Глава XXIX. О свойстве того ведения, которым святые в будущем веке будут зреть Бога    Рассмотрим теперь, насколько Господь удостоит нас Своею помощью, чем будут заняты святые в своих бессмертных и духовных телах, так как плоть их будет жить не плотским, а уже духовным образом. Но, сказать по правде, я не знаю, каково будет это занятие, или лучше — покой и досуг. Я этого никогда не видел телесными чувствами. А если скажу, что видел умом, т. е. разумением, то сколько или что значит наше разумение перед лицом такого превосходства? Там царствует, как говорит апостол, «мир Божий, который превыше всякого ума» (Филип. IV:7). Чьего же ума? Конечно, нашего, или, пожалуй, и ангельского, но только не Божьего. Итак, если святые будут жить в мире Божием, то, конечно, в таком, который превосходит всякий ум. И в самом деле, наш ум он, несомненно, превосходит; а если превосходит и ум ангельский, ибо кто говорит «всякий ум», тот, очевидно, не исключает и ангелов, — в таком случае мы должны думать, что слова апостола сказаны потому, что ни мы, ни ангелы не в состоянии знать мир Божий так, как знает его Бог.    Итак, (мир этот) превосходит всякий ум, кроме, без сомнения, ума Божия. Но так как и мы, свойственным нам образом причастные этого мира, получим высший мир в себе, между собою и с Богом настолько, насколько нам свойственно высшее; то святые ангелы знают, таким образом, этот мир по самой своей природе, люди же в настоящем своем состоянии знают его гораздо меньше, каким бы размером своего ума они ни отличались. Ибо надобно иметь в виду величие того, кто говорил: «Мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (I Кор. XIII:9-10); и еще: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (I Кор. XIII:12). Так видят уже святые ангелы, которые называются и нашими ангелами, потому что, избавившись от власти тьмы и с залогом Духа переселившись в царство Христово, мы начинаем уже принадлежать к тем ангелам, с которыми у нас будет общий святой и сладостнейший град Божий, о коем мною написано уже столько книг. Будучи Божиими, ангелы и наши так же, как Христос, будучи Божиим, в то же время и наш. Они Божий потому, что не оставили Бога, — наши потому, что начали иметь нас своими согражданами. Господь Иисус сказал: «Не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. XVIII:10). Отсюда, как видят они, так будем видеть и мы, но мы пока еще так не видим. Поэтому-то апостол и говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу». Итак, наградой за веру будет служить то видение, о котором говорит апостол Иоанн: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан. III:2). А под лицом Божиим нужно разуметь обнаружение Бога, а не какой-либо член, подобный тому, какой мы имеем в своем теле и называем лицом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава XXVII. О грехах людей древнего времени 1. Как я слышал от некоторого пресвитера 117 , который слышал от тех, которые видели Апостолов и были их учениками, – наказание (объявленное) в Писаниях достаточно для древних людей за то, что они сделали без руководства Духа. Ибо, так как Бог не лицеприятен, то Он налагал наказание, сообразное с теми делами, которые были Ему неугодны. Так, когда Давид терпел за правду гонение от Саула и избегал царя Саула и не мстил своему врагу, – воспевал пришествие Христа и поучал народы мудрости, все делал по руководству Духа и угождал Богу. Когда же по своей страсти он взял себе Вирсавию жену Уриину, Писание сказало о нем: «Дело, совершенное Давидом, показалось злым в очах Господа» ( 2Цар.11:27 ); и к нему был послан пророк Нафан обличать его грех, чтобы, размыслив о себе самом, осудил сам себя и стяжал себе милосердие и прощение от Христа: «и (Нафан) сказал ему: были два человека в одном городе – один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много стад овец и быков, а у бедного ничего кроме одной овечки, которую он держал и кормил, и она была с ним и с его детьми наравне: она ела от его хлеба и пила из его чаши и была ему как дочь. И пришел гость к богатому человеку и поскупился взять из стада своих овец и из стада своих волов и угостить гостя: он взял овечку бедняка и предложил ее пришедшему к нему. Давид очень разгневался на того человека и сказал Нафану: жив Господь, человек, сделавший, это должен умереть; и он должен возвратить овцу вчетверо за то, что это сделал и не пощадил бедного. И Нафан сказал ему: ты это сделал» (2Цар.12и сл.); и затем окончил остальное, укоряя его и исчисляя Божии к нему благодеяния и (показывая), что он оскорбил Господа таким поступком; ибо неугодны Богу такого рода дела, и великий гнев угрожает дому его. Тронутый этим, Давид сказал: «я согрешил Господу», и воспел покаянный псалом, ожидая пришествия Господа, омывающего и очищающего человека, уязвленного грехом. Подобное было и с Соломоном; он судил праведно, изъяснял премудрость Божию, строил храм – образ Истины, излагал славу Божию, возвещал грядущий мир народам, предызображал Царство Христа, высказал три тысячи притч о пришествии Господа и пять тысяч песней, воспевая Бога, и раскрывал премудрость Божию в творении физиологически из всякого дерева, всякой травы, из всех птиц, четвероногих животных и рыб, и говорил: «ужели Бог, Которого небеса не вмещают, станет обитать с людьми на земле» ( 3Цар.13:27 )? И он угодил Богу, и все ему удивлялись, и все цари земные искали видеть его, чтобы послушать мудрости, данной ему Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Глава XXVIII 1 . Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! В главе этой предсказывается Самарии разрушение; а Иерусалиму только наказание: „зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его“ (ст. 28). Таково вкратце содержание этой главы. Венком гордости Ефремлян называется престольный град их Самария, который лежал на холме, имеющем овальную форму и окруженном прелестными плодоносными долинами, обиловавшими виноградниками и масличными насаждениями 1009 . С гордостью богачей говаривали Ефремляне о своей столице: „что-ж?– Кирпичи пали, построим из тесаного камня“.-„Сикоморы вырублены, заменим их кедрами“ 1010 . Мы имели уже случай упоминать (V, 11–13) о том, что в обоих царствах народа Израильского преобладающим грехом было пьянство, с неизменными его спутниками потемнением рассудка и развратом. Но в I-м стихе этой главы есть еще оттенок мысли, сохраненной в греческом (и славянском) тексте. В русском с еврейского переводе говорится о пьяных Ефремлянах, „сраженных вином“. В греческом же тексте говорится о пьяных без вина: νευ ονου, что следует сблизить с словами главы XXIX Исаии, стихи 9–10, в которых говорится о жителях Иерусалима, что они „пьяны но не от вина; Господь навел на них дух усыпления. (Такое же выражение употреблено в XIX, 14 об Египте). Вследствие этого казалось бы следовало разуметь и в читаемом нами месте, что пророк указывает не на одно пьянство, а на общее постоянное опьянение Ефремлян не только вином, но и гордостью. Вспомним, что Ефремляне, издавна соперничавшие с Иудой и домогавшиеся главенства над всем народом, происшедшим от Иакова, пренебрегали обетованиями, которые указывали на Иуду, как на то колено, из которого выйдет вождь, который упасет народ Божий Израиля 1011 . В ответ на эту безумную гордость, соединенную с неверием, пророк указывает, что дни столицы его и самого народа уже сочтены; Ассур уже двигается на него. 2 . Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергает его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава XXV Они пришли потом в Мемфис, и, узрев фараона, они остались в Египте три года 194 , и Господь Иисус сотворил там много чудес, о которых не написано ни в Евангелии Младенчества, ни в полном Евангелии 195 . Глава XXVI Через три года они покинули Египет и возвратились в Иудею. И когда они были уже близко от нее, Иосиф устрашился вступить в страну свою, ибо узнал, что Ирод умер и сын его Архелай 196 наследовал ему. Но ангел Господень явился ему и сказал: «О Иосиф, иди в город Назарет и там устрой жилище свое». Глава XXVII Когда они прибыли в Вифлеем 197 , там разразились тяжелые и трудно излечимые болезни, которые поражали глаза у детей, и многие умирали. И одна женщина, у которой сын был при смерти, привела его к Марии и нашла Ее омывающей Господа Иисуса. И сказала эта женщина: «О Мария, взгляни, сын мой жестоко страдает». Мария, услышав то, сказала ей: «Возьми немного этой воды, в которой и омыла Моего Сына, и полей ею твоего». Женщина поступила, как ей говорила Мария, и сын ее, после сильного возбуждения, уснул, и когда он проснулся, то оказался совершенно исцеленным. Женщина, исполненная радости, пошла к Марии, которая сказала ей: «Воздай благодарение Богу, за то, что Он исцелил сына твоего». Глава XXVIII И вот у женщины той была соседка, и сын ее был поражен той же болезнью, и глаза его почти закрылись, и он жалобно кричал день и ночь. И та, сын которой исцелился, сказала ей: «Отчего не отнесешь ты сына к Марии, как я отнесла Ей своего, когда он умирал, и он исцелился той водой, в которой омылся Иисус?» И эта вторая женщина также пошла взять этой воды, и, как только облила ею своего сына, болезнь его прекратилась. И она принесла своего сына совершенно выздоровевшего к Марии, которая предложила ей воздать благодарение Господу и не рассказывать никому о том, что произошло. Глава XXIX В том же городе были две женщины в браке с одним мужем, и у каждой было по сыну больному. Одна из них называлась Мария, а сын ее Кальжуф 198 . Женщина эта встала и отнесла своего сына к Марии, Матери Иисуса, и предложила ей красивую скатерть и сказала ей:

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Главный тезис его программы: « " любомудрствовать» (φιλοσοφεν) о Боге можно не всякому (ο παντς τ περ θεο φιλοσοφεν) ... не всегда, не перед всяким и не всего касаясь» (Слово XXVII. 3). Когда же, перед кем и в каких пределах эго целесообразно? Это целесообразно: когда ум «не сливается с негодными и блуждающими образами»; «перед теми, которые занимаются сим тщательно, а не наряду с прочим»; «о том, что доступно для нас»; «и в такой мере, до какой простираются состояние и способность разумения в слушателе». Изобразив эти правила, святитель Григорий Богослов предостерегает от софистики, которая способна «между делом» обсуждать богословские вопросы. Он обвиняет ариан в ложном, софистическом рационализме: «Как будто уличив наше учение в какой-то скудости ... стремитесь и поспешаете на этот один путь, на путь, как вам представляется, разума и умозрения, а как я скажу, – пустословия и мечтательности» (Слово XXVII. 8). Здесь вера имеет безусловное превосходство над знанием – тем знанием, которое выражается в словах: Ибо когда, оставив веру, предпочитаем ей силу слова и несомненность Духа уничтожим своими вопросами, а потом слово наше препобеждено будет величием предметов (это же необходимо последует, когда словом движет немощное орудие – наша мысль), тогда ... немощь слова представляется нам недостаточностью самого таинства. [...] Ибо восполнение нашего учения есть вера (Слово XXIX. 21). Вполне ясно, что вера, согласно св. Григорию Богослову , «восполняет» разум в отношении предмета, превосходящего мысль. Но есть и другое знание, приобретаемое посредством опыта, о котором писал апостол Павел: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор.13:12 ). Апостол Иоанн выразил это еще яснее: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Следуя этим учителям, св. Григорий Богослов по-своему переосмысляет завет Сократа: «Познай себя самого, из чего и каким сотворен ты ... и чрез это удобно достигнешь красоты Первообраза» (Мысли, написанные двустишиями, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Господь открывает глава слепым, выводит узников из темницы и сидящих во тьме к свету. Мы видели в Ис. 9пророчество о народе, ходящем во тьме, и о живущих в стране тени смертной, которым воссияет свет. Мы видели еще в гл. XXIX, 18 и XXXV, 5–6, что настанет день, когда глухие услышат, и глаза слепых прозрят из тьмы и мрака. Пророчества эти исполняются не только чудесами исцеления, о которых повествуют Евангелия, но главнейшее их значение заключается в просвещении человечества истиною. Свет великий осиял мир. Об этом свете говорит в речи своей к Агриппе Апостол Павел, рассказывая, как Господь помиловал его и избрал, чтобы, „Открыть глаза язычникам, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Господа Иисуса, Сына Божия, получили прощение грехов и жребий с освященными“ ( Деян. 26:18 ). Но пророчество Исаии получает еще дальнейшее освещение, если иметь в виду слова Апостола Петра, ( 1Пет. 3:19 ) которому повелено было Духом Святым открыть людям тайну, что и ветхозаветные умершие выведены Господом нашим из тьмы к свету, ибо Он милосердный „не оставил души их во аде“ ( Пс. 15:10 ) но, „духом сошедши в темницу духов, им проповедал“ радостное воскресение и избавление. Предыдущие обетования утверждает Господь, провозглашая священное имя Свое Иегова: „Я Вечно-живущий: это имя Мое! Глаголы Господни в пророчестве Исаии суть повторение откровения, данного Моисею в горящей купине 1402 . Иегова, Вечно Живущий, и Единый источник жизни, открывая Себя людям, повелел предупредить народ Свой, что Он Бог ревнитель 1403 . Ревность Господа есть высшая любовь, которая видит, что Его возлюбленное создание погибает в безумии идолопоклонства, которое в многих местах Св. Писания называется блудом. Всякая страсть, всякое увлечение, заставляющие забыть Бога, суть виды идолослужения, и Господь взывает к человеку, чтобы остановить его на пути безумия. Не может сохранить разум свой человек, если он славу, принадлежащую Единому Богу, переносит на какой бы то не было предмет; и может быть один из худших видов идолопоклонства есть обожание собственного разума при забвении Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Далее (XXI) Иов, возвращаясь к взводимым на него друзьями – и в особенности Софаром (в XXI главе) – обвинениям, спрашивает: «почему беззаконные живут и достигают старости... и дети и внуки их с ними... и домы их безопасны... и проводят дни свои в счастии? (XXI, 7–9; 13). В главах XXIII и XXIV Иов высказывает, что он жаждет предстать пред праведного Судию, Владыку вселенной: он тоскует по Нем, но знает, что над ним совершается воля Божия (XXIII, 3 – 7; 8 – 16). Он вспоминает всякие бедствия, постигающие людей, и совершаемые ими преступления и грехи, но некоторые из беззаконных безопасны. «Но поднялись высоко и нет их; падают и умирают как и все и как верхушки колосьев срезаются» (вся гл. XXI и ст. 24). С главы XXVI начинается речь Иова о творении и продолжается до XXXI гл. включительно. Мыслью подымаясь к чудным делам Творца вселенной, Иов вспоминает о творении небес и бездны, которые открыты пред Всевышним 512 , «и гром могущества Его кто может уразуметь» (гл. XXVI). В главе XXVII он возвращается к мысли, что будущее беззаконного должно однако быть несчастно, по крайней мере в потомстве его. От этой мысли он переходит (в гл. XXVIII) к указанию, что все устроено в мире по неизменным законам, и тогда снова подымается мыслью к величию Божия творения и вечных законов Его во вселенной. Он видит умственным оком своим месторождения металлов и драгоценных камней, месторождения рек и потоков: «но где же источник премудрости?» восклицает он (XXVIII, 20): «она сокрыта от очей всего живущего». И далее: «Аваддона (в смысле не только бездны, но и личности, ее представляющей) и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее и Он ведает место ее» (id. 22–23)... «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – (есть) разум» (id. ст. 28). И продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал: о если бы я был как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня!» (XXIX, 1, 2)... «когда еще Вседержитель был со мною и дети мои вокруг меня... когда старцы, увидев меня, вставали... и голос знатных умолкал... Потому что я спасал страдальца, и сироту... и сердцу вдовы доставлял я радость... и был я глазами слепому и ногами хромому... и отцом был я для нищих... И внимали мне и ожидали и безмолвствовали при совете моем... И жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (id. ст. 5–10; 12–16; 21, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Два слепца, сидящие возле пути, означают, что в том и другом народе (т. е. среди иудеев и язычников) есть некоторые уже прилепляющиеся верою к тому домостроительству во времени (dispensationi temporali), по которому (т. е. домостроительству) Христос есть путь (жизни), и уже желающие прозреть, т. е. уразуметь нечто о вечности Слова; так что, когда Иисус прошел мимо, они начинают сильно взывать, т. е. взывать о вменении веры, которою веруется (qua creditur) в Сына Божия, воплотившегося и страдавшего за нас. По этому домостроительству (во времени) Иисус идет как бы мимо, – это действие во времени. Надлежало, чтобы они до тех пор взывали, пока не превозмогли шум препятствующей им толпы народа, т. е. настойчиво напрягали дух свой молитвою и постоянным прошением до тех пор, пока, при величайшем напряжении, одолели привычные плотские пожелания, которые, подобно толпе, стоят на пути мышлению, стремящемуся узреть свет вечной истины, или пока одолели самую толпу плотских людей, препятствующую духовным занятиям (studia). И Иисус, сказавший: просящему будет дано, и ищущий находит, и толкущему отверзется ( Мф.7:8 ), слыша, что идут к Нему и при сильнейшем желании достигают того, чего желают, – Иисус ставши касается их и просвещает. Домостроительство во времени приходит, но не приходит вечность Слова, которая, в себе пребывая, все обновляет ( Прем.7:27 ). поскольку вера в воплощение во времени приготовляет нас к уразумению вечного, то мимохождением Иисуса слепцы побуждаются (просить) о прозрении, и остановившимся (Господом) просвещаются. Временное приходит, вечное остается. Вопрос XXIX. (Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет Мф.21:21 ). Что Господь говорит ученикам Своим: скажете горе сей: поднимись и ввергнись в море, – это говорит о гордости, которая свойственна веку сему: раб Бога должен сказать себе это, чтобы отогнать ее от себя, ибо она ему не приличествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Долго была одержана желанием найти прямое доказательство бытия Божия, которое основывалось бы единственно на принципе противоречия (фр.). 87 Изощренная изобретательность (лат.). 88 Вера как таковая самодостаточна, но она стремится стать разумением своего собственного содержания; она не зависит от очевидностей разума, наоборот, именно она и порождает эти очевидности… Это усилие преобразовать истину веры в истину знания и составляет настоящую жизнь христианской мудрости; совокупность рациональных истин, которые доставляет нам это усилие, и образуют саму христианскую философию (фр.). 89 Ничего, конечно, дурного не сотворил и не насадил Бог в оном месте такого счастья. Но в заповеди требовалось повиновение. Добродетель эта в твари разумной есть некоторым образом мать и хранительница всех добродетелей. Ибо тварь эта создана так, что для нее полезно быть подчиненною, а гибельно творить волю свою, а не Того, Кем создана (лат.). 90 Подчеркнуто мною. 91 Вот почему первичное моральное зло получает в христианской философии специальное наименование, объемлющее все заблуждения, порождаемые первородным грехом. Используя это слово, христианин каждый раз имеет в виду, что в его понимании моральное зло, совершенное свободной волей в сотворенной вселенной, непосредственно затрагивает фундаментальное отношение зависимости, соединяющее тварь и Бога: столь легкий и, так сказать, беспричинный запрет, которым Бог отметил одно из благ, находившихся в распоряжении человека, совершенно бесполезное для него, – это всего лишь чувственный знак радикальной зависимости твари. Послушаться запрета значило признать эту зависимость; нарушить запрет значило отрицать эту зависимость и объявить, что то, что хорошо для твари, лучше самого божественного добра (фр.). 92 Ибо написано (Ис. XXIX, 14): «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну». Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (фр.). 93

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и Апостол также говорит: «которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придет прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Фес.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих» и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих» и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротою Твоею, иди вперед и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5,8 ): сими и другими подобными изречениями о Нем они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ) и: «Я пришел к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3; 9:6; 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческии, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ) и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в иудее. А говорившие: «Бог грядет от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге 127 , – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своегои Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет (говорить) ясно, и глаза, слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3,5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мертвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на себя наши немощи и понесет болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010