Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

После закрытия собора (1928) в зимнем храме разместился зерносклад, а в летнем с 1930 г.- Осташковский краеведческий музей ( Глафирова. 2017. С. 79). В 1930-1995 гг. в Вознесенском соборе хранились мощи прп. Нила Столобенского, до нач. 10-х гг. XXI в. находились его чудотворный скульптурный образ 80-х гг. XVIII в., список с чудотворной Владимирской Селигерской (Келейной) иконы Божией Матери. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери была разрушена. По ходатайству верующих Осташкова Вознесенский собор был возвращен РПЦ по решению председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карпова в окт. 1946 г. ( Рясенский Н. Ф. О св. мощах прп. Нила Столобенского. 1955 г.//Архив Ниловой Столобенской пуст. Ркп.). Богослужения возобновлены 30 марта 1947 г. В 1950 г. сооружена деревянная вызолоченная сень над мощами прп. Нила Столобенского. Настоятелем собора в 1955-1991 гг. был прот. В. И. Шуста, впосл. мон. Вассиан, ставший 1-м наместником возрожденной Ниловой Столобенской пуст. в сане архимандрита. 9 июля 1995 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) возглавил перенос мощей прп. Нила Столобенского из Вознесенского собора в Богоявленский собор Ниловой Столобенской пуст. В храме находится темничка (скульптурное изображение Христа в темнице) с образом Христа в терновом венце из Ниловой Столобенской пуст. (1-я треть XIX в.). В июле 2018 г. на территории бывш. мон-ря сгорели 6 деревянных келий. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 188. 1 (Опись Знаменского девичьего мон-ря Ржевского у., 1867 г.); ГАТвО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 12. 264. Л. 1-5; Д. 269. Л. 1; Д. 272. Л. 1; Оп. 123. Д. 266. Л. 1-28; Ф. Р-260. Оп. 1. Д. 5, 110; Оп. 4. Д. 8; Прусавецкий Ф. Описание г. Осташкова. Нач. XIX в.//Осташковский краевед. музей. Д. 40. Ркп. Лит.: Ист. записка об Осташковском Знаменском девичьем мон-ре. Тверь, 1852; Покровский В. И. Ист.-стат. описание Тверской губ. Тверь, 1879. Т. 1: Ист. очерк губернии, ее территории и народонаселения; он же. Ист.-стат. описание г. Осташкова. Тверь, 1880; Успенский В. П., прот. Описание Осташковского Знаменского жен. мон-ря. Тверь, 1890; он же. Записка о прошлом г. Осташкова. Тверь, 1893; Добровольский И. И., сост. Тверской епарх. стат. сб. Тверь, 1901; Токмаков И. Ф. Город Осташков Тверской губ. и его уезд: Сб. ист.-стат. и археол. сведений. М., 1906; Галашевич А. А. Худож. памятники Селигерского края. М., 1978, 19832; Барсегян Т. В. Селигерские земли. М., 1986; она же. Земля Истока…: Очерки культуры Верхневолжья. М., 2001; она же. Нилова пуст.: Мон-рь и мир. М., 20052, 20173; Глафирова В. В. Из истории осташковских мон-рей в 1918-1930-е гг.//Селигерская земля в истории, культуре и духовности России: Сб. мат-лов науч.-просвет. конф. Тверь, 2017. С. 72-81.

http://pravenc.ru/text/2581651.html

гостиница) были национализированы. Но в февр. того же года торговая площадь была временно возвращена обители. В 1920-1922 гг. в здания мон-ря вселяли различные учреждения. К авг. 1922 г. богослужения совершались в 2 храмах, сдававшихся в аренду общине верующих граждан с. Небылого. Др. постройки лишь частично находились в пользовании монашествующих. В нач. 20-х гг. XX в. в мон-ре находились также ветеринарная лечебница, амбулатория, волостная б-ка и сельская кузница. К 1922 г. земельные владения мон-ря (30 дес. пахотной земли и 9 дес. лугов) были конфискованы, братии был оставлен только небольшой участок для посадки картофеля. В дек. того же года во Владимире была организована Губкомиссия по переучету церковных ценностей и ликвидации мон-рей в губернии. В рамках кампании помощи голодающим Поволжья у К. Я. м. была изъята почти вся золотая и серебряная церковная утварь. 20 янв. 1923 г. по постановлению президиума Губисполкома в месячный срок предписывалось закрыть все мон-ри на территории Владимирской губ., а церковное имущество взять на учет уездным властям. Успенский собор. Фотография. 1906 г. Успенский собор. Фотография. 1906 г. Комиссия по ликвидации мон-ря работала 18-21 июля 1923 г. Остававшиеся к этому времени в обители утварь из серебра, оклады с иконы свт. Митрофана, Тихвинской иконы Божией Матери и др. были изъяты и поступили в Губфинотдел; кресты, иконы, ризы, «старинные женские головные уборы» переданы во Владимирский губ. музей. До 1925 г. все храмы К. Я. м. арендовались общиной верующих с. Небылого. В Успенском холодном соборе сохранялись иконостасы - главный 3-ярусный деревянный с 40 иконами без риз и придельный с 6 иконами без риз. В документах к кон. 1924 г. зафиксированы резной деревянный «навес» над деревянной, обложенной металлом ракой прп. Космы, образ святых Митрофана и Космы в медной ризе, образ Божией Матери в шитой ризе, медное паникадило с 31 свечой. Церковная служба в соборе зафиксирована в документах 1925-1934 гг., о богослужениях помнили старожилы с.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Успения Богородицы мон-ря Дафни, близ Афин, ок. 1100), в куполе (мозаика ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315), на подпружной арке (роспись Благовещенского собора Московского Кремля, 1547-1551), или полуфигура в медальоне на арке конхи апсиды (кафедральный собор Санта-Мария Нуова в Монреале, о-в Сицилия, между 1183 и 1189). В монументальных циклах пророков средневизант. периода Е. соседствует с прор. Илией. Они образуют пару, стоя друг за другом, а тексты на их свитках, сообщаясь цитатами из 4 Цар, ведут своеобразный диалог (церковь мон-ря Нова-Павлица в Брвенике, Сербия, до 1389; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева) в монастыре Студеница, Сербия, 1314; ц. Вознесения в монастыре Раваница, Сербия, ок. 1387; ц. Св. Троицы монастыря Ресава, Сербия, до 1418). Образ Е. нередко включен в пророческий ряд рус. высокого иконостаса. Один из ранних примеров - икона «Пророки Елисей, Захария, Иоиль» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ), цвет гиматия Е. темно-коричневый с синими лессировками и разделками. В «Церкви походной» (1-я пол. XVI в., ГТГ) в ряду пророков Е. стоит вслед за царем и прор. Соломоном. Образ Е. представлен в пророческом ряду иконостасов: из ц. Преображения в с. Б. Вязёмы (90-е гг. XVII в., ГТГ), из придела Успенского собора Большого Тихвинского мон-ря (XVII в., ГРМ), а также из кремлевских церквей и соборов XVII в.: в главном иконостасе Успенского собора (1653) и иконостасе его придела Похвалы Богоматери (1698-1699), в иконостасах Архангельского собора (1680-1681), ц. Распятия Большого Кремлевского дворца (1681-1682, мастер Василий Познанский). Как и в росписи церквей, фигуры пророков Илии и Е. встречаются на одной доске пророческого ряда иконостаса (икона из иконостаса неизв. происхождения, посл. треть XVI в., Ярославль, ЯИАМЗ). Свиток Е. во фресковых и в мозаичных циклах всегда раскрыт (варианты текста: 4 Цар 2. 2; 2. 4; 2. 6; 2. 12). Текст «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2. 12) - возглас Е.

http://pravenc.ru/text/189853.html

Главная святыня К. и Г. е.- Феодоровская икона Божией Матери (XIII в., собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме), прославленная к общерус. почитанию в XVII в. Чтимые иконы Божией Матери: Галичская (Чухломская, Городецкая) «Умиление» (XIV в., не сохр., почитается список кон. XIX в. во Введенской ц. в Галиче); Макарьевская (Одигитрия) (XIV в., не сохр., почитается список XIX в. в ц. Рождества Пресв. Богородицы в г. Макарьеве); Овиновская (XIV в., 2-сторонняя, с изображением «Успения Пресв. Богородицы» на обороте, не сохр., идентифицируется с иконой, находящейся в Паисиевом Успенском мон-ре в Галиче); Тихвинская в Ипатиевском мон-ре (XVI в.); Игрицкая (Песоченская) Смоленская (XVI в., 2-сторонняя, с образом свт. Николая Чудотворца на обороте, местонахождение неизв., почитается список нач. XIX в. в Воскресенской ц. в с. Любовникове Костромского р-на); Словенская (XVII в., идентифицируется с иконой XVI в. из Одигитриевской ц. в с. Словинка, находящейся в соборе Богоявленского Анастасиина мон-ря); Полонская (XVII в., местонахождение неизв., по надписи на окладе идентифицируется как Смоленская икона Божией Матери из Смоленской ц. в с. Верховье Солигаличского р-на, находящаяся в ц. свт. Иоанна Златоуста в Костроме); 2 Владимирские Нерехтские из Владимирской ц. в Нерехте (XVII в., 1-я - в соборе Пахомиева Сыпанова мон-ря, местонахождение 2-й неизв.); Кривоезерская Иерусалимская (1709, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., почитается список XVIII в. в Богоявленской ц. в Юрьевце); Тихвинская Макарьевская (1716, Кирилл (Корнилий) Уланов, не сохр., единственный известный список хранится в «Музеях города Юрьевца»); Иверская в Бабаевском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре (1719, вклад большесольца В. Исакова, не сохр.). Местно почитается храмовый образ «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.) в Спасо-Запрудненской ц. в Костроме, к-рый позднее предание относит к XIII в. Посвящение храма (до 1764, Спасо-Запрудненский мон-рь) связано с явлением иконы Феодоровской Божией Матери в день празднования Нерукотворного образа Спасителя. По преданию, храм был поставлен на месте явления святыни. Икону стали почитать в связи с прекращением по молитвам к ней эпидемии холеры в 1853 г.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

XVI в. проявляются черты, свойственные новгородской архитектуре 2-й пол. XV в. Так, напр., церкви св. Климента (1519) и свт. Николая в Папоротне (вероятно, 1522) имеют деревянные перекрытия подцерковья, объемно-пространственное решение этих построек и детали декоративного убранства также напоминают новгородские храмы XIV-XV вв. Если облик ц. св. Климента был во многом задан особенностями храма-предшественника, то храм в Папоротне сознательно ориентирован на архитектуру сер.- 2-й пол. XV в.: это 2-этажная постройка с доминирующей вертикальной осью и фасадами, богато украшенными орнаментальными поясами. Новгородские черты преобладают и в храмах ап. Филиппа и свт. Николая на Нутной ул. (1526), Успения Колмова мон-ря (1527-1528), свт. Николая Медведского мон-ря в Нов. Ладоге (вероятно, 20-е гг. XVI в.). Т. о., новгородская архитектурная школа, развитие к-рой было прервано в 70-х гг. XV в., и в следующем столетии продолжала служить источником, откуда зодчие заимствовали определенные архитектурные формы. Подцерковье, ставшее отличительной особенностью новгородской архитектуры XV в., в XVI в. появилось в большинстве построек, при этом летописи свидетельствуют о том, что в нек-рых случаях новгородцы не перестраивали храмы целиком, а устраивали перекрытие подцерковья в построенной ранее церкви. Иной характер имеют монастырские соборы - Спасо-Преображенский в Хутынском мон-ре (1515) и Успенский в Тихвине (1507-1515), а также Успенская ц. в Ивангороде (вероятно, 1507-1508). В отношении тихвинского собора летописец прямо свидетельствует о работе итальянского мастера, не называя его имени; собор в Хутынском монастыре и Успенская ц. в Ивангороде могут быть связаны с работой итал. зодчих, что было отмечено в ходе анализа архитектурных форм и конструктивных особенностей. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Хутынском мон-ре, 5-главый 6-столпный 3-апсидный с повышенными подпружными арками, построен мастерами, к-рые в 1508-1512 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Изъятие монастырского имущества имело место еще до вступления в силу декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В ночь на 18 янв. 1918 г. в Юрьев мон-рь прибыли конные вооруженные солдаты для реквизиции скота, хлеба, овощей, сена и овса. Согласно предъявленному солдатами предписанию, разрешалось оставить по 1 корове на 5 рабочих, не считая монахов, к-рые «исключены из пользования молоком». После того как братия обители накормила солдат, устроила их в лучшие кельи и позаботилась о лошадях, солдаты забрали 7 коров из 14, а 2 велели срочно продать. Продовольственные запасы не изымались. Во мн. др. мон-рях реквизировали скот. 19 янв. 1918 г. комиссия из 3 членов Боровичского уисполкома описала имущество боровичского Духосошественского мон-ря. После этого для защиты монастырского имущества у ограды обители собралась толпа, члены комиссии были избиты. Впосл. губ. ревтрибунал приговорил участников избиения к штрафам. Настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Иосиф (Николаевский-Невский; впосл. епископ) докладывал в Новгородскую духовную консисторию, что крестьяне с разрешения волостных земельных комитетов начали рубить лес на монастырских дачах Короцкого во имя свт. Тихона Задонского женского, Успенского женского и боровичского Духосошественского мужского мон-рей, а рыбные ловли на принадлежавшем Валдайскому Иверскому мон-рю Ужинском оз. местный волостной земельный комитет сдал в аренду «помимо монастыря». Протесты монашествующих власти игнорировали. В нек-рых случаях верующим недолгое время удавалось защищать монастырское имущество. 22 янв. 1918 г. еп. Алексий сообщал митр. Арсению, что «в Хутыни народ отстоял и не дал отнять коров». Однако вскоре в Хутынский монастырь прибыли 27 вооруженных солдат и изъяли скот. 29 янв. (11 февр.) 1918 г. еп. Алексий возглавил общее собрание «объединенного духовенства и мирян» для обсуждения вопроса об охране церковных ценностей и о защите интересов Церкви. Оно началось в консистории, но из-за большого числа участников было перенесено в Софийский собор. Собрание постановило защищать святыни и церковные ценности; для этих целей было образовано братство. На собрании также обсуждалось проведение крестного хода с молениями об избавлении Церкви от гонений, но еп. Алексий отклонил этот вопрос. 30 янв. (12 февр.) Тихвинский викарий узнал о том, что 28 янв. (10 февр.) аналогичный крестный ход в Москве «прошел хорошо». 11(24) февр. состоялся крестный ход из Софийского собора в Знаменский, а затем в Никольский. Еп. Алексий отмечал, что в шествии участвовал «весь Новгород», а сам архиерей готовился к крестному ходу без страха, но «как к последнему, и приготовился вернуться домой - или раненым, или убитым…». Однако мероприятие, по словам еп. Алексия, прошло «удивительно хорошо, и величественно и внушительно», при этом удалось избежать эксцессов (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 116, 119-120).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

XVIII в. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 196-197, 202-203. Кат. 176, 180). И. написан со свитком в руке на центральной минейной иконе рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). В рукописи «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775)) собраны Жития большинства Ростовских святых, проиллюстрированные 37 миниатюрами. На л. 269 об. И. изображен стоящим вполоборота влево, в молитвенном обращении к чудотворной Страстной иконе Божией Матери. У него короткая вьющаяся борода, волосы прядями лежат на плечах, длинная зеленая риза переброшена через правое плечо. На поземе слева нарисован шалаш с надписью: «Куща Исидора Блаженнаго». К ранним настенным изображениям И. принадлежит его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля. Полуфигура И. в медальоне находится в центральной апсиде рядом с образом блж. Максима Московского ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 35, 43). В росписях храмов Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля) в ц. Спаса на Сенях поясной образ И. написан в проеме окна в юж. апсиде алтаря (1675; см.: Никитина Т. Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 70, 75. Табл. 5;), в ц. Воскресения - на откосе окна верхнего яруса сев. стены (ок. 1670; см.: Она же. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74. Табл. 8). В стенописях храмов Ростова (см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576) образ И. имеется в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря (в рост на сев. стене; после 1730); в соборе мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, на зап. стене на откосе юж. портала (1715); в ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря, на юж. столбе (1890, худож. К. Я. Леонов по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)); в приделе св. Иоанна Предтечи ц. Толгской иконы Божией Матери, среди Ростовских святых (1-я пол. XIX в. с поновлениями). В окрестностях Ростова И. представлен в росписи 1-й пол. XIX в. в ц. вмч. Георгия с. Юрьевское Ростовского р-на (поясной образ на сев. стене); в Борисоглебском р-не в стенописях ц. Св. Троицы с. Вощажникова (на откосе одного из окон юж. стены; кон. XVIII в.), в ц. Богоявления с. Уславцево (на откосе окна юж. стены; нач. XIX в.), в ц. Тихвинской иконы Божией Матери с. Павлово (в рост в нижней части юж. стены; сер. XIX в. с поновлениями). Кроме того, И. (в одежде странника, обут в лапти, опирается на посох) введен в группу подвижников XV в. в академической по стилю стенописи галереи рус. святых, перед пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

http://pravenc.ru/text/674886.html

В 2001 году Святейший Патриарх посетил одиннадцать епархий нашей Церкви. Среди них четыре белорусских епархии: Брестская, Пинская, Туровская и Гомельская. В Тобольской епархии Предстоятель побывал в пяти городах Западной Сибири и освятил построенные там храмы. Состоялись поездки в Санкт-Петербургскую, Чувашскую и Калужскую епархии, а также паломничество в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и посещение новообразованной Бакинской епархии. Главным событием поездки в Тульскую епархию стала панихида на Куликовом поле. В 2002 году состоялось посещение десяти епархий: Минской, Гомельской, Брестской, Новосибирской, Томской, Рязанской, Тамбовской, Костромской, Санкт-Петербургской и Астраханской. В дни славянской письменности и культуры Предстоятель возглавил торжества в Новосибирске, где 24 мая 2002 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в крестном ходе участвовало более двенадцати тысяч верующих. Во время поездки в Рязанскую епархию в Вышенский монастырь были перенесены мощи святителя Феофана Затворника. В Рязани и Касимове были освящены кафедральные соборы после их реставрации. В июле того же года, в дни престольного праздника обители, состоялось паломничество на Валаам. В том же году во время визита в Костромскую епархию состоялся крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, в котором участвовали около сорока тысяч верующих. С 30 июля по 1 августа 2003 года Предстоятель Русской Церкви возглавлял торжества в честь 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского в Сарове и Дивееве, а в сентябре того же года совершил визит в родную для него Эстонию. В июле 2004 года состоялась поездка в город Тихвин, в Тихвинский Свято-Успенский монастырь, где прошли торжества по случаю возвращения в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери после 60-летнего пребывания этого святого образа за пределами нашего отечества. 29 августа 2004 года Святейший Патриарх посетил воссозданный Троицкий собор в Завидове (Тверская епархия) и ознакомился с жизнью прихода. В 2005 г. А. посетил Екатеринодарскую епархию (15-16 июля). 20 и 21 июля А. принимал участие в торжествах, посвященных 450-летию Казанской епархии. С 30 июля по 1 авг. Святейший Патриарх совершал поездку по Владимирской и Ярославской епархиям. Программа поездки включала посещение Стефанов Махрищского во имя Св. Троицы ставропигиального жен. мон-ря близ Александрова, Варницкого во имя Св. Троицы муж. мон-ря в Ростове и Никольского мон-ря в Переславле-Залесском. Маршрут паломничества определялся юбилейной датой истории – 625-летием героической Куликовской битвы. В этом же году А. посетил Калужскую епархию, побывал с первосвятительским визитом в Молдавии, принял участие в праздновании 625-летия Куликовской битвы в г. Серпухове и торжествах в честь празднования Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства в Нижнем Новгороде.

http://pravenc.ru/text/64696.html

Более сдержанными, ориентированными на европейские образцы в живописи и графике, были золотые Н. к. 2-й пол. XVII в., предназначенные для новых дворцовых церквей. Золотой Н. к. с эмалью (35,5×17 см) - вклад 1677 г. царя Феодора Алексеевича в Верхоспасский собор - это 8-конечный крест с прямыми ветвями, с эмалью, драгоценными камнями, изображениями Саваофа, ангелов, Распятия с предстоящими, головой Адама и вкладной надписью. Тело Спасителя выполнено рельефно и пластично, расписано и поражает «живоподобием», созвучным тем принципам, что определяли иконописное мастерство эпохи; оно окружено лишь запонами из драгоценных камней и жемчужной обнизью, как на золотом Н. к., вложенном царем Феодором в Архангельский собор в 1677 г., и на Н. к. (38×20 см), вкладе царя Феодора и его тетки, царевны Ирины Михайловны, в Троице-Сергиев мон-рь в 1678 г. Иного типа Н. к. (35,2×20,8 см), 8-конечный с ветвями, окончания которых 3-лопастные и с фигурными дополнениями с эмалью и росписью по рельефу и резьбой по золоту, был вложен царем Феодором Алексеевичем в ц. Воскресения словущего в Москве (все - ГММК). Золотые Н. к. с эмалью делаются не только по царским заказам. В 1691 г. мастерами Г. и И. Лыткиными был создан Н. к.- вклад вдовы стольника С. А. Хитрово в ярославский Спасо-Преображенский мон-рь; в 1699 г. для Благовещенского собора «на сенях» на Н. к. (39,8×21,2 см) наряду с предстоящими подробно воспроизводятся колонна бичевания, лестницы, все орудия, принесенные для казни рим. воинами, даже петух, указывающий на искушение ап. Петра, и чаша Грааля. От сер. XVII в. сохранились Н. к., вложенные «на помин» представителями различных сословий, напр., вклад «по своих родителех» в Троицкую ц. Сарожской пуст. иконописца Родиона Сергеева, ведущего мастера 2-й пол. XVII в., трудившегося для Успенского Большого Тихвинского мон-ря (1659, НГОМЗ; см.: Стерлигова. 2008. Кат. 32. С. 293-294). Малороссийское влияние обусловило появление 7-конечных Н. к. Такой золотой с эмалью крест (38,5×23,2 см) был выполнен в 1696 г. в мастерских Московского Кремля мастером Василием Андреевым. На нем изображен лишь Христос, внизу - колонна с орудиями Страстей. К подобному же виду принадлежит также золотой Н. к. кон. XVII в. из Николо-Угрешского мон-ря (38,6×25,5 см - все ГММК). Редким воспроизведением подобной формы является новгородский по происхождению серебряный позолоченный Н. к. (2-я пол. XVII в., НГОМЗ, 36×18,4 см, см.: Там же. Кат. 39. С. 301-302). Эта форма использовалась и позднее, прежде всего на территории древней Юго-Зап. Руси, но в др. материалах, напр., деревянный «благословенный» резной крест с Распятием, предстоящими и святыми (XIX в., Зап. Украина (Зап. Подолье), частное собрание, 31,6×12,3×2,8 см,- «Благословенно древо»: Резная правосл. икона и скульптура XVII-XX вв./Авт.-сост.: Е. В. Давыдова. М., 2013. Кат. 37. С. 100-101).

http://pravenc.ru/text/2564676.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010