Слово на Успение Пресвятой Богородицы Скачать epub pdf Предлагаем вашему вниманию еще одну ранее не издававшуюся проповедь Батюшки в день Успения Пресвятой Богородицы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Дорогие мои, други наши! «Придите всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем». Сегодня Пресвятая наша Матерь Царица Небесная созвала нас славить Ее  божественное преставление и воспевать Ее, благословенную от всех родов человеческих во веки веков. День сей особый, ибо только со дня Своего Успения по духу святыни Дева Мария открылась в силе Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Богородицы. Земная жизнь Божией Матери сокровенна, но беспримерный, неповторимый подвиг Ее жизни обручил творение с Творцом, человека с Богом. Господь – Сын Божий и Сын человеческий, Ее Сын прошел путь человеческой жизни от рождения до смерти, воскрес и восшел туда, где был первее, возведя Собой в Царство Небесное к Престолу Божию и плоть человеческую. А вслед за Ним, Своим Сыном, взошла к Триипостасному Божеству и тоже с плотию Дщерь человеческая Пресвятая Мария. Ее Успение явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным. Воспоминания о Деве Марии в Священном Писании крайне скудны, но таинственная тень Ее жизни высвечивается жизнью тех, с кем рядом идет по ней Она. Ее родители Иоаким и Анна еще вне христианства, еще подзаконные, но они так верили Богу, что это вменилось им в праведность. Они жили верой и молитвой, неся до глубокой старости скорбь о бездетности и боль поруганий. Теперь мы назвали бы это крестоношением. И Божие благословение на рождение дщери, вопреки законам естества, увенчало их подвиг. Дщерь – плод их молитвы и праведности – унаследовала от родителей их праведность, но и по естеству общий всем земнородным первородный грех. Она вполне и всецело дщерь рода человеческого от зачатия и рождения до смерти. Обет же, данный родителями Богу, привел Ее, трехлетнюю юницу Марию, в храм Божий «воспитатися от Святая святых ». Первосвященник Захария, исполняя таинственное Божие веление, на удивление всех вводит Ее  туда, куда и сам то входит лишь единожды в год. И опять покров тайны на время скрывает Деву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы Скачать epub pdf «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» публикуется впервые. Оно было сказано отцом Иоанном в первой половине 1980-х годов во время празднования престольного праздника нашей святой обители. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Други наши! «Божественному погребению Матери Божия песни воспоим». Великое событие породило нынешний праздник. «Небо ныне сорадуется земле и славит преставление Матери Божией». И как поклоняется мир Живоносному Гробу Сына Божия и Сына Девы – источнику нашего воскресения, так припадает он ко гробу Матери Божией. «Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, чествуется яко чертог царский». И по сей день со всех концов земли стекаются люди туда, к Ее гробу. Они несут Ей молитвы благодарения и радости, моления в скорбях, печалях и болезнях; несут любовь своих сердец и безграничное доверие Ее материнской любви и заботе. И в каждом православном храме стоит ныне в центре икона Успения Матери Божией или гроб Ее – Плащаница. И везде во всем мире слышит Небесная Царица и молитвы наши и видит благоговейное поклонение подвигу Ее жизни и Славе Ее, венчавшей жизнь. А гроб – источник слез, преложился на источник радости, а смерть стала Успением. И сегодня слышим мы в церковных песнопениях голос Матери Божией, обращенный к нам: «Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия моего к Богу не претворяйте в плач слезами Вашими. Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». С этого достославного дня Своего Успения Светоносная Дева становится Матерью всего человечества и Царицей Небесной. И со всей очевидностью стала открываться человеку материнская Ее забота. Земная жизнь Девы Марии была сокрыта в смирении, безмолвии и тайне. И только из-за гроба воссияли миру  Свет Ее славы и величие Ее жизни. Свою принадлежность человеческой природе Она явила рождением и смертию Своею. Но многие ли при жизни Пресвятой Девы знали, что зачатие Ее – бессеменно, рождение – нетленно, успение – бессмертно. Смерть же и гроб не смогли удержать рождшую смерти Разрушителя, «и через три» дня гроб Ее опустел, извещая мир о великой тайне жизни Марии, о бессмертии Ее души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+аудио, видео) 28 августа, 2021. Редакция " Правмира " Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни» 28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть». Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей. Здесь Она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, Ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором Она молилась и ожидала Своей кончины. Сам Спаситель в окружении ангелов сошел к Ней, чтобы забрать Ее душу с Собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, Она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

http://pravmir.ru/uspenie-presvyatoj-bog...

иером. Иаков (Цветков) Акафист на успение Божией Матери 12 Кондак, глас 8-й. Подобен: Взбранной Воеводе... В бессмертным и честным успение Твоем, Дево, множество безтелесных служителей притекло, чтобы воспеть Тебя, с Сыном Твоим; от конец же мира апостолы, быв восхищены облаками, собирались, и вопияли к Тебе: «Радуйся Невесто неневестная». Икосы: (’γγελοι) Ангелы некогда с небеси достойно воспевали рождение Твое, Дево: а ныне они вместе с нами долу. (на земле) прославляют в песнях святое и честное (Твое) успение, воспевая к Тебе так: «Радуйся, брашно радости человеков: радуйся, разрешение прародительская клятвы. Радуйся, нетленная Невесто невидимая Отца: радуйся, безмужная Матерь Собезначального Сына. Радуйся лествице, возносящая от земли на небо: радуйся мосте, возводящей в рай блаженный. Радуйся, ибо на небеси лики (ангельския) Тебя славословят: радуйся, ибо на земли человеки покланяются Тебе. Радуйся, Чистая, похвало дев: радуйся, Святая, святых радование. Радуйся. Ты, чрез которую убегает полк демонский: радуйся, Ты, чрез которую радуется естество человеческое. Радуйся. Невесте неневестная. (Βλπων) Петр, видя Святую, всех Господа рождшую, (возлежащую) на одре, вопиял: «О, Дево, как Ты заченшая во чреве (Своем) Жизнь, являешься мне как мертвая? Но однако же, как виновницу (ιταν) радости нашей, я прославлю Тебя: «Радуйся, основание храмов (δωμτων) Божих: радуйся, печать речений моих. Радуйся, Божественная колеснице неприступного Света: радуйся, жилище непостижимого Бога. Радуйся, море безмерное Божественных хотений: радуйся, недосягаемая глубино страшных чудес. Радуйся, ибо прославляет Тебя труба апостольская; радуйся, ибо Тебя почитает лик ангельски (σωμτων). Радуйся, честный и всезлатый сосуде: радуйся, любезное и святое ограждение (πργωμα). Радуйся, Ты, к Которой ученики (Господни) собрались внезапно: радуйся, Ты, к Которой и я воспеваю сие: «Радуйся, Невесто неневестная». (Γλσσαν), Павел, имея язык движимый (Святым) Духом? как скоро узрел непорочную Матерь Божию на одре, поклоняясь к пречистым ногам (Ея), говорил: «Приими, Пречистая, и меня вместе; с Петром, вопеющаго (к Тебе) так: «Радуйся, кореню вечныя жизни: радуйся, двере непорочного наслаждения. Радуйся, безмужняя Матерь Истины – Христа: радуйся, слепоты моея светильниче негасимый. Радуйся, Стамно, Саде, Трапеза, и пресвятый Храме: радуйся, Купино несгараемая и Раю блаженный. Радуйся, Богородице; ибо Ты преставилася от тленного (мира): радуйся, Богородице; ибо Ты (соделалась; причастницею благ (нетленных). Радуйся, ликов девственных Царице: радуйся, чистых устен проповедание. Радуйся, Ты, чрез Которую Петр сказал, что сказал 13 : радуйся, Ты, чрез Которую с ним вместе и я вопию: «Радуйся, Невесто неневестная».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 44. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) Успение. Михаил Кузмин Успение Твое, Мати Богородица, Опозданием Фомы нам открылося. Святым Духом апостол водится Далеко от братского клироса. Покидает он страны далекие, Переходит он реки широкие, Горы высокие – И приходит к братьям апостолам. Вскричал он, Фома, со рыданием: «Завела меня пучина понтова! Вы блаженны последним лобзанием, А Фома, сирота, он лишен того! Уж вы дайте мне, рабу покорному, Поклониться тому месту горнему, Гробу чудотворному, Как дано было прочим апостолам». Между двух дерев холм виднеется, Красно солнце садится за море, На холме том гроб белеется, Гроб белеется беломраморен. Белы ноги у Фомы подгибаются, Белы руки у него опускаются, Очи смыкаются, – И нашла туга на апостолов. Снова плач близнеца возносится, Подымается к небу ясному, Злая грусть в сердца братьев просится. «Ах, увы мне, увы мне, несчастному! Неужели, Мати, в таком загоне я, Что стал хуже жида – Авфония, Лишен благовония? Нелюбимый я среди апостолов!» И ко гробу Фома подводится, Подводится ко гробу белому, Где почила Святая Богородица. Диво дивное сердцу оробелому! Расцвели там, большие и малые, Цветы белые, желтые и алые, Цветы небывалые. И склонились святые апостолы. Вместо тела Богородицы Пречистыя – Купина цветов благовонная; Поясок из парчи золотистый Оставила Матерь Благосклонная В награду за Фомино терпение, В награду за Фомино смирение И уверение. И прославили Деву апостолы. Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко Церковное предание рассказывает, что после вознесения Господа нашего Иисуса Христа на Небо Пречистая Матерь с особенной любовью посещала те места близ Иерусалима, которые ознаменованы были молитвой, страданием и смертью Ее Божественного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, гроб, где было погребено Его тело, сделались постоянными местами Ее молитв. И вот однажды, во время молитвы на горе Елеонской, Ей явился архангел Гавриил и предвозвестил время кончины.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Иконография Успения: От Иоанна Дамаскина до Караваджо Почему свет на православной иконе темный, как изображают Успение католики, и чем провинился Караваджо 28 августа, 2014 Почему свет на православной иконе темный, как изображают Успение католики, и чем провинился Караваджо Об особенностях изображения события и смыслах, которые иконописцы и художники пытались вложить в свои произведения, рассказывает «Правмиру» Наталья Боровская, кандидат искусствоведения. Иконография Успения Пресвятой Богородицы поражает своей сложностью и разнообразием. Столь богатая традиция сложилась в силу особого отношения к этому событию: Успение, пожалуй, самый почитаемый из Богородичных праздников и один из самых важных в системе христианской литургики в целом. Еще одной причиной можно считать богатый корпус источников, который использовался в искусстве. Как известно, художник, берущийся за тему Успения Богородицы, может опираться только на апокрифическую литературу либо на тексты великих святых, которые по содержанию тоже похожи на апокрифы. Но этого материала так много, и он представляет события так ярко и подробно, что образы текстов буквально «просятся» быть изображенными в красках. Наиболее ранние примеры иконографии Успения относятся к Х веку (плакетки из слоновой кости из музея Метрополитен в Нью-Йорке), хотя праздник окончательно утверждается на Востоке в VI, а на Западе – в VII столетиях. Основные апокрифические источники изображений датируются IV–V веками («Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, IV век, «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, V век, «Слово Иоанна архиепископа Солунского» Псевдо-Дионисия Ареопагита, V век). Но главным текстом, ставшим основой иконографической традиции, все же следует считать «Второе похвальное слово на Успение Богоматери» святого Иоанна Дамаскина (VIII век). В разное время и в восточном, и в западном искусстве делался акцент на те или иные фрагменты этого описания. «Во время Ее славного Успения все святые апостолы, которые были рассеяны по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим, и когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил. Так с Божественной и небесной славой Пресвятая Богородица предала Свою святую душу в руки Божии неким неизреченным образом.

http://pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-...

Чему поучает нас Успение Пресвятой Богородицы? «О, дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает».                      (Стихира на Успение). Велик и радостен для христиан православных праздник Успения Пресвятой Богородицы. С древнейших времен христианских, как и самое почитание Приснодевы, ведет он свое начало. Уже в IV столетии упоминается о нем в сочинениях Бл. Иеронима и Бл. Августина, причем Бл. Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм. В V веке Св. Анатолий Константинопольский, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский , а в IX в. св. Феофан Никейский составили вдохновенные песнопения в честь этого праздника, который издревле почитался  великим, дванадесятым, вселенским  праздником  всей  Христианской Церкви. В церковных песнопениях, которые поются у нас доселе, праздник Успения Пресвятой Богородицы именуется «знаменитым», «торжественным», «Божественным праздником». Чему же так радуется Св. Церковь в день этого праздника? Ведь в этот день воспоминается  смерть Божией Матери, а смерть, как это обычно принято считать у людей, есть событие  скорбное, печальное,  но вовсе не радостное? Радуется Св. Церковь в день праздника Успения Пресвятой Богородицы потому, что во успении Своем Она не только не оставила мира, а наоборот – «преставльшися от земных к небесным», Она стала еще ближе, еще дороже миру, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за мир перед престолом Сына Своего и Бога, «в молитвах неусыпающей» и «в предстательствах непреложным упованием» (см. кондак Успения). Смерть Ее была лишь коротким переходным моментом в Ее жизни, именно  " успением»,  то есть временным  сном,  после которого Она возстала уже к новой,  вечной и нетленной  жизни, воскрешенная Божественною силою Сына Своего и Бога. Вот почему Бл. Иероним называет праздник Успения «торжеством, несравненным с празднествами святых», «ибо в оный», говорит он, «Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостью сретил и вселил Матерь Свою с Собою». «Она как бы сном на малое время смертью уснула, вскоре от нея, яко от сна, воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела безсмертную во свете лица Господня жизнь и славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Беседа на праздник Успение Пресвятой Богородицы». Тема вопросов: «Мир душевный» 31.08.2023 228 Время на чтение 3 минуты «Беседа на праздник Успения Пресвятой Богородицы». Тема вопросов: «Мир душевный». Встреча прихожан Алексеевского ставропигиального женского монастыря с духовником обители протоиереем Артемием Владимировым. тайм-коды: 00:00 Приветствие. О празднике Успения Пресвятой Богородицы. О сборе биометрических данных. 18:32 Ответы на вопросы. Тема:«Мир душевный». 18:45 Только ли скорбями приобретается мир душевный? Как приобрести и хранить мир душевный в наше нынешнее очень безпокойное время? 25:49 Как обрести душевный мир в трудные периоды жизни, например, когда думаешь о какой-то серьёзной проблеме? Обращаешься с молитвой к Богу, к святым, но проблема не разрешается. 31:05 Батюшка, дайте, пожалуйста, христианское определение понятия «мир душевный». Это чувство покоя и гармонии? Что, кроме молитвы, радостного общения с близкими по духу людьми, общения с природой, творчества, любимой работы и чтения способствует его обретению? 35:28 Как слова Св. Евангелия - в мире скорбны будете - соотносить с желанием мира душевного? 38:50 Бывает, что мы, чтобы сохранить мир, всеми силами избегаем неких обстоятельств - и именно они-то нам и попускаются, как нарочно. Зачем, если волос с головы без воли Божией не падает? 44:25 В контексте хранения мира души и таким образом попечения об обстоятельствах: какая разница между Божиим Промыслом (Его волей) и попущением Божиим? Насколько не вмешивается Господь при попущении? Предполагается, что люди при попущении могут сами изменить обстоятельства, своей волей? Должны ли мы всегда размышлять о том, Промысл это или попущение, и пытаться действовать в соответствии с этим? И как тогда хранить мир, если существует некая постоянная неопределенность, между непреложной волей Божией и данной Им возможностью что-то менять? 50:41 ...иногда возникает ощущение, что Господь требует рабской покорности... 51:50 Что делать, если человек болезненно обидчив и в общении с ним утрачиваешь душевный мир, так как сама становишься невольной причиной обиды, ревности? Или вовсе уклоняться от общения? Что делать, если человек болезненно обидчив и в общении с ним утрачиваешь душевный мир, так как сама становишься невольной причиной обиды, ревности? Или вовсе уклоняться от общения?

http://ruskline.ru/video/2023/08/31/uspe...

14 сентября – день церковного новолетия 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, 2011 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. 14 сентября, или 1 сентября по старому стилю — день начала нового церковного года. Последним праздником завершающегося года является Успение , а первым Праздником нового года — Рождество Пресвятой Богородицы. Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют «началом индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира. С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». 14 сентября, в день нового по церковному календарю года, празднуется память преподобного Симеона Столпника. Имя Столпник он получил за свой необычный подвиг. Симеон с детства пас овец и жил самой обычной жизнью в христианской семье. Однажды он пришел в церковь и услышал, как священник читал заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди.

http://pravmir.ru/14-sentyabrya-den-cerk...

266. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Говорено августа 15-го; напечатано в Твор. Св. Отц. 1851 г. и в собр. 1861 г.) 1851 год Посем глагола им: Лазарь друг наш успе ( Uh. XI. 11 ). Успение Пресвятой Богородицы воспоминаем ныне благоговейно и торжественно. Что значит «успение»? По силе слова: отхождение ко сну. А означается сим кончина земной жизни Матери Божией. – Приметно, Святая Церковь хотела избежать наименования смерти, говоря о Матери Жизни. Но откуда же заимствовано наименование «сна» для означения смерти? Должно думать, что – из уст Христа Спасителя. «Лазарь друг наш успе», сказал Он Апостолам, когда, по силе Своего всеведения, возвещал им о постигшей Лазаря смерти, находясь вдали от места его кончины. Видно, что это был новый язык: потому что Апостолы не поняли его, и Господь нашел нужным перевести Свое изречение на их обыкновенный язык: «Лазарь умре» ( Ин.11:14 ). Что же значит сей новый язык? Для чего Христос и Церковь называют смерть сном? Какие чрез сие хотят нам подать мысли? Теперь не неблаговременно и не бесполезно – дать на сие ответ. Почему смерть праведного Лазаря названа «сном», – понять не трудно. Она имела ту отличительную черту сна, что вскоре должна была прекратиться пробуждением, то есть, возвращением прежней жизни. В слове: «успе», вместе с извещением о смерти Лазаря, заключено было пророчество, что он через четыре дня воскреснет. Подобно сему можно уразуметь и то, почему телесная смерть Божией Матери названа «успением». И она имеет ту отличительную черту сна, что вскоре окончилась пробуждением, то есть, совершенным воскресением в жизнь вечную. В слове: «успение» скрывается указание на церковное предание, что Божия Матерь на третий день по Своем преставлении от земли, явилась Апостолам в небесной славе и – то был не один дух Ее, но купно с воскресшим телом, которого потому уже и не обрелось во гробе Ее. Впрочем, в Писаниях Апостолов виден утвердившийся обычай – не только в особенных знаменательных случаях, но и вообще, называть смерть «успением и сном». Так, Апостол Павел об очевидцах воскресшего Господа пишет: «множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша» ( 1Kop. XV. 6 ). Он также пишет относительно воскресения мертвых: «вси... не успнем, вси же изменимся» ( 1Kop. XV. 51 ). То есть: мы не все умрем, потому что последний день мира застанет на земли живущих; но все изменимся, потому что тем, которых последний день мира застанет живыми, некогда будет умереть и быть погребенными; их тела, не подвергаясь смерти, изменятся из тленных в нетленныя, какие будут иметь и воскресшие из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010