Слово на святое и честное Успение Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. Германа, патриарха Константинопольского Слава благая, по написанному, утучняет кости ( Притч. 15:30 ). Поэтому и настоящее повествование о телесном успении Матери Живота и Приснодевы Марии, бывшей благоуханием пресвятой плоти Христовой, освящает славящих Ее. Помянем же и мы вкратце о приснопамятном преставлении Ее: ибо, воистину, радость – и слышание повествования о нем. Когда Христос Бог наш восхотел перенести к Себе Матерь Свою, то чрез известного Ей ангела предвозвещает Ей близость времени Ее успения, дабы смерть, пришедши внезапно, не причинила Ей смущения при отшествии от живых: поелику разлучение души от тела и великим людям печалит дух. Итак, чтобы, умирая неожиданно, не была встревожена, по естественному свойству тела, как непредвидящая Своего исхода, и Сама Рождшая всеведущего Бога, к Ней посылается от Христа ангел с такими словами. «Время Мне, говорит Господь, принять Тебя, Матерь Мою. Посему, как Ты, Благодатная, исполнила радости землю и земных, – так обрадуй и небесных. Обрадуй жилище Отца Моего, утешь и души святых: ибо они, видя Твое торжественное, в сопутствии ангелов, переселение ко Мне, твердо убедятся, что и их часть будет жить в Моем свете. Прииди же с радованием: радуйся и ныне, как и прежде, поскольку во всем Ты имеешь достоинство имени – «благодатная». Как было возвещено Тебе: «радуйся», когда Ты имела зачать Меня, так радуйся и теперь, когда Ты имеешь быть взята Мною. Не смущайся, оставляя тленный мир с его похотьми: Тебя не коснется его тление, поскольку Ты не оставишь сущих в мир без Своей помощи; но как Я, не будучи от Мира, милостивыми очами вижу сущих в мире и управляю ими, так и Твое предстательство не отнимется от мира до его скончания. Пусть не беспокоит Тебя непощадение плоти: Ты восходишь к более живой жизни, к несмущенному миру, к бесстрастным сладостям, к спокойнейшей вечности, к бессмертному наслаждению, к незаходимому свету, ко дню невечернему, ко Мне Самому, Создателю всего и Твоему, ибо, где Я, там – жизнь вечная, радость несравненная, жительство нетленное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на славное Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Преподобного Иоанна Дамаскина Нет земнородного, хотя бы он имел тысячи языков и уст, который по достоинству мог бы восхвалить священный исход Богоматери; даже если бы соединились языки людей, рассеянных по всему миру, то и они не могли бы произнести приличных Ей похвал: ибо Она превосходит все законы хвалений. Однако, поелику Богу приятно то, что приносится нами по любви и усердию, а Богоматери приятно то, что любезно и угодно Сыну Ее: то мы приступим к похвале Ей, призывая помощь Того Слова, Которое воплотилось от нее и наполняет всякие, отверзаемые к Нему, уста и Которое одно было для нее всеславною похвалою. Ныне святой и одушевленный кивот живого Бога, чревоносившая Своего Создателя, упокоивается в нерукотворнном храме Господнем; и играет Давид, праотец Ее и Богоотец, ликуют ангелы, плещут архангелы, торжествуют престолы, славят силы, сорадуются начала, веселятся власти, радуются господства, поют херувимы, славословят серафимы. Ныне Едем принимает рай нового Адама, в котором разрешено осуждение и насаждено древо жизни, – в котором покрыта наша нагота, ибо мы не наги более и не лишены одеяний: Сам Единородный Сын Божий сделался человеком, и я, смертный, делаюсь бессмертным и снимаю с себя кожанные ризы; я совлекся тления, а облекся в одеяние Божества. Ныне непорочная и непричастная земным страстям, но питавшаяся небесными помыслами Дева, отходит не в землю, но, как одушевленное небо, помещается в небесных скиниях: поелику Владыка земли и небес и Создатель всякой видимой и невидимой твари в Ней соделал Себя бессеменно младенцем и явил Ее сокровищницей Своего неописанного Божества, бесстрастно составившись в Ней и оставаясь невместимым. Ныне сокровище жизни, бездна благодати (не знаю, как произнести это дерзновенными устами) покрывается живоносною смертию и бестрепетно приступает к той, Сокрушителя которой родила, если только можно назвать смертию священное и живое отшествие Божией Матери. В самом деле, как могла покориться смерти Та, Которая родила жизнь для всех? Правда, Она уступает закону, положенному Рожденным от нее, и, как дочь Адама, подвергается отеческому осуждению: поелику и Сын Ее, Который есть сама жизнь, не отверг сего закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Преподобного Иоанна Дамаскина Люди, питающие любовь к какому-нибудь предмету, имеют обыкновение всегда говорить и помышлять о нем в уме своем, днем и ночью. Поэтому пусть никто не укоряет меня в том, что после двух прежних слов я предлагаю теперь третье в похвалу Матери Бога моего, как бы некоторый дар Ее успению; и предлагаю не с тем, чтобы преподать то, в чем бы Она нуждалась, но чтобы себе самому и вам, предстоящим здесь, божественный и священный собор, преподать душеполезную и спасительную пищу, приличную этой священной ночи и доставит духовное веселие. У нас нет яств, как вы сами видите, а потому я поспешно приготовил пиршество, которое хотя и необильно и недостойно Той, Которая созвала нас сюда, но, в случае нужды, может утолить голод. Для Матери Божией не нужны похвалы наши; но мы имеем нужду в Ее славе. В самом деле, как прославить то, что уже препрославлено? Как сделать источник света еще светлее? По истине, мы, совершая это празднество, сами соплетаем себе венец: живу Аз, глаголет Господь, зане прославляющия Мя прославлю ( 1Цар. 2:30 ). Сладко, воистинну, сладко вино и питателен хлеб, который мы вкушаем; первое веселит, а последний укрепляет сердце человека. Но что сладостнее Матери Бога моего? Она пленила мой ум, увлекла язык; о Ней я помышляю и днем и ночью. Она – Матерь Слова, и подает слово; Она – плод от неплодной, делающий плодоносными бесплодные души. Ныне мы празднуем священное и Божественное Ее преставление. Приидите же, востечем на таинственную гору, превыше житейских и вещественных помыслов, и, вошедши в Божественный и непроницаемый мрак во свете Божием, воспоем беспредельную силу: как Тот, Кто с превыспренней, духовной и недосягаемой высоты, не оставив недр Отчих, сошел в утробу Девы, был зачат Ею, воплотился, добровольно подверг Себя страданиям и смерти и опять вознесся к Отцу с плотью, созданной от земли, стяжав тлением нетление, привел к Отцу Своему и Матерь Свою по плоти, и Ту, Которая была земным небом, перенес на небесную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Успение Пресвятой Богородицы. Св Димитрия, митрополита Ростовского О дивное чудо! Источник жизни в гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Возлюбленные слушатели! Дивная Мать дивного Бога, дивна от начала и до конца Своего: дивна в зачатии Своем, дивна и в житии Своем, дивна в преставлении Своем. Она вся – одно дивное чудо. Дивна в зачатии: быв зачата, по ангельскому благовестию, от неплодных чистых и святых родителей, рождена чисто и свято. Дивна в житии: Она была девствующей Матерью и материнствующей Девою; родила Бога и не повредила Своего девства. Дивна в преставлении: Она Своим гробом не в землю нисходит, но на небо восходит: и лествица к небеси гроб бывает. О, дивное чудо! И мертвец дивен, и гроб дивен. Мертвец живет по смерти: в рождестве Дева, и по смерти жива; а гроб досягает до неба (как утвержденная на земле лествица Иаковлева, верх которой достигал небес): лествица к небеси гроб... Твердо станем умом своим при дивном бессмертном гробе Божией Матери, как при лествице, возводящей к небу, и присмотримся внутренними очами, какие ступени этой лествицы (потому что лествица без ступеней не бывает), какие это – ступени, по которым Божия Матерь взошла на небо в час Своего преставления? О, дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Было бы не удивительно гробом заградить источник так, чтобы он не источал своей струи; но дивно претворить гроб в лествицу, – и в лествицу, досягающую неба. Точно ли человеческий гроб в три локтя, прямо поставленный на земле, может достигнуть до небесной высоты? Но нужно знать, что здесь гроб разумеется вместо самой смерти. Смерть названа гробом так же, как и лествицей; как гроб в три локтя, так и смерть; а смерть святых перед Господом честна, как лествица, возводящая к небу души святых, и измеряется тремя богословскими добродетелями – верой, надеждой и любовью. И это – мера великая и высокая, досягающая как бы лествицей неба! Потому что вера достигает до лицезрения Божия; надежда – до получения благ, их же око не виде; а любовь – до самого сердца Божия, в котором – источник и начало всякой (чистой) любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Успение Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (Небесная слава Матери Божией). Святого Леонтия Карповича Прославляющия Мя прославлю, – говорит Сам Господь ( 1Цар. 2:30 ). Какою же славою? – Славою воистину великою, славою неизреченною. «Что будет тому мужу, которого хочет прославить царь?» – спросил Артаксеркс Амана ( Эсф. 6:6 ). Тем справедливее мы можем сказать теми же словами: «что будет тому человеку, которого хочет прославить Царь царей и Господь господей?» Конечно, кого всемогущий, щедрый и всесодержащий Господь хочет почтить, тот получит в дар не кое–что, не что-нибудь. Он – велий Господь, и величию Его несть числа, Он есть бездна милосердия и Отец щедрот: посему какова же та слава, которою прославляет Он тех, кого хочет прославить на земле и на небеси? – А именно такая, о коей Он Сам говорит к Богу Отцу Своему: Аз славу, юже дал еси Мне, дах им ( Ин. 17:22 ). А если Он дает, то кто может отнять ее у них? Бог прославляет: кто же смеет уничижать их? Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже ( Пс. 138:17 ). Ибо знаю, что, прославляя их, я славлю пречестное и великолепное имя Твое, от которого они получили все то, чем утешаются, и для которого они с веселием переносили тягчайшие беды и скорби и претерпели самые страшные и жестокие муки. Похваляя их преславные деяния, ужели я не отдаю хвалы Тому, о Ком Пророк говорит: дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67:36 )? И, воистинну, дивен Он и предивен и славен во святых Своих; дивны и славны и все свв. угодники Божии в Том, Кто благоволил удивить и прославить их в Себе, а Себя в них! А если так велика слава, которою Господь прославляет Своих слуг и угодников, то какова же должна быть та слава, которою Он прославил пречистую и преблагословенную Свою Матерь? Поистине, как солнце превосходит все звезды своею светлостию, так и Она превышает всех угодников Божиих славою, величием и Своими заслугами. Посему Св. Писание именует Ее не только звездою утреннею и зарею, не только луною, но и самым солнцем ( Песн. 6:9 ; Пс. 18:5 ); и не только солнцем, но и небом, и на самом небе высочайшим престолом ( Пс. 113:24; 46:9 ), и троном превышнего Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздников Из учебника церковнославянского языка 27.08.2015 1564 Время на чтение 19 минут - Успение Пресвятой Богородицы; - Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение); - Святая Троица (Пятидесятница); - Неделя о блудном сыне; - Покров Пресвятой Богородицы; - Введение во Храм Пресвятой Богородицы; - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; - Рождество Христово Успение Пресвятой Богородицы Учебный перевод кондака Богородицу, - неусыпную в молитвах и неизменное упование [наше] в заступлении, - гроб и смерть не удержали, ибо Вселившийся в Приснодевственную утробу преставил (переселил) Ее к [вечной] жизни как Матерь Жизни. В тропаре, кондаке, задостойнике и во всей службе Успению Богородицы нетленность Девства Божией Матери сопоставляется с нетленностью Ее Успения. О том же говорится и в тропаре 6-й песни второго канона (прп. Иоанна Дамаскина) на утрени: Из Тебя возсияла Жизнь, не разрушив ключей Девства, - как же пречистое и живоначальное Твое тело оказалось способным испытать смерть (=стало причастным испытанию смерти). Учебный перевод задостойника Успению Божией Матери Побеждаются (преодолеваются) пределы естества (природы) в Тебе, Дево Чистая, - Рождество остается девственным, а смерть обручается с жизнью. По Рождестве девственная и по смерти живая, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое. Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение) Мария и ее спутницы, пришедшие до рассвета и обретшие камень отваленным от гроба, слышали от Ангела: «Во Свете присносущном Сущего что [вы] ищете среди мертвых, словно человека? Воззрите на гробные пелены, спешите и м i ру возвестите, что восстал Господь, умертвивший смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий». Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17 ).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Пресвятой Богородицы История и смысл праздника 27.08.2017 4864 Время на чтение 7 минут 1) Место праздника в границах православного богослужебного года. Праздник Успения Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам Православной Церкви; это один из важнейших праздников, посвященных прославлению Божией Матери. Праздник предваряется недолгим, но довольно " строгим " Успенским постом (этот пост начинается 1 августа ст. ст./14 августа н. ст. - день, отмеченный в церковном календаре как торжество Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня). 2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Как повествует церковное предание, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме; затем, когда начались языческие гонения на Церковь, Она вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес, откуда путешествовала на остров Кипр и на Афон. Незадолго до смерти Богородица вновь возвратилась в Иерусалим. Здесь Она часто и подолгу молилась в тех местах, что были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Вскоре Богоматерь узнала от архангела Гавриила, что Ее земная кончина уже близка. Когда Она уже возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны - находившиеся тогда в самых различных странах - апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Лишь апостол Фома не появился здесь тогда. По церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На третий день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал оттого, что так и не успел проститься с Божией Матерью. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Пресвятой Девы. Но к их всеобщему удивлению они не нашли тела Богоматери внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило удивительное благоухание. Православная Церковь верит, что Богоматерь воскресла на третий день после Своего Успения - подобно тому, как некогда воскрес и Ее Сын, и вознеслась телесно на небо - подобно тому же, как на сороковой день после Воскресения вознесся на Елеонской горе Иисус. В этом предании заключена христианская истина о грядущем всеобщем воскресении людей в день Второго Пришествия Господня, когда, по словам апостола Павла, Сам Христос наше воскресшее тело " преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все " (Послание апостола Павла к Филиппийцам 3:21).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

иером. Иаков (Цветков) Акафист на успение Пресвятыя Богородицы 1 Кондак глас 2-й. Гроб и смерть (νκρωσις) не удержали, в молитвах неусыпную (κιμητον), и в предстательствах неизменное (μετθετον) упование, Богородицу: ибо, как Матерь Жизни, к жизни преселил (μετεστησεν) Ее Вселиввыйся во утробу приснодевственную. Икосы: (Τιχισν μου) Огради мне ум (τς φρυας), Христе мой; ибо Стену Мира воспеть дерзаю, Пречистую Матерь Твою. На столпе словес (Твоих) утверди мя, и среди трудных помышленей меня укрепи; ибо Ты призываешь (к Себе) желая исполнить моления просящих с верою (Мф. 7:7–8) Ты, посему, даруй мне язык благопоспешный (προσφορν) и помысл непостыдный; ибо всякий дар просвещения ниспосылается от Тебя, Светодателю, во утробу вселивыйся приснодевственную. (Οος σοφς) Какой мудрец уразумеет и выскажет, или размышляя не подивится, или же он не порицаемо изберет себе глубокое молчание – о Тебе, Мати всех Жизнодавца и Свободителя от тьмы всей твари? Как, после сего, тленное заключение (φθορς συγκλεισμς) прияло в себя нетленное Ея тело? Дела чудес необычайныя (παρδοξα) творит и показует Бог , вселивыйся во утробу приснодевственную. (πνον ζως) Сон жизни прияла (πστη) Мариа, бодрствующая оком (душевным), плотию престалынаяся, но молящаяся и покрывающая нас Успением (Своим). Она прешла к пределу (земной Своей) жизни, и обитает в (блаженнейшем) месте (ν τπω) (небесного) рая, – Она, имевшая чрево Своё пространнейшим, чем небесное селение, как жилище и престол, и пространное (πολυχρητος) 2 небо Божие; ибо с Нею спребывает Сын Ея, Господь, вселивыйся во утробу приснодевственную. (Τιμητιχς) С честью благоприятными (песнями) ублажим, людие, сие место (το χωρρν), (т.е. Гефсиманское) 3 , где положено было тело Приснодевы, этот преславный, паче Мира драгоценный, памятнику послуживший (присно) живущей (ζση) и (присно) живущую не удержавши во гробе. Гефсимания в которой Христос, прежде являвшийся для молитвы (Мф. 26:36 Мрк. 14:32 ), почил, равночестна райскому наслаждению: – и после того непорочное тело Марии (там же) было положено во гробе нетленным (δχα φθορς) Все же сие творит Сын Ея, Господь вселивыйся во утробу приснодевственную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иером. Иаков (Цветков) Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных (необозначенные в акростихе именем песнописца), заимствованные из 3–й и последней части кондакария кардинала Питры, с дополнением из Афонского кондакария. Перевод с древне – греческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) Источник Содержание Предисловие Акафист на успение Пресвятыя Богородицы Акафист на успение Божией Матери На тот же день Святым первоверховным апостолам, Петру и Павлу На погребение В субботу мясопустную В субботу сыропустную В неделю сыропустную Утешительный кондак с икосами, поемый над болящими Другой утешительный кондак с икосами Пресвятей Богородице На положение честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (2-го июля) На положение честнаго пояса Пресвятыя Богородицы В субботу поминовения душе (пред Пятдесятницею) В неделю пред Рождеством Христовым ( – Св. отец) Другой кондак и икос, заимствованные из кондакария XI в. Москов. синод. Библиотеки Святым мученикам младенцам, убиенным (в числе 14,000) за Христа от Ирода Другой кондак Св. младенцам, избиенным от Ирода Тем же Св. младенцам В неделю по рождестве Христове В неделю блуднаго В туже неделю В неделю 2-ю Св. Велик. Поста В неделю третью Св. Поста (Крестопоклонную) В субботу Святого Праведного Лазаря В неделю Ваий Во святый и великий Понедельник Кондак и икос на Святый и Великий Вторник Во Святую Великую Среду В Святой Великий Четверток На тот же день Во Святой и Великий Пяток I. (Поклонение Кресту). Краткие тропари. ΙΙ. (Крестное поношение) На преполовение пятидесятницы Св. пророку Захарию, отцу Предтечеву На зачатие честного славного пророка и предтечи, Крестителя Господня Иоанна На рождество св. Предтечи и Крестителя Иоанна В день усекновения честныя главы Св. Предтечи и Крестителя Иоанна Св. Архистратигу Михаилу На тот же день Тому же архистратигу Св. апостолу Андрею Св. апостолу Иакову, брату Св. апостола Иоанна Богослова Св. апостолу и Евангелисту Матфею Св. апостолу Филиппу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канон на Успение Пресвятыя Богородицы Песнь 1-я. Ирмос. Изукрашенная божественною славою священная и благознаменитая память твоя, Дева, всех верных собрала к веселию, чтобы при начатии Мариамны с ликами и тимпанами воспевать твоему Единородному: ибо он торжественно прославился. Лик безплотных небожителей окружал в Сионе божественное тело твое; и внезапно сонм Апостолов, стекшись от пределов (вселенной), тогда же предстал тебе, Богородица: с ними и мы, Пречистая Дева, прославляем честную память твою (Псал. 111:6). Почести победы над природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законам природы сверхъестественно; ибо и умерши востаешь как и Сын твой, чтобы жить вечно (Деян. 2:27). Песнь 3-я. Ирмос. Всезиждущая и всесохраняющая Божия премудрость и сила, Христе, утверди Церковь непоколебимо и неподвижно: ибо Ты един свят, во святых почивающий (Ис. 57:15). Славные Апостолы, видя в тебе, Всенепорочная, жену смертную, но сверхъестественно (соделавшуюся) и Материю Божиею, касались (тебя) трепетными руками, и взирали (на тебя), сияюшую славою, как на вместившую Бога скинию (Иез. 43:2). Злодейственныя руки дерзкаго внезапно поразило отсечением правосудие Бога, оградившаго божественною славою честь одушевленнаго кивота, в котором Слово соделалось плотию (2 Цар. 6:7; Иоан. 1:14). Песнь 4-я. Ирмос. Изречения и гадания пророков предъявили воплощение Твое от девы, Христе: свет сияния Твоего (говорили они) приидет для просвещения язычников, и бездна с веселием воскликнет Тебе: слава силе Твоей, человеколюбче (Ис. 7:14; Авв. 3:4, 10). Взирайте, народы, и дивитесь: святая и преславная гора Божия вземлется выше небесных обителей, земное небо вселяется на земле небесной и нетленной (Ис. 2:2; Мих. 4:1). Смерть твоя, Чистая, была переходом к жизни вечной и лучшей; из кратковременной она преселила тебя, Пречистая, к (жизни) истинно-божественной и безконечной, дабы в радости созерцать тебе твоего Сына и Господа (Евр. 10:34). Небесныя врата возвысились, Ангелы воспели, и Христос принял девственное сокровище своей Матери; Херувимы преклонились пред тобою с веселием и Серафимы прославляют тебя с радостию (Псал. 23:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3569...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010