Успенский сборник



 001   002   003   004   005   006

Православные святыниИскать в Источникеpravmir.ru
... С. 265. 31 Минея Сентябрь. С. 276. В службе иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Всеблаженная, прославляется введение Богоматери в Иерусалимский храм и при этом говорится: “…свещеносныя же девы светло стекошася к Создателю”. — 3 тропарь 3 песни канона Минея Сентябрь. С. 36. 32 4 тропарь 4 песни канона Минея Сентябрь. С. 65. 33 1 стихира на Господи воззвах Великой вечерни Минея Сентябрь. С. 291. 34 3 тропарь 7 песни канона Минея Сентябрь. С. 378. 35 4 стихира на хвалитех Минея Сентябрь. С. 357. 36 Как защититься от чародейства Сост. архимандрит Макарий. Изд. 2. М., 1995. С. 39. 37 Успенский сборник XII– XIII вв. М., 1971. С. 203. 112 в. Строки 20–25. 38 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М. ; Л., 1950. С. 14. Используя мысль князя Симеона, Н. С. Борисов назвал книгу о преподобном Сергии: “И свеча бы не угасла” ( М., 1990 ) . 39 Из чудес святителя Николая в близкое к нам время известно, как в 1950-е годы одну благочестивую женщину соседка пригласила в храм на праздник Мирликийского Чудотворца. Но она сказала, “что у неё нет денег даже на свечку. Пошла она на рынок и, проходя между рядами, где было немного людей, увидела, что порыв ... далее ...
Сказание и страдание и похвала мученикам святым ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и целые отрывкитекста. Столь же популярны Борис и Глеб, как святые князья-воины, были и вдревнерусском изобразительном искусстве. Летописная повесть о Борисе и Глебе неоднократно издавалась всоставе «Повести временных лет». Научное издание текстов «Сказания», «Чтения» идругих памятников этого цикла см. : «Жития святых мучеников Бориса и Глеба ислужбы им». Подготовил к печати Д. И. Абрамович. Пг., 1916; Бугославский С. П. Украіно-руськи пам᾽ятки XI–XVIII вв. про князив Бориса и Гліба. У Киïві, 1928. Мы публикуем текст «Сказания о Борисе и Глебе» по списку Успенскогосборника (по изд. : Успенский сборник XII–XIII вв. Издание подготовили О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971) , но в том составе, который, по гипотезеС. А. Бугославского, это произведение имело в своем первоначальномвиде, т. е. без «Сказания о чудесах», но сохраняя приложенную послепохвалы Борису и Глебу, перед «Сказанием о чудесах», статью «О Борисѣ, какъ бѣвъзъръм». Исправления ошибок и восполнение пропусков делаются по спискам«Сказания», входящим в редакцию Успенского сборника (по изд. Бугославского) . Господи, благослови, отче! «Род праведных благословится, – говорил пророк, – и потомки ... далее ...
Просветительная деятельность митрополита Макария ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... деятельность митрополита Макария Четьи Минеи митрополита Макария ( Киев, 1714 г. ) Архимандрит Макарий (Веретенников) После Крещения Руси у нас появляются Четьи Минеи. До нашего времени сохранились некоторые их древнейшие списки: Супрасльский сборник XI века, Успенский сборник ХII-ХIII веков. Отдельные тома Минейного круга сохранились от последующих веков. Первый известный систематический опыт работы над житийным материалом относится к началу XVI века. «После смерти Нила Сорского (7 мая 1508 г.) в Кирилло-Белозерском монастыре переписали созданное им грандиозное собрание житий — годовой комплект Четьих Миней» 115. Работу над собиранием всех «чтомых» книг на Руси святитель Макарий начал еще в Новгороде в 1529 году, продолжив тем самым труды архиепископа Геннадия. К этому времени инок Досифей завершил работу над Синайским Патериком. Созданные Святителем Минеи сохранились в трех списках. Самый ранний именуется Софийским, т. к. был положен в Софийском соборе в Новгороде в 1541 году. От него дошли до нас 8 книг. Полностью сохранился Успенский комплект, данный в кафедральный собор Русской Митрополии. Минеи, подаренные Иоанну Грозному, получили ... далее ...
Обзор литературы по истории Русской Церкви - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... хранилищ БАН (1976) , РГАДА (1988) , РГБ (Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указатель. М., 1983–1996. Т. 1. Вып. 1–3) . В 1960 г. началась работа над «Сводным каталогом славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР» ( М., 1984 ) . Были изданы (с критическим анализом) поучения святителя Кирилла (Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского ТОДРЛ. 1955–1959. Т. 11–13, 15; Из «Притч» и «Слов» Кирилла Туровского Подгот. текста В. Колесова ПЛДР. XII век. 1980. С. 290–323, 660–669) ; древнейший русский церковно-учительный и житийный «Успенский сборник» ( М., 1971 ) ; сочинения митрополита Илариона (Молдован А. М. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Киев, 1984) ; вышло комментированное издание архива Русской митрополии XIV – нач. XVI в. (РФА XIV – первой трети XVI века Подгот. текста А. И. Плигузова, Г. В. Семенченко, Л. Ф. Кузьминой; ИРИ РАН. М., 1986–1992. 5 т.) и т. д. Была продолжена публикация сочинений преподобного Нила Сорского (Прохоров Г. М. Послания Нила Сорского ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 125–143) , преподобного Иосифа Волоцкого (Зимин А. А. Послания Иосифа Волоцкого. М. ; Л., 1959) и др. Новый ряд ... далее ...
Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита ...Искать в Источникеazbyka.ru
... писать житий в той сложной форме, которая утвердилась в греческой агиографии, а подражали большею частью простым и кратким рассказам Пролога. Полных Четиих-Миней от домонгольского времени не сохранилось; имеется только часть их в двух списках различного письма. Это, во-первых, Супрасльская рукопись, найденная в Супрасльском униатском монастыре. Она содержит жития за месяц март, но не все: нет житий за первые три дня месяца (они утеряны) и за некоторые дальнейшие дни. После житий в сборнике помещены слова святых отцов на праздники. Рукопись относится к XI веку (33) . Во-вторых, Успенский сборник XII века, содержащий жития святых за месяц май; в нем находится 18 житий, причем вместе с житиями греческими здесь помещены жития славянских и русских святых, а именно: житие Мефодия, епископа Моравского, житие Феодосия Печерского, сказание о Борисе и Глебе и др. (34) . Были ли у нас в домонгольский период и другие месяцы Четиих-Миней- неизвестно. Историки Русской Церкви и литературы полагают, что были. Профессор Е. Е. Голубинский говорит, что «нельзя допустить, чтобы переведены были некоторые месяцы по выбору... а не все вместе, и если мы имеем некоторые месяцы, то из ... далее ...
Глава первая. Формирование и развитие ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... I летопись ( НПЛ. С. 16, 181 ) . «Список городов русских, дальних и ближних» и младший извод Новгородской I летописи сообщают, что церковь до пожара имела «13 верхов» ( Там же. С. 475, 181 ) . Н. Г. Бережков, анализируя даты пожара старого деревянного храма и закладки нового каменного по спискам Новгородской I летописи, высказывает предположение, что строительство новой церкви в 1045 г. на новом месте не было связано с пожаром старой в 1049 г. : «. . . старая сгорела несколько лет спустя после закладки новой» (Бережков Н. Г.) Хронология русского летописания. М., 1963. С. 226 (. [53] Успенский сборник XII—XIII вв. М., 1971. С. 62. [54] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207—208; Т. 2. Стб. 199. [55] Высоцкий С. А.) Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966. С. 45—46. № 10. [56] Свидетельство Никоновской летописи: ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 65. [57] Darrouzes I. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. М., 1978. С. 189—190. [60] Голубинский Е. История русской церкви. 2-е изд. М., 1902. Т. 1, 1-я пол. С. 668—669; см. также: Рорре A. Panstwo i Kosciot. S. 160. [61] Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 60. [62] Приселков ... далее ...
Глава третья. Городские соборы и монастыри в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Т. 1. Стб. 416—417. [186] Там же. Т. 2. Стб. 144. Летописец, правда, говорит, что Антоний «не име злата, ни сребра» (Там же. Стб. 148) . [187] Там же. Стб. 144. [188] Там же. Стб. 145. [189] Патерик. С. 13. [190] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144. [191] Приселков М. Д. Очерки... С. 171. [192] Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 39. [193] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 173; Патерик. С. 7. [194] «Сии бо Ярополк вда всю жизнь свою: Небльскую волость, и Деревьскую, и Лучьскую, и около Киева» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492) . [195] Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1974. С. 77. [196] Там же. [197] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 493. [198] Успенский сборник. С. 88. [199] Киево-Печерський патерик. С. 57. [200] Там же. С. 62. [201] Там же. С. 65. [202] Там же. С. 71. [203] ГВНП. М. ; Л., 1949. № 81. С. 140. [204] Фроянов И. Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв. Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 89—90; Он же. Киевская Русь. С. 78—79; Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV—начало XVI в. Л., 1971. С. 68, сн. 96; С. 85 ( А. Л., Шапиро, Т. И. Осьминский ) . [205] «Приидоша ис Чернигова Борис Негочевиц тысяцкий... с князем Святославом... и ... далее ...
Глава четвертая. Политическая позиция и ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Мономахом, который заказал специальную сень, о том, где поставить раки с мощами святых в этой церкви — в закомаре, где предполагал Святослав, или посередине церкви, как настаивал Владимир, был решен по предложению церковников жребием: «... и рече митрополит и епископе " верзите жребии " » (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 281. 1115г.) . [66] Голубовский П. В. Критико-библиографический обзор трудов по древнейшему периоду русской истории. III Университетские известия. Киев, 1907. № 8. С. 63—64. [67] Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. М. ; Л., 1941. С. 64. [68] Там же. С. 66. [69] Там же. [70] Успенский сборник. С. 62 [71] ПВЛ. М., 1950. Ч. 1. С 121 [72] Там же. С. 86. [73] ДКУ. М., 1976. С. 86 [74] ПВЛ. Ч. 1. С. 85. [75] ПВЛ. Ч. 1. С. 40, 114, 132. [76] Тихомиров?. Указ. соч. С. 64. [77] Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 14. [78] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522—523. [79] Там же. Стб. 656—657. [80] Там же. М. ; Л., 1949. Т. 25. С. 108; СПб., 1885. Т. 10. Стб. 63—64; Соловьев С. М. Указ. соч. Кн. 1. С. 604—607. [81] Мстислав «приеха Володимерь, еха во пископью ко святе Богородици и созва бояры володимерьскыя брата своего и местиче русци и немце, и повеле ... далее ...
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... князя Андрея Боголюбского " . (Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, С. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. - " Археологические известия и заметки " , 1895, № 2-3) . Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую " Повесть о убиении святого Андрея " . Ко времени Андрея относится и окончательная редакция " Сказания о Борисе и Глебе " , вошедшая в " Успенский сборник " . Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также " Молитва " , внесенная в летопись под 1096 годом, после " Поучения Владимира Мономаха " . Святой Андрей. Фреска Успенского Княгинина монастыря. Северная сторона юго - западного столба. Владимир. 1647-48 годы. Новгород. 1542. " Боголюбская " (фрагмент) . Шитая пелена. Новгород. 1542 год. 55. 2 х 104. 3. Вклад свт Макария и боярина ... далее ...
Благоверный князь Андре?й БоголюбскийИскать в Источникеazbyka.ru
... великого князя Андрея Боголюбского» (издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, с. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – «Археологические известия и заметки», 1895, № 2-З) . Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую «Повесть о убиении святого Андрея». Ко времени Андрея относится и окончательная редакция «Сказания о Борисе и Глебе», вошедшая в «Успенский сборник». Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также «Молитва», внесенная в летопись под 1096 годом, после «Поучения Владимира Мономаха». Молитвы Тропарь благоверному великому князю Андрею Боголюбскому глас 8 Яко благоверен и праведен, за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, кровь свою пролияв, якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, ихже кровем совопиет и твоя ... далее ...

 001   002   003   004   005   006

Постоянная ссылка на эту страницу: Успенский сборник
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"