Процесс перехода правосл. храмов и монастырей Молдавии, Валахии и Бессарабии в состав Экзархата был непростым, в первую очередь вслед. сопротивления греков - настоятелей многочисленных «преклоненных» мон-рей (мон-рей, приписанных к крупным греч. обителям: афонским, Святогробскому, Синайскому мон-рям и др.- или состоявших в юрисдикции различных восточных Патриархатов; «преклоненные» мон-ри выполняли функции подворий, имели обширные владения в Молдавском и Валашском княжествах, где осуществляли управление местным духовенством). Греческое духовенство пользовалось поддержкой англ. и франц. консульств в Бухаресте. 23 дек. 1808 г. Синод предоставил митр. Гавриилу право назначить из местного духовенства новых настоятелей во все мон-ри, к-рые к тому времени были «преклонены» к заграничным мон-рям и Патриархатам. Однако это право не было реализовано, т. к. его опротестовали молдавский господарь Скарлат Каллимаки и французский вице-консул. При их поддержке юрисдикцию митр. Гавриила оспорили управлявшие «преклоненными» монастырями безместные греческие архиереи: митр. Иринопольский Григорий (настоятель Голийского Вознесенского мон-ря), митр. Евхаитский Феоклит (настоятель Арон-Водского Вознесенского мон-ря), митр. Эдесский Серафим (настоятель ботошанского Николаевского мон-ря), митр. Анамийский Паисий (настоятель ясского Галатского Вознесенского мон-ря и Михайловского собора в Кишинёве, «преклоненных» к Иерусалимскому Патриархату), а также 4 архимандрита: настоятель ясского Трёхсвятительского мон-ря Серафим, настоятель Побратского Николаевского мон-ря Анфим, настоятель ясского Свято-Саввского мон-ря Григорий и настоятель Кэприана в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря под Кишинёвом Анфим. Становление русской церковной администрации в Молдавии, Валахии и Бессарабии усложнялось еще и тем, что там оставались 2 румын. архиерея, не признавшие экзаршество митр. Гавриила: Хотинский еп. Амфилохий († 1814) и управлявший в 1780-1788 гг. Проилавской митрополией митр. Проилавский, Ренийский и всея Ханской Украины Кирилл, в 1803 г. живший в Дубоссарах. 20 дек. 1809 г. митр. Гавриил написал в Синод рапорт об окончательном упразднении Проилавской епархии и титулярного Проилавского еп-ства, основываясь на том, что проживавший на покое митр. Кирилл «стар и немощен», а поставленный в 1803 г. Проилавский митр. Парфений после начала русско-тур. войны в 1806 г. бежал в К-поль.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Лит.: Ист. сведение о бывшем ставропигиальном Киево-Межигорском мон-ре. К., 1830; Крыжановский Е. М. Киево-Межигорский монастырь//Киевские ЕВ. 1863. 23. С. 702-715; 24. С. 740-750; Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. Т. 2. С. 455-498; Максимович М. А. Сказание о Межигорском мон-ре//Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 282-283; Петров Н. О 2 древних помянниках упраздненного Киево-Межигорского мон-ря//Киевские ЕВ. 1884. 6. С. 261-270; 7. С. 303-312; Андриевский А. А. По поводу восстановления Киево-Межигорского мон-ря, неск. сведений к его истории//Киевская старина. 1885. 9. С. 178-183; Орловский П., прот. Киево-Межигорский ставропигиальный мон-рь в 1774 г., во время учреждения архимандрии в Запорожской Сечи//Киевские ЕВ. 1895. 18. С. 840-855; Короленко П. П. Древние сведения о Межигорском мон-ре//Кубанский сб. Екатеринодар, 1898. Т. 4. С. 1-30; Стрижевский Н. Киево-Межигорский Спасо-Преображенский жен. общежит. мон-рь: (Его прошлое и настоящее). К., 1899; Герасименко Н. О. До icmopiï Meжurip " я//Укр. icm. журн. 1990. 12. С. 90-99; она же. Meжurip " я: Cmopihku icmopiï//Киïвська старовина. 1996. 4/5. С. 35-48; она же. Про стан вивчення icmopiï Meжurip " я//Icmopiorpaфiчhi дocлiджehhя в Ykpaïhi. К., 2002. Вип. 11. С. 258-269; Бреяк О. Бyдibлi мон-ря//Hobi дocлiджehhя пам " яток козацькоï доби в Ykpaïhi. К., 1999. Вип. 8. С. 123-129; она же. Там же. 2000. Вип. 9. С. 122-127; она же. Дерев " яhi бyдibлi Meжuripcьkoro мон-ря першоï половини XVII ст.//Украïнська культова apximekmypa у cbimoboмy kohmekcmi: Мат-ли мiжhap. наук. конф. К., 2001. С. 202-207; Кузьмук О. С. Поменник Meжuripcьkoro мон-ря: Спроба системного ahaлiзy//Npoceмihapiй: Icmopiя Церкви, науки i культури/Ред.: В. Ульяновський. К., 2000. Вип. 4. С. 80-100; он же. Cmabponiriя мон-ря: Спроба компаративного ahaлiзy//Там же. 2003. Вип. 5. С. 165-191; он же. Meжuripcьkuй мон-р - Запорозька Ciч//Киïвська старовина. 2003. 3. С. 21-44; он же. «Козацьке благочестя»: Biйcьko Запорозьке Низове i kuïbcьki чoлobiчi мohacmupi в XVII-XVIII ст.: Eboлюцiя К., 2006; он же. Meжuripcьkuй монастир у XVI ст.//Бoлxobimihobcьkuй щopiчhuk, 2008. К., 2009. С. 107-110; он же. Некрополь Meжuripcьkoro мон-ря//Охорона культурноï спадщини Киïвськоï обл.: Проблеми, мamepiaлu, дocлiджehhя: Зб. наук. праць. К., 2006. C. 193-200; Попельницька О. «Koзaцьki» церкви i мohacmupi у XVII та XVIII ст.//Hobi дocлiджehhя пам " яток козацькоï доби в Ykpaïhi: Зб. наук. ст. К., 2004. Вип. 13. С. 188-192; Доля украïнськоï cbяmuhi: З icmopiï Meжurip " я. К., 2005; Слуцкий А. Судьба б-ки Межигорского мон-ря на Кубани//Донецький bich. Наукового товариства iм. Т. Шевченка. Донецьк, 2005. Т. 8. С. 98-114.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

В текстах монастырских уставов содержатся и важные свидетельства, напр., по аграрноправовым отношениям, как в Типике Бачковского мон-ря, основанного в Болгарии визант. вельможей кавказского происхождения Григорием Пакурианом и его братом Апасием в 1083 г., или в Типике сер. XII в. мон-ря Богородицы Спасительницы мира (Космосотиры) близ Эноса Фракийского. Устав к-польского мон-ря Пантократора содержит уникальные сведения об организациимонастырской больницы в XII в. Нек-рые уставные акты не сохранились в греч. подлиннике и восстанавливаются по дошедшим переводам. Важнейший Типик к-польского Студийского мон-ря известен в списках XI-XII вв. в славяно-рус. переводе (см. Студийско-Алексиевский Типикон ). Среди др. типов монастырских актов - жалованных, дарственных грамот, купчих, исковых заявлений - существенное значение имеют описи имущества мон-рей. История внутреннего устройства Русского мон-ря на Афоне известна благодаря сохранившейся в оригинале описи (πογραφ) мон-ря Ксилургу (Ξυλουργο букв.- древоделя, первоначальное наименование обители), перешедшего в ведение Русского мон-ря (14 дек. 1142). По др. акту из Протата (авг. 1169) рус. монашеской общине Ксилургу по просьбе ее игумена Лаврентия был передан мон-рь Солунянина на правах дочерней обители. С этого времени Русский мон-рь на Св. Горе стал именоваться мон-рем Солунянина (др. название - св. Пантелеимона). Вместе с Пантелеимоновым мон-рем к Русскому мон-рю перешли и его земельные владения. Упомянутая же опись 1142 г. содержит подробный перечень имущества мон-ря - от хозяйственных предметов до священных сосудов и книг, среди к-рых специально выделены «русские книги». В поствизантийский период Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) с 1453 г., традиция издания греч. актов не прерывалась. Это прежде всего относится к документам церковным: патриаршие послания из К-поля или Иерусалима, акты из обителей Афона и Синая продолжали традиции визант.

http://pravenc.ru/text/158424.html

При открытии в окт. 1799 г. новых епархий настоятель Юрьева мон-ря архим. Амвросий (Келембет ; впосл. архиепископ) стал епископом Оренбургским и Уфимским, а настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Феофилакт (Русанов) - епископом Калужским и Боровским. Для «заведения» в Уфе мон-ря еп. Амвросий «выпросил» у митр. Гавриила эконома Новгородского архиерейского дома и настоятеля Деревяницкого мон-ря игум. Лаврентия. 16 окт. 1799 г. имп. Павел I освободил митр. Гавриила от управления С.-Петербургской епархией, оставив ему титул митрополита Новгородского и Олонецкого. С переездом в конце того же года на жительство в Новгород митр. Гавриил смог уделить гораздо больше времени проблемам Новгородской епархии. Серьезное внимание владыка обратил на состояние мон-рей. В частности, выяснилось, что Кириллов Белозерский мон-рь «до крайнего упадку от настоятеля доведен; башня упала, и многие здания к тому же наклоняются». В результате по представлению Гавриила настоятель мон-ря архим. Каллист (Звенигородский) 7 марта 1800 г. был уволен на покой. В февр. 1800 г. по инициативе митрополита бывший ранее наместником Александро-Невской лавры архим. Иосиф (Чапужников), добившийся успехов «в устройстве монашествующих», стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря, где сразу ввел устав, во всем сходный с Валаамским. В том же году лаврский иером. Товия (Трубачевский), возведенный в сан игумена, возглавил Клопский мон-рь. Бывш. лаврский иером. Мисаил (Джурский), с 1798 г. являвшийся строителем Антониева Дымского мон-ря, получил в управление в сане игумена Отенский мон-рь; его место занял иером. тихвинского Большого Успенского мон-ря Герасим (Гайдуков), находившийся ранее в послушании у мон. Игнатия (Ушакова). В 1800 г. в качестве приписного к Николаевскому Розважскому монастырю был восстановлен Перекомский мон-рь в Поозерье. А. К. Галкин Новгородская епархия в 1800 г.- нач. XX в. 19 дек. 1800 г. митр. Гавриил (Петров) был почислен на покой и остался жить в Новгородском архиерейском доме. Новгородская кафедра вновь получила общего архиерея с С.-Петербургской: им стал архиеп. Амвросий (Подобедов) , возведенный 10 марта 1801 г. в сан митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского (с 4 дек. 1803 именовался митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским). В июне 1801 г. митр. Амвросий впервые посетил Новгород и приветствовал свою паству в Софийском соборе. Впосл. он неоднократно посещал Новгородскую губ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Одной из ключевых фигур, связанных с леринским монашеством, является прп. Иоанн Кассиан, уроженец Востока, переселившийся на Запад и осевший в Массилии (ныне Марсель). Он известен прежде всего фундаментальными трудами «О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования», в к-рых систематически изложены аскетические наставления и принципы устроения монастырской жизни. Через него в лат. традицию перешло учение Евагрия Понтийского о молитве, борьбе со страстями и созерцательной жизни (подробнее см. в ст. Иоанн Кассиан Римлянин ). Воплощением предписаний прп. Иоанна Кассиана на практике и своеобразным итогом 1-го этапа развития лат. монашеской традиции стало появление общежительного мон-ря Кондадискон, сведения о котором содержатся в «Житиях Юрских отцов Романа, Лупикина, Евгенда». В этом мон-ре впервые на Западе был введен общий дормиторий вместо отдельных келий для каждого монаха (см. в ст. Евгенд ). Несмотря на конфликт леринских монахов с папским престолом, влияние леринской традиции в нач. VI в. было заметно и в Италии. Эннодий, еп. Тицина, написал «Жизнь монаха Антония Леринского». Согласно повествованию, Антоний был учеником странствующего аскета св. Северина, жизнь к-рого описал друг Эннодия Евгиппий . Св. Северин в 3-й четв. V в. основал 2 мон-ря в пров. Норик: в Фавианисе на Дунае (большой мон-рь) и в Бойотро (небольшой мон-рь). Когда монахи бежали от варваров в Италию, мощи Северина были перенесены в поместье Лукуллан под Неаполем, где был основан новый мон-рь, 2-м аббатом к-рого стал Евгиппий. От Леринского мон-ря линия преемственности ведет также к свт. Кесарию Арелатскому, к-рый в юности жил в этой обители, а затем основал женский мон-рь в Арелате для своей сестры Кесарии Старшей. Свт. Кесарий составил «Правила для дев» - один из первых нормативных уставов, которым вводился полный затвор для монахинь (право выхода из мон-ря по необходимости закреплялось только за настоятельницей). Этот устав и зависящие от него «Правила для монахов» впосл. были приняты в ряде мон-рей Галлии, напр. в мон-ре Св. Креста, основанном в Пиктавии св. Радегундой. Эта обитель, один из ранних примеров королевских мон-рей, находилась на попечении королевской фамилии. В меровингскую эпоху мон-ри стали рассматриваться как места, в которых сохраняется память о предках и возносятся молитвы за правящую династию и семьи знатных благотворителей. Мон-ри также стали служить хранилищами родовых богатств и убежищами. В мон-рях стали накапливаться значительные материальные богатства, появились земельные пожертвования. Поэтому в конфликтах между мон-рями и местными епископами правители часто вставали на сторону мон-ря. Вопрос об автономии мон-рей приобрел политическое значение.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Монастыри Действующие Муромский Спасо-Преображенский муж. мон-рь (впервые упом. в начальном летописании под 1095; согласно муромскому преданию, в обители принял иноческий постриг блгв. кн. Петр; мон-рь закрыт в 1919, возобновлен в 1995); муромский Благовещенский муж. мон-рь (основан в сер. XVI в., закрыт в 1919, одновременно открыт как приходский храм, в сент. 1991 возрожден); Троицкий жен. мон-рь г. Мурома (основан в 1642/43, закрыт в 1921, возобновлен в 1991); Воскресенский жен. мон-рь г. Мурома (основан не позднее XVI в. (по местному преданию, в XIII в.), в 1764 упразднен, возобновлен в 2000); Благовещенский жен. мон-рь (г. Вязники; основан в 1640/41 как муж. мон-рь, в 1916 распоряжением Синода преобразован в женский, закрыт в 1923, в 1995 открыт как приходский храм, в 2000 возобновлен как жен. мон-рь); мстёрский в честь Богоявления мон-рь (в пос. Мстёра Вязниковского р-на, мужской, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в 1764, возрожден в 2000); гороховецкий во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца мон-рь (в Гороховце, мужской, основан в 1643, закрыт в 1923, возрожден в 1993); гороховецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь (в Гороховце, женский, основан во 2-й пол. XVII в. как мужской, в 1723 приписан к Флорищевой Успенской пуст., закрыт в 1923, возрожден в 1994 как скит гороховецкого Троице-Никольского мон-ря, с 1999 жен. мон-рь); гороховецкий в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в Гороховце, женский, основан в 1657/58, упразднен в 1764, возрожден в 2001); Серапионова пуст. на Монашеском оз. в Вязниковском р-не (образована в 1999). Скиты: Георгиевский скит на Клязьме (основан, по преданию, в 1365 прп. Сергием Радонежским, в 1764 упразднен, возобновлен в 1996 как скит гороховецкого Троице-Никольского муж. мон-ря); Казанский скит урочища Акиншино (открыт в 2001 как скит мстёрского Богоявленского муж. мон-ря на основе прежнего Казанского храма). Архиерейские подворья: во имя свт. Иоанна Милостивого в пос. Мстёра (образовано в 2005 как подворье Знаменского жен. мон-ря в Гороховце; в 2009 - подворье вязниковского Благовещенского жен. мон-ря в Вязниках; с 2014 архиерейское подворье), в честь Рождества Христова в с. Борисоглеб, Михаило-Архангельское в с. Лазареве, Кресто-Воздвиженское в Муроме (все с 2013). Упраздненные

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 367; [Протопопов Я. Е.] О Космине мон-ре и Золотниковской пуст.//Владимирские ГВ. 1842. 8. С. 34; Миловский М. Козьмин мон-рь//Там же. 1848. 24. С. 135-137; Тихонравов К. Н. Замечательное Евангелие в Козьмине мон-ре//Там же. 1855. 1. С. 7; Владимирский сб.: Мат-лы для статистики [и др.]/Сост.: К. Н. Тихонравов. М., 1857. С. 116; С(ервиц)кий [А. И.]. Космин мон-рь и училище при нем: Из путевых записок//Владимирские ЕВ. 1870. 5. С. 206-210; Горчаков М., свящ. О земельных владениях Всерос. митрополитов, патриархов и Св. Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871. С. 224; Ростиславов Д. И. Опыт исследования об имуществе и доходах наших мон-рей. СПб., 1876. С. 71, 78, 240, 245 (То же: Рязань, 2010); Павлинский Ф. Краткая история Космина мон-ря//Владимирские ЕВ. 1883. 9. С. 257-260; Извольский Н., свящ. Приложение к краткой истории Космина мон-ря Владимирского у.//Там же. 1886. 18. С. 479-489; [Конобеевский И. А.] (псевд.: И. А. К.-С.). Прп. Косьма и Яхромский мон-рь//Рус. паломник. 1894. 9. С. 129-130; [Косаткин В. В.] Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 109-114; Николай Михайлович, вел. кн. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 438; Водарский Я. Е. Церковные орг-ции и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-94; Трофимова Н. Н. Лицевой покров Козьмы Яхренского [Яхромского]//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 426-430; Справ. по фондам Гос. архива Владимирской обл. Владимир, 1979. С. 50-51; Николаева Т. В. Икона-мощевик Успенского Козьмина мон-ря на р. Яхроме//ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 326-336; Щенникова Л. А. Богоматерь Яхромская: Визант. прототип и рус. иконы XIV-XVII вв.//РиХВ. 1997. Т. 1. С. 49-63; она же. Святыни и древности Яхромского Козьмина мон-ря//Макарьевские чт. М., 2000. Вып. 7: Мон-ри России: Мат-лы VII Рос. науч. конф., посвящ. памяти свт. Макария. С. 165-176; она же. Свято-Успенский Яхренский Козьмин мон-рь - первая обитель игум. Митрофана (св. еп. Воронежского)//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 276-283; она же. Образ прп. Космы Яхренского в лицевом шитье и на иконах//Кадашевские чт. М., 2014. Сб. 15. С. 246-265; Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 151, 443-445; Ефимова А. И. Успенский Козмин мон-рь на р. Яхрени в док-тах XV-XVIII ст.//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 247-254; она же. Икона «Прп. Косма Яхренский с монастырем» из Владимиро-Суздальского музея//Там же. 2003. Вып. 7. С. 178-183; Св.-Успенский Космин мон-рь в с. Небылое: Старинные фотографии/Космин мон-рь. [Б. м.], 2008; Настоятели Космина Яхренского Св.-Успенского мон-ря XIV - нач. XX в./Сост.: А. В. Кукушкина, Ю. В. Фомин, Л. А. Щенникова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

главы вмч. Феодора находится в ГММК (инв. МР-1758). В мае 1591 г. в Россию прибыл Тырновский митр. Дионисий с грамотой от вост. Патриархов, в к-рой сообщалось, что на К-польском Соборе в 1590 г. за Русским Патриархом были признаны все права Предстоятеля автокефальной Церкви. В составе посольства находились архим. Пантелеимонова мон-ря Неофит, архим. Хиландарского мон-ря Григорий и старец Ватопедской обители Софроний, приехавшие в Россию за милостыней. 20 июня посольство принимал царь Феодор Иоаннович, во время приема старец Софроний преподнес царю мощи мч. Кирика. Уезжая из России, послы получили щедрую милостыню, архимандриту Пантелеимонова мон-ря царь Феодор Иоаннович дал жалованную грамоту, в к-рой подтвердил право старцев этого мон-ря на беспошлинный проезд в Москву за милостыней. 4 февр. 1592 г. была отправлена царская грамота к проту Св. Горы и средства на строительство келлий и церкви Пантелеимонова мон-ря. Царь пожаловал «рухлядью да ризы и стихарь» на 500 р. с обещанием впосл. при успешном строительстве прислать «больше того». Царь также пожертвовал «большие ризы» в Хиландарский мон-рь. В дек. 1593 г. Феодор Иоаннович послал на А. дьяка Кошурина с милостыней по случаю рождения царевны Феодосии. Царь Борис Годунов в 1603 г. подтвердил право иноков Хиландарского мон-ря на беспошлинный проезд в Россию за милостыней и право на владение подворьем в Москве. В авг. 1603 г. в рус. столицу за милостыней приезжали старцы афонского мон-ря во имя св. Симеона Столпника, а в июне 1605 г.- хиландарский архим. Лонгин, архим. мон-ря Ксенофонт Иаков. Лонгин преподнес государю часть мощей вмч. Феодора Стратилата, Иаков - мощи вмч. Димитрия. Смутное время надолго отрезало А. от России. Только в 1626 г. в Москву прибыл игум. Мелетий с жалобой на бедственное положение Пантелеимонова мон-ря, имевшего большие долги и заложившего все имущество, позднее в XVII в. игумены Русского мон-ря неоднократно приезжали в Москву за милостыней: в 1636 г.- игум. Иоанн, в 1642-м - игум. Григорий с келарем Христофором и неск.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

4 нояб. 1891 г. еп. Старорусский Антоний (Соколов) предложил Новгородской духовной консистории «восстановить в древнем граде Новгороде крестные ходы во всем их древнем величии, дабы православный Новгород не отставал в этом отношении от сердца России - Москвы». Расписание общегородских крестных ходов составил ключарь Софийского собора свящ. А. И. Конкордин. На крестные ходы из Софийского собора, как для освящения воды на р. Волхов (6 янв. и 1 авг.), так и в традиционно новгородские - вокруг Софийской и Торговой сторон и в Антониев мон-рь, было предписано являться всем священно- и церковнослужителям города. Офиц. документ, закрепивший расписание и особенности крестных ходов в Новгороде, был утвержден митр. Новгородским и С.-Петербургским Исидором. В 1896 г. в Новгороде был установлен крестный ход 19 янв. из Николо-Кочановской ц. на Софийской стороне в ц. вмч. Георгия на Торгу, в память о новгородских юродивых XV в., Николае и Феодоре, погребенных при этих церквах. 9 июня 1897 г. архиеп. Феогност и приглашенный им Можайский еп. сщмч. Тихон (Никаноров) возглавили празднование 500-летия Кириллова Белозерского мон-ря, которое включало крестный ход вокруг монастырских стен и «молебствие» прп. Кириллу Белозерскому под открытым небом, у часовни на территории т. н. малого (Иоанновского) мон-ря. В ходе русско-япон. войны 1904-1905 гг. жители Тихвина испросили разрешения вынести явленную икону на городскую площадь для всенародного молебна о победе, к-рый состоялся 17 июля 1905 г., за 10 дней до начала мирных переговоров в Портсмуте (США). 7 окт. 1912 г. Новгород встречал икону Успения Божией Матери с частицей мощей свт. Нифонта Новгородского, написанную в Киево-Печерской лавре. Она была перенесена крестным ходом из Знаменского собора в Софийский. Регулярные крестные ходы в Новгородской епархии проводились и в сельской местности. Так, были установлены ходы вокруг Филипповой Ирапской пуст.- 8 мая (в память прибытия прп. Филиппа); Валдайского Иверского мон-ря - 21 мая; Отенского мон-ря - 26 июня; Деревяницкого Воскресенского мон-ря - 10 июля (в 1853 храм Успения Пресв. Богородицы мон-ря был переосвящен в честь Коневской иконы Божией Матери, празднование к-рой установлено в этот день); Саввина Вишерского мон-ря - на Вознесение и 1 окт., тихвинского Николаевского Беседного мон-ря - 15 и 29 авг. Также регулярно проводились крестные ходы из Антониева Дымского мон-ря на Дымское оз. (24 июня), из Отенского мон-ря на колодец, ископанный, по преданию, свт. Ионой (в Ильинскую пятницу), из ряда приходов Старорусского у. (Буреги, Коростынь, Подгощи) в с. Леохново, к мощам прп. Антония Леохновского (во 2-ю пятницу после Петрова дня).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Ист.: ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 398-399; Т. 15. Стб. 129-130; 1908. Т. 21. Ч. 1: Книга Степенная царского родословия. С. 317; 1965. Т. 30. С. 138, 143; ДДГ. 1950. С. 371; Роспись жалования 1677 г.//ДАИ. Т. 9. 107; АЮБДР. 1864. Т. 2. С. 338; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 540-552; 1891. Ч. 2. С. 314, 332, 373, 409, 422, 423, 468, 544-545; Игнатий (Лебедев), схиархим. Письма из заключения// Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 214-315; он же. Письма мон. Ксении// Игнатия (Петровская), мон. Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001. С. 290-314. Лит.: Крылов И. З. Достопамятные могилы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1841; [Высокопетровский мон-рь в 1812 г.]//ЧОИДР. 1858. Т. 4. Отд. 2. С. 41-42; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Высокопетровский мон-рь. М., 1873; он же. Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; он же. Древние и др. замечательные предметы в моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; Высокопетровский мон-рь в Москве//Рус. достопамятности. М., 1880. Т. 3; Высоко-Петровский муж. 2-кл. мон-рь в Москве. М., 1899; Потапов А. А. Очерк др. рус. гражданской архитектуры//Древности: Тр. МАО. 1904. Т. 20. Гл. XXXVIII; Дедушенко Б. П. К истории ансамбля моск. Высоко-Петровского мон-ря//ДРИ. М., 1964: XVII в.; он же. Собор Петра митр. Высоко-Петровского мон-ря в Москве//Вопр. охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1976. Вып. 4; Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 180-188; Датюк Т. Московский Высоко-Петровский мон-рь: Ист.-археол. справка//ППр. 1993. 1. С. 12-18; Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994. С. 152-176; Гарькавый И. Страница жизни Церкви//АиО. 1995. 1(4). С. 114-125; Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский мон-рь в 20-30 гг.//Там же. 1996. 1(8). С. 114-135; она же. Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 1999. 3(21). С. 181-185; Беглов А. Архиеп. Варфоломей (Ремов): Argumentum advocati Dei: Настоятель Высоко-Петровского мон-ря по мат-лам архивов его прихожан//Церковь в истории России. М., 2003. Вып. 5. С. 222-240; Высоко-Петровский мон-рь: Патриаршее подворье. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/161083.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010