В тоновском стиле была построена Троицкая единоверческая ц. в Ямской слободе в пос. Крестцы (проект архит. П. К. Сверчкова, 1863-1865, перестраивалась в 1872-1875, гражданский инженер С. В. Нюхалов, перестройки - 1881, 1900). Одним из самых значительных на северо-западе России был комплекс Короцкого Тихоновского жен. мон-ря (совр. пос. Короцко Валдайского р-на) с собором в честь Владимирской иконы Божией Матери (1865-1871), к-рый напоминает собор Воскресенского Новодевичьего мон-ря в С.-Петербурге (архит. Ефимов, 1849-1861) с элементами классицизма и рус. стиля. Вариант тоновского надвратного храма представлен ц. во имя свт. Филиппа Московского в Валдайском Иверском мон-ре, с луковичной главой, с завершением каждого фасада в виде щипца-фронтона (1873-1874, инженер-архит. В. К. Савельев, новгородский епархиальный архитектор в 1873-1877). Вариантом храма из альбома 1853 г. является 5-главая, с завершением фасадов треугольными щипцами, Тихвинская ц. в дер. Боровичского р-на (1874). Городские храмы в тоновском стиле времени имп. Александра II отличались разнообразием форм: центрический в виде октагона - во имя свт. Лазаря, еп. Кипрского, на месте церкви XV в. в Новгороде (1860-1862, не сохр.), 5-престольная 5-главая с богатым декором Вознесенская ц. в Ст. Руссе (1866, трапезная с приделами - 1874, не сохр.); по подобию Спасо-Преображенского собора - Александро-Невская ц. в Ст. Руссе (1871, не сохр.). В Тихвинской ц. в Боровичах (перестроена из часовни в 1907, не сохр.) крупные килевидные кокошники с крестами завершали фасады полуротонд, примыкающих к основному объему. К типу храмов 2-го тоновского стиля, наиболее выразительных благодаря пирамидальному силуэту с 5 шатрами, относились церкви: Успенская в Ст. Руссе (1880-1885, архит. А. И. Борщов (?), не сохр.) и Троицкая в с. Поддорье (1892, с шатровой колокольней, не сохр.). Среди гражданских сооружений Новгорода черты рус. стиля и классицизма прослеживаются в архитектуре здания Дворянского собрания на Софийской пл. (1849-1851, архит. А. И. Штакеншнейдер, перестроено). На ту же площадь в 1862 г. был перенесен монумент Новгородскому ополчению (1840, архит. А. П. Брюллов, не сохр.). В Детинце был установлен монументальный памятник «Тысячелетию России» в форме вечевого колокола, символа Православия в российской истории (1862, скульпторы М. О. Микешин, И. Н. Шрёдер). Позже в Детинце было построено новое здание музея в русском стиле (1889, архит. В. М. Елкашев). В 1878 г. епархиальным архит. Борщовым был составлен проект нового главного здания ДС в Антониевом мон-ре в русском стиле XVII в. с домовой церковью, завершенной луковичной главкой по центральной оси (РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 510). К 1890 г. 3-этажное сооружение было построено в формах неоренессанса и русского стиля (крыльцо).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В иконописи нач. XXI в. образ И. разрабатывали также иконописцы В. Н. Кутявин (икона с 15 клеймами жития, ок. 2005, ростовой образ И. на фоне обители и др., все - в Марфо-Мариинском мон-ре Белгорода.), И. А. Морозова (аналойная икона в приделе во имя И. Николо-Иоасафовского собора Белгорода, 2008), Е. А. Кучинская (иконы в храмах пос. Борисовка). В 2005 г., к 300-летию со дня рождения И., местными мастерами написана его икона из собора арх. Михаила в Борисовке, в к-рую вложена частица мощей, там же находится Тихвинская икона Божией Матери с избранными святыми (в т. ч. с И.). Изображения святителя включались в деисусные ряды белгородских иконостасов (2005-2006, Успенский собор Марфо-Мариинского мон-ря). В 1999 г. местными мастерами изготовлена мозаика с погрудным образом И. на западном фасаде Николо-Иоасафовского собора. Образ И. как главного покровителя епархии занимает центральное место на иконах «Собор Белгородских святых», «Собор новомучеников и исповедников Белгородских» (иконописец Морозова, Преображенский собор Белгорода). И. изображался также на полях списков Песчанской иконы Божией Матери, напр. работы И. В. Волочковой (ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве). В 2001 г. в Белгороде установлен памятник И. (скульптор А. А. Шишков). И.- крайний слева внизу среди избранных святых на рельефном Распятии Христовом (1997, ц. Покрова Богородицы Марфо-Мариинского мон-ря). В музеях и церковных учреждениях Белгорода хранится неск. совр. живописных полотен московских и белгородских художников с композициями из Жития святителя («Ноша. Из жизни святителя Иоасафа Белгородского», 1994-1999, худож. В. Ф. Желобок, БГХМ). Поясной образ И. традиц. извода (эскиз росписи) создан владимирским худож. А. В. Ореховым (2005, БГХМ). Лит.: Жевахов Н. Д. Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский (1705-1754): Мат-лы для биографии. К., 1907-1909 (на обл. 1911). 3 т.; Белгородский чудотворец: Житие, творения, чудеса и прославление свт. Иоасафа, еп. Белгородского/Сост.: А. Н. Стрижёв. М., 1997; Духовные светочи России. С. 79-81. Кат. 64-67; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 144, С. 230-239; Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 43. 86; Украïнський портрет XVI-XVIII ст.: Кат.-альбом/Авт.-укл.: Г. Бeлikoba, Л. Членова. К., 2004. С. 165, 277-278. 147, 336; Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006; Зеленина Я. Э. Портреты свт. Иоасафа Белгородского в музейных и частных собраниях Украины и России//Moruляhcьki читання, 2006: Доля музейных зiбpahь. К., 2007. Ч. 2. С. 57-72; она же. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 1680–1686 гг. Фотография. 2017 г. Согласно ведомости 1732 г., в М. С. м. были Успенский собор, Знаменская и Сергиевская церкви, храм Происхождения Честных Древ и ц. во имя преподобных Ксенофонта и Марии и чад их Аркадия и Иоанна (ОДДС. Т. 12. Прил. С. 1, 2, 3). Т. о., в сер. XVII - 1-й трети XVIII в. были упразднены престолы Преображенский и Одигитриевский. В 1774 г. при ц. прп. Ксенофонта был устроен придел в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 7 окт. 1798 г. престол прп. Ксенофонта был перенесен в трапезную Сергиевскую ц. как придельный. Тогда же там был устроен придел во имя святых Афанасия и Гликерии. Ксенофонтов храм был переосвящен в Свято-Духовский (устроенный в 1774 придел стал основным алтарем). В 1806 г. к трапезной Сергиевской ц. был пристроен придел святых Валентина и Пасикрата. В 1819 г. Знаменская ц. над вост. вратами была переосвящена в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1831 г. Тихвинский престол был перенесен в трапезную церковь в качестве основного алтаря, а Сергиевский престол временно упразднен. В 1834 г. церковь над вост. вратами была кардинально перестроена в стиле позднего ампира Е. Д. Тюриным и переосвящена во имя свт. Николая Чудотворца. Тогда же к ней присоединили кельи. В 1834-1845 гг. к Успенскому собору были пристроены палатка для ризницы и придел в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1839/40 г. площадь трапезного храма расширилась благодаря приделам святых Валентина, Параскевы, Василия Блаженного (вместо сломанного тогда же придела святых Валентина и Пасикрата) и прп. Сергия Радонежского (освящен в 1843). Наиболее знаменательным событием того времени было возведение в 1835-1844 гг. по проекту К. А. Тона колокольни с храмом во имя свт. Иоанна, патриарха К-польского, и св. блгв. кн. Александра Невского - одного из наиболее высоких зданий в Москве. При ее возведении была снесена церковь-колокольня 40-х гг. XVI в. (уже более 100 лет существовавшая без престола) и частично разобраны больничные кельи в сев. части мон-ря. В 1853 г. Свято-Духовская ц. была переосвящена во имя прп. Александра Свирского. Т. о., в сер. XIX в. в мон-ре имелись следующие храмы и престолы: Успенский собор с приделом Казанской иконы Божией Матери; трапезная Тихвинская ц. с 4 приделами: святых Валентина, Параскевы и Василия Блаженного; прп. Сергия Радонежского; святых Афанасия и Гликерии; святых Ксенофонта и Марии; ц. Происхождения Честных Древ над зап. вратами; Никольская ц. над вост. вратами; ц. прп. Александра Свирского у сев. ограды; ц. свт. Иоанна, патриарха К-польского, и св. Александра Невского в колокольне. Такая система престолов не менялась до упразднения мон-ря (после 1917).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Лит.: Шлычков Л. А. Листая времени страницы: Памятники архитектуры Ивановской обл. Ярославль, 1983; Баделин В. И. Золото церкви. Иваново, 1993; Дамаскин (Орловский), иером. Житие св. блж. Алексия М., 1994; Иванов Ю. А. Местные власти и церковь в 1922-1941 гг.: По мат-лам архивов Ивановской обл.//Отеч. арх. 1996. 4. С. 90-94; он же. Совхоз-монастырь: Как закрывали правосл. обитель//Провинциальный анекдот. Шуя, 2002. Вып. 2. С. 43-45; Лисин Г. Приволжск на Золотом кольце. Иваново, 1996; Тихомиров А. М. Храмы Иваново-Вознесенска. Иваново, 1996; Софронов В. Д. Путь к храму. Родники, 1998; Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1998; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри земли Ивановской. Иваново, 1999; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 201, 365. (МИЦ; 24); Федотов А. А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1998 гг.: Внутрицерк. жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999; он же. Архипастыри земли Ивановской. Церк.-ист. сочинения. Иваново, 2000; он же. Собор Ивановских святых. Иваново, 2003; Храмы Южского р-на Ивановской обл. [М., 2000]; Негасимый свет: Судьбы храмов и судьбы людей земли Ивановской. Иваново, 2000; МонастЭС. С. 113-118; СПАМИР: Ивановская обл. М., 1998-2000. 3 ч.; Свято-Введенский жен. мон-рь. Иваново, 2002; «Обновленческий» раскол. С. 242, 616-617, 619-621, 756-757, 773, 832-835, 846-847; Бачев И. И. По селам Лежневским. Иваново, 2002; Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская правосл. ДС. [Б. м., б. г.]; Русские мон-ри: Поволжье: Костромская, Ивановская, Нижегородская, Йошкар-Олинская, Чебоксарская епархии. Новомосковск; М., 2003. С. 171-276; Евстолия (Егорова), мон. Иваново-Вознесенская епархия и ее святые: Исслед., прославление, почитание//Церк.-ист. ежег. Иваново, 2003/2004. Вып. 2/3. С. 75-82; Ставровский Е. Храмы г. Шуя. Шуя, 2004; Соколова В. Н. Кинешемский следственный изолятор в стенах Успенского мон-ря//Историко-культ. и природный потенциал Кинешемского края, развитие регион. туризма: Мат-лы II регион. краевед. конф. 24-25 марта 2004 г. Кинешма, 2004; Амвросий (Юрасов), архим. Монастырь. Иваново, 2006; Ельфин В. А. Наши веси. Иваново, 2006; Печкин М. Б. Наброски к истории Тихвинской ц. с. Холуй//Пожарский юбилейный альманах. Иваново; Южа, 2007. Вып. 3. С. 59-61; Святые земли Шуйской. Иваново, 2007; Воробьёв Н. В. Времен связующая нить: История Кинешемского ДУ и педагогического колледжа. Иваново, 2008; Смирнова О. С. Усиление контроля за деятельностью духовенства Ивановской епархии в годы хрущёвских гонений//Гос-во, общество, церковь в истории России ХХ в.: Мат-лы VII междунар. науч. конф. 13-14 февр. 2008 г. Иваново, 2008. С. 186-191.

http://pravenc.ru/text/200499.html

26 нояб. (т. к. 27 нояб., в день преставления святителя, совершается празд. иконе Божией Матери «Знамение» и в Иркутске проводится общегородской крестный ход в Знаменский мон-рь). Общецерковное прославление «проповедника веры во языцех монгольских», состоявшееся 1 дек. 1804 г., стало одним из самых знаменательных событий в истории Православия в Сибири. 2 февр. 1805 г., на праздник Сретения Господня, еп. Иркутский Вениамин (Багрянский) с сонмом духовенства переместил мощи И. из склепа на середину Тихвинской ц. 9 февр. мощи торжественно перенесли из Тихвинской ц. в Вознесенский собор. С этого времени 9 февр. празднуется обретение мощей святителя. В 1807 г. в Иркутскую ДС поступил И. Попов - буд. свт. Иннокентий (Вениаминов), «апостол народов Америки и Сибири», в честь к-рого при пострижении в монашество он принял имя и к-рого почитал всю жизнь. Др. известный миссионер, начальник 18-й миссии в Китае митр. Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский) , при постриге также принял имя в честь И. В 1863 г. обветшавший Вознесенский собор был разобран, мощи И. временно были поставлены в монастырской Успенской ц., 15 окт. 1872 г. перенесены в новый собор Вознесенского мон-ря. В сент. 1880 г. еп. Люблинский Модест (Стрельбицкий) обратился к архиеп. Иркутскому Вениамину (Благонравову) и настоятелю обители с просьбой передать ему в дар ветхую митру с главы святителя. Вместо нее еп. Модест заказал в мастерской екатеринбургского Новотихвинского женского монастыря новую, богато украшенную митру, к-рую предлагал возложить на главу И. в благодарность за его «молитвенные пособия». В нояб. 1881 г. архиеп. Вениамин с насельниками открыл раку и заменил старую митру новой, присланной из Екатеринбурга. В XIX в. мощи И. не раздроблялись. В ответ на просьбу своего друга архиеп. Владимира (Петрова) передать ему частицу мощей архиеп. Вениамин вспоминал, как при замене митры он «усмотрел, что, по крайней мере, от главы святителя решительно нельзя ничего отделить. Покров, бывший на лице его, исполнен был сильного благоухания.

http://pravenc.ru/text/389621.html

в г. Чудово (1827, не сохр.), Троицкая ц. в дер. Менюше Шимского р-на (1841). Преобладавший базиликальный тип 3-частного однокупольного храма с колокольней над притвором представляли собой церкви: Преображенская в дер. Песчаное Новгородского р-на (1785, 1828); Успенская в с. Марёве (1796); Успенская кладбищенская в Боровичах, ныне собор (1798-1800, 1839-1840, венчающая часть перестроена в 1911); Троицкая в дер. Сопины Боровичского р-на (1800); Никольская в пос. Волхов Мост Чудовского р-на (1803, не сохр.); Екатерининская в дер. Ровное Боровичского р-на (1802); Богоявленский собор Николаевского Перекомского Розважского мон-ря (1806, не сохр.); Георгиевская ц. в дер. Вел. Село Старорусского р-на (1807, полностью перестроена); Лазаревская в дер. Сергово Новгородского р-на (1811); Смоленская в дер. Марково Поддорского р-на (1811, перестроена в 1876); Троицкая в дер. Боровно Окуловского р-на (1812); Покровская в дер. Волок Боровичского р-на (1812); Рождество-Богородицкая в с. Оскуй Чудовского р-на (1812, расширена в 1886); Знаменская в дер. Любыни Шимского р-на (1815); Преображенская в дер. Еглино Валдайского р-на (1815); Успенская в дер. Молочково Солецкого р-на (1815); Покровская в г. Пестово (1820); Троицкая в дер. Перетно Окуловского р-на (1820); Тихвинская в дер. Любони Боровичского р-на (1820); Знаменская в дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на (1824, руины); Троицкая на погосте Видимирь Хвойнинского р-на (1824-1853); Покровская в дер. Короцко (1825, руины); Богоявленский собор в г. Холм (1826, не сохр.); Вознесенская ц. в дер. Чёрной Батецкого р-на (1828); Введенская в дер. Наволок Валдайского р-на (1829); вмц. Параскевы в Ст. Тарасове (совр. дер. Тарасово Демянского р-на, 1829, перестроена); Иоанно-Богословская в дер. Нагово Старорусского р-на (1832, не сохр.); Иоанно-Предтеченская в дер. Шедомицы Боровичского р-на (1834); Васильевская в дер. Чёрной Пестовского р-на (1834); в честь Уверения ап. Фомы в дер. Зайцево (1836); Покровская в дер. Дубровке (1834-1837); Рождество-Богородицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В орловском Успенском муж. монастыре действует пункт медицинской помощи нуждающимся, оказывается поддержка освободившимся из заключения. Центр православных инвалидов по слуху работает при орловском Богоявленском соборе; для глухих и слабослышащих проводятся литургии с сурдопереводом и занятия в специализированной воскресной школе. 19 нояб. 2013 г. учреждена Епархиальная попечительская комиссия, к-рая оказывает помощь нуждающимся священнослужителям и членам их семей. В дек. 2016 г. в пос. Знаменка Орловского р-на начал работу Епархиальный центр помощи матери и ребенку. Издательская деятельность в 90-х гг. XX в.- 2018 г. С 1996 по 2005 г. выходил приходской листок мценской Троицкой ц. «Весть православная». В марте 1998 г. было возобновлено издание епархиальной газ. «Орловские епархиальные ведомости», к-рая выпускалась при участии благочинных Орловской обл. настоятелем мценской Троицкой ц. до 2001 г. С янв. 1999 г. офиц. периодическим изданием епархии стала газ. «Вера отцов», выпускавшаяся Советом настоятелей храмов г. Орла совместно с редакцией орловской областной молодежной газ. «Поколение» до 2010 г. С этого времени газ. «Вера отцов» издается под названием «Орловские епархиальные ведомости». В сент. 1998 г. вышел 1-й номер газ. «Православная Орловщина». С 2003 г. выходит издание для осужденных исправительной колонии 5 пос. Нарышкино Урицкого р-на «Православный взгляд». С 2011 г. выпускается «Успенский листок» орловского Успенского муж. мон-ря. Наиболее почитаемые святыни и святые О. и Б. е. Ахтырская икона Божией Матери. Ок. 1773 г. (кафедральный Ахтырский собор, Орёл) Ахтырская икона Божией Матери. Ок. 1773 г. (кафедральный Ахтырский собор, Орёл) Наиболее почитаемыми чудотворными иконами епархии являются список Тихвинской иконы Божией Матери (в Оптином болховском мон-ре) и икона Божией Матери «Троеручица» (в болховской Введенской ц.). В мценской Петропавловской ц. хранится деревянная резная икона-скульптура свт. Николая Чудотворца. Одной из главных святынь епархии считается чудотворный список с Балыкинской иконы Божией Матери, хранящийся в орловском Введенском жен.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

В связи с началом григорианского раскола 28 янв. и 5 апр. 1926 г. в Омске прошли собрания приходов города во главе с архиеп. Виктором, на к-рых верующие постановили считать григорианский Временный высший церковный совет (ВВЦС) «канонически незаконным» и вверили совету архиереев (архиеп. Виктору и 2 его викариям) самостоятельное управление епархией до восстановления канонического управления РПЦ. В начале лета в Омске состоялось 3-е собрание духовенства и мирян во главе с архиеп. Виктором. Обсуждалось обращение митр. сщмч. Агафангела (Преображенского), в к-ром он объявил, что вступает в права патриаршего местоблюстителя. Собрание постановило направить в Москву делегата от Омской епархии для ознакомления с состоянием церковных дел, а также вновь осудило ВВЦС и его председателя - архиеп. Григория (Яцковского). В авг. 1926 г. прошло 4-е собрание омского духовенства и мирян, на котором был заслушан доклад возвратившегося из Москвы благочинного омских церквей прот. Василия Инфантьева. В сент. 1927 г. местные власти зарегистрировали временное Омское ЕУ в подчинении заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 22 авг. 1928 г. Семипалатинское вик-ство Омской епархии было преобразовано в самостоятельную Семипалатинскую и Усть-Каменогорскую епархию во главе с еп. Иннокентием (Никифоровым). В том же году закрыты Воскресенский собор, Иверская ц. в Омске, в Таре как аварийный снесен Успенский собор (1792). 2 нояб. 1928 г. архиеп. Виктор (Богоявленский) скончался. 23 янв. 1929 г. на Омскую кафедру переведен еп. сщмч. Аркадий (Ершов). После выхода постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апр. 1929 г. ужесточилась борьба с религией, началось массовое закрытие храмов. В том же году закрыты омские Троицкая и Покровская церкви, Никольский казачий собор, а также 11 сельских церквей. В 20-х гг. ХХ в. были утрачены мн. святыни Омской епархии, в т. ч. Тихвинская икона Божией Матери XVI в. (Тара), икона свт. Николая Чудотворца XVII в. (с. Самсоново совр. Тарского р-на), Иверская икона Божией Матери XVII в. (домовый храм в честь Иверской иконы Божией Матери подворья Покровского мон-ря в Омске), Козельщанская икона Божией Матери XVIII в. (омский Никольский казачий собор), Абалакская икона Божией Матери (написана в 1898 для омского Успенского собора и пожертвована Уваровой и Чухниной; перед отступлением войск Колчака икона была передана детскому приюту «Очаг», вывезена сначала в Шанхай, затем в Австралию, в наст. время находится в храме в Кабраматте, пригороде Сиднея), икона вмч. Пантелеимона (приобретена прихожанами ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Баженова в память об избавлении от эпидемии холеры в 1892), серебряный складень Суворова (Никольская ц. при Сибирском кадетском корпусе).

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Ст. Рахино Крестецкого р-на (1837). Иногда купол церкви имел боковые миниатюрные главки, образуя пятиглавие (Троицкая ц. в дер. Охона Пестовского р-на, 1814-1816). Контрастом между завершением основного объема прямоугольным в плане массивным куполом со «срезанными» углами и миниатюрной колокольней отличается Троицкая ц. в дер. Бурцева Гора Маловишерского р-на (1810); высоким полусферическим куполом над ротондой - Успенская ц. в дер. Петровское Демянского р-на (1818-1819). К образцам столичного ампира близка Троицкая ц. в усадьбе Квашниных-Самариных в дер. Ужин Валдайского р-на (1812-1834). Монументальная Тихвинская ц. была сооружена для Новгородского гарнизонного батальона в 1819-1824 гг. (перестроена). Четверик Христорождественской ц. в дер. Косицкое Батецкого р-на (1821) был перекрыт массивным купольным сводом (перестроена). Кладбищенская Всехсвятская ц. в Боровичах (1826, не сохр.) имела высокий шлемовидный купол и 2-ярусную столпообразную колокольню; подобная же колокольня с дорическими портиками была во Введенско-Екатерининской ц. в с. Бронница (1828-1830, по проекту 1826 г. архит. В. П. Стасова, возможно с участием архит. Я. Максимовича); Стасову приписывается 3-ярусная колокольня бывш. Леохновского мон-ря (1829). Ампирный облик имел ряд полковых церквей, в частности при военных поселениях, обычно включенных в комплекс казарм: при Гвардейском запасном кавалерийском полку - Петропавловская в Кречевицах, ныне в черте Вел. Новгорода (1824-1830, не сохр.); при Карабинерских полках - Петропавловская в дер. Медведь (1824-1830, архитекторы Стасов и Л. А. Дюбю); военно-местная при Муравьёвских казармах - Преображенская в дер. Муравьи (1830, не сохр.). Реже встречались центрические однокупольные церкви, обычно представляющие образцы столичной архитектуры: Воскресения словущего в имении Званка Г. Р. и Д. А. Державиных (ныне урочище Званка) Чудовского р-на (1821, не сохр.); Успенский собор в пос. Любытино, приписываемый Стасову (1832), а также часовня во имя св. Иакова Боровичского в г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Со временем епархии возвратили здания соборов в районных центрах: в 1988 г.- Успенский собор в Кологриве, в 2002 г.- Тихвинский (Александро-Невский) собор в Макарьеве, в 2004 г.- Благовещенский собор в Буе и Богородице-Рождественский собор в Солигаличе. В 90-х гг. начали восстанавливать старые и строить новые часовни. На 1 янв. 2003 г. в епархии было 23 часовни, на 1 янв. 2008 г.- 36, на 1 янв. 2010 г.- 45. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. В 1990 г. был возрожден Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь, в 1991 г.- Авраамиево-Городецкий муж. мон-рь, в 1992 г.- Пахомиево-Нерехтский жен. и Троицкий Ипатиевский мон-ри, в 1993 г.- Макариево-Унженский жен. мон-рь, в 1994 г.- Паисиев жен. мон-рь, в 1995 г.- Иаково-Железноборовский мужской мон-рь. Возникло и несколько новых обителей: Знаменский жен. мон-рь в Костроме, Успенская Тетеринская жен. пуст. (1993), Домнинский во имя св. Царственных страстотерпцев женский монастырь (2004). В ходе ремонта храмов были полностью восстановлены несколько разрушенных колоколен. В 1995-1996 гг. в Галиче отреставрировали шатровую колокольню ц. Василия Великого в Рыбной слободе, в 1995-2001 гг.- колокольню Знаменской ц. в Костроме, на рубеже XX и XXI вв.- 3-ярусную колокольню Никольской ц. в г. Мантурове, на которую в окт. 2003 г. подняли колокола. В нач. XXI в. в епархии заметно увеличилось количество храмов. В 1995 г. их насчитывалось 152, в 1998 г.- 159, в 2003 г.- 185. Наряду с восстановлением старых церквей строились новые. В 1989-2009 гг. появились 38 новых храмов, из них 21 приходский, 16 домовых и кладбищенский. В числе новых церквей - храм во имя свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, и всех новомучеников и исповедников Российских в Костроме, храм во имя прп. Тихона Лухского в г. Волгореченске, храм во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в пос. Сухоногово Костромского р-на, храм во имя свт. Спиридона Тримифунтского в г. Нее, деревянный Никольский храм в г. Шарье.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010