Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 17. С. 462-474; 18. С. 492-507; 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 10/11. С. 269-286; 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.)//Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ.//Там же. 1908. Ч. неофиц. 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии//Там же. 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе//Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса//Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 24. С. 503-505; 1917. 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник//6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря//История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г.//Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: XIV-XXI вв.: Сб. ист. очерков/Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря//Отеч. арх. 2018. 4. С. 44-51.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Предание об основании мон-ря изложено в соч. «История Тарона» Зеноба Глака (Зиновия Сирийского; традиционно считается, что она создана в IV в.; совр. исследователи датируют это сочинение X-XI вв.). Согласно преданию, мон-рь был основан св. Григорием Просветителем Зеноб называет себя учеником св. Григория и сообщает, что после провозглашения христианства гос. религией Армении св. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и привез оттуда мощи св. Иоанна Предтечи и еп. Афиногена, к-рые были заложены в основание монастырского храма, возведенного на месте разрушенного святилища языческих богов Гисане и Деметра (братья-боги в арм. мифологии); название святилища - Иннакня (Девятиисточник). По соглашению Кесарийского епископа и св. Григория Просветителя из Кесарии в мон-рь переселились 40 монахов во главе с Антоном и Кронидесом. В предании говорится о том, что нек-рое время здесь жил и сам св. Григорий. Традиционно Зеноб Глак считается 1-м настоятелем мон-ря, и в память о нем у мон-ря было 2-е название - Глакаванк. Существует также версия, согласно к-рой название Глакаванк связано с журчанием водопадов близ мон-ря. Историю мон-ря, начатую Зенобом Глаком, в 1529 г. продолжил еп. Аствацатур, в нач. XX в.- член братии мон-ря Карапет Лусарарян. В течение неск. столетий мон-рь пользовался покровительством Сасунских и Таронских княжеских домов Мамиконянов. В мон-ре находилась усыпальница Мамиконянов. В 602 г. мон-рь был разрушен землетрясением и восстановлен на средства кн. Мушега Мамиконяна. План ц. мон-ря Сурб-Карапет План ц. мон-ря Сурб-Карапет К югу от обители находились т. н. темная келья Григория Просветителя и ц. св. Георгия, к северу - церкви Богородицы (большая, сводчатая) и св. Стефана. В фундаменте ц. св. Стефана были заложены частицы мощей св. дев Рипсимеянок, перевезенные в VII в. игум. Степаносом с ведома католикоса Комитаса I Ахцеци. Входы перечисленных 4 церквей открывались в главную большую, 5-нефную, 16-колонную базилику Катогике (кафоликон). Перед ее зап. входом в 1787 г.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

свт. Ионы 1455 г. в обитель о послушании братии игумену и соблюдении иноческих обетов, в послании упоминается игумен мон-ря Вениамин. Сохранилась запись грамоты царя Иоанна IV сер. XVI в. о порядке поминания владимирских князей и епископов, похороненных в кафедральном соборе и Георгиевском мон-ре, в грамоте имеются сведения об участии в годовых заупокойных богослужениях боголюбовских соборного попа и диакона. В 1687 г. братия Б. м. состояла из игумена, казначея, 3 иеромонахов, 8 служебных старцев, 11 старцев рядовой братии, белого диакона, 2 клиросных дьячков, крестьянских детей, служивших дьячками (6 чел.),- всего 33 чел. В 1702 г. в мон-ре жили 22 инока, включая игумена. В 1763-1764 гг. в мон-ре значились игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 12 служебных монахов, 2 конюха, 3 слуги, целовальник «у присмотра хлеба», столяр и 9 отставных военных. В XIX в. в мон-ре жили от 20 до 40 насельников, а также до 20 учеников. Ведомости мон-ря за XIX - нач. XX в. свидетельствуют, что иноки обители отличались благонравием и добрым поведением, в документах зафиксировано крайне незначительное число дисциплинарных проступков. Святыни, крестные ходы Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г. Крестный ход из Боголюбова мон-ря во Владимир. Литография. 1880 г. Главной святыней мон-ря была Боголюбская икона Божией Матери (в наст. время - в Успенском соборе владимирского Княгинина мон-ря), в Боголюбском соборе мон-ря у правой колонны находится одна из чудотворных копий иконы кон. XIX в. До 1917 г. в Б. м. хранилась перенесенная из владимирского Успенского собора по благословению архиеп. Феогноста (Лебедева) гробница с частицей мощей блгв. кн. Андрея Боголюбского. Среди находившихся в Б. м. предметов старины следует отметить рукописное Евангелие 1543/44 г.- вклад Рязанского еп. Ионы в Волосов мон-рь; уникален монастырский синодик с поминальными записями вкладчиков мон-ря XV-XVII вв. (оба памятника - в собрании ГВСМЗ). Ежегодно с 20 мая по 18 июня из Б. м. во Владимир совершались крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери в память о прекращении чумы в городе после принесения чудотворного образа (1771).

http://pravenc.ru/text/149505.html

к. за ней была скрыта «тайная лестница в стене, ведущая под крышу храма» ( Травчетов. 1903. С. 90). Нет сомнений, что икона «Страшный Суд» принадлежит кисти ведущего мастера. Это особенно заметно при ее сравнении с образом той же иконографии из муромского Троицкого мон-ря (нач. XVIII в. ?, собор Благовещенского мон-ря, Муром), приписываемой А. И. ( Сухова. 2004. С. 38. Ил. на с. 31). Икона музейного собрания представляет собой строгую, цельную и вместе с тем монументальную картину. Икона из мон-ря повторяет музейную. Она также написана на доске почти квадратной формы, но меньшего размера, в ее основе та же иконографическая схема, в построении к-рой ощущается скованность, характер письма неуверенный. Вероятно, 2-я икона была написана позднее по заказу соседнего жен. мон-ря учеником иконописной мастерской Благовещенского мон-ря. Сивиллы Агриппа и Дельфика. Икона. 1715 г. (МИХМ) Сивиллы Агриппа и Дельфика. Икона. 1715 г. (МИХМ) Возможно, в мастерской Благовещенского мон-ря А. И. или его учеником была создана монументальная икона «Святые равноапостольные Константин и Елена» (МИХМ), что косвенно подтверждается происхождением иконы из муромского Благовещенского мон-ря, где она находилась на паперти Благовещенского храма, и указанием даты на ней: «Году 1718 писа(л) сии образ месеца апрелия». Создание иконы, очевидно, связано с почитанием блгв. кн. Константина Муромского и его небесного покровителя равноап. имп. Константина Великого. Икона стилистически близка др. работам А. И. и его учеников. Господь Вседержитель. Икона. 1799 г. (собор Благовещенского мон-ря, Муром) Господь Вседержитель. Икона. 1799 г. (собор Благовещенского мон-ря, Муром) По документам известно, что иконописцы Благовещенского мон-ря работали для каменной ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного), которую строили в 1700-1717 гг. и украшали иконами в 1715 г. (дата создания икон была указана в храмозданной надписи, см.: Историко-стат. описание церквей и приходов. 1897. С. 170). В это время в Муроме существовала только возглавляемая А.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

С. сохранился в Нов. Токалы-килисе (кон. X в.); в Ала-килисе в Белисырме (XI в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Со 2-й пол. XI в. наиболее распространенным становится изображение Е. C. с куколем на голове. В куколе, коричневой монашеской мантии, с раскрытым свитком в левой руке он представлен в костнице Бачковского (Петрицонского) мон-ря (кон. XI - нач. XII в.); в алтаре церкви мон-ря прп. Неофита на о-ве Кипр (ок. 1183); Боянской ц. (1259). В соборе мон-ря Милешева фигура Е. С. на одной из лопаток стен, разделяющих композицию «Страшный Суд», распознается по надписи на свитке; предположительно Е. С. изображен в росписи ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани (1263-1268); ц. прп. Ахиллия Ларисского в Арилье, Сербия (1296); ц. ап. Петра в Расе, Сербия (посл. четв. XIII в.); ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (1309-1319); ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); ц. св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359); трапезной Протата на Афоне (нач. XIV в.); церкви мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия (1381-1389); в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (1386-1390); собора Нямецкого Вознесенского мон-ря, Румыния (1497). В иконописи изображения Е. С. известны в основном в составе избранных святых и на минейных иконах: триптих (нач. XIV в.) и «Большой Деисус, со святыми» (2-я пол. XV в.) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. В поствизант. период наряду с изображением Е. С. среди монашеских образов (росписи собора Каламбаки, Греция (XVI в.); мон-ря Ксенофонт на Афоне (1633-1654); мон-ря Хурези, Румыния (1654)) получила распространение сцена успения Е. С. Истоки этой иконографии - в к-польской живописи XIV-XV вв. Одно из таких произведений описано в экфрасисе 1-й пол. XV в., приписываемом Марку или Иоанну Евгенику. Эта сцена встречается в минологиях среди иллюстраций текста Жития Е. С.: миниатюры Минология 1327-1340 гг. (Bodl. Oxon. Fol. 1, 26r). Один из ранних памятников, представляющий развернутый вариант этой иконографии,- образ 1457 г.

http://pravenc.ru/text/376984.html

Обращенным к прп. Феодосию Великому М. изображен на листе на январь: в святцах работы гравера И. К. Любецкого (1730; РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. Кат. 35.5); в святцах 10-х гг. XIX в. (ГИМ). Арх.: Повесть о житии и отчасти чюдес исповедания прп. и блж. Михаила…//РГБ. Ф. 113. 233(659). Л. 311-336 (сер. XVI в.); Опись имущества Клопского мон-ря 1581/82 г.//РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 957. Л. 3 об.- 10; Там же. Д. 146 (опубл.: Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1581/82 г./Подгот. публ.: И. Ю. Анкудинов//НовгАВ. 2013. 11. С. 148-150); Месяца генваря в 11 день. Повесть о житии и о части чюдес исповедание прп. и блж. Михаила//ИРЛИ(ПД). Каликин. 35. Л. 280-355 (1678-1680); Опись имущества Клопского мон-ря 1695 г.//СПБИИ РАН. Кол. 2. Ед. хр. 42. Л. 43-71. (опубл.: Опись имущества Троицкого Клопского мон-ря 1695 г./Подгот. публ.: О. А. Абеленцева//НовгАВ. 2013. 11. С. 151-163); Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г.//ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 175. Л. 8-37 (опубл.: Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г./Подгот. публ.: С. В. Моисеев//НовгАВ. 2013. 11. С. 164-182); Опись имущества Клопского мон-ря 1764 г.//РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 654; Опись имущества Клопского мон-ря 1811 г.//ГАНО. Ф. 520. Оп. 1. Д. 14; Опись имущества Клопского мон-ря 1854 г.//РГАДА. Ф. 1194. Оп. 1. Д. 111; Опись имущества ц. Параскевы Пятницы на Торгу, 1685 г.//РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 2246. Л. 7-24 об. (опубл.: Писцовые и переписные книги Новгорода Вел. XVII - нач. XVIII вв./Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003. С. 229-234). Ист.: Описи Московского Успенского собора, составленные в нач. XVII в. и в 1627 г.//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 309; Строгановский подлинник; Опись Новгорода 1617 г.//Памятники отечественной истории. М., 1984. Вып. 3. Ч. 1. С. 95. Лит.: Герасим (Гайдуков), игум. Краткое описание Новгородскаго 3-кл. муж. Клопскаго Троицкаго мон-ря. М., 1815; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. СПб., 1860. Ч. 1. С. 620; Слезскинский А. Г.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

После ухода на покой по болезни игум. Веры в нач. 1918 г. сестры, избравшие своей начальницей мон. Нину (Баташёву), решили вернуться в Вильну. Патриарх Московский и всея России св. Тихон помог им получить пропуски для проезда в Литву, в мае 1918 г. ок. 20 виленских сестер прибыли в Вильну и начали восстанавливать обитель на ул. Росса. Указом Литовской консистории 6 мая 1918 г. мон. Нина (Баташёва) была назначена управляющей мон-рем, 8 сент. 1921 г. архиеп. Литовским Елевферием (Богоявленским) возведена в сан игумении. В 1919 г., когда Виленский край был оккупирован польск. войсками, решением властей инокини были выселены из В. м. и размещены в больничном корпусе Виленской ДС, к-рый располагался на территории расформированного во время первой мировой войны виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря . Монахиням был передан Троицкий храм, богослужения в к-ром совершались насельниками Свято-Духова (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) мон-ря. В 1924 г. В. м. вошел в состав неканонически провозглашенной Польской автокефальной православной Церкви . Игум. Нину неоднократно командировали на Волынь в Святогорский Зимненский и Корецкий мон-ри для проведения ревизий и для временного управления этими мон-рями. По благословению Варшавского митр. Дионисия (Валединского) насельница В. м. мон. Евгения (Баташёва) была назначена настоятельницей Зимненского мон-ря, а мон. Феофания (Павлюк-Задворная) - Корецкого мон-ря. В 1933 г. Варшавский митр. Дионисий наградил игум. Нину наперсным крестом с украшениями. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. Игум. Нина (Баташева) и мон. Ангелина (Баташева), казначея мон-ря. Фотография. Сер. 50-х гг. XX в. В 1937 г. в связи с закрытием Троицкого храма и семинарии В. м. переехал на ул. Лянку, к приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского (построена в 1898). Инокини устроили кельи в крыльях отремонтированного храма, выкопали колодец, посадили фруктовый сад, разбили цветники.

http://pravenc.ru/text/158672.html

Иерусалимская патриаршая библиотека Изла (Изала) гора Индийская литература Индийский Департамент (India Office, London) Индия, индийцы Иннив близ Азаза Иоанна (Ионы?) мон. близ Мосула Иоанна бар Афтонии, мон. Иоанна из Далиаты Иоанна св. мон. в Амиде Иоанна Уртайи, мон. Ионы мон. – см. Иоанна мон. близ Мосула Иордан Ирак Ирбил – см. Арбела Италия Иудея Йаунана (Иова) мон. близ Мосула Йемен Каир Каирская библиотека Кайсум – см. Кайшум Кайшум (Кишум, Кайсум) Кайшумская епископия Калат-Семан Каллиник (Ракка) Каллиникская епископия Каракалла Карду Кария Каркаф, мон. Каркафта, 47 мон. близ Ришаина Картаминский мон. близ Мардина Карфаген, каноны Собора Карха 48 в Бет-Селох Карха в Ладене Каршуни (арабские рукоп. сирийским письмом) Касра (Басра?) Катар – см. Бет-Катрайе Кафра в Бет-Гевае Кашкар (Васит) Кваррийский мон. – см. Песильтский мон. Кембриджская библиотека Кеннешре, 49 мон. Кеннешрин (Киннесрин) Кеннешринская епископия Кесария Палестинская Кефар-Авдин Кефар-Мари Киннесрин – см. Кеннешрин Кипр Киприана св. мон. в Марге Кир(Фи) Киркукская библиотека Китай Кишум – см. Кайшум Константина – см. Телла-де-Маузелат Константинополь Константинопольский патриархат Коптские переводы Ктесифон см. также Селевкия-Ктесифон Кулпана – см. Куфлана Куртаи Куфлана Лаврентианская библиотека Ладан (Карха-де-Ладан) Лаодикия Ласим – см. Лашом Латинские тексты сирийским письмом Латинский язык и литература; переводы Лашом (Ласим) Лашомская епископия Лейденская библиотека Ливан Литарба (Литарг, ал-Атариб), близ Алеппо Лунд, библиотека Маалтайа (Маалта) Маббуг (Иераполь, Манбидж) Маббугская епископия Майперкат (Мартирополь, Мединат-Сахде, Майяфарикин) Майперкатская епископия Майферкат, Майяфарикин – см. Майперкат Македония Малабар Манбаг, Манбидж – см. Маббуг Манчестерская библиотека Map Авраама Великий мон. – см. Великий мон. на горе Изла Map Анании мон. – см. Зафаранский мон. Map Bacca мон. в Хариме Map Бассимы мон. Map Гавриила школа в мон. Дайра-Эллайта Map Закхея мон. в Каллинике Map Иакова мон. в Кайсуме

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

С. 180-215; Лаурина В. К. Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст.: (Вновь раскрытые и малоизв. произведения из Ферапонтова, Кирилло-Белозерского и Павло-Обнорского мон-рей в собр. ГРМ)//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 84-112; Попов Г. В. Поездка Дионисия на Белоозеро//Там же. С. 30-45; Закрытие мон-рей в Грязовецком у./Публ.: И. А. Кожевникова//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 83-88; Борисов Н. С. От Ярославля до Вологды. М., 1995. С. 111-128; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995; Пуцко В. Г. Древние иконы в Павло-Обнорском мон-ре//Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 116-125; Карпова А. Жизнь и деятельность последних подвижников Павло-Обнорского мон-ря в XX в.//Изв. Вологодского об-ва изучения Сев. края. Вологда, 2002. Вып. 12. С. 104-107; Каштанов С. М., Столярова Л. В. Копийная книга актов Павло-Обнорского мон-ря//ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 373-391; они же. Кодикологическая структура копийной книги актов Павло-Обнорского мон-ря кон. XVII в.//Там же, 2002. Ростов, 2003. С. 391-422; Каштанов С. М. Об игуменах, келарях и казначеях Павло-Обнорского мон-ря в XV-XVII вв.//Там же. С. 423-432; он же. Белозерско-пошехонские князья и др. вкладчики Павлова Обнорского мон-ря в XVI в.//Там же, 2005. Ростов, 2006. С. 207-248; Шамина И. Н. Аренда земли во владениях вологодского Павлова Обнорского мон-ря в XVII в.//Землевладение и землепользование в России: (Соц.-правовые аспекты): Тез. докл. и сообщ. XXVIII сессии Симпозиума по аграрной истории Вост. Европы. М., 2002. С. 28-30; она же. Мон-ри Вологодского у. в XVI-XVII вв.: Землевладение и организация хозяйства: Дис. М., 2003; она же. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского мон-ря 1701-1702 гг.//ВЦИ. 2010. 1/2(17/18). С. 17-107; она же. Приходо-расходная книга вологодского Павлова Обнорского мон-ря 1694 г.//Там же. 2013. 3/4(31/32). С. 85-138; Есин П. «Радуйся, Иерофее, Обнорских преподобных похвало и верных Любимоградских славо»//ЖМП.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

На протяжении XVI в. 24 постриженика Волоколамского мон-ря занимали 19 архиерейских кафедр и столько же раз становились архимандритами и игуменами влиятельнейших мон-рей. Последнее обстоятельство было продиктовано стремлением духовных и светских властей сделать обязательной ступенью карьеры выходцев из Иосифова Волоколамского мон-ря сан игумена или архимандрита в одной из авторитетных обителей: в Новоспасском московском в честь Преображения Господня , в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы , в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца и др. мон-рях. Численное преобладание среди епископата XVI в. выходцев из сравнительно молодой Волоколамской обители имело политическое значение, к-рое хорошо осознавалось современниками. Мон. Досифей (Топорков) писал об основанной прп. Иосифом монашеской общине: «Аще и последи всех начало прият, но многих превзыде, великим же сравнаяся» (Надгробное слово. 1865. С. 171). Еще при жизни прп. Иосифа 2 его сподвижника заняли архиерейские кафедры: брат преподобного Вассиан в 1506-1515 гг. являлся Ростовским архиепископом (с 1502 он был архимандритом московского Симонова мон-ря), ученик Иосифа Симеон (Стремоухов) 21 авг. 1509 г. стал епископом Суздальским. 27 февр. 1522 г. на митрополичью кафедру был возведен игум. Волоколамского мон-ря Даниил , к-рый способствовал поставлению в епископы насельников своей обители. 30 марта 1522 г. на Тверскую кафедру был поставлен постриженик Иосифова мон-ря Акакий, 2 апр. 1525 г. во епископа Коломенского был хиротонисан племянник прп. Иосифа Вассиан (Топорков), 20 февр. 1536 г. епископом Смоленским стал др. постриженик Иосифова мон-ря - Савва (Слепушкин). 16 марта 1539 г. на Смоленской кафедре его сменил также постриженик Волоколамского мон-ря Гурий (Черлёного-Заболоцкий) , к-рый, возможно, являлся настоятелем Симонова (1526-1528) и Пешношского (с 1529) мон-рей. (А. А. Зимин причислял к И. также Митрофана, хиротонисанного в февр. 1507 во епископа Коломенского, Нила Грека, занимавшего Тверскую кафедру в 1509-1521, Досифея (Забелу) , к-рый 23 янв. 1508 был возведен на Крутицкую кафедру. Однако эти иерархи не являлись пострижениками Волоколамского мон-ря, их не следует причислять к И. на том лишь основании, что они не были оппонентами прп. Иосифа и поддерживали его в нек-рых вопросах.)

http://pravenc.ru/text/673717.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010