Итак, первый храм к Крещению Руси в Киеве уже был. Но он явно не мог соответствовать статусу главного храма христианского государства, каковым при равноапостольном Владимире стала Русь. Уже на следующий год после крещения киевлян, как пишет летопись: « Володим ер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек». Новый храм, называемый Десятинной церковью, был построен в 996 году как кафедральный собор Русской Церкви византийскими мастерами из камня, что в ту пору для Руси считалось новшеством. Стоял он неподалеку от княжеского дворца. Название «Десятинный», скорее всего, связано с тем, что первым настоятелем нового храма был вывезенный из Херсонеса священник Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, князь Владимир поручил сбор церковной десятины. Храм во многом разделил судьбу самого Киева - в 1242 году он был разрушен монголами. В 30-х годах XVII века по инициативе киевского святителя Петра Могилы на руинах древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. А в XIX веке возвели новый грандиозный собор, который просуществовал до 1928 года, когда по приказу безбожной власти он, как и при монголах, был разрушен. В настоящий момент от первого храма Киевской Руси сохранились только фрагменты древних фундаментов. Недалеко от них действует маленький монастырь , основанный в память о поруганной святыне. Софийский собор. Единственный сохранившийся древнерусский храм с византийскими мозаиками Отделка мозаикой - техника довольно сложная и дорогая. Но киевские князья пытались равняться с византийскими императорами, и потому ряд столичных храмов, как и византийских, был украшен мозаикой. Увы, до наших дней дошел только один такой храм - собор св. Софии. Конечно, мозаикой отделывались также и другие церкви города: уже упомянутая Десятинная церковь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры и Михайловский Златоверхий собор. Но от этих убранств почти ничего не осталось. Только некоторые мозаики Михайловского Златоверхого собора были сохранены, и ныне их можно увидеть на хорах Софийского собора и в Третьяковской галерее в Москве . А вот в Софийском соборе все мозаики находятся на своем месте. Об этом смотрите наш специальный материал . Сохранившиеся автографы киевских князей

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/12/5_fak...

Особую остроту в сложившейся ситуации приобрел вопрос о порядке учреждения автокефалии, об инстанциях, полномочных предоставлять автокефальный статус. Принцип: никто не может дать другому больше прав, чем имеет сам, – юридическая и каноническая аксиома. Поэтому основать новую автокефальную Церковь может либо епископат Вселенской Церкви на Вселенском Соборе или каким-либо иным образом, либо высшая власть Церкви кириархальной. Но поскольку Вселенские Соборы и в древности были событиями исключительными и вот уже более 1000 лет не созываются, обычно вопрос о новой автокефалии или упразднении старой решался высшей властью кириархальной Поместной Церкви, компетенция которой, в отличие от Вселенского Собора, распространяется лишь на пределы самой этой Церкви. Впрочем, автокефалия может учреждаться и помимо установленного порядка, и при этом на законном основании, а именно: в случае, если первоиерарх кириархальной Церкви уклонится в ересь или раскол. Тогда в силу вступает 15-е правило Двукратного Собора: «Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси… таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделения». Это правило распространяется и на православный епископат одной из частей Церкви, высшая власть которой удалилась от истины. В таких обстоятельствах оказалась Русская Церковь после Ферраро-Флорентийского собора; поэтому в 1448 году она обрела свою независимость от Константинополя, не испрашивая на то согласия патриарха и Синода, изменивших Православию. 9-е, 17-е и 28-е правила Халкидонского Собора и неканонические притязания Константинополя Четвертый Вселенский Собор (роспись Успенского собора Киево-Печерской лавры) Итак, власть поместного епископата распространяется лишь на пределы Поместной Церкви. Если этот принцип не соблюдается какой-либо Поместной Церковью, то она становится источником серьезных внутриправославных конфликтов. Поэтому канонически несостоятельны действия Константинопольского Патриархата, совершавшиеся некоторыми его предстоятелями, начиная с патриарха Мелетия IV, который в 1922 году провозгласил доктрину о праве Константинопольского Престола на исключительную юрисдикцию в православной диаспоре. Это означало распространение его юрисдикции на епархии, приходы, монастыри и миссии, возникшие в результате миссионерского служения иных Поместных Церквей в диаспоре.

http://pravoslavie.ru/115957.html

Вскоре после обретения св. мощи И. были открыто поставлены в юго-западном приделе Успенского собора (к этому событию отнесен день памяти святой - 6 июля). Среди паломников в Киево-Печерском мон-ре распространялась стихотворная эпитафия И., написанная, по всей видимости, Афанасием (Кальнофойским). Святая в эпитафии названа «сильной на небе заступницей», ее мощи врачуют «от мятежных болезней». Автор рассказывает о 2 чудесах, происшедших после обретения мощей И.: выходя из собора, внезапно умер еретик-социнианин (см. ст. Социниане ), укравший перстень с руки святой; И. явилась в видении Киевскому митр. св. Петру (Могиле) , после чего митрополит повелел устроить для мощей святой новую раку с пространной надписью и лучшее одеяние. И. была канонизирована к местному почитанию при митр. Петре, о чем свидетельствует ее упоминание в «Каноне преподобным отцем Печерским» (песнь 9) Мелетия Сирига (ок. 1643): «Привожду Ти, о Всещедре, Иулиану, присносветящую свещу, елеем благодати обдержимую, еяже молитвами от всякаго зла соблюди мя» (Канон преподобным отцем Печерским//Акафисты всеседмичные. Киев, 1677. С. 251). По сообщению франц. инженера и картографа на польск. службе Г. Левассёра де Боплана (1-е изд. его книги об Украине вышло в 1651), в Киево-Печерском мон-ре среди др. святых можно «увидеть некую Елену, которую они очень почитают» ( Левассёр де Боплан Г. Описание Украины. М., 2004. С. 167; ср.: С. 402). Поскольку о почитании к.-л. Елены в Печерской обители неизвестно, следует полагать, что автор имел в виду И., хотя локализация им мощей святой в пещерах вызывает сомнение. Икона над ракой прав. Иулиании, кнж. Ольшанской. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Икона над ракой прав. Иулиании, кнж. Ольшанской. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Рака с мощами И. в Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря сильно пострадала во время пожара в 1718 г. Обнаруженные после пожара останки мощей были сложены в гроб и перенесены в Ближние (Антониевы) пещеры. На место, где ранее стояла рака И. в Успенском соборе, по указу имп. Анны Иоанновны от 27 июля 1730 г. были поставлены мощи 1-го Киевского митр. св. Михаила . 8 окт. 1889 г. по просьбе Волынского архиеп. Модеста (Стрельбицкого) частица мощей И. и частица мощей прп. Феодора (кн. Острожского) , в Дальних пещерах почивающего, были перенесены в кафедральный собор в Житомире.

http://pravenc.ru/text/1237853.html

Теперь Лавра — отдельный духовный город. В ней есть почта, гостиница, пекарня, издательство, больница. Кстати, самая первая на Руси больница появилась именно здесь — в начале XI века князь Николай Святоша (первый князь на Руси, ушедший в монастырь) заложил рядом с надвратным Троицким храмом больничный двор для недужных и немощных монахов. Впоследствии этот двор стал монастырем в монастыре. В Лавре почти все «первое на Руси»: первый «безмездный» врач (св. Агапит, на раке которого всегда цветы в знак благодарности за исцеления), первый историк (св. Нестор летописец), первый русский иконописец (св. Алипий). Сейчас Лавра разделена на Верхнюю и Нижнюю территории. Разделение это естественно, за счет расположения построек Лавры на террасах разного уровня. На территории Верхней лавры находятся самые большие храмы: Великая (престольная) церковь Успения Богородицы и трапезная церковь Преподобных Антония и Феодосия Печерских, где богослужения совершаются регулярно. Вход на территорию Верхней лавры по билетам, так как это музейный комплекс. Можно купить билет с экскурсией. В Успенском соборе продается очень хороший справочник-путеводитель, изданный издательством Киево-Печерской лавры к двадцатилетию возрождения монашеской жизни в Лавре. Телефон Киево-Печерской лавры: +38 044 280-46-27, www.lavra.ua, Адрес: ул. И. Мазепы, д. 25. И мертвые ответили: «Христос Воскресе!» На Нижней территории Лавры располагаются лабиринты Ближних и Дальних пещер, где почивают мощи 120 Киево-Печерских святых XI-XX веков. Мощи святого Ильи Муромского покоятся в Ближних пещерах. Как и многие святые мощи, они нетленны. Преподобного Илью из Мурома часто ассоциируют с былинным героем — богатырем, однако однозначных данных на этот счет нет. В Печерском патерике (главном письменном источнике лаврской истории) богатырь Илья не упомянается Экскурсия по пещерам потрясает. Представьте, что вы оказались внутри древнего ящика-мощевика. Сверху захлопнули крышку, и вот вы бродите между святынь в полумраке, освещая себе путь одной лишь свечкой. Свеча в руке тает, душно. Плывешь в свечном тумане мимо гробов с мерцающими покровами. «Выпустите!» — кричит разум, неожиданно почуяв первые признаки клаустрофобии. Но душа говорит: «Терпи! Вникни, помолись этим людям, лежащим в раках. Они живые имели такую веру в Бога, что сейчас могут, мертвые, наполнить тебя ею доверху». Да что говорить, они и сейчас кажутся живыми.

http://pravoslavie.ru/55346.html

И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Кон. XVIII в. (Елецкий Успенский мон-рь в Чернигове) В наст. время в Елецком Успенском мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии. Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) Ильинская Черниговская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (ц. Ризоположения на Донской ул., Москвы) В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

http://pravenc.ru/text/389455.html

Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. Президиум Архиерейского Собора 1997 г. Слева направо: митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Владимир (Котляров), митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков). Фотография. 16 июля 1982 г. В. после возведения в сан митрополита возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. 28 марта 1984 г. назначен Патриаршим экзархом Зап. Европы. С 30 дек. 1987 г. являлся Управляющим делами МП и постоянным членом Свящ. Синода. В 1989 г. временно управлял Гаагской и Нидерландской епархией. В апр. 1988 г. принял участие во встрече иерархов РПЦ с генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачёвым , положившей начало радикальным переменам в отношениях между Церковью и гос-вом. В кон. 80-х гг. В. активно занимался общественной деятельностью. 16 сент. 1988 г. на учредительной конференции Сов. фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В 1988 г. являлся членом Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР. С 10 апр. 1989 г. возглавлял комиссию по изучению мат-лов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян РПЦ, созданную в дек. 1988 г. 3 мая 1990 г. В. был назначен председателем комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, затем входил в комиссию Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1990 г. В. являлся одним из 3 кандидатов на Патриарший Престол, был 2-м по числу поданных за него на Соборе голосов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Ленинградского и Новгородского митр. Алексия (Ридигера) . 3-м кандидатом был Местоблюститель Патриаршего Престола Киевский и Галицкий митр. Филарет (см. ст. Денисенко М. А.). Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г.

http://pravenc.ru/text/159072.html

Уникальным произведением является Донская икона Божией Матери с сюжетами Патерика (кон. XVII - нач. XVIII в., ГИМ), где присутствует 2 «зеркальных» извода подобной композиции - согласно надписям, чудо во Влахерне и пришествие иконописцев из Царьграда (Киево-Печерский патерик. С. 39. Кат. 39). На палице кон. XVII в., созданной в мастерской киевского Вознесенского мон-ря, вышиты изображения Богоматери, вручающей икону греч. зодчим, и предстоящих преподобных Антония и Феодосия державний icmopuko-kyльmyphuй зanobiдhuk: Фотоальбом. К., 1984. С. 191). Влахернское чудо написано также в нише зап. фасада Успенского собора Киево-Печерской лавры, восстановленного в 2000 г. Лит.: Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 107 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 342; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. Е. В. Лопухина Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ВАСИЛИЙ († ок. 1098), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 11 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/171474.html

На нек-рых иконах и эстампах встречается вариант, когда справа от Л. изображен прп. Феодор, а фигура прп. Тита воина вынесена в 1-й ряд (напр., икона 1-й пол. XIX в. предположительно работы мастерской Киево-Печерской лавры, ЦМиАР; офорт с раскраской 1-й четв. XIX в., РГБ). Основательной переработке композиция подверглась на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. - Л. изображен в левой группе святых, во 2-м ряду 4-м от центра. На раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ) группа и ряд остаются прежними, но фигура святого (голова не покрыта) смещена к краю (2-й от края). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Л. (отличительная деталь - куколь на голове) написан в правой группе Киево-Печерских святых. В монументальной живописи образ Л. включен в группу святых XIII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление в 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Лит.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 157; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 53, 63, 64. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АКИНДИН (XIII в.), архим.

http://pravenc.ru/text/2110837.html

Известны неск. изображений П. в иконописи, созданных на основе этого эстампа. На иконе (нач. 10-х гг. XXI в.) из Николо-Тихвинского жен. мон-ря в Киеве, исполненной в визант. традициях, блаженный представлен прямолично вместе с подвижниками Голосеевской пуст.- свт. Филаретом (Амфитеатровым), митр. Киевским, и прп. Алексием (Шепелевым). П. стоит справа, босой, в простой рясе оливкового цвета, персты правой руки сложены в двуперстном жесте, в левой - высокий посох-клюка; надпись: «ΟΑΓΙΟς NAUCIЙ». У святого благородные правильные черты лица, впалые щеки окаймляет средней величины русая борода с небольшой проседью, раздвоенная на конце; на высоком с залысиной лбу повязка-очельник. На 2 иконографически близких иконах «Собор новопрославленных Печерских святых» (Киево-Печерская лавра, Голосеевская пуст.) П. написан вместе с преподобными, подвизавшимися в Китаевской и Голосеевской пустынях: Парфением (Краснопевцевым), Досифеем, Алексием (Шепелевым) и юродивым Феофилом (Горенковским). Композиция появилась в связи с прославлением этих святых в 1993 г. Пятеро подвижников показаны на фоне Успенского собора лавры (Великая Печерская ц.), в руках ангелов в небесах - Печерская (Свенская) икона Божией Матери. Фигура П. с благоговейно склоненной влево головой помещена крайней справа; он изображен средовеком с большой проплешиной на голове, борода округлая, темная, средней величины. На П. серая ряса, на голове повязка, правая рука лежит на груди, в левой - клюка. Образ П. входит в композицию «Собор Полтавских святых». Лит.: Христа ради юродивый старец Паисий (в мире Прокопий Григорьевич Яроцкий), рясофорный монах Киево-Печерской лавры (скончавшийся в 1893 г.)/Сост.: свящ. В. И. Зноско. К., 1911, 2008; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского/Сост.: И. Хрулева. М., 2008. С. 178-180, 310. Вкл. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578655.html

Всем известна твоя любовь к монашеству и молитве. Пусть и впредь молитва к Спасителю, Его Пречистой Матери и угодникам Божиим согревает твое сердце в минуты радости и минуты испытаний. Постарайся передать своим пасомым тот опыт духовной жизни, который ты приобрел в трех великих лаврах — Троице-Сергиевой, Свято-Успенской Почаевской и Киево-Печерской. Согласно решению Священного Синода твоему попечению вручается вновь образованная Нежинская епархия, включающая в свой состав приходы с богатой и древней историей, однако сильно разоренные в годы лихолетий. Приложи максимум усилий, чтобы возродить подлинно общинную церковную жизнь. Будь верным и достойным епископом Украинской Православной Церкви. А теперь приими этот жезл — символ архиерейской власти, — который должен служить твоей опорой в предстоящем служении и преподай первое архипастырское благословение всем, кто молитвенно сопереживал тебе в столь значимые и святые минуты твоей жизни ». Биография преосвященного епископа Иринея (Семко) Епископ Ириней (Семко Валентин Анатольевич) родился 11 июня 1963 года в селе Ропотуха Уманского района Черкасской области. В том же году вместе с родителями переехал в село Ладыжинка того же района. С 1970 по 1980 год обучался в Ладыжинской средней школе. В 1980-1981 гг. работал в организации «Киевторгстрой». Осенью 1981 года поступил на подготовительное отделение Киевского инженерно-строительного института, и в 1982 году был зачислен на первый курс. В 1983 году оставил институт по собственному желанию и поступил в Московскую духовную семинарию. Осенью 1984 года был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 26 февраля 1985 года в Троицком Соборе Лавры был пострижен в монашество с именем Ириней в честь свт. Иринея Лионского архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне архиепископ Тульский и Белевский . 6 апреля 1985 года был хиротонисан в сан диакона архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) в Успенском соборе города Владимира. 30 ноября 1986 года в Трапезном храме Лавры архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой (Кедровым) был рукоположен во пресвитера.

http://patriarchia.ru/db/text/256158.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010