Успенский сборник



 001   002   003   004   005   006   007

Свидетельства источников о школах на Руси в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... потому, что издавна «многы книги бяху ту» [18, с. 107]. Важными центрами просвещения были Суздаль и Ярославль. Остатки суздальского летописания сохранились в Лаврентьевской летописи. Активная переводческая деятельность продолжалась при Ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Здесь обнаружены древнерусские молитвы XIII в., в которых встречаются имена западных святых, хранились переводы греческого «Номоканона», «Пандекты» Никона Черноризца [44, с. 37, 207], Федорове Евангелие начала XIV в. с миниатюрами XII—XIII вв. Во Владимиро-Суздальском княжестве появилась книга для чтения «Успенский сборник XIII века», состоящая из «Житий» и «Поучений». Через Владимиро-Суздальскую Русь Москва восприняла литературные и педагогические традиции Киевской Руси. Училище в Ростове 6722 (1214) . Константин Всеволодич «... тогда же в Ростове на дворе своем заложил церковь каменну святыя Богородицы и хотел, при оной училисча устроя, от Спаса перевести» [48, с. 191]. Константину Всеволодовичу со временем удалось осуществить устройство школы в Ростове. После его смерти брат Юрий Всеволодович принял на попечение детей Константина. «6726 (1218) . Князь Юрий Всеволодович того же дня, по ... текст полностью ...
Православные святыни читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... кондака преподобному Макарию Египетскому ( †390; пам. 19 янв. ) говорит: “Богоноснаго быв убо Антония ученик, отче, искренний, якоже воск, изобразуя, всякую изобразил еси того поистине добродетель…”. — Минея Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 109. 27 В русском переводе читаем этот текст: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, что бы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф) архимандрит Макарий. Изд. 2. М., 1995. С. 39. 37 Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 203. 112 в. Строки 20—25. 38 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М. ; Л., 1950. С. 14. Используя мысль князя Симеона, Н. С. Борисов назвал книгу о преподобном Сергии: “И свеча бы не угасла” ( М., 1990 ) . 39 Из чудес святителя Николая в близкое к нам время известно, как в 1950-е годы одну благочестивую женщину соседка пригласила в храм на праздник Мирликийского Чудотворца. Но она сказала, “что у неё нет денег даже на свечку. Пошла она на рынок и, проходя между рядами, где было немного людей, увидела, что порыв ветра ... текст полностью ...
Просветительная деятельность митрополита Макария ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... деятельность митрополита Макария Четьи Минеи митрополита Макария ( Киев, 1714 г. ) Архимандрит Макарий (Веретенников) После Крещения Руси у нас появляются Четьи Минеи. До нашего времени сохранились некоторые их древнейшие списки: Супрасльский сборник XI века, Успенский сборник ХII-ХIII веков. Отдельные тома Минейного круга сохранились от последующих веков. Первый известный систематический опыт работы над житийным материалом относится к началу XVI века. «После смерти Нила Сорского (7 мая 1508 г.) в Кирилло-Белозерском монастыре переписали созданное им грандиозное собрание житий — годовой комплект Четьих Миней» 115. Работу над собиранием всех «чтомых» книг на Руси святитель Макарий начал еще в Новгороде в 1529 году, продолжив тем самым труды архиепископа Геннадия. К этому времени инок Досифей завершил работу над Синайским Патериком. Созданные Святителем Минеи сохранились в трех списках. Самый ранний именуется Софийским, т. к. был положен в Софийском соборе в Новгороде в 1541 году. От него дошли до нас 8 книг. Полностью сохранился Успенский комплект, данный в кафедральный собор Русской Митрополии. Минеи, подаренные Иоанну Грозному, получили ... текст полностью ...
Глава первая. Формирование и развитие ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... I летопись ( НПЛ. С. 16, 181 ) . «Список городов русских, дальних и ближних» и младший извод Новгородской I летописи сообщают, что церковь до пожара имела «13 верхов» ( Там же. С. 475, 181 ) . Н. Г. Бережков, анализируя даты пожара старого деревянного храма и закладки нового каменного по спискам Новгородской I летописи, высказывает предположение, что строительство новой церкви в 1045 г. на новом месте не было связано с пожаром старой в 1049 г. : «. . . старая сгорела несколько лет спустя после закладки новой» (Бережков Н. Г.) Хронология русского летописания. М., 1963. С. 226 (. [53] Успенский сборник XII—XIII вв. М., 1971. С. 62. [54] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 207—208; Т. 2. Стб. 199. [55] Высоцкий С. А.) Древнерусские надписи Софии Киевской XI—XIV вв. Киев, 1966. С. 45—46. № 10. [56] Свидетельство Никоновской летописи: ПСРЛ. СПб., 1862. Т. 9. С. 65. [57] Darrouzes I. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI—XIII вв. М., 1978. С. 189—190. [60] Голубинский Е. История русской церкви. 2-е изд. М., 1902. Т. 1, 1-я пол. С. 668—669; см. также: Рорре A. Panstwo i Kosciot. S. 160. [61] Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 60. [62] Приселков ... текст полностью ...
Глава четвертая. Политическая позиция и ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Мономахом, который заказал специальную сень, о том, где поставить раки с мощами святых в этой церкви — в закомаре, где предполагал Святослав, или посередине церкви, как настаивал Владимир, был решен по предложению церковников жребием: «... и рече митрополит и епископе " верзите жребии " » (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 281. 1115г.) . [66] Голубовский П. В. Критико-библиографический обзор трудов по древнейшему периоду русской истории. III Университетские известия. Киев, 1907. № 8. С. 63—64. [67] Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. М. ; Л., 1941. С. 64. [68] Там же. С. 66. [69] Там же. [70] Успенский сборник. С. 62 [71] ПВЛ. М., 1950. Ч. 1. С 121 [72] Там же. С. 86. [73] ДКУ. М., 1976. С. 86 [74] ПВЛ. Ч. 1. С. 85. [75] ПВЛ. Ч. 1. С. 40, 114, 132. [76] Тихомиров?. Указ. соч. С. 64. [77] Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 14. [78] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522—523. [79] Там же. Стб. 656—657. [80] Там же. М. ; Л., 1949. Т. 25. С. 108; СПб., 1885. Т. 10. Стб. 63—64; Соловьев С. М. Указ. соч. Кн. 1. С. 604—607. [81] Мстислав «приеха Володимерь, еха во пископью ко святе Богородици и созва бояры володимерьскыя брата своего и местиче русци и немце, и повеле ... текст полностью ...
Глава третья. Городские соборы и монастыри в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Т. 1. Стб. 416—417. [186] Там же. Т. 2. Стб. 144. Летописец, правда, говорит, что Антоний «не име злата, ни сребра» (Там же. Стб. 148) . [187] Там же. Стб. 144. [188] Там же. Стб. 145. [189] Патерик. С. 13. [190] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 144. [191] Приселков М. Д. Очерки... С. 171. [192] Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 39. [193] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 173; Патерик. С. 7. [194] «Сии бо Ярополк вда всю жизнь свою: Небльскую волость, и Деревьскую, и Лучьскую, и около Киева» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 492) . [195] Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1974. С. 77. [196] Там же. [197] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 493. [198] Успенский сборник. С. 88. [199] Киево-Печерський патерик. С. 57. [200] Там же. С. 62. [201] Там же. С. 65. [202] Там же. С. 71. [203] ГВНП. М. ; Л., 1949. № 81. С. 140. [204] Фроянов И. Я. Церковно-монастырское землевладение и хозяйство на Руси XI—XII вв. Проблемы общественной и всеобщей истории: Сб. статей. Л., 1973. Вып. 2. С. 89—90; Он же. Киевская Русь. С. 78—79; Аграрная история Северо-Запада России. Вторая половина XV—начало XVI в. Л., 1971. С. 68, сн. 96; С. 85 ( А. Л., Шапиро, Т. И. Осьминский ) . [205] «Приидоша ис Чернигова Борис Негочевиц тысяцкий... с князем Святославом... и ... текст полностью ...
Некняжеское церковное строительство в ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... 1891 ) . Делавшиеся в историографии попытки представить Олму венгерским вождем Алмошем не представляются убедительными. [13] См., например: Закревский Н. Описание Киева. Т. 1. М., 1868, с. 191–198; Толочко П. Древний Киев. 1983, с. 93–94; Мовчан I. Давньокиївська околиця. Київ, 1993. С. 22–29. [14] Патерик Киево-Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 123. [15] Там же. С. 125. [16] Турилов А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа — древнейшее русское «вопрошание» Славяне и их соседи. Вып. 11: Славянский мир между Римом и Константинополем. М., 2004. С. 244. [17] Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971. С. 78. [18] ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 665. Здесь и далее даты приводятся с учетом справочника летописной хронологии: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. [19] Патерик Киево-Печерского монастыря. С. 3–5. [20] Там же. С. 10. [21] Там же. С. 64; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 238. [22] Там же. С. 13. Ср. : ПСРЛ. Т. 1. Стб. 159. [23] Успенский сборник… С. 134. [24] Древнейшая редакция «Сказания об иконе Владимирской Богоматери» Публ. В. А. Кучкина и Т. А. Сумниковой Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 506–507. [25] ПСРЛ. ... текст полностью ...
Пространное житие Мефодия / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... молитвах твоих свыше опекай нас, стремящихся к тебе избавь от всякой напасти, учеников своих и учение распространяя, а ереси изгоняя, чтобы, прожив здесь достойно нашего назначения, стали мы с тобой, стадо твое, одесную сторону Христа, Бога нашего, вечную жизнь принимая от Него. Ему же слава и честь во веки веков, Аминь. Житие составлено в Моравии вскоре после смерти св. Мефодия в 885 г. одним из его учеников. Сохранилось в 15 списках, древнейший из которых входит в состав известного Успенского сборника конца XII — начала XIII в. ( ГИМ. Синодальное собр., № 1063 ) . См. его издания: Успенский сборник XII—XIII вв. М., 1971. С. 188—198; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1973. Том 3. С. 160—195; Жития Кирилла и Мефодия. М. : Книга; София: Наука и искусство, 1986. С. 181—232. Текст Жития воспроизводится по этим изданиям. Историю изучения Жития и свод комментариев к нему см. : Сказания о начале славянской письменности Вступ. статья, перевод и комментарии Б. Н. Флори. М., 1981. С. 143—173. Перевод текста: О. А. Князевская. Подготовка текста: О. А. Князевская, портал Православие. Ru. Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В ... текст полностью ...
Православные святыниИскать в Источникеpravmir.ru
... С. 265. 31 Минея Сентябрь. С. 276. В службе иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Всеблаженная, прославляется введение Богоматери в Иерусалимский храм и при этом говорится: “…свещеносныя же девы светло стекошася к Создателю”. — 3 тропарь 3 песни канона Минея Сентябрь. С. 36. 32 4 тропарь 4 песни канона Минея Сентябрь. С. 65. 33 1 стихира на Господи воззвах Великой вечерни Минея Сентябрь. С. 291. 34 3 тропарь 7 песни канона Минея Сентябрь. С. 378. 35 4 стихира на хвалитех Минея Сентябрь. С. 357. 36 Как защититься от чародейства Сост. архимандрит Макарий. Изд. 2. М., 1995. С. 39. 37 Успенский сборник XII– XIII вв. М., 1971. С. 203. 112 в. Строки 20–25. 38 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М. ; Л., 1950. С. 14. Используя мысль князя Симеона, Н. С. Борисов назвал книгу о преподобном Сергии: “И свеча бы не угасла” ( М., 1990 ) . 39 Из чудес святителя Николая в близкое к нам время известно, как в 1950-е годы одну благочестивую женщину соседка пригласила в храм на праздник Мирликийского Чудотворца. Но она сказала, “что у неё нет денег даже на свечку. Пошла она на рынок и, проходя между рядами, где было немного людей, увидела, что порыв ... текст полностью ...
Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... ( Сводный подлинник Филимонова, с. 49 ) ; «Брада короче Власиевы, не раздвоилась, вчерне седина, ризы преподобническия» ( БАН, Строгоновское собр., № 66, л. 90 ) . См. : Маркелов Г. В. Святые Древней Руси в иконописных подлинниках XVII-XIX веков. Свод описаний. Т. 2. СПб., 1998. С. 120. 81. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии... С. 622-625; Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998р. С. 432-434; Романенко Е. В., Шамина И. Н. Галактион Вологодский Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 287. 82. Успенский сборник ХІІ-XIII вв. Изд. подгот. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971. С. 80. 83. Яхонтов И. В. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник (составлено по рукописям Соловецкой библиотеки) . Казань, 1881. С. 228, 229. 84. Цитируется Житие прп. Александра Свирского по списку из собрания Троице-Сергиевой лавры ( РГБ, ф. 304 II, № 269 ) . См. : 85. Федотова М. А. К вопросу о Житии Ефрема Перекомского Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 167. 86. Каган М. Д. Житие Павла Обнорского ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007

Постоянная ссылка на эту страницу: Успенский сборник
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"