместный и Архиерейский Соборы. Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, исполнительная и судебная. Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, В его состав входят архиереи, клирики, монашествующие и миряне. Поместный Собор 1917-1918 гг. предусматривал в своих определениях трехлетний промежуток между очередными Поместными Соборами, а Положением 1945 г. сроки созыва Соборов вовсе не регламентировались. Членами Собора являются правящие и викарные архиереи по своему статусу (в соответствии с Уставом Собора 1917-1918 гг. викарные архиереи не являлись его членами). Процедура избрания на Собор представителей от клира и мирян и их квота устанавливаются, согласно действующему Уставу, Священным Синодом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432419/

Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека об увольнении его на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды. Епископом Брянским и Севским определено быть архимандриту Феофилакту (Моисееву), настоятелю Черниговско-Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры, по совершении в Москве его наречения во епископа и архиерейской хиротонии. Удовлетворено прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о почислении его на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летнего возраста. Священный Синод выразил архиепископу Афанасию благодарность за понесенные труды. Епископом Пермским и Соликамским благословлено быть игумену Иринарху (Грезину), благочинному Всехсвятского округа Москвы. Наречение во епископа и архиерейскую хиротонию игумена Иринарха по возведении его в сан архимандрита определено совершить в Москве. Священный Синод благословил архимандриту Иоанну (Хоме), секретарю Минского епархиального управления, быть епископом Борисовским, викарием Минской епархии, по совершении в Минске его наречения во епископа и архиерейской хиротонии. Рассмотрев рапорт митрополита Омского и Тарского Феодосия о почислении его на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить митрополита Феодосия продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре. Утвердив отчет архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Отдела Московского Патриархата по делам молодежи, о деятельности Отдела в 2001 году, Священный Синод отметил особую значимость в деле воспитания подрастающего поколения состоявшегося 13-16 мая 2001 года в Москве Съезда православной молодежи с участием всех епархий Русской Православной Церкви. Была выражена благодарность устроителям Съезда, а также организациям и частным лицам, оказавшим материальную поддержку в его проведении. Священным Синодом благословлено ежегодно отмечать 15 февраля, в праздник Сретения Господня, День православной молодежи, с совершением особой молитвы о христолюбивом юношестве на всей канонической территории Русской Православной Церкви.

http://zavet.ru/news/0203/n15.htm

Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий 25 июня 2008 года выступил с заявлением, в котором утверждается, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в докладе , представленном Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви 24 июня, «допустил… по меньшей мере две ошибки» в части, касающейся устава Украинской Православной Церкви. По мнению указанного государственного органа Украины, «согласно Уставам Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви, Священный Синод Русской Православной Церкви не обладает компетенцией утверждать, одобрять или согласовывать Устав Украинской Православной Церкви», а Патриарх «не утверждает, а одобряет Устав, что с юридической точки зрения не одно и то же». В связи с этим Служба коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена сообщить следующее. Согласно Уставу Русской Православной Церкви , принятому Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году при участии всего епископата Украинской Православной Церкви, Устав Украинской Православной Церкви утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси (гл. VIII, п. 17). Эта норма, на которую ссылается Государственный комитет Украины, не отменяет законоположения, согласно которому устав Самоуправляемой Церкви подлежит одобрению Священным Синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси (гл. VIII, п. 13), поскольку данный пункт Устава Русской Православной Церкви не включен в число не применяемых по отношению к Украинской Православной Церкви согласно Определению об Украинской Православной Церкви  того же Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года . В соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, в обязанности Священного Синода входит… одобрение Уставов Самоуправляемых Церквей (гл. V, п. 25 о), к числу которых относится и Украинская Православная Церковь. Эта норма отнюдь не вступает в противоречие с положением того же Устава, где говорится, что Святейший Патриарх утверждает уставы Самоуправляемых Церквей (гл. IV, п. 7 л), поскольку Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем (гл. IV, п. 4), и подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом (гл. IV, п. 7 е).

http://bogoslov.ru/article/305682

Священный Синод принял обращение к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью. Священный Синод постановил митрополичий округ в составе епархий Русской Православной Церкви, находящихся на территории Республики Казахстан, именовать «Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан». Главе Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан именоваться Преосвященным Астанайским и Казахстанским. Священный Синод одобрил Устав Республиканского религиозного объединения «Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан», а также Внутреннее положение о Митрополичьем округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, с последующим утверждением этих документов на Архиерейском Соборе. Соответствующие поправки к Уставу Русской Православной Церкви будут представлены на рассмотрение очередного Архиерейского Собора . Священный Синод заслушал доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона о его участии в паломнической поездке к святыням Каппадокии. Заслушав доклад митрополита Волоколамского Илариона о назначении представителей Русской Православной Церкви на XII пленарное заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, которое состоится в Вене 20–27 сентября 2010 года, Священный Синод утвердил следующий состав делегации Русской Православной Церкви: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей — глава делегации; протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета — консультант. Заслушав доклад председателя Отдела внешних церковных связей об участии представителей Русской Православной Церкви в V Всемирном саммите религиозных лидеров, приуроченном к встрече «Группы восьми» и «Группы двадцати», Священный Синод выразил удовлетворение результатами саммита, состоявшегося 21–23 июня 2010 года в Виннипеге (Канада), и счел полезным продолжение участия Русской Православной Церкви в межрелигиозных форумах, проводимых в преддверии саммитов «Группы восьми» и «Группы двадцати».

http://e-vestnik.ru/docs/sostoyalos_zase...

Всего в России было 15 патриархов, и 16й осуществляет свое служение в наше время: Статус патриарха в современном Уставе Русской Православной Церкви Согласно Уставу Русской Православной Церкви (см. отдельная IV глава Устава) предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Он имеет «первенство чести» среди епископата и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам. Имя патриарха возносится во всех храмах Русской Православной Церкви за богослужением по следующей формуле: О Великом Господине и Отце нашем ( имярек ), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Седьмой пункт Устава Русской Православной Церкви определяет 31 обязанность, которые входят в ответственность Святейшего Патриарха: Согласно Уставу Русской Православной Церкви, «Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области». «Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского». Святейший Патриарх также является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и ряда других монастырей, и управляет всеми церковными ставропигиями. Образование ставропигиальных монастырей в пределах Московской епархии осуществляется указами патриарха, в иных епархиях по согласованию с правящими архиереями. Устав гласит: «Сан Патриарха является пожизненным». Право рассмотрения вопроса об уходе патриарха на покой остается за Поместным собором. Право суда над патриархом остается за Архиерейским собором. После смерти, ухода или отстранения патриарха Священный Синод немедленно избирает из своей среды Местоблюстителя Патриаршего Престола. Для избрания нового патриарха Священный Синод обязан созвать Поместный собор. Патриарх имеет внешние отличительные знаки в сравнении с остальными архиереями: белый куколь (головной убор), зеленую мантию, две панагии (нагрудные иконы), великий параман и предносной крест.

http://azbyka.ru/patriarx

К сожалению, не все эти положения были отражены в проекте Статута об управлении Украинской Православной Церкви. Так, например, в Статуте отсутствовали упоминания об обязательности для Украинской Православной Церкви решений Священного Синода Русской Православной Церкви. Отсутствовало упоминание о судах высшей инстанции. Отсутствовало упоминание статуса Устава Русской Православной Церкви в вопросах управления Церкви Украинской. Наконец, отсутствовал пункт об обязательности одобрения Статута об управлении Украинской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Начавшееся обсуждение вопросов Статута об управлении Украинской Православной Церкви на страницах портала «Богослов.Ru» позволяло предположить, что эти досадные ошибки будут исправлены. Такой же вывод можно было сделать из слов архимандрита Кирилла (Говоруна), одного из членов рабочей группы по подготовке проекта Статута, произнесенных в комментариях к первой заметке: «Изменения, которые внесены в этот документ на последнем Соборе епископов Украинской Православной Церкви - далеко не окончательные. По сути, речь идет о плавной, но продолжительной эволюции данного документа». Ещё более определенно высказался по этому поводу епископ Бориспольский Антоний, председатель богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви, руководитель рабочей группы по подготовке проекта Статута. В ходе своей веб-конференции на официальном портале Украинской Православной Церкви он сказал: «Проект Статута об управлении Украинской Православной Церкви, рассмотренный Собором епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 г., был принят в целом. Сейчас ведется работа по обработке предложений, которые были высказаны на Соборе, а также которые продолжают поступать в адрес комиссии по внесению дополнений и поправок к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви». В ожиданиях появления нового, доработанного текста Статута прошло почти полгода. Еще раз стоит упомянуть содержание 17-й статьи 8-й главы Устава Русской Православной Церкви : «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Как мы видим, Устав Русской Православной Церкви довольно однозначно говорит об условиях вступления Статута об управлении Украинской Православной Церкви в силу.

http://bogoslov.ru/article/304770

Кроме устава иерусалимского на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние и другой устав – студийский. Этот устав своим происхождением обязан преподобному Феодору Студиту (ум. 826 г.), настоятелю Студийского монастыря, основанного в середине V века. После смерти преподобного Феодора его устав был кратко записан неизвестным лицом в промежуток между половиной IX u noлobuhoй X века. В устав Афанасия Афонского (ум. 980 г.) студийская запись вошла в переработанном и дополненном виде. В середине XI века появляется новая запись студийского устава, известная под именем устава патриарха Алексия. Этот устав был написан для Успенского монастыря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Устав патриарха Алексия не дошел до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейший из них – синодальный список XII века. С устава патриарха Алексия были сделаны списки для других монастырей. Из Константинополя студийский устав перешел на Афон и в Южную Италию. В Русской Церкви студийский устав был введен преподобным Феодосием Печерским около 1070 года в Киево-Печерской лавре, откуда он распространился и в другие монастыри с некоторыми изменениями. Этот устав держался на практике до половины XIV века, когда начал уступать уставу иерусалимскому. Студийский устав отличался от иерусалимского и других правилами монашеской жизни. Служба по студийскому уставу была короче и не столь торжественна, как по уставу иерусалимскому. 3 В XV веке иерусалимский устав окончательно вытеснил студийский. Для России устав иерусалимский был переведен под названием «Око Церковное» преподобным Афанасием, основателем Высотского монастыря, во время проживания его в Константинополе в конце XIV u b начале XV веков. Списки уставов были видоизменены и дополнены службами русским святым; греческие обряды были приноровлены к условиям русской жизни. Из сказанного видно, что богослужебная жизнь на Руси делится на три периода, характеризуемые господством различных уставов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

В новейшей истории Русской Православной Церкви было 5 Поместных Соборов – 1917–1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годов. Собор 1917–1918 годов восстановил патриаршество в Русской Церкви, избрал патриарха Всероссийского Тихона (Белавина) и принял множество других важнейших для церковной жизни решений. Собор 1945 года избрал патриарха Алексия I (Симанского), Собор 1971 года избрал патриарха Пимена (Извекова). Собор 1988 года был посвящен 1000-летию Крещения Руси, он принял новый Устав Русской Церкви. Поместный Собор 1990 года избрал ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). На Поместном Соборе 1990 года каждая епархия Русской Православной Церкви была представлена правящим архиереем, одним священнослужителем и одним мирянином (мирянкой). Кроме того, в Соборе участвовали викарные архиереи, ректоры духовных школ, руководители синодальных подразделений, представители монастырей. Архиерейский Собор Высшим органом иерархического управления в Русской Православной Церкви является Архиерейский Собор. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, Архиерейский Собор не подотчетен Поместному Собору и его решения не нуждаются в утверждении более высокой церковной инстанцией, за исключением решений, относящихся к вероучению и каноническому устройству, которые утверждаются Поместным Собором. Согласно предыдущему Уставу, принятому в 1988 году, Архиерейский Собор был подотчетен Поместному Собору. А Собор 1917–1918 годов вообще не предусматривал какой-либо иной высшей церковной власти, кроме Поместного Собора в составе епископов, клириков и мирян. Изменение устава в 2000 году было обусловлено как практическими соображениями, так и стремлением возвратиться к более древней практике, согласно которой высшая власть в Церкви принадлежит именно Собору архиереев, а не какому-либо церковному органу с участием мирян. Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Архиерейский Собор созывается патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных Уставом Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

5. Положительной оценки заслуживают труды Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, благодаря работе которого актуальные вопросы внутренней жизни и внешней деятельности Московского Патриархата всесторонне обсуждаются прежде представления их на каноническое решение Священноначалия. Важно, чтобы в обсуждении тем, выносимых на общецерковную и общественную дискуссию, принимали активное участие епархии Русской Православной Церкви. 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав Синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. 7. С сожалением отметив, что отдельные определения Архиерейских Соборов, Архиерейских Совещаний и Священного Синода не получают должного исполнения, Освященный Собор полагает особо важным, чтобы управляющие епархиями, а также председатели Синодальных отделов, комитетов и комиссий озаботились тщательным ознакомлением епархиальных клириков и сотрудников Синодальных и епархиальных учреждений с решениями Священноначалия. Каждому правящему архиерею и руководителю Синодального учреждения надлежит разработать порядок исполнения подлежащих его ведению решений органов управления Русской Православной Церкви с тем, чтобы к 1 декабря каждого года Предстоятелю Русской Православной Церкви направлялись окончательные или промежуточные отчеты о реализации данных постановлений. 8. Собор благодарит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и архипастырей Украинской Православной Церкви за усилия, направленные на укрепление церковного единства и уврачевание пагубных расколов, и выражает надежду на окончательное их преодоление посредством возвращения отделившихся братьев и сестер в спасительное лоно Церкви. Члены Освященного Собора поддерживают Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью, принятое на заседании 26 июля 2010 года в Успенской Киево-Печерской Лавре, и выражают удовлетворение в связи с состоявшимися посещениями Украины Предстоятелем Московского Патриархата, чем особо подчеркивается непреходящее значение древнейшей Киевской кафедры в жизни всей Русской Православной Церкви. Собор положительно оценивает новый этап развития церковно-государственных отношений в Украине и выражает уверенность, что их гармонизация будет способствовать благу народа и укреплению духовных начал в жизни общества.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010