Церковь Преображения Господня в Иркутске. 1795–1811 гг. Фотография. 2000 г. Церковь Преображения Господня в Иркутске. 1795–1811 гг. Фотография. 2000 г. Барочные храмы епархии отличаются разнообразием объемно-пространственных композиций. Строятся «двойные» храмы с равными (Сретенский в Бельске, Черемховский р-н, 1786-1788, сохр. в руинах) или почти равными (Успенский в иркутском Вознесенском мон-ре, 1780-1783) апсидами. Возводится единственный в епархии классический храм «кораблем» (2-этажный, с колокольней и неширокой трапезной по оси, без приделов) - 5-главая ц. Спаса Нерукотворного в Балаганске (1787-1807, снесена в 1932). Ильинская ц. в с. Анга (Качугский р-н, 1804, снесена в 1933) имела характерное для сер. XVIII в. завершение 2 убывающими восьмериками и «вздутой» кровлей украинского типа. Иркутская ц. Благовещения (1785-1804, разобрана после 1879) повторяет композицию Тихвинской ц. (малый восьмерик на большом восьмерике), что, возможно, связано с ее возведением на фундаментах 1758 г., заложенных на средства ктитора Тихвинской ц. Бечевина. При той же композиции в ц. Преображения в Иркутске (1795-1811) прихотливая барочная кровля с люкарнами заменена строгой 8-лотковой кровлей, что придало постройке иной облик; по ее образцу было возведено несколько сельских храмов. Собор иркутского Вознесенского мон-ря послужил образцом для ряда храмов, возведенных восьмериком от земли, которые помимо этого монастыря строились и в селах (ц. Успения в с. Оёк, Иркутский р-н, 1812-1845). В упомянутом монастыре была построена и единственная в епархии 7-главая ц. Смоленской иконы Божией Матери (1795-1809, полностью перестроена в 1837-1841). Троицкая ц. (1790–1817) киренского Свято-Троицкого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Троицкая ц. (1790–1817) киренского Свято-Троицкого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. С нач. XIX в. в архитектуру храмов епархии начинают проникать формы классицизма, причем механизмы этого проникновения те же, что и в др. регионах России. Полуглавия приобретают треугольную форму (ц. Благовещения в Косой Степи, Ольхонский р-н, 1795-1804, разрушена в 30-х гг. ХХ в.) или даже отделяются карнизом (ц. Спаса Нерукотворного в с. Петропавловском, Киренский р-н, 1801-1820, разрушена в 30-х гг. ХХ в.). Затем полуглавие заменяется фронтоном и оформление фасада - пилястровым портиком (верхний этаж Троицкой ц. киренского Свято-Троицкого монастыря, 1790-1817, разрушен после 1944) и, наконец, пристройкой портика (ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Усть-Куда, Иркутский р-н, 1803-1807). В местной традиции, соединявшей барокко и классицизм, храмы строились деревянными вплоть до нач. ХХ в. (ц. Зосимы и Савватия в с. Падун (ныне в черте г. Братска), 1907-1910, разрушена ок. 1960); иногда они достигали крупных размеров (ц. Св. Троицы в Б. Елани, Усольский р-н, 1892-1897, разобрана в 1962, инженер Н. С. Пухлов). Возводились и храмы восьмериком от земли (Скорбященская ц. в Банщикове, Киренский р-н, 1889).

http://pravenc.ru/text/674055.html

Домовая ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в братском корпусе мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. Фотография. 2006 г. Домовая ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в братском корпусе мон-ря ап. Иоанна Богослова в с. Пощупове. Фотография. 2006 г. В сент. 1988 г. И. Б. м. был передан РПЦ, в апр. 1989 г. открыт. 23 июня 1991 г. возрождавшийся мон-рь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1988 г. наместником был архим. Авель (Македонов; в схиме Серафим; † 6 дек. 2006), первый после гонений XX в. постриженик Рязанской епархии. В 2004 г. И. Б. м. возглавил настоятель, викарий Рязанской епархии еп. Шацкий Иосиф (Македонов) , 20 июля 2006 г.- архиеп. Рязанский Павел (Пономарёв), затем - наместник игум. Мефодий (Илюточкин), 27 дек. 2007 г.- наместник иером. Дионисий (Порубай). Видение ап. Иоанна Богослова хану Батыю. Роспись трапезной мон-ря. Нач. XXI в. Видение ап. Иоанна Богослова хану Батыю. Роспись трапезной мон-ря. Нач. XXI в. Первый из восстановленных храмов - Иоанно-Богословский собор (XVII в.) - был освящен 20 мая 1989 г. архиеп. Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым) . В И. Б. м. отремонтированы и действуют также храм во имя прп. Серафима Саровского, сщмч. Иувеналия, архиеп. Рязанского, и Новомучеников и исповедников Российских (освящен 1 авг. 1993), расположенный в подклете Богословского собора; храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя свт. Николая и имп. св. Николая II (освящен 19 мая 2001), расположенный в нижнем ярусе шатровой колокольни (XVII в.); храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», во имя вмч. Пантелеимона и вмч. Георгия Победоносца на 3-м этаже братского корпуса (освящен 21 июня 2002); домовый храм во имя св. князей Бориса и Глеба в новом братском корпусе (освящен 3 авг. 2006); домовый храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя арх. Гавриила и вмц. Варвары в доме наместника (освящен 9 дек. 1999). В Успенском соборе (1870) завершаются отделочные работы. Имеются привратная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, часовня-купальня во имя ап. Иоанна Богослова на св. источнике, в 300 м от мон-ря, а также др. часовня на св. источнике.

http://pravenc.ru/text/471597.html

Свт. Игнатий, патриарх Константинопольский, прав. Иаков Боровичский, ап. Иаков, брат Господень. Миниатюра из Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ) Свт. Игнатий, патриарх Константинопольский, прав. Иаков Боровичский, ап. Иаков, брат Господень. Миниатюра из Лицевых святцев. XIX в. (ГИМ) Среди поздних образцов иконографии И. в Валдайском мон-ре выделяются 2 настенные композиции при входе в собор симметрично сцене принесения в мон-рь Иверской иконы (входят в состав росписи 1836-1838; о росписи см.: Трифонова А. Н. Живопись Успенского собора Иверского мон-ря в Валдае по письменным источникам XVII-XX вв.//Новгородский арх. вестн. Новгород, 1999. Т. 1. С. 138-170): явление мощей святого во время ледохода на Мсте и явление И. больному священнику ( Силин. 1912. С. 22) - по-видимому, исцеление глухого иерея, описанное патриархом Никоном ( Никон. Труды. 2004. С. 83). Перенесение мощей И. в Иверский мон-рь (?) было изображено над проездной аркой надвратной ц. арх. Михаила ( Истомина Э. Г., Красноречьев Л. Е. Иверское чудо. Л., 1982. С. 32). Житийные сюжеты украшали серебряную раку И., выполненную в 1858 г. Ф. А. Верховцевым: на ней были представлены обретение мощей святого, их перенесение в Свято-Духов мон-рь и явление И., открывшего свое имя жителям Боровичей ( Силин. 1912. С. 30-31). Более ранняя серебряная крышка, пожертвованная графиней А. А. Орловой-Чесменской к раке времени патриарха Никона (предыдущая крышка сохр. в ц. арх. Михаила), не вполне соответствовала общепринятому способу украшения рак рус. святых: в ее изголовье находилось оконце, закрывавшееся дверцей на петлях; на внутренней стороне дверцы было изображено Распятие Христово, а на внешней - поясная фигура усопшего И. со сложенными на груди руками (как в видении, бывшем патриарху Никону); ниже были вычеканены тропарь святому и вид Иверского мон-ря ( Франц. 1920. С. 3. 5). Вместе с Иверской иконой Божией Матери, со свт. Филиппом Московским и с прп. Арсением Великим И. был изображен на большом монастырском колоколе, отлитом в 1883 г. на колокольном заводе Смирновых в Валдае ( Силин. 1912. С. 41). Очевидно, в XVIII - нач. XX в. разнообразные изображения святого имелись в городских храмах Валдая, в т. ч. в часовне И. 1826 г. (сохр. икона кон. XIX - нач. XX в. в валдайской Петропавловской ц.), и Боровичей (напр., в иконостасе Тихвинской ц., преобразованной из часовни в 1907; в домовой ц. во имя И. при Боровичском ДУ (1897); в часовнях И. и Спаса Нерукотворного; на фасаде деревянной ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы в Боровичах - изображение И. и чтимого в городе свт. Модеста Иерусалимского на фоне Свято-Духова мон-ря), а также в приходских церквах соответствующих уездов.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Тихвинская ц. в Иркутске. 1754–1773 гг., не сохр. Фотография. XIX в. (ГИМ) Тихвинская ц. в Иркутске. 1754–1773 гг., не сохр. Фотография. XIX в. (ГИМ) Иной характер имеет собор иркутского Знаменского мон-ря (1757-1762?), завершенный малым восьмериком; он меньше упомянутых построек и не столь оригинален в отношении композиции или декора. Он был построен, по-видимому, вновь приехавшими из Вел. Устюга мастерами, относящимися к артели, к-рая возводила Сергиевскую ц. в Дымковской слободе (1739-1747). Те же мастера могли построить и один из самых больших иркутских храмов - Тихвинской иконы Богородицы (1754-1773, снесен в 30-х гг. ХХ в.); он имел того же ктитора - иркутского купца Ивана Бечевина. Композиция Тихвинского храма нестандартна: 2-этажный четверик главного храма переходил в большой восьмерик, над к-рым возвышался малый восьмерик; с запада к храму примыкали трапезная с увенчанным малым восьмериком приделом и ярусная колокольня, завершенная куполом со шпилем. Если в каменном зодчестве влияние форм укр. построек проявлялось в завершениях, и то не всегда, то в деревянном строительстве в 30-90-х гг. XVIII в. оно было определяющим. На территории епархии были широко распространены одноглавые храмы типа восьмерик на четверике (восьмерик был заметно уже четверика и завершался украинской кровлей-«баней») с трапезной и отдельно стоящей колокольней. Первым известным храмом подобного типа был Успенский в Тулуне (1734-1740, разобран в 1903). Храмы имели подклет, часто полноценный нижний этаж и гульбище с высоким крыльцом (Троицкий в Зиме, 1777, разобран в 1895; Вознесенский в Качуге, 1784, разобран в 1930). Колокольни обычно завершались «баней», но иногда строились и шатровые (Никольская ц. в с. Бадай Усольского р-на, 1774, полностью перестроена ок. 1880). У некоторых 2-этажных храмов нижняя апсида была намного вынесена на восток, что придавало композиции пирамидальный характер, как в Никольской ц. в Кривой Луке (Киренский р-н, 1788, разобрана в 1852) и в Спасской ц. в Илимске (Нижнеилимский р-н, 1787, разрушена в 30-х гг. ХХ в.), имевшей на нижнем этаже 2 симметричные апсиды. Встречались варианты чисто украинских композиций - 3-частной (надвратная Владимирская ц. (с 1853 Никольская) киренского Троицкого монастыря, 1758, освящена в 1785, сгорела в 1931) и 5-частной (Воскресенская ц. в Верхоленске, 1792-1795, разобрана в 1937). Покровская ц. в Бирюльке (Качугский р-н, 1790-1795, разрушена в 30-х гг. ХХ в.) имела редкую композицию - с 2 большими восьмериками и огромной «баней» в завершении, а также с дополнительной «баней» над центром трапезной.

http://pravenc.ru/text/674055.html

В храмах В. е. хранились мн. чудотворные иконы, местонахождение к-рых в наст. время неизвестно. В соборе александровского Успенского жен. мон-ря почитались чудотворные иконы XVII в.- Успения Пресв. Богородицы и Страстная икона Божией Матери. Святыней Лукояновой муж. пуст. была явленная икона Рождества Божией Матери. Чудотворная Тихвинская икона Пресв. Богородицы - вклад свт. Варлаама - почиталась в Стефановом Махрищском мон-ре. Чудотворный образ Пресв. Богородицы «Знамение» был написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю владимирской слободки Быковки С. Иовлеву, исцелившемуся после молебна перед иконой; в 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича чудотворный образ был перенесен во владимирский Успенский собор. В Казанском соборе в Вязниках почиталась чудотворная Вязниковская Казанская икона Божией Матери , написанная ок. 1622 г. иноком Шартомского Никольского мон-ря Иоакимом. В храме находился список с иконы также древнего письма. В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почиталась чудотворная Смоленская икона Божией Матери в богатой ризе с золотым венцом, украшенным драгоценными камнями и жемчугом. По преданию, образ был перенесен при свт. Иоанне из Городца-на-Волге. До 1922 г. в Воскресенском соборе Шуи пребывала Шуйская Смоленская икона Божией Матери , написанная Герасимом Тихоновым во время эпидемии чумы в 1654 г., вскоре после перенесения образа в Воскресенскую ц. эпидемия прекратилась. В Золотниковской пуст. Шуйского у. находилась явленная Казанская икона Божией Матери. Мощи святых Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе во Владимире. Фотография. 2004 г. Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе во Владимире. Фотография. 2004 г. Во владимирском Успенском соборе почивают мощи свт. Максима, митр. Киевского (под спудом), Владимирских святителей сщмч. Митрофана, Симона, Серапиона, блгв. князей Андрея Боголюбского, Георгия (Юрия) Всеволодовича и его семьи, пострадавших от монголо-татар, Глеба Андреевича, Мстислава Андреевича , Изяслава Андреевича , Изяслава Глебовича, Константина Всеволодовича . В Успенском Княгинином жен. мон-ре хранится частица мощей мч. Авраамия Болгарского. В возрожденном соборе владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря пребывают мощи священноисп. еп. Афанасия (Сахарова).

http://pravenc.ru/text/154964.html

Прп. Нил Сорский. Роспись Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. 1838 г. Прп. Нил Сорский. Роспись Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. 1838 г. Икона кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. (ГРМ; см.: Святые земли Русской. 2010. С. 168. Ил. 101) точно передает планировку местности: Нилов скит огибают 2 речки - Сора и Бродь. Вероятно, образ создан местным белозерским художником, бывавшим в пустыни. Он изобразил ц. Сретения с трапезной, к к-рой вплотную примыкает ц. св. Иоанна Предтечи, далее следуют колокольня и ц. прп. Ефрема Сирина. Густой хвойный лес, нарисованный на заднем плане иконы, соответствует подлинному ландшафту местности. Преподобный предстоит слева, в его руках четки как образ умной молитвы. Акварельная миниатюра из рукописи «Предание Нила Сорского» 1804 г. (ГИМ. Муз. 676; книга принадлежала иером. Израилю) изображает пустынь до той значительной перестройки, к-рой она подверглась во времена настоятельства иеросхим. Нила (Прихудайлова). Здесь изображены древние постройки: ц. Сретения с маленьким Предтеченским храмом, «колокольня брусяная», монашеские кельи, ц. прп. Ефрема Сирина, разобранная в 1804 г. Н. стоит справа: воздев правую руку, он обращается к Господу Вседержителю в облачном сегменте. Изменения в архитектуре Ниловой пуст. нашли отражение в небольших «раздаточных» иконах 2-й пол. XIX - нач. XX в., на к-рых Н. представлен на фоне нового собора в честь Тихвинской иконы Божией Матери (КБМЗ, ЧерМО, частное собрание). На иконе кон. XIX - нач. XX в. (собрание Ф. Р. Комарова) панорама обители слева от святого включает 5-главый собор классицистических форм и 2-этажный настоятельский корпус с сев. стороны, каменные стены с башнями, на облаках - поддерживаемая ангелами Тихвинская икона Божией Матери как покровительница обители. Возможно, мастер воспроизвел вид Ниловой Сорской пуст. из настенной росписи 1838 г. в архимандричьих покоях Кириллова Белозерского монастыря или хромолитографию с образом Н. на фоне обители кон. XIX - нач. XX в. (наклеена на иконную доску; КБМЗ, ЧерМО, Вашкинский КМ). Н. написан в традиц. типе (при этом куколь святого имеет округлую, а не островерхую форму). Бытовали литографии с видом пустыни и Н. (напротив - прп. Иннокентий), молящегося в облаках Тихвинской иконе Божией Матери, напр. лист 1876 г. московской мастерской И. Гаврилова по рис. Е. Панфиловского (НГОМЗ, РГИАХМЗ; см.: Госкаталог. РФ. 4204765, 7572641).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Помимо указанных храмов К. е. принадлежали Московское подворье Старо-Голутвина мон-ря и Коломенское епархиальное подворье в Москве на Мясницкой ул., близ ц. во имя архидиак. Евпла. О существовании последнего известно с 1722 г. (в XVI-XVII вв. неподалеку от места, где было построено это здание, существовало более раннее подворье Коломенских архиереев с храмом Гребневской иконы Божией Матери, к нач. XVIII в. перешедшее в ведение Рязанских архиереев). В 1722-1772 гг. при Коломенском подворье в Москве действовала ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К 1788 г. помещения подворья сдавались в аренду. Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XX в. Успенский собор в Коломне. Фотография. Нач. XX в. 16 окт. 1799 г., согласно докладу Синода, имп. Павел I издал указ, по которому К. е. была упразднена, вместо нее в границах Тульской губ. учредили Тульскую епархию, приходы и монастыри К. е. в Московской и Рязанской губерниях передавались Московской и Рязанской епархиям. 31 дек. 1799 г. Коломенский еп. Мефодий был переведен в Тулу, получил титул «епископ Тульский и Белёвский». Коломенская ДС указом Синода от 19 дек. 1799 г. переведена в Тулу. В связи с упразднением К. е. в 1799-1800 гг. были закрыты 2 из 19 церквей Коломны: во имя св. Симеона Богоприимца (восстанавливалась после пожара 1682) и во имя прп. Алексия, человека Божия. К отчуждению в Казенное ведомство была определена загородная резиденция Коломенского епископа в Подлипках (устроена в 1772), но, поскольку при ней существовала деревянная крестовая Покровская ц., Московский митр. Платон (Левшин) опротестовал это решение, и московский губернатор передал резиденцию в распоряжение учреждавшегося в Коломне вместо семинарии Голутвинского ДУ. Древнейшие материалы епархиального архива до нач. XVI в. не сохранились, вероятнее всего, погибли в Смутное время в нач. XVII в. Более поздние документы по истории К. е. отложились в РГАДА, ЦГИАМ и ГА Тульской обл., в Ф. 796 РГИА (С.-Петербург) хранится переписка Коломенских епископов со Святейшим Синодом.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

С. С. Тихонов, Э. П. Р. Религия Большинство верующих - православные. К окт. 2018 г. в О. о. зарегистрирована 321 религ. орг-ция, из которых 173 представляют РПЦ (входят в Омскую митрополию ). Имеются община старообрядцев, 2 прихода Русской Истинноправославной Церкви, 2 общины Армянской Апостольской Церкви, 10 - Римско-католической Церкви, 2 - Российской греко-католической церкви (Российской католической церкви византийского обряда), 61 орг-ция протестантов, община молокан, 63 орг-ции мусульман, иудейская, буддистская и индуистская общины, орг-ция Богородичного центра , община международного об-ва «Сознание Кришны» , община шаманистов. Православие Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в. Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в. В регионе появилось с первыми рус. переселенцами в кон. XVI в. В основанной в 1594 г. Таре в том же году был построен 1-й деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1620 г. земли региона входили в Сибирскую и Тобольскую епархию, 1-м архиереем к-рой стал архиеп. Киприан (Старорусенков; впосл. митрополит). По его благословению в Таре основаны Спасский мужской (упразднен в 1764) и Параскево-Пятницкий женский (упразднен ранее 1764) мон-ри. По благословению митрополита Тобольского свт. Филофея (Лещинского) в 1716-1717 гг. во вновь основанной Омской крепости построен 1-й храм - во имя прп. Сергия Радонежского. В 1718-1719 гг. был возведен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в слободе Чернолуцкая (ныне с. Чернолучье Омского р-на), освященный 12 апр. 1719 г. при участии митрополичьего наместника иером. Феофана (Канорского). В 1753-1776 гг. на месте ранее существовавшего Спасского мон-ря возведен собор в честь Нерукотворного образа Спасителя в Таре, считающийся старейшим сохранившимся каменным зданием О. о. Во 2-й пол. XVIII в. в Таре были также построены и другие каменные церкви: во имя свт. Николая Чудотворца (1771-1774) на средства купца Я. Перминова; в честь Казанской иконы Божией Матери (1777) на средства купцов Нерпиных; Успенский собор (1774-1792) на пожертвования горожан; кладбищенская ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1784-1789) на средства купца И. Ф. Нерпина; ц. во имя Параскевы Пятницы (1791-1825) на средства купца И. Ф. Нерпина и его зятя гр. П. И. Ивелича.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010