Известно более 15 гравюр и много литографий с композицией Собора Киево-Печерских чудотворцев. К. представлен справа в 4-м, 5-м или 6-м ряду: на киевской гравюре В. Белецкого (1751; 1756 - РГБ), на раскрашенных гравюрах 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), на хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра), на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани) и др. Редкое изображение К. во 2-м ряду правой группы помещено на раскрашенной литографии 1883 г., отпечатанной в мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169). В XX в. образ К. введен в группу чудотворцев Дальних пещер (в верхнем ряду 2-й слева) на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных мон. Иулианией (Соколовой) в 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140-141; Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат./Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006. С. 33, 48, 53, 63-64. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ (XIV в.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах (пам. 8 янв., 28 авг. - в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Кивево-Печерских) МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/1681249.html

Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в 40-х гг. XIX в. (с поновления кон. ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха . Преподобный представлен по пояс, в развороте вправо, на нем ряса и мантия, голова не покрыта, пряди слегка вьющихся каштановых волос лежат на плечах, в небольшой окладистой бороде видна проседь; левая рука приложена к груди, правой, на кисти к-рой четки, прижимает к себе закрытую книгу, с заложенным между страницами указательным пальцем. В монументальной живописи изображение О. помещено в группу святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Изображение О. имеется в масштабной соборной композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ; в т. ч. на иконах кон. XX - нач. XXI в., восходящих к этой композиции) - в группе чудотворцев Ближних пещер ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578445.html

В этот же день в 12.00 в резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Заседание началось заупокойной литии по новопреставленного Предстоятеля. На заседании был утвержден состав Комиссии по организации и проведению похорон Предстоятеля Украинской Православной Церкви и создана Комиссия по приему имущества почившего. Священный Синод принял Обращение, в котором известил епископат, духовенство, монахов и верующих Украинской Православной Церкви о кончине Предстоятеля и призвал поднять искренние молитвы за усопшего Блаженнейшего Митрополита Владимира. Вечером 6 июля в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры состоялось Всенощное бдение, которое возглавил Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры в сослужении представителей Поместных Православных Церквей, епископата и духовенства Украинской Православной Церкви. После богослужения была отслужена заупокойная лития по почившим. Утром, 7 июля 2014 на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры была совершена Божественная литургия и чин отпевания Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, в которых приняли участие представители Поместных Православных Церквей, епископат и духовенство Украинской Православной Церкви. После завершения отпевания гроб с телом покойного Митрополита был обнесен вокруг Успенского собора Киево-Печерской Лавры и доставлен на лаврское братское кладбище, где почивший был похоронен возле храма Рождества Божьей Матери на Дальних пещерах. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Священный Синод, вознося молитвы к Господу Вседержителю за упокой души новопреставленного Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, выражает глубокую скорбь в связи со смертью Предстоятеля. 2. Выразить благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за сочувствие и молитвы по поводу смерти Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и направления для участия в похоронах Предстоятеля Украинской Православной Церкви своего представителя.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-svyashhennog...

Какую роль играют религиозные организации в сохранении киевских святынь – объектов всемирного культурного наследия? На этот вопрос «Благовест-инфо» подробно ответили украинские специалисты. Елена Сердюк с удовлетворением отметила, что в отношении Киево-Печерской лавры у Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) и музейщиков сейчас развивается диалог, «у нас с ними совпадает видение проблем буферной зоны». Более того, по ее словам, «никто так бережно не относился к подземным сооружениям лавры, как монастырь». И наоборот: первыми, кто нарушил охранные требования относительно Успенского собора лавры, стало Управление охраны памятников. Неля Куковальская также отметила «положительные сдвиги» во взаимодействии с УПЦ МП, которые произошли после того, как «Блаженнейший прислушался к нашей просьбе о замене руководителя монастыря (Киево-Печерской лавры – прим. ред.)». С прежним же наместником договориться было невозможно: он, по словам директора Софийского музея, настаивал на том, чтобы сбить фрески XII в., «выбросить Врубеля как неверующего» и т.д. В целом же «диалог с Московской патриархией у нас замечательный, и не только по Киеву, я горжусь этими отношениями», сказала Н.Куковальская. У музейщиков и специалистов по охране памятников «нет проблем» и с клириками т.н. Киевского патриархата: по словам Н.Куковальской, они совершают богослужения в стилобатной части Андреевской церкви, соблюдая все договоренности. Больше всего беспокойств вызывают те, кто получил возможность служить в основном объеме Андреевской церкви – это представители Автокефальной Украинской Православной Церкви. «Договоренность (о соблюдении охранных требований – прим. ред.) у нас с ними есть, а делается все наоборот. При этом в государственных органах идет полное вранье!» -- возмущалась Куковальская. Во время видеомоста были затронуты и российские примеры причастности религиозных организаций к сохранению памятников. Секретарь по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика, которая приложила много усилий для обретения Ярославлем статуса «достопримечательного места федерального значения», упомянула о новопостроенном Успенском соборе. «Успенский собор—это огромный монстр, подобно питерскому Охта-центру (проект небоскреба «Газпрома» - прим.ред.). Мы на 6 лет остановили его строительство, отстаивая исторический облик  Ярославля, но строительство было продолжено», -- сетовала она.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Говоря о Успенском соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, необходимо отметить, что возведен он был в 1815 году строителем нынешнего прибрежного Русика схиигуменом Саввой. В следующем году будет отмечаться 200-летний юбилей храма, однако история его не ограничивается 2-мя веками. Схиигумен Савва при строительстве обители на новом месте старался руководствоваться планировкой Старого (Нагорного) Русика, из которого братия в XIX в. переместилась ближе к морю. На прежнем месте обители также было два собора – Пантелеимоновский и Успенский, созданный в память о пребывании русской братии в Богородичной Свято-Успенской обители «Ксилургу». Таким образом Успенский храм Пантелеимонова монастыря является как бы символическим аналогом древнего Успенского собора, построенного 1000 лет назад первыми русскими иноками в первом своем пристанище на Святой Горе – в Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу». Успенский собор обители Ксилургу является одним из древнейшим русских храмов (Киевский Ильинский храм – 945 г.; Десятинная церковь – 996 г.; Успенский собор Киево-Печерской Лавры – 1076 г.). Существование его несомненно уже в 1016 г., однако построен он, как и сама обитель, несколько раньше. По мнению историков, основание русской обители на Афоне связано с посольством равноапостольного князя Владимира в Константинополь, состоявшегося в 989 г. С самого своего основания Русская Богородичная обитель получила статус Царской и носила наименование Лавры. Значение Успенского собора этой первой Русской Лавры несомненно должно быть памятно для всех чад Русской Церкви. Ведь именно здесь зажглась первая русская лампада на Святой Горе. У престола этого храма принял постриг основатель Русского монашества преп. Антоний Печерский. У этого престола он принял благословение своего старца Игумена Герасима, которым запечатлено все русское монашество. Поэтому для русского монашества на Афоне, традиционно, на протяжении более 1000 лет праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет особое значение, поскольку, помимо всего прочего, имеет и прямое отношение к устроению древнерусского святогорского иночества в Уделе Божией Матери.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

3). Благодарить Всероссийский и Новосибирский Организационные Комитеты по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры за их труды. 4). Считать важным дальнейшее развитие в епархиях Русской Православной Церкви празднования Дня славянской письменности и культуры в сотрудничестве с органами народного образования, что должно служить духовному и культурному возрождению народов нашего Отечества. СЛУШАЛИ: Сообщение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира о состоявшихся в Киеве 19 июня юбилейных торжествах по случаю десятилетия Харьковского Архиерейского Собора. Справка: 19 июня 2002 г. в Киеве состоялись торжества, посвященные десятилетию Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви и избрания на Предстоятельское служение блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Митрополит Владимир был избран на Киевскую кафедру вместо ушедшего в раскол бывшего митрополита Филарета (Денисенко). По случаю юбилея Харьковского Собора Блаженнейший митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры в сослужении митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, 36 архипастырей Украинской Православной Церкви, и также архиереев из России и Белоруссии. По окончании литургии первый заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Калужский и Боровский Климент огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и вручил митрополиту Владимиру в памятный дар Феодоровскую икону Божией Матери. Приветственный адрес от Священного Синода, епископата, клира, монашествующих, духовных школ Украинской Православной Церкви зачитал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Затем состоялся величественный крестный ход, завершившийся у Дальних пещер Киево-Печерской Лавры. Вечером того же дня прошел торжественный акт, на котором выступили Блаженнейший митрополит Киевский Владимир и Президент Украины Л.Д.Кучма. Л.Д.Кучма вручил митрополиту Владимиру орден Ярослава Мудрого III степени.

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

Митр. Владимир (Сабодан) освящает вновь отстроенный Успенский собор Киево-Печерской Лавры. 24 авг. 2000 г. В это же время в политической жизни УССР активно проходили процессы, приведшие к провозглашению Украины независимым гос-вом. Эти процессы отразились на церковной жизни. В 1989 г. объявила о своем воссоздании раскольническая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), власти активно поддерживали распространение на Украине приходов Украинской греко-католической Церкви , чрезвычайно острые формы приняло межконфессиональное противостояние на Зап. Украине. Для повышения авторитета священноначалия правосл. Церкви на Украине Архиерейский Собор РПЦ 30-31 января 1990 г. принял новое «Положение об Экзархатах», предоставившее Украинскому Экзархату больше прав в самоуправлении. 10 июля 1990 г. Синод Украинского Экзархата направил Синоду РПЦ принятое 9 июля «Обращение епископата Украинской Православной Церкви к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду РПЦ», главным пунктом к-рого была просьба о предоставлении Украинской Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Архиерейский Собор РПЦ 25-27 октября 1990 г. принял Определение об УПЦ, к-рым предоставил УПЦ независимость и самостоятельность в управлении. Наименование «Украинский Экзархат» было упразднено, а Предстоятелю УПЦ был усвоен титул «Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины». 1-3 нояб. 1991 г. в Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавре прошел Собор УПЦ, на к-ром было решено «обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату РПЦ с просьбой даровать УПЦ полную каноническую самостоятельность, т. е. автокефалию». Однако это обращение не было свободным волеизъявлением всего епископата УПЦ и верующего народа. Вопрос о даровании автокефалии УПЦ рассматривался на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта - 5 апреля 1992 г. , принявшем постановление: «Чтобы иметь настоящее волеизъявление Полноты Украинской Православной Церкви, иметь суждение о даровании Украинской Православной Церкви полной канонической независимости на очередном Поместном Соборе РПЦ». На этом же Соборе Предстоятель УПЦ митр. Филарет (Денисенко) клятвенно обещал подать в отставку в связи с имевшими место обвинениями в его адрес. Однако по возвращении в Киев он объявил о своем отказе сложить с себя обязанности Предстоятеля УПЦ, отрекся от данной им архиерейской клятвы, чем положил начало новому расколу.

http://pravenc.ru/text/159072.html

В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и имеющий отличные успехи в науках. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские, и в особенности Священное Писание и церковное красноречие. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская лавра и другие киевские святыни, являющиеся красноречивыми свидетельствами подвигов русского иночества. До конца жизни святитель вспоминал: «Киевская лавра — неземная обитель». На последнем году учебы Георгий Говоров решил себя всецело посвятить служению Святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал прошение: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь мою монашескому званию». 15 февраля 1841 г. он принял постриг, с наречением ему имени Феофан, чин пострижения был совершен в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архимандритом Иеремией, который впоследствии стал архиепископом Нижегородским. В тот же год святитель Феофан был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в большом Успенском соборе лавры. Академию иеромонах Феофан закончил в числе первых, со званием магистра за работу «Обозрение подзаконной религии». Началось время его служебной деятельности на учебно-воспитательном поприще. Некоторое время он был ректором Киево-Софиевского Духовного училища, а потом три года инспектором Новгородской семинарии. 13 декабря 1844 г. он был переведен на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия в Петербургскую Духовную академию. Сознавая ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, о. Феофан стремился действовать на будущих пастырей добротой, любовью и кротостью. Свой взгляд на духовно-педагогическую деятельность он выразил следующими словами: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых». Отставив в сторону схоластические подходы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными, после Священного Писания и творений святых отцов, источниками его лекций были жития святых и психология.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

Меня очень впечатлило всенощное бдение под воскресенье в Успенском соборе, самом большом соборе Лавры . Пели 2 хора, антифонно, поочередно, из-под самого купола. Очень торжественно и красиво. После службы все желающие могли помочь в уборке храма:). Ещё очень впечатлила ранняя Литургия в пещерах, то есть в подземной пещерной церкви. В Лавре вообще 6 пещерных Церквей. Наверно так и молились древние христиане, в катакомбах. А сколько в Лавре наземных храмов — я сбился со счёта. Совершаются также молебны (нужно смотреть расписание). В церкви Живоносный источник совершаются молебны с одеванием шапки прп. Марка-гробокопателя, того самого, который воскрешал мёртвых. Пещеры Пещеры — особое место в Лавре . Они представляют собой сеть подземных лабиринтов, в которых находятся мощи преподобных Киево-Печерских отцов и подземные церкви. Есть две таких цепочки лабиринтов — Ближние и Дальние пещеры. Ближние называют Антониевыми, а Дальние — Феодосиевыми. Вообще, прп. Антоний начал подвижничество там, где ныне находятся Дальние пещеры. Но потом, он поставил своим ученикам игумена, прп. Никона, и удалился в другое место (Ближние пещеры). После Никона игуменом был прп. Феодосий. Поэтому такие названия и закрепились за этими пещерами. Заблудиться в пещерах конечно нельзя: везде есть указатели и за посетителями присматривают блюстители пещер. Пещеры открыты для посещения с 9:00 до 16:00, но если служится Литургия в Пещерах, то открываются раньше. Медленно проходя по пещерам и прикладываясь к Св. мощам, и молитвенно обращаясь к преподобным отцам, понимаешь и чувствуешь душой, что они, в прямом этого слова, живее всех живых. Мощей преподобных Антония и Феодосия в пещерах не ищите, их там нет. Основатели Лавры и наставники иноков, как при жизни убегали от людской славы, так и после своей телесной смерти продолжают делать то же самое. Мощи прп. Антония так и не были обретены, а об обретении мощей прп. Феодосия повествует прп. Нестор-летописец, в “Повести временных лет”. Согласно ему, они были обретены в 1071 г., в их обретении и сам прп. Нестор принимал самое непосредственное участие. Но в XIII веке, при нашествии на Киев Батыя, мощи были спрятаны, а потом место их положения было забыто.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/kievo-pe...

Промыслом Божиим Киев, который в Х веке по державной воле равноапостольного князя Владимира стал для нашего народа купелью Крещения, в ХХ век явил миру первого новомученика, безбожной властью казненного, — святителя Владимира, митрополита Киевского. Святая Церковь так воспевает его подвиг: Начало крещения страшнаго, имже паки крестися земля Русская, восхвалите, о горы Киевския, крестом Апостола Андрея благословенныя. Идеже бо благодать возсия роду нашему, тамо подобаше начатися и сему обновлению, кровию первозакланнаго от святителей русских, тезоименнаго просветителю нашему. Сей бо Владимир новый, из виноградника своего изведен за врата священныя Лавры Печерския, венчания Стефанова сподобляется, прощая и благословляя убивающих его, яко кроткий молитвенник о душах наших. Жестокое убийство митрополита Владимира произошло тогда, когда проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.) Революция разрушала все на своем пути. Террор усугублялся — вслед за Киевским митрополитом были убиты и замучены многие другие служители Церкви. 18 апреля 1918 года Поместный Собор вынес постановление о введении ежегодного молитвенного поминовения «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Днем этого поминовения Собор определил 25 января — день мученической кончины святителя Киевского Владимира. 31 марта 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял постановление о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). Днем его памяти было установлено 25 января (по старому стилю). При этом было также установлено празднование Собора мучеников и исповедников, в землях Руси в ХХ веке за Христа пострадавших, 25 января, если этот день приходится на воскресенье, или ближайшее после этого числа воскресенье. Чин прославления священномученика Владимира состоялся 4 апреля 1992 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Именно в эти весенние дни на Украине церковная полнота, в ответ на раскольнические действия потомков самосвятов, объединилась для защиты Православия. 27-28 мая 1992 г. состоялся судьбоносный Харьковский Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, а 26 июня 1992 года в Киево-Печерской лавре собрался Поместный Собор Украинской Православной Церкви, который окончательно вернул течение церковной жизни в каноническое русло. В тот же день были открыты честные мощи священномученика Владимира, и в ночь с 26 на 27 июня 1992 года они были перенесены из Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерской лавры, где был похоронен архипастырь, в Трапезный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4526657...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010