Слово в день Успения Пресвятой Богородицы 12 В сей день, благ. слуш., празднуем мы со всею Христовою Церковию преславное успение Божией Матери, преставление Ее от смерти к животу, от земли к небеси. Мы торжествуем день, в который гроб соделался для Матери Жизнодавца лествицею к горнему Иерусалиму и смерть дверию в Царство славы. Торжествующие христиане! Память успения Божией Матери приводит ли вам на память и наше имеющее быть успение? Думаем ли о смерти, нас ожидающей, когда ублажаем успение пренепорочной Девы Марии? Прейдем от Ее успения к будущей нашей кончине; дополним радость настоящего торжества радостию, лиющеюся в загробной жизни от Источника всякой радости. Вы, может быть, сего не ожидали, а некоторые сочтут за излишнее говорить о смерти смертным: но чтож, если сия истина, столь всем и каждому известная, повторяется у нас только во время болезней, скорбей, несчастий, старости? Помни последняя твоя и во веки не согрешиши ( Сир. 7:29 ), говорит Премудрый. Земля ecu, и в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ). Вот осуждение, которое по-видимому показывает, что телесная смерть неизбежна для человека, независимо от осуждения, по естеству его. Но по ясному слову Божию, смерть есть наказание за грехи: Бог смерти не сотвори: Бог созда человека в неистление ( Прем. 2:23 ). Человек и в состоянии непорочности был земля по своему происхождению; но сия земля закрыта и ограждена была от тления образом Божиим и силою древа жизни: после падения она обнажается, и с удалением от древа жизни предается естественному разрушению. Смерть естественная или разлучение души от тела есть следствие греха, – есть как бы необходимая подать, платимая греху грешниками: оброцы греха смерть ( Рим. 6:23 ). Первые праотцы сотворены были для бессмертия, и наслаждались бы им во веки. Но завистию диавола смерть в мир вниде ( Прем. 2:24 ), говорит Премудрый. Лукавое уверение, что преступлением заповеди Божией, можно соделаться подобными Богу в ведении добра и зла, истребило из памяти праотцев угрозу: в он же аще день снесте, смертию умрете ( Быт. 2:17 ). Они вкусили запрещенного плода и в ту же минуту ощутили в себе действие тления и мертвенности, которые предали и всему потомству своему вместе с первородным грехом. Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша ( Рим. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Святого Андрея, архиепископа Критского Всех вас, притекших в сей досточтимый храм Богоматери, молю быть внимательными и споспешествовать мне, трудящемуся на поприще слова и неудоборазумевающему глубину чуда, дабы, таким образом, взошедши как бы на самую вершину дела, легче было, по крайней мере, созерцать таинство Божие и услышать надгробное слово. Людям однажды навсегда было определено умереть, и это обстоятельство было совершенно неизбежно для рода человеческого; и именно, за преслушание надлежало естеству человеческому принять свыше от Творца это определение. По сей причине, конечно, Бог также однажды умер, дабы чрез эту одну смерть, избавить всех нас от несносного рабства смерти, как говорит богодухновенный писатель: и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе ( Евр. 2:15 ). «Что же, – возразят, быть может, некоторые, – ужели мы теперь не будем умирать этою смертию»? Да, будем; однако не так, как прежде, когда люди, безусловно, находились во власти смерти. А если это так, то смерть не может быть уже названа в собственном смысле смертию. Ибо есть некоторые, которые избежат и этой смерти, хотя они, по святому гласу и учению ап. Павла, изменятся ( 1Кор. 15:51 ). Истинная смерть – та, когда однажды умершим нам не будет дозволено возвращение к жизни. Мы же если и умрем, то, по возобновлении жизни после смерти, будем наслаждаться лучшею жизнию, поелику всем известно, что смерть есть успение и возвращение ко второй жизни. Яснее определяя такую смерть, древний писатель говорит: смерть бо мужу покой: затвори бо Бог окрест его ( Иов. 3:23 ). Что же другое разумеется под именем смерти, как не отделение души от тела, возбуждающее, вследствие разъединения частей и соединения их, затем надежду на восстановление?.. Итак, Сам Создатель жизни и смерти, Живот и Воскресение всех, по милосердию Своему, Своею смертию победил имущаго державу смерти ( Евр. 2:14 ) и три дня пребывал посреде сени смертныя ( Пс. 22:4 ), проповедуя там, где содержались связанные нерасторжимыми узами души святых, как говорит об этом апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Г.С. Битбунов Успение Пресвятой Богородицы Событие праздника и его эортологическая динамика В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского Патриарха Модеста († 632), слова прп. Андрея Критского , Константинопольского Патриарха Германа и три слова прп. Иоанна Дамаскина . Все эти источники датируются VIII веком. Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Успении Ее писал сщмч. Дионисий Ареопагит . Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает свт. Епифаний Кипрский . Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии. Воспетая еще древними Пророками и ублажаемая от Духа Святаго за предопределенные Ей от Бога радость и блаженство, Она, Пречистая, живя на земле, еще не видит исполнения на Себе этих Божественных предречений; наоборот, великие скорби, нужды, душевные переживания сопровождают Ее земную жизнь. В земной Ее жизни над Ней исполнились в точности слова праведного Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Сколько горя перенесла Пресвятая Дева, сколько сокрытых слез пролито было Ею на земле, когда видела Она ужасные страдания и смерть Возлюбленного Сына Своего! И вот ныне, в самый день Успения Божией Матери оканчивается Ее слезное сеяние и делание. С минуты Ее переселения от земли на небо начинается — и открывается перед очами всей вселенной — Ее неземное величие, Ее слава и блаженство. Священное Предание о славном Успении Богоматери рассказывает следующее. По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, Пречистая Матерь Его с особенной любовью посещала те места близ Иерусалима, которые были ознаменованы молитвой, страданием и смертью Ее Возлюбленного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, вертоград, где было погребено Тело Спасителя, сделались любимыми местами Ее молитв и излияний святых чувств Ее сердца. Часто и подолгу размышляла Она о Своей смерти и будущей загробной жизни, часто даже обращалась к Господу с молитвой о скором отшествии Своем из здешней жизни и блаженном соединении с Ним — Сыном Своим и Богом. И вот однажды, когда молилась Она на горе Елеонской, к Ней явился Небесный Вестник — Архистратиг Божий Гавриил, благовестивший Ей прежде бессеменное зачатие и рождение от Нее Спасителя мира. Ныне, представ пред Пречистой, он предвозвестил Ей, что наступило время для переселения Ее от земли на небо и причастия благодатных утешений от Духа Святаго.

http://pravmir.ru/slovo-na-uspenie-presv...

История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы В статье рассматривается история чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы от VII века вплоть до настоящего времени, а также особенности рецепции чина Погребения на Руси. 28 августа, 2014 В статье рассматривается история чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы от VII века вплоть до настоящего времени, а также особенности рецепции чина Погребения на Руси. Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Православной Церкви. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII века 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX века в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV веков, сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо). В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI века, когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока», согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Особенности богослужения на Успение Богородицы в Афонском Пантелеимоновом монастыре Торжества на Успение Богородицы в Афонском Пантелеимоновом монастыре В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы. Все праздничные торжества проходили в Свято-Успенском соборе обители, который находится возле собора святого великомученика и целителя Пантелеимона Кроме этого, в день Успения Пресвятой Богородицы, по традиции, из Свято-Пантелеимоновой обители священнослужители, певчие и паломники прибыли в принадлежащий русскому монастырю Свято-Успенский скит «Ксилургу», дабы украсить Престольный Праздник этой древнейшей Русской обители на Святой Горе. Уставной особенностью Афонского богослужения в день Успения является то, что оно совершается в соединении с чином погребения Плащаницы, на которой изображена Пресвятая Богородица, лежащая на смертном одре. Обычные для праздничного богослужения полиелейные псалмы в этот день не используются, поскольку поется 17 кафизма с величаниями или похвалами, разбитая на 3 статии. По святогорской традиции, после Великого Славословия, в Свято-Пантелеимоновой обители был совершен крестный ход с выносом плащаницы, символизирующий собой погребение Пресвятой Богородицы. Крестный ход с погребением плащаницы на Святой Горе был заимствован в древности из Иерусалимского Устава, где он совершается не вокруг храма, а из Иерусалима в Гефсиманию, буквально повторяя скорбное шествие апостолов, совершавших погребение Пресвятой Богородицы. Погребение плащаницы широко распространилось из Иерусалима во всех Поместных Церквях, однако везде оно приобрело свои отличия, как по чину, так и по времени совершения, поскольку невозможно в точности повторить в местных условиях особенности Иерусалимского Типика. Важно отметить, что с Афона эта традиция с древнейших времен была заимствована и в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. По Уставу Святой Горы Афон празднование Успения Пресвятой Богородицы продолжается здесь до 28 августа/10 сентября.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Свет славы Божией 27.08.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Успение Богородицы Слово на Успение Божией Матери Сегодня святая Церковь приносит хвалу Божией Матери. Успение Ее Пречистого тела показывает, какой славой окружает Ее небо. Открывая превечное назначение человека, которого Бог сотворил не для греха и смерти, а для любви и света. В этот день Церковь созерцает тайну будущего века, которая присутствует всегда уже здесь на земле. Мы помним из Писания, как Моисей после продолжительного общения с Богом, принял заповеди и весь Закон, и его лицо сияло таким светом, что израильтяне не могли смотреть на него. Свет, который отражало его лицо, был Божественным светом, являющим присутствие Божие. Для грешных людей было невыносимо видение его лица. Потому что грех и Бог не могут встретиться лицом к лицу друг с другом. Потому Моисей имел покрывало, в котором апостол Павел видит символ духовной слепоты израильского народа. И апостол говорит: если служение закона, которое вело к осуждению и смерти, «было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение Духа?» (2 Кор. 3, 7—8). И святая Церковь говорит сегодня: если лицо Моисея, когда он принял простые слова, начертанные перстом Божиим, сияло так, что слава Божия покрывала его тело, насколько большая слава покрывала тело Пречистой, когда Она приняла в Свое чрево Превечное Слово, Сына Божия, восприявшего плоть от Ее плоти, освященную Духом Святым, в то время как сила Вышнего нашла на Нее и осенила все Ее естество. Какая слава охватила тело Приснодевы! Воистину, повторим еще раз слова апостола, если служение осуждению — смертоносным буквам, принятое Моисеем с Законом, сообщало славу, исполнявшую его тело Божественным светом, насколько больше служение духа и истины, дарованные Божией Матери, — схождением на Нее истинного Света и воплощением Сына Божия от Ее тела.

http://moral.ru/svet_slavy/

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи, воззвах: стихиры на 4. Глас 1. На Господи воззвах: стихиры на 4, Подобен: Небесных чинов: Подобен: Небесных полков: Безсмертным успением Божия Матере/ангельский собор радуется:/и Сия отходящи,/во обители вечныя вселяется,/и к веселию Небесному преходящи,/в Божественную радость/и вечное наслаждение. (2) Обессмертном успении Божией Матери/Ангельский сонм радуется:/и Она, отходя,/во обители вечные вселяется/и, к веселию небесному переходя,/в Божественную радость входит/и в вечное наслаждение. (2) Жизни Вышния желающи,/сию оставила еси, Богородительнице Отроковице,/девства цвете,/Христа рождшая, всех Живота;/благоговейно предстояше апостольский собор/честному Твоему погребению, Богоневестная. Жизни вышней желая,/сию, земную, оставила Ты, Божия Родительница, Отроковица,/девства цвет,/родившая Христа, всех жизнь;/и благоговейно предстоял апостольский сонм/священному Твоему погребению, Божия Невеста. Твоим исходным пением и надгробным/воздух убо освятися,/восхождением Твоим, Мати Бога Человеколюбца,/чудо страшное, Богородице Неискусомужная./Темже верно покланяем Ти ся, вернии,/Богородице Неискусобрачная. Твоим исходным пением и надгробным/воздух освятился/при восхождении Твоем, Матерь Бога-Человеколюбца./Чудо страшное, Богородица, мужа не знавшая!/Потому мы, верные, преданно поклоняемся Тебе,/Богородица, брака не испытавшая. Слава, и ныне, глас 6: Приидите, всемирное успение/Всенепорочныя Богородицы празднуем,/днесь бо Ангели торжествуют/честное преставление Божия Матере/и к веселию нас, земных, призывают,/вопити немолчным гласом:/радуйся, преставльшаяся, от земли/и к Небесным обителем пресельшаяся./Радуйся, яже ученический лик/облаком легким во едино собравшая./Радуйся, упование и спасение наше,/Тя бо христианский род непрестанно ублажает. Слава, и ныне, глас 6 Придите, всемирное успение/Всенепорочной Богородицы отпразднуем,/ибо в сей день Ангелы торжествуют/ради священного преставления Богоматери/и к пиршеству нас, земных созывают,/восклицать неумолкающим гласом:/“Радуйся, перешедшая от земли/и к небесным обителям переселившаяся!/Радуйся, хор учеников/облаком легким воедино собравшая!/Радуйся, надежда и защита наша,/ибо Тебя мы, христианский род/непрестанно блаженной именуем!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/uspenie-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2020 28 мин., 27.08.2020 1-я страница обложки: На фоне звездного неба –  деревья, растущие в поле. В небе - комета C/2020 F3 (NEOWISE). Наверху надпись: У ВАС ОДИН НЕОТВЕЧЕННЫЙ ВЫЗОВ, а внизу – более мелкими буквами: Как по-христиански ответить на посланные тебе испытания (фото Pavol Putnoki, www.putnoki.photo), (см. раздел " Вопрос номера " С.14-26). Пролог : (на заставке — фото Наталии Ро) Семен Кирсанов « Дождь ».Стихотворение. 1967//Фома. - – август 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: август //Фома. - – август 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены:     26 августа. Исполняется 70 лет ректору МГИМО Анатолию Торкунову. [Анатолий Васильевич сыграл огромную роль в истории нашего журнала. Во многом именно благодаря его поддержке «Фома» смог вырасти в цветной и регулярно выходящий журнал федерального уровня]. Ил.: А. Торкунов. Фото Владимира Ештокина. – С. 4;     1 августа. Обретение мощей преподобного Серафима Саровского. августа 1903 года состоялась канонизация преподобного Серафима. Спустя 70 лет после его кончины, в день рождения святого, в Сарове были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку]. Ил.: Торжества по случаю обретения мощей Серафима, в которых принял участие и Николай II. Фото - С.4;     28 августа. Успение Божией Матери. [Успение – слово, означающее состояние сна. Для христиан смерть перестала быть финальным событием в истории жизни человека. Мы веруем, что Бог воскресит всех умерших, как бы пробудив их ото сна. Поэтому и праведная кончина Божьей Матери именуется в Церкви не смертью, а Успением.]. Ил.: Успение Пресвятой Богородицы. Икона. – С. 4;     9 августа. День памяти великомученика и целителя Пантелеимона . [Он родился в III веке в городе Никомидии и выучился врачебному делу. По преданию, однажды Пантелеимон увидел на дороге мертвого ребенка, ужаленного змеей. Он решил проверить, действительно ли так сильна христианская молитва. Он стал молиться – и в этот момент ребенок ожил. После этого Пантелеимон принял святое крещение и стал лечить людей не только врачебными средствами, но и молитвой ко Христу]. Ил.: Целитель Пантелеимон. Иконография. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-208-...

священник Максим Козлов Содержание Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях Часть I. Христологические и полемические трактаты Предисловие Иже во Святых отца нашего Иоанна Дамаскина, монаха и пресвитера, против манихеев Беседа сарацина с христианином О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси Преподобного аввы Иоанна Дамаскина Златоструя слово против несториан Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина слово о вере против несториан Послание как бы от лица святейшего Петра, епископа Дамаскского, лжеепископу Дары, Яковиту Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина о сложной природе против акефалов Блаженного Иоанна монаха и пресвитера послание, Писанное Иордану архимандриту, о Трисвятой песни О драконах и привидениях Часть II Слова на Богородичные праздники Учение св. Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице по его словам на Богородичные праздники Смиренного монаха и пресвитера Иоанна Дамаскина слово на Рождество Пресвятой Богородицы Первое похвальное слово на Успение Всепетой Преславной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Второе похвальное слово на Всечестное Успение Пресвятой Богородицы Третье похвальное слово на Всечестное Успение Богоматери Комментарии Часть I. Христологические и полемические трактаты Против манихеев Беседа сарацина с христианином О драконах и привидениях Часть II Слова на Богородичные праздники     Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях Св. Иоанн Дамаскин родился в конце VII века в Дамаске, тогда главном городе Сирии, столице халифата Омейядов 1 . Он происходил из знатной семьи, известной христианским благочестием. Его отец, Сергий Мансур, был распорядителем казны у дамасского халифа и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой. Воспитание и образование Иоанна и его сводного брата Космы (впоследствии еп. Маюмского) Сергий поручил ученому благочестивому иноку Косме из Калабрии, которого он выкупил из плена. Успехи воспитанников скоро оправдали доверие, оказанное иноку благочестивым мужем. «Благодаря превосходству их дарований и ревности, они в короткое время овладели всем труднейшим знанием, как грамматикой, так и диалектикой и искусством доказательств. В нравственной же философии они преуспели настолько, что не только украсили свой ум учением, но и смирили душевные страсти. И подобно тому, как орел смотрит на солнце, так и они пристальным взором взирали на основы естества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010