Позднее на основе данной схемы сложился 3-й вариант композиции 3-го обретения - «Богослужение над честной главой св. Иоанна Предтечи», как на иконе (ок. 1552) из Большого Метеорского монастыря: глава (истинных размеров) лежит на св. престоле, ее окружают певчие, диаконы и священники, справа патриарх кадит святыню, за ним стоит император. Подобная композиция запечатлена в клеймах русских икон «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из Балахны (XVI в., НГХМ) и «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу» из храма Покрова на Рву в Москве (глава лежит на престоле, ей предстоят царь и епископы; кон. XVI - нач. XVII в., ГИМ). На 2-сторонней новгородской таблетке (1-я пол. XVI в. (?), ГЭ) помещен следующий извод «Богослужения над честной главой св. Иоанна Предтечи»: в центре клейма стоит драгоценная чаша на высокой точеной ножке, в к-рой лежит глава; ей предстоят, почтительно склонившись, клирики в белых ризах (справа) и император в алых одеждах и золотом венце в сопровождении группы «бояр» (слева); действие происходит внутри белого 3-главого храма. В эпоху позднего средневековья на Руси сложилась еще одна композиция 3-го обретения - «Перенесение честной главы св. Иоанна Предтечи в Константинополь». Патриарх в сопровождении императора и клириков направляется к Царьграду, неся блюдо со святыней на своей голове и поддерживая его руками. Навстречу процессии из столицы выходят священники и люди разных сословий с крестами и иконами. На сложение данной композиции повлияла иконографическая схема «Сретения Владимирской иконы Богоматери»; ношение реликвии на голове патриарха, возможно, является репликой кремлевского чина омовения св. мощей в Великий пяток, во время которого «властем ковчежцы с мощьми и священником блюда на главы» переносились из Благовещенского в Успенский собор (Требник. М., 1894. Ч. 1. Л. 156). Подобный вариант 3-го обретения запечатлен на майской иконе-минее из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (кон. XVI в.; Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. С. 80); на иконе «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 18 клеймах» из ЦАК МДА (XVII в. (?); Михайлова А. Русские иконы из собр. ЦАК МДА: Набор открыток. М., 1998. 11); в клейме на чаше «Усекновенная глава св. Иоанна Предтечи в чаше, с клеймами жития» из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с. Бабурина Даниловского р-на Ярославской обл. (XVIII в.; Клокова. 2003. С. 194). Описание данной композиции встречается также в сводном иконописном подлиннике строгановских мастеров XVIII в. ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 353-354).

http://pravenc.ru/text/471450.html

В боковых клеймах представлено: 1) «Явление ангела Захарии»; 2) «Целование Елизаветы с Захарией»; 3) «Целование Елизаветы с Мариам»; 4) «Крещение св. Иоанна Предтечи», причем младенец представлен стоящим в купели, с правой стороны ангел, простирающий к небу руки, а с левой – св. Елизавета с пеленами в руках; 5) «Биение святого Иоанна Предтечи»: здесь представлена прав. Елизавета, убегающая с младенцем на руках в пустыню от преследования вооруженного копьем воина; 6) «Ангел ведет отрока Иоанна в пустыню»; 7) «Молится Иоанн Предтеча в пустыне»; 8) «Видение руки святому Иоанну Предтечи»; 9) «Крещение Иоанном Крестителем в реке народа»; 10) «Прииде св. Иоанн к Ироду»; 11) «Ирод приказывает отвести Иоанна в темницу»; 12) «Усекновение главы Иоанна Предтечи»; 13) «Несение главы Иоанна Предтечи»; 14) «Принесение к Ироду главы Иоанна»; 15) «Обретение главы Иоанна Предтечи»; 16) «Обретение в соборе Иоанна Предтечи». На правом клиросе икона с изображением двунадесятых праздников и около иконостаса образ св. мученика Уара в житии. По левую сторону царских дверей – местные иконы: Смоленской Божией Матери, четырех московских святителей и Боголюбской Божией Матери. На северной двери изображен св. архидиакон Стефан, а на южной – Лаврентий. Во втором ярусе – деисус с предстоящими Спасителю по обеим сторонам Богоматерью, Предтечею и 10 апостолами, в третьем ярусе – двунадесятые праздники, в четвертом – посредине Богоматерь и по сторонам 14 пророков, в пятом – посредине икона Господа Саваофа и 14 праотцев. В алтаре на стенах помещены иконы: св. Николая – оплечное изображение, апостола Матфея, Богоматери с Богомладенцем на левой руке и со скипетром в правой руке, а у Спасителя – держава в руках, св. Димитрия Ростовского , Благовещения, Господа Вседержителя, Знамения Божией Матери, Николая Чудотворца, преп. Варлаама Хутынского, архангелов Гавриила и Михаила, св. Иоанна Крестителя, акафиста Богоматери в 24 клеймах и над царскими дверями – икона Божией Матери. По стенам самой церкви размещены иконы: Сретения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы, две иконы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

XVIII в. пристройкой со стороны Москвы-реки и отреставрированное после 1925-1930 гг.; Сытный дворец и Полковничьи палаты - с юго-востока, некогда на углу Государева двора; Задние (Спасские) ворота 70-х гг. XVII в.; Дворцовый павильон от деревянного на каменном основании дворца имп. Александра I (1825, архит. Тюрин, снесен в 1873, отреставрирован в 1970-1971). Ист.: РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 198. Л. 88 об., 91-91 об.; Д. 416. Л. 12; Д. 419. Л. 114 об., 123 об.- 124; Д. 426. Л. 126; Д. 427. Л. 152 об., 155; РГАЛИ. Ф. 2428. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 81; РГИА. Ф. 528. Оп. 1. Ед. хр. 70. Л. 21 об.; ЦМАМ. Ф. Р-1. Оп. 1. Ед. хр. 363. Л. 7-8; Холмогоровы В. и Г. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. С. 1-4, 12-14, 177; Ачаркан Д.-М. И. Дворцовое с. Коломенское: История его памятников зодчества по архивным данным. М., 1918. Ркп.//ГМЗК. Ф. редких кн. А-1596, К-13404. Лит.: Свиньин П. П. Село Коломенское// Он же. Картины России и быт разноплеменных ее народов. М., 1839. Ч. 1. C. 75-76; Корсаков А. А. Село Коломенское: Ист. очерк. М., 1870; Лихачёв Н. В., свящ., Ершов А. А. Село Коломенское, что под Москвою, любимое местопребывание царя Алексея Михайловича: Ист. очерк. М., 1913; Згура В. В. Коломенское: Очерк худож. истории и памятников. М., 1928. С. 9; Подключников В. Н. Коломенское. М., 1944; Новиков И. И. Выдающееся произведение рус. архитектуры - ц. в с. Дьяково//Ежег. ГИМ, 1960 г. М., 1962. С. 162-188; Гра М. А., Жиромский Б. Б. Коломенское. М., 1971. С. 115; Баталов А. Л. О датировке ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково//Рус. худож. культура XV-XVII вв. М., 1998. С. 220-239. (ГММК: Мат-лы и исслед; 11); Желудков Д. Г. Новые данные о дьяковском храме//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 532-536; Печников М. В. Подмосковное Коломенское в XIV-XV вв.- вотчина князей моск. дома//«Коломенское»: Мат-лы и исслед. М., 2004. Вып. 8. С. 11-36; он же. Коломенское в эпоху Василия III: Обретение нового статуса//Там же. М., 2007. Вып. 9. С. 65-89; Суздалёв В. В. Очерки истории Коломенского. М., 2006; Памятники архитектуры Москвы: Окрестности старой Москвы (юго-вост. и юж. части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города). М., 2007. С. 194-226; Беляев Л. А. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове: Загадки истории и архитектуры. М., 2009; он же. Церковь Вознесения Господня в Коломенском - шедевр мировой архитектуры, памятник ЮНЕСКО. М., 2009; Топычканов А. В. Повседневная жизнь Коломенского дворца 2-й пол. XVII в. М., 2010; он же. Политическое пространство подмосковных царских резиденций во 2-й пол. XVII в. (в печати); Баталов А. Л., Беляев Л. А. Церковь Вознесения в Коломенском: Архитектура, археология, история. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

В XI в. на основе схемы 3-го обретения главы И. П. начала складываться иконография 1-го и 2-го обретения. Первыми памятниками были миниатюры, иллюстрирующие Житие И. П. по Симеону Метафрасту, текст к-рого завершался описанием 1-го и 2-го обретения главы И. П. Изображение 2 людей, выкапывающих главу из земли, совмещалось с «Рождеством св. Иоанна Предтечи» или с «Усекновением главы св. Иоанна Предтечи» в Минологиях (ГИМ. Син. греч. 9, 1063 г.; Alexandr. Patr. 35 (303). Fol. 155v, XI в.; Paris. gr. 1528. Fol. 216, XII в.; Ath. Dionys. 50. Fol. 283v, XII-XIV вв.). Иконография 1-го и 2-го обретения первоначально представляла собой собирательный образ событий, вероятно, в связи с тем, что церковное празднование 1-му и 2-му обретению совершалось в один день. Так, на фреске в крипте в Севастии Палестинской (ок. 1185) показаны двое юношей, выкапывающих святыню, а слева представлены 2 персонажа в монашеских одеждах. Сцена лишена надписей, поясняющих, какое из первых 2 обретений имелось в виду. В клейме синайской иконы «Св. Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» (нач. XIII в.) глава И. П. лежит на земле, вокруг 3 человека в длинных монашеских одеждах держат зажженные свечи и благоговейно взирают на главу; вертикальный столп света нисходит на святыню из небесного сегмента. Под 24 февр. в настенном календаре храма в мон-ре Козия в Румынии (XIV в.) представлено изображение 2 монахов, выкапывающих святыню из пещеры с помощью лопаты и кирки ( Walter. 1980. С. 72). В эпоху позднего средневековья собирательные образы обретений обычно использовались в кратких циклах Жития И. П., в к-рые включалось единственное клеймо с изображением обретения. Использовалась схема, известная по фрескам храма в мон-ре Козия: 2 монаха выкапывают кирками из пещеры главу (либо один из них, опустившись на колени, берет чашу с главой): икона-минея за февр. из ц. прп. Димитрия Прилуцкого в Вологде (кон. XVI в.); клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча в молении Христу» из храма Покрова на Рву в Москве (кон. XVI - нач. XVII в.); икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с избранными святыми и 4 сценами жития» (1-я пол. XVII в., ГТГ); клеймо иконы из собрания П. Д. Корина (нач. XVIII в., ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина).

http://pravenc.ru/text/471450.html

В книге Правил св. апостол, Св. Соборов и Св. отец замечено касательно 64-го правила св. апостол. «Степень разрешения поста во дни воскресный и субботний определяется в Церковном Уставе и состоит обыкновенно в том что разрешается вино, елей и принятие пищи по литургии, без продолжения неядения до трех четвертой дня (Кн. правил – св. Апост. и Собор., изд. в Москве, 1862 г., стр. 33). О днях и службах круга годового В годовом кругу богослужения, как в кругах дневном и седмичном, есть службы торжественные, есть службы покаянные (поста) и есть службы за умерших. Но в годовом кругу, по причине большей продолжительности года, сравнительно с седмицею или сутками, события из истории веры и Церкви воспоминаются подробнее, частнее, нежели в службах кругов дневного и седмичного. Именно установлены праздники, торжественные службы: 1) во славу Господа, особые: а) в память важнейших событий из жизни Спасителя, б) в прославление животворящего креста Господня, а также в память обретения Нерукотворенного образа и положения ризы Господней. 2) В честь преблагословеннейшей Марии, Матери Божией, установлены праздники: а) в память событий из жизни Богоматери; б) по случаю обретения и положения, на хранение, в храмах вещей, которые освящены употреблением Матери Божией; в) праздники в воспоминание явления чудотворных икон Божией Матери, и г) в память избавления от врагов царства заступлением Матери Божией. 3) В честь бесплотных сил, кроме общего праздника всем чинам (8-го ноября), совершаются особые в честь Архангела Михаила (6-го сент.), Архангела Гавриила (26-го марта, 13 июля). 4) Праздники в честь святых празднуются не только целым ликам, например: святым апостолам (30-го июня), отцам, но и отдельно тому или другому святому. Притом многим святым празднование бывает не однажды в году, но иногда в честь святого празднуется день его преставления, день кончины и день открытия и перенесения мощей. А в память св. Иоанна Крестителя празднуется день его зачатия, день рождества, день усекновения главы, день обретения главы и день перенесения десной руки его.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

150 Вот такого рода указание встречаем мы в постановлениях одного из западных Соборов 506 года (Agathense); правило 21 гласит, между прочим: religuis festivitatibus, ut idi mls: sas teneat propter fatigatonem familiae, justa ordinatione permittimus, Pascha vero Natale Domini, Epiphania Ascentionem Domini, Pentecostem, et natalem S. Joannis Babtistae. (Mansi, applissima collecfio conciliorum. t. 8. col. 328. Paris et Leipzig, 1901). 209 Богослужебный материал образа Предтечи Иоанна слагается из следующих служб: а) Зачатие св. Иоанна Крестителя – 23 сентября. б) Рождество св. Иоанна Крестителя – 24 июня. в) Собор его – 7 января. г) Усекновение честныя главы – 29 августа. д) Служба всякого вторника в Октоихе, то есть 8 служб и отчасти дополнительно: е) Богоявление – 6 января. ж) 1 и 2 обретение главы – 24 февраля. з) 3 обретение главы – 25 мая. 243 Там же. гл. 2, вторник вечер, на Господи, воззвах; Постная Триодь, вторник, 4 седмица, на стих. самогласен, гл. 5. 298 Там же, Канон апостолам, п. 1. Сравни этот тропарь канона с каноном на Великий Четверг «Сеченное сечется», нарочито же; 1 песнь, 1 тропарь 5 песни; 2 тропарь 9 песни по их особливой ясности и четкости учения о Премудрости (Софии) Божией, как единственно Сыне Божием, исключающем всякое суемудрие и празднословие наших дней. 360 30 июня, утро, на хвалитех гл. 4.; 2 июня, утро, канон, гл. 2. песнь 5.; 19 июня, утро, канон, гл. 5, песнь 1 и многие другие. 369 Богослужебный материал освещаемого вопроса заключается в: а) службе каждого четверга в Октоихе. б) Службах четвергов Триодей Постной и Цветной. в) 30 июня – Собор святых апостолов. г) 30 ноября – день святого Апостола Андрея Первозванного. д) 8 мая – день святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. е) 26 сентября – день преставления того же Апостола. ж) 29 июня – день святых первоверховных Апостол Петра и Павла. з) 14 ноября – день святого Апостола Филиппа. и) 11 июня и 25 августа – дни святого Апостола Варфоломея. к) 30 апреля – день святого Апостола Иакова Зеведеева. л) 16 ноября – день святого Апостола и Евангелиста Матфея. м) 6 октября – день святого Апостола Фомы. н) 9 октября – день святого Апостола Иакова Алфеева. о) 19 июня – день святого Апостола Иуды Алфеева. п) 10 мая – день святого Апостола Симона Зилота. р) 9 августа – день святого Апостола Матфия.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Бесплотных Сил – 8 нояб.: Собор архистратига Михаила Богородицы – 8 сент.: Рождество Пресвятой Богородицы; 1 окт.: Покров Пресвятой Богородицы; 22 окт.: Казанской иконы Пресвятой Богородицы; 24 окт.: Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 27 нояб.: Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде; 25 марта (на вечерне) Благовещение Пресвятой Богородицы; 21 мая, 23 июня, 26 авг.: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; явления икон Пресвятой Богородицы: Тихвинской (26 июня), Казанской (8 июля), Смоленской (28 июля); 15 авг.: Успение Пресвятой Богородицы Мученика – 20 сент.: Свв. мчч. кн. Михаила и боярина его Феодора, Черниговских; 22 нояб.: св. блгв. кн. Михаила Тверского; 24 нояб.: св. мч. Меркурия Смоленского; 26 нояб.: Освящение храма св. вмч. Георгия (в Киеве); 23 апр.: св. вмч. Георгия Победоносца; 15 мая: Убиение св. Димитрия царевича; 2 июня: св. вмч. Иоанна Нового; 8 июля: св. вмч. Прокопия; 24 июля: Свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба; 30 июля: св. Иоанна воина Мучеников – 13 дек.: Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; 9 марта: Свв. 40 мчч. в Севастии; 4 фев.: св. блгв. вел. кн. Георгия Мучениц – 28 окт.: св. мц. Параскевы Предтечи – 24 фев.: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи; 25 мая: Третье обретение главы Иоанна Предтечи; 29 авг.: Усекновение главы Иоанна Предтечи Преподобного – 9 сент.: прп. Иосифа Волоцкого ; 27 сент.: прп. Савватия Соловецкого; 28 сент.: прп. Харитона исповедника; прп. Григория, чудотворца Вологодского; 1 окт.: прп. Саввы Вишерского; 14 окт.: прп. Параскевы; 19 окт.: прп. Иоанна Рыльского; 23 окт.: прп. Иакова Боровицкого; 28 окт.: † прп. Иова Почаевского ; 29 окт.: † прп. Аврамия, Ростовского чудотворца; 6 нояб.: прп. Варлаама Хутынского; 17 нояб.: прп. Никона Радонежского чудотворца; 19 нояб.: прпп. Варлаама и Иоасафа; 23 нояб.: † св. блгв. вел. кн. Александра Невского; 3 дек.: прп. Саввы Звенигородского; 5 дек.: прп. Саввы Освященного; 7 дек.: Прпп. Антония Сийского и Нила Столобенского; 2 янв.: † прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Выделим среди подвижных праздников двунадесятые – это всего три праздника: Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (четверг 6-й седмицы по Пасхе) и Пятидесятница (Неделя 8-я по Пасхе). Неподвижный круг включает в себя праздники и памяти святых, совершаемые всегда в определенные дни и месяцы года. Богослужения неподвижного круга содержатся в Минее. Укажем все двунадесятые, великие, а также важнейшие в уставном отношении бденные и полиелейные праздники неподвижного круга богослужения (курсивом выделены двунадесятые праздники неподвижного круга): 1 сентября – церковное новолетие 8 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы 14 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 26 сентября – преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1 октября – Покров Пресвятой Богородицы 22 октября – Казанской иконы Божией Матери 26 октября – великомученика Димитрия Солунского 8 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 21 ноября – Введение во храм Пресвятой Богородицы 27 ноября – иконы Божией Матери «Знамение» 6 декабря – святителя Николая Чудотворца 25 декабря – Рождество Христово 1 января – Обрезание Господне; святителя Василия Великого 6 января – Богоявление 30 января – Трех святителей ( Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ) 2 февраля – Сретение Господне 24 февраля – Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи 9 марта – 40 мучеников Севастийских 25 марта – Благовещение Пресвятой Богородицы 23 апреля – великомученика Георгия Победоносца 8 мая – апостола и евангелиста Иоанна Богослова 9 мая – перенесение мощей святителя Николая Чудотворца 25 мая – Третье обретение главы Иоанна Предтечи 24 июня – Рождество Иоанна Предтечи 29 июня – апостолов Петра и Павла 20 июля – пророка Илии 6 августа – Преображение Господне 15 августа – Успение Пресвятой Богородицы 29 августа – Усекновение главы Иоанна Предтечи. Необходимо сказать вкратце и об истории развития годового круга богослужения. Здесь архимандрит Киприан (Керн) выделяет четыре этапа: I–III века. Самые ран­ние христианские праздники, которые появляются в данный период, – Пасха и Пятидесятница. Относительно даты празднования Пасхи существовали две традиции: по одной Пасха связывалась с воскресным днем и была, следовательно, праздником подвижным, по другой, малоазийской, она закреплялась за днем 14 Нисана. Тогда же появляется праздник Явление Господне, в который воспоминались события и Рождества и Крещения Господа Иисуса. В эту же эпоху возникают празднования в честь мучеников. Возможно, что в это время уже закрепились памяти: апостола Иакова, архидиакона Стефана, священномучеников Поликарпа и Игнатия Богоносца и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Иоанн Предтеча в пустыне» в росписи ц. Благовещения на Мячине (1189); «Св. Иоанн Предтеча» в росписи мон-ря Студеница, Сербия (1208-1209); на иконах «Св. Иоанн Предтеча в пустыне, с 3 сценами жития» (кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Св. Иоанн Предтеча с усекновенной главой и Богоматерь Брефократуса» (3-я четв. XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне) (Ο Θησαυρο του Αγου Ορους. Θεσσαλονικη, 1997. Σ. 81) и на др. Возможно, распространение такой иконографии было обусловлено почитанием И. П. в монастырской среде как одного из родоначальников христ. аскетизма. В XIV-XV вв. был создан поясной вариант данной иконографии, напр. икона из мон-ря Пантократор на Афоне «Св. Иоанн Предтеча» (3-я четв. XIV в.) (Ibid. Σ. 80). Именно такое изображение И. П. стало распространяться на Руси в период правления Иоанна IV Грозного. Происхождение ряда икон И. П. 60-70-х гг. XVI в. данной иконографии было связано с царскими вкладами в крупные храмы и мон-ри: иконы «Св. Иоанн Предтеча» были вложены в Благовещенский собор Московского Кремля (60-е гг. XVI в., ГММК), в Воздвиженскую ц. Толгского монастыря (ок. 1571, ЯХМ), в Николо-Угрешский монастырь (60-70-e гг. XVI в., ГМЗК), в Успенский собор Рязани (РязХМ). Иконография праздников Память И. П. отмечается православной Церковью несколько раз в год. Сложившуюся иконографическую традицию имеют праздники: Зачатие Иоанна Предтечи (23 сент.), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.), Собор Иоанна Предтечи (7 янв.), 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи (24 февр.), 3-е Обретение главы Иоанна Предтечи (25 мая); праздник Перенесения десницы Иоанна Предтечи в Гатчину, состоявшегося в 1799 г., был отмечен 12 окт. 1800 г. и собственной иконографии не имеет. Иконография зачатия И. П. восходит к ранневизант. искусству: изображения на резных вратах ц. Санта-Сабина в Риме (ок. 430); на мозаиках ц. Санта-Мария Маджоре в Риме (ок. 432-440); на фресках кафедрального собора в Порече, Хорватия (543-553); на ампулах (кон.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Праздники Зачатия и Рождения Предтечи были уже повсеместно празднуемы в 4-м веке. Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа) Ирод, царь иудейский, обличаемый св. Иоанном за незаконный брак с женою убиенного им брата Филиппа, заключил Иоанна в темницу, но, частью боясь народа, частью лично уважая пророка, не осмеливался лишить его жизни: он даже часто приходил в темницу и с удовольствием внимал добрым внушениям Предтечи. Но Иродиада, жена Филиппа, тайно ненавидела обличителя и искала случая убить его. Случай скоро представился. Однажды царь Ирод, празднуя день своего рождения, сидел на пиршестве, окруженный своими вельможами. Среди пира вошла в залу дочь Иродиады и своей пляской привела царя в такой восторг, что он обещался дать ей хоть половину царства. Девица, по внушению матери своей, просила у царя главы Иоанна Крестителя. Сильно опечалила царя эта просьба. Но не желая дать о себе дурное понятие своим вельможам и боясь нарушить клятву, приказал отсечь голову Предтечи. Голова была отсечена, принесена на блюде в пиршественную залу и вручена девице, которая отнесла матери своей. Тело же Предтечи было взято его учениками и благоговейно предано земле. Праздник усекновения главы Предтечевой также известен был уже в 4 веке. 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи Тело Предтечи, погребенное учениками, в 362-м году было сожжено язычниками и только часть костей его досталась в руки христианам. Глава же Предтечи была скрыта во дворце Ирода, а потом Хузою, домоправителем Иродовым, погребена в горе Елеонской. В первый раз она была обретена двумя иноками при Константине Великом . Но иноки не сохранили сокровища. Человек, которому они дорогою дали нести главу, скрылся от них и унес святыню в дом свой. Здесь она хранилась долго, передаваемая от одного рода к другому, и наконец по преемству передана была Арианину Евстафию, который, скрываясь от преследований за ересь, зарыл главу в одной пещере, а потом, опять возвратившись домой, не мог найти места, где погребена была глава. Впоследствии на этом месте устроилась обитель иноков, и благочестивый настоятель ее, Маркелл, вторично обрел главу Предтечи в 452 году. Из этой обители глава была перенесена сначала в Халкидон, а потом в Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010