И. стал первым иереем, принявшим мученическую смерть при советской власти. Утром 1 нояб. его тело было перевезено в часовню дворцового госпиталя, а 3 нояб. доставлено в Екатерининский храм. На следующий день было совершено отпевание, гроб с телом И. поставили в подцерковье. Приход получил разрешение на погребение И. под собором. 8 нояб., на 9-й день по кончине И., викарий Петроградской епархии Нарвский еп. Геннадий (Туберозов) совершил в Казанском соборе Петрограда панихиду по И. и «по всем павшим в междоусобной брани». Церковно-епархиальный совет Петроградской епархии обратился с воззванием поддержать семью пастыря-мученика и создать фонд помощи духовенству «во всех подобных случаях». 26 нояб., в первое воскресенье по возвращении в Петроград с Поместного Собора, Петроградский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) служил в Царском Селе. В слове за литургией он обратился к народу с призывом к единению, любви и братству. Говоря о гибели И., митр. Вениамин сказал, что пастырь отдал жизнь за любовь к Богу и ближним, явив собою пример христ. мученичества. Митр. Вениамин совершил литию у гроба И. и посетил его семью в доме при церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон и сщмч. Иоанн Кочуров. Икона. XXI в. (Успенский собор Тихвинский мон-ря) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон и сщмч. Иоанн Кочуров. Икона. XXI в. (Успенский собор Тихвинский мон-ря) 9 дек. 1917 г. с проникновенным письмом к вдове И. Александре Кочуровой обратился Патриарх Тихон: «С великой скорбью Священный Собор Православной Российской Церкви, а с ним и Мерность Наша приняли известие о мученической кончине протоиерея Иоанна Александровича Кочурова, павшего жертвой ревностного исполнения своего долга. Соединяя молитвы Наши с молениями Священного Собора об упокоении души убиенного протоиерея Иоанна, разделяем великое горе Ваше и делаем это с тем большей любовью, что Мы близко знали почившего отца протоиерея и всегда высоко ценили его одушевленную и проникновенную пастырскую деятельность. Храним в своем сердце твердое упование, что украшенный венцом мученичества почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова».

http://pravenc.ru/text/469121.html

14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю . По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому , его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850). По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской , к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

в пустоши в Буборине средние земли три выти». Постриженик З. м. иером. Корнилий в 1665 г. был назначен настоятелем тихвинского Успенского монастыря, но продолжал посещать родную обитель и в 1668 г. по собственному прошению вновь возглавил З. м., в авг. 1674 г. взошел на Новгородскую кафедру. В период его управления епархией мон-рь, прежде находившийся в упадке, благоденствовал. В 80-х гг. XVII в. были построены каменные Троицкий собор, Благовещенская ц. с трапезной, колокольня, ограда с надвратной ц. во имя ап. Иоанна Богослова и 4 келейных корпуса. Митр. Корнилий на свои средства украсил храмы «благолепными иконами с венцами и окладами сребропозолоченными», снабдил «крестами, сосудами церковными, Евангелиами и кандилами, и ризницею и всеми богатыми украшениями» ( Крушельницкая. 1998. С. 116). Он увеличил число монастырских колоколов до 15, причем вес самого большого составил 200 пудов. Над погребением прп. Мартирия, к-рое после возведения Троицкого собора оказалось в его подцерковье, по благословению митр. Корнилия поставили каменную гробницу. Обветшавшая Одигитриевская ц. была разобрана, а ее престол и придел свт. Иоанна Златоуста перенесены в церковь ближайшего к З. м. староладожского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . По инициативе святителя за пределами З. м. были построены часовня и келья «для збору суммы от проезжающих», хлебные амбары, гостиный двор, риги, харчевня с хозяйственным двором, мельница с 2 поставами и толчея, скотный двор. В обители разводили павлинов, журавлей, гусей, голубей (Там же. С. 118, 164). В дер. Буборино митр. Корнилий построил деревянную ц. во имя прор. Илии (в 1734 перенесена в с. Заболотье (Усадище), в 1835 построена вновь; не сохр.) с садом, с пчельником, с конюшенным и со скотными дворами. В разной степени удаленности от мон-ря были обустроены еще 4 села, обеспечивавшие обитель всем необходимым. Для удобного сообщения к оз. Щало, где находились монастырские рыбные ловли, был проложен 12-километровый канал, на р. Полоне сооружена мельница. Попечением святителя во владение З. м. отошли 8 деревень с пашнями, покосами, лесами и рыбными ловлями, в к-рых проживало ок. 600 крестьян (Мыслино, Дуброво, Ср. Верховина, Бёзово, Безуево, Тарково, Пруди и Дубровка). К З. м. было приписано 4 мон-ря: староладожские Иоанновский (1687), Василиевский (1687) и Гостинопольский и новгородский Нередицкий в честь Преображения Господня (1695) - с деревнями и угодьями. В Вел. Новгороде митр. Корнилий учредил подворья «с хоромным строением»: на Федоровском ручье, в Кожевниках, в Тихвинском посаде на Богородицкой ул. (Там же. С. 122).

http://pravenc.ru/text/Зеленецкого во ...

Известны неск. изображений П. в иконописи, созданных на основе этого эстампа. На иконе (нач. 10-х гг. XXI в.) из Николо-Тихвинского жен. мон-ря в Киеве, исполненной в визант. традициях, блаженный представлен прямолично вместе с подвижниками Голосеевской пуст.- свт. Филаретом (Амфитеатровым), митр. Киевским, и прп. Алексием (Шепелевым). П. стоит справа, босой, в простой рясе оливкового цвета, персты правой руки сложены в двуперстном жесте, в левой - высокий посох-клюка; надпись: «ΟΑΓΙΟς NAUCIЙ». У святого благородные правильные черты лица, впалые щеки окаймляет средней величины русая борода с небольшой проседью, раздвоенная на конце; на высоком с залысиной лбу повязка-очельник. На 2 иконографически близких иконах «Собор новопрославленных Печерских святых» (Киево-Печерская лавра, Голосеевская пуст.) П. написан вместе с преподобными, подвизавшимися в Китаевской и Голосеевской пустынях: Парфением (Краснопевцевым), Досифеем, Алексием (Шепелевым) и юродивым Феофилом (Горенковским). Композиция появилась в связи с прославлением этих святых в 1993 г. Пятеро подвижников показаны на фоне Успенского собора лавры (Великая Печерская ц.), в руках ангелов в небесах - Печерская (Свенская) икона Божией Матери. Фигура П. с благоговейно склоненной влево головой помещена крайней справа; он изображен средовеком с большой проплешиной на голове, борода округлая, темная, средней величины. На П. серая ряса, на голове повязка, правая рука лежит на груди, в левой - клюка. Образ П. входит в композицию «Собор Полтавских святых». Лит.: Христа ради юродивый старец Паисий (в мире Прокопий Григорьевич Яроцкий), рясофорный монах Киево-Печерской лавры (скончавшийся в 1893 г.)/Сост.: свящ. В. И. Зноско. К., 1911, 2008; Благословенная душа: Жизнь, труды и подвиги прп. Парфения Киевского/Сост.: И. Хрулева. М., 2008. С. 178-180, 310. Вкл. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578655.html

Бывш. настоятель Георгиевского храма с. Серетина свящ. Иоанн был лишен сана и бит плетьми, когда обнаружилось, что он обвенчал 9-летнего отрока и взрослую «девку». Особый гнев архиерея вызвали обстоятельства этого венчания: свящ. Иоанн, получив взятку, посоветовал отцу мальчика представить в духовное правление вместо сына какого-нибудь др. юношу постарше. Распоряжением от 18 мая 1763 г. И. запрещал насильственные венчания крепостных крестьян по принуждению помещиков, без взаимного согласия брачующихся. Многочисленные жалобы мирян, обвинявших приходских священников в блуде, пьянстве и даже убийствах, И. подвергал тщательному расследованию (см. подробнее: Лебедев. 1902. С. 131-136). Одного из клириков харьковской Рождественской ц., свящ. И. Млодзинского, архиерей направил на покаяние в Святогорский Успенский мон-рь «за непрестанное пребывание в пьянстве, от каковой страсти, несмотря на многократные обещания, он никак не мог освободиться, во избежание соблазна прихожан». Архиерей начал сбор средств на восстановление белгородского Успенско-Николаевского храма, пострадавшего от пожара в сент. 1759 г. При И. в епархии было возведено неск. церквей, в т. ч. 3-престольный Тихвинский (Георгиевский) храм в Белгороде, ц. во имя св. Илии Пророка (1762) в Верхососенске, храм во имя апостолов Петра и Павла (1761) в Луганске; строились храм во имя Святой Троицы (1758-1764) в Харькове, собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1759-1775) в Межириче. Определением И. от 15 апр. 1760 г. белгородская ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери стала именоваться вторым городским собором. В 1762 г. И. освятил нижнюю церковь курского Сергиево-Казанского храма, строительство которого связано с семьей Мошниных, родителей прп. Серафима Саровского , и с самим преподобным. 29 сент. 1759 г. И. освятил новый собор в пострадавшем от пожара Хорошеве Вознесенском мон-ре близ Харькова, в 1762 г.- собор Куряжского Старохарьковского Преображенского мон-ря. В янв. 1763 г. И. возглавил отпевание еп. Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого).

http://pravenc.ru/text/578098.html

Тип 3-нефной базилики в сочетании с элементами рус. стиля (луковичными главками над зап. и вост. частями здания, крыльцом в стиле зодчества XVII в., живописной отделкой фигурным кирпичом) был использован Г. при проектировании ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в староладожском Николаевском мон-ре (проект 1859, строительство окончено в 1872, действует). В рус. стиле XVII в. Г. выполнил новый фасад здания подворья Троице-Сергиевой лавры в С.-Петербурге, где находились домовые церкви во имя прп. Сергия Радонежского и Пресв. Троицы (1857-1858, перестроено, не сохр.), фасад воссоздан в 1995, и наружный декор больничного корпуса с шатровой Крестовоздвиженской ц. в староладожском Успенском мон-ре (1860-1862, действует, шатер утрачен). Успенский собор Святогорского Успенского мон-ря (г. Славяногорск Донецкой обл.) (1859-1868, действует) имеет объем, близкий к кубическому, увенчан шатровым пятиглавием. 3-частные фасады завершены килевидными закомарами, основания барабанов декорированы килевидными кокошниками. Тип здания восходит к Благовещенской ц. Конного полка в С.-Петербурге (архит. Тон). В объемно-пространственной композиции кафедрального Успенского собора в Гельсингфорсе (Хельсинки) (проект 1859, 1860-1868) Г. развил тип шатровой постройки, предложенной Тоном. Квадратный в плане 4-столпный храм высотой 51 м венчают центральный монументальный шатер, завершенный луковичной главой, и 12 малых луковичных главок, создающих живописный силуэт храма. Насыщенный кирпичный фасадный декор выполнен в традициях рус. «узорочья» XVII в. и в меньшей степени - романского стиля. После смерти Г. здание, в частности колокольню, достроил архит. И. А. Варнек. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Хельсинки. 1860-1868 гг. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Хельсинки. 1860-1868 гг. По проектам Г. были сооружены: Успенский собор в г. Моздоке (1859-1860, не сохр.); усадебные церкви в имениях Александрова (Тульская губ., в русско-визант. стиле, 1848-1849), Громова (Тихвинский у. Новгородской губ., 1852), гр. Кочубея (1854); колокольня собора в Мценске (1859, не сохр.); ц. Благовещения Пресв. Богородицы при Департаменте общих дел МВД (в неороманском стиле, совместно с В. И. Собольщиковым, 1854-1855, не сохр.); ц. в честь Собора Пресв. Богородицы в доме гр. Н. А. Протасова (в рус. стиле, 1854-1856, не сохр.); часовня-усыпальница кн. Д. М. Пожарского в Спасо-Евфимиевом мон-ре в г. Суздале (1858 - нач. 60-х гг. XIX в., не сохр.); шатровая часовня во имя Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского мон-ря Московской епархии в С.-Петербурге на Невском проспекте (1860-1861, разрушена в 1929); иконостасы для ц. свт. Николая Чудотворца и св. мц. царицы Александры в Ницце по заказу вдовствующей имп. Александры Феодоровны (в «новгородском стиле», 1858, сохр.) и Троицкого собора в г. Боровичи (1858-1859, не сохр.) и др.

http://pravenc.ru/text/166233.html

Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Сестры, работавшие в швейной мастерской Новотихвинского мон-ря. Фотография. Кон. XIX в. Больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была заложена в 1823 г. и освящена 22 нояб. 1832 г. Храм строился на пожертвованные женой берг-инспектора пермских заводов Агриппиной Семеновной Булгаковой 3 тыс. р. Иконостас поставлен на пожертвования челябинского купца Максима Ахматова и его дочери Наталии, передавших мон-рю 1,2 тыс. р. Собор во имя св. кн. блгв. Александра Невского был заложен в 1814 г., в 1836-1852 гг. существенно перестроен. 21 сент. 1852 г. был освящен главный алтарь храма, 8 июня 1853 г.- придел во имя свт. Николая Чудотворца, 23 мая 1854 г.- придел в честь Воскресения Господня. Перестройку мон-рь произвел за собственный счет и за счет благотворителей. Пожертвования собирались в 1841-1843 гг. на уральских заводах по инициативе матушки Александры, поддержанной берг-инспектором П. П. Карповым, приняли участие и владельцы заводов (напр., хозяин Верх-Нейвинского завода И. А. Яковлев передал 500 р.), и управляющие, и жители заводских поселков. Собор приобрел тот облик, который сохранился до наст. времени. К сер. XIX в. сложился архитектурный облик мон-ря. Согласно древней монастырской традиции, он имел вид прямоугольника, разделенного на 3 участка, различные по назначению. Юж. участок - хозяйственный, с огородом, хозяйственными дворами, приютом. Центральный участок - собственно мон-рь, фасад к-рого был оформлен единой чредой келейных корпусов, между ними встроены 3 церкви: в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1823-1865, освящена 23 июля 1865), во имя св. Феодосия Тотемского (1823-1866, освящена 17 июня 1866) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На центральном участке находилась Успенская ц. 11 окт. 1876 г. в ней был освящен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Сев. участок занимало кладбище с Александро-Невским собором. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, стилизованными под крепостные, в центре сев. и вост. фасадов находились св. ворота. Основные компоненты архитектурного комплекса обители сохранились до наст. времени. Архитектурный ансамбль мон-ря вписан в градостроительную сетку Екатеринбурга: восточный, наиболее величественный фасад обители завершал Александровский проспект (ныне ул. Декабристов) Екатеринбурга.

http://pravenc.ru/text/189627.html

мон-ря, монахини в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря и Успенского жен. мон-ря близ Верхотурья (всего было привлечено к следствию 140 чел.). Содержался под стражей в доме заключения Н. Тагила. Виновным в проведении контрреволюционной работы себя не признал. 7 сент. 1932 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ссылки в Зап. Сибирь, отбывал наказание в Нарымском крае. Т. к. в Свердловске и во мн. др. крупных городах ему было жить запрещено, по возвращении из ссылки он поселился на окраине Верхотурья, а затем неподалеку от Верхотурского мон-ря, куда переехал вместе с помогавшими ему по хозяйству монахинями. Он юродствовал, одевался в необычную одежду, так что его зачастую невозможно было узнать. Пользовался любовью местного населения, особенно детей. У него было много духовных детей, в домах которых он тайно совершал богослужения. Когда состояние здоровья не позволяло ему покидать дом, он принимал посетителей у себя в келье. Здесь вместе со своими келейницами вычитывал весь богослужебный круг. В последние годы жизни тяжело болел и незадолго до смерти был пострижен в схиму с именем Иоанн. Летом 1993 г. были обретены его мощи и перенесены в Верхотурский Николаевский мон-рь. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. Арх.: ГААОСО. Ф. 1. О. 1. Д. 41750. Лит.: Правдина Г. И. Жизнеописание иером. Игнатия (Кевролетина), в схиме Иоанна/Ново-Тихвинский жен. мон-рь. Екатеринбург, 2000; Житие преподобноисповедника Иоанна Верхотурского (Игнатия Кевролетина). Екатеринбург, 2004; ЖНИР. Янв. С. 129-137. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Малиновский († 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Попов (1869 - 1918), свящ., сщмч.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

В 1903-1904 гг. по благословению еп. Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского) в Д. м. был возведен 2-этажный кирпичный собор во имя мц. Софии (вместимостью 600 чел.), а также колокольня с 8 колоколами (самый большой весил 242 пуда). 17 сент. 1904 г. еп. Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) освятил главный престол на верхнем этаже. 25 апр. 1906 г. настоятель скопинского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Рязанской епархии архим. Иосиф освятил нижний храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Известен проект собора, составленный архит. А. Шестерниковым, по к-рому он должен был напоминать Успенский собор во Владимире (Вагнер, Чугунов). Собор был построен с элементами визант. и рус. стилей. Крестообразный в плане основной объем собора был увенчан высоким куполом, трапезная и притвор с колокольней располагались на одной оси. Судя по всему, храм был одной из версий неосуществленного проекта церкви Воскресения Христова на Крови в С.-Петербурге И.С. Богомолова (1882). Колокольня также имела завершение, напоминающее обелиск, а фасады были украшены высокими 3-частными окнами. Однако тяготеющая к центричности композиция первоисточника приобрела здесь удлиненные пропорции. 15 июня 1914 г. в присутствии еп. Димитрия (Сперовского) состоялась закладка 3-престольного храма в честь Преображения Господня с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя мч. Трифона. Храм, рассчитанный на 2 тыс. чел., достроен не был. В дек. 1917 г. началось разграбление Д. м. рязанским продотрядом, была проведена реквизиция хлеба: на сестру выделялось продовольствия 30 фунтов муки и 4,5 фунта пшена в месяц, на лошадь - 2 пуда овса, «кроме того дали дров, и причт не отказался, так как крестьяне тащили с монастыря все, что можно». В янв. 1918 г. Д. м. был разграблен: имущество, включая церковную утварь, иконы, книги, инвентарь, денежные средства, скот, вывезено в с. Барятино и поделено между участниками грабежа, отобрана почти вся земля (от 1300 дес. осталось под посевами 25). Часть построек была снесена, разрушен монастырский хутор. При этом, по словам настоятельницы, «крестьяне дошли до неистовства, подобно татарской орде, избивали до полусмерти сестер».

http://sobory.ru/article/?object=29430

По преданию, место буд. Успенского собора благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский, обозначив его крестом на фотографиях. Успенский собор, строившийся со 2 мая, был освящен 28 нояб. 1904 г. еп. Владикавказским Гедеоном (Покровским) , архим. Никодимом (Кротковым) и др. Патриарх Иерусалимский Дамиан передал мон-рю икону Воскресения Христова, еп. Гедеон - образ прп. Серафима Саровского, братия афонских Хиландарского, Пантелеимоновского мон-рей и Андреевского скита - иконы «Сладкое целование», вмч. Пантелеимона, ап. Андрея Первозванного и др. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. 9-10 янв. 1906 г. Успенский храм и примыкавший к нему келейный корпус сгорели, сохранилось неск. икон из иконостаса. На средства имп. св. Николая II (500 р.), вел. кн. Димитрия Константиновича (100 р.) и др. пожертвования был построен и 15 авг. 1906 г. освящен новый Успенский собор с деревянным резным иконостасом. Среди его святынь были копия чудотворного образа Успения из Киево-Печерской лавры и Тихвинская икона XVI в., пожалованная обители в 1908 г. тихвинским архим. Иоанникием. После проведенной в мае 1909 г. ревизии деятельность иеросхим. Герасима, «разногласия и ссоры между братией», монашеский статус к-рых оставался неопределенным, вызвали нарекания нового Владикавказского еп. Агапита (Вишневского) . Назначенный настоятелем мон-ря иеросхим. Варсонофий вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Еп. Пятигорский Арсений (Смоленец) , назначенный 24 окт. 1910 г. настоятелем В. м., ввел строгий общежительный устав, упразднил келейную трапезу, запретил собирать пожертвования за стенами мон-ря. Ежегодно из Пятигорска в мон-рь совершались 2 крестных хода: в день престольного праздника (14 авг.) и в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая), называвшийся «детским», т. к. в нем участвовали учащиеся приходских школ. В нач. XX в. В. м. владел молочной фермой (30 коров), огородом, пасекой, фруктовым садом, 120 дес. казенной земли с сенокосами на Бештаугорской казенной даче, мельницей в ст-це Суворовской. В Пятигорске на Царской ул. по проекту архит. С. И. Тущина было построено подворье с ц. прп. Серафима Саровского (освящена 19 июля 1907), келейным корпусом, архиерейскими покоями и типографией. В 1908-1909 гг. на подворье пребывал на покое еп. Владикавказский Гедеон (Покровский), с 1917 г.- митр. Питирим (Окнов) . В годы первой мировой войны 25 насельников В. м. ушли на фронт в качестве братьев милосердия, в обители был устроен лазарет на 10 кроватей с полным содержанием для раненых. В 1910-1920 гг. во В. м. проживали ок. 50 чел. братии, с 1913 г. наместником был иером. Иоанн (Мирошников), с 1920 г.- мон. Давид.

http://pravenc.ru/text/155582.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010