4 Посвятить себя монашеской жизни. 5 В разговоре философа Платона: Критон, p. 45. 6 Еврип — бурный пролив у о. Еввеи. 7 Философ Платон в сочинении «Апология Сократа». 8 В Синодальном переводе смысл другой: «не будь страшен для меня, Ты — надежда моя в день бедствия». 9 В Синодальном переводе: «скитальцем и изгнанником будешь на земле». 10 В синодальном переводе «путь» и «мысль» во множественном числе: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». 11 В синод. переводе: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов.7:1). 12 т. е. двух сыновей фивского царя Эдипа, которых действия драматически изображены в трагедиях Эсхила и Софокла. 13 Горго или Горгона — баснословное чудовище, представляемое греческими поэтами с головою, покрытою змеями вместо волос, и приводившее в окаменение всякого, кто видел ее. 14 Разумеется, вероятно, Иевосфей. См. 2 Цар. 4:7. 15 Тантала, упоминаемого в греческом баснословии. См. Одисс. XI, 582–592. 16 Философ Сократ, по сказанию историка Ксенофонта. См. Достопамятности Сократа, Кн. 1, гл. 3, отд. 9–13. 17 Это славянский перевод, в Синодальном это звучит так: «зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью». 18 Приводимые ниже места св. Писания, принадлежащие двум пророкам, св. Иоанн приводит под именем одного пророка Михея. 19 Так у Златоуста, в слав. тексте смысл другой: «не изыде живущая в Сеннааре, плачитеся дому (сущаго) близ нея», т. е. она не смогла выйти, а вы плачьте над домом близ нее. В Синодальном же переводе: «не убежит и живущая в Цаане; плач в селении Ецель не даст вам остановиться в нем». – и. Н. 20 Ересеначальники сект, известных под именами маркионитов, валентиниан и манихеев, во 2 и 3 веках по Р. Х. 21 Философ Платон в разговоре: Тимей, Отд. 29. 22 Аммиана Марцелл. Истор. Книг. XXIX. 23 Констанций Хлор, Константин, Констанций, Констант, Галл, Юлиан, Иовиан, Валентиниан и Валент (304–378 г. по Р. Х.). 24 Константин и Констанций. 25 Император Грациан. 26 Император Феодосий Великий. 27 Император Валент. 28 Епаминонд — фивский полководец; Сократ — философ; Аристид — афинский правитель; Диоген Синопский — философ–циник; Кратис Фивский — ученик Диогена. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

590. Epistolae ad Serapionem. Tom. II, pag. 551, 552. 591. Patrologiae Graecae. Tom. XXIX. Contra Evnomium, lib. 5, De Spiritu Sancto, guod non sit creatura pag. 709, 710 и 711, 712; по слич. Quod Spiritus creator est. pag. 713, 714. 592. Четьи-Минеи, 2 января. Житие святого Силвестра папы Римского. Словопрение его с избранными учителями еврейскими об истинной вере. 593. «Благовестник». М., 1850. Толкование на Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 4. 594. Беседа 49, гл. 4. По переводу Московской Духовной Академии 1855 г. 595. Chrisostomi op. omn. Tom. I, pag. 757. Parisiis, 1842. 596.  Это не то, чтобы кто видит Отца, кроме того, Кто есть от Бога: Он видел Отца (Ин. 6. 46). 597. Chrisostomi op. omn. Tom. I, pag. 736. 598.  …Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1 Тим. 6. 15, 16). 599.  В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои (Ис. 6. 1, 2). 600. Chrisostomi opera omnia, pag. 721 и 722. 601.  Бога не видел никто никогда (Ин. 1. 18). 602.  Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1. 18). 603.  Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6. 16). 604. Patrologiae Graecae. Tom. XXVIII. S. Athan. Alex. Archiep. — quest. 28, pag. 614. 605.  Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 606. Беседа 4, гл. 11. 607. Беседа 4, гл. 13. 608. Беседа 4. гл. 9, 10. 609. Беседа 4, гл. 9, 10. 610. Лев. 4. 5. 611. Пс. 131. 10. 612. 1 Цар. 24. 7. 613.  Выходит дух его, и он возвращается в землю свою (Пс. 145. 4). 614.  …образовавшийся дух человека внутри него (Зах. 12. 1). 615.  Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс. 103. 4). 616.  …восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли (Пс. 47. 8). 617.  …как колеблются от ветра дерева в лесу (Ис. 7. 2). 618.  …огонь и град, снег и туман, бурный ветер (Пс. 148. 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5. Впрочем, если вышесказанное, мною не довольно убеждает кого-либо в том, что пророки были посланы от Одного и Того. же Отца, от Которого послан и Господь наш, тот пусть откроет уши сердца своего и, призвав Учителя нашего Иисуса Христа, послушает, что Он говорит: «Царство небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих созвать званных на брачный пир». И когда они не хотели послушаться, «опять послал других рабов, говоря: скажите званным: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и все откормленное заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши его, пошли кто на свое поле, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов, иных оскорбили, а иных убили. Услышав о сем, царь разгневался, и послал войска свои истребить тех убийц и сжечь город их, и сказал рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны. Итак, подите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежавших, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг, как ты вошел сюда, не имея брачной одежды? Он же молчал. Тогда сказал Царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте его в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Ибо иного званных, а мало избранных» ( Мф.22:1–15 ). Сими словами Господь ясно показывает все, – и что Один Царь и Господь всего Отец, о Котором прежде сказал: «не клянись и Иерусалимом, потому что он есть город великого Царя» ( Мф.5:35 ), и что Он изначала приготовил брачный пир для Своего Сына и по неизмеримой благости звал чрез рабов Своих первых людей на пир, а когда они не хотели послушаться, позвал еще других рабов для призыва их, но и так они не послушались и возвещавших зов побили камнями и убили; и Он, послав войска Свои, истребил их и город их сжег; призвал же на брачный пир Сына Своего со всех распутий, т. е. от всех народов, как говорит чрез Иеремию: «и Я послал к вам рабов Моих, пророков, сказать: устранитесь каждый из вас от пути неправедного и сделайте лучшими дела ваши» ( Иер.35:15 ) и еще говорит чрез того же пророка: «и Я послал к вам всех рабов Моих, пророков, в день и прежде света, и не послушались Меня и не приклонили ушей своих. И скажешь ли эти слова: сей род не послушал голоса Господня и не принял научения; вера пропала из уст их» ( Иер.7:25–29 ). Господь, Который призвал нас отовсюду чрез Апостолов, Он чрез пророков звал древних людей, как видно из слов Господа; и не от одного пророки, а от другого апостолы, хотя они проповедовали различным народам, но от Одного и Того же одни возвещали Господа, другие проповедовали Отца, одни предвозвещали пришествие Сына Божия, а другие проповедовали Его уже пришедшего тем, которые были далеко.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

5. И не только в делах, но и в вере Господь сохранил свободу и самовластие человека, говоря: «по вере твоей да будет тебе» ( Мф.9:29 ), и показывая, что вера принадлежит человеку, так как он имеет свою собственную волю. И еще: «все возможно верующему» ( Мк.9:23 ) и: «иди; как ты веровал да будет тебе» ( Мф.8:13 ). И все такие (изречения) показывают собственную власть человека относительно веры. Поэтому то, «верующий в Него имеет жизнь вечную; а неверующий в Сына не имеет жизни вечной, но гнев Божий пребудет на нем» ( Ин.3:36 ). Поэтому же Господь показывая Свою собственную благость и вместе свободу и самовластие человека, говорил Иерусалиму: «сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не хотели! Посему оставится дом ваш пуст». 6. Те же, которые утверждают противное сему, сами представляют Господа бессильным, как будто Он не мот совершит того, что захотел, или с другой стороны, незнающий тех, которые по природе «вещественны», как говорят они, и не могут принять Его нетления. Но по словам их не следовало бы Ему сотворить ни ангелов такими, чтобы могли согрешить, ни людей, чтобы они тотчас оказались неблагодарными к Нему, ибо они сотворены разумными, одаренными способностью испытывать и судить, а не как существа неразумные или неодушевленные, которые не могут ничего делать по своей воле, но с необходимостью и невольно влекутся к добру, и имеют одно чувство и один нрав, непреклонные и чуждые рассуждения, которые ничем другим не могут быть, кроме того, чем сотворены. А в таком случае ни добро не было бы для них приятно, ни общение с Богом драгоценно, ни очень вожделенно благо, которое бы достигалось без собственного устремления, старания и труда, но было бы насаждено само собою и без всякого подвига; таким образом добрые не имели бы никакого достоинства, потому что они были бы такими более по природе, чем по воле своей, и имели бы благо само собою, а не по выбору, и потому и не понимали бы того, что благо прекрасно, и не наслаждались бы им. Ибо как могут наслаждаться благом незнающие его? И какая слава тем, которые не стремились к нему? Какой венец тем, которые не стяжали его, как победители на состязании?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

6. Далее, Он показал еще, что мы после призвания должны украшаться делами правды, чтобы почил на нас Дух Божий, и это есть брачная одежда, о которой и Апостол говорит: «мы не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было безсмертием» ( 2Кор.5:4 ). Званные к вечере Божией и за свое худое поведение не получившие Святого Духа, «будут, – сказал Он, – брошены во тьму внешнюю», ясно показывал, что Тот же Самый Царь, Который отовсюду созвал верных на брачный пир Своего Сына и даровал им бессмертную трапезу, повелит послать в тьму внешнюю не имеющего брачной одежды, т. е. презрителя. Ибо как в первом Завете «не о многих из них благоволил» (Бог), так и здесь «много званных, мало же избранных» ( 1Кор.10:5 ; Мф.22:14 ). Итак, не иной Бог судящий, и не иной Отец зовущий ко спасению: не иной – дарующий вечный свет, а другой – повелевающий ввергнуть во тьму внешнюю тех, которые не имеют брачной одежды. Но Один и Тот же Бог Отец Господа нашего, от Которого и пророки были посланы, по неизмеримой благости Своей призывающий и недостойных, но смотрящий на призванных, имеют ли они одежду приличную брачному пиру Сына Его, ибо ничто неприличное и худое не угодно Ему. Так и Господь сказал исцеленному: «вот ты выздоровел: не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ). Ибо благий, правосудный, чистый и нескверный Он не потерпит в Своем брачном чертоге ничего злого, неправедного и скверного. Таков Отец Господа нашего, проведением Коего все существует и повелением Коего все управляется: Он даром дает, кому следует, и по заслуге праведно воздает неблагодарным и не чувствующим Его благости, как Праведнейший Мздовоздатель; и потому сказано: «послав войска Свои, Он истребил тех убийц и город их сжег.» Он назвал их войсками Его, потому что все люди Божии: «ибо Господня земля и что наполняет ее, мир и все живущие в нем» ( Пс.23:1 ). И потому Апостол Павел в послании к Римлянам говорит: «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для доброго дела, а для злого. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу он нее. Ибо (начальствующий) есть Божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся; ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому будьте покорны не только из (страха) наказания, но и по совести. Для сего вы подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» ( Рим.13:17 ). Итак, и Господь и Апостолы возвещают одного Бога Отца – Того, Который дал Закон, послал пророков и все сотворил; поэтому говорит: «послав войска Свои», ибо всякий человек, как человек, есть Его создание, хотя и не знает Бога своего. Он всем дает бытие,Он, Который «повелевает солнцу Своему сиять на злых и добрых и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

6. И нельзя сказать, чтобы эти слова были произнесены иронически, когда самые слова убеждают, что они сказаны поистине. Ибо говоривший был истина и истинно защищал Свой дом, выгоняя из него меновщиков, покупавших и продававших, говоря им: «написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:13 ). И какое основание имел Он делать это и говорить, если бы Он возвещал другого Бога? Но (Он так поступил), чтобы обличить преступников закона своего Отца, ибо не произнес обвинения против дома, ни порицал закона, который пришел исполнить, но обличал тех, которые не хорошо пользовались домом и преступали закон. И потому книжники и фарисеи, от времен закона начавшие презирать Бога, не приняли Его Слова, т. е. не поверили Христу; о них то говорит Исаия: «твои князья непокорны, сообщники воров, любят подарки, гонятся за мздою, не судят сирых и не вникают в дела вдовиц» ( Ис.1:23 ). И Иеремия подобным образом говорит: «Начальствующие над Моим народом не знали Меня, они, бессмысленные и безрассудные сыны, мудры делать зло, а добро делать не разумеют» ( Иер.4:22 ). 7. Которые же боялись Бога и заботились о Законе Его, те прибегли ко Христу и все спаслись; ибо Он сказал ученикам Своим: «идите к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:6 ). И самаряне, говорится, когда Господь пробыл у них два дня, «еще большее число уверовали по Его словам, и говорили женщине: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и знаем, что Он истинно Спаситель мира» ( Ин.4:41–42 ). И Павел говорит: «и таким образом весь Израиль спасется» ( Рим.11:26 ); но он также назвал закон «пестуном нашим» ( Гал.3:24 ) во Христа Иисуса. Итак, пусть они не приписывают Закону неверие некоторых; ибо закон не запрещал им веровать в Сына Божия, но даже увещевал их (веровать), говоря, что люди не могут спастись от древнего уязвления змее иначе, как чрез веру в Того, Кто, в подобии греховной плоти, на древе мученичества вознесся от земли и все привлекает к Себе ( Ин.12:32; 3:14 ) и оживотворяет мертвых 93 . Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

6. Мы приносим Ему, не как будто нуждающемуся, но благодаря Его владычество и освящая тварь. Ибо как Бог не нуждается в чем-либо от нас, так мы имеем нужду приносить что-либо Богу, как Соломон говорит: «милосердствующий бедному дает взаймы Богу» ( Прит.19:17 ). Не нуждающийся ни в чем Бог принимает на себя добрые действия наши, для того чтобы вознаградить нас Своими благами, как Господь наш говорит: «Придите благословенные Отца Моего, получите уготованное вам Царство. Ибо алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал Я, и вы напоили Меня; был странником и приняли Меня; был наг, и вы покрыли Меня, был болен и посетили Меня, в темнице был и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:34–36 ). Посему, как Он ни в чем этом не нуждается, но хочет, чтобы мы делали это ради нас самих, дабы мы не были бесплодны; так сие самое Слово дало народу (иудейскому) заповедь о приношениях, хотя в них не нуждался, чтобы он научался служить Богу; так и потому же хочет, чтобы и мы приносили дар к алтарю часто и неопустительно. Итак, на небесах есть алтарь, ибо туда направляются наши молитвы и приношения, и храм, как говорит Иоанн в откровении: «и отверст храм Божий» ( Отк.11:19 ), и скиния: «ибо вот, – говорит, – скиния Божия, в которой Он будет жить с людьми» ( Отк.21:3 ). Глава XIX. Земные вещи могут быть образами небесных, но небесные не могут быть образами других высших и неведомых 1. Дары, приношения и все жертвы народ (иудейский) получил прообразовательно, как было показано Моисею, на горе, от Одного и Того же Бога, Коего имя и ныне прославляется в Церкви между всеми народами. Но устроенным около нас земным вещам прилично быть образами небесных, созданных все-таки тем же Богом. Ибо иначе Он не мог приблизить (к нашему разумению) подобие духовных вещей. Напротив, вышенебесные и духовные и, в отношении к нам, невидимые и неизреченные вещи называть образами еще других небесных и другой Плеромы и Бога называть образом другого Отца свойственно тем, которые уклоняются от истины и вполне глупы и бестолковы. Ибо таковые, как я не раз уже показал, будут принуждены постоянно придумывать типы типов и образы образов и никогда не утвердиться своим умом на Едином и истинном Боге. Ибо они воспарили своими мыслями выше Бога, превзошли в сердцах своих самого Учителя и в своем мечтании вознеслись (над Ним), а на самом деле уклонились от истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

7. И поэтому Господь сказал, что «Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ) т. е. те, которые с усилием и подвигом постоянно бодрствуют, восхищают его. Поэтому же и Апостол Павел говорит коринфянам: «не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Всякий же подвижник воздержен во всем, – те для получения венца тленного, а мы нетленного. И потому я бегу так не на неверное, бьюсь не так, как будто бил воздух; но усмиряю тело мое и порабощаю, дабы, проповедая другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:24–27 ). Итак, добрый подвижник увещевает нас подвигом достигать бессмертия, чтобы мы увенчались и почитали венец драгоценным, – именно тот, который приобретается нами посредством подвига, а не приходит сам собою. И чем большим подвигом он достается нам, тем он драгоценнее, а чем драгоценнее тем больше будем любить его всегда. То, что приходит к нам само собою не бывает так ценимо, как то, что достается с великою заботою. Поелику же от нас зависит больше любить Бога, то достигать того подвигом и Господь научил и Апостол преподал. Иначе наше доброе было бы неразумно, если бы не было плодом упражнения. И способность видеть не была бы для нас так вожделенна, если бы мы не знали, какое большое зло не видеть; и здоровье делается драгоценнее чрез испытание болезни, и свет чрез сравнение с мраком, и жизнь чрез сравнение с смертью . Так и Царство небесное драгоценнее для знающих земное. А чем оно для нас драгоценнее, тем больше его любим, и если больше его полюбим, то будем славнее пред Богом. Посему для нас Господь все это допустил, чтобы мы всем наученные были во всем предусмотрительны на счет будущего и пребывали во всякой любви к Богу, разумно наученные любить Его; ибо Бог явил Свое великодушие в деле падения человека, а человек был научен чрез это, как и пророк говорит: «тебя исправить отступление твое» ( Иер.2:19 ); и Бог все предопределил для совершенства человека, для его назидания и открытия ему Своих распоряжений, дабы и благость явилась, и правда совершилась, и Церковь устроилась по образу Сына Его, и, наконец, человек некогда созрел, чрез это делаясь способным к видению и обнятию Бога. Глава XXXVIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

8. И мытарь, превзошедший Фарисея в молитве, не потому, что молился другому Отцу, получил свидетельство от Господа, что он более оправдался, но потому что с великим смирением, без превозношения и тщеславия, совершал исповедание тому же Богу. И притча о двух сыновьях, посылаемых в виноградник, из коих один противоречил отцу, а потом раскаялся, когда раскаяние было ему бесполезно, а другой обещался пойти, и тотчас же после обещания не пошел – потому что «всякий человек есть лжец» ( Пс.115:2 ), и желание есть, но не находить (силы) совершить – также показывает Одного и Того же Отца. И притча о смоковнице, – о которой Господь говорит: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу» ( Лк.13:7 ), показывая Свое пришествие чрез пророков, посредством которых Он неоднократно приходил искать у них плода правды, но не находил, – ясно показала и то, что смоковница будет посечена по вышесказанной причине. И без притчи Господь говорил к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, а вы не захотели! Вот оставляется вам дом ваш пуст» ( Лк.13 и сл.; Мф.13 и сл.). Слова притчи: «вот, Я третий год прихожу искать плода» и прямые слова: «сколько раз хотел Я собрать чад твоих» будут ложью, если не будем здесь разуметь пришествия Его чрез пророков, ибо Он (собственно) однажды и только тогда пришел к ним. А что избравший патриархов есть то же Слово Божие, которое всегда посещало их (иудеев) посредством пророческого Духа и нас, отовсюду созванных, чрез пришествие Свое, об этом, кроме вышеприведенного, Он истинно говорил: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном. А сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.8:11–12 ) Итак, если те, которые от востока и запада веруют в Него чрез проповедь Апостолов, возлягут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном, участвуя с ними в вечере, то оказывается, что Один и Тот же Бог, избравший патриархов, посещавший народ и призвавший язычников. Глава XXXVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

9. Не отврати лица Твоего от меня и не уклонись в гневе от раба Твоего! будь мне помощником, – не отринь (как непотребного) меня и не оставь меня, Боже – Спаситель мой! 10. Яко отец мой и мати моя остависта мя, ГОСПОДЬ же – восприят мя! 10. Ибо отец мой и матерь моя оставили меня, Господь же – принял меня! 11. Законоположи ми, ГОСПОДИ, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую – враг моих-ради. 11. Руководи законом меня, Господи, в пути Твоем, и наставь меня на стезю правую – ради врагов моих. 12. Не предаждь мене в души стужающих ми! Яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и – солга неправда себе. 12. Не предай меня душевным настроениям (произволу) притесняющих меня! ибо восстали на меня свидетели неправедные, и солгала неправда себе (самой). 13. Верую видети благая ГОСПОДНЯ на земли живых! 13. Верую, что увижу блага Господни на земле живых! 14. „Потерпи ГОСПОДА, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи ГОСПОДА!... 14. – В терпении уповай на Господа, мужайся, и – да крепится сердце твое, и в терпении уповай на Господа!... Примечания к Псалму XXVI-мy Ст. 1. Когда Бог ниспосланным свыше светом прогонит тьму (скорби), тогда душа тотчас усматривает, что скорбь, которая во тьме ночной великий страх причиняла, есть один только призрак, и что при Божием покровительстве не только не может она вредить, но еще и удивительную пользу приносит... Давид, испытав сие, воспевает: „Господь просвещение мое... Аки бы сказал: невежество и слабость делали меня боязливым в скорби: но когда Господь просветил мою мысль, и мне ясно зреть даровал, что всякое временное бедствие не долговременно и не тяжко, и когда елеем милости Своей исцелил немощь мою: от того времени я уже никого не боюся. Господь – Защититель… другой довод, чтобы не бояться (ср. Рим. 8:31 ). Ведь если царь, полком смертных воинов окруженный, не боится: то раб ли Божий (люди верующие), сопровождаемый покровительством всемогущего и бессмертного Владыки, убоится?! Ст. 2. Когда враги, злобствующие на меня, аки псы или голодные львы, приближались ко мне, дабы не только растерзать, но и съесть плоть мою, тогда сии самые враги вдруг изнемогали, и, как мертвые, пред ногами моими падали. Сию истину доказывают примеры не только Давида, но и Христа, и мучеников, и всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010