2110 Упоминается под 1449 г. в Воскресенской лет. (ПСРЛ Т. 8. С. 121) в числе участников Собора 1448 г., избравшего митрополита Св. Иону. 2112 Упоминается в Никоновской лет. под 1461 г. при поставлении митрополита Феодосия (ПСРЛ. Т. 12. С. 114). Был избран на митрополичью кафедру, и был «введён на двор митрополичий», по Никоновской лет. 04.06.1473, а поставлен – 29.06. (ПСРЛ. Т. 12. С. 154). Память – в Соборе Московских святых в воскресенье перед 26.08. 2115 Вторая дата – дата ухода на покой (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Τ. 1. СПб., 1841. С. 169–170). 2116 По кн. Григорий, архим. Список настоятелей Московского Спасо-Андрониева 2-го класса монастыря и судьбы их. M., 1895. С. 11 – вторая дата иная: 01.06.1518. 2122 «...За единомыслие с раскольниками в 1667 г. соборне осужден, лишен сана и заточен в Палеостровский (?) монастырь, где и скончался...» (ААО. Т. 1. С. 246). 2125 Митрополит. 25.12.1730 лишен сана и сослан в Свияжский (Казанская еп.), а оттуда 30.12.1731 в Николо-Карельский монастырь, где и преставился 25.12.1741 (АСТ. Т. 3 С. 143). По-видимому, это сообщение архиепископа Саввы ошибочно; по Н.Д. Иерархия... Т. 3 – Игнатий Смола лишь 23.12.1742 пострижен в схиму (с именем Ионы). 2131 Архиепископ. В связи с восстановлением Патриаршества 1917 г., Иоасаф (Каллистов) утверждается в должности Патриаршего Наместника (по управлению Московской епархией, преобразованной отныне в Патриаршую Область и Патриаршими ставропигиями) с титулом: архиепископ Коломенский и Можайский (указ Святейшего Патриарха о сем от 16.01.1918, 141). Скончался 03.02.1920 в Москве; отпевание совершено Святейшим Патриархом Тихоном; погребение – в левом приделе нижнего Казанского соборного храма Московского мужского Богоявленского монастыря на Никольской ул., 25. Что касается вопроса о Патриарших ставропигиях, то приводим по сему предмету следующую справку. После упразднения Патриаршества (при Петре I), «...при восстановлении Московской епархии из нее выделены бывшие первостепенные Патриаршие монастыри: Троице-Сергиев (ныне Лавра), Владимирский Рождествен., Чудов, Новоспасский, Воскресенский- Новоиерусалимский, Симонов, Костромской Ипатиев, Звенигородский Саввин, Донской, и Заиконоспасский; соборы: Большой Успенский и Благовещенский, Крестовые Патриаршего дому церкви, которые, как непосредственно зависящие от Патриарха, а затем Синода, вместе с Киево-Печерской Лаврою были наименованы ставропигиальными и подчинены непосредственно Синодальной Конторе. Впоследствии в синодальное ведомство переданы: Александро-Невская и Почаевская Лавры. Соловецкий монастырь, Николо-Гостунский собор; в 1849 г. из ведомства московского митрополита отчислены придворные соборы: Верхоспасский и Преображенский и придворные церкви в Московском Кремле. (О правах и значении ставропигий см. Валсамона, толкование на 31 канон правил св. Апостол; также греческую Кормчую Пидалион. Примеч. 3)...» (Н.Д. Иерархия... С. 206 – 207, прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы с паломнической поездкой по городам России и Украины. В частности, 23-25 мая председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви посетил Курск и Киев. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Преосвященный митрополит Лавр совершили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Затем Преосвященный митрополит Лавр посетил Почаевскую Успенскую Лавру. По завершении этого паломничества 29 мая 2007 Святейший Патриарх встретился с Преосвященным митрополитом Лавром в Москве. В ходе встречи обсуждались первые итоги состоявшегося подписания Акта о каноническом общении. 30 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарение Господу о состоявшемся восстановлении единства внутри Поместной Русской Православной Церкви. 2. Благодарить всех потрудившихся в деле восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви и проведения торжеств, приуроченных к подписанию Акта о каноническом общении. ЖУРНАЛ 44 СЛУШАЛИ: Предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об учреждении ордена и медали преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Справка: Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская, была супругой благоверного князя Димитрия Донского и вошла в историю Русской Православной Церкви и государства Российского, как святая, стоявшая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни, наполненной христианскими добродетелями, государственное служение с монашеским деланием. В этом году отмечается 600-летие преставления этой святой. В память данного юбилея учреждаются орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Орденом и медалью будут награждаться женщины, внесшие особый вклад в дело укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развитие социального служения Церкви, потрудившиеся на поприще церковно-общественной деятельности и церковно-государственных отношений, а также понесшие труды во благо Православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

6 дек. 1828 г. Доброхотов был пострижен в монашество с именем в честь свт. Николая Чудотворца, рукоположен во иерея и причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры. С окт. 1829 г. профессор богословских наук и инспектор СПбДС, с апр. 1831 г. ректор Пензенской ДС и настоятель Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовского монастыря в сане архимандрита, с мая 1835 г. ректор Ярославской ДС и с 8 апр. 1836 г. настоятель Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря . С 5 июля 1837 г. Н. был исполняющим должность ректора СПбДА, а 20 дек. того же года был утвержден в этой должности и получил звание профессора богословских наук. Состоял присутствующим в С.-Петербургской духовной консистории, членом Комитета по рассмотрению богословских учебников, а с 1841 г.- председателем Особого комитета по рассмотрению новых конспектов по предметам семинарского курса. В марте 1844 г. в связи с деятельностью прот. Г. П. Павского Н. получил строгий выговор от Синода по делу о «противозаконном налитографировании ветхозаветных книг». В определении Синода говорилось о расследовании, проведенном директором Духовно-учебного управления при Синоде А. И. Карасевским , в ходе к-рого выяснилось, что студенты СПбДА делали литографирование перевода ВЗ и пользовались им на лекциях евр. языка, не скрывая этого от академического начальства. Н., как бывш. ректору, и св. Филофею (Успенскому) , инспектору, Синод объявил «за очевидную небрежность по надзору за воспитанниками академии… строгий выговор» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 3. С. 11). Сам Н. в объяснениях в Синод по этому делу писал, что литографирование перевода книг ВЗ было от него скрыто ( Чистович. 2012. С. 176-177). 31 марта 1841 г. в Александро-Невской лавре Н. участвовал в отпевании и погребении архиеп. Подольского и Брацлавского Кирилла (Богословского-Платонова) . 12 апр. 1841 г. в столице состоялось назначение, 25 апр.- наречение, а 27 апр. в Казанском соборе была совершена хиротония Н. во епископа Тамбовского и Шацкого, которую возглавил митр. Новгородский и С.-Петербургский Серафим (Глаголевский) . По распоряжению начальства Н. был оставлен в С.-Петербурге до окончания учебного года в академии. 12 авг. того же года прибыл в Тамбов.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

«Афониада» существует в нескольких редакциях, в том числе середины 1850-х годов, осуществленной в Русском Пантелеимоновом монастыре по просьбе его тогдашнего настоятеля архимандрита Иеронима (Соломенцова) и в соавторстве с ученым схимонахом Азарией (Попцовым). Многое свидетельствует о том, что Иаков Неаскитиот испытывал особый, возрастающий со временем интерес к русской и славянской тематике. В непосредственной связи с данной версией «Афониады» находится еще один греческий кодекс, 1848 года, хранящийся в рукописном собрании Пантелеимонова монастыря 283). Исходя из его содержания, М.В. Бибиков условно именовал его «Славянским сборником». В этой книге и были обнаружены неизвестные доныне греческие переводы древнерусских агиографических и литургических памятников и другие материалы по русской, сербской, болгарской истории Афона и истории русско-греческих церковных связей. Кодекс в 148 листов в большей части написан рукой Иакова Неаскитиота и включает в числе прочего переведенные на греческий язык Жития преподобных Антония и Феодосия Печерских, святителя Митрофана Воронежского и последования служб этим святым, повествования о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, об Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Характерно, что в содержании данных текстов основным побудительном мотивом действий святых и всех описываемых событий является необходимость исполнения обета послушания, подчеркнул докладчик. На заданный по окончании его выступления вопрос, кто переводил для Иакова славянские тексты, М.В. Бибиков с большой долей уверенности предположил, что это был насельник Пантелеимоновой обители «ученейший монах» Азария (Попцов). Доклад на тему «Загадка аввы Бабая в письме к священнику Кириаку» представил аудитории иеромонах Пантелеимон (Королев), насельник Свято-Преображенского скита Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, кандидат богословия, редактор издательства «Орфограф». Предварительно все присутствовавшие получили изящно изданные Преображенским скитом книжечки, содержащие текст памятника: «Письмо святого мар Бабая, которого убил злобный Барсавма, к священнику Кириаку об уединенной жизни и о полном и божественном отречении от мира».

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

В апреле 1988 г. состоялась встреча патриарха Пимена и постоянных членов Священного Синода – митрополитов Киевского Филарета (Денисенко), Ленинградского Алексия (Ридигера), Крутицкого Ювеналия (Пояркова), Минского Филарета (Вахромеева) и Ростовского Владимира (Сабодана) с М.С.Горбачевым. Генеральный секретарь ЦК КПСС охарактеризовал гонения на религию как ошибку и сообщил о разработке нового закона о свободе совести. В мае 1988 г. Оружейная палата Кремля передала Церкви святыни, хранившиеся в музеях. Тогда же Церковь получила часть помещений Киево-Печерской лавры. Еще одним заметным событием стала передача Церкви мощей святителя Феодосия Черниговского и преподобного Феодосия Тотемского. Утратил свои права и председатель Совета по делам религий. В июне 1989 г. на место М. Харчева был назначен Ю.Н.Христораднов, который уже не имел возможности существенно влиять на церковную жизнь. Процесс возвращения Церкви отобранных некогда храмов продолжался и при следующем патриархе Алексии II. В 1991 г. Православной Церкви были переданы древние русские монастыри, в том числе Соловецкий, Валаамский, Донской и Новоспасский. 30 мая 1991 г. министр юстиции Η. Ф. Федоров вручил патриарху Алексию II свидетельство о регистрации Гражданского устава Русской Церкви. События государственной жизни также не остались без внимания Церкви. Патриарх откликнулся посланиями на волнения в Вильнюсе, на избрание президента Б. Н. Ельцина. «Вы приняли ответственность за страну, которая тяжело больна, – сказал патриарх новоизбранному президенту Ельцину. – Семь десятилетий разрушения ее духовного строя и внутреннего единства... Три поколения людей выросли в условиях, отбивавших в них желание и способность трудиться. Сначала людей отучали трудиться духом, отучали от молитвенного подвига. Затем – от труда мысли, от стремления к самостоятельному поиску истины». Во время попытки августовского переворота 1991 г. патриарх Алексий II занял сторону президента Российской Федерации Ельцина, передав ему слова поддержки. 19 августа, когда «Государственный комитет по чрезвычайному положению» заявил о захвате власти и изоляции в Крыму президента СССР Горбачева, Святейший распорядился, чтобы за Божественной литургией в праздник Преображения в Успенском соборе Кремля вместо поминовения властей возглашалась молитва за «народ страны нашей». Во избежание войны патриарх призвал военных не применять оружие под угрозой отлучения от Церкви. Мятеж удалось предотвратить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древнерус. источниках в отличие от визант. юж. апсида не носит названия Д. до XVI-XVII вв., когда началась унификация литургической терминологии по греч. образцу (см.: Мусин. 1999. С. 14; следует также отметить нек-рую неустойчивость древнерус. терминологии; см.: Шалина. С. 567-568). До XVI в. включительно юж. апсида обычно именовалась кутейником - из-за связи этого пространства в древнерус. традиции с заупокойным богослужением. В домонг. время во мн. рус. храмах алтарной преградой была закрыта только центральная апсида (см.: Чукова. С. 36), тогда как в открытой для входа мирян юж. апсиде располагался стол для приношения кутьи и иных пожертвований (свечей, просфор, различных съестных припасов - см., напр., 38-й из Ответов еп. Нифонта Новгородского на «Вопрошание Кирика» (ПДРКП. Стб. 32)) и записок для заупокойного поминовения на литургии; возможно, здесь же совершались и собственно заупокойные последования. Практика использования кутейника сохранялась на Руси и в послемонг. время, несмотря на повсеместное распространение алтарных преград, закрывающих все 3 апсиды. Так, среди постановлений Стоглавого Собора (1551) говорится о том, что в алтарь и жертвенник нельзя вносить ничего съедобного, кроме необходимых для совершения Божественной литургии просфор, вина, теплоты и проч. (Стоглав. Гл. 12), но сразу после этого дозволяется вносить на Пасху различную пищу в «другой олтарь» (т. е. в малую апсиду - иными словами, в Д., поскольку в жертвенник вносить пищу нельзя; обозначение Д. или жертвенника как «второго олтаря» встречается и в древнерус. Служебниках), в др. дни дозволяется вносить в него кутью и проч. и петь в нем малые панихиды (Стоглав. Гл. 13). В юж. апсиде древнерус. храмов иногда устраивались захоронения. Такие захоронения недавно исследованы в Успенском соборе Киево-Печерской лавры (см.: Козак). Эта традиция сохранилась и в позднейшее время, когда юж. апсида уже была отделена иконостасом. Так, Иоанн Васильевич Грозный создал свою усыпальницу в юж. апсиде Архангельского собора Московского Кремля. Здесь же находятся захоронения его сыновей Иоанна Иоанновича и Феодора Иоанновича ( Бусева-Давыдова. С. 115-120).

http://pravenc.ru/text/171917.html

В июле в рамках юбилейных торжеств состоялся визит в Киев Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшество находился в Киеве с 26 по 28 июля. Кульминацией торжеств стала Божественная литургия в день памяти святого равноапостольного князя Владимира на Соборной площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Всего же в течение 2011-2012 годов состоялось шесть Первосвятительских визитов в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В ходе этих визитов Его Святейшество посетил город Киев, а также Донецку ю, Луганску ю, Харьковскую и Черновицкую епархии. Связи с мировым Православием За истекшие два года Украинскую Православную Церковь неоднократно посещали Предстоятели и официальные представители Поместных Православных Церквей. Также в пределы Украинской Православной Церкви доставлялись для поклонения святыни мирового Православия. В 2011-2012 году Киев дважды посетил Иерусалимский Патриарх Феофил III (27-29 марта 2011 года и 26-28 апреля 2012 года). В ноябре 2012 года, когда Иерусалимская Православная Церковь находилась в тяжелом материальном положении, Украинская Православная Церковь оказала ей посильную братскую материальную помощь. С 25 по 30 июля 2011 года гостем Украинской Православной Церкви был Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II. В июле 2012 года на торжества по случаю 20-летия Харьковского Собора в Киев прибыли представители тринадцати Поместных Православных Церквей. С 8 мая по 7 июня 2011 года в Украине пребывала честная глава святой великомученицы Анастасии Узорешительницы; с 7 ноября по 10 декабря 2011 года - десница святого великомученика Димитрия Солунского, с 19 сентября по 27 ноября 2012 года - икона плащаницы Пресвятой Богородицы, с 20 октября по 5 ноября 2012 года - честная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона. 21 октября 2012 года в Киеве при храме святителя Михаила, первого митрополита Киевского, было открыто подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Связи с Поместными Православными Церквами развиваются и в сфере богословской науки и образования. Так, 25 октября 2011 года был подписан договор о сотрудничестве между Киевской духовной академией и Православным богословским факультетом Бухарестского университета. В настоящее время ведутся переговоры о подписании аналогичных соглашений с ведущими богословскими вузами других Поместных Церквей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника. Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях». Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы. Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия, Киприана, Лонгина, Исаакия и архимандрита Арсения. С правой стороны преподобноисповедники Михаил, Трифон, Иоанн, преподобный Иоанникий, в малом ковчеге мощи архимандрита Германа. Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих. В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы. Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.

http://sobory.ru/article/?object=05582

В сочинении «О творящих раздоры и смущающих святую церковь » 781 латинствующая партия аттестуется так: «неции человеков, их же един бе некогда иерей (Савва), другий диакон иже извержен (Афанасий), третий же простолюдин, токмо монашеским отвне одеян, внутрь же зверский по имени и нрав имея (Медведев)... возгордевся отверзе уста своя в хулу... и тако уже отсекшаяся удеса мертва быша гнила... суще и оплазиви... стязания и свары всюду воздвижут, хотяще показатися мудры и учительны, иже ничтоже суще. И суть нецыи, иже вслед их развратишася и на два колена храмлюще, со оными убо единоумни, церкви же аще словесы лестными и неотступны показуются, обаче мыслию весьма тех суть и с теми... Тии сосуды суще злобы, наполнившеся губительнаго яда латинскаго отравления, движут язык свой яко змиин, (яд бо аспидов под устнами их сущ) на поборники православия святыя восточныя церкви – учители догматов, православным изрыгают лживо... тлетворный яд свои. Пишут убо и глаголют лживо и коварно... всевают тоя в слухи простых человек, возмущают народ, яко тии словеса она Христова отмещут и безчествуют...» В феврале киевлянам пришлось хлопотать о дозволении приезжать в Киев духовным и светским людям из Польши: патриарху хотелось, чтобы он был единым православным пастырем в глазах малороссов и чтобы о галицких властях не было и помину. 782 Правда, приехавшим в Москву 10 февраля 1688 года киево-печерским старцам Кириллу и Силе 783 удалось испросить для лавры титул ставропигии, но привилегию на типографию, доставлявшую главный доход лавре, им не дали. 784 В марте того же года 1688 года патриарх, не справясь, нужны ли посланные им в Киев св. Димитрию макарьевские четь-минеи за декабрь, январь и февраль, потребовал их назад сперва от Варлаама Ясинского архимандрита Печерского, потом от митрополита Гедеона и не отдал их и впоследствии, при приезде св. Димитрия в Москву в августе 1689 г. Зачем понадобились ему минеи, когда в Москве был другой их экземпляр при Успенском соборе? Конечно, только вследствие неудовольствий на малороссов, а надо помнить, что дело Димитрия – составление миней – было делом народным и даже занесено в летопись Величка.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Важным достижением Первого Собора УПЦ стало принятие после долгого и всестороннего обсуждения Устава Украинской Православной Церкви, который перед тем был рассмотрен на Соборе епископата УПЦ 29 октября 1990 года. Принимая новый Устав, Собор отметил, что он ни в чем не противоречит Уставу Русской Православной Церкви, и в то же время одной из главных задач Устава УПЦ стало предотвращение уклонения православного духовенства и мирян в раскол. В таком контексте Собор активно дискутировал по вопросу об участии представителей УПЦ в работе Поместных Соборов Русской Церкви и в итоге положительно ответил на этот вопрос Год, прошедший между дарованием Украинской Церкви самостоятельности и выходом Украины из состава СССР после августовскго путча 1991 года, был для УПЦ наиболее плодотворным. Несмотря на антицерковную деятельность греко-католиков и раскольников внутренний духовный потенциал Церкви был столь велик, что за короткое время стали заметны весомые достижения в самых различных сферах деятельности УПЦ. К ранее дейстовавшей Одесской и открытой в 1989 году Киевской прибавились Волынская (в Луцке) и Почаевская (в Почаевской Лавре) духовные семинарии. Открылась вновь после долгого перерыва Киевская Духовная Академия В это время вновь возрождается монашеская жизнь в Киево-Печерской Лавре. Благодаря поддержке братии Почаевской Лавры открывется вновь Кременецкий Богоявленский женский монастырь Тернопольской епархии При содействии Корецкого монастыря появляются первые насельницы и в одном из древнейших на Руси Успенском Святогорском Зимненском монастыре на Волыни Вновь открываются славные в истории Украинского Православия Троицкий Межиричский и Троицкий Дерманский монастыри в Ровенской епархии, Преображенский Лубенский Мгарский и Богородице-Рождественский Козельщанский на Полтавщине, Успенский Елецкий в Чернигове с.723-732] и множество других обителей. Масштабным мероприятием стала проведенная в феврале 1991 года в Свято-Успенской Почаевской Лавре международная конференция «Римский католицизм и православный мир» В ее работе приняли участие православные богословы и историки многих поместных церквей, выразивших солидарность с Украинской Церковью, страждущей от экспансии католицизма. Почаевский форум стал важной вехой на пути недопущения униатского прозелитизма на Восток Украины. Во многом благодаря ему были поставлены на место зарвавшиеся галицкие греко-католики: вернувшийся весной 1991 года из Рима во Львов глава униатов кардинал Мирослав-Иван Любачивский требовал допустить его для богослужения в Софийский собор. Униаты также просили правительство Украины передать им православный Выдубицкий монастырь в Киеве

http://sedmitza.ru/lib/text/440073/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010