В 1946 г. при переяславском Успенском соборе была зарегистрирована община канонической Церкви, в том же году настоятель собора прот. Иоанн Березовский был арестован. В 1947 г. получили регистрацию общины Георгиевской ц. в Андрушах и Троицкой ц. в с. Положаи. В 1955 г. была снята с регистрации община в с. Стовпяги, жилой дом, где она размещалась, снесли. В 1960 г. закрыли церковь в с. Положаи, в 1967 г. ее снесли. В 1965 г. была ликвидирована община в с. Гланышев, церковь сгорела в 1973 г. При создании Каневского водохранилища (1972-1978) неск. сел Переяславщины были затоплены, под водой оказались Ильинская ц. с. Цибли и Сергиевская ц. с. Козинцы. Георгиевский храм из с. Андруши и Параскевинский храм из с. Вьюнище в 1968 г. были перевезены в Переяслав-Хмельницкий музей народной архитектуры и быта Ср. Поднепровья (ныне входит в Национальный историко-этнографический заповедник «Переяслав»). В сер. 90-х гг. XX в.- 2000-х гг. на Переяславщине шло активное церковное строительство. Были сооружены храмы в селах Пристромы (1993-1997), Демьянцы (1995), Стовпяги (1998), Ерковцы (1999), Девички (2003), Денисы (2005), Ташань (2006), Воскресенский в Переяславе-Хмельницком (2006) и др. Переяслав-Хмельницкие епископы 11 нояб. 1954 г. было возобновлено П.-Х. в. Переяслав-Хмельницким епископом стал наместник Киево-Печерской лавры бывш. Уманский еп. Нестор (Тугай), до закрытия лавры в 1961 г. он оставался наместником обители. 28 нояб. 1968 г. Киевский митр. Филарет (Денисенко) (см. Денисенко М. А.) подал в Синод рапорт о назначении ему викарием Звенигородского еп. Владимира (Сабодана), викария Московской епархии, «ввиду частых заграничных командировок». Синод удовлетворил прошение и назначил еп. Владимира викарием Киевской епархии с титулом «Переяслав-Хмельницкий». Под редакцией еп. Владимира в 1968 г. было возобновлено издание ж. «Православний bichuk». 20 марта 1969 г. еп. Владимир был перемещен на Черниговскую и Нежинскую кафедру. П.-Х. в. определено занять благочинному Виноградовского окр. Мукачевской епархии игум. Савве (Бабинцу), чья епископская хиротония состоялась 30 марта 1969 г. 2 февр. 1972 г. еп. Савва был переведен на Черновицкую и Буковинскую кафедру. Переяслав-Хмельницким епископом 11 окт. 1972 г. был назначен управляющий делами Украинского Экзархата архим. Варлаам (Ильющенко) , хиротонисанный во епископа 22 окт. того же года. В 1977-1985 гг. П.-Х. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2580022.html

Рис. 104. Икона Б. М. «Умиления» («Материалы» XLIX, 83). Рис. 105. Икона наз. «Мадонна на пилястре» в ц. Св. Антония в Падуе, Стефана Феррарского. Рис. 106. Икона Б. М. «Умиления», греко-итальянской школы («Материалы», XXXIX, 71). Рис. 107. Икона Б. М. «Умиления» греко-итальянской школы («Материалы», XL, 72). Рис. 108. С гравюры из ркп. «Неба Нового», изд. Общ. Люб. др. Письм. Рис. 109. Складень Сиенской иконы в Ватиканской Пинакотеке. Фот. Сансаини. Рис. 110. Средняя часть Сиенского складня в Ватиканской Пинакотеке. Рис. 111. Икона греко-итальянскаго письма, в боковой капелле ц. S. Maria Maggiore во Флоренции, Алинари 20425. Рис. 112. Икона Б. М. наз. «Корсунская-Умиление» в ризнице ц. Троице-Сергеевой Лавры. Рис. 113. Икона «Корсунской Умиления» Б. М. в Серпуховском Владычнем м., фот. Д. К. Тренева. Рис. 114. Перевод иконы «Умиления» Б. М. (Корсунской) из листов Подл. Киевопеч. Лавры. Рис. 115. Образ Б. М. «Утешения» или «Отрады» в Ватопедском м. на Афоне. Рис. 116. Алтарная фреска в ц. Монморильона (деп. Виенн) во Франции Рис. 117. Образ Б. М. «Сладкое Лобзание» по кальке экспед. Севастьянова. Рис. 118. Средняя часть иконы Б. М. в м. Шемокмеди в Гурии, XIV-XV в. Рис. 119. Снимок с оригинала чудотворной иконы Владимирской Б. М. в Московском Успенском соборе. Фот. И. Н. Александрова. Рис. 120. Перевод образа «Умиления Ир. Б-цы» из Сийскаго Подл., л. 389. Рис. 121. Икона В. М. «Игоревская» в Киево-Печерском монастыре, по акварели худож. Шинкаренко. Рис. 122. Прорись иконы Б. М. «Умиления», Новгород, письма XVI в., из собр. бр. Чириковых. Рис. 123. Перевод образа «Умиления Пр. Б-цы» – моления кн. Вас. и Константина из Сийского Подл., л. 451. Рис. 124. Прорись иконы Б. М. «Умиления». Рис. 125. «Перевод» иконы Б. М. «Умиления». Рис. 126. Икона «Умиления Б. М.» в Толгском м. Яросл. г. Рис. 127. Икона Б. М. «Умиления» в Русском Музее, припис. Андрею Рублеву. Рис. 128. «Умиление Б. М.», припис. Андрею Рублеву, прорись. Рис. 129. Икона Б. М. Умбрийской школы, конца XIV в., в галл. г. Перуджии, фот. Андерсона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Центральная Рада так и не смогла обеспечить финансирования КДА, банковские счета Академии в условиях революционной разрухи пропали, в результате чего ее материальное положение стало драматическим. В 1918 г. из-за систематического недоедания, граничащего с голодом, и проживания в неотапливаемых помещениях епископ Василий сильно занемог. Тем не менее, он продолжал осуществлять руководство КДА, занятия в которой возобновились после установления на Украине режима гетмана Павла Скоропадского. В условиях, когда церковную власть законного митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) оспаривала сформированная националистически настроенными клириками т.н. «Всеукраинская Православная Церковная Рада» (ВПЦР), епископ Василий оставался на строго канонических позициях. Наряду с другим викарным архиереем Киевской митрополии – епископом Уманским Димитрием (Вербицким) он отказался от предложения раскольнической ВПЦР возглавить Киевскую митрополию вместо митрополита Владимира. 29 января 1918 г. в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры епископ Василий участвовал в отпевании и погребении в Крестовоздвиженской церкви Лавры священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, убитого безбожниками. 22 февраля 1918 г. Патриарх Тихон и Священный Синод приняли решение о назначении епископа Каневского Василия управляющим делами Киевской митрополии, однако, владыка Василий отказался принять это назначение. В работе Поместного Собора 1917–1918 гг. епископ Василий участия не принимал, однако, участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора, проходившего в 1918 г. в Киеве. Владыка Василий возглавлял сформированную Собором Учебную комиссию. Первая сессия Собора была краткосрочной, ее работа была прекращена в результате январского 1918 г. наступления большевиков на Киев. Но впоследствии, в период 2-й и 3-й сессий Всеукраинского Церковного Собора, епископ Василий продолжил свое участие в работе Собора. Отношения владыки Василия с гетманским режимом складывались неоднозначно. С одной стороны, он подобно большинству других иерархов противодействовал попыткам гетманского министерства исповеданий вмешиваться в церковную жизнь. С другой, нередко был вынужден идти на компромисс с властями, от которых напрямую зависело материальное обеспечение работы Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

На праздничном вечере хор нижегородской православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского исполнил духовные песнопения. Свое творчество показали и другие нижегородские исполнители. 4 октября исполнилось 98 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Митрополит Николай (до 1991 года — архиепископ) возглавлял Горьковскую, а затем Нижегородскую епархию почти четверть века — с 1977 по 2001 год. Будущий владыка родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Большекалмыковского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина-однодворца, позже раскулаченного. Две тетки Николая Кутепова были монахинями в Тульском Успенском монастыре. По окончании средней школы в Туле в 1942 году будущий владыка прошел обучение в Тульском оружейно-пулеметном училище, откуда в октябре того же года был отправлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. В одном из боев получил два пулевых ранения, был контужен, обморозил ноги. В госпитале ему ампутировали трети обеих ступней. В 1946 году Николай Кутепов стал вторым иподиаконом и секретарем архиепископа Тульского и Белевского Антония (Марценко), в 1952 году окончил Московскую духовную семинарию , в 1958 году — Ленинградскую духовную академию . 25 декабря 1959 года он принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре . Приснопамятный владыка был пострижен в монашество с именем Николай в честь одного из 40 мучеников Севастийских. 10 сентября 1961 года за Литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Владыка нес епископское служение на нескольких кафедрах. В 1963-69 годах он епископ Омский и Тюменский, с 1969 по 1970 год — епископ Ростовский и Новочеркасский, в 1970-1975 годах возглавлял Владимирскую кафедру , с 1975 по 1977 год был архиепископом Калужским и Боровским. 1 июля 1977 года владыка вступил в управление Горьковской епархией. 9 сентября 1972 года епископ Николай был возведен в сан архиепископа, 25 февраля 1991 года — в сан митрополита.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Трудом тысяч крепостных за десять лет над зелеными крутыми берегами красавицы-Десны были подняты красные стены собора, увенчанные пятью огромными барабанами, несущими купола, центральный из которых был позолочен в 1800 году, и главы с крестами. Величественное архитектурное сооружение имело в длину пятьдесят два с половиной аршина (свыше 37 м) в ширину — сорок два с половиной аршина (более 30 м), а в высоту, до свода главного купола — пятьдесят девять аршин (около 42 м). Собор украшали древние железные двери середины XVI века, отличающиеся интересной художественной работой. Внутри храма находился величественный семиярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху. Он был перенесен сюда из старого Успенского собора. Тонкая и сложная резьба раннего малороссийского барокко представляла значительный художественный интерес. Специалисты отмечали деревянную резьбу фриза над западными дверями, представляющую собой редкий образец старинной скульптуры, резьбу древнего игуменского места конца XVI или начала XVII века. Известно, что многие живописные работы в соборе выполнены крепостным художником Кириллом Холодовым, доставленным в Свенский монастырь из Киева закованным в кандалы. На помощь художникам в Свень были направлены и многие живописцы Киево-Печерской лавры. Монументальный, стройный Успенский собор, господствовавший над окрестностями, чьи изящные купола были видны издалека, а богатая внутренняя и наружная отделка отличалась высокой художественностью, был подлинной жемчужиной Свенского монастыря. К сожалению, время и люди не пощадили этот выдающийся памятник архитектуры. К XIX веку собор обветшал, а в двадцатые годы был взорван «безбожниками», чья бездуховность, агрессивная нетерпимость к инокомыслию, вера в свою непогрешимость, в то, что не наступит «судный день» для тех, кто «предал отца святого» и сегодня затрудняют наше движение по пути духовного очищения. В. Алексеев, В. Скидан. Материал из буклета «Свенский монастырь» Творческо-производственного объединения «Автограф», г. Брянск

http://sobory.ru/article/?object=50396

митр. Владимира. 1918. С. 31). Митр. Владимир воспринял данный ультиматум как личное оскорбление. 7 янв. 1918 г. в Киеве открылся Всеукраинский православный церковный Собор . В связи с началом боев за Киев между силами Центральной рады и красногвардейскими отрядами под командованием М. А. Муравьёва 19 янв. Собор прекратил свою работу. 23 янв. красногвардейцы вошли в Киево-Печерскую лавру, а вечером 25 янв., накануне взятия Киева отрядами Муравьёва, был убит пребывавший в лавре митр. Владимир. 29 янв. Н. участвовал в его отпевании в Успенском соборе лавры, к-рое возглавил Тифлисский митр. Платон (Рождественский) . Н. известил патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) об убийстве митр. Владимира. 22 февр. 1918 г. патриарх и Синод поручили Н. временное управление Киевской епархией. Через нек-рое время он совершил поездку в Москву и доложил патриарху Тихону об обстоятельствах гибели митр. Владимира и о ситуации в епархии. Из Москвы он вернулся с патриаршим указом, вносящим нек-рые изменения в недавно принятые правила избрания епархиального архиерея. 1 марта 1918 г. Киев был занят нем. войсками и силами Центральной рады. Вскоре правительство Центральной рады было свергнуто и к власти на Украине при нем. поддержке пришел гетман ген. П. П. Скоропадский. Вечером 28 апр., накануне переворота, Скоропадский встретился с Н. Позднее он вспоминал: «Я с ним (Никодимом.- Н. З.) долго разговаривал, посвятил его в сущность переворота; он меня благословил» ( Скоропадський. 1995. С. 154). 29 апр. киевское духовенство во главе с Н. приветствовало гетмана Скоропадского в Софийском соборе. Позднее гетман изменил свое отношение к Н. на отрицательное, что было связано с ролью епископа при избрании нового главы Киевской епархии. Гетманское правительство оказывало на Н. сильнейшее давление с целью заставить его отказаться от выборов Киевского архиерея до созыва новой сессии Всеукраинского Собора. Однако 19 мая созванное Н. епархиальное собрание избрало Харьковского митр. Антония (Храповицкого) на Киевскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

По воспоминаниям князя Н. Д. Жевахова, бывшего тогда товарищем Обер-прокурора Святейшего синода Н. П. Раева, в революционные дни, на «памятном» заседании Святейшего Синода 26 февраля 1917 года, когда Петроград был полностью парализован смутой, отверг предложение князя обратиться с воззванием к населению, сказав ему: «Это всегда так. Когда мы не нужны, тогда нас не замечают: а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью». Признал Временное правительство, но подал в отставку с поста члена Синода, оставшись на киевской кафедре. 15 августа 1917 года возглавил совершение литургии в московском кремлёвском Успенском соборе, предварявшей занятия Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, Почётным Председателем которого он был избран (Председателем Собора был избран Московской митрополит Тихон (Беллавин). Выступал против автокефалистских настроений среди части киевского украинского духовенства, образовавшего осенью 1917 года, при поддержке министра исповеданий Центральной Рады Миколы Бессонова (бывший епископ Никон), «Всеукраинскую церковную раду» под председательством архиепископа Алексия (Дородницына), бывшего Владимирского, противостоявшего Киевскому митрополиту. 28 декабря 1917 года, по благословению Патриарха Тихона, в Киеве открылся Всеукраинский Церковный Собор. Фактическое начало занятий Собора состоялось 8 января 1918 года под председательством митрополита Владимира. Патриарха Тихона на Соборе представлял митрополит Платон (Рождественский). 19 января 1918 года закрылась первая сессия Всеукраинского Собора; митрополит Владимир был избран председателем Комиссии по созыву новой сессии Собора, намеченной на май 1918 года. Гибель Был убит сразу по взятии Киева большевиками, которые вели боевые действия против войск украинской Центральной рады. Вечером 25 января 1918 к митрополиту, жившему в Киево-Печерской Лавре, пришли пять вооружённых солдат во главе с матросом. Ранее монахами Лавры, недовольными своим архипастырем и подстрекаемыми жившим в Лавре архиепископом Алексием (Дородницыным), был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал.

http://lib.cerkov.ru/authors/355

В 1880 г. Н. реализовал проект реконструкции с расширением деревянного Троице-Лыбедского храма, построенного в 1856-1859 гг. по проекту Спарро (Б. Васильковская ул., 51). В 1903 г. архитектор осуществил проект постройки каменного храма на этом участке, выдержанный в необычном для себя неорус. стиле. Тип величественного 5-главого соборного храма с ярко выраженной вертикальной составляющей он сочетал со смелой живописной композицией и с отделкой в псковско-новгородской стилистике. Однако к реализации (1911) был принят первоначальный проект епархиального архит. Е. Ф. Ермакова в московско-ярославском стиле (храм разрушен в 30-х гг. XX в.). Идеи Н. частично воплотились в его, вероятно, последнем церковном проекте - Троицком соборе в г. Берестечко (1910) - одном из крупнейших храмов Волыни, строительство к-рого длилось до 1932 г. Черты неорус. стиля, в частности живописное построение объемно-пространственной композиции и завершение в виде вытянутых шлемовидных куполов, сочетались в проекте с чертами визант. стиля по образцу Владимирского собора в Киеве. Н. также осуществил реконструкцию и реставрацию ряда церквей: Трехсвятительской (Васильевской) (устройство отопления с сохранением фресок, 80-е гг. XIX в.); Софийского собора (открытие древних куполов, 1882-1892); Михайловского собора Златоверхого мон-ря; Воскресенской ц. по ул. Никольской (ныне И. Мазепы), 27 (1884, не сохр.); Успенского собора Киево-Печерской лавры (1893-1899); Андреевской ц. (поновление куполов, 1895-1898, а также постройка причтового дома на Андреевском спуске, 21 (1898). Н. являлся членом Церковно-археологического об-ва и Комитета по фрескам Кирилловской ц. (1883). Троицкий собор в г. Берестечко. 1910–1932 гг. Фотография. 2011 г. Троицкий собор в г. Берестечко. 1910–1932 гг. Фотография. 2011 г. В пределах Киевской епархии среди спроектированных Н. и сохранившихся храмов - церкви Рождество-Богородицкая в с. Березна Володарского р-на (1890-1893), Михайловская в с. Богатырка Ставищенского р-на (1894), Иоанно-Богословская в с.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

В адрес Комиссии Преосвященным митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием были представлены материалы о почитании святителя Антония в других епархиях Русской Православной Церкви. В частности свидетельства об этом представили следующие Преосвященные: Иоанникий, митрополит Луганский и Старобельский; Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский; Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский; Павел, архиепископ Вышгородский, викарий Киевской митрополии, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Почитание преподобных жен игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских сохранялось на протяжении многих веков. Родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского, они были постоянными помощницами и верными его сподвижницами в нелегких трудах по устроению жизни Русского Государства и Православной Церкви. Святые сестры создали в 1360 году первую в Москве женскую обитель — Зачатьевский ставропигиальный монастырь. Здесь же они были погребены. Непрекращающееся почитание народом Божиим, прославленность от Господа великим множеством чудес и исцелений сделали их имена известными далеко за пределами Московской епархии. Множество паломников ежедневно посещает Зачатьевский монастырь, взыскуя духовного утешения у могилок святых основательниц. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумения Иулиания и монахиня Евпраксия в мае 2001 года были причислены к лику местночтимых святых Московской епархии. Настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой причислить преподобных Иулианию и Евпраксию Московских к лику общецерковных святых. Это обращение поддержано Преосвященными: митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, архиепископом Тверским и Кашинским Виктором, архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом, архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком, архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, епископом Саратовским и Вольским Лонгином.

http://sedmitza.ru/lib/text/429934/

В день 12-го июля празднуется память  первых мучеников на Руси Феодора и сына его Иоанна.  В благодарность за победу над ятвягами решено было принести в Киеве жертву идолам. Жребий пал на прекрасного юношу-христианина по имени Иоанн, но отец его Феодор воспротивился, сказав пришедшим взять его: «ваши боги не боги, а дерево, ныне целое, а завтра и истлевшее; они не едят, не пьют, не говорят, а сделаны руками из дерева; Бог един, Которому служат и покланяются греки. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека. – А эти боги, что сотворили? Сами сотворены они. Не дам сына своего бесам». Разсвирепевшие язычники подсекли сени дома, на которых стояли отец и сын и умертвили их (984 г.). Так было начато исповедничество и мученичество на Русской земле. В тот же день вспоминается преставление  блаженного Серапиона, епископа Владимирского, который проводил подвижническую жизнь в Киево-Печерской обители в самое печальное время нашествия Батыя и начала татарского ига на Руси (1240 г.). Возведенный в архимандриты Лавры он прославился своими поучениями, в которых призывал к покаянно и сокрушению о грехах, и вскоре Митрополитом Кириллом с сонмом архипастырей был посвящен во епископы для г.г. Владимира и Нижнего Новгорода. До нас дошли его замечательно-сильные поучения, в которых он указывал, что нашествие татар было наказанием русским людям от Бога за их грехи, обличал грешников и звал к покаянию. Скончался в 1275 году и погребен во Владимирском Успенском соборе. В тот же день прославляется блаженная кончина  преподобного Арсения Новгородского. Вступивши против своей воли в брак, он оставил жену и удалился в Новгород, где проводил строгую подвижническую жизнь в молитве и посте. С помощью благочестивого благодетеля он построил в 1562 году новый монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы на правом берегу р. Волхова, где принял иночество и продолжал свои подвиги, нося вериги. Последние годы жизни провел в затворе и скончался в 1570 году. Обретены были его нетленные мощи, от которых истекали исцеления: они были перенесены в храм Кириллова монастыря, где покоились до последнего времени, и там был сооружен придел в честь его.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010