Скачать epub pdf УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15/28 августа) Тропарь (глас 1) В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак (глас 2) В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником. Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина (depositio) Девы Марии», а 14 августа – «взятие (assumptio) на небо». Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь , Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII-IXbb. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV-V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Успение Богородицы После свершения всех тайн нашего спасения и вознесения Господа Иисуса Христа на небо, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Богородица, Ходатаица нашего спасения, прожила еще немало земных лет, и распространение славы Ее Сына и Бога неизменно радовало Ее. Приближалось Ее Пречестное и Преблаженное Успение, исполнив Свои земные дни, Она желала оставить тело и идти к Господу. Ее непрестанно, ежеминутно охватывало Божественное стремление видеть Сладчайшего Своего Сына, по Которому Она так тосковала, видеть, как Он сидит одесную Отца на небесах. В Ней горела любовь к Нему, сильнее любви Серафимов, и Она проливала из Своих Пресвятых очей обильные потоки слез, горячо молясь ко Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача к Себе в бесконечную горнюю радость. Находясь в доме святого Иоанна, на горе Сион, Она часто восходила на гору Елеонскую, откуда вознесся на небеса Сын Ее Христос Бог, и усердно молилась. Однажды, когда Она тепло молилась о Своей разлуке с телом и скором пути к Христу, явился Архангел Гавриил, который с детства служил Ей, приносил пищу в Святая Святых, возвестил Благую весть о Боговоплощении и хранил Ее во вся дни живота. С сияющим ликом Он принес Ей радостотворные слова Господа и известил Ее, что совсем скоро, через три дня, Она предстанет перед лицом Божиим. Объявляя Пречистой Деве Ее смертный час, Архангел сказал Ей, чтобы Она не страшилась его, но приняла весть с радостью, ибо Она перейдет в бессмертную жизнь, чтобы вечно жить вместе с бессмертным Царем славы. «Ждет, – сказал он, – Сын Твой и Бог наш, с Ангелами и Архангелами, с Херувимами и Серафимами, со всеми Силами Небесными, с душами праведными, чтобы принять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним в бесконечные веки». В знак Ее победы над смертью, в знак того, что не одолеет Ее телесная смерть, что Она лишь на краткое время уснет смертным сном, но вскоре пробудится и стряхнет, словно дрему с очей своих, мертвенность и узрит бессмертную жизнь и славу в сиянии лица Божия, к Которому приидет с ликованием, восклицая радостно, – в знак этого благовестник дал Ей райскую пальмовую веточку, сияющую благодатным сиянием, чтобы Она держала ее на одре, когда Ее Пречистое и Пречестное тело будут провожать к месту погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Шаманизм на госпайке Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 25 августа – 1 сентября. -   Успение Богородицы. – Юбилей Псково-Печерского монастыря. – Татары или кряшены? – Исламское партстроительство. – Диктатура свободы совести. – Медийные проекты. – Чужие деньги. – Отлучение от культуры. – Государственное язычество. – Победа над смертью. В четверг, 28 августа, Русская Православная Церковь отметила великий двунадесятый праздник - Успение Пресвятой Владычицы Богородицы. В сообщении РИА «Новости» кратко рассказывается об этом событии : «По евангельскому преданию, в конце земной жизни Богородицы архангел Гавриил возвестил Пресвятой о ее грядущей кончине. Богородица перед смертью хотела проститься с учениками Иисуса, которые в то время проповедовали христианство по всей земле. По молитве Пречистой Девы апостолы были чудесным образом собраны у ее одра. Когда пришло время кончины Богородицы, Сам Иисус Христос явился у ее одра и принял ее душу в свои руки... Название праздника - Успение - происходит от слова «уснуть» и указывает на то, что Дева Мария осталась после своей видимой телесной кончины непричастной смерти». На сайте «Православной газеты» о значении этого «удивительного праздника, окрашенного одновременно печалью об окончании жизненного пути Заступницы нашей Небесной, о разлуке нашей с Нею», но и радостью рассказывается более подробно. «При погребении Пресвятой Богородицы совершались многочисленные чудеса. От прикосновения к одру Божией Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и всякие болезни исцелялись. Множество народа следовало за Ее пречистым телом… Через три дня после погребения Божией Матери, прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, жалея его, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы Фома мог проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли вход, то не нашли пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены… Вечером … они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе окруженную ангелами Божию Матерь в сиянии небесной славы. «Радуйтесь! - приветствовала она их и ободрила - Я с вами во все дни, и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».

http://pravoslavie.ru/4842.html

Молитвы Богородице: все молитвы ко Пресвятой Богоматери 22 мая, 2011 В этой статье вы найдёте все молитвы Богородице. Узнаете, как правильно молиться Божьей Матери, соблюдая Богородичные правила. Богородица — Царица Небесная, духовная Мать всех людей на земле. Церковь называет Богородицу не просто святой, но Пресвятой, сверхсвятой Девой. Иконы Богородицы иногда являлись людям в результате чуда и по молитве Богородице дево радуйся, Богородица не раз являла чудеса. Молитвы Богородице «Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь. Все молитвы к Божией Матери: Богородице Дево радуйся, покаянные и благодарственные молитвы Богородица — наша заступница на Небесах. Несмотря на то, что до нас дошло не так много свидетельств о земной жизни Девы Марии, о которых мы можем узнать из Евангелия, нам хорошо известно, что Богородица не раз помогала верующим. Апостолу Иоанну Спаситель сказал — «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27). Но эти слова обращены не только к Ученику Христа. Богородица — Мать всех людей. Мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы , как празднуем и Вознесение Господа на Небеса. Кончина ее была праведной. Перед тем, как отойти на Небеса, Богородица хотела увидеть всех Апостолов и, несмотря на то, что они уже несли учение Христа в мир, Святой Дух собрал их по желанию Девы Марии. Успение Божией Матери не было смертью в привычном нам понимании слова. Иисус пришел за ее душой. Пресвятая Богородица возблагодарила Господа и попросила благословить всех, кто будет почитать ее память. Когда Богородица предала свою душу в руки Бога, зазвучала ангельская песнь. Молитвы покаянные ко Пресвятой Богородице Богородица посвятила свою земную жизнь служению людям, хотя род человеческий Распял ее Сына, нашего Спасителя. Мы возносим Пресвятой Владычице покаянные молитвы, сокрушаясь о наших грехах. Молитва Богородице 1-я

http://pravmir.ru/molitvy-bogorodice-vse...

В. Чернов О праздниках Православной Церкви «Празднование и вообще богослужение Православной Церкви, – пишет известный русский пастырь XIX века протоиерей Григорий Дебольский , – по заповеди Иисуса Христа состоит главным образом в благодарственном и радостном воспоминании искупительной победы Иисуса Христа, и с Ним всех верующих в Него, над грехом и смертью. Эта победа, восстановившая единение Бога с человекам для нашей вечной блаженной жизни, предизображена в таинстве святого Причащения, которое положено Господом в основание христианского богослужения и с которым соединены вселенской Церковью все священные воспоминания о многоразличных благодеяниях, явленных роду человеческому, или непосредственно от Бога, или через святых его и моления о живущих и умерших. Чем выше воспоминания Церкви, тем важнее, светлее торжественнее праздники». Происхождение обычая выделять двенадцать главных праздников С древних времен отцы и учителя Церкви отмечали особенное значение некоторых праздников, посвященных главнейшим событиям земного служения Господа Иисуса Христа. До Х века таковых празднований было меньше двенадцати. Так, святитель Епифаний Кипрский (ум. 403) упоминает четыре праздника: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение и Вознесение; святитель Прокл Константинопольский (ум. 446) добавляет к этому числу праздник Пятидесятницы. В проповеди Иоанна, епископа Эвбейского, сказанной в 744 году, перечисляются праздники в честь Господа и Богородицы: Зачатие Пресвятой Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Преображение, Распятие и Воскресение, Вознесение, Пятидесятница и Успение Пресвятой Богородицы. С XI–XII века в Греции встречаются многочисленные иконы, изображающие двенадцать праздников. Их список несколько отличается от нынешнего и обычно включает Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Пятидесятницу и Успение Пресвятой Богородицы. С того же времени начинает употребляться выражение «двунадесятые праздники», т.е. праздники из числа двенадцати.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каноны на Успение Пресвятой Богородицы В праздник Успения Пресвятой Богородицы опять соединяют свои хвалы оба знаменитые церковные Песнописцы – св. Козьма Маюмский и св. Иоанн Дамаскин , для прославления блаженной кончины Богоматери. Смерть сама по себе есть скорбное событие; но по вере во Христа она бывает радостным переходом из настоящей в другую, лучшую жизнь. Кончина же Той, Которой вся жизнь была непрерывным рядом чудес, от самого Её зачатия, кончина Матери Божией по превосходству была блаженным Успением и Преставлением от земли на небо, и сопровождалась, как говорит предание 11 , многими чудесами, беспримерными и свойственными одной только Матери Бога-Слова. Посему св. Козьма, приступая к прославлению кончины пресвятой Богородицы, торжественно взывает ко всем верующим: πανηγυριζτωσαν ο θεφρονες (да торжествуют богомудрые!), и с чувством искренней духовной радости изображает преславные обстоятельства этого события. Из красноречивых уст его слышатся и умилительные слова Богоматери, взывавшей к возлюбленному Сыну Своему о скорейшем и блаженнейшем переселении Её в обители Небесные, и любвеобильные вещания Самого Господа Иисуса Христа, нисшедшего с Ангелами и Святыми взять пречистую душу Родившей Его по плоти и собственными руками отнести к Отцу Своему, и надгробные песни св. Апостолов, нарочито и чудесно собранных в Сион с концов вселенной – почтить достойным погребением Пречистое тело, которое впрочем и по смерти осталось нетленным и вскоре потом таинственным и неизъяснимым образом также преставлено было на небо. Св. Дамаскин, радостно подтверждая в своём каноне священные предания о чудесах Успения, прибавляет, что при самом погребении Богородицы св. Апостолы с восторгом превозносили святейшую Матерь Ипостасного Слова, Которая и по преставлении от земли на небо не престаёт молитвами Своими избавлять от смерти души наши 12 . Оба канона писаны мерною прозою; но первый из них – св. Козьмы – расположен в греческом подлиннике приспособительно к вышеозначенному изречению: πανηγυριζτωσαν ο θεφρονες, составляющему шестистопный ямбический стих и служащему для канона акростихом. Как в нём заключается всего 26 букв, так и всех тропарей с ирмосами в каноне – 26. Второй же канон писан без акростиха и содержит в себе 28 песнопений, т. е. 8 ирмосов и 20 тропарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Успение Богородицы, прощание в Иерусалиме 27.08.2023 1138 Время на чтение 27 минут Более двадцати лет назад автор этих строк сподобился побывать на Святой Земле, и эта паломническая поездка, от Московской Патриархии, была приурочена именно к великому празднику Успения Богородицы. Утро 22 августа 1996 года начиналось в Свято-Даниловом монастыре, откуда мы выезжали, а ночь встречали уже под звездным небом Вифлеема, в восьми километрах южнее Иерусалима, где нас разместили в новой арабской гостинице, стилизованной под вертеп. Через несколько лет в Бет-Лехеме, так по-арабски звучит имя города, появилась и улица Путина… В переводе Вифлеем – «город хлеба», древнее его название Ефрафа - «плодородие». Сам Господь говорит о Себе: «Хлеб, сшедший с Небес»… ИЗ «ГОРОДА ХЛЕБА» - В СТОЛИЦУ МИРА Уже в 3.45 утра в номере раздался звонок: подъем. (Программа поломничества была очень насыщенной, во все последующие дни поднимались в 5, самое позднее 6 часов). Вскоре уже были в автобусе, первый выезд - в Иерусалим, на литургию, в Гефсиманию. Гефсимания — это евангельское село близ крепостных стен древнего Иерусалима, где располагается храм Успения Богородицы - место, где Она была погребена. Светает здесь рано, тихий город уже озарен весь легким утренним солнцем. Вифлеем сейчас - территория палестинской автономии, в городе живут в основном мусульмане, хотя когда-то большинство составляли православные арабы. Вырулив из теснины вифлеемских улиц, автобус быстро набирает скорость на автостраде, ведущей в Иерусалим. Наш гид, матушка Елена из Горненского монастыря показывает на синагогу рядом с дорогой: здесь похоронена библейская Рахиль, супруга патриарха Иакова, мать праведного Иосифа. . «...И погребена на дороге в Ефрафу, то-есть Вифлеем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» (Быт. 35, 19—21). Место ее погребения издревле почиталось не только евреями, но и мусульманами. У гробницы молились о даровании дождя в засуху, беременные женщины, также как и бесплодные, брали камешки отсюда, носили при себе (Рахиль долго была бесплодна). У входа в синагогу, которая располагается здесь — два солдата с автоматами.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/28/...

IX. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ О дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. (Август 15. вел. веч. на Господи воззвах стих. 1) Возвратившись с горы Елеонской, Матерь Божья начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего, Она рассказала усыновлённому Ей Апостолу Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесённую Архангелом, завещая нести её при погребении пред Своим гробом. Уведомив всех домашних о Своей предстоящей кончине, Она повелела украсить покой и ложе Своё, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить всё необходимое для погребения. Иоанн немедленно послал к святому Иакову, брату Господню, первому Иерусалимскому епископу 60 и ко всем сродникам и ближним извещение о приближающейся кончине Богоматери, с обозначением и самого дня; а святой Иаков предуведомил о том же всех верных не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях. Все родственники Богоматери и множество христиан обоего пола со всех сторон притекли в дом Иоанна. Пресвятая Владычица всем открыла слышанное Ею от Ангела и, в подтверждение слов Своих, показала райскую ветвь, сиявшую небесным светом. Все пришедшие к Ней горько плакали и своими воплями и рыданиями наполнили весь дом, умоляя Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сирыми. Пресвятая Дева увещевала их не плакать, а скорее радоваться о Её исходе, говоря, что, представ престолу Божьему и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость обо всех, живущих на земле. И не только не оставит их сирыми, но ещё будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всегда помогая бедствующим. Среди утешительных для человечества обетований, Матерь Божья не оставила сделать распоряжение относительно Своего имущества и погребения. Она завещала отдать две одежды Её двум бедным вдовицам, с усердием и любовью служившим Ей и имевшим от Неё пропитание; а также объявила волю Свою, чтобы тело Её было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Её святые родители и праведный обручник. 61

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Победа над смертью Слово в день Успения Пресвятой Богородицы Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский   23:55 27.08.2023 615 Время на чтение 5 минут Воспою, радуяся, Твоя Успение. Ирмос песни 1-й Успение Пресвятой Богородицы (икона П. Бусалаева). Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/27/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Слово на Рождество и Успение Пресвятой Богородицы Святой Иоанн Дамаскин — один из самых выдающихся и славных отцов Церкви. «Источник знания» ценен тем, что представляет собой полный свод всех христианских догматов. Его автор жил в эпоху после первых шести Вселенских Соборов и, по сути дела, является создателем соборной формулы последнего, VII Вселенского Собора. Все предшествовавшие Иоанну Дамаскину отцы жили по крайней мере до возникновения иконоборческой ереси и потому не передали нам всю полноту догматики. Так, свв. отцы–каппадокийцы жили в IV, «Ареопагитики» относятся к VI в., прп. Максим Исповедник жил в VII в. Именно в силу того, что он был первым полным сводом христианских догматов, «Источник знания» имел огромное, ни с чем не сравнимое влияние на развитие позднейшего богословия как на Востоке, так и на Западе. Предлагаем ознакомится с одним из творений книги «Источник знания»  Иоанна Дамаскина. Слово на Рождество и Успение Пресвятой Богородицы Слово первое на Рождество Пресвятой Богородицы Приидите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники — когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину — проводили со всякою почестью дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося пм каждый посильные дары; то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость? Ева слышала определение Божие: в болезнех родиши чада (Быт.3:16), а Марии возвещено: радуйся, Благодатная! (Лк.1:18); той сказано: к мужу твоему обращение твое, а этой: Господь с Тобою! Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым так и Творец — Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославить разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010