27-ой псалом Давида – можно разделить на три части. В первой из них (ст. 1–2), содержится усиленная его мольба, с повторным прошением: „да не премолчиши от Мене. Во 2-ой части псалма (ст. 3–5) Давид с отвращением говорит об окружающих его грешниках, оттеняя, как и сказали мы, особенно лукавство их и лицемерие, ибо на словах они говорили мир к ближним своим, злое же имели в сердцах своих: почему псалмопевец и просит от Господа им заслуженного воздаяния. О себе же он молит: не привлеки и меня с этими грешниками, ибо знает он хорошо, что „разорит их и не созиждет их Господь. И, наконец, в последней, 3-й части (ст. 6–9), Давид, благодаря, прославляет Господа за помощь Его – до того, что „процвете и плоть его. И молитвою за все „достояние Божие, чтобы Господь „упас их и взял их до века, заканчивает он в этом псалме свои молитвы. I. 1. К Тебе, ГОСПОДИ, воззову, БОЖЕ мой: да не премолчиши от Мене! да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся нисходящым в ров. 1. К Тебе, Господи, я воззову, – о, не ответь мне молчанием! Дабы не уподобился я, если премолчишь Ты мне в ответ, нисходящим в (могильный) ров. 2. Услыши, ГОСПОДИ, глас моления моего, внегда молити-ми-ся к Тебе, внегда воздети ми руце мои к храму святому Твоему! 2. Услышь, Господи, голос моления моего, когда молюсь я к Тебе, когда воздавать буду руки мои ко храму святому Твоему. II. 3. Не привлецы мене со грешники, и с делающими неправду не погуби мене, глаголющими мир с ближними своими, злая же – в сердцах своих. 3. Не совокупи меня с грешниками, и с делающими неправду не погуби меня: – теми, кто говорит (устами) „мир ближним своим, тогда как зло – в сердцах своих. 4. Даждь им, ГОСПОДИ, по делом их, и по лукавству начинаний их, – по делом руку их даждь им! – воздаждь воздаяние их им. 4. Дай им, Господи, по делам их, и по лукавству ухищрений их, – по делам рук их дай им! воздай им (заслуженное) воздаяние их. 5. Яко не разумеша в дела ГОСПОДНЯ, и в дела руку Его: разориши я, и – не созиждеши я. 5. Ибо не уразумели они дел Господних, и в дела рук Его (не вникли они): низведешь Ты их – и не созиждешь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

2. Если бы даже Христос тогда (только) начал существовать, когда пришел (в мир). как человек, и если Отец (только) во времена Тиверия Кесаря вспомнил позаботиться о людях и Слово Его оказалось не всегда существовавшим с созданием; то и в таком случае не следовало возвещать иного Бога, а (скорее) исследовать причины такой беспечности и небрежения Его. Ибо не надобно, чтобы такое исследование возникало и доходило до того, чтобы и Бога изменять и уничтожать веру нашу в Творца, питающего нас посредством творения. Ибо как мы направляем нашу веру в Сына, так должны иметь твердую и неизменную любовь к Отцу. И хорошо Юстин говорит в сочинении против Маркиона 95 : «я не поверил бы самому Господу, если бы Он возвещал другого Бога, кроме Создателя, Творца и Питателя нашего. Но поелику от единого Бога, Который и сотворил сей мир и создал нас и все содержит и управляет, пришел к нам Единородный Сын (Его), восстановляя в Себе Свое создание, то тверда моя вера в Него и неизменна любовь к Отцу, потому что то и другое Бог нам дарует». 3. Ибо никто не может знать Отца, если Слово Божие, т. е. Сын не откроет Его, и Сына (никто не может знать), если Отец не благоволит. Благоволение же Отца исполняет Сын, ибо Отец посылает, а Сын посылается и приходит. И Отца невидимого и беспредельного, в отношении к нам, знает Его собственное Слово, и так как Он неизъясним, само изъясняет (Его) нам, и с другой стороны Слово Свое знаетОдин только Отец: и обе эти (истины) объявил Господь. И, потому, Сын открывает познание Отца чрез Свое откровение. Ибо откровение Сына есть познание Отца, потому что все открывается чрез Слово. И дабы мы знали, что пришедший Сын сообщает верующим в Него познание Отца, Он говорил ученикам: никто не знает Сына, кроме Отца, ни Отца (никто знает), кроме Сына и кому откроет Сын, показывая Себя Самого и Отца, как Он есть, чтобы мы не принимали другого Отца, кроме Того, Который открывается Сыном. 4. Но этот (Отец) есть Творец неба и земли, как видно из Его слов, а не тот ложный отец, выдуманный Маркионом, или Валентином, или Василидом, или Карпократом, или Симоном, или другими ложно называемыми гностиками. Ибо никто из них не был Сыном Божиим, а (только) Христос Иисус Господь наш, вопреки Которому они выставляю свое учение, дерзая возвещать неведомого Бога. Но против себя они должны услышать: каким образом неведом Он, Который познается ими? Ибо Кто познается хотя немногими, Тот не неведом. И Господь не сказал, что Отец и Сын вовсе не могут быть познаны: иначе напрасно было бы Его пришествие. Ибо для чего Он пришел сюда? Для того ли, чтобы сказать нам: «не ищите Бога; Он неведом и Его не найдете», – как лгут последователи Валентша, будто Христос (так) сказал их Эонам? Но это вздор. Ибо Господь научил нас, что никто не может знать Бога, если Бог не научит, т. е. что Бог не познается без Бога, но чтобы Бог был познан, это есть воля Отца. Ибо Его познают те, кому откроет Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. И не только это, но Господь показал, что некоторые заповеди им даны Моисеем по грубости их и не покорности. Когда они спросили Его: «почему же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою», то Он сказал: «он по жестокосердию вашему позволил вам это; а сначала не было так» ( Мф.19:7–8 ), – извиняя Моиеее, как верного раба, но исповедая Единого Бога, изначала создавшего мужа и женщину, а их обличая за грубость и непокорность. И посему они получив от Моисея сообразную с их жестокосердием заповедь о разводе. Но зачем я говорю это о Ветхом Завете, когда и в Новом Апостолы оказываются точно также поступающими по вышеупомянутой причине? Так Павел говорит: «это впрочем я говорю, не Господь» ( 1Кор.7:12 ); и еще: «это говорю как позволение, а не как заповедь» ( 1Кор.7:6 ); и еще: «относительно дев я не имею заповеди Господней, а даю совет, как получивший от Господа милость быть верным» ( 1Кор.7:25 ); и в другом месте говорит: «чтобы не искушал вас сатана по причине невоздержания вашего» ( 1Кор.7:5 ). Итак, если в Новом Завете Апостолы, как оказывается, дают некоторые заповеди из снисхождения, по причине невоздержания некоторых, чтобы такие люди, ожесточившись, не отчаялись совсем в своем спасении и не сделались отступниками от Бога; то не должно удивляться, если и в Ветхом Завете Бог допустил нечто такое для пользы народа и посредством вышеупомянутых обрядов привлекал к тому, чтобы они чрез них получили спасение, соблюдая Десятословие, и удержанные Им не возвращались к идолослужению и не отпали от Бога, но научились всем сердцем любить Его. Бсли же некоторые, из-за непокорных и развратных израильтян называют слабым Учителя Закона, то найдут в призвании относительно нас, что «много званных, мало же избранных» ( Мф.20:16 ), что есть такие, которые внутри волки, а снаружи одеты в кожи овец ( Мф.7:15 ), и что Бог в Своем увещании всегда соблюдал свободу и самовластие в человеке, дабы по справедливости неповинующиеся Ему были наказаны за то, что не повиновались, а послушные и верующие Ему были почтены нетлением. Глава XVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. Итак, Господа, Которого те (пророки) проповедовали неверующим, того возвещал Христос повинующимся Ему, и Бог, Который призвал прежних, т. е. прежде чрез рабское законоположение, Тот же принял последующих, т. е. после чрез усыновление. Ибо Бог насадил виноградник рода человеческого, сперва чрез создание Адаиа и избрание отцов, и передал его виноградарям посредством законодательства Моисеева обнес оградою, т. е. установил их богопочтение; построил башню, т. е. избрал Иерусалим, и ископал точило, т. е. приготовил обиталище Пророческаго Духа, и так посылал пророков до переселения в Вавилон, и после переселения еще других больше прежнего, с требованием плодов, которые говорили: «так говорит Господь: очистите пути ваши и нравы ваши» ( Иер.7:3 ); судите праведным судом и каждый да творит милость и щедроты к брату своему; и не оказывайте насилия вдове, сироте, пришлецу и бедному, и каждый да не помнит в сердцах ваших зла брата своего ( Зах.7:6–10 ); не любите клятвы ложной ( Зах.8:17 ); омойтесь, будьте чисты; удалите злые мысли из сердец ваших, научитесь делать добро, ищите правды, защищайте терпящего насилие, оказывайте справедливость сироте и оправдайте вдову, и приходите, рассудимся, говорить Господь» ( Ис.1:16–19 ). И еще: «удержи язык твой от зла и, чтобы уста твои не говорили лукавства. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и гонись за ним» ( Пс.33:14–15 ). Проповедуя это пророки требовали плода правды. Так как они не веровали, то в последние времена Бог послал Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Которого злые виноградари выбросили вон из виноградника, когда убили Его. Посему Господь Бог и передал Его, уже не обнесенный оградою, но открытый на весь мир другим возделывателям, приносящим плоды во времена свои, – и башня избрания красиво возвышается повсюду. Ибо славная Церковь теперь повсюду; и повсюду ископано точило, ибо повсюду есть принимающие Духа. А за то, что презрели Сына Божия и изринули Его вон из винограда, когда убили, то праведно презрел их Бог и возделывание виноградника передал существующим вне его язычникам. Так и пророк Иеремия говорит: «Господь отринул и отвергнул род, делающий это; ибо сыны иудины сделали злое в очах Моих, говорит Господь» ( Иер.7:29–30 ). И еще Иеремия говорит: «Я поставил над вами стражей; слушайте голоса трубы; а они сказали: не послушаем. Поэтому, услышали язычники и пасущие у них стада» ( Иер.7:17–18 ). Итак Один и Тот же Бог Отец, насадивший виноградник, выведший народ Свой. пославший пророков, пославший Своего Сына и давший виноградник другим возделывателям, приносящим плоды во времена свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. Но слуги были бы лжецами, а не посланниками Божиими, если бы Христос пришел не таким, каким, о Нем было предсказано, и не исполнил их слов. Посему Он говорил: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона и пророков, пока не исполнится все» ( Мф.5:17–18 ). И Он все исполнил пришествием Своим и еще исполняет в Церкви, до скончания (всего), предвозвещенный законом Новый Заветь. Так и Апостол говорить в послании к римлянам: «но ныне не зависимо от закона, явилась правда Божия. свидетельствованная законом и пророками; ибо праведный верою жив будет» ( Рим.3:21; 1:17 ; Авв.2:4 ). А это, что праведный верою жив будет, было предсказано пророками. 3. Откуда же пророки могли предсказывать пришествие Царя и предвозвещать даруемую Им свободу и все совершенное Христово, Его слова, дела и страдание и предрекать Новый Завет, если они получили пророческое вдохновение от другого Бога, не ведая, как вы утверждаете, неизреченного Отца и Его царства и распоряжений Его, которые Сын Божий, в последние дни пришел, исполнил на земле. Не можете вы говорить, что это случилось по некоторому случаю, так как будто бы пророками было говорено о другом лице, а подобное сбылось на Господе. Ибо все пророки предсказывали одно и то же, и это не сбылось ни с кем из древних. А если бы это исполнилось на ком-либо из древних, то бывшие после того пророки не говорили бы, что это сбудется в последние времена. Притом же никого нет ни из отцов, ни из пророков, ни из царей древних, над кем бы собственно исполнилось что-либо из того (предсказанного о Христе). Ибо хотя все пророчествовали о страданиях Христа, но сами были далеки от того, чтобы претерпеть страдания, подобные предсказанным. И предсказанные подробности страдания Господа не имели места ни в каком другом случае. Ибо не случилось при смерти кого-либо из древних, чтобы солнце зашло среди полдня, или завеса храма разорвалась, что произошло землетрясение, или камни распались, или мертвые воскресли, или кто из них сам восстал в третий день, или взят был на небо, или при взятии отверзлись небеса, или во имя кого-либо другого уверовали народы, или кто из них, умерши и воскресши, открыл Новый Завет свободы. Посему, пророки говорили не о ком другом, но о Господе, в Котором сошлись все прежде указанные признаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. Он сказал: «здесь Тот, Кто больше храма» ( Мф.12:6 ). Слова «больше» и «меньше» употребляются не о вещах, которые не имеют никакого общения между собою, противоположны по природе и противоборствуют друг против друга, но о тех, которые имеют одинаковую сущность и находятся во взаимном общении и различествуют только числом и величиною; так вода от воды, свет от света и благодать от благодати. Посему, закон данный в свободу, больше закона, данного в рабство; и потому распространен не на один (только) народ, но на здесь мир. Единый и Тот же Господь, Который больше храма, и больше чем Соломон и больше чем Иона, дарует людям, т. е. Свое присутствие и воскресение из мертвых, но не изменяет Бога и не проповедует другого Отца, но Того же Самого, Который всегда может уделить больше для Своих домашних и с возрастанием их любви к Богу сообщает больше и более великие дары, как и Господь говорил ученикам: «вы увидите больше, чем это» ( Ин.1:50 ). И Павел говорит: «не то, чтобы Я уже достиг или был оправдан или уже совершен; ибо отчасти знаем и отчасти пророчествуем, когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» 99 . Посему, как с наступлением совершенного мы увидим не другого Отца, но Того, Которого ныне желаем видеть, ибо «блаженны чистые сердцем, потому что узрят Бога» ( Мф.5:8 ), и будем ожидать не другого Христа и Сына Божия, но Того, Который родился от Девы Марии и пострадал, в Которого мы веруем и Котораго любим, как говорит Исаия: «и скажут в тот день: вот Господь Бог наш, на Которого мы надеелись, и возрадовались о нашем спасении» ( Ис.25:9 ), и как Петр говорит в своем послании: «Которого не видев, любите и Которого доселе не видя, но, веруя, радуетесь радостью неизреченною» ( 1Петр.1:8 ), и получим не иного Духа Святого, а Того, Который с нами и Который вопиет: «Авва Отче» ( Рим.8:15 ); и мы будем иметь приращение в том же самом (в чем ныне) и достигнем того, что уже не чрез тусклое стекло и загадки, но лицом к лицу будем наслаждаться дарами Божиими: так и ныне, получая больше, чем храм, и больше, чем Соломон, т. е. пришествие Сына Божия, мы узнали не другого Бога, кроме Творца и Создателя всего, изначала открытого нам, и не иного Христа Сына Божия, кроме Того. Который возвещен пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. Поелику Закон получил начало с Моисее, то по необходимости он окончился с Иоанном, когда пришел Христос, исполнение Его; и потому «закон и пророки были у них до Иоанна» ( Лк.16:16 ). Посему и Иерусалим, получивший начало от Давида, по исполнении своего времени, долженствовал иметь конец законодательства. когда явился Новый Завет ; ибо Бог все делает мерою и в порядке, и ничего нет у Него неизмеренного, потому что ничего нет беспорядочного. И прекрасно некто сказал, что Сам неизмеримый Отец принял меру в Сыне, ибо мера Отца есть Сын, потому что Он объемлет Его. А что устроение их было временное, об этом говорит Исаия: «дочь Сиона будет оставлена как шалаш в винограднике и как сторожка в огороде с огурцами» ( Ис.1:8 ). Когда же это будет оставлено? Не тогда ли, когда уберется плод и остаются одни только листья, не могущие уже приносить плодов. 3. Но зачем мы говорили об Иерусалиме, когда и образ всего мира должен прейти, с наступлением времени его пришествия, дабы плод был собран в житницу, а оставленная солома была сожжена? «Ибо день Господний (придет) как горящая печь, и все грешники, делающие неправду, будут соломою, и сожжет их грядущий день» ( Мал.4:1 ). А кто этот Господь, наводящий такой день, Иоанн Креститель показывает, говоря о Христе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата в руке Его для очищения Своего гумна, и Он соберет плод в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:11–12 ; Лк.3и сл.). Итак, не иной тот, кто делает пшеницу, и тот, кто солому, но один и тот же, который и судит их, т. е. отделяет. Но пшеница и солома, как предметы неодушевленные и неразумные, сделались такими по природе. Человек же, одаренный разумом и в этом отношении подобный Богу, созданный свободным в выборе и самовластным, сам для себя есть причина того, что он делается иногда пшеницею, иногда соломою. Посему и справедливо он осудится, потому что, созданный разумным, он потерял истинный разум и, живя неразумно, противился правде Божией, предав себя всякому земному духу и служа всем страстям, как говорит пророк: «человек будучи в чести, не уразумел: он сравнялся с бессмысленными скотами и уподобился им» ( Пс.48:21 ). Глава V.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

2. Поэтому, надлежит следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. Еретики, приносящие к алтарю Божию чуждый огонь, т. е. чуждые учения, будут сожжены небесным огнем, подобно Надаву и Авиуду ( Лев.10:1–2 ). Восстающие же против истины и других возбуждающие против Церкви Божией останутся в аду, поглощенные землею. как приверженцы Корея, Дафана и Авирона ( Чис.16:33 ). Но разсекающие и разрывающие единство Церкви получат от Бога то же наказание, как Иеровоам ( 3Цар.14:10 и сл.). 3. А те, которые почитаются многими за пресвитеров, но служат своим удовольствиям и не предпоставляют страха Божия в сердцах своих, а ведут себя с презрением к прочим и гордятся своим председательством, и делают в тайне злое, говоря: «никто нас не видит» ( Дан.13:20 ), будут обличены Словом, Которое судит не по видимости и смотрит не на лице, а на сердце, и услышат слова пророка Даниила: «семя Ханааново, а не иудино, красота обольстила тебя, похоть развратила твое сердцеСостарившийся в злых днях, теперь пришли грехи твои, которые ты делал прежде, ибо ты судил неправедно, невинных осуждал, а виновных отпускал, тогда как Господь говорит: не убивай невинного и праведного» ( Дан.13:56,52–53 ; Исх.23:7 ). О таковых и Господь сказал: «если же злой раб скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой; и начнет бить товарищей своих и служанок, есть и пить и пьянствовать, то придет господин раба того в день, в который не ожидает, и в час, в который не думает, и разделит его и назначит ему часть с неверными» ( Мф.24:48–51 ; Лк.12:45 ). 4. От всех таковых надлежит удаляться; держаться же тех, которые, как я выше сказал, и хранят учение Апостолов и вместе с чином пресвитерства ведут здравую речь и безсоблазненную жизнь к утверждению и исправлению прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. А что Писания Моисеевы суть слова Христа, Он Сам говорит к иудеем, как повествует Иоанн в Евангелии: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Еели же его писаниям не верите, то не поверите и Моим словам» ( Ин.5:46–47 ), – ясно показывая, что писания Моисеевы суть Его слова. Если так относительно Моисея, то и слова прочих пророков без сомнения суть Его слова, как я показал. И опять, Сам Господь представляет, что Авраам сказал богачу обо всех, доселе живших: «если Моисея и пророков. не слушают, то если бы кго и из мертвых воскрес и пришел к ним, не поверят ему» ( Лк.16:31 ). 4. Он, конечно, не сказание о бедном и богатом передал нам, но во-первых преподал урок, что никто не должен предаваться наслаждениям и, проводя жизнь в мирских удовольствиях и постоянных пиршествах, служить своим страстям и забывать Бога. «Был, – говорится, – богач, который одевался в порфиру и виссон и услаждался блистательными пиршествами» ( Лк.16:19 ). О таковых и чрез Исаию сказал дух: «они пьют вино с цитрами, тимпанами и псалтирями и свирелями, на дела же Божии не взирают, и о делах рук Его не размышляют» ( Ис.5:12 ). Чтобы мы не подверглись вместе с сими людьми тому же наказанию, Господь открывает их конец и вместе показывает, что если бы они слушали Моисея и пророков, то уверовали бы в Того, Кого они проповедовали, в Сына Божия, воскресшего из мертвых и дарующего нам жизнь, и Он показывает, что все из одной сущности, т. е. Авраам, Моисей и пророки и Сам Господь, воскресший из мертвых, в Которого веруют многие и из обрезанных, слушающие Моисея и пророков, проповедавших пришествие Сына Божия. Те же, кто презирают (истину), говорят, что они другой сущности, и не знают первородного из мертвых, отдельно разумее Христа, катсь пребывшего чуждым страданию, и отдельно пострадавшего Иисуса. 5. Ибо они не получают от Отца познания о Сыне, ни Отца не познают от Сына, Который ясно и без притчей учит о Том, Кто есть истинно Бог. «Не клянись вовсе, – сказал Он, – ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что она подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя» ( Мф.5:34–35 ). Эти слова очевидно сказаны относительно Творца, как и Исаия говорит: «Небо – Мой престол, земля подножие ног Моих» ( Ис.66:1 ). И кроме сего нет другого Бога, иначе Господь не назвал бы Его ни Богом, ни Царем великим, ибо (существо) такого рода не допускает ни сравнений (с другим), ни превосходства (над собою). Ибо кто имеет кого-либо над собою выше и состоит под властью другого, тот не может называться ни Богом ни Царем великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

3. В начале Бог призрел на дары Авеля, потому что он приносил их в простоте и праведности, на жертву же Каина не призрел, потому что его сердце было разделено завистью и злобою против своего брата, как говорит Бог, обличая тайну его: «не согрешил ли ты, если правильно приносишь, но неправильно разделил? Успокойся» ( Быт.4:7 ), ибо не жертвою умилостивляется Бог. Если кто только по наружности станет делать приношение исто, правильно и законно, а в душе своей не имеет надлежащего общения к ближнему, ни страха Божия, то, имея внутри грех, он не обманет Бога тем, что правильно по наружности принесена жертва, и таковое приношение нисколько не будет ему полезно, а (только) устранение зачатого внутри зла, так чтобы оно чрез притворное действие или лучше чрез грех не сделало человека своим собственным убийцею. Поэтому и говорил Господь: «горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, что вы подобны окрашенным гробам. Снаружи гроб кажется красивым, а внутри полон костей мертвых и всякой нечистоты, так и вы по наружности кажитесь людям праведными, а внутри исполнены злобы и лицемерия» ( Мф.23:26 ). Ибо по наружности казалось, что они правильно приносят, а в себе самих имели зависть, подобно Каину; почему и убили Праведного, отринув совет Слова, как Каин. К сему Оно говорило: «успокойся», но он не послушался. И им Оно говорило: «фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши, чтобы чиста была и внешность» ( Мф.23:26 ); но они не послушались. Ибо говорит Иеремия: «глаза твои, сердце твое недобры, но они направлены к любостяжанию и к пролитию праведной крови, к неправде и к совершению человекоубийства» ( Иер.22:17 ). И Исаия говорит: «вы сделали совет, но без Меня, и заключили заветы, но не по Духу Моему» ( Ис.30:1 ). Чтобы их внутреннее расположение и мысль своим обнаружением показали, что Бог невиновен и не делает зла – Он, Который обнаруживает только сокровенное, но не производит зла, – Он сказал Каину, когда сей не успокаивался: «к тебе обращение его, и ты будешь господствовать над ним» ( Быт.4:7 ). Подобным образом Он сказал Пилату: «не имеешь никакой власти надо мною, если бы не было дано тебе свыше» ( Ин.19:11 ), так как Бог всегда попускает, чтобы праведный из того, что претерпел и понес, оказан добрым и был принят, а злой за свои дела был осужден и изгнан. Итак, не жертвы освящают человека, ибо Бог не нуждается в жертвоприношении, но чистая совесть приносящего освящает жертвоприношение и делает то, что Бог принимает его как от друга. «Грешник же, – говорит Он, – закалающий для Меня тельца, все равно как бы он убивал собаку» ( Ис.66:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010