Справочный аппарат Издания акафистов (и содержащие акафисты) Досинодального периода Малая подорожная книжица. Вильно: Франциск Скорина, ок. 1525. Во 2-й части – акафисты Гробу Господню, св. Архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, Богоматери, свв. апостолам, св. Николаю Чудотворцу, Кресту Господню, Пресладкому имени Господа Иисуса Христа. Акафист Пречистой Богородице, Иисусу Сладчайшему и Успению Богородицы. Киев, 1625. Акафисты, в нихже каноны, стихиры и стиховны на всю седмицу. Вильно, 628. Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 28), Богородице (л. 53), Живоносному Гробу (л. 82), Архангелу Михаилу (л. 112), Иоанну Предтече (л. 139), Успению Богородицы (л. 161), апп. Петру и Павлу (л. 186), св. Николаю (л. 216), Честному Кресту (л. 240), всем святым (л. 266). Акафисты. Киев, 1629. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему, Успению Богородицы, св. Николаю Чудотворцу. Часослов. Вильно, 1629. Акафист Богородице (с. 217). Акафист, житие и служба св. Николаю Чудотворцу. Киев, 1638. Канонник. 1645. Акафист Богоматери. Молитвословец, в нем же акафисты и каноны. Могилев, 1645. Акафисты Иисусу Сладчайшему и Богородице. Акафисты. Киев, 1654. Акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице и св. Николаю. Пречестныи акафисты. Унев, 1660. Пречестныи акафисты и прочия спасительныя мольбы. Киев, 1663 5 . Акафисты Богородице (л. 1), Иисусу Сладчайшему (л. 47), Успению Богородицы (л. 96), св. Николаю Чудотворцу (л. 119). Акафисты и каноны. Киев, 1667. Акафисты и каноны. Киев, 1670. Пречестныи акафисты и прочия спасительныя мольбы. Киев, 1674. Акафисты Богородице, Иисусу Сладчайшему и св. Николаю (те же, что и в киевском издании 1654 г.). Акафистник. Киев, 1677. Акафисты Иисусу Сладчайшему (л. 24 об.), Богородице (л. 44 об.), Гробу Господню и Воскресению (л. 69), Бесплотным Ангелам, Иоанну Крестителю (л. 119), Успению Богородицы (л. 142 об.), свв. апостолам (л. 166), св. Николаю Чудотворцу (л. 194) (в этом акафисте 1-й кондак другой, чем в киевском издании 1663 г.), Честному Кресту (л. 214), всем святым (л. 267).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Е.Б. Громова Содержание Введение Глава 1. Историографичесие проблемы изучения текста и иллюстраций Акафиста Богородице § 1. Текстологические проблемы изучения Акафиста § 2. Историко-художественные проблемы Акафиста Глава 2. Иконографическая традиция изображения Акафиста Богородице в палеологовском искусстве § 1. Результаты сравнительного анализа изображений балканских циклов акафистов Акафиста 1. Проблема устойчивости иконографических типов 2. Об особенности интерпретации сюжетов 3. Отношение композиций к иконографическим прототипам 4. Проблема наполненности сюжетов символическими элементами 5. Разделение циклов Акафиста по характеру интерпретации текста 6. Возникновение новых тем в композициях догматической части 7. Проблема отражения реальности в иллюстрациях Акафиста § 2. Литургические сцены в цикле Акафиста 2.1. Изображения строфы υ. Появление ктиторских портретов в литургических сценах 2.2. Композиции циклов Акафиста в клеймах ψ и ω 2.3. Синаксарные повести Постной Триоди как источники сюжетов Акафиста 2.4. Смысловые отличия сцен поклонения иконе Одигитрии в разных циклах Акафиста 2.5. Характер интерпретации реальности в константинопольской и балканской редакциях Акафиста Глава 3. Донаторская композиция на иконе «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля § 1. Композиционные особенности построения цикла Акафиста на иконе Успенского собора Реалии литургических сцен § 2. Символические мотивы изображения Богоматери в клейме ψ и их зависимость от смысловой интерпретации сюжета. Повторение константинопольской традиции § 3. Особенности костюмов ктиторов иконы Успенского собора § 4. Традиция получения знаков верховной власти в XIV–XV столетиях на Балканах § 5. Изображение регалий княжеской власти в древнерусском искусстве и их отношение к данным письменных источников 5.1. Изображение венцов 5.2. Изображение лора Глава 4. Отражение русской истории в иконографии верхнего ряда клейм Акафиста иконы Успенского собора § 1 . Сюжеты, представляющие поклонение иконе Богоматери Одигитрии, и их зависимость от литературных источников § 2.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Возникновение Н. н. связано с московским Синодальным училищем церковного пения и деятельностью Смоленского (директор с 1889), В. С. Орлова (регент Синодального хора с 1886) и А. Д. Кастальского (педагог уч-ща с 1887 и помощник регента). В нач. 90-х гг. XIX в. здесь появилась потребность в певч. репертуаре, к-рый, с одной стороны, соответствовал бы облику и древним богослужебным традициям Успенского собора Московского Кремля, где пел на службах Синодальный хор, а с другой - давал бы возможность для исполнения художественного пения в духовных концертах. Первые же произведения Кастальского - гармонизации традиц. распевов ( знаменного , болгарского , киевского , греческого , сербского , московского Успенского собора и др.; 1896-1898) в новом стиле, по видимости не очень далеко ушедшем от опытов т. н. строгого стиля у предшественников, но тем не менее необычном и отчетливо «русском»,- вызвали интерес у прихожан Успенского собора и у консерваторских музыкантов. К муз. творчеству в русле Н. н. присоединились ученики старших классов уч-ща братья А. Г. Чесноков и П. Г. Чесноков , бывш. певчий и выпускник курсов для взрослых певчих Синодального хора при уч-ще А. В. Никольский и педагог теоретических дисциплин В. С. Калинников . Переехав по окончании С.-Петербургской консерватории в Москву, духовно-муз. произведения начал писать А. Т. Гречанинов . Дебютом С. В. Рахманинова в этой области стал духовный концерт (запричастный стих) «В молитвах неусыпающую Богородицу» (1893). По просьбам Смоленского, профессора Московской консерватории в 1889-1901 гг., духовную музыку начали сочинять как молодые авторы, так и уже состоявшиеся композиторы: М. М. Ипполитов-Иванов , А. А. Ильинский , А. Б. Гольденвейзер, А. Н. Корещенко , Д. В. Аллеманов (впосл. священник, протоиерей), свящ. (впосл. протоиерей) В. М. Металлов . В 1906 г. свящ. М. Лисицын дал яркую характеристику музыке Кастальского (эти слова можно отнести к произведениям и других московских авторов Н. н.), связав ее с традицией пения в кремлевском Успенском соборе, где можно было услышать «унисонное пение, украшенное подголосками и случайно, как искры брошенными аккордами… Творчество… А. Д. Кастальского развилось из этого зерна… но в этом есть своя красота, свое единство…» (см.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 876-877).

http://pravenc.ru/text/Новое ...

Сортировать по Исключить новости ОВЦС считает необходимым вернуться к теме канонических и пастырских последствий унии на следующей пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу 2 августа. ПРАВМИР. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата опубликовал официальное заявление о реакции руководства Украинской Греко-Католической Церкви на Всеукраинский крестный ход. 27 июля 2016 года в Киеве завершилось беспрецедентное по своему духовному и гражданскому значению событие — Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину, организованный по инициативе Украинской Православной Церкви. По разным оценкам более 80 тысяч православных верующих приняли участие в молитвенном шествии одновременно с запада, из Свято-Успенской Почаевской Лавры, и с востока, из Свято-Успенской Святогорской Лавры, чтобы в день празднования Крещения Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира соединиться с многочисленными киевлянами в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре за Божественной литургией. Преодолевая сотни и тысячи километров, встречая на своем пути трудности из-за продолжающегося гражданского конфликта в стране, верующие с молитвой шли навстречу друг другу, чтобы вместе просить Господа и Пресвятую Богородицу о прекращении междоусобной брани, о торжестве любви, мира, добра и межконфессионального согласия на многострадальной украинской земле. Однако даже такое благое дело, призванное преодолеть разделения в украинском обществе, встретило циничные нападки и несправедливые обвинения со стороны руководства Украинской Греко-Католической Церкви, которое воспользовалось этим событием как поводом для новых злобных и циничных обвинений в адрес канонической Украинской Православной Церкви. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук 24 июля дал интервью Департаменту информации УГКЦ, в котором заявил, что Всеукраинский крестный ход — это политическая пророссийская акция. «Московский Патриархат», по словам архиепископа, «часто использовался как инструмент в руках агрессора». Глава УГКЦ сравнил крестный ход с «живым щитом из гражданских лиц» и предупредил, что «если из среды участников этого крестного хода будут исходить антиукраинские лозунги и провокации, это станет концом Московского Патриархата на Украине». Не остановился архиепископ и перед утверждением, что среди духовенства Московского Патриархата «очень много фактов поведения, не совместимых со званием гражданина Украины, и Служба безопасности Украины должна ими заняться».

http://pravmir.ru/ovtss-uniya-napominaet...

Пятнадцатый день. Поуч 5-ое. Успение Пресвятыя Богородицы. (Переход человека в загробную жизнь). I. Если название нынешняго праздника взять в прямом, буквальном смысле, то это будет торжественное воспоминание «тихаго, мирного сна», в котором Пресвятая Дева окончила Свое земное поприще и перешла в блаженную вечность. Итак умереть для некоторых людей значит только спокойно заснуть. Вот истинное совершенное бессмертие! А какова смерть других и большей части людей? Какими ужасами она окружается, какое зрелище представляет живым? Хотите ли вы, братия мои, вместе со мною остановить взгляд на последних минутах человека в здешней жизни? Мы видим кончину ближних, мы сами умрем; а понимаем ли, что в час смерти происходит в состоянии самого умирающаго? Чем сопровождается шаг его в вечность? II. А) Вот наступает последний час человека в этом мире. Болезнь, приблизившая его к смерти, уже прекратилась; она подорвала основы телесного организма и сделала его уже неспособным к дальнейшей деятельности в настоящем его виде, и тело уже не служит духу. Тогда жизнь души начинает отторгаться от частей и органов тела, к которым была прирождена и в которых доселе действовала. Судорожные движения и необычайные сотрясения всего организма (т.е. всего тела) показывают, как усиленно, как жестоко это отрешение души от тела, а чем крепче организм, чем сильнее была привязанность духа к телу, тем сильнее эти сотрясения, потому что тем более силы нужно духу, чтобы оторваться от тела. Как страшно уже это одно зрелище! а) Но всмотритесь ближе, вы увидите, что тут не одни телесные страдания . Трепещет душа, чувствуя свое невольное, быстрое приближение к вечности; в трепете она силится как будто остановиться на этом страшном пути; она порывается как бы уклониться от тех ужасов, какие ее ожидают, или овладеть собою и этими самыми ужасами, чтобы спокойнее и смелее пройти. Но эти порывы, подавляемые более и более приближающеюся смертию, производят только то невыразимое возбуждение и раздражение всех сил и чувств души, которые кладут еще более страшную печать на лицо и на все состояние умирающаго. Да, в час смерти овладеть собою и самим путем смертным и всеми его ужасами: какая эта неизобразимая задача! И мы не думаем, чтобы та отчаянная храбрость, которая, немного думая о жизни и смерти, а еще менее о вечности, смело несется на встречу смерти, как например в битве со врагом или в самоубийстве, верно решала эту задачу. Эта храбрость слепа и потому так отважна только до момента самой смерти; а в момент смерти душа прозревает. И скажи мне ты, смелая душа, будешь ли ты также смела пред тем, что тогда увидишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рубрики Нельзя работать в мультипликации, не зная «Успения Богородицы» и «Омовения ног»,  — Юрий Норштейн 15 мин., 15.09.2021 Поделиться Когда Вы снимаете фильм, Вы представляете себе его будущего зрителя? По сути, этот вопрос сопрягается с другим: что такое искусство кинематографа? Фабрика грез? Отражение тайной надежды на перемену собственной участи? Парк культуры и отдыха? (Кстати, кто это у нас додумался до такой формулировки, объединив культуру и отдых?!) Монте-Карло на всю страну? Или, быть может, лотерея? Сладкое ожидание счастливого билетика? Желание почувствовать себя героем, хотя бы в кинозале? Компенсация социальной задавленности? Или кино — это устремленность к смыслу жизни? Когда фильм становится средством, приближающим тебя к безжалостности и правдивости жизни, к постижению истины и идеала... Алтарь для молящихся — не конечная цель молитвы, благодаря ему человек приближается к тайне, которую созерцает внутренним взором за пределами изображенных в иконостасе событий. Икона, вобравшая в себя страсти бытия, неторопливо открывает внеземной идеал. Устремленность к нему располагает атомы души в гармоническом порядке. И она становится явлена миру через поступки, быть может, самые прозаические, в которых нет ничего героического, но они отражают общее понимание целого. Поэтому так принципиальна разница между «лотерейным билетиком», призрачным обманом, в который погружают зрителя услужливые кинематографисты, и мучительным осознанием в себе смысла жизни. «Фабрика грез» обворовывает нас, так как видит идеал не в нашей связи с другими, а в том, что мы можем получить в качестве отдельного удовлетворения нашей отдельной потребности. Отсюда привычная вера в обещанное счастье, и если этого счастья все нет, то капризная душа заменяет его жестокостью и завистью. Стремление к «лотерейному билетику» делает человека азартным и злобным. Короткое забвение в грезах с новой силой открывает ему прозаичность собственного существования, меру социальной задавленности и несвободы. И эта «фабрика» отбирает у него последние возможности отличить ценности подлинные от мнимых. Какой изнурительный путь должен пройти человек, чтобы понять простые истины: никому не завидовать и связывать счастье не со славой и не с наслаждением властью, а только с собственной душой, ее единенностью с миром.

http://foma.ru/sneg-na-trave.html

Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Саввы Освященнаго НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Зритель был еси умом мысленных Сил,/яко детелен Божественных словес,/полагая во твоем сердце,/в немже и восхождения,/яко лествицу, утвердил еси,/преподобне Савво, отче наш,/и ныне молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Савво преподобнейше,/твою из младенства возложил еси жизнь Христу Богу нашему,/от негоже укрепляемь,/плотския страсти помыслу повинул еси,/хуждшее покаряя лучшему./Темже молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Богомудре отче наш,/светильник явился еси величайший,/просвещая подсолнечную чудес сияньми и Божественными делы./Темже по успении Незаходимый тя Свет прият./И ныне молися/даровати душам нашим мир и велию милость. Слава, глас 2: Преподобне отче,/из младенства добродетели прилежно обучився,/орган был еси Святаго Духа,/и, от него прием чудес действо,/увещал еси человеки преобидети сладкая./Ныне же, Божественным светом чистейше осияваемь,/просвети и наши мысли, Савво, отче наш. И ныне, Богородичен: Все упование мое на Тя возлагаю,/Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: Явился еси/от матерних пелен,/Богоносе отче наш,/освященный сосуд/и дом Всесвятаго Духа. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Нося на рамех твоих/крест Господень,/демонская мечтания,/отче наш Савво,/до конца истребил еси. Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Лести лукавых демонов/обличив креста силою,/уяснил же еси/славу Христову,/Савво, отче наш. Слава, и ныне, Богородичен, подобен тойже: Владычице благая,/святыя Твоя руки/к Сыну Твоему вознеси,/душелюбивому Содетелю,/ущедрити рабы Твоя. Тропарь писан на велицей вечерни Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся: НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Слово на достопоклоняемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 I. Думаю, всякий знает, что нет ничего значительнее сегодняшнего нашего [словесного] труда, если все в нем совершить, как должно. Я же настолько ниже того, чтобы и пытаться рассмотреть здесь [вспоминаемое событие] подобающим словом, что даже полагаю, что хотя все люди являются должниками Девы за эти [Ее] деяния, но нельзя им и надеяться достичь словами величия предмета. Так что едва ли кто обвинит нас в дерзости. Да и где место для дерзости? Не было бы сообразно со здравым смыслом приступать к речи о великом и готовиться к поражению. Ведь вряд ли кто обвинит отставших там, где [вполне] не преуспел никто. И как можно защищаться в том, в чем никто не обвиняет? Итак, соизмерив [свой] глас с величием события, перейду к гимнам, прибавив [еще] вот что: я поднялся [с речью] не для того, чтобы учить слушателей, как бы кто из них не лишился благодеяний Воспеваемой [ныне]; — всякий здесь знает об этом общем благе; — но чтобы через посильное упоминание о причине моего спасения способствовать благу души. По этой же причине, думаю, все возносят песнь Пресвятой [Богородице] и нет никого, кто не взялся [бы] за это делание, кто больше, кто меньше преуспев в предложении [хвалы]. Ведь Ей подобает множество похвал, не только за то, что через Нее начало быть, но и за то, что было даровано людям прежде [ воплощения ] . II. И пророки в своих вдохновенных речах воспевали блаженную Деву, и все [от века] святыни: скиния, кивот, палатки Моисея, и остальное, чем гордились иудеи, предвозвещали чудо Девы. Ведь эти святыни и были, и начали быть только, чтобы Ее описать и заранее указать на Нее людям. Но что я говорю? Все похвалы, которые когда-либо слышали люди и когда-либо возносил наш род, — все до одной должны быть отнесены к Деве. Ведь нет, подлинно нет никакого блага, ни большого, ни малого, ничего, что можно было бы назвать благом, которое не было бы принесено [в сей мир] Новой Матерью и Новым [от Нее] Младенцем, не только в рождении Его, но и до того, как Он родился.

http://pravmir.ru/slovo-na-dostopoklonya...

Рубрики Богородица в храм ее привела, по молитвам старенькой учительницы, и с Богом познакомила,  — рассказ священника 5 мин., 28.08.2020 Поделиться Однажды пригласили меня в гости в состоятельную по нашим донбасским провинциальным меркам семью. Пригласили, по всей видимости, с двоякой целью: познакомиться поближе (глава семьи – директор шахты и храму нашему помогал), да каким-то образом на сына тинэйджера повлиять, хулиганистый был паренек. Семейство интересное оказалось. Ищущие. Внутренне они уже понимали, что без Бога в пустоту все свершения и достижения, но вот почему верить именно так надобно, а не иначе, согласия между ними не было. Поэтому вопросов ко мне, как священнику, было много, спорили мы изрядно. Уже собирался уходить, да вспомнил, что в барсетке у меня диск компьютерный есть, с видеозаписью пасхальной службы в нашем храме. Предложил посмотреть, тем более, что семейство это к освящению куличей и пасох приезжало и, естественно, увидеть себя им интересно было. Запись долгая, поэтому решил немного литургийного богослужения им продемонстрировать, а затем уже заключительный аккорд пасхального праздника. Минут пять посмотрели и затребовала хозяйка выключить плеер, или вперед «перекрутить». На мой недоуменный взгляд супруга нашего благодетеля с извинениями объяснила, что она не может этого видеть и слышать, так как ей тут же похороны своих близких вспоминаются, и портить хороший вечер упоминанием смерти ей не хочется. Изначально даже растерялся после слов этих, попытался объяснить, что смерть есть не только объективная реальность, но и тот момент жизненный, к которому готовится надобно на протяжении всей жизни. Не поняли. Видно плохо растолковывал и аргументов убедительных не нашел. Казалось бы, какие еще доказательства нужны, если Христос воскрес? Уже позже понял, что понимали они веру, как набор нравственных правил и моральных установлений и не более того. Да и иначе быть не могло, воспитание-то советское… Прошло довольно много времени после моего гостевого визита. Я уже в городском храме служить начал и как-то под праздник Успения увидел в храме знакомое лицо супруги благодетеля нашего сельского прихода. Она молилась. Причем, не так, как это неофиты делают, а с «чувством, толком, расстановкой», совершенно не выделяясь среди верующих. Было видно, что для нее храмовая молитва знакома и необходима, поэтому когда она подошла к Чаше я уже не боялся, что что-либо во время причастия не так сделает. Просто тихонько попросил ее, чтобы задержалась после службы. Интересно все же стало, как та, которая даже видео с богослужением смотреть не смогла, стала человеком церковным.

http://foma.ru/my-sluchajno-naznachili-v...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Характеристика периода. Лев Исавр. Отражение арабского нашествия Ф. И. Успенский. История Византийской империи Почти все VIII столетие и первая половина IX характеризуются общим термином «иконоборческого периода». Этот период не только носит во главе имя Льва Исавра, но и тесно связан с этим именем главными течениями, берущими начало в царствование этого императора, и теми реформами в законодательстве, которые падают на его время, обнимая военное дело и гражданские отношения по преимуществу земледельческого класса. Не потому, однако, занимающему нас периоду усвоено наименование иконоборческого, чтобы вопросом о борьбе за почитание икон исчерпывались все интересы, но потому, что умственная, нравственная и политическая жизнь общества в это время более или менее зависела от иконопочитания и направлялась стоявшими в борьбе партиями почитателей икон и противников почитания икон (иконокласты — иконоборцы). Но если, выясняя значение термина, мы стали бы отправляться от одного лишь внешнего представления о почитании икон или гонении против иконопочитателей, то наше понимание периода было бы и односторонне, и весьма недостаточно. Уже давно и многими было отмечено, что иконоборческие цари вооружались, главным образом, против суеверий современного общества, и что предпринятые ими реформы направлялись ко благу подданных, в интересах государства. Нельзя, кроме того, оставлять без внимания, что и тесно понимаемый вопрос о почитании икон не ими поставлен на очередь, а занимал умы многих христианских деятелей и ранее VIII в. Кроме почитания икон, иконоборческим движением были затронуты самые существенные вопросы христианского вероучения: о воплощении Бога-Слова, о Богородице, а также подвергались колебанию обряды и формы богослужения. Независимо от сего иконоборческий период нанес большой удар монастырям и монастырскому роду жизни, возбудив сомнение в правильности и целесообразности того явления, что множество здоровых и могущих приносить пользу обществу людей оставляет гражданские обязанности и идет в монастыри, что на монастыри затрачивается значительная часть труда, и что монастырям и богоугодным учреждениям принадлежала чуть ли не треть всей государственной земли. Отсюда видно, что иконоборческий период есть период реформ, глубоких и разнообразных перемен во всех условиях религиозной, гражданской и политической жизни Византийского государства и потому заслуживает особенного внимания.

http://sedmitza.ru/lib/text/442832/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010